рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Попечение о храме и его благолепии

Попечение о храме и его благолепии - раздел Религия, ПРАКТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ДЛЯ ПАСТЫРЕЙ   Православный Христианский Храм Есть Не Только Дом Об­щественн...

 

Православный христианский храм есть не только дом об­щественной молитвы (Лк. 19,45), но и место особенного при­сутствия Самого Бога, а также место совершения тайн Божиих (1 Кор. 9,20,22 и след.), в которых верующие имеют духовное общение между собою (10,16-17), теснейшим образом соединяются со Спасителем Иисусом Христом (Мф. 18,20; Ин. 6,56) и в общении с Церковью Небесною, представляют Церковь, види­мую на земле. От этого и самый храм получает название дома Божия и Церкви (1 Кор. 14,23,28,33). Такое высокое значение храма Божия возлагает на настоятеля его непременную обязан­ность особенно пещись о подобающем благолепии его, благоуст­ройстве и охране.

Храм, сообразно с высоким своим назначением, издавна выделялся из ряда всех жилищ человеческих и ещё древ­ним византийским законом запрещалось продавать, закладывать и облагать податями как храм, так и все церковные вещи. Пра­вилами Вселенских соборов запрещается обращать храм в обык­новенное жилище или светское судилище, заводить в нем тор­говлю предметами, не относящимися к богослужению, учинять пиршества и т.п. и даже совершать вечерю любви, бывшую в обычае у первенствующих христиан (Корф. 51, VI Всел., 74).

В церковь нельзя вносить ни мяса, ни молока, в алтарь же ничего, кроме вещества для евхаристии, свечей, масла и ладана (Апост. 3,VI Всел. 99). Епархиальные архиереи обязаны наблюдать, чтобы в храме небыли допускаемы неприличные и не­свойственные святости места — украшения, например: зеркала, и никакие изображения кроме священных. Запрещается поставлять в храме чьи бы то ни было портреты. В древности, при входе в самый храм, военноначальники слагали с себя оружие, свои во­инские знаки и оставляли свою стражу. Не дозволяется также входить в храм еретикам во время богослужения (Тим. Алекс.), жене, находящейся в очищении (св. Дионисий, правило 2), юродивым, на­ходящимся в кощунственных одеяниях, а равно вводить в храм животных, кроме крайней нужды (VI Всел. 83). В алтарь не до­зволяется входить мирянам (Лаод. 19, VI Всел. 69, Номок.66), особенно женщинам (Лаод. 44) и вообще никому, кроме священно­служителей.

Непозволительно также никому, кроме священнослу­жителей, приближаться к святому престолу и ходить между престолом и Горним местом и между престолом и Царскими вратами, а также стоять на солее за исключением тех случаев, когда мирянам, по обрядам Церкви, нужно подходить к святым тайнам или к святым иконам, ибо это, по словам Московского митрополита Филарета, «совершенно алтарь и путь Христов» (см. Письма его к А.Н.Му­равьеву, Киев, 1869, с.434). Сами священнослужители же долж­ны стоять в алтаре с особенным благоговением и страхом зная, что там, на престоле, таинственно присутствует Сам Бог.

Прикасаться к престолу и жертвеннику, а равно к освященным сосудам и другим священным принадлежностям престола и жертвенника не дозволяется никому, кроме священнослужителей (Учительные известия при Служебнике). При алтарных дверях должны быть замки (Ук, Свят. Син. 7.12.1830). Между клиросами, для отде­ления солеи, должна быть решетка (Инстр. благ. ц., Параг.1, Указания Священного Синода 2.X.1805).

Существенную и необходимую принад­лежность храма составляют иконы. Православная церковь не только ясно и положительно определила (на VII Вселенском Соборе) догматическую сущность и самую цель почитания икон, но вместе с тем проявляла свои заботы и о самом искусстве иконописания. Так, VI Вселенский Собор (82-е правило) запрещает изображать икону Спасителя под символическими знаками — в виде агнца, и вообще, определяя характер христианской православной живописи, не дозволяет употреблять изображения, «обаяющие зрение, растлевающие ум и производящие воспламенение не чистых удовольствий» (VI ВС, 100).

В Русской Православной Церкви всегда употреблялось так называемое византийское иконописание, для чего в XI веке преднамеренно выданы были из Царьграда в Киев греческие живописцы, передавшие свое искусство русским живописцам, между которыми известен преподобный Алипий, печерский монах (умер в начале ХП в.). Но так как этот стиль немного страдал у нас от неискусственной кисти и недостатка духовного образования наших живописцев, то на Стоглавом со­боре (1551 г.), имевшем в виду церковное благочиние, составлены были особого рода постановления относительно церковной живописи, которыми, между прочим, предписывалось: наблюдая за нравственною жизнью иконописцев, допускать к иконописания только людей опытных в этом искусстве и отличающихся добрым поведением, писать иконы с древних образцов, «от своего смышления и по своим догадкам Божества не описывать».

В том же духе относительно иконописания составлены были постановления: на Московском Соборе 1667 г., при царе Алексее Михайловиче, патриархе Иоакиме (1674) и императоре Петре I (31 августа 1722 г.). Действующие постановления также вполне согласны с древними постановлениями Православной Церкви отличительно иконописания. И теперь неуклонно следует писать книги, иконы в благоприличном виде, написанные же неискусно, а тем более в страшном и соблазнительном виде, нигде в продаже не допускать до употребления. Искусство в церковной живописи должно свидетельствовать духовное лицо.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ПРАКТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ДЛЯ ПАСТЫРЕЙ

На сайте allrefs.net читайте: "ПРАКТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ДЛЯ ПАСТЫРЕЙ"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Попечение о храме и его благолепии

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Понятие о науке
«Практическое руководство для пастырей»   Понятие о науке «Практическое руководство для пастырей» вытекает из содержания этой науки. Главное ее содержание со

История науки
  Наука «Практическое руководство для пастырей» довольно молода. Появление её вызвал Устав духовной школы 1867 года. Наука эта была создана путем соединения пастырского богословия с ц

Место науки среди богословских наук
  Обилие, многообразие, важность, неясность, спорность и трудность вопросов, разрешаемых нашей наукой, определяют ее осо­бенное место среди богословских наук. Преподаваемые в

Источники практического руководства для пастырей
  Наука «Практическое руководство для пастырей» ставит перед собой задачу представить будущим пастырям необходимый круг знаний относительно как нравственных начал, руководство­ваться

Богоучрежденность пастырского служения
  По учению Библии, всякое служение на земле определяется волей Божией. Об этом ясно говорит апостол Павел в своем пос­лании к Евреям: «Никтоже сам себе преемлет честь, но зван­ный от

Призвание апостолов
  Первых благовестников совершившегося искупления человеческого рода, Богочеловек воззвал из Иудейской области Галилей, от рыбарских мреж. По слову Его: «Идите за Мною!» (Мф. 4,19), о

Марк 1, 26-20
Симон и Андрей, Иаков и Иоанн Заведеевы.   2, 14 – Левий Алфеев   3, 74-19 –Симон Петр, Иа­ков и Иоанн Заведеевы, Анд

О высоте пастырского служения
  «Вы – соль земли; Вы – свет мира» (Мф. 5,13-16). Вот то нравственное достоинство, какого требует от своих пре­емников Сам Спаситель. Иисус Христос называет апостолов, а в лице их и

При отправлении их на проповедь
  (Мф. 10,1-42; 28, 18-20, Мк. 6,7-11; 16,16-18; Лк. 9,1-5; 10,1-11)   Наставления эти касались круга действий, проповеди, от­ношения к поучаем

Грозное обличение
Спасителем книжников и фарисеев (Мф. 23)   «На Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи». Это образное выражение обозначает то, что книжники и фарисеи сде­

Характеристика
Разлад между словом и делом («говорят и не делают»): на паству возлагают бремена тяжелые и неудобносимые, а сами не хотят и перстом двинуть их. Внешне показная сторона благочестия, чтобы видели их

Первосвященническая молитва Иисуса Христа
(Иоанн, 17)   Пред Своими страданиями Иисус Христос вознес к Небесному Отцу трогательную и полную глубокого смысла и значения молитву. Эта молитва называется

Пастырство в апостольские времена
  Апостолы в самом обетовании Господа — быть с ними до окончания века, в Его повелении обойти весь мир с Евангель­скою проповедью видели указание на то, что поскольку они на земле не

Учение апостола Павла о нравственных
качествах священнослужителей (1 Тим. 3,1-13)   Апостол Павел послал Тимофея в Ефес с поручением испол­нять там пастырские обязанности. Обязанности эти и сами

Трезвенность
Под трезвенностью здесь нужно понимать отсутствие страстей. Апостол требует, чтобы никакая страсть не ослепляла священника и не мешала ему правильно судить о предметах. Ум, вследствие известной нас

Страннолюбие
Уже как христианин священник должен лю­бить гостеприимство; тем более как пастырь он должен оказывать его всем бедствовавшим в тогдашнее тяжелое время, изгнанным и преследуемым христианам.

Пастырство по учению святых отцов Церкви
  В первые три века юная Церковь Христова находилась в стесненных обстоятельствах, при которых ей трудно было рег­ламентировать со всей подробностью как условия избрания в священнослу

Святитель Амвросий Медиоланский
«Об Обязанностях Пастыря Церкви» (De offciis cliricorum)   Книга «Об обязанностях пастырей» святителя Амвросия заключает в себе подробные наставления пресвит

Святитель Иоанн Златоуст
«Шесть слов о священстве»   Святитель Иоанн Златоуст, состоя в звании диакона в Антиохии (380-386) и желая избежать принятия пастырского служения, на­писал в

Необходимость образования для пастырского служения
  От пастыря требуется, чтобы он был «учителем», т.е. способный назидать других... да силен будет и утешати во здравом учении и противящиеся обличати» (Тит. 1,9). Но «и в свете, — гов

Ответственность пастырского служения
Пастырство — дело: 1. Трудное. 2. Ответственное. 1. Трудно оно по самой своей сущности. Мы видели, что это распинание себя пастве, принятие на себя страданий и грехов пас

Учительская деятельность священника
  Учительство составляет самую первую обязанность свя­щенника. Еще в Ветхом Завете Господь Бог угрожал тяжкой от­ветственностью за небрежение этой обязанностью. «И не возвес­тивши ему

Взаимоотношения настоятеля с членами причта
  По церковным постановлениям отечественной Церкви при­ходской священник, будучи настоятелем храма, по отношению ко всем остальным членам причта вверенной ему Церкви — есть ближайший

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги