рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Брак, целибат и монашество

Брак, целибат и монашество - раздел Религия, Таинства Православной Церкви. Таинство Брака   Христианская Этика Парадоксальна Вообще, И В Частности, Потом...

 

Христианская этика парадоксальна вообще, и в частности, потому, что брак и целибат, предпо­лагающие, казалось бы, различные принципы по­ведения, основываются на едином богословии Царства Божьего, следовательно, на единой духовности.

В начале этой книги было показано, что особен­ностью христианского брака является преображение и видоизменение естественных отношений мужчины и женщины в вечные узы любви, не прерываемые смертью. Брак - таинство, потому что в нем - буду­щее Царство Божие, брак - это пир Агнца (Откр. 19, 7-9), в нем предвкушается и предызображается вся полнота единения между Христом и Церковью (Еф. 5, 32). Христианский брак видит свое завершение не в плотском удовлетворении, не в достижении опреде­ленного социального положения, а в эсхатоне - «кон­це всех вещей», который Господь готовит для Своих избранных.

Целибат - и особенно монашество - основаны на Писании и Предании Церкви, они непосредственно связаны с представлением о будущем Царстве. Сам Господь сказал, что когда из мертвых воскреснут, тогда не будут ни жениться, ни замуж выходить, но будут как ангелы на небесах (Мк. 12, 25). Но выше уже говорилось, что эти слова не следует понимать в том смысле, будто христианский брак уничтожится в будущем Царстве; они указывают лишь на то, что плотский характер человеческих отношений аннули­руется. Так, Новый Завет неоднократно восхваляет безбрачие как предвкушение «ангельской жизни»: Есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царствия Небесного, - говорит Христос (Мф. 19, 12). Великий образ святого Иоанна Крестителя, Апостола Павла и «ста сорока четырех тысяч», упомянутых в Апокалипсисе (Откр. 14, 3-4), служат достойным об­разцом бесчисленному множеству христианских свя­тых, сохранивших чистоту девства во славу Божию.

Древние христиане и Отцы Церкви обращали осо­бое внимание на девство, вероятно, это было есте­ственной реакцией на половую распущенность язы­ческого мира и отражением христианского эсхатологизма. Можно сказать, что монашество для многих его приверженцев было лучшим разрешением стоящих перед ними этических проблем. Но несмотря на это, Церковь сохранила не знающую компромиссов уни­кальную ценность христианского брака. Эта безого­ворочность в признании таинства брака говорит сама за себя, если учесть, что лишь немногие церковные писатели признавали сакраментальный характер об­ряда пострижения в монахи. Эта непреходящая цен­ность брака нашла прекрасное выражение в творени­ях Климента Александрийского - одного из создате­лей христианского богословия (III век), а также ве­ликого Иоанна Златоуста (отрывки из их сочинений даны в Приложении).

И брак, и целибат, таким образом, являются путя­ми евангельской жизни, предвкушением Царства, ко­торое уже было явлено во Христе и проявится в сво­ей силе в последний день. Вот почему мы можем при­знать только брак во Христе, скрепленный Евхари­стией, и безбрачие «во имя Христа», несущие в себе эсхатологический смысл, - а не тот брак, что заклю­чен случайно, как некий контракт или результат плот­ского наслаждения; не тот целибат, который принят по инерции или, что еще хуже, из безответственного эгоизма и самозащиты. Церковь благословляет мо­нахов, аскетов, духовных людей, благословляет и хри­стианские браки, но не имеет необходимости благо­словлять старых холостяков и старых дев.

Точно так же как христианский брак предполагает жертвенность, ответственность за семью, самоотдачу и зрелость, христианский целибат немыслим без мо­литвы, поста, послушания, смирения, милосердия и постоянных аскетических упражнений. Современная психология не обнаружила, что отсутствие сексуаль­ной активности создает какие-либо проблемы; Отцы Церкви знали это очень хорошо и разработали вели­колепную систему аскетических упражнений, на ко­торых строится монашеская жизнь и которые делают девственность и воздержание не только возможными, но и плодотворными. Они знали, в отличие от неко­торых современных психологов, что присущий чело­веку инстинкт любви и размножения не обособлен от остальных проявлений человеческого бытия, а пред­ставляет собой центр его. Он не может быть подав­лен, но может быть преображен, видоизменен и при помощи молитвы, поста и послушания во имя Хри­ста направлен в русло любви к Богу и ближнему.

Кризис вокруг вопроса о целибате в католической Церкви вызван его принудительным характером, ко­торый лишает это служение одухотворенности и пре­вращает его из естественной потребности в нечто невыносимое и излишнее. Служения, ежедневная мес­са, особый молитвенный образ жизни в изоляции от мира, в бедности и посте теперь католическим духо­венством оставлен. Современный священник не осо­бенно ограничивает себя в отношении удовлетворе­ния материальных потребностей (пищи, комфорта, денег); он не соблюдает какую-то настоящую дисцип­лину молитвы. Но в таком случае его безбрачие утра­чивает свой духовный смысл, то есть эсхатологичес­кий характер, указывающий путь к Царству. Как от­личны от этого Царства обычно комфортабельные дома приходских священников, как несовместимы положения современной теологии - «вживание в мир», «социальная ответственность» - с путями до­стижения Царства! К чему же тогда целибат?

Но в православном понимании целибат, предпри­нимаемый исключительно с целью достижения епи­скопского сана, еще более опасен в духовном отноше­нии. Предание Церкви единодушно утверждает, что подлинная чистота и истинная монашеская жизнь осу­ществимы лишь в монастырском общежитии. Лишь очень немногие особо сильные личности могут сохра­нить безбрачие, живя в миру. Смирение - единствен­ная добродетель, которая может облегчить их бремя; но, как мы все знаем, это одна из наиболее трудно достижимых и потому редчайших добродетелей.

Монашество всегда расценивалось православием как подлинное свидетельство Благовестия Христа. Монахи, как в свое время ветхозаветные пророки и первохристианские мученики («свидетели»), внесли достойный вклад в утверждение христианства. Лич­ным примером просветленной, радостной, наполнен­ной высшим содержанием жизни молитвы и служе­ния, независимой от обстоятельств этого мира, мо­нахи дали живое доказательство тому, что Царство Божие воистину внутри нас. Восстановление этой традиции имело бы совершенно особое значение для окружающего нас воинственно-секуляризованного мира. Нынешнее человечество, претендующее на пол­ную самостоятельность, не просит помощи у христи­анства в своих поисках «лучшего мира». Однако оно может вновь заинтересоваться помощью Церкви, если последняя явит миру не только «лучшее», но и дей­ствительно новое и высшее бытие. Вот почему сейчас многие молодые люди, занятые поисками этого ново­го и высшего, находят его, в лучшем случае, в дзэн-буддизме, или, что хуже и чаще всего, - в наркоти­ческом трансе, или других подобных средствах, при­ближающих к смерти.

Монахи были свидетелями о новой жизни. Если бы среди нас было больше подлинных монашеских общин, наше свидетельство было бы убедительнее. Однако новое творение Христово во всей его красо­те остается доступным для всех нас через супруже­скую любовь, если только мы, вместе с ^Апостолом Павлом, примем брак «относительно ко Христу и Церкви».


– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Таинства Православной Церкви. Таинство Брака

На сайте allrefs.net читайте: "Таинства Православной Церкви. Таинство Брака"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Брак, целибат и монашество

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Иудаизм и Новый Зовет
Ветхозаветное иудейское мышление видело сущ­ность и цель брака в воспроизводстве рода. Продолжение рода было самым очевидным и совершенно необходимым знаком Божьего благосло­вения. Послушание Авраа

Древняя Церковь и римское право
В понимании римлян брак в первую очередь был не средством обеспечить вечную жизнь в потом­стве, а соглашением между двумя свободными в своем выборе сторонами. Известный принцип рим­ского права, утв

Брак как Таинство
Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Хри­сту и к Церкви (Еф. 5, 32). Ни иудейский утили­таризм, ни римский легализм не могут встать рядом с новьш понятием о браке - христианским, которое мы н

Брак и Евхаристия
Если древняя Церковь почитала брак таинством, в котором предвосхищается радость Царства Божия, то почему она не создала особого обря­да венчания, особых норм брака, а признала такой нормой брак, за

Венчание
До IX столетия Церковь не знала обряда брако­сочетания, независимого от Евхаристии на литургии [1]. Обычно христианская пара после ре­гистрации гражданского брака принимала участие в Евхаристии, и

Количество браков
Мы уже говорили, что непрерывная каноничес­кая и литургическая традиция Церкви утвер­ждает: второй брак совершенно непозволите­лен для христианина; он только терпим по снисходи­тельности к человече

Условия вступления в брак
Христианский брак по существу своему является слиянием двух личностей в любви, любви чело­веческой, которая посредством таинственной благодати Святого Духа может быть преобразована в вечные узы, не

Смешанные браки
  Официальным условием церковного брака яв­ляется союз веры - то есть принадлежность супругов к Православной Церкви. Определе­ния Лаодикийского (правило 10 и 31), Карфагенско­го (прав

Семья и регулирование рождаемости
  Сам Иисус накануне Своей смерти на кресте в не­забываемый момент Тайной Вечери напомнил о радости деторождения: Женщина, когда рожда­ет, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но

Духовенство и брак
  Новый Завет упоминает, что по крайней мере не­которые из апостолов, включая Апостола Пет­ра, были женаты. Наличие жены считалось впол­не нормальным для тех, кто принимал священство,

Новый Зовет о браке
Воскресение изменяет значение брака Лука 20, 27-40 Тогда пришли некоторые из саддукеев, отверга­ющих воскресение, и спросили Его: Учитель! Мои­сеи написал нам, что если у кого умр

Церковное предание о браке.
СВЯТОЙ ИОАНН ЗЛАТОУСТ. БЕСЕДА XX НА ПОСЛАНИЕ К ЕФЕСЯНАМ Значение любви Мужья, любите своих жен, как и Христос возлю­бил Церковь (Еф. 5, 25). Ты слышал о великом послушани

Христос более возлюбил
И предал Себя, - говорит, - за нее, чтобы освя­тить ее, очистив (Еф. 5, 25-26). Значит, она была нечиста; значит, на ней были грязные пятна; значит, была безобразна и ничего не стоила. А т

Деньги развращают
Не станем искать денег, ни внешнего благород­ства, но благородства душевного. Пусть никто не думает разбогатеть чрез жену: постыдно и позорно такое богатство; и вообще пусть никто не ищет здесь бог

Второй брак - уступка
Что же скажут те, которые соединяются вторым браком? Не в осуждение говорю, - да не будет, - и Апостол дозволяет это.   Малая церковь Но снисходя к ее немощи, достав

Учение о любви
И не просто зови ее, но с лаской, с честью, с боль­шой любовью. Уважай ее, и она не будет нуждаться в уважении от других, не будет нуждаться в одобре­нии других, если будет пользоваться твоим (уваж

Освящение тело и души
У нас, христиан, действительно, не только дух, но и нравы, и жизнь, и тело должны быть освящаемы. Иначе в каком же смысле и для какой иной цели Апостол сказал, что жена мужем освящается, а муж жено

Ответственность о детях
Что же касается до нашего мнения о браке, о пище и вещах сим подобных, то уже здесь, при начале на­ших рассуждений о сих предметах, мы выразим во­обще наше мнение о них. Не нужно подпадать под влас

Беззаконный целибат
Начало мудрости, - говорит Писание, - есть страх Господень (Притч. 1, 7). Человек же совер­шенный все покрывает, все переносит из любви, угождая не человекам, но Богу (1 Кор. 13, 1-7; 1 Фее. 2, 4).

Брак - это преображение
Брак - это откровение и тайна. Мы видим в нем полное преображение человеческого существа, рас­ширение его личности, новое видение, новое восприятие жизни и через это возрождение в новый мир в истин

Полнота жизни
Человек может войти в структуру этого мира толь­ко через свою семью. Ни мужчина, ни тем более женщина не обладают в браке никакой властью друг над другом. Насилие над волей другого, хотя б

Семейные проблемы
Философия семейных ссор: чаще всего они - ре­зультат упреков жены в адрес мужа, может быть и заслуженных (гордость). Но их необходимо выслу­шать хотя бы для того, чтобы обнаружить первопри­чину эти

Любовь - это праздник
В браке праздничная радость первого дня должна продлиться на всю жизнь; каждый день должен быть праздником, каждый день муж и жена должны быть новы и необыкновенны друг для друга. Единствен­ный пут

План поучения о броне
Тезис: Брак - благословенное Богом учреждение: Кана Галилейская, плодитесь и размножайтесь (Быт. 9, 1), таинство брака брачная церемония. Все во благо. Антитезис: Хорошо вам оставаться, ка

Каноническое право
Православное каноническое право основано на собрании древних текстов, отражающих дисциплину и практику первого тысячелетия христианской исто­рии, а именно: - правила семи Вселенских Соборо

Литиргмчвская практика
СВЯТОЙ СИМЕОН ФЕССАЛОНИТСКИЙ О БРАКЕ И ПРИЧАСТИИ   Святой Симеон, архиепископ Фессалонитский, является автором известного комментария к различ­ным службам и таинствам Церкви,

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги