рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

РЕЛИГИЯ В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ

РЕЛИГИЯ В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ - раздел Религия, Религии мира как предмет познания Религия В Системе Культуры. Чтобы Рассматривать Религию, Необходимо Вычленить...

РЕЛИГИЯ В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ. Чтобы рассматривать религию, необходимо вычленить её из общей системы культуры, отделить от других, близких к ней культурных составляющих. Для этого нужно рассмотреть проблемы отношения религии и науки, религии и морали, религии и истории, религии и философии, религии и идеологии, религии и мифологии.

РЕЛИГИЯ И НАУКА. Проблема религия и наука состоит из двух вопросов 1 каково соотношение предмета религии и предмета науки 2 как науки могут изучать религию. Первый вопрос возник тогда, когда наука внезапно стала претендовать на опровержение или, по крайней мере, проверку догматов различных вероучений.

В течение, приблизительно, двух столетий 18-19 вв. учёные считали, чуть ли не главной своей задачей, проверку истинности религиозных представлений. Однако уже в конце 19 в. Некоторые мыслители, например, Л. Н. Толстой, стали выражать мысль о том, что данные науки не имеют ничего общего с религиозным знанием. Если вы попытаетесь обратиться к науке за выяснением вопроса о смысле жизни, то узнаете, что человек состоит из каких-то частиц, которые при определённых условиях соединяются в единый организм, а в определённых условиях распадаются, и больше ничего.

Религия же прямо отвечает на вопросы о том, из-за чего и ради чего живёт человек. С другой стороны, ответы, содержащиеся в вероучениях, не могут быть ни подтверждены, ни опровергнуты данными науки. Эту мысль выразил ещё в конце 18 в. И. Кант в своей работе Религия в пределах только разума. Положения религиозных учений лежат за пределами потенциального опыта и определяются не в сфере природы, исследуемой средствами математического естествознания, а в сфере нравственной внутренней свободы человека.

Таким образом, наука и религия, рассматривая как вместилища знания, абсолютно различны по своей направленности. Знание науки и знание религии не пересекаются, они относятся к разным сферам, выполняют разное предназначение, возникают разными способами. Несмотря на приведённые документы, разведение предметов религии и науки по сей день ещё не вполне усвоено не только широкими массами людей, но и самими учёными. С одной стороны, физики то и дело пытаются доказать бытие Бога или дхармического строения космоса эмпирическим способом, с другой, бурно развиваются оккультные науки, ищущие в опыте подтверждения своим доктринам.

Но если усилия оккультистов понятны, поскольку им необходима убедительная реклама проводимых ими дорогостоящих магических манипуляций, то попытки представителей академической науки работать с оккультистами в одном поле риска спорить, соревноваться с ними и т. д. вызывают только недоумение.

Тот факт, что религия и наука имеют разные предметы, ещё не значит, что наука не может изучать саму религию. Вопрос о научной познаваемости религий является не менее острым, хотя и менее социально значимым. Сегодня религия исследуется практически всеми гуманитарными науками, предпринимаются также попытки подключить к этому естественные география, психофизиология, биология науки. Вместе с тем, сама возможность приложения к религии тех или иных наук остаётся проблематичной.

Например, как определить, к какой религии относится тот или иной человек? Археологи и искусствоведы говорят, что это можно сделать, если идентифицировать культ, к которому этот человек прибегает или прибегал. Идентификация культа происходит по соответствующим предметам - храмовым постройкам архитектура и интерьер, культовой утвари идолы и иконы, одежде священников, ритуальной кухне, духовной музыке и пр. Мы пристально рассматриваем предмет, определяем его предназначение, читаем возможные символы на нём. Этнографы и социологи добавляют к этому, что следует изучить распорядок для человека куда он ходит, что делает, какие ритуалы исполняет, как молится, как медитирует, сколько раз в день ходит в храм, сколько раз в день читает священную книгу, в каких случаях обращается к священнослужителю, сколько тратить денег на духовные нужды, какие события жизни связывают с религиозным обрядом, и как этот обряд проходит и т. д. Историки и филологи говорят, что надо подробнейшим образом исследовать документы, сличить их с другими документами, выявить, что в них историческая правда, а что - нет, с какими другими документами они связаны, каковы их жанр и предназначение, каков их язык и стиль, какова этимология священных имён в них, в какой последовательности они шли друг за другом, кто были их авторы и т. п. Наконец, психологи говорят, что следует облепить верующего всевозможными датчиками, чтобы измерить показатели его религиозного пыла, предъявить ему вопросники и тесты, чтобы выяснить, что он ощущает в моменты религиозного экстаза, что он испытывает до и после этого и т. д. Где здесь религия? Все эти знания хороши и очень важны, но они не дают знания о религии как таковой.

Узнав всё это, вы так и не поймёте, какую религию исповедует или исповедывал человек. Религия оказывается неуловимой, настоящим камнем преткновения для эмпирических наук. Хорошо, если в каком-нибудь документе например, в вероучительной книге прямо и ясно изложены положения той или иной религии и из этих положений выведены культовые предписания.

Хорошо также, если живы последователи этой религии.

Крайне хорошо, если эти люди понимают то, во что верят, и строят на этом свою жизнь, начиная с распорядка дня, заканчивая участием в государственных делах.

Ещё лучше, если их вера вызывает в них совершенно особые, ни у кого больше не встречающиеся эмоции. И уже очень хорошо, если эти люди не только допускают независимых исследователей к своей религии, но и охотно помогают им проводить свои исследования, делятся с ними своими религиозными тайнами.

Есть религии, с которыми дело именно так и обстоит это - христианство, иудаизм, ислам, буддизм и некоторые другие. Но эти удачные случаи составляют меньшинство всех религий, которые когда-либо существовали. Благодаря тому, что исследователи периферийных религий обращали своё внимание на внешние последствия религиозных учений, а не на их сущность, мы сегодня располагаем огромным эмпирическим материалом, с которым практически нечего делать, из которого могут следовать только смутные догадки о том, что же собственно говоря представляют собой религии африканцев, индейцев Нового Света, аборигенов Австралии, папуасов и полинезийцев. Христианская мысль сформулировала символ веры своё кредо чётко сформулировали буддисты, мусульмане, иудаисты.

Остальным повезло меньше. Большинство восточных религий имели среди своих последователей массу мыслителей, которые в сотнях и тысячах текстов оставили общую картину своих вероучений, поэтому исследователи не всегда утруждают себя точным и строгим реконструированием этих вероучений, позволяя себе фантазировать, объявляя Дао и Брахман просто-напросто восточными именами Бога европейцев.

А вот периферийные религии, т. е. религии, которые долгое время оставались вне поля зрения письменных цивилизаций, так и остаются до сих пор практически непознанными. Аналогично дело обстоит и с проблемой

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Религии мира как предмет познания

Но что не требует познания и обсуждения, как религия? Во все времена вопрос о религиях имеет обсуждение и приводимые факты противоречивы и… Наверно только в наше время, после перестройки , можно сказать, что всё стало… И даже иногда даже самый ярый атеист, в сложную ситуацию или просто в размышлениях с собой, сам себе посомневается в…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: РЕЛИГИЯ В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Религия и история
Религия и история. которая также распадается на два вопроса 1 существует ли влияние религии на историю или истории на религию? 2 как возможна история религии и что может сделать историческая наука

Религия и философия
Религия и философия. Бесспорно, что первичные сведения о той или иной религии мы получаем именно благодаря истории, филологии, археологии, этнографии, социологии, психологии, искусствоведению с дан

Вероучение и религиозная философия
Вероучение и религиозная философия. В большинстве пособий, посвящённых религиям, основные вероучительные вопросы рассматриваются под рубрикой религиозная философия. Однако, хотя настоящее пособие с

Религия и мораль
Религия и мораль. Большая путаница существует у нас понятиями мораль, нравственность и этика. Часто почему-то говорят о морально-нравственных или морально-этических принципах, проблемах и т. п. Нел

Религия и мифология
Религия и мифология. Поначалу так называемая мифологическая школа не ставила вопроса о соотношении религии и мифологии в прямой форме, так как религией в то время считались лишь сложные вероучения

ПРИНЦИПЫ КЛАССИФИКАЦИИ РЕЛИГИЙ
ПРИНЦИПЫ КЛАССИФИКАЦИИ РЕЛИГИЙ. Религии представляют собой огромное и, на первый взгляд, беспорядочное многообразие. Чтобы ориентироваться в нём, было придумано несколько способов классификации рел

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги