рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Принятие решений в условиях целенаправленной среды

Принятие решений в условиях целенаправленной среды - раздел Информатика, РАЗДЕЛ 1.МЕСТО И РОЛЬ ПРОЦЕССОВ ПОДГОТОВКИ И ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В ОБЩЕЙ ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ СЛОЖНЫМИ ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИ (СОТС Принятие Решений В Условиях Целенаправленной Среды Связано С Тем, Что Известн...

Принятие решений в условиях целенаправленной среды связано с тем, что известна цель среды, в соответствии с которой она выбирает свои состояния и которую преследует в своих действиях. Эти действия могут вступать в противоречия с нашими действиями, т.е. формируется конфликтная ситуация.

К о н ф л и к т н о й с и т у а ц и е й назовем ситуацию, в которой сталкиваются интересы нескольких оперирующих сторон, преследующих различные цели.

Конфликтная ситуация характеризуется: составом оперирующих сторон; целями, которые преследует каждая из сторон; способами участия оперирующих сторон в конфликте; возможными результатами разрешения (исходами) конфликта.

Формализованную модель некоторой конфликтной ситуации называют и г р о й .

Методы принятия рациональных решений в условиях целенаправленного воздействия среды интенсивно развиваются в настоящее время в рамках т е о р и и и г р, которая входит в качестве раздела в общую теорию выбора и принятия решений. Теория игр является математической теорией моделей принятия решений при целенаправленном воздействии среды. Эта теория создает формальную основу для анализа конфликтных и противоречивых ситуаций и, в конечном итоге, позволяет формулировать рекомендации о наилучшем поведении в таких ситуациях. Ее предназначение - выработка рекомендаций по рациональному поведению участников конфликта (оперирующих сторон - игроков). Формальное описание игры предполагает задание множества участников конфликта, задание множеств разнообразных контролируемых ими параметров и формулирование правил, по которым производится выбор параметров и оценивается эффективность всевозможных действий участников. Цели участников конфликта не обязательно должны быть антагонистическими.

Конкретное описание конфликтной ситуации осуществляется путем задания определенных п р а в и л игры. В частности, в качестве таких правил могут выступать:

- возможные действия игроков;

- состав информации о действиях других игроков и об условиях, в которых происходит игра;

- оценки качества действий каждого из игроков в ходе конфликта.

Игры с различными правилами можно классифицировать по следующим признакам.

1. Количество участников игры. По этому признаку различают игры двух игроков и игры n лиц.

2. Мощность множеств выбора игроков (количество возможных вариантов действий каждого участника). Различают игры конечные и бесконечные.

3. Суммарный выигрыш игроков: игры с нулевой (ненулевой) суммой.

4. Количество розыгрышей игры. Различают одношаговые, многошаговые и дифференциальные (непрерывные) игры. Если игра многошаговая, то различают фиксацию очередности ходов - игры с фиксированной (нефиксированной) последовательностью ходов.

5. Информированность игроков - состав имеющейся у участников игры информации о действиях противника, функциях выигрыша, числе ходов и т.д. Различают игры с полной информацией и игры с неполной информацией.

6. Математико-психологические аспекты игры:

- угрозы - информированность противника о возможных последствиях его хода;

- блеф - ложная информация, сообщаемая противнику;

- рефлексия - постановка себя на место противника.

В зависимости от значений указанных признаков рассматривают различные конкретные игры. Так, например, а н т а г о - н и с т и ч е с к о й и г р о й называется игра n лиц (игроков) с нулевой суммой.

Игры n лиц в зависимости от характера взаимоотношений игроков могут быть б е с к о а л и ц и о н н ы м и и к о а л и ц и о н н ы м и. В первых играх между игроками не допускается никаких соглашений для принятия совместных решений, во-вторых - игроки могут составлять коалиции для принятия согласованных решений с целью увеличения выигрыша каждого игрока.

П а р т и я и г р ы представляет из себя фиксированный вариант реализации игры при неизменных правилах и складывается из отдельных х о д о в - решений, принимаемых противоположными сторонами.

Поведение каждой из оперирующих сторон (игроков) характеризуется стратегией.

С т р а т е г и е й игрока называется совокупность правил, определяющих выбор варианта действий (принятия решения) при каждом личном ходе игрока в зависимости от ситуации, сложившейся в процессе игры.

В ряде случаев в связи с необходимостью отражения степени информированности игроков происходит расширение понятия стратегии. Стратегия рассматривается как функция со значениями множества выборов, вид которой и область определения зависят от имеющейся и ожидаемой информации о действиях других игроков. Различных стратегий (правил поведения) у игрока может быть достаточно много.

О п т и м а л ь н о й с т р а т е г и е й игрока принято называть такую стратегию, которая при многократном повторении партий игры обеспечивает ему максимально возможный выигрыш (или соответственно минимально возможный проигрыш).

Таким образом, о с н о в н о й ц е л ь ю изучения игр является выявление оптимальной стратегии, приводящей к максимальному выигрышу игрока. При выборе оптимальной стратегии содержание основной гипотезы о поведении противника состоит в предположении, что он разумен и делает все для увеличения своего выигрыша.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

РАЗДЕЛ 1.МЕСТО И РОЛЬ ПРОЦЕССОВ ПОДГОТОВКИ И ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В ОБЩЕЙ ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ СЛОЖНЫМИ ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИ (СОТС

РАЗДЕЛ МЕСТО И РОЛЬ ПРОЦЕССОВ ПОДГОТОВКИ И ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В ОБЩЕЙ ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ СЛОЖНЫМИ ОРГАНИЗАЦИОННО ТЕХНИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИ... Gt...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Принятие решений в условиях целенаправленной среды

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Общая характеристика задач подготовки и принятия решений в СОТС.
Важнейшая особенность современной научно-технической революции состоит в том, что по мере её развития всё большее значение приобретает учёт факторов сложности технико-эконом

Концептуальная модель принятия решений
  Анализ многочисленных публикаций по различным аспектам проблемы выбора показывает, что в настоящее время наметилась прогрессивная тенденция к интеграции различных научных направлени

Обобщенная структура современных интегрированных систем поддержки принятия решений
Рис.1.3.1. Функциональная схема интегрированной системы поддержки принятия решений по управлению структурн

Постановка задачи линейного программирования
Значительная часть задач принятия решения – это задачи распределения ресурсовмежду объектами. Пусть имеется т видов ресурсов, каждый i

Экономическая интерпретация задачи линейного программирования
Пример 2.1. Пусть требуется определить план выпуска четырёх видов продукции П1, П2, П3, П4, для изготовления которы

Анализ существования решений в задаче линейного программирования
Рассмотрим неравенство ах £ b. Если от неравенства мы хотим перейти к уравнению, то введём дополнительную переменную у и запишем

Графический метод решения задач линейного программирования
Вспомним построение линейных зависимостей. Начнём с уравнений. Линейное уравнение с двумя

Двойственные задачи линейного программирования
Каждой задаче ЛП можно некоторым образом сопоставить другую задачу ЛП, называемую двойственной по отношению к исходной (прямой): Прямая задача (ПЗ)

Анализ решений задач линейного программирования.
Рассмотрим следующую задачу ЛП: (1)

Обобщенный алгоритм решения задач НЛП
Эффективное решение различных задач нелинейного программирования может быть осуществлено на основе учета конкретных особенностей этих задач. При этом под эффективностью того или иного алгоритма, ка

Аналитические методы решения задач НЛП
В некоторых случаях задачи НЛП удается решить аналитически. Это, в частности, удается в том случае, если ЦФ и ОДА являются выпуклыми. Обобщенный алгоритм решения задачи НЛП включает в себя следующи

Численные методы решения задач НЛП
В качестве r(xk) используется направление, в котором наиболее сильно возрастает целевая функция. Это направление задается градиентом функции ÑF(xk). Суть метода состоит

Постоянный шаг.
Задается hk = h = const, при этом должно выполняться условие F(xk+1) = F(xk + hkÑF(xk)) > F(xk). Пусть

Наискорейший подъем.
Если подставить в выражение для F(x) значение x=xk+1 в соответствии с (1), то получим выражение F(xk+hkÑF(xk)), как функцию от величины шага. След

Функции Лагранжа
Исторически первым способом сведения задачи с ограничениями к задаче безусловной оптимизации явилось использование функции Лагранжа L(x,m) L(x, m) = f(x) + mт(b - j(x)) = f(x) +

Штрафные функции
Исходная задача условной оптимизации сводится к последовательности задач безусловной оптимизации функций Fk(x, m) = f(x) - Sk(x, mk), k = 1,2,3,....

Методы прямой условной оптимизации
Методы прямой условной оптимизации предназначены для непосредственного решения задачи выпуклого программирования в условиях ограничений, описывающих множество допустимых решений D. Итак, п

Метод условного градиента
Существо метода условного градиента состоит в том, что, если известна некоторая точка xkÎD, то направление возрастания целевой функции может задаваться некоторой внутренней или кра

Постановка задачи целочисленного программирования
  Первые упоминания о линейных уравнениях возникли ещё за несколько веков до нашей эры. В Древней Греции Диофант (II-III в.) формулирует уравнения, в которых искомые переменн

Основные этапы решения задачи целочисленного программирования (ЗЦП) методом ветвей и границ
  Шаг 1. Исходная ЗЦП решается как задача линейного программирования (ЗЛП) (снимаем ограничения вида (г)). При этом за «рекорд» в ЗЦП принимают значение целевой функц

Постановка задачи бивалентного (булева) программирования
  Перейдем теперь к частному случаю задач целочисленного программирования. В этом частном случае искомая переменная

Эвристический метод решения задачи булева программирования.
  Существует два метода решения задач с булевыми переменными. Во-первых, их можно решать как обычные задачи целочисленного программирования, т. е. методом ветвей и границ. Пр

Характерные особенности задач многокритериального выбора
  Реальные задачи выбора, возникающие на практике, чрезвычайно разнообразны, но всех их объединяет общая схема поиска решения, суть которой состоит в формировании совокупности операци

Уточненное описание структуры выбора с многими отношениями предпочтения. Общая постановка задач векторной оптимизации
Обобщенная структура выбора с мультипредпочтением, описывающая задачи векторной оптимизации, имеет следующий вид:

Принцип В.Парето в задачах многокритериального выбора
  В п. 4.1 было установлено, что для корректного решения задач многокритериального выбора необходимо в исходную постановку задачи (4.1)‑(4.2) привнести дополнительную информацию

Основные свойства множества Парето
  Рассмотрим основные свойства множества Парето (множества и соответственно

Методы построения множества Парето
  Приведенные в п.4.2.2 свойства множества Парето могут быть использованы для построения (исследования) данного множества (либо его подмножеств) или определения его характеристик в ко

Методы покомпонентного построения результирующих отношений предпочтения
  Основное содержание данных методов сводится к формированию сужающейся последовательности множеств (ядер):

Методы построения результирующих отношений предпочтения на основе свертки показателей
  Сущность данных методов многокритериальной оптимизации состоит в построении такого результирующего отношения предпочтения

Характеристика задач принятия решений в условиях неопределенности среды
Процессы анализа сложных экономических систем и принятия решений в них связаны с выделением изучаемой системы из некоторой системы большего масштаба (метасистемы), т.е. разделения этой метасистемы

Принятие решений в условиях стохастической среды
Постановка задач принятия решений в условиях стохастической среды имеет вид (D(w), f(w)), wÎW, где D(w) - множество допустимых альтернатив, f(w) - целевая функция.

Методы детерминизации.
При решении конкретных задач выбора на вероятностных структурах часто вводится предположение о том, что задание целевой функции f(w) и ограничивающих отношений ri(w), i=1,...,m, определя

Методы имитационной оптимизации.
В методах имитационной оптимизации (прямых методах стохастического выбора) не производится преобразование задачи к ее детерминированному эквиваленту. Суть данных методов заключается в том, что гене

Постановка задач игрового выбора.
Рассмотрим формализованное представление задачи принятия решений в условиях целенаправленной среды. Обобщенную задачу принятия решения в условиях неопределенности можно записать в виде (D

Матричные игры. Чистые и смешанные стратегии.
Простейшим вариантом игры является антагонистическая игра, в которой противодействуют две оперирующих стороны (2 игрока), при этом множества различных альтернатив из которых они выбирают решения ко

Методы нахождения оптимальных смешанных стратегий.
Процедура нахождения оптимальных чистых или смешанных стратегий соответствует выявлению рациональной линии поведения противников в конфликтной ситуации, описываемой игровой моделью. Поэтому такую п

Принятие решений в условиях неизвестной среды
В случае неизвестной среды нет достаточных оснований для предположений о том, какие значения будут принимать параметры, характеризующие состояние среды на рассматриваемом временном интервале. При э

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги