рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Сведения об авторе.

Сведения об авторе. - раздел Религия, Таинство веры Игумен Иларион (Алфеев) — Православный Богослов И Патролог, Доктор Философии ...

Игумен Иларион (Алфеев) — православный богослов и патролог, доктор философии Оксфордского Университета, доктор богословия Свято-Сергиевского православного богословского института в Париже, член Синодальной Богословской Комиссии, руководитель Секретариата по межхристианским связям Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата, заместитель главного редактора журнала “Церковь и время,” клирик храма св. великомученицы Екатерины на Всполье (г. Москва). Автор книг “Таинство веры. Введение в православное догматическое богословие,” Le mystere de la foi, Introduction a la dogme et spiritualite orthodoxe (Paris, 2000), “Жизнь и учение св. Григория Богослова,” “Мир Исаака Сирина,” The Spiritual World of Isaac the Syrian (Kalamazoo, Michigan, 2000), “Преподобный Симеон Новый Богослов и православное Предание,” St Symeon the New Theologian and Orthodox Tradition (Oxford, 2000), “Ночь прошла, а день приблизился,” “Православное богословие на рубеже столетий,” “Христос — Победитель ада,” а также многочисленных статей в периодической печати. Составитель и редактор антологий “Отцы и учители Церкви III века” (в 2-х томах), “Восточные Отцы и учители Церкви IV века” (в 3-х томах). Переводчик творений Отцов Церкви с греческого и сирийского языков.

 


[1] Греческое слово “догма” с ударением на первом слоге, женского рода вошло в русский язык и в просторечии имеет отрицательный оттенок чего-то застывшего и безжизненного (так же как и слово “догматический”). Слово “догмат” мужского рода с ударением на втором слоге восходит к славянским богослужебным текстам: “Яко царское украшение Церкви, Василия вси восхвалим, догматов сокровище нескудеемо”; “Празднует днесь Церковь честное торжество учителей триех, ибо тии утвердиша Церковь божественными своими догматы” (Служба трем святителям: Минея праздничная. М., 1970, с. 295-296).

[2] В. Лосский. Догматическое богословие; Очерк мистического богословия Восточной Церкви. М., 1991. Сс. 10-11.

[3] La vie et l'oeuvre de saint Thomas d'Acquin: Thomas d'Acquin. Somme théologique. Paris, 1990. P. 24

[4] Августин. Исповедь 1, 1.

[5] Макарий Египетский. Новые духовные беседы. М., 1990. С. 49-50

[6] Митрополит Сурожский Антоний. Беседы о вере и Церкви. М., 1991. Сс. 3 обложки и 308-309

[7] Платон. Тимей 28с-30b

[8] Платон. Тимей 41а

[9] Климент Александрийский. Строматы 1, 1-1, 5

[10] М. Фасмер. Этимологический словарь русского языка, М., 1986. Т. 1. Сс. 181-182

[11] Платон. Кратил 397b

[12] Варсануфий и Иоанн. Руководство к духовной жизни, ответ 18. СПб., 1905. С. 14

[13] Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря. СПб., 1903. С. 113

[14] Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры 1, 9

[15] Митрополит Сурожский Антоний. Беседы о вере и Церкви. С. 96

[16] Дионисий Ареопагит. О Божественных именах 5, 4 [PG 3, 817С]

[17] Григорий Богослов. Слово 30 (О богословии 4), [Творения в 2-х томах. СПб., без года (изд. Сойкина). Т. 1. С. 440]

[18] Там же [Т. 1. Сс. 442-443].

[19] Исаак Сирин. Слово 60 [Isaak tou Syrou eurethenta asketika. Athenai, 1977. Sel. 245]

[20] Григорий Богослов. Слово 23 [Т. 1. С. 338]

[21] Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры 1, 14

[22] Григорий Богослов. Слово 45 [Т. 1. С. 663].

[23] Цит. по: Григорий Богослов. Слово 28 [Т. 1. С. 393]. Точный текст см.: Платон. Тимей 28с.

[24] Григорий Богослов. Там же.

[25] Василий Великий. Письмо 226 [Творения в 3-х томах. СПб., 1911 (изд. Сойкина). Т. 3. С. 283].

[26] Протоиерей Георгий Флоровский. Византийские Отцы V-VIII вв. Париж, 1937. С. 102-103.

[27] Вечное. Сборник духовного чтения №342. Париж, 1983. С. 61

[28] Деяния Вселенских Соборов. Изд. 1-е. Т. 1. Казань, 1859. Сс. 101-103

[29] Цит. по: Bishop Kallistos Ware. The Orthodox Waу. London-Oxford, 1979. P. 44

[30] PG 32, 136

[31] Точное изложение православной веры 2, 2

[32] Там же 2, 3

[33] Слово 67 [Isaak tou Syrou eurethenta asketika. Sel. 268]

[34] A. Louth. Denys the Areopagite. Wilton, CT (USA), 1989. Р. 35-37

[35] Слово 67 [Isaak tou Syrou eurethenta asketika. Sel. 268]

[36] А. Пушкин. Полное собрание сочинений в 6 томах. М. -Л., 1936. Т. 1. С. 464

[37] Слово 84 [Isaak tou Syrou eurethenta asketika. Sel. 325-326]

[38] См. В. Лосский. Очерк мистического богословия Восточной Церкви; Догматическое богословие. С. 234

[39] Точное изложение православной веры 2, 4

[40] Греч. diabolos буквально означает “клеветник.”

[41] Гимн 43, 137 [SC 196, 66].

[42] Василий Великий. Беседа 2-я на Шестоднев [Творения. Т. 1. С. 18].

[43] В. Лосский. Очерк мистического богословия Восточной Церкви; Догматическое богословие. С. 250.

[44] Платон. Тимей 38b.

[45] Там же. С. 478.

[46] Митрополит Московский Филарет (Дроздов). Записки, руководствующие к основательному разумению книги Бытия. Ч. 1. М., 1867. С. 6.

[47] Там же.

[48] Там же. С. 9.

[49] Платон. Тимей 34b.

[50] Платон. Тимей 30а-с.

[51] Платон. Тимей 29с.

[52] В. Лосский. Очерк мистического богословия Восточной Церкви; Догматическое богословие. Сс. 234-235.

[53] Цит. по: Bishop Kallistos Ware. The Orthodox Way. Р. 54.

[54] Точное изложение православной веры 2, 30.

[55] PG 89, 236С.

[56] См. Bishop Kallistos Ware. The Orthodox Way. Р. 62-64.

[57] PG 31, 344C.

[58] PG 37, 690.

[59] Х. Яннарас. Вера Церкви. Введение в православное богословие. М., 1992. С. 102.

[60] Платон. Тимей 39е.

[61] De opificio mundi 69. Цит. по: Архимандрит Киприан (Керн). Антропология св. Григория Паламы. Париж, 1950. С. 105.

[62] PG 11, 128.

[63] PG 31, 221С.

[64] PG 30, 13.

[65] PG 102, 180А-В.

[66] PG 6, 820В.

[67] В. Е. П. 41, sel. 341.

[68] Точное изложение православной веры 2, 12.

[69] Григорий Нисский. Толкование Блаженств 1, 4.

[70] Платон. Кратил 400с.

[71] Бхагавадгита 2, 22. Ашхабад, 1978. С. 86.

[72] PG 6, 1585В.

[73] PG 44, 225В-229С.

[74] PG 94, 1297С-1300В.

[75] PG 49, 121.

[76] PG 28, 608А.

[77] Gregoriou Nyssis erga. T. 1. Sel. 228.

[78] Ibid. T. 1. Sel. 230.

[79] Filokalia 1, 19.

[80] PG 150, 144.

[81] А. Лосев. Диалектика мифа. Философия, мифология, культура. М., 1991. Сс. 23-27.

[82] В. Е. П. 42, 202.

[83] Ibid.

[84] В. Е. П. 41, 208.

[85] PG 85, 40С-41А.

[86] Точное изложение православной веры 2, 11.

[87] PG 3, 376А., PG 11/1, 41.

[88] Толковая Библия. Т. 1. СПб., 1904. С. 24.

[89] PG 96, 98В.

[90] Archimandrite Sophrony. His Life is Mine. New York, 1977. Р. 32.

[91] PL 34, 384.

[92] Лествица 14, 32 [Ioannou tou Sinaitou Klimax. Athenai, 1989. Sel. 191].

[93] Слово богословское 1, 357-359 [SC 122, 122].

[94] В. Е. П. 27, 67.

[95] Слово огласительное 5, 175-182 [SC 96, 390-392].

[96] Поучение 1, 1 [SC 92, 148].

[97] Слово нравственное 13, 63-67 [SC 129, 404].

[98] Слово огласительное 5, 282-310 [SC 96, 400].

[99] Стихира на стиховне, см.: Triodion katanyktikon, ekd. “Fos.” Sel. 69.

[100] Filokalia 1, 117.

[101] PG 74, 785А.

[102] В. Е. П. 41, 265.

[103] В. Е. П. 42, 205.

[104] Э. Светлов. На пороге Нового Завета. Брюссель, 1983. С. 507.

[105] Ioannis Chrysostomi Opera omnia. Ed. 2. Paris, 1834-1839. T. 9, 520С.

[106] PG 35, 433С-436А.

[107] Э. Ренан. Жизнь Иисуса. М., 1990. С. 188-189.

[108] Л. Толстой. Полное собрание сочинений. Т. 24. М., 1957. С. 311.

[109] В. Болотов. Лекции по истории Древней Церкви. Т. 4. Пг. 1918. Сс. 136-148. См. также: М. Поснов. История христианской Церкви. Брюссель, 1964. Сс. 372-374. См. также: J. Meyendorff. Christ in Eastern Christian Thought. New York, 1975. Р. 15.

[110] В. Болотов. Лекции по истории Древней Церкви. Т. 4. Сс. 152-156. См. также: J. Pelikan. The Christian Tradition, v. 1: The Emergence of the Catholic Tradition (100-600). Chicago — London 1971. Р. 231-232.

[111] Св. Кирилл Александрийский. 1-е Послание к Суккенсу.

[112] В. Болотов. Лекции. Т. 4. С. 243.

[113] Там же. С. 253.

[114] J. Meyendorff. Christ. Pp. 26-27.

[115] Цит. по: В. Болотов. Лекции. Т. 4. Сс. 267-269. См. также: J. Pelikan. Emergence. Pр. 258-259.

[116] Цит. по: В. Болотов. Лекции. Т. 4. Сс. 292-293 (полный греч. текст и русский перевод).

[117] PG 91, 77D-80А. См. также: J. Meyendorff. Christ. Р. 147.

[118] Цит. по: В. Болотов. Лекции. Т. 4. Сс. 498-499 (греч. текст и рус. пер. ).

[119] PG 13, 1397-1399.

[120] Григорий Богослов. Слово 45 [Т. 1. Сс. 675-676].

[121] Gregoriou Nyssis erga. T. 1. Sel. 468-472.

[122] Ibid. Sel. 478-482.

[123] PG 59, 723-724.

[124] Минея праздничная. С. 540.

[125] PL 158, 382-430.

[126] Пространный христианский катехизис. М., 1894. С. 36.

[127] См.: Иеромонах Павел (Черемухин). Константинопольский Собор 1157 года и Николай, епископ Мефонский: БТ №1. М., 1960. С. 93.

[128] Кирилл Иерусалимский. Поучения огласительные и тайноводственные. М., 1900. С. 360.

[129] Гимн 24, 129-132 [SC 174, Р. 236].

[130] Огласительное слово 5, 413-432 [SC 96, 410-412].

[131] Нравственное слово 1, 6, 57-121 [SC 122, 228-232].

[132] Нравственное слово 2, 1, 160-163 [SC 122, 322].

[133] PG 7, 873.

[134] PG 25, 192B.

[135] PG 91, 1209B.

[136] Архиепископ Иларион (Троицкий). Христианства нет без Церкви. Монреаль, 1986. С. 3.

[137] Вл. Соловьев. Духовные основы жизни. Париж, 1926. С. 129.

[138] St Germanus of Constantinople. On the Divine Liturgy (the Greek text with English translation). New York, 1984. Р. 56.

[139] Bishop Kallistos Ware. Why I am an Orthodox // The Tablet, 16 February 1985. P. 159.

[140] Архиепископ Иларион (Троицкий). Христианства нет без Церкви. Сс. 15-16.

[141] Кирилл Иерусалимский. Cлово огласительное 18, 23[Творения. М., 1855. С. 340].

[142] У св. Климента Римского (I в. ) еще нет различия между епископами и пресвитерами — он упоминает только о епископах и диаконах. Cм. 1-е Послание к Коринфянам 42 [Ранние Отцы Церкви. Брюссель, 1988. С. 69].

[143] Послание к Ефесянам 4 [Ранние Отцы Церкви. С. 103].

[144] Послание к Траллицйам 3 [Там же. С. 118].

[145] См.: Kallistos Ware. Mary Theotokos in the Orthodox Tradition: Marianum LII. Roma, 1990, р. 211-212.

[146] Главы богословские, умозрительные и практические 3, 2-4 [SC 51, 120-122].

[147] PL 1, 534.

[148] Л. Успенский. Богословие иконы Православной Церкви. Париж, 1989. Сс. 21-22 и 31.

[149] Евсевий Кесарийский. Церковная история 7, 18. См.: Л. Успенский. Богословие иконы. Сс. 27-28

[150] Л. Успенский. Богословие иконы. Сс. 29-30.

[151] PG 94/1, 1237-1240, 1328.

[152] PG 99, 340.

[153] PL 77, 1128-1130.

[154] PG 99/1, 1997.

[155] Л. Успенский. Богословие иконы. С. 106.

[156] Иеромонах Софроний. Старец Силуан. Париж, 1952. С. 13.

[157] Василий Великий. Творения. Т. 1. С. 406-407.

[158] А. Louth. Denys the Areopagite. P. 57.

[159] PG 99, 1524B.

[160] J. Meyendorff. Byzantine Theology. New York, 1979. Р. 192.

[161] Там же.

[162] Автор одного из них уверяет, что “число сие содержит и постоянно содержала от самых первых веков христианства вся Вселенская Церковь.” См. Архимандрит Антоний. Догматическое богословие. М, 1852. С. 227.

[163] Впервые учение о семи таинствах на Востоке сформулировал император Михаил Палеолог в своем “Исповедании веры,” представленном папе Клименту IV в 1267 г. (впрочем, оно было написано не самим императором, а латинскими богословами). Текст см. в: G. M. Jugie. Theologia dogmatica christianorum orientalium. Vol. 3. Paris, 1930. Р. 16.

[164] PG 155, 197А.

[165] J. Meyendorff. Byzantine Theology. Р. 192.

[166] О Святом Духе 1, 18.

[167] Дидахи 7.

[168] Иоанн Мосх. Луг духовный, 176. Сергиев Посад, 1915. С. 207.

[169] Ириней Лионский. Против ересей 2, 39.

[170] Книга правил Св. Апостол, Св. Соборов Вселенских и Поместных и Св. Отец. М., 1874. С. 209

[171] Symeon tou Neou Theologou eurethenta asketika. Thessalonike, 1977. Sel. 494.

[172] Огласительное слово 11, 19.

[173] Протопресвитер Александр Шмеман. Водою и духом. Париж, 1986. Сс. 11, 147-148.

[174] Протопресвитер Александр Шмеман. Водою и духом. Париж, 1986. Сс. 11, 103.

[175] Иустин Философ. Апология 1, 65-66: Ранние Отцы Церкви, с. 337-338.

[176] J. Meyendorff. Byzantine Theology. Р. 117.

[177] См. главу 6 настоящей книги.

[178] He Leitourgia tou hagiou Gregoriou tou Theologou. Thessalonike, 1981. Sel. 19-20.

[179] Игнатий Богоносец. Послание к Смирнянам 7.

[180] Собрание древних литургий восточных и западных. Вып. 1. СПб., 1874. С. 178.

[181] Там же. Вып. 2. 1875. С. 207.

[182] Там же. Вып. 5. 1878 С. 131.

[183] Кирилл Иерусалимский. Слово тайноводственное 4, 3.

[184] Гимн 15, 121-154 [SC 156, 286-290].

[185] Игнатий Богоносец. Послание к Смирнянам 7.

[186] Добротолюбие. Т. 2. М., 1895. С. 196.

[187] PG 32, 484B.

[188] Книга правил. С. 12.

[189] См., например, Слово нравственное 3, 434-435 [SC 122, 422]: “(Тело и Кровь), которые мы ежедневно едим и пьем.”

[190] Епископ Игнатий (Брянчанинов). Сочинения в 5 томах. Т. 1. СПб., 1905. Сс. 14-15.

[191] Иоанн Кассиан Римлянин. Собеседования 23, 21 [Писания. М., 1892. С. 605].

[192] Цит. по: T. Ware. The Orthodox Church. London, 1987. Р. 294.

[193] Отметим, что пост в субботу противоречит древне-церковным каноническим постановлениям, например, 64-му Апостольскому правилу: “Если кто из клира усмотрен будет постящимся в день Господень или в субботу, кроме одной только Великой Субботы, да будет извержен; если же мирянин, да будет отлучен.” Цит. по: Книга правил. С. 22.

[194] PG 49, 292.

[195] Лествица 5, 1 [Ioannou tou Sinaitou Klimax. Sel. 115].

[196] Протопресвитер А. Шмеман. Об исповеди и причастии (каноническая записка). С. 12.

[197] Григорий Богослов. Творения в 2-х томах. Т. 2. С. 34.

[198] Symeon tou Neou Theologou eurethenta asketika. Sel. 53-54.

[199] Протопресвитер А. Шмеман. За жизнь мира. Нью Йорк, 1983. С. 93.

[200] Кирилл Александрийский. Послание 3-е к Несторию.

[201] Мефодий, епископ Патарский. Полное собрание творений. Изд. 2-е. СПб., 1905. Сс. 36-37, 40.

[202] Н. Бердяев. Собрание сочинений. Изд. 3-е. Т. 2. Париж, 1991. С. 430.

[203] J. Meyendorff. Marriage: An Orthodox Perspective, ed. 2, New York, 1975, p. 17.

[204] Священник Александр Ельчанинов. Записи. Изд. 6-е. Париж, 1990. Сс. 34, 58-59.

[205] Сократ Схоластик. Церковная история. СПб., 1850. С. 449-450.

[206] Иеромонах Софроний. Старец Силуан. С. 168.

[207] Vie de Sym(on le Nouveau Th(ologien par Nic(tas St(thatos. Ed. I. Hausherr. Orientalia Christiana 12. Roma, 1928. Р. 42.

[208] Протоиерей Сергий Булгаков. Автобиографические заметки. Париж, 1991. Сс. 41-42.

[209] См.: J. Meyendorff. Byzantine Theology. Pр. 191-192.

[210] Лествица 1, 10 [Ioannou tou Sinaitou Klimax 1; 22; 26, 23. Sel. 39; 249-250; 289].

[211] Житие преп. Антония 15, 44 [Афанасий Александрийский. Творения в 4-х томах. Т. 3. Сергиев Посад, 1903. Сс. 192, 214-215].

[212] Протоиерей А. Шмеман. Исторический путь Православия. Париж, 1985. С. 144.

[213] Лествица 1, 47 [Ioannou tou Sinaitou Klimax 1. Sel. 48].

[214] Гимн 27, 18-74 [SC 174, 280-284].

[215] Архиепископ Иларион (Троицкий). Христианства нет без Церкви. Сс. 181-187.

[216] Иеромонах Софроний. Старец Силуан. С. 169.

[217] G. Florovsky. The Elements of Liturgy in the Orthodox Catholic Church // One Church. New York, 1959. Vol. 13. No. 1-2. P. 24.

[218] Стихира на “Господи воззвах” Великой вечерни.

[219] Догматик, глас 6.

[220] Митрополит Вениамин (Федченков). Литургия. ЖМП №1. 1982. С. 77.

[221] Епископ Игнатий (Брянчанинов). Сочинения в 5 томах. Т. 2. СПб., 1886. Сс. 181-182.

[222] 2-й канон утрени, песнь 1, ирмос. Минея праздничная. С. 526.

[223] Архимандрит Софроний (Сахаров). Видеть Бога как Он есть. Эссекс, 1985. Сс. 229-230.

[224] Цит. по: Протоиерей Георгий Флоровский. Пути русского богословия. С. 328

[225] Filokalia 1, 177. На русск. яз. см.: Добротолюбие. Т. 2. М., 1895. С. 148. В обоих изданиях “153 главы о молитве” надписаны именем преп. Нила Синайского; авторство Евагрия доказано И. Озэрром и в настоящее время не оспаривается. Ср.: J. Meyendorff. St Gregory Palamas and Orthodox Spirituality. New York, 1974. Р. 21.

[226] Гимн 44, 228 [SC 196, 86].

[227] Ф. Гарсиа Лорка. Избранные произведения в 2-х томах. М., 1975. Т. 1. С. 106.

[228] Bishop Kallistos Ware. The Power of the Name. Oxford, 1991. Р. 1.

[229] Слово 3 [Isaak tou Syrou eurethenta asketika. Sel. 365].

[230] Мы передаем эту историю так, как она была рассказана нам старцем архимандритом Софронием. См. подобное повествование в кн.: Древний патерик. М., 1899. Сс. 27-28.

[231] Лествица 28, 8-9 [Ioannou tou Sinaitou Klimax. Sel. 357].

[232] Слово 19 [Isaak tou Syrou eurethenta asketika. Sel. 67].

[233] Слово 34 [Ibid. Sel. 152].

[234] Мысли св. Феофана Затворника о молитве собраны в кн.: О молитве Иисусовой. Sortavala, 1936.

[235] Лествица 15, 73 [Ioannou tou Sinaitou Klimax. Sel. 210].

[236] Filokalia 1, 107.

[237] Митрополит Филарет (Дроздов). Записки на книгу Бытия. Ч. 1. Сс. 57-58.

[238] Filokalia 1, 45.

[239] Лествица 28, 20 [Ioannou tou Sinaitou Klimax. Sel. 359].

[240] Filokalia 1, 159. В греческой “Филокалии,” так же, как и в русском “Добротолюбии,” это слово надписано именем св. Исихия Иерусалимского, однако в настоящее время его принято считать произведением Исихия Синаита.

[241] Filokalia 1, 178-180.

[242] Filokalia 2, 244-245.

[243] Цит. по: Kallistos Ware. The Power of the Name. Р. 6.

[244] Цит. по: На горах Кавказа. Изд. 2. Баталпашинск, 1910. Сс. 16-17.

[245] Там же. С. 16.

[246] Иеромонах Софроний. Старец Силуан. С. 41.

[247] В кн.: Преподобный Симеон Новый Богослов. Слова. Вып. 2. М., 1890. С. 188.

[248] Архимандрит Софроний (Сахаров). Преподобный Силуан Афонский. Последнее издание. Эссекс, 1990. С. 223.

[249] Filokalia 1, 182 (под именем св. Нила Синайского; см. выше примечание 10).

[250] PG 36, 12-13.

[251] Цит. по: T. Ware. The Orthodox Church. Р. 310.

[252] Kallistos Ware. The Power of the Name. Pр. 23-24.

[253] PG 150, 1280А.

[254] Послание 4 [Isaak tou Syrou eurethenta asketika. Sel. 379].

[255] Епископ Игнатий (Брянчанинов). Сочинения в 5 томах. Т. 1. СПб., 1905. С. 292.

[256] Лествица 27, 10 [Ioannou tou Sinaitou Klimax. Sel. 357-358].

[257] Цит. по: О молитве Иисусовой. С. 55.

[258] Жизнь о. Иеронима, духовника русского Пантелеимонова монастыря, им самим рассказанная. Без места и года издания. Сс. 412-413.

[259] Ф. Достоевский. Собрание сочинений в 15 томах. Т. 9. Л., 1991. Сс. 326-327.

[260] Там же. С. 678 (прим. ).

[261] М. Лермонтов. Сочинения в 2 томах. Т. 1. M., 1988. С. 179.

[262] А. Пушкин. Собрание сочинений в 6 томах. Т. 2. М., 1937. С. 107.

[263] Там же. Т. 1. С. 563.

[264] Слово 33 [Isaak tou Syrou eurethenta asketika. Sel. 145].

[265] Filokalia 1, 177.

[266] Архимандрит Софроний. Видеть Бога как Он есть. Сс. 46-51.

[267] Там же. С. 52.

[268] Лествица 7, 11 [Ioannou tou Sinaitou Klimax. Sel. 142].

[269] Лествица 7, 50 [Sel. 149-150].

[270] Filokalia 1, 155.

[271] Filokalia 2, 243.

[272] Filokalia 1, 251-256.

[273] Архиепископ Финляндский Павел. Как мы веруем. С. 115.

[274] Григорий Нисский. Творения в 8 томах. Т. 7. М., 1865. С. 281.

[275] Слово 81 [Isaak tou Syrou eurethenta asketika. Sel. 306].

[276] Вл. Лосский. Боговидение. М., 1995.

[277] Вл. Лосский. Боговидение. Сс. 14-18.

[278] Огласительное слово 29, 137-150 [SC 113, 176-178].

[279] Нравственное слово 5, 83-97 [SC 129, 86].

[280] Благодарение 1, 28-70 [SC 113, 306-310].

[281] PG 150, 937D.

[282] PG 150, 932D.

[283] Слово 32 [Isaak tou Syrou eurethenta asketika. Sel. 139].

[284] Гимн 14, 1-82 [SC 156, 232-238].

[285] PL 6, 535.

[286] PL 6, 535.

[287] См. любое издание “Православного Молитвослова” (Последование ко св. Причащению и Молитвы по св. Причащении).

[288] И. Попов. Идея обожения в древневосточной Церкви: Вопросы философии и психологии. 1906. Кн. 97. С. 213.

[289] Filokalia 2, 98.

[290] PG 94, 924.

[291] Архимандрит Киприан (Керн). Антропология св. Григория Паламы. Париж, 1950. С. 143.

[292] Плотин. Эннеады 1, 2, 6.

[293] A Greek-English Lexicon. Ed. H. G. Liddell, R. Scott. Oxford, 1989. Pр. 365-366.

[294] Молитвы по святом Причащении.

[295] Гимн 9, 1-51 [SC 154, 224-228].

[296] Гимн 16, 21-33 [SC 174, 12].

[297] Гимн 28, 136-166 [SC 174, 304-308]

[298] Гимн 19, 107-147 [SC 174, 104-106].

[299] Ипполит Римский. Творения. Вып. 2. Казань, 1899. Сс. 13-14.

[300] Посмертные вещания преп. Нила Мироточивого. Афон, 1912.

[301] Православный календарь на 1992 г. Каунас, 1991. Сс. 36-37.

[302] Епископ Игнатий (Брянчанинов). Сочинения в 5 томах. Т. 3. СПб., 1905. С. 3, с. 69.

[303] Там же. С. 70.

[304] Иеромонах Серафим (Роуз). Душа после смерти. М., 1991. Сс. 16-19.

[305] Цит. по: Там же. С. 153-156.

[306] Цит. по: Там же. С. 156.

[307] См., в частности: Суд за гробом, или Мытарства преподобной Феодоры. М., 1907. Сс. 20-36.

[308] Цит. по: Архимандрит Амвросий (Погодин). Св. Марк Эфесский и Флорентийская уния. Джорданвилль, 1963. Сс. 119-121.

[309] Последование погребения мирских человек. См.: Требник. М., 1991, с. 202.

[310] Ф. Достоевский. Собрание сочинений в 15-ти томах. Л., 1991. Т. 9. Сс. 357-358.

[311] Иеромонах Серафим (Роуз). Душа после смерти. Сс. 162-163.

[312] Там же. С. 162.

[313] Канонник. М., 1986. Сс. 520-521.

[314] Минея праздничная. С. 541.

[315] Цветочки св. Франциска Ассизского. М., 1990. Сс. 157-158.

[316] Отечник. Брюссель, 1963. Сс. 311-312.

[317] Цит. по: Иеромонах Серафим (Роуз). Душа после смерти. С. 173. Св. Марк Ефесский ссылается на этот эпизод как на достоверное свидетельство Предания: “Некоторые из святых, молившихся не только за верных, но и за нечестивых, были услышаны и своими молитвами исхитили их от вечного мучения, как, например, первомученица Фекла — Фалконилу и божественный Григорий Двоеслов, как повествуется, — царя Траяна” (Цит. по: Архим. Амвросий (Погодин). Св. Марк Ефесский и Флорентийская уния. С. 61). К этому же ряду свидетельств Священного Предания о помиловании нечестивых по молитвам Церкви следует отнести следующий рассказ. После победы над иконоборческой ересью по приказанию благочестивой императрицы Феодоры было совершенно всенощное бдение за упокой души ее мужа императора-иконоборца Феофила. Константинопольский клир во главе с патриархом Мефодием совершал молитвы на протяжении целой недели, а патриарх положил под престол храма хартию, в которую вписал имена всех еретиков и гонителей Церкви, преданных анафеме, в том числе и Феофила. По окончании недели патриарх достал из-под престола хартию и увидел, что имя Феофила изглажено, о чем он был извещен заранее ангелом (см. Синаксарий в Неделю Православия: Триодь постная. М., 1974. Т. 1. С. 149).

[318] В. Соколов. Можно ли и должно ли нам молиться в церкви за усопших инославных. Сергиев Посад, 1906. Сс. 23-31.

[319] Варсануфий и Иоанн. Руководство к духовной жизни. Ответ 613. Сс. 391-395.

[320] Цит. по: Епископ Игнатий (Брянчанинов). Сочинения в 5-ти томах. СПб., 1905. Т. 3. Сс. 119-121.

[321] Климент Александрийский. Строматы 6, 6

[322] Епископ Григорий. Изъяснение труднейших мест 1-го Послания св. ап. Петра. Симферополь, 1902. С. 10.

[323] Климент Александрийский. Строматы 6, 6.

[324] Слово 84 [Isaak tou Syrou eurethenta asketika. Sel. 326].

[325] Гимн 1, 93-97 [SC 156, 164].

[326] Там же 98-103.

[327] Стихира на вечерне Великой Cубботы: Триодь постная, М., 1974. Ч. 2. Лист 487.

[328] Минея праздничная. С. 459.

[329] PL 40, 1127.

[330] PL 17, 200.

[331] PL 77, 396.

[332] PG 46, 97C-100A.

[333] Цит. по: Епископ Игнатий (Брянчанинов). Сочинения в 5 томах. Т. 3. СПб., 1905. Сс. 83-87.

[334] Там же. С. 84.

[335] Василий Великий. Сочинения в 3-х томах. Т. 1. С. 405.

[336] Слово нравственное 1, 264-396 [SC 122, 292-300].

[337] Благодарение 2, 250-252 [SC 113, 350].

[338] Гимн 1, 132-159 [SC 156, 168-170].

[339] Gregoriou Nyssis erga. T. 1. Sel. 316.

[340] Архимандрит Киприан (Керн). О часе смертном. М., 1990. С. 13.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Таинство веры

На сайте allrefs.net читайте: "Таинство веры"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Сведения об авторе.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Многообразие путей.
Люди приходят к Богу разными путями. Иногда встреча с Богом бывает внезапной и неожиданной, иногда — подготовленной долгим путем исканий, сомнений, разочарований. В одних случаях Бог “настигает” че

Философия ищет Творца вселенной.
Сколько живет на земле человек, ему всегда было присуще стремление найти истину, осмыслить свое бытие. В Древней Греции философы занимались исследованием мироздания и его законов, а также человека

Богооткровенная религия.
Большинство народов дохристианских времен пребывали во тьме многобожия. Если и находились отдельные светлые умы, подобные греческим философам, способные вырваться из плена политеизма, все же их про

Антология.
В этой жизни есть души, которые, приближаясь к Господу, познают Его; есть души, которые далеки от Него, но признают Его бытие; а есть и такие, которые не только не познают, но и не желают верить...

Преподобный Силуан Афонский
    Философия... является очевидным и воплощенным отображением истинного учения, даром, который эллинам ниспослан от Бога. И от веры она не отвлекает нас... напротив, мы

Климент Александрийский
    Чтение книг платоников вразумило меня искать бестелесную истину: я увидел “невидимое, понятое через творение,” и, отброшенный назад, почувствовал, что, по темноте ду

Апостол Павел
  Вера во Христа есть новый рай. Поэтому и предвидел Бог прежде создания мира всех, кто уверовали и должен уверовать в Него, которых призвал и не перестанет призывать до скончания мир

Божественные имена.
В Священном Писании встречается множество имен Бога, каждое из которых, не будучи в силах описать Его по существу, указывает на те или иные Его свойства. Знаменитый трактат V века “О Божественных и

Свойства Бога.
Трудно говорить о свойствах Того, сама природа Которого находится за пределами слов. Тем не менее, исходя из действий Бога в тварном мире, человек может делать предположения и умозаключения относит

Катафатизм и апофатизм.
Рассматривая имена Бога, мы приходим к выводу, что ни одно из них не может дать нам полного представления о Нем. Говоря о свойствах Бога, мы также обнаруживаем, что их совокупность не есть Бог. Бог

Антология.
Трудно постижимая тайна... Постоянно она уходит вперед и скрывается от того, кто, казалось, уже приблизился к достижению ее. И однако же Бог, находящийся далеко от человека, движется вблизи него. О

Климент Александрийский
  “Познать Отца и Создателя этой Вселенной дело не легкое, а нашедши вы все же не в состоянии будете о Нем возвестить всем, потому что тайна Его существа — не так, как другие учения,

Климент Александрийский
    Подобает Ей как всеобщей Причине приписывать все качества сущего и еще более подобающим образом их отрицать, поскольку Она превыше всего... И не надо при этом считат

Дионисий Ареопагит
    Итак, мы утверждаем, что Причина всего, будучи превыше всего, и несущностна, и нежизненна, не бессловесна, не лишена ума и не есть тело, не имеет ни образа, ни вида,

Дионисий Ареопагит
    Итак, что Бог существует — это ясно. А что Он по существу и природе — это совершенно непостижимо и неизвестно... Нерожденное и Безначальное, и Неизм

Преподобный Иоанн Дамаскин
    Согласно образному языку Священного Писания, Бог иногда “спит” (Пс. 43:24), или “пробуждается” (Дан. 9:14), “гневается” (Втор. 11:17), “ходит,” и “престолом” — имеет

Тайна Троицы.
Христиане веруют в Бога Троицу — Отца, Сына и Святого Духа. Троица — это не три бога, но один Бог в трех Ипостасях, то есть в трех самостоятельных персональных (личностных) существованиях. Это тот

Троичная терминология.
Христиане с первых дней существования Церкви верили в Отца, Сына и Святого Духа, основываясь на словах Христа и свидетельствах Писания. Однако понадобилось несколько столетий, чтобы учение о Троице

Полнота Божественной жизни в Троице.
Чтобы сделать учение о Троице более доступным для понимания, Святые Отцы иногда прибегали к аналогиям и сравнениям. Так например, Троицу можно сравнить с солнцем: когда мы говорим “солнце,” мы имее

Антология.
Веруем во Единого Бога Отца Вседержителя, Творца всех видимых и невидимых. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рожденного от Отца, то есть из сущности Отца, Бога от Бога,

Символ веры Никейского Собора
    Если Слово не вечно соприсуще Отцу, то не вечна и Троица, но прежде была Единицей и через присовокупление впоследствии сделалась Троицей... И еще: если Сын не есть с

Святитель Афанасий Великий
    Надо и соблюсти веру в единого Бога, и исповедовать три Ипостаси, или три Лица, притом каждое с личным Его свойством. Соблюдается же, по моему рассуждению, вера в ед

Святитель Григорий Богослов
    Если Бог, Бог и Бог, то как же не три Бога?.. У нас один Бог, потому что Божество одно. И к Единому возводятся сущие от Бога, хотя и веруется в Трех, потому что как

Святитель Григорий Богослов
    Эта Божья природа есть Единство в трех Лицах, Есть единое Царство, Божество же и Сила, Есть Единство в Триаде, и Триада в Единстве. Бог од

Преподобный Симеон Новый Богослов
    Итак, Святая Кафолическая и Апостольская Церковь излагает учение вместе об Отце и Единородном Сыне Его, рожденном от Него вневременно... и бесстрастно и непостижимо,

Бог Творец.
Одним из основных догматов христианства является учение о Боге-Творце, Который, в отличие от платоновского Демиурга, устраивающего космос из некоего первичного вещества, созидает Вселенную из ни

Ангелы.
“В начале сотворил Бог небо и землю” (Быт. 1:1). В этих первых строках Библии указывается на сотворение Богом мира невидимого, духовного, умопостигаемого и мира видимого, материального. Как мы гово

Происхождение зла.
На заре существования тварного бытия, еще до создания Богом видимого мира, однако уже после сотворения ангелов в духовном мире произошла грандиозная катастрофа, о которой мы знаем только по ее посл

Вселенная.
Видимый мир, согласно Библии, сотворен Богом в шесть дней (см. Быт.1). Как понимать эти “дни”? На языке Библии слово “день” означает некий промежуток времени, иногда очень продолжительный. Так, нап

Антология.
Благослови, душа моя, Господа! Господи Боже мой! Ты дивно велик, Ты облечен славою и величием... Ты поставил землю на твердых основах: не поколеблется она во веки и веки. Бездною, как одеянием, пок

Псалом 102
  Солнце склонилось на запад. Полнеба в золотых огнях. Даже у маленьких сиреневых тучек золотые края. Под небесами печальные просторы полей. Какая глубина печали в российских полях...

М. Лермонтов
    И вот открылся очам нашим поразительный вид горных хребтов и восхитительно живописная красота местности на все стороны и по всему протяжению до самого горизонта, куд

Альберт Эйнштейн
    Рассмотри разнообразие и богатство плодов... рассмотри силы корней, соков, цветов, запахов... рассмотри также драгоценность и прозрачность камней. Природа, как на об

Святитель Григорий Богослов
    Сам Он — Творец и Создатель ангелов, приведших их в бытие из ничего, создавший их по образу Своему... Из этих ангельских сил тот ангел, который стоял во главе земног

Преподобный Иоанн Дамаскин
  Прежде, чем сотворено небо, прежде, чем произведена земля, был Бог Творец, один уединенный, Свет безначальный, Свет несозданный, Свет совершенно неизреченный... Не было ни воздуха,

Сотворение человека.
Человек является венцом творения, вершиной творческого процесса трех Лиц Божественной Троицы. Прежде чем сотворить человека, Они “совещаются” друг с другом: “Сотворим человека по образу Нашему и по

Образ и подобие.
“И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его: мужчину и женщину сотворил их” (Быт. 1:27). Одинокая эгоцентричная монада не способна к любви, и Бог создает не единицу, а д

Душа и тело.
О том, что в человеке есть не только материальное, но и духовное начало, знали все древние религии, однако соотношение этих начал понималось по-разному. В дуалистических религиях материя представля

Жизнь первых людей до падения.
Материалистическому представлению о ранних стадиях развития человечества, когда люди были подобны зверям и вели скотский образ жизни, не зная Бога и не имея никаких понятий о нравственности, христи

Грехопадение.
“Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог” (Быт. 3:1); так начинается библейское повествование о грехопадении первых людей. Это тот самый “великий дракон, древний змей, назыв

Распространение греха.
После Адама и Евы грех наследственным путем распространяется среди людей. Если они согрешили гордостью и непослушанием, то уже их сын Каин совершает братоубийство... Потомки Каина очень скоро вообщ

Ожидание Мессии.
Эпоха Ветхого Завета была временем ожидания Мессии-Искупителя. Первозданный Адам по наущению диавола нарушил заповедь и отпал от Бога, но Божественный замысел о человеке не изменился: человек по-пр

Антология.
Прекрасен мир — творение великого Бога, но нет ничего прекраснее человека, подлинного человека — сына Божия. Архимандрит Софроний (Сахаров)    

Святитель Григорий Нисский
    Согласно православному мировоззрению, Бог создал два уровня тварных вещей: во-первых, “ноэтический,” духовный или умственный уровень, и во-вторых, материальный или т

Епископ Диоклийский Каллист
    В начале, когда Бог сотворил человека, Он поместил его в раю, как говорит Святое Писание, украсил его всякой добродетелью и дал ему заповедь не вкушать от древа, кот

Авва Дорофей
    Адам создан от Бога чистым на служение Ему, а на служение Адаму дана вся эта тварь, потому что поставлен он господином и царем всей твари. Но когда лукавое слово наш

Преподобный Макарий Египетский
    Когда пал Адам и умер для Бога, Творец скорбел о нем: ангелы, все силы, небо, земля и все твари оплакивали смерть и падение его. Ибо твари видели, что тот, кто дан и

Преподобный Макарий Египетский
    Не только Священное Писание Ветхого Завета переполнено пророчествами о грядущем Избавителе от греха и его последствий — смерти и ада: ожидание грядущего Бога, победи

В. Ильин
    Адам... в раю знал сладость любви Божией, и потому, когда был изгнан из рая за грех и лишился любви Божией, горько страдал и с великим стоном рыдал... Не так жалел о

Новый Адам.
В центре Новозаветного благовестия лежит тайна воплощения Сына Божия. Первозданный Адам не сумел выполнить поставленную перед ним задачу — путем духовно-нравственного совершенствования достичь об

Христос Евангелия: Бог и Человек.
Иисус Христос в Евангелии описан как реальная личность, обладающая всеми свойствами обычного человека. Он рождается и растет, ест и пьет, устает и спит, скорбит и радуется. Многие соблазнились этим

Христос веры: две природы.
Священное Писание является главным источником нашего знания о Боге и о Христе. Но Писание может быть понято неправильно, когда человек не знает или игнорирует Апостольское Предание: все еретики люб

Две воли Христа.
В VI веке некоторые богословы говорили о том, что во Христе надо исповедовать две природы, но не самостоятельные, а имеющие одно “богомужное действие,” одну энергию, отсюда название ереси — моноэне

Искупление.
В Новом Завете Христос назван “Искупителем,” принесшим Себя в жертву “искупления” за грехи людей (Мф. 20:28, 1Кор. 1:30). “Искупление” — славянский перевод греческого слова li

Антология.
Если кто говорит, что Христос, как через трубу, прошел через Деву, а не образовался в ней вместе божески и человечески... если кто говорит, что в Деве образовался человек и потом уступил место Богу

Святитель Григорий Богослов
  Что унизительнее для Бога, чем образ раба? Что смиреннее для Царя всяческих, чем добровольно войти в тесное общение с нашей немощной природой? Царь царствующих и Господь господствую

Святитель Григорий Нисский
    Итак, мы исповедуем, что Господь наш Иисус Христос, единородный Сын Божий, есть совершенный Бог и совершенный человек, (состоящий) из разумной души и тела, что Он ро

Святитель Кирилл Александрийский
  Итак, следуя Святым Отцам, все согласно учим исповедовать одного и того же Сына, Господа нашего Иисуса Христа, совершенного в Божестве, совершенного в человечестве, истинно Бога, ис

Изложение веры Халкидонского Собора
    Мы утверждаем в одном и том же Господе Спасителе нашем Иисусе Христе все двоякое, то есть исповедуем в Нем два естества... Исповедуем также, что каждое из Его естест

Святитель Агафон, папа Римский
    Всем людям присуще желание... Если человек по природе обладает способностью желания, то и Господь по естеству обладает способностью желания, не только потому, что Он

Преподобный Иоанн Дамаскин
    Плоть же Господа, по причине чистейшего соединения со Словом... обогатилась божественными действованиями, никоим образом не претерпев лишения своих естественных свой

Преподобный Иоанн Дамаскин
    Он — Бог от Бога, безначального Отца безначальный Сын, бестелесного — бестелесный, непостижимого — непостижимый, вечного — вечный, неприступного — неприступный, невм

Преподобный Симеон Новый Богослов
    Приидите, возрадуемся Господеви, настоящую тайну сказующе: средостение градежа разрушися, пламенное оружие плещи дает, и херувим отступает от древа жизни, и аз райск

Царство Христа.
“Христианства нет без Церкви,” — писал в начале XX веке архиепископ Иларион (Троицкий), один из многих российских новомучеников.[136] Церковь — это Христово Царство, купленное ценой Его крови, Царс

Небо на земле.
“Церковь есть земное небо, где небесный Бог живет и движется,” — говорит святитель Герман, патриарх Константинопольский.[138] В Церкви реально и ощутимо присутствует Бог. Мы веруем, что Христос, во

Свойства Церкви.
Слова Никео-Цареградского Символа “Верую... во Едину, Святую, Cоборную и Апостольскую Церковь” определяют свойства Церкви как богочеловеческого организма. Церковь едина, ибо создана по обр

Церковная иерархия.
В Древнем Израиле священниками могли становиться только лица, принадлежащие по рождению к колену Левия: для всех остальных священство оказывалось недоступным. Левиты были посвященными, избранными д

Женщина в Церкви.
На протяжении всей истории Церкви священническое и епископское служение в ней могли исполнять только мужчины. Это не просто традиция, являющаяся следствием неравенства между мужчинами и женщинами в

Богородица и святые.
Об отношении Церкви к женщине можно судить по тому, как высоко ставит Церковь Божью Матерь, прославляя Ее больше, чем всех святых и даже больше самих ангелов как “честнейшую херувим и славнейшую бе

Иконы и крест.
В православной традиции икона является не просто украшением храма или предметом богослужебного обихода: перед ней молятся, ее целуют, к ней относятся как к святыне. Согласно преданию, перв

Святитель Игнатий Богоносец
    Христиане не отличаются от прочих людей ни страной, ни языком, ни житейскими обычаями. Они не населяют где-либо особенных городов... и ведут жизнь, ничем не отличающ

Послание к Диогнету
    Для того, чтобы мы стремились к единству с Богом и между собой, и чтобы мы смешивались вместе, хотя и являемся все различными по душе и телу, Единородный Сын примени

Жизнь в таинствах.
Под таинствами в православном богословии понимаются священнодействия, в которых происходит встреча Бога с человеком и наиболее полно, насколько возможно в земной жизни, осуществляется единение с Ни

Крещение.
Таинство Крещения является дверью в Церковь как Царство благодати — с него начинается христианская жизнь. Крещение — грань, отделяющая членов тела Христова от прочих людей, находящихся вне этого те

Миропомазание.
Установление таинства Миропомазания восходит к апостольским временам. В первоначальной Церкви каждый новокрещеный получал благословение и дар Святого Духа через возложение рук апостола или епископа

Евхаристия.
“Таинством таинств” Православной Церкви является святая Евхаристия. Она — сердцевина Церкви, ее основа, фундамент, без которого немыслимо существование Церкви. Таинство Евхаристии было сов

Покаяние.
“Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное” (Мф. 3:2) — с этих слов Иоанна Крестителя начал Свою проповедь Иисус Христос (Мф. 4:17). Греческое слово metanoia (“покаяние”) означает “переме

Елеосвящение.
Человек был создан с легким, чистым, нетленным и бессмертным телом. После грехопадения оно утратило эти свойства, стало материальным, тленным и смертным. Человек “облекся в кожаные ризы — тяжелую п

Священство.
В понятии “таинства Священства” объединены три чинопоследования, каждое из которых по сути является самостоятельным таинством, — это чины посвящения в сан епископа, священника и диакона. Е

Монашество.
Чин пострижения в монашество, как уже было сказано, назван в числе таинств Дионисием Ареопагитом, преподобным Феодором Студитом и другими древне-церковными авторами.[209] В самом тексте чинопоследо

Антология.
Что же касается Крещения... крестите в живой воде во имя Отца и Сына и Святого Духа. Если же нет живой воды, крести в другой воде: если не можешь в холодной, то в теплой. А если нет ни той, ни друг

Учение двенадцати апостолов
  Иерей: “Ты мя, о Владыко, клятвы изменил еси, яко Пастырь добрый к заблудшему притекл еси, яко Отец истинный мне падшему соболезнуя... Яко овча на заколение пришел еси, даже до крес

Литургия святителя Григория Богослова
    Иерей: “Еще приносим Ти словесную сию и безкровную службу, и просим, и молим, и милимся деем, низспосли Духа Твоего Святаго на ны и на предлежащия дары сия.” Диакон:

Литургия святителя Иоанна Златоуста
Удостоившись Божественных Таин, вы сделались сотелесниками и единокровными Христу... Он некогда в Кане Галилейской претворил воду в... вино; что же невероятного, когда Он вино претворяет в кр

Святитель Кирилл Иерусалимский
  В Православной Церкви обычно называют семь таинств: Крещение, Миропомазание, Причащение, Покаяние, Брак, Священство и Елеосвящение. Обычай считать количество таинств не является

Протоиерей Фома Хопко
Мы призваны так соединиться со Христом, чтобы стать реально частицами, членами Его Тела — так же реально... как веточка соединена с лозой, как часть дерева составляет одно с самим деревом...

Богослужение.
“Христианство есть литургическая религия, — писал протоиерей Георгий Флоровский. — Церковь есть прежде всего богослужебное общество. Богослужение во-первых, учение и дисциплина — во-вторых.”[217] Ц

Богослужебный язык.
В Русской Православной Церкви люди сталкиваются с одной специфической проблемой, которой не существует во многих других Церквах, — проблемой мало понятности церковнославянского языка, употребляемог

Молчание.
“Когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне, и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо

Внимание.
Оказаться наедине с собой в запертой комнате еще не значит обрести тишину, и прекратить разговаривать еще не значит достичь безмолвия. Тишина — это внутреннее состояние, это покой ума и мир помысло

Умное делание.
В древнем “Сказании об авве Филимоне” говорится: “Некий брат Иоанн... пришел к этому святому и великому отцу Филимону и... сказал ему: “Что мне делать, отче, чтобы спастись? Ибо вижу, что ум мой но

Молитва и богословие.
Святые Отцы называют молитву “истинным богословием”: “Если ты богослов, то будешь молиться истинно; и если истинно молишься, то ты богослов” (авва Евагрий).[249] Для Отцов Церкви богословие не было

Плоды молитвы.
Молитва есть духовная работа, к которой необходимо принуждать себя: она, как и Царство Божие и вообще всё доброе, “усилием берется” (Мф. 11:12). Все, что объединяют в понятии “плоды молитвы,

Антология.
Молитва, по качеству своему, есть сопребывание и соединение человека с Богом, по действию же она есть утверждение мира, примирение с Богом, мать и вместе с тем дочь слез, умилостивление о грехах...

Преподобный Иоанн Лествичник
    Божественный Григорий Синаит, встретив святого Максима и беседуя с ним, между прочим, спросил его: “Прошу тебя, отче мой честнейший, скажи мне, держишь ли ты умную м

Житие преподобного Максима Капсокаливита
    Пусть никто не думает, братья мои христиане, что только священнослужители и монахи должны непрестанно и всегда молиться, а миряне не (должны). Нет, нет! Все мы, хрис

Житие святителя Григория Паламы
    Молитва должна быть не занятием известного времени, а состоянием всегдашним... Дело молитвы сей просто: стань умом в сердце пред лицом Господа и взывай “Иисусе Христ

Святитель Феофан Затворник
    Мы обратили внимание вниз и с удивлением заметили вдали человека, идущего с большой котомкой за плечами: медленными и утружденными шагами, поникши головой, спускался

Видение Бога.
Православное учение о видении Бога, сформулированное догматически святителем Григорием Паламой и его сторонниками на нескольких Поместных Соборах в период с 1340 по 1360 гг., основывается на многоч

Преображение человека.
Латинское слово “религия” (religio) означает, по Лактанцию, “связь” или “восстановление связи” (от religare — “связывать”).[286] Многие религии ставят своей целью восстановление или у

Антология.
Когда человек придет в совершенство духа, вполне очистившись от всех страстей, и когда душа, по неизреченному общению, всецело вступив в единение с Духом Утешителем, как бы растворенная в Духе, сам

Преподобный Макарий Египетский
    Братья и отцы! Велико снисхождение и человеколюбие Божие к людям. Поэтому, изумляясь неизреченной благости Бога и трепеща, я взываю так: “О, изумительное чудо и сила

Конец человеческой истории.
Евангелие ясно указывает на то, что некогда материальному миру придет конец. Христос говорит о Своем пришествии и признаках наступления последних времен:   “Берегитесь, чтобы

Душа после смерти.
Прежде чем говорить о том, что непосредственно следует за кончиной мира — о Страшном Суде, следует остановиться на учении Церкви о смерти вообще и о посмертной судьбе каждого человека. “См

Молитва за умерших.
В чине погребения есть слова, которые произносятся как бы от лица умершего (приводим этот текст по-русски): “Видя меня лежащего безгласным и бездыханным, восплачьте о мне, о братья, друзья, сродник

Воскресение мертвых.
Хотя душа в момент смерти не умирает, но продолжает жить и над ней совершается суд, Церковь верует, что в конце мировой истории будут всеобщее воскресение мертвых и всеобщий Суд, который станет око

Страшный Суд.
В момент смерти душа выходит из тела и вступает в новую форму существования, однако она не теряет ни памяти, ни способности мыслить и чувствовать. Более того, душа уходит в иной мир отягощенная гру

Чистилище
В западной традиции существует учение, основанное на высказываниях некоторых латинских Отцов Церкви, о том, что загробные мучения могут быть для грешников очистительными и спасительными. “Тот, кто

Рай. Царство Небесное.
Рай есть не столько место, сколько состояние души; как ад является страданием, происходящим от невозможности любить и непричастности Божественному свету, так и рай есть блаженство души, проистекающ

Антология.
Рассмотрим, возлюбленные, как Господь постоянно показывает нам будущее воскресение, начатком которого сделал Господа Иисуса Христа, воскресив Его из мертвых. Посмотрим, возлюбленные, на воскресение

Священномученик Климент Римский
    Надобно ожидать, что тварь будет страдать, как бы обреченная на смерть во время горения, но для того, чтобы быть воссозданной, а не погибнуть, дабы мы обновленные жи

Священномученик Мефодий Патарский
    Если нет воскресения, нет и Бога, нет и Промысла, но все управляется и движется случайно... Но скажет кто-нибудь: “как воскреснут мертвые?” О, неверие! О, безумие! Т

Преподобный Иоанн Дамаскин
    Однажды, встав очень рано, ходил я с двумя братьями вне... города, и возвел очи свои на небо, которое подобно чистому зеркалу со славой освещало звездами землю, и в

Преподобный Ефрем Сирин
    Наконец, после длинных периодов, зло исчезнет, и ничего не останется вне добра, напротив, и (теми, кто) в преисподней, единогласно исповедано будет господство Христа

Святитель Григорий Нисский
    “И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет” (Апок. 21:1). Здесь говорится не об уничтожении твари, а о перемене

Святой Андрей Кесарийский
    На кресте (Христа) смерть поглощена жизнью. Во Христе смерть входит в Божество и в Нем испепеляется, ибо “не находит себе в Нем места.” Итак, искупление есть борьба

В. Лосский
    Пусть никто не боится смерти, ибо освободила нас Спасова смерть! Угасил ее Держимый ею. Пленил ад Сошедший во ад. Огорчил его, вкусившего Его плоти. И, предвидя это,

К главе II
Климент Александрийский = Строматы 2, 2 [С. 181]. Климент Александрийский = Строматы 5, 12 [Сс. 585-586]. Дионисий Ареопагит = О мистическом богословии, гл. 1. Цит. по слав. пер.

К главе III
Символ Никейского Собора = Греч. текст см. в кн.: М. Поснов. История христианской Церкви. С. 344. Святитель Афанасий Александрийский = На ариан слово 1, 17-18 [Творения в 4 томах. Т

К главе IV
Воспоминания пастыря = Надежда №13. Франфуркт-на-Майне, 1986. Сс. 269-271. М. Лермонтов = Сочинения в 2-х томах. Т. 1. М., 1988. С. 161. На горах Кавказа = Сс. 4-6. Святи

К главе V
Архимандрит Софроний = Иеромонах Софроний. Старец Силуан. С. 25. Григорий Нисский = Об устроении человека [Творения. Ч. 1. М., 1861. Сс. 86-87]. Епископ Диоклийский Каллист

К главе VI
Святитель Григорий Богослов = Цит. по: Деяния Вселенских Соборов. Т. 3. Казань, 1908. Сс. 181. Святитель Григорий Нисский = Цит. по: Деяния Вселенских Соборов. Т. 3. С. 183. Святи

К главе VIII
Учение Двенадцати апостолов = Учение 12 апостолов 7-9 [Ранние Отцы Церкви. С. 20-21]. Литургия святителя Григория Богослова = He Leitourgia tou hagiou Gregoriou tou Theologou. Thess

К главе XI
Священномученик Климент Римский = 1-е Послание к Коринфянам 24 [Ранние Отцы Церкви. Сс. 58-59]. Святитель Мефодий Патарский = О воскресении мертвых (против Оригена) [Полное собрание творен

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги