Работа сделанна в 2002 году
Анализ ценностной ориентации в зависимости от уровня образования - Семинар, раздел Религия, - 2002 год - Социальная направленность проповеди Анализ Ценностной Ориентации В Зависимости От Уровня Образования. В Начале Дл...
|
Анализ ценностной ориентации в зависимости от уровня образования. В начале для анализа были выделены те ценности, наиболыиая распространенность которых была выявлена среди людей, имеющих неполное среднее образование, и наименьшая 31 - в группе лиц с высшим и незаконченным высшим образованием.
Полученные в исследовании данные свидетельствуют, что наибольшую распространенность среди лиц с незаконченным средним образованием и наименьшую среди лиц с законченным и незаконченным высшим имеют такие ценности как союз, порядок, дом, мир, равенство, милосердие, надежда, справедливость, уважение к родителям и настоящая дружба. Ментальность россиян, с. 82 Особого рассмотрения требует ценность достаток. Люди с высшим образованием выбирали ее реже, чем люди с более низким образованием статистически значимые различия отмечены между группой лиц с высшим образованием и группой лиц с незаконченным средним образованием. Группу, окончивших среднюю школу или получивших среднее специальное образование характеризует относительно высокое место любви и свободы. Показательно, что в группе лиц, получивших среднее образование, практически нет ценностей, которые занимали бы там место более высокое, чем в иерархиях всех остальных групп. Данное обстоятельство подчеркивает определенный ценностный антагонизм крайних групп и переходное между ними положение группы лиц со средним образованием.
В то же время в иерархии распространенности ценностей у тех, чье образование ниже среднего, гораздо выше, чем у других, стоят связанные с обеспечением жизнедеятельности индивида и семьи ценности мир, уважение к родителям, справедливость, порядок, согласие, дом, безопасность. Ментальность россиян, с. 82 Таким образом, получается, что лица с низким уровнем образования являются гораздо большими, чем лица с высоким уровнем образования, приверженцами традиционалистских ценностей. 4.2.1 Выводы о зависимости формирования ценностной ориентации от уровня образования Очевидно, что в процессе образования человек усваивает не только определенные знания, но и различные ценности.
В первую очередь, им усваиваются наиболее устоявшиеся базовые ценности той субкультуры, к которой он принадлежит.
Однако, чем более серьезно получаемое образование, тем больше у индивида возможностей ознакомиться с ценностями различных субкультур в данном обществе, а также с ценностями других культур.
Таким образом, чем выше уровень образования человека, тем больше он имеет возможности отойти от традиционалистской для своей субкультуры или своей культуры системы ценностей. 32 У людей, получивших широкое образование, выше вероятность того, что среди принятых ими ценностей окажется больше ценностей, доминирующих другой культуре или носящих общечеловеческий характер. 4.2.2 Выводы о факторах объединяющих ценности в группы Рассматривая полученные наборы с точки зрения отнесенности целей к вьщеленным ранее факторам следует отметить, что факторы 1 самоосуществление , 4 защита Я , 8 сила и независимость , 9 интеллект , 10 понимание своих целей , 11 семья , 12 инфантильная автономия , 13 секс и 16 искусство оказались более чувствительны куровню образования, чем цели остальных факторов.
Так, например, практически все цели из первого фактора самоосуществление оказались гораздо важнее для тех, у кого имеется высшее образование, тогда как важность абсолютного болыпинства целей, принадлежащих ко второму внешний успех и к третьему служение обществу факторам, наоборот, оказалась практически независимой от роста или снижения уровня образования. Ментальность россиян, с. 130 4.2.3 Выводы о причинно - следственных связях выбора ценностной ориентации Вместе с тем, некоторые различия между иерархиями выделенных страт можно объяснить, только исходя из различий в уровне образования.
Так, например, понятно, почему в иерархии ведущих целей лиц с высшим образованием и лиц, закончивших среднюю школу, присутствует цель А26 понять смысл жизни. Большинство этих людей в силу специфики полученного образования имеет в настоящее время работу, относящую их к белым воротничкам. Такая работа, несомненно, дает им возможность размышлять о философских проблемах устройства мира. Не менее очевидно и повышенное стремление лиц, получивших кроме простого среднего дополнительное образование техникум, вуз и т.п дать хорошее образование также своим детям.
Сравнение с ценностями руководителей ЕХБ Проведенные исследования выявши четкую взаимосвязъ между уровнем образования респондентов и предпочтением ими ценностей из традионалистского или из модернистского кластеров. Ментальность россиян, с. 82 33 Говоря о сравнении ценностей руководства церквей ЕХБ с различными группами россиян по образовательному признаку нужно сказать, что из 50 человек - 5 имеют неполное среднее образование 10 - имеют высшее светское образование 5 человек - высшее богословское, причем из них 4 человека получили и высшее светское образование.
Анализ полученных данных показывает нам, что служители церкви являются приверженцами консервативного взгляда на жизнь почти полностью отвергаются ценности факторов самоосуществление и внешний успех - законность, стабильность, развить способности, профессионализм, успех, процветание, культура, достаток и т.д. Все эти ценности входят в разряд важных или очень важных для лиц имеющих высшее образ?вание.
Зато поддержкой пользуются ценности лиц с неполным средним образованием союз, порядок, милосердие, надежда, уважение к родителям, дом, мир, равенство, справедливость. Как мы видим из полученных результатов, подтвердился тезис авторов методики опроса естъ прямая зависимостъ междууровнем образования опрошенных и выбора ими цетостей из традиционалистского ши т модернистского кластеров. Ментальность россиян, с. 82 . На представленных диаграммах мы видим эту разницу в выборе ценностей. 34 Выводы о направленности проповеди в зависимости от уровня образования Говоря о возможности социально направленной проповеди к лицам, имеющим различное образование, необходимо отметить, что есть две антагонистические группы а имеющие неполное среднее образование и б имеющих высшее образование.
Интересные данные получены в исследовании С.Г. Вершловского и Л.Н. Лесохиной, в котором рассматривалисъ вопросы влияния образования на отношение молодых людей к труду, зависимости между уровнем образования и гражданскими качествами человека как сознателъной, активной личности.
Изучая структуру сеободного времени молодежи и их бюджет, авторы отмечают, что лица с более еысшим уровнем образования болыие затрачивают времени на чтение литерсапуры и отличаются болъшей требователъностъю и самокритичностъю, приобретение жизненного опыта, включая профессионалъный, изменяет отношент человека к жизненным ценностям, в том числе и к образованию. Степанова, с. 131 Ценности этих групп противоречат друг другу.
И если проповедник принадлежит к первой группе, то трудно ожидать, что он сможет духовно окормить лиц из второй группы.
Здесь будет влиять и культура, и восприятие мира, и широта взглядов.
Проповеднику, принадлежащему ко второй группе, будет легче донести Евангелие до своих слушателей.
И чаще всего, он также сможет говорить и к лицам не обремененным высшим образованием на их языке, понимая их ценности и цели в жизни, так как имеет более широкие взгляды на многие процессы.
Несомненно, существует прямая связь между уровнем образования и уровнем ттеллектуалъного развития человека.
Так, при сопоставлении уровней развития, памяти, мышления и интеллекта в пяти группах испытуемых, скомтеюпованных по уровню образования, получены данные, подтверждающие это предположение.
В первую гругту вошли лгща с 8-летним образованием, которые в момент проведения эксперимента нигде не учились, во второй были учащиеся вьтускных классов средней школы, в третъей лща с законченным средним образованием, в четеертой - студенты ВУЗов, е пятой - лица с высшим образованием. Сопоставление этих групп показало, что лща из первой группы значителъно уступают по уровню развитию психических фунщий и интеллекта всем осталъным.
Между второй и третъей группой различий почти не замечено, как п между четвертой и пятой. Наиболее высокие резулътаты получены в группах студентов и лщ с высшим образованием. Греков, с.32 Как мы видели из предшествующего анализа, вопрос о наличии и качестве образования, может послужить барьером в контакте проповедника с аудиторией. Спасение, которое ищет интеллектуал, всегда является спасением от енутрентх бед, поэтому оно носит, с одной стороны, более далекий от жизни, с другой - более принципиалъный систематически продуманный характер, чем спасение от внешней нужды, характерное для непрившегированных слоев.
Интеллектуал ищет возможностъ придать своей жизни пронизыеающей ее смысл на путях, казуистика которых уходит в бесконечностъ, ищет единства с самим собой, людъми, Космосом. Именно он превращает концещию мира в концепцию смысла. Вебер, с. 206 Рожденный в резиновых сапогах, не может рассчитывать на то, что его слово будет авторитетным для людей в лакированных штиблетах.
Надеяться на то, что слушатели встанут на позиции проповедующего, можно только в случае если в зале сидят люди его уровня образования или ниже и то, только если он сможет найти с ними общий язык. Безусловно, учитель должен повышать уровень аудитории, но он должен быть озабочен и собственным возрастанием, в том числе и интеллектуальным. Ведь даже самые крупные и известные уншерситеты не вправе считатъ, что они выпускают действителъно образованных людей восприимчивых к образованию, которые хорошо подготовлены к тому, чтобы учитъся в течение всей жизни.
Сделатъ это гораздо сложнее, чем просто датъ людям образование. Кумбс, с. 167 36 5. Формирование ценностной ориентации в зависимости от места работы В нашем обществе профессиональная система играет ведущую роль, как для определения статусных групп, так и для определения уровня доходов. Во многих отношениях именно профессиональная принадлежность главы семьи позволяет определить престиж и социальный статус семьи.
Каждая профессия, каждая социальная группа, чтобы укрепиться в собственных глазах, создает свою самоутверждающуюся идеологию. Мендра, с. 299 . 5.1
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
Одна из причин - это тот факт, что головы у людей заняты совершенно иными вещами. Неизменно будет много тех, чъи головы, все равно останутся занятыми своими… Возможно, помочь решить данную проблему нам могли бы знания, которые дает социальная психология.
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Анализ ценностной ориентации в зависимости от уровня образования
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов