рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Государственное и общественное устройство Византии.

Государственное и общественное устройство Византии. - раздел История, История государства и права зарубежных стран   Христанская Концепция Власти Утвердила Представ­ление Об Импе...

 

Христанская концепция власти утвердила представ­ление об императоре как наместнике бога в мирских делах, и это объясняло положение главы государства вне закона. На императора как представи­теля Христа на земле возлагалась особая обя­занность защищать интересы церкви, устои которой были неразрывно связаны с государственностью. Эта взаимосвязь именуется в историко-правовой литера­туре «цезарепапизмом». Кроме того, император в Восточной Римской империи – это вер­ховный военачальник, законодатель, судья. Начиная с VII века, византийский император носил титул «василевс». Заметим вместе с тем, что им­ператорский статус не передавался по наследству: фор­мально его выбирал Сенат, народ и армия, а фактиче­ски – мощная партия аристократии. Избранного им­ператора венчал на царство Константинопольский пат­риарх, поэтому личность василевса обладала сакральными характеристиками. Но императоры нередко оказывались во власти определенных группировок, ими ставились и свергались. Из 107 византийских самодержцев только 42 умерли своей смертью или скончались в боях, остальные были либо убиты, либо отреклись от престола.

В зависимости от периода развития страны статусимператора различался. На первом этапе император формально избирался «Сенатом, армией и народом Византии», позже был вправе выбирать себе «соправителя-преемника». С IX века в Византии формируется наследственная легитимная монархия. Сохранение сильной императорской власти в течение всей феодальной истории Византии можно объяснить особой остротой клас­совой борьбы, спровоцированной сходством интересов крестьян­ и многочисленного городского плебса Византии. Кроме того, постоянная внешне­политическая опасность, дополняемая необходимостью эффек­тивного подавления подвластных империи народов закре­пила в общественном сознании идею «богоустановленности» власти императора.

Император осуществлял управление совместно с Сенатом, который представлял собой консультативный (совещательный) орган по вопросам войны и мира. Важное место в системе политической власти занимал Государственный совет, работавший под председательством квестора (он ведал текущими административными вопросами и осуществлял судебные функции). Помимо императора высшими должностными ли­цами в Византии были: префект столицы, начальник дворца, квестор, два пре­фекта претория, логофеты (знатоки права). Канцеля­рии в Византии назывались секретами. К высшим секретам империи принадлежали: внутренних дел (полиция), иностранных дел, военный, финансовый и др.

В IV–VII веках в Восточной римской империи сохранялась позднеримская административно-территориальная система, когда во главе двух префектур стояли префекты. Префектуры подразделялись на диоцезы, которых насчитывалось семь, во главе с викариями. Диоцезы подразделялись на пятьдесят с лишним провинций во главе с начальниками провинций, а самым низшим звеном служили округа, также возглавляемые окружной администрацией. При такой системе управленческие полномочия глав префектур, диоцезов, провинций и округов сочетались с судебными, но были отделены от военных. Однако с VII века на смену староримской модели муниципальной организации пришел фемный строй. Округа (фемы) возглавили специальные стратиги (генерал-губернаторы), осуществлявшие всю полноту гражданской и военной власти в округе. Фемный строй был призван усилить противостояние Византии многочисленным нападениям арабов и славян и укрепить границы государства. Прави­тельство желало видеть стратигов сильными, но в то же время пугалось связанных с этим опасностей. Выходом было раздробление про­винций, уменьшение их территорий. Военные силы империи со­стояли из солдат, для которых служба была наследственной про­фессией. За службу они наделялись земельными участками.

Все свободное население Восточной Римской империи условно подразделялось на почтенныхисмиренных. Это де­ление как бы закрепляло степень причастности к государ­ственной службе и наличие привилегий. Юридиче­ски сословная структура также предопределялась занимаемой должностью. Так, высшим являлось сословие сенаторов, которые де­лились на сиятельных, знатнейших и почтенных (всего 18 разрядов). Зва­ние сенатора было наследственным, но могло быть по­жалованным и императором в качестве персональной заслуги. Членам этого сословия предоставлялись об­ширные финансовые и судебно-правовые привилегии. Сенаторы имели свои военные отряды, свою систему штрафов по отношению к крепостным и параллельно замещали высшие государственные должности, составляя оплот византийской бюрократии. Они освобождались от уплаты основных государствен­ных налогов, не могли быть арестованными и заточен­ными в тюрьму, осужденными без разрешения импе­ратора и согласия Сената. К ним не могли применять­ся особо тяжкие и позорящие наказания. Наряду с привилегиями сенаторы приобретали и обязанности. Так, в знак своей преданности императору они долж­ны были ежегодно подносить ему подарки, обязаны были проживать только в столице, и не могли покидать ее без уведомления, а также не могли отказываться от выполнения государственных поручений.

Вторым по значению и масштабам предоставляемых привилегий было сословие куриалов, куда входили крупные чиновники. Они тоже обладали финансовы­ми и судебными привилегиями. Невзирая на привилегию собирать налоги с податных лиц некоторые налоги в казну куриалы и сами были обязаны их платить.

Особым сословием в Византии было духовенство. Оно освобождалось властью от некоторых государственных повинностей, не платило никаких налогов в казну, и это делало привилегии церкви весьма ощутимыми.

Сословие динатов – «могущественных» лиц светского или духовного звания, обладало значительным «налоговым иммунитетом». Динаты также не несли трудовых повинностей в пользу государства.

Знатные и почетные горожане – судовладельцы, торговцы-ростовщики, обладавшие почетными званиями, привилегиями, попадали в один ряд с высшими сословиями. А вот мелкие земельные собственники и горожане состав­ляли плебейское сословие. Торговое и ремесленное население объединялось в цеха, обладавшие статусом юридической корпорации.

Помимо групп свободного населения в Византии существовали и категории зависимых. От Римской империи было унаследовано рабство, претер­певшее существенную трансформацию. Рабы рассмат­ривались уже не как вещи, а как лишенные свободы люди, ограниченные в правах. Убийство раба при­равнивалось к убийству свободного человека плебей­ского сословия. В IV веке были разрешены браки рабов и свободных, однако рабы были полностью лишены доступа к государственным должностям. Рабы упоминаются в византийских источниках вплоть до XII века, что свидетельствует о медленной феодализации общества.

Немного выше рабов стояли византийские крестьяне, податное сословие, которое было весьма неоднородным. Среди них выделяют позднеантичных колонов– земельных арендаторов по срочным контрактам первого этапа византийской государственности, которые могли быть как лично свободными, так и приписными к земле. При этом если в IV веке преобладала первая категория колонов, то в VI веке – вторая. Элевтеры были формально свободными крестьянами-общинниками, однако впоследствии вынужденно заполняли прекарные грамоты и становились крепостными. Апоры – обедневшие общинники, жившие за счет сдачи в аренду своей земли более зажиточным соседям по общине. Мортиты, наоборот, брали землю в аренду, выплачивая арендодателю «десятину» с выращенного урожая. С третьего этапа развития византийской государственности среди крестьян начинают преобладать парики (крепостные крестьяне), которых относили к казенным или частным – в зависимости от принадлежности тому или иному господину. Когда в XI веке в Византии появилась прония– условное земельное держание, дававшееся феодалу за воинскую службу (аналог западноевропейскому бенефицию), количество частных париков увеличилось.

Ни одно европейское государство не могло состязаться с Ви­зантией по части налогового обложения. Назовем, например, по­земельную подать, которую налогоплательщик должен был доставлять сам, в виде зерна и пр.; подушную подать, подать с жилищ, налог на парики и т.д. Кроме того, широко практико­вались принудительные постои солдат и чиновников в домах обывателей; принудительная продажа скота и зерна по зани­женным ценам; поставки продовольствия в крепости; принуди­тельное участие в строительстве мостов, дорог и пр.

В Восточной Римской империи судебные учреждения подразделялись на светские и церковные. Суд был не вполне отделен от администрации. Высшим светским судом был суд императора, рассматривавший по первой инстанции дела о государственной измене и о других особо тяжких преступлениях. В основном же этот суд служил апелляционной инстанцией на приговоры и решения, вынесенные в низших судах. Императорский совет также являлся судебной инстанцией высшего уровня, рассматривая по первой инстанции тяжкие преступления (преимущественно государственные). Дела с участием придворных находились в ведении протовестиария. А главы отдельных «секретов» рассматривали дела, касавшиеся их отрасли, и с участием лиц, заинтересованных в разрешении конфликта. Так, глава финансового секрета рассматривал спорные дела, где сторонами выступали купцы, судовладельцы.

Церковные суды были строго централизованы: суду патриарха Константинополя подчинялись суды митрополитов. Ниже стояли суды архиепископов, еще ниже – епископские суды. Их компетенция сводилась к юрисдикции в сфере религии, нравственности, а также в брачно-семейной сфере. В сферу деятельности церковных судов Византии попадали и все дела с участием духовенства.

На местном уровне до VII века судебную деятельность в основном осуществляли главы административных единиц. Но, например, в провинции наряду с ее главой, высшим судьей был претор. С введением фемного строя судебную деятельность в фемах стали осуществлять стратиги.

 

3. Эволюция византийского права

 

Развитие византийского права во многом опреде­лялось преемственностью с римскими правовыми тра­дициями, получившими здесь самобытное прелом­ление. Там существовала развитая система права. Она была представлена обширным законодательством в виде императорских указов, жалованных грамот, сборников законов и комментариев к ним, а также сводов судебной практики. В период с IV по VIII века основными источниками права страны были кодекс Феодосия и свод Юстиниана. Кодекс Феодосия (V век) был одной из первых попыток систематизации римского права. Он включал только действовавшие тогда нор­мы права в виде императорского законодательства. Все­объемлющая же систематизация развернулась после падения Западной Римской империи по указанию византийского императора Юстиниана. Он стремился ликвидировать крайнюю разобщенность и беспорядочность прежнего законодательства.

Кодификационные работы были выполнены в небывало ко­роткий срок – за пять лет, с 529 по 534 года. Современное название «Свода» – «Corpus juris civilis» – не принадлежит Юстиниану. Оно было дано глоссаторами XII века, в параллель «Своду церков­ного права» – «Corpus juris canonici». Кодификация Юстиниана преследовала разнообразные цели. Среди них не последней было стремление привести в систему старое право, унаследованное от Рима и во многом уже не соот­ветствовавшее новым временам, которые принесла с собой по­степенная феодализация империи; надежда укрепить монархию; желание придать блеск правлению императора – выходца из простых солдат.

Сначала племянник императора Юстина (фактический соправитель), а затем император, Юстиниан отличался необыкновенной ак­тивностью. Он полагал, что подобно римлянам, должен не толь­ко побеждать, но и создавать законы. Всю жизнь Юстиниан лелеял неосуществимые мечты воскресить былое величие Рима, снова объединить его бывшие владения. Интерес Юстиниана к праву был велик. Вмешательство в су­дебную деятельность, в том числе в качестве высшего судьи, было для него делом обыкновенным. Юстиниан полагал, что «безопасность государства зиждется и укрепляется оружием и за­конами... благодаря им возвысились римляне. Так было в про­шлом, так будет и впредь».

Руководителем кодификационных работ был избран юрист Трибониан, занимавший один из важнейших постов в государ­стве (начальник столицы), которому помогали 15 сотрудни­ков. Через три года после начала работ были готовы две основ­ные части кодификации – «Дигесты» и «Институции».

«Дигесты», или «Пандекты» (переводится как «собранное», «содержащее в себе все»), содержат извлечения из сочинений выдающихся римских юристов (Ульпиана, Павла, Юли­ана, Модестина и др.). «Дигесты» – самая объемная и ценная для нас книга кодификации – около 1600 страниц. Источник был составлен на латыни, но многие изречения и даже целые цитаты приведе­ны по-гречески. Первоначальный текст документа не сохранился, а самая ранняя, дошедшая до нас ко­пия относится к концу VI века. Основным содержанием Дигест были фрагменты, посвященные частному пра­ву. Кроме того, здесь содержались рассуждения юристов от­носительно общих вопросов правосудия, деления пра­ва на частное и публичное, понимания закона, меж­дународного права. Дигесты отразили тенденцию слияния преторского и цивильного права и устранения многих формальнос­тей последнего (например, деления вещей на манципируемые и неманципируемые). Придав Дигестам силу закона, Юстиниан запретил их комментировать и ссылаться на старые законы и сочинения римских юристов.

Институциями» был назван учебник для студентов ви­зантийских юридических учебных заведений. В империи име­лись три высшие юридические школы: в Константинополе, Риме и Бейруте. Обучение продолжалось пять лет. Программа утвер­ждалась государством. «Институции» были кратким учебни­ком по общим началам юриспруденции, составленным на осно­ве более старого (II в.) учебника римского юриста Гая.

Третья и последняя часть «Свода» – «Кодекс» Юстиниана – это собрание собственных император­ских постановлений.

Наконец, все дополнения и изменения, вносимые в «Свод» последующим законодательством, составили особую часть – «Новеллы». В широком смысле изменений и дополнений к за­конам вообще это название сохраняет свое значение и в настоя­щее время. От новелл отличались интерполяции, которыми ста­ли называть всякие «скрытые», неоговоренные изменения тек­ста, внесенные в «Дигесты».

Однако массивный, состоявший из четырех частей – Институций, Дигест, Кодекса и Новелл, – Свод был очень труден для применения в судейской практике. Поэтому в 726 году по указанию императора-иконоборца Льва Исаврийского происходит переработка Свода Юстиниана. Созданная законодателями Эклогапредставляла собой сокращенный, исправленный с учетом времени Corpus juris civilis, который с радостью восприняли судьи Византии. Эклога состояла из 18–ти титулов, подразделявшихся на статьи, в которых содержались нормы гражданского, брачно-семейного, уголовного, процессуального и канонического права. Однако из-за краткости Эклоги многие нормы права не получили в ней своего отражения. Эклога была очень популярной не только в Византии, но и в славянских странах, поскольку в ней юридически четко было изложено действовавшее тогда право.

В конце 20-х годов VIII века параллельно с Эклогой был создан Земледельческий закон, который славяне называли «Славянским», т.к. он представлял собой запись норм обычного славянского права с дополнением их нормами византийского законодательства. Славянский закон регулировал преимущественно сельскохозяйственную сферу правоотношений, например, ответственность преступника за кражу зерна, за потраву посевов и пр.

Морскойзакон определял порядок фрахта судна и перевозки грузов морским путем. Военный закон регламентировал ответственность за преступления при прохождении воинской службы. Моисеев закон считался своеобразным нравственным кодексом в Восточной римской империи.

Вообще влияние канонического (церковного) права на жизнь византийского общества было огромно. В период с VI по XI век в Византии интенсивно составлялись номоканоны – сборники светского и канонического права. Но по существу номоканоны были источниками церковного права, т.к. в них преимущественно входили постановления патриархов Константинопольских и каноны Вселенских соборов. По мнению византийских канонистов Властаря и Вальсамона, номоканоны обладали высшей юридической силой, поскольку содержали предписания власти как светской, так и церковной. Важнейшим источником византийского церковного права были постановления Вселенских церковных соборов. Наибольшее значение имели номоканон «Схоласти­ка» VI века и номоканон VII века, переработанный патриархом Фотием в 883 году.

Когда в IX веке к власти в Византии пришла династия василевсов – иконопочитателей, то по инициативе императора Василия I Эклога была осуждена как «переработка божественного догмата божественного Юстиниана». Одновременно с осуждением нормативного акта, написанного иконоборцами, иконопочитатели составили свой вариант переработки Свода гражданского права Юстиниана. В 879 году был издан Прохирон – краткое пособие для судей, преследовавшее цели облегчить порядок правоприменительной деятельности в государстве. Он был более полным, нежели Эклога, и содержал 35 титулов, подразделявшихся на статьи. Прохирон содержал в себе нормы Свода Юстиниана, законодательные новеллы, а также ряд положений «осужденной» Эклоги, преимущественно из области уголовного законодательства.

По сравнению с Эклогой Прохирон был куда менее удачной попыткой систематизации действовавшего в Византии права. Это почти сразу же осознали его составители, и поэтому между 884 и 886 годом от имени Василия I и его сыновей-соправителей – Льва и Александра – была издана Эпанагога («переработанное повторение»). По сути, это был улучшенный вариант Прохирона, включавший в себя оригинальные новеллы в области публичного права о взаимоотношениях православной церкви и государства. Точность формулировок и безупречная логика построения Эпанагоги снискали ей авторитет в правовых кругах Византии. В 888–889 годах Лев Мудрый, сын Василия I, унаследовавший престол, издал Василики, или «царские законы», явившиеся своеобразной энциклопедией византийского права. Василики включали в себя 60 книг, удобно систематизированных и доступных пониманию даже не юристов. Этот свод византийского права явился последней официальной систематизацией норм права Восточной римской империи.

Частные нормативные источники права Византии – это Хрисовулы, издававшиеся императорами и предоставлявшие привилегии отдельным лицам либо монастырям. К частным сборникам относят также Книгу Эпарха, изданную в X веке и содержавшую преимущественно нормы о ремесленно-торговом укладе византийских городов. Шестикнижие Арменопула, изданное в XIV веке, являлось частным сборником норм гражданского и уголовного права, который действовал как признанный источник права на территории Бессарабии вплоть до начала XX века.

Отметим, что под безусловным влиянием римского права развивалось обязатель­ственное право Византии. Все обязательства, как и в рим­ском праве, делились в зависимости от источника их происхождения: из деликтов или из договоров. Основ­ными видами являлись договора: купли-продажи, мены, найма, займа, хранения, поклажи, товарищества и др. Сделки заключались в основном в письменной форме. Закон ограничивал максимальный размер процентной ставки при заключении договора займа до 12%.

В семейно-брачных отношениях господствовали нор­мы православного христианского права. Основанием для заключения законного брака было достижение юно­шами 14-летнего возраста, а девушками – 12-летнего. Кроме того, необходимыми условиями являлись: со­гласие на брак жениха и невесты, их родителей или опекунов, отсутствие родства и другого брака. Развод допускался, но в ограниченных случаях. В течение жизни человек мог заключать брак не более трех раз. Наследование осуществлялось как по закону, так и по завещанию.

Уголовное право Византии носило сословный харак­тер. Важнейшими факторами, определившими тенден­ции его развития, стали правовая доктрина христиан­ства, библейские тексты, новое представление о государ­стве и статусе императора. Преступление рассматрива­лось как проявление греховной природы человека. Исхо­дя из их доктрины «предустановленной греховности» на­казание рассматривалось в качестве воздаяния за грехи. Лица моложе 7 лет и умалишенные освобождались от ответственности. Не влекли за собой уголовного на­казания и неумышленные преступления, а также со­вершенные в состоянии аффекта. Рецидив, наоборот, усиливал наказание.

Основными видами преступлений являлись: государственные (наказывались смертной казнью); религиозные (наказывались смертной казнью, членовредительством); имущественные (карались в основном штрафами и телесными наказаниями, реже – смертной казнью); против семьи и нравственности (наказывались смер­тной казнью или телесными наказаниями); против личности (спектр наказаний – от штрафов до смерт­ной казни). По мере развития в Византии феодальных отноше­ний усиливается репрессивный характер уголовного права: сокращается доля штрафов и возрастает зна­чение смертной казни. В качестве дополнительных наказаний применяются острижение и изгнание. Тю­ремное заключение в качестве самостоятельного на­казания не упоминается в византийских источниках.

В мировых хрониках того времени много говорилось о судебном произволе, который царил в период неограниченных монархий, о потоках крови, которые проливались в угоду той или иной политике. Но то, что происходило в этом смысле в Византии, ни с чем несравнимо. При императоре Фоке (602–610 гг.) на множестве невин­ных людей были испытаны все способы казни: разрезание на части, старинные римские зашивания в мешок с последую­щим выбрасыванием в море и т.д. Вот как, например, казнили сановника Елпидия: выкололи глаза (делалось это обыкновен­но раскаленным металлом), вырезали язык, отрезали ноги и руки, затем, еще живого, бросили в лодку и сожгли. Императору Андронику (XII в.) принадлежала идея одновременного массового из­биения всех заключенных, а также и всех их родственников. Мотивировалась эта мера государственными интересами и, разу­меется, «повелением Божьим». Спасло заключенных на­родное восстание (воздавшее, кстати, полной мерой и самому Андронику).

Таким образом, византийское право развивалось параллельно с государственностью и демонстрировало преемственность с традициями античного права.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

История государства и права зарубежных стран

Сажина В В Тагунов Д Е История государства и права зарубежных стран...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Государственное и общественное устройство Византии.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Предмет истории государства и права зарубежных стран и отграничение от смежных учебных дисциплин.
Исто­рия государства и права зарубежных стран относится к числу тех общественных наук, которые принято называть историко-правовыми, поскольку они напрямую отно­сятся как к исторической науке, так и

Отграничение истории государства и права зарубежных стран от смежных учебных дисциплин.
История государства и права зарубежных стран изучает конкретные процессы развития государственно-правовых институтов и явлений, развивающихся в хронологической последовательности на определе

Методы истории государства и права зарубежных стран.
Основными методами изучения истории государства и права зарубежных стран являютсяконкретно-исторический, сравнительно-исторический, структурно-аналитический, структурно-функциональ

Тема 2. Государство и право в странах Древнего Востока
  Вопросы: 1. Закономерности становления государственной организации на Древнем Востоке и типологические черты восточной деспотии. Государстве

Греческий полис.
Древняя Греция, а точнее Эллада занимала обширную территорию, которая охватывала юг Балканского полуострова, острова Эгейского моря, побережье Фракии, западную береговую полосу Малой Азии, Южной Ит

Эволюция древнеафинского государства.
Примерно к XI-X вв. до н.э. на территории Древней Греции возник город, названный в честь его богини–покровительницы Афина­ми. Древнегреческая мифология утверждает, что Афинский полис возник, как уж

Социальная и государственная структура Древней Спарты.
  Спартанское государство возникло в IX в. до н.э. в результате синойкизма, т.е. слияния обособленных родовых общин – ахейской, про­живавшей на территории Лаконики, и дорийской, вторг

Периодизация государства и права Древнего Рима. Организация государства в «царский» период.
Вопрос о происхождении римского государства всегда вы­зывал полемику в научных кругах отечественной романистики. В 50–60-е гг. в XX века постепенно преодолевались стереотипы исключительно марксистс

Эволюция римского права.
Как и у многих других народов, древнейшим источником права у римлян был обычай, сформировавшийся в эпоху родоплеменной организации и отмеченный сакрально-мифоло­гическим характером

Периодизация византийской государственности.
  С одной стороны, история византийского государства и права отличается схожестью с формами организации власти и правовой системы Западного Рима, а с другой – демонстрирует уникальную

Периодизация государственности салических франков.
476 год принято считать началом феодальной формации в Европе. Падение Римской империи под натиском варварских пле­мен означало крушение античных политико-правовых поряд­ков и начало генезиса нового

Эволюция государственного устройства Франкской монархии.
Поскольку в раннефеодальном государстве франков еще не проводилось различия между общегосударствен­ными вопросами и делами королевского дворца, то главные управляющие королевским хозяйством (минист

Салический закон как источник раннефеодального права Европы.
Писаное законодательство, основанное на обычном праве, стало складываться еще в раннюю эпоху варварских королевств. Обы­чаи германских племен подверглись систематизации, отразившись в многочисленны

Лекция 7. Государство и право средневековой Франции.
Вопросы: 1. Общественный и государственный строй Франции в период сеньориальной монархии (IX–XIII вв.). 2. Общественный и государственный строй Франции в период с

Общественный и государственный строй Франции в период сословно-представительной монархии (XIV-XVI вв.).
С завершением периода феодальной раздробленности государство при­обрело форму сословно-представительной монархии.Это стало возможным, так как укрепились социально-экономические осн

Общественный и государственный строй Франции в период абсолютной монархии (XVII-XVIII вв.)
К концу XV века во Франции завер­шился процесс территориального и политического объединения, который обычно связывают с правлени­ем Людовика XI (1461–1463 гг.), проти­востоявшего целой коалиции кру

Право Франции в Средние века.
  Развитие феодальных отношений привело к тому, что к концу X века на территории Франции утратили свое значение, как Салический закон, так и законы династии Каролингов. Юридический оп

Периодизация государственно-правового развития Гер­мании в период Средневековья.
Как и во Франции, самостоятельное государство в Германии образовалась в результате распада Франкской империи в 843 году. В состав его террито­рии вошли земли восточных франков, поэтому долгое время

Особенности сословно-представительной монархии в Германии (XIV–XVII вв.).
С XIV века в Германии наблюдается значительный экономический подъем, приведший к усилению роли крупных князей, обладавших значительными властными полно­мочиями. Часть среднего дворянства в это врем

Германский абсолютизм в XVII–XIX веках.
Поскольку еще в 1356 году «Золотая булла», образно называемая «конституцией средневековой Германии», закрепила самостоятельность князей в их владениях, то уже к XVII веку княжества фактически превр

Право Германии в феодальный период.
К источникам права средневековой Германии в целом можно отнести: правовые обычаи и их сборники; рецепированное римское право; городское право;

Периодизация английского феодального государства.
Традиционно история государства и права Анг­лии в литературе начинает освещаться со становления и разви­тия англосаксонских королевств. Поэтому основными этапами развития английского феодального го

Централизованная сеньориальная монархия в Англии (XI-XIII вв.).
  Во второй половине XI века Британия была завоевана нормандским герцо­гом Вильгельмом, которого историки нарекли Завоевателем не совсем удачно, т.к. он пре­тендовал на господство в А

Становление английского парламента в XIII-XV вв.
Сбор непомерных налогов и другие злоупотребления короля Англии в середине XIII века вызвали столкновение между королем и баронами, которые вновь привлекли на свою сторону рыцарей и горожан. При нас

Особенности английского «незавершенного» абсолютизма.
Условно началом эпохи английского абсолютизма считается правление династии Тюдоров в конце XV века. А уже с конца XIV века в Англии быстрым темпом идет преобразование феодального землевладения в ка

Периодизация Арабского халифата.
  На огромном пространстве Аравийского полуострова про­живали многочисленные арабские племена, среди которых пре­обладали скотоводы-кочевники, называемые бедуинами. В V–VI веках арабы

Общая характеристика государства в средневековом Китае.
  Консервативное китайское государство почти не претерпело изменений в своей структуре со II в. до н.э. до начала XX века. Поэтому китайская им­перия на протяжении этого огромного пер

Общая характеристика государства в средневековой Японии.
В отличие от западноевропейской средневековой государственности Япония в своем государственно-правовом развитии прошла три основные стадии: 8) VII–XII века – раннее средневековье: феодальн

Лекция 12 . Эволюция общего права и права справедливости в Англии в Средние века.
Вопросы: 1. Источники английского права. 2. Переход от англосаксонского к общему праву Англии. 3. Юрисдикция по общему праву в средневековой Англии.

Переход от англосаксонского к общему праву Англии
  В эпоху феодализма были созданы основные институты и принципы англий­ского права. Своими источниками, как уже отмечалось, право Англии имеет общее право, суд справедли­вости и стату

Юрисдикция по общему праву в средневековой Англии
  Основной идеей английской юридической системы является мысль, что уже существующее право будет обнаружено судебным решением: судья не создает право, он только его открывает. В течен

Право справедливости, его источники и принципы.
  Общее право, выработанное в строгой зависимости от фор­мальной процедуры, было кон­сервативно по своей природе и не всегда успевало за потреб­ностями времени. После своего блистател

Законодательство английской буржуазной революции XVII в.
  В начале XVII века в Англии начала складываться революционная си­туация, которая выражалась в набиравшем силу общественном религиозно-политическом движении – пуританизме

Реставрация монархии 1660 г. и образование в Англии буржуазного государства.
  В 1659 году в Англии были формально восстановлены республиканские нововведения, однако, напуган­ные усилением демократического движения, буржуазия и джентри стали склоняться к «трад

Эволюция английской конституционной монархии и парламентаризма в XVIII – начале XIX века
  В начале XVIII века в Англии был на практике создан новый орган исполнительной власти – кабинет министров, возглавляемый премьер-министром. К середине XVIII века кабинет министров с

Война за независимость английских колоний 1775-1781 гг. Декларация независимости 1776 года.
Первая колония на Восточном побережье Северной Америки была основана в 1585 году, однако просуществовала она недолго. Интенсивная последующая колонизация в основном ис­ходила от английского королев

Конституция Соединенных Штатов Америки 1787 года.
Когда конфедерация выполнила свою миссию по первоначальному объ­единению штатов, встал вопрос о необходимости реального создания единого государства. Целью созыва учредительного конвента объявлялос

Билль о правах 1791 года.
  Поскольку текст Конституции 1787 года не содержал в себе отдельного раздела, посвященного гражданским правам и свободам, это вызвало недовольство демократически настроенных слоев на

Гражданская война в США 1861-1865 гг. Поправки к Конституции 1865-1870 гг.
Расположение Соединённых Штатов в благоприятных природных условиях: мягкий климат (например, г. Вашингтон находится на широте Крыма), богатство полезных иско­паемых привело к тому, что там быстро у

Лекция 15. Конституционное законодательство Великой французской революции XVIII в.
Вопросы: 1. Предпосылки, особенности и этапы Великой французской револю­ции (1789–1794 гг.) 2. Важнейшее законодательство отдельных этапов Великой французской рев

Важнейшее законодательство отдельных этапов Великой французской революции
  Размах революции по­зволил Учредительному собранию 26 августа 1789 года принять главный программ­ный документ революции – Декларацию прав человека и гражданина. Над

Развитие германской буржу­азной государственности в первой половине XIX века.
  До 1806 года в Германии насчитывался 51 имперский город, около 360 княжеств и около 1,5 тыс. рыцарских владений, владельцы которых также претендовали на независимость и суверенитет[

Гражданский кодекс Франции 1804 года.
  Формирование буржуазного права началось во Франции еще в ходе ре­волюции, когда было принято в общей сложности около 15 тысяч декретов и законов. Револю­ционное право не было систем

Уголовный кодекс Франции 1804 года.
  Еще в ходе революции впервые в истории Франции была пред­принята попытка кодификации норм уголовного права. Кодификационная политика и модернизация уголовного права были подготовлен

Германское гражданское уложение 1896 года
Военно-политическое объединение Германии в 1871 году стало основополагающей предпосылкой для создания единого правового пространства. Так, в 1871 году стал действо­вать УК, представлявший собой ком

Лекция 19. Эволюция избирательного права в Англии и США в XIX- начале XX в.
  Вопросы: 1. Политико-правовые предпосылки избирательных реформ в Англии. 2. Реформы английского избирательного законодательства в 1832, 1862, 1867

Избирательное право в США в XIX веке
  В Соединенных Штатах Америки к середине XIX века обострились взаимоотношения северных и южных штатов. На первых порах Гражданской войны 1861-1865 гг. успех сопутствовал южанам. Но п

Лекция 20. Государство и право Китая и Японии в Новое время
  Вопросы: 1. Государственно-правовое развитие Китая в позднефеодальный период. 2. Возникновение и развитие буржуазного государства и права в Японии

Реставрация Мэйдзи.
  До второй половины XVI века Япония находилась в состоянии политической раздробленности. К 1580 году один из видных по­литических деятелей Японии Ода Нобунага (1534–1582) завла­дел п

Лекция 21. Государственно-правовой механизм фашистских диктатур в Западной Европе и Японии
  Вопросы: 1. Генезис фашизма как тоталитарного режима. 2. Возникновение фашистского государства в Италии. 3. Государственно-правовой механ

Государственно-правовой механизм «третьего рейха» в нацистской Германии.
После окончания Первой мировой войныв Германии появилсянацизмв качестве одной из разновидностей реакционных милитаристических националистических течений. Так, уже в 1921 году склад

Образование КНР
В ходе революции 1925-1927 гг., которая проходила под лозунгами о необходимости урегулировать арендные и налоговые отношения в деревне; организовать крестьянское самоуправление в Китае под руководс

Капитуляция Японии во Второй мировой войне. Принятие проамериканской конституции.
Во Вторую мировую войну Япония вступила на стороне нацистской Германии, но под самостоятельным звучным лозунгом «Азия – для азиатов». Проведение этого лозунга в жизнь Япония начала осуществлять еще

Изменения в конституционном праве Великобритании в Новейшее время
  Основные изменения в политической системе Великобритании на рубеже XIX–XX веков были обусловлены действием двух противоречивых тен­денций. С одной стороны, появляются первые признак

В Новейшее время
Вопросы: 1. Эволюция конституционно-правовых институтов в системе разделения властей США в XX веке. 2. Антидемократическое законодательство в США в XX веке

Антидемократическое законодательство в США в XX веке
Отметим далее, что развитие американской политической системы в Новейшее время не всегда было последовательно демократичным. Так, в послевоенный период в Соединенных Штатах наступление на свободы л

Эволюция права Соединенных Штатов Америки в Новейшее время
  Отметим, что применение термина «правовая система» к американскому праву носит условный характер. Единой национальной пра­вовой системы в ее традиционном понимании в США не су­ществ

Лекция 25. Государство и право Германии в Новейшее время
  Вопросы: 1. Конституционно-правовое развитие Германии после Второй мировой войны. 2. Общая характеристика Основного закона ФРГ 1949 года.

ГДР: создание и эволюция до объединения Германии 3 октября 1990 года
  В октябре 1949 года в ответ на создание Основного закона ФРГ (Боннской конституции) в Германской Демократической Республике (ГДР) при деятельном участии конституционных экспертов из

Лекция 26. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ФРАНЦИИ В НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ
Вопросы: 1. Кризис Третьей республики во Франции в начале XX века и установление «режима Виши» (1940-1944 гг.) 2.Государственный строй Четвертой

Источники уголовного и гражданского права Франции в Новейшее время
  Так же, как и в Германии, в Пятой французской республике сложилась иерархия нормативных источников права, основанная на Конституции страны.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги