Вопросы для самоконтроля - раздел История, ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
1. Почему Представители «Философии Жизни», Развивая Свою Фило...
1. Почему представители «философии жизни», развивая свою философскую концепцию, начинают с критики классической метафизики (критика гегельянства)?
2. Как Кьеркегор осмысляет человеческое существование (экзистенция) и какие три стадии становления человека выделяет философ? Определите, как взаимосвязаны выбор и отчаяние у Кьеркегора.
3. Обратившись к тексту М. Хайдеггера «Европейский нигилизм», определите, в чем смысл критики классической метафизики в философии Ницше (переоценка всех ценностей).
4. Какова взаимосвязь основных понятий, с помощью которых Ницше рассматривает проблему человеческого существования: воля к власти
и идея вечного возвращения?
5. В чем смысл понимания жизни как исторической реальности по Дильтею? Объясните, почему история, сама историческая реальность открывается человеку именно в опыте переживания и понимания.
Все темы данного раздела:
Костомаров, А. С.
К 72 История философии: учебное пособие / А. С. Костомаров. – Самара : Изд-во «Самарский университет», 2009. – 84 с.
Данное учебное пособие нацелено на орг
ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО
После рассмотрения вводного курса философии, где раскрывалась актуальность философии в пределах как культуры, так и экзистенциального опыта человека, Вам предстоит встреча с новым р
Историко-философского процесса
Ведущая идея. История философии как обсуждение ее главной проблемы: вопрос о бытии и смысле бытия.
Важно знать. Обратите внимание на сущес
Раннегреческая философия
Ведущая идея. Основная проблема античной философии – проблема бытия. Бытие понимается как смысловое основание существования всякого сущего, в том числе и человека,
Тема 3. Философия Платона и Аристотеля
Ведущая идея. Бытие как объективное идеальное начало. Бытие как мир идей. Понимание бытия как смыслопридающего основания сущего. Понимание человеческого бытия как д
Тема 4. Философия средних веков
Ведущая идея. Бытие как Бог. Бог, Абсолют как бытийственное основание человеческого мира. Средневековая философия исходит из принципа, что человеческое бытие выстра
Философия эмпиризма
Ведущая идея. Центральной проблемой новоевропейской философии является проблема обоснования знания. Научное знание рассматривается как результат эмпирического опыта
Тема 6. Философия рационализма
Ведущая идея. Знание в рационалистической традиции рассматривается как результат деятельности человеческого разума. Принцип сogito (теоретический разум) как фундаме
Вопросы для самоконтроля
1. Что представляет собой «методическое сомнение» Декарта? Почему именно сомнение становится у Декарта исходным методом познания?
2. Почему именно опыт мышления, опыт мысли
Тема 8. Философия К. Маркса
Ведущая идея. Поворот от рассмотрения теоретического субъекта к субъекту практическому, общественному. Практическая (материальная) деятельность как форма конст
Вопросы для самоконтроля
1. Почему практика, по Марксу, является критерием истины? В чем смысл этого утверждения? Как Вы думаете, почему именно практика, материальная деятельность, открывает социальную реал
Тема 9. Философия жизни
Ведущая идея. Бытие как жизнь. Обращение к жизни как способу открытия индивидуальности, конкретности человеческого существования. Рассмотрение категории жизни как о
Тема 10. Философия экзистенциализма
Ведущая идея. Поворот в рассмотрении проблемы бытия от вопроса «что есть бытие?» к вопросу о смысле бытия. Бытие человека существует как бытие-в-мире, его фундамент
Вопросы для самоконтроля
1. В чем заключаются философский замысел и основная интенция экзистенциализма? На каком основании экзистенциалисты предпринимают критику классической философии?
2. В чем пр
Проблема типологизации историко-философского процесса
1. Проблема соотношения истории философии и философии. Предмет истории философии.
2. Основной вопрос философии и классификация ее направлений по Энгельсу. Проблема основного вопроса филосо
Античная философия и ее основные проблемы
1. Античная философия как становление и развитие онтологической парадигмы (парадигмы on he on). Проблема бытия как бытия – основная проблема философии. Философский и культурный смыс
И линия эмпиризма в философии XVII-XVIII
1. Социокультурные причины становления гносеологической парадигмы философского мышления в Новое время. Специфика гносеологической парадигмы философского мышления, проблемы субъекта
Философия И. Канта
1. Немецкая классическая философия: основные черты и принципы исследовательской программы. Философия И. Канта: открытие основной критической проблемы, новации трансцендентальной фил
И ее место в европейской философии и культуре
1. Определите основные тенденции развития западноевропейской философии во второй половине XIX – начале ХХ века. Понятие классической и постклассической философии.
2. Критика классической н
Философия жизни
1. Кризис классической европейской метафизики и рождение новой парадигмы философского мышления. Специфика философии жизни и культурный контекст ее появления.
2. Филосо
Часть 1
1. Понятие антропологической парадигмы философского мышления, социокультурные условия ее возникновения.
2. Общая характеристика философии экзистенциализма: основные проблем
Часть 2
1. Основные понятия феноменологической онтологии Сартра. Соотношение существования и сущности. Концепция свободы. Смысл Ничто. Концепция свободы. Атеизм Сартра, его этическое учение
Учение об идеях
Миф о пещере
– После этого, – сказал я, – ты можешь уподобить нашу человеческую природу в отношении просвещенности и непросвещенности вот какому состояни
Платон. Федон // Диалоги: Государство. Федон. Филеб. М, 1998. С. 250-251.
d
Мысль бога питается умом и чистым знанием, как и мысль всякой души, которая стремится воспринять надлежащее, узрев [подлинное] бытие, хотя бы и ненадолго, ценит его, пита
Платон. Филеб // Диалоги: Государство. Федон. Филеб. М, 1998. С. 160-161.
c
Или же только то, что мы видим либо вообще воспринимаем телесными ощущениями, обладает подобной истинностью, а помимо этого вообще ничего и нигде нет? Может быть, мы пона
Платон. Государство // Диалоги: Государство. Федон. Филеб. М, 1998. С. 279-281.
с
– Между тем небытие с полным правом можно назвать не одним чем-то, а вовсе ничем.
– Конечно.
– Поэтому к небытию мы с необходимостью отнесли незнание, а к бытию – позна
Концепция причин
Причиной называется то содержимое вещи, из чего она возникает; например, медь – причина изваяния и серебро – причина чаши, а также их роды суть причины; форма, или первообраз, а это
Проблема изменения
Кроме того, [при изменении] есть нечто постоянно пребывающее, противоположное же не пребывает постоянно, значит, существует нечто третье помимо противоположностей, а именно материя
Понятие сущего
Сущим называется, с одной стороны, то, что существует как привходящее, с другой - то, что существует само по себе. Как привходящее – например, мы говорим, что справедливый есть обра
Понятие сущности
Сущностью называются простые тела, например земля, огонь, вода и все тому подобное, а также вообще тела и то, что из них состоит, – живые существа и небесные светила, а равно и
Бог как абсолютное бытие
XVI.
19. Как абсолютно Твое бытие, так абсолютно и знание; неизменно Твое бытие, неизменно знание и неизменна воля. В бытии Твоем неизменны и знание и воля; в знании Т
Проблема времени
XXVIII.
37. Каким же образом уменьшается или исчезает будущее, которого еще нет? каким образом растет прошлое, которого уже нет? Только потому, что это происходит в душе, и
Бытие как субстанция
Ч.1. О Боге.
1. Под причиною самого себя (causa sui) я разумею то, сущность чего заключает в себе существование, иными словами, то, чья природа может быть представляема не
Проблема времени и пространства
С. 82
Пространство вовсе не представляет свойства каких-либо вещей самих по себе, а также не представляет оно их в их отношении друг к другу, иными словами, оно не есть опр
Маркс К. Тезисы о Фейербахе // К. Маркс., Ф. Энгельс. Соч. Т. 42. С. 56-57.
Главный недостаток всего предшествующего материализма – включая и фейербаховский – заключается в том, что предмет, действительность, чувственность берется только в форме объ
Ницше Ф. Злая мудрость // Соч. в 2 т. М, 1990. С. 333-335. Т. 2.
После смерти Бога
Творить: это значит – выставлять из себя нечто, делать себя более пустым, более бедным и более любящим. Когда Бог сотворил мир, Он и сам был тогда не б
Хайдеггер М. Бытие и время. М, 1997 (§1-5. С. 2-19).
1. Необходимость отчетливого возобновления вопроса о бытии.
Названный вопрос пришел сегодня в забвение, хотя наше время числит за собой как прогресс, что оно снова положите
Вопросы по тексту
1. Как Хайдеггер решает вопрос о бытии? В чем заключается экзистенциальный поворот в рассмотрении проблемы бытия?
2. Критика классической метафизики в «Бытии и времени».
3. Как фи
ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
Учебное пособие
Редактор Ю.В. Смутницкая
Компьютерная верстка, макет Н.П. Бариновой
Подписано в печать 12.11.09. Ф
Новости и инфо для студентов