рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Основные течения в исламе.

Основные течения в исламе. - Лекция, раздел История, ЛЕКЦИИ ПО ИСТОРИИ РЕЛИГИИ Несмотря На Обилие В Исламе Различных Течений, Главными Из Которых Являются С...

Несмотря на обилие в исламе различных течений, главными из которых являются суннизм и шиизм, для всех мусульман присуще довольно стойкое представление о принадлежности к общности людей, объединенных верой, интересами, культурой, историей. Однако это ощущение единства не смогло предотвратить политической, хозяйственной и социальной разобщенности мусульманских стран ни в средние века, ни в новое, ни в новейшее время. Хотя нередко оно становилось существенным фактором политической консолидации некоторых групп мусульманских государств.

Для более полного знакомства с течениями ислама остановимся на самых значительных из них - шиизме и суннизме.

1. Шиизм. Данное понятие происходит от арабского шаа, что означает присоединиться к кому-либо или группе приверженцев. Это общее название различных течений, признающих имама Али ибн Аби Талиба (зятя Мухаммада, мужа Фатимы) и его потомков единственно законными преемниками пророка Мухаммада. Вскоре после смерти Мухаммада часть его сподвижников (Салман ал-Фариси, Абу Зарр ал-Гифари, ал-Мик-дад и др.) выступила за преемство имама Али и за сохранение верховной власти в "семье Пророка", отвергая других претендентов.

В ходе борьбы за власть Пророка в начале второй половины VII в. эта группировка стала ядром движения, которое позднее привело к разделению мусульманской общины на две основные части - суннитов и шиитов. По своему значению этот раскол вышел за рамки династического соперничества за власть внутри Халифата, оказав огромное влияние на судьбу мусульманского


мира.

На базе религиозно-политической группировки Алидов, отстаивавшей кровнородственное право на власть, зародилось шиитское движение, взявшее на вооружение и проповедовавшее мистические представления о верховной власти. В противоположность суннитам и ариджитам, провозгласившим выборность главы общины, шииты, исходя из божественной природы верховной власти и рассматривая ее как таинственную эманацию "божественной благодати" в роду Али, принципиально отвергли саму возможность избрания имама-халифа. Опираясь на многочисленные предания и аллегорическое толкование отдельных мест в Коране, согласно которым Пророк якобы указал на Али как на своего преемника, шииты отстаивают принцип наследственной верховной власти его рода.

На протяжении всей истории ислама шииты с переменным успехом вели борьбу за возвращение власти потомкам Али. В настоящее время шиитского вероучения придерживается абсолютное большинство населения Ирана, часть населения Ирака, значительная часть населения Ливана, ЙАР, НДРЙ и Бахрейна, бывших социалистических республик Средней Азии. Шиитские общины существуют практически во всех мусульманских странах.

2. Сунниты (ахл ас-сунна ва-л-джамаа "люди Сунны и согласия общины") - само название большей части мусульман. Суннитская система догматов считается наиболее характерной для ислама вообще и идентифицируется с исламским "правоверием", хотя на самом леле не существует какого-либо обязательного для всех "вода мусульманских догматов.

Первая часть названия происходит от термина сунна" - пример, путь жизни Мухаммада как образец для мусульманской общины, зафиксирован в хадисах. Поскольку ислам признает непосредственное общение Пророка с Аллахом, то и собственные высказывания Мухаммада считаются боговдохновенными; поэтому Сунна вместе с Кораном воспринимается суннитами как


богоданная основа ислама, указания правил жизни мусульманского общества. Сунниты отводят важную роль общине при решении основных религиозных и социальных проблем, возникающих перед мусульманами.

Соответственно этой общинной концепции политическая и духовная власть должна принадлежать имаму-халифу, избираемому общиной и наиболее подходящему по личным качествам и знаниям для претворения в жизнь заветов Корана. Шииты же считают, что родство с Пророком дает членам его рода Али "божью благодать", и только они могут управлять мусульманами.

Основными формальными признаками принадлежности к суннитам являются: признание законности четырех первых халифов, признание достоверности шести сводов хадисов, принадлежность к одному из четырех религиозно-политических толков - маликитскому, ханафитскому, ханбалитскому, шафиитскому.

Суфизм.

Суфизм (или ат-тасаввуф) - это мистико-аскетическое течение в исламе. Суфийские авторы часто возводят этимологию его названия к корню СФВ "быть чистым, непорочным" либо к выражению "ахл ас-суффа" (люди скамьи или навеса), которое применялось по отношению к особо преданным и богобоязненным последователям Пророка из малоимущих. Ныне общепринятой является точка зрения, высказанная еще средневековыми мусульманскими авторами, согласно которой понятие суфизм производное от слова суф, т.е. "шерсть", поскольку грубое шерстяное одеяние издавна считалось обычным атрибутом аскета-отшельника, "божьего человека", мистика.

Первоначально суфии не имели разработанной системы взглядов. Они проповедовали аскетизм, отказ от мирских желаний и пренебрежение земной жизнью, считали, что исступленное и частое совершение культовых действий (молитв, зикра) поможет человеку приобрести некую высшую благодать, которая приведет его к


высшему знанию", познанию Бога.

Становление и развитие суфизма шло параллельно .гановлению и развитию ислама. Начало формирования “[его мистико-аскетического течения относится примерно к середине VIII - началу IX вв. В то время термины "ат-тасаввуф" и "ас-суфи" еще не получили широкого распространения; вместо них обычно использо-

-ались слова зухд (аскет) либо близкое к нему абид 'богомолец, подвижник). Среди причин возникновения .! развития аскетико-мистических тенденций в исламе исследователи называют социально-политические неурядицы первых двух столетий существования мусульманской общины, породившие аскетические настроения, общее усложнение религиозной жизни, сопровождавшееся углубленными идейными и духовными исканиями, влиянием других религиозно-философских сис-'ем, и в первую очередь христианства.

Теоретическими предпосылками суфизма специа-.1 исты называют неоплатонизм Плотина с его тезисом о божественной эманации, о предметах мира как зеркале, ч котором отражается божественное, а также идеи буддизма с тезисом древнеиндийской философии о примате Абсолютной Реальности перед профаническим фено-минальным миром ощущений, и, наконец, идеи иси-азма христиан. Эти и другие теоретические предпосыл-

•и, пройдя сложный путь осмысления и переработки

•фименительно к арабской действительности, породили ч1нтез, ставший основой суфизма. Типичными чертами практики ранних суфиев было размышление над смыс-.^)м коранического текста, строжайшее следование его предписаниям и Сунне Пророка в повседневной жизни, многократная молитва, бдения и посты, отрешение от ^сего мирского, предание себя во власть божьей воли. Характерным для суфиев является также культ бедности (факр), эсхатологические и покаянные настроения, ^ гойкое перенесение страданий и лишений.

Наряду с практикой суфиев, ориентированных равным образом на удовлетворение духовных запросов народных масс, развитие получила и спекулятивно-


эзотерическая сторона учения, представлявшая интерес в первую очередь для образованных мусульман.

В среде суфийской интеллектуальной элиты, в полной мере усвоившей идеи мутакаллимов и философов, появились доктрины, обосновывающие мистическую практику и переживание как способ постижения тайн бытия, недоступный рациональному и традиционному знанию. Суфийские авторы в Х11-Х1У вв. широко использовали религиозно-философское наследие эллинистической и ирано-семитской культуры.

В середине XII - начале XIII в. в городах Аравии начинают складываться суфийские братства, в которых наставник обучал религиозно-мистической практике своих приверженцев. Члены братств совершали моления (зикры), упражнения, способные привести человека в религиозный экстаз, постились, предавались мистическим созерцаниям. Члены братств ставили задачу распространения своего влияния путем привлечения новых приверженцев в различных концах мусульманского мира. Многие братства имеют свои религиозно-философские доктрины, литературу, на которую они опираются. В ходе развития и функционирования суфийских братств образовалась и иерархия рангов, высшие ступени которой занимают суфийские шейхи (кутбы, мурши-ды). Суфийские братства распространены в большинстве мусульманских стран, хотя они уже утратили свое прежнее влияние.


– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ЛЕКЦИИ ПО ИСТОРИИ РЕЛИГИИ

В В Кудрявцев... ЛЕКЦИИ ПО ИСТОРИИ РЕЛИГИИ И...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Основные течения в исламе.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ЛЕКЦИЯ ПЕРВАЯ ЧТО ТАКОЕ РЕЛИГИЯ?
Сегодня в нашем обществе активизировался интерес к религии. Быть может, это временное явление, вызванное общей растерянностью в период становления рыночной экономики. Но как бы мы ни относились к с

СТРУКТУРА РЕЛИГИИ
Религия как сложная социальная система имеет свою внутреннюю структуру, состоящую из ряда компонентов:религиозного сознания, религиозных отношений, религиозной деятельности, религиозных орг

Ж) защита своего вероучения и культа от различных форм критики со стороны его противников.
Для осуществления этих подобных функций религиозные организации располагают определенными учреждениями и средствами, а также санкциями, регламентированными церковными правилами и постановлениями.

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ РЕЛИГИИ
Прежде чем рассматривать основные функции религии, необходимо дать определение этого понятия. В настоящее время в отечественной религиоведческой и научно-атеистической литературе под"ф

ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ВЕРОВАНИЙ
Проблема возникновения и развития религии была и остается наиболее сложной и трудной для исследователей религиозного культа. Сам факт изменения формы и содержания религии в наши дни признается всем

Нести, а во-вторых., изменяло родовое отношение к тотему.
Возникшая вместе с тотемизмом система табу (запретов) стала, в условиях первобытной родовой общины, важнейшим механизмом регулирования социально-семейных отношений. Таким образом, тотемизм, с его в

СВОБОДА СОВЕСТИ И ВЕРОИСПОВЕДАНИЙ
Становление и развитие независимой Республики Беларусь связано с решением многообразных проблем, от которого зависит будущее государства. Особенно актуальны проблемы строительства правового государ

Религиозно-мифологические представления в древнем мире
Низкий уровень материального производства первобытного общества, ограниченность общественных отношений родоплеменными связями, процесс классовой дифференциации, приведший к образованию древних госу

Формирование представлений о религиозной свободе в эпоху Средневековья
Утверждение в Европе христианства как господствующей религии сопровождалось подавлением любых попыток инакомыслия, считающихся ересью (отступление от общепринятых правил) по отношению к ортодоксаль

Свобода совести и вероисповеданий в эпоху Возрождения
Выход на историческую арену новых производительных сил и утверждение в социальной структуре нового класса - буржуазии сопровождалось острой идеологической борьбой между противоборствующими социальн

Свобода совести и вероисповедания в период Реформации
Появление 31 октября 1517 г. 95 виттенбергских тезисов Мартина Лютера принято считать началом Реформации. В этих тезисах и последующих работах Лютер связывает свободу совести христианина с требован

Свобода совести и буржуазные революции
Период с конца XVI до середины XVIII вв. характеризуется интенсивным утверждением в экономике, идеологии, политике большинства развитых государств Европы буржуазно-демократических идеалов и предста

Исторические условия становления христианства
История христианской религии насчитывает уже более двух тысяч лет. Однако человечество перед тем, как отдать предпочтение этой мировой религии, проделало большой исторический путь, на протяжении ко

Тест против существующих в обществе отношений, против социального гнета.
Широко распространившись, эта религия стала казаться опасной официальным властям (напомним, что она находилась в оппозиции к государственной религии) и не могла не вызвать чувство тревоги, а в изве

ОСНОВЫ ВЕРОУЧЕНИЯ ХРИСТИАНСТВА
Вероучение христианской религии с момента возникновения и по настоящее время прошло довольно тернистый путь формирования, развития и отстаивания своих положений. Первоначальной основой ран

Православное богословие: сущность, структура и специфика развития
Рассматривая структуру религии, мы считали богословие основным компонентом религиозной идеологии. Поэтому для более детального рассмотрения сущности христианского богословия обратимся к православию

СТРУКТУРА БОГОСЛОВИЯ И ЕЕ ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ
Анализ сущности богословско-догматических построений требует не только фиксации особенностей догматики, но и выяснения источников их формирования, чтобы постепенно погружаясь в систему религиозных

Нравственное богословие.
Не менее важной дисциплиной системы православного богословия является нравственное богословие. Оно может быть рассмотрено как система религиозно-нравственных принципов, норм и ценностей, сформулиро

Христианская мистика.
Не менее важной стороной христианского богословия является мистика. Без нее религиозная доктрина не может быть понята и раскрыта в сущностных харак-герных особенностях. Богословским основанием хрис

БОГОСЛОВИЕ И ПРАВОСЛАВНЫЙ КУЛЬТ
Важной стороной религиозной жизнедеятельности ^ церкви является реализация вероучительных положений ' в практической деятельности, в культе. Если в богословии на основе догматики доказывается и кон

С помощью догматики и на ее основе организуются, структурируются и осмысливаются все религиозные построения.
Вся эта система строго подчинена церковным ценностям. И каждый элемент этой системы, будь то догмат или вероучительное положение, несет определенную смысловую нагрузку, а само богословие наделяет 1

Причины и условия возникновения раскола
Угроза схизмы, что в переводе с греческого означает "раскол, разделение, распри", стало реальной уже в середине IX в. Обычно причины схизмы ищут в эконо- мике, политике, в л

Расхождения между католицизмом и православием в вопросах вероучения и культа
Если сгруппировать основные различия между католицизмом и православием, то они могут быть представлены следующим образом: 1. Учение о Святом Духе. В 8 члене Символа Веры с

Католицизм в Белоруссии
В настоящее время на территории нашей республики в связи с урегулированием отношений между церковью и государством функционируют более 373 (на 1.01.1996 г.) католических общин, имеется учебное заве

ЛЕКЦИЯ ДЕВЯТАЯ ПРОТЕСТАНТИЗМ
Понятие"протестантизм" происходит от латинскогорго1ек1ап8 (рго^е^апИя), что значит: возражающий, несогласный, и применяется для обозначения одного

Основы вероучения.
Основные отличия протестантизма от православия и католицизма касаются следующих положений: отвержение церковного предания и авторитета церкви в вопроса

Основные течения в протестантизме.
Лютеранство. Это одно из главных христианских вероисповеданий, основанное Лютером. Главным пунктом богословской системы Лютера является учение о Святом Писании как единственном

Англиканская церковь.
Данное вероисповедание в системе реформаторских церковных организаций занимает особое место. Это обусловлено как спецификой его становления, так и тем, что англиканство представляет собой сплав кат

Священнослужителям дозволить совершать службу в традиционном церковном одеянии.
Однако и после этого споры между католиками и реформаторами по проблемам вероисповедания не только не прекратились, но разгорались с новой силой. В 1548 г. со вступлением на королевский пр

ЛЕКЦИЯ ОДИННАДЦАТАЯ
БУДДИЗМ.ОСНОВЫ ВЕРОУЧЕНИЯ И КУЛЬТА БУДДИЗМА Буддизм является древнейшей мировой религией (возник в 1 тысячелетии до н.э.). Пережив расцвет в Индии, он закрепился в

Памятники на древнеиндийских диалектах.
Исключительное социальное значениедеревенских общин Индии позволило индийскому народу сохранить и развить индивидуальность своей культуры и отстоять ее под натиском времен.

Жизнь и личность Будды.
Успешному распространению раннего буддизма, способствовала прежде всего, легендарная жизнь его основателя. Так же, как в христианстве и исламе, учение Будды первоначально распространялось в устной

Первая истина, которую познал Будда, гласит, что жизнь есть страдание: рождение есть страдание, старость
- страдание, болезнь - страдание, смерть - страдание, соединение с нелюбимым - страдание, расставание - страдание, не получение желаемого - страдание. Опыт жизненного пути Гаутамы

Сансара
В переводе с санскрита хапхага обозначает прохождение через что-либо, смену различных состояний, круговорот, перерождение, беспрерывное перевоплощение. Как и многие другие понятия буддизма

Нирвана
В переводе с санскрита, означает "угасание". В буддийской религиозно-мифологической системе это одно из центральных понятий, и обозначает умиротворенное состояние сознания, противоположно

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги