Онтогенез повторяет филогенез - раздел История, История операционных систем
После Опубликования Книги Чарльза Дарвина «Происхождение Видо...
После опубликования книги Чарльза Дарвина «Происхождение видов» немецкий зоолог Эрнст Хэккель (Ernst Haeckel) сформулировал правило: «Онтогенез повторяет филогенез». Сказав это, он имел в виду, что развитие зародыша (онтогенез) повторяет эволюцию видов (филогенез). Другими словами, человеческая яйцеклетка от момента оплодотворения до того, как стать человеческим ребенком, проходит через состояния рыбы, свиньи и т. д. Современные биологи считают такую модель очень сильно и грубо упрощенной, но все же в ней присутствует зерно истины.
Нечто подобное произошло в компьютерной промышленности. Каждый новый вид (мэйнфрейм, мини-компьютер, персональный компьютер, встроенный компьютер, смарт-карта и т. д.) проходит, видимо, через те же стадии развития, что и их предки. Первые мэйнфреймы программировались полностью на языке ассемблера. Даже такие сложные программы, как компиляторы и операционные системы, в те времена писали на ассемблере. Когда появились мини-компьютеры, на мэйнфреймах уже стали обычными Фортран, Кобол и другие языки программирования высокого уровня, но тем не менее на новых мини-компьютерах программировали на ассемблере (из-за недостатка памяти). Когда были созданы микрокомпьютеры (самые первые персональные компьютеры), программирование на них также велось на ассемблере, несмотря на то, что к этому времени на мини-компьютерах уже применялось программирование на языках высокого уровня. Карманные компьютеры тоже начинались с ассемблерных программ, но очень быстро перешли на языки высокого уровня (в основном за счет того, что к тому моменту они уже разрабатывались на больших машинах). То же самое относится и к смарт-картам.
А теперь взглянем на операционные системы. Первые мэйнфреймы изначально не имели защитного оборудования и поддержки многозадачности, поэтому на них работали простые операционные системы, управляющие в каждый конкретный момент времени только одной загруженной вручную программой. Позже на этих машинах появилось необходимое оборудование и операционные системы, поддерживающие управление одновременно несколькими программами, а затем и полная возможность работы в режиме разделения времени.
Когда мини-компьютеры только появились на свет, на них также не было защитной аппаратуры и в каждый конкретный момент времени могла работать только одна загруженная вручную программа, несмотря на то, что к тому времени многозадачность уже была разработана и хорошо работала в мире мэйнфреймов. Постепенно мини-компьютеры обзавелись защитным оборудованием и появилась возможность одновременной работы на них двух или более программ. На первых микрокомпьютерах также в каждый момент времени могла работать только одна программа, и только позже стал возможным многозадачный режим. Тем же путем развивались карманные компьютеры и смарт-карты.
Диски впервые появились на больших мэйнфреймах и только затем на мини-компьютерах, микрокомпьютерах и т. д. Даже сейчас на смарт-картах нет жесткого диска, но с появлением флэш-памяти вскоре будут созданы эквиваленты дисков и для карт. Лишь после возникновения первых дисков возникли примитивные файловые системы. На компьютере CDC 6600, который смело можно назвать самым мощным мэйнфреймом 60-х годов, пользователи файловой системы имели возможность создавать файл и затем объявлять этот файл постоянным. Это означало, что он останется на диске даже после завершения работы создавшей его программы. Для получения доступа к этому файлу программа должна была подключить его с помощью специальной команды, указав пароль (который задавался в тот момент, когда файл объявлялся постоянным). В сущности, тогда на компьютере был всего один каталог, совместно используемый всеми пользователями. Конфликты имен файлов должны были разрешаться самими пользователями. Так же все начиналось и на мини-компьютерах: ранние файловые системы имели один каталог, общий для всех пользователей; это верно и для ранних микрокомпьютерных файловых систем.
Виртуальная память (то есть виртуальное устройство, позволяющее работать программам, требующим больше памяти, чем физически имеется у компьютера) развивалась точно таким же образом. Сначала она появилась на мэйнфреймах, затем на мини-компьютерах, микрокомпьютерах и постепенно заработала на все меньших и меньших системах. Сети имеют очень похожую историю.
Во всех случаях развитие программного обеспечения диктовалось ростом технологий. Например, на первых микрокомпьютерах было что-то около 4 Кбайт памяти и отсутствовала аппаратная защита. Соответственно, для управления такой крошечной системой не годились языки высокого уровня и многозадачность, они были просто слишком громоздки. По мере того как микрокомпьютеры эволюционировали в современные персональные компьютеры, на них появилось необходимое оборудование, а потом и программное обеспечение для управления этими более сложными устройствами. Вероятно, подобное развитие продолжится в течение последующих лет. В других областях также действует это правило перевоплощения, но в компьютерной промышленности, как нам кажется, развитие происходит заметно быстрее.
Все темы данного раздела:
История операционных систем
История развития операционных систем насчитывает уже много лет. В следующих разделах книги мы кратко рассмотрим некоторые основные моменты этого развития. Так как операционные систе
Основные функции операционных систем
По современным представлениям ОС должна уметь делать следующее.
□ Обеспечивать загрузку пользовательских программ в оперативную память и их исполнение (этот пункт не относится к ОС,
ДОС (Дисковые Операционные Системы)
Это системы, берущие на себя выполнение только первых четырех функций. Как правило, они представляют собой некий резидентный набор подпрограмм, не более того. ДОС загружает пользовательскую програ
ОС общего назначения
К этому классу относятся системы, берущие на себя выполнение всех вышеперечисленных функций. Разделение на ОС и ДОС идет, по-видимому, от систем IBM DOS/360 и OS/360 для больших компьютеров этой ф
Системы виртуальных машин
Такие системы стоят несколько особняком. Система виртуальных машин — это ОС, допускающая одновременную работу нескольких программ, но создающая при этом для каждой программы иллюзию того, что маши
Системы реального времени
Это системы, предназначенные для облегчения разработки так называемых приложений реального времени — программ, управляющих некомпьютерным оборудованием, часто с очень жесткими ограничениями
Средства кросс-разработки
Это системы, предназначенные для разработки программ в двухмашинной конфигурации, когда редактирование, компиляция, а зачастую и отладка кода производятся на инструментальной машине (в англоязычной
Системы промежуточных типов
Существуют системы, которые нельзя отнести к одному из вышеперечисленных классов. Такова, например, система RT-11, которая, по сути своей, является ДОС, но позволяет одновременное исполнение неско
Семейства операционных систем
Часто можно проследить преемственность между различными ОС, необязательно разработанными одной компанией. Отчасти такая преемственность обусловлена требованиями совместимости или хотя бы переносим
Выбор операционной системы
Выбор типа операционной системы часто представляет собой нетривиальную задачу. Некоторые приложения накладывают жесткие требования, которым удовлетворяет только небольшое количество систем. Напри
Проблема
Организация имеет двенадцать велосипедов. Стоит задача: перевезти рояль. Что делать? Грузовик не предлагать...
Основная проблема MS Windows состоит вовсе не в том, что это не "настоя
Открытые системы
Альтернативой закрытым решениям является концепция открытых систем. Идея открытых систем исходит из того, что для разных задач необходимы разные системы — как специализированные, так и системы обще
Представление данных в вычислительных системах
Современные компьютеры оперируют числовыми данными в двоичной системе счисления, а нечисловые данные (текст, звук, изображение) так или иначе переводят в цифровую форму (оцифровывают).
В
Представление текстовых данных
Все используемые способы представления текстовых данных, так или иначе, сводятся к нумерации символов алфавита (или множества символов системы письменности интересующего нас языка,
Представление изображений
Все известные форматы представления изображений (как неподвижных, так и движущихся) можно разделить на растровые и векторные.
В векторном формате изображ
Представление звуков
Два основных подхода к хранению звуковых файлов можно сопоставить с векторным и растровым способами хранения изображений: это MIDI и подобные ему форматы, и оцифрованный звук.
Упаковка данных
Данные многих форматов имеют значительный объем, поэтому их хранение и передача зачастую требуют значительных ресурсов. Одним из способов решения этой проблемы является повышение емкости запомина
Контрольные суммы
Хранение данных и их передача часто сопровождается или может сопровождаться ошибками. Приемнику и передатчику информации необходимо знать, что данные в потоке должны соответствовать определенным п
Загрузка программ
Выяснив, что представляет собой программа, давайте рассмотрим процедуру ее загрузки в оперативную память компьютера (многие из обсуждаемых далее концепций, впрочем, в известной мере применимы и к
Создание процессов в Unix
В системах семейства Unix новые процессы создаются системным вызовом fork. Этот вызов создает два процесса, образы которых в первый момент полностью идентичны, у них различается только значение, в
Абсолютная загрузка
Первый, самый простой, вариант состоит в том, что мы всегда будем загружать программу с одного и того же адреса. Это возможно в следующих случаях.
□ Система может предоставить каждом
Формат загрузочного модуля a.out
В системе UNIX на 32-разрядных машинах также используется абсолютная загрузка. Загружаемый файл формата a.out (современные версии Unix используют более сложный формат загружаемого модуля и более
Относительная загрузка
Относительный способ загрузки состоит в том, что мы загружаем программу каждый раз с нового адреса. При этом мы должны настроить ее на новые адреса. При использовании в коде программы абсолю
Оверлеи (перекрытия)
Смысл оверлея состоит в том, чтобы не загружать программу в память целиком, а разбить ее на несколько модулей и помещать их в память по мере необходимости. При этом на одни и те же адреса
Сборка программ
В большинстве современных языков программирования программа состоит из отдельных слабо связанных модулей. Как правило, каждому такому модулю соответствует отдельный файл исходного текста.
Типичный объектный модуль содержит следующие структуры данных.
□ Таблицу перемещений, т. е. таблицу ссылок на перемещаемые объекты внутри модуля.
□Таблицу ссылок на внешние объекты. Иногда это называется таб
Объектные библиотеки
Крупные программы часто состоят из сотен и тысяч отдельных модулей. Кроме того, существуют различные пакеты подпрограмм, также состоящие из большого количества модулей. Один из таких пакетов
Сборка в момент загрузки
Как мы видели в предыдущем разделе, объектные модули и библиотеки содержат достаточно информации, чтобы собирать программу не только заранее, но и непосредственно в момент загрузки. Этот способ,
Программные модули в N9000
В этих архитектурах каждый объектный модуль соответствует одному модулю в смысле языка высокого уровня Oberon (или NIL— N9000 Instrumental Language). Далее мы будем описывать архитектуру системы N9
Динамические библиотеки
В Windows и OS/2 используется именно такой способ загрузки. Исполняемый модуль в этих системах содержит ссылки на другие модули, называемые DLL (Dynamically Loadable Library, динамически загружае
Загрузка самой ОС
При загрузке самой ОС возникает специфическая проблема: в пустой м шине, скорее всего, нет программы, которая могла бы это сделать. В системах, в которых программа находится в ПЗУ (или другой энерг
Загрузка Sun Solaris
Полный цикл загрузки Solaris (версия Unix System V Release 4, поставляющаяся фирмой Sun) на компьютерах х86 происходит в шесть этапов. Первые три этапа стандартны для всех ОС, работающих на IBM PC
Управление оперативной памятью
Основной ресурс системы, распределением которого занимается ОС — это оперативная память. Поэтому организация памяти оказывает большое влияние на структуру и возможности ОС. В настоящее время сложил
Открытая память
Самый простой вариант управления памятью — отсутствие диспетчера памяти и возможность загружать в системе только один процесс. Именно так работают СР/М и RT-11 SJ (Single-Job, однозадачная). В эти
Алгоритмы динамического управления памятью
При динамическом выделении памяти запросы на выделение памяти формируются во время исполнения задачи. Динамическое выделение, таким образом, противопоставляется статическому, когда за
Сборка мусора
Явное освобождение динамически выделенной памяти применяется во многих системах программирования и потому привычно для большинства программистов, но оно имеет серьезный недостаток: если программист
Открытая память (продолжение)
Описанные выше алгоритмы распределения памяти используются не операционной системой, а библиотечными функциями, присоединенными к программе. Однако ОС, которая реализует одновременную загрузку (но
Управление памятью в MS DOS
Так, например, процедура управления памятью MS DOS рассчитана на случай, когда программы выгружаются из памяти только в порядке, обратном тому, в каком они туда загружались (на практике, они могут
Управление памятью в MacOS и Win16
В этих системах предполагается, что пользовательские программы не сохраняют указателей на динамически выделенные блоки памяти. Вместо этого каждый такой блок идентифицируется целочисленным дескрип
Системы с базовой виртуальной адресацией
Как уже говорилось, в системах с открытой памятью возникают большие сложности при организации многозадачной работы. Самым простым способом разрешения этих проблем оказалось предоставление каждому
Компьютер и внешние события
Практически все функции современных вычислительных систем, так или иначе, сводятся к обработке внешних событий. Единственная категория приложений, для которых внешние события совершенно неактуальны
Канальные процессоры и прямой доступ к памяти
Одно из решений состоит в том, чтобы завести отдельный процессор и поручить ему всю работу по опросу. Процессор, занимающийся только организацией ввода-вывода, называют периферийным
Централизованный контроллер, устанавливаемый на системной плате и способный работать с несколькими различными устройствами.
В качестве альтернативы ПДП можно предложить снабжение устройство буфером, который работает с частотой системной шины. Центральный процессор передает данные в буфер, и лишь когда
Прерывания
Альтернатива опросу, применяемая практически во всех современных процессорах, называется прерываниями (interrupt), и состоит в значительном усложнении логики обработк
ИСКЛЮЧЕНИЯ
Многие процессоры используют механизм, родственный прерываниям, для обработки не только внешних, но и внутренних событий (исключительные ситуации – отсутствие страницы, ошибки дост
Многопроцессорные архитектуры
Как уже говорилось, относительно большие накладные расходы, связанные с обработкой прерываний, нередко делают целесообразным включение в систему дополнительных процессоров. Есть и другие доводы в п
Порядок доступа к памяти в SPARC
Современные процессоры предоставляют возможность управлять порядком доступа команд к памяти. Например, у микропроцессоров SPARCv9 определены три режима работы с памятью (модели памяти), переключае
Новости и инфо для студентов