рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ОСОБЕННОСТИ РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОГО НРАВОУЧЕНИЯ

ОСОБЕННОСТИ РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОГО НРАВОУЧЕНИЯ - раздел Религия, Православие и Западное христианство Неодинаковое Толкование Основного Содержания Норм Нрав­ственной Жизни Восточн...

Неодинаковое толкование основного содержания норм нрав­ственной жизни Восточной и Западной Церквами проявилось очень рано. Идеалом нравственности для восточного христианства всегда был монашеский идеал аскетического делания и удаления от мира. Пост, молитва, созерцание, мир, размышление о вечном, толкование жизни только как приготовления к вечности — тако­вы признаки высшего христианского идеала на Востоке.

У католиков дух юридизма вторгся и в эту область. Римско-католическая система морали рассматривает добрые дела как зас­луги, дающие человеку право на получение награды от Бога.

Добро рассматривается не как самоцель, а как средство, нравственность — как сумма известных поступков. В этом легко убедиться, познакомившись с римско-католическими руководства­ми по вопросам морали.

Например, в канонах Тридентского Собора (1545—1563) име­ется такая угроза: «Если бы кто сказал... что тот, кто имеет веру без любви (sine charitate), не является христианином, да будет анафема» (VI сессия, 28 канон). Сколько раз в течение пяти лет обязательно надо полюбить Бога? Такие удивительные вопросы можно встретить на страницах этих руководств.

На нравственное поведение в жизни римско-католические мо­ралисты склонны смотреть скорее как на тяжкую обязанность че­ловека по отношению к Богу, а роль Церкви видеть в облегчении этой обязанности. Послушание церковному руководству, выпол­нение его предписаний дает человеку, по их понятиям, возмож­ность спастись, то есть избавиться от наказаний относительно бо­лее легким способом. Что требуется от грешника, по римско-ка­толическому учению? Во-первых, покаяние, во-вторых, удовлет­ворение. Но в таинстве Исповеди достаточно покаяния и несо­вершенного (attritio), продиктованного не любовью к Богу, но лишь чувством страха, а от необходимости принести удовлетворение католику можно избавиться посредством индульгенций за счет «сокровищницы заслуг».

Римский католицизм проповедует среди своей паствы ряд ме­тодов, позволяющих грешнику прикрыть сомнительную нрав­ственность своего поступка некими уловками, усыпляющими ре­лигиозную совесть.

Еще в XVII столетии возник так называемый метод пробаби­лизма, согласно которому человек может совершать поступки, нравственно сомнительные, против которых возражает и его соб­ственная совесть, и авторитетные моралисты, если в защиту допу­стимости такого поступка он может сослаться На мнение других моралистов, хотя бы даже менее авторитетных. Неприятие этого метода было осуждено папой Александром VII. Моральные пра­вила такого рода создавались, конечно, не с сознательным наме­рением расшатывать моральные устои верующих, а якобы ради укрепления связи людей с Церковью, ради возможно более пол­ного господства над их душами.

Второй метод — направления намерения. Делая что-либо запрещенное заповедью Божией, нужно предлагать своей мысли как цель что-нибудь, что само по себе не греховно. Тогда все совершаемое теряет характер греховности. В качестве примера можно привести слова одного из авторитетнейших католических моралистов XVIII столетия — канонизированного святого Аль­фонса Лигуори: «Убийство обидчика воспрещается как отмщение, но, по правдоподобному учению, то же убийство и в тех же об­стоятельствах совершенное, разрешается как оборона чести оби­женного». Другой пример: «Кто наслаждается преступной связью с замужней женщиной, но не как с замужней, но как с красави­цей, следовательно, абстрагируясь от обстоятельств замужества, тот грешит не прелюбодеянием, а простым блудом». Подчерки­ваю, святой Римско-католической Церкви, сам безусловно чело­век высокой жизни, считает тем не менее возможным предлагать как моральную норму вот такие конкретные примеры. Еще один пример: «Позволительным является сыну отвлеченным промыслом желать отцу своему смерти, конечно не как зла для отца, но как добра для себя, ради отдельного значительного наследства». Это XIX век, немец Бузенбаум, автор сочинения по нравственному богословию. Доктрина эта не отвергнута и поныне. В современ­ных Руководствах по католическому нравственному богословию приводятся примеры тех или иных ситуаций, казусов с рекомендациями, как следует поступать в соответствии с тем или иным правдоподобным учением.

Это учение не следует слишком упрощать, полагая, что такого рода доктрина принимается для разложения нравственности. Это абсурд. Никакое священство, никакая Церковь не желала бы нравственного умаления своей паствы. Она применяется потому, что антропологически человек оценивается как очень слабое су­щество, и с целью удержания его хотя бы в очень широких цер­ковных пределах, чтобы он вообще не ушел из Церкви или не впал в отчаяние, и возникает такого рода казуистическая мораль, как подтасовка намерений. Это не значит, что все католики руко­водствуются ими, но тем не менее, эта доктрина официально не осуждена до сих пор.

И, наконец, третий прием, который называется ментальной, или умственной, резервацией. Она означает сознательное введе­ние ближнего в заблуждение тем, что часть мысли договаривается про себя, а не вслух. Таким образом, лжи как будто бы и нет. Тем не менее, ближнему внушается убеждение, прямо противопо­ложное истинному. Проиллюстрировать этот прием можно следу­ющими примерами. В книге, изданной в 1821 г. канонистом-католиком Гюри, приводится такой пример со ссылкой на труд Лигу­ори: «Анна совершила прелюбодеяние, но на расспросы мужа, у которого явилось подозрение, она ответила первый раз, что она не нарушила брака. Во второй же раз, когда она получила уже на духу разрешение от греха своего, она ответила: «Я не виновна в сем преступлении». Наконец в третий раз, так как муж продол­жал настаивать с расспросами, она решительно отрицала, сказав:

«Не совершала я», подразумевая про себя: «Такого прелюбодея­ния, в котором я должна бы сознаться» или «которое я должна бы тебе открыть». Спрашивается, виновата ли Анна? Ответ: во всех трех случаях Анна может быть оправдана от обвинения во лжи. Именно в первом случае она могла сказать, что не наруши­ла брака, прибавив про себя: «Если он существует ненарушимым до сего дня». Во втором случае она могла сказать, что она непо­винна в грехе прелюбодеяния, раз по принесении исповеди и по получении отпущения совесть ее больше не отягчалась сим грехом и поскольку она имела моральную уверенность, что он ей отпу­щен. Более того — она могла даже утверждать сие с клятвою (Альфонс Лигуори, № 162). В третьем случае она даже с вероя­тием могла отрицать, что совершила прелюбодеяние, подразумевая: «Так, чтобы быть обязанной открыть грех мужу». Таким же образом виноватый может сказать судье, незаконно его запраши­вающему: «Я не совершил преступления», подразумевая: «Я не совершил такого преступления, которое я бы был обязан тебе от­крыть» (Альфонс Лигуори, № 173 и др.). Таков пример истол­кования того, что называется ментальным резервированием.

Можно привести другой, исторический, пример из новейшей истории. Когда вXX столетии к власти в Италии пришли фаши­сты во главе с Муссолини, тогдашний римский папа разрешил итальянской молодежи вступать в фашистские молодежные орга­низации и принимать клятву, но делая про себя мысленную ого­ворку, вот эту самую ментальную резервацию: «Принимаю эту клятву кроме всего того, что относится к закону Католической Церкви», то есть «де-факто» это было разрешено при условии такого рода внутренней оговорки. Эта одна из немногих офици­альных общих резерваций, которые были разрешены папой.

Весьма далекий от Евангелия дух таких моральных наставле­ний, к счастью, не охватил собой всей жизни Римско-католичес­кой Церкви. Многим плодам праведности можно учиться у наших братьев-католиков. Практически часто сами они гораздо ближе к Евангелию, чем официальные указания и правила их Церкви, вы­зывающие порой у них самих некое смущение и недоумение. О неприемлемых для своего христианского сознания правилах своей Церкви иногда католики просто-напросто забывают. Да и само руководство Римско-католической Церкви уже озабочено тем, чтобы придать некоторым из таких правил не такую явно начет­ническую форму.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Православие и Западное христианство

На сайте allrefs.net читайте: "Православие и Западное христианство"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ОСОБЕННОСТИ РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОГО НРАВОУЧЕНИЯ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Сравнительное богословие как дисциплина
  Сравнительное, или обличительное, богословие изучает исти­ны православной веры в сопоставлении с теми догматическими, каноническими и церковно-практическими отклонениями, которые со

Сравнительного богословия
  Приступая к изучению сравнительного богословия, как и вся­кого нового предмета, полезно задать себе вопросы: что изучает этот предмет и зачем нужно его изучение? Ответ на п

Отношение православной церкви к инославным конфессиям
  Приведенные выше слова святого Григория Богослова содержат в себе одновременно и ключ к пониманию позиции Православной Церкви к инославным братьям-христианам и их догматическим забл

Три чиноприема инославных
  Православная Церковь не оставляет без поддержки всех инославных христиан, изъявивших желание вернуться в ее лоно, Вместе с тем она учитывает разную степень отдаленности каждой из ко

Римско-католического вероучения
  От возникновения христианства до IX в. Единая Христова Цер­ковь — Вселенская, или Кафолическая (в славянском переводе Символа веры «Соборная Церковь»), обымала самую многочислен­ную

Римско-католическое учение о власти папы над Церковью
  Преувеличенное представление Римских епископов об их роли в Церкви и власти над ней послужило главной причиной разделе­ния Церквей и поэтому должно расцениваться как основное от­сту

Православием и католицизмом
  Опираясь на древнецерковные вероучительные тексты, православные христиане исходят в своем учении о Церкви из того. Что Церковь — это высшая святыня на земле, это царство Духа Святог

Папа как преемник апостола Петра
Как известно из начального церковного предания, преемника­ми апостолов являются все епископы. Это преемство осуществля­йся через цепь рукоположений, начатую святыми апостолами. Ставить вопрос о том

Преемствуемую папой власть апостол Петр получил от Христа
  По римско-католическому учению, апостол Петр, и только он один из апостолов, получил от Иисуса Христа ту чрезвычайную, единоличную власть над Церковью, которой, по праву преемства,

Этой власти к одному апостолу Петру?
Христос обращает Свои слова к Петру и произносит их в единственном числе в ответ на исповедание, произнесенное им одним. Кроме того, как толкуют святые отцы, единственное чис­ло употреблено здесь к

Отношение апостола Петра к другим апостолам
Апостолу Петру в лике апостолов принадлежала некая пер­венствующая роль. В перечне апостольских имен имя Петра все­гда стоит на первом месте. В Деяниях апостольских повествуется о том, что именно П

Роль римского епископа и римской кафедры в древней Церкви
  В апостольское время первенствующее положение во Вселенской Церкви принадлежало Иерусалимский кафедре — первым епископом ее был Иаков Праведный, брат Господень. Отец церков

Конфликт пап с Константинопольской Церковью
  Став независимыми светскими монархами, Римские епископы получили возможность действовать более решительно и в области церковных взаимоотношений. Первым крупным столкновение

Римско-католическая церковь как абсолютная монархия
  Греховный разрыв с Православными Церквами Востока не мог не отразиться на дальнейшем ходе истории Римской Церкви. На протяжении веков наблюдается постепенный отход ее от пра­вославн

Догмат об учительной непогрешимости папы
  Завершением развития католического учения о власти папы над Церковью явился провозглашенный в 1870 г. папой Пием IX на I Ватиканском Соборе догмат о папской непогрешимости в де­лах

Римско-католическое учение об исхождении Св. Духа
от Отца и Сына («филиокве»)   Учение об исхождении Св. Духа от Отца и Сына — второе по значимости после учения о власти папы над Церковью вероучительное поло

Римско-католическое учение о спасении
  Учение о взаимоотношениях Бога с человеком и о спасении чело­века имеет в Римско-католической и Православной Церквах разное толкование. Католическая экклесиология проникнута духом ю

Римско-католическое учение в первородном грехе
  По римско-католическому учению, первородный грех отразил­ся не столько на природе человека, сколько на отношении Бога к человеку. Бог отнял у него сверхъестественный дар праведности

Римско-католическое учение об удовлетворении Богу за грехи
  Исповедуемое католиками сотериологическое учение Ансельма Кентерберийского изложено в сочинении «Cur Deus homo» («По­чему Бог вочеловечился»). Как видно из цитируемых ниже рассужден

Римско-католическое учение о чистилище
  Наряду с существованием рая и ада Римско-католическая Церковь признает еще чистилище — место временных загробных мучений, где люди приносят удовлетворение Богу за совершенные в земн

О сокровищнице заслуг и индульгенциях
  При рассмотрении основных пунктов разногласия между пра­вославными и католическими богословами уже было дано основ­ное понятие о так называемой сокровищнице заслуг в римско-ка­толич

МАРИАЛЬНЫЕ ДОГМАТЫ РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ
  К наиболее поздним догматическим определениям, провозгла­шенным Римско-католической Церковью, относятся два догмата о Деве Марии, так называемые мариальные догматы: догмат о непороч

Догмат о непорочном зачатии Девы Марии
  Догмат провозглашен папой Пием IX в 1854 г. через объяв­ление особой буллой (без Собора). Он гласит следующее: «Уче­ние, которое содержит, что преблагословенная Дева Мария от первог

Догмат о телесном вознесении Девы Марии на небо
  В 1950 г. папа Пий XII провозгласил второй мариальный дог­мат — о воскресении и телесном вознесении (взятии, assumptio) Девы Марии на небо. Формулировка этого догмата допускает двоя

Особенности римско-католического учения о таинствах
  Наиболее существенным догматическим расхождением между Римско-католической и Православной Церквами в учении о таин­ствах (сакраментологии) являются вопросы о их действительности и с

Таинство священства
  Особенностью римско-католического воззрения на таинство Священства является принцип безбрачия духовенства, так назы­ваемый целибат, возведенный папой Григорием VII в закон.

Таинство брака
  До Тридентского Собора (1545—1563) церковным считалось бракосочетание, состоящее в изъявлении брачующимися обоюд­ного согласия (mutuus consensus) перед свидетелями, даже в от­сутств

Священное Писание и Священное Предание
  Основные отличия Римско-католической и Православной Церквей вих отношении к вероучительным текстам сводятся к следующим: В отличие от православного римско-католическое бого

Латинский обряд совершения таинств
  Преобладающей формой таинства Крещения в Римско-като­лической Церкви является обливание. По словам же апостола Павла, в Крещении человек спогребается Христу, чтобы стать участником

Джон Виклиф, Ян Гус, Иероним Савонарола
  Весь ход исторического процесса превращения Римско-католи­ческой Церкви в мощную абсолютную светскую монархию, настой­чиво и жестко распространяющую свою власть в церковной и поли­т

ЛЮТЕРАНСТВО
  Возникшая в Германии наиболее мощная ветвь протестантиз­ма — лютеранство — получила свое название по имени ученого мо­наха Мартина Лютера. Основная цель его учения — освобождение Це

Мартин Лютер и начало Реформации
  Мартин Лютер (1483-1546) родился в Саксонском городе Эйслебене в семье рудокопа. Семья была патриархальная, до­вольно состоятельная (отец держал в аренде несколько плавиль­ных печей

Символические книги лютеран
  Само понятие «символические книги» возникло в протестан­тизме. От них оно перешло к римо-католикам, а потом и к православным. Протестантизм как новое, по сути дела, вероуче

Лютеранское учение о Церкви
  Признав Римско-католическую Церковь заблудившейся и по­рвав с нею, Лютер и лютеране не обратились к Церкви, непре­рывно пребывающей в истине, а создали свою «церковь», то есть полож

Лютеранское учение о спасении и оправдании одной верой
  Выступления Лютера начались, как известно, с протеста про­тив продажи индульгенций. Римско-католическая практика в этой области основывалась на учении об удовлетворении Богу за гре­

Лютеранское учение о таинствах
  Отказав Церкви в непрерывном видимом существовании, лю­теране, по сути дела, должны были бы объявить ненужными и таинства церковные как несовместимые с учением о невидимости Церкви.

Анабаптизм. Учение Ульриха Цвингли
  Реформаторское учение Лютера, положившее начало расколу внутри католицизма, получило широкое распространение не толь­ко среди разных слоев населения Германии, но и во многих госу­да

Кальвинизм
  Вождем Реформации в Швейцарии в середине XVI в. стал француз Жан (Иоанн) Кальвин. В вероучении и в учении о нравственности, в учении о Церкви и церковных обрядах Кальвин пошел гораз

Жан Кальвин
  Жан Кальвин (1509-1564) родился на севере Франции в семье податного чиновника, состоящего также должностным лицом при епископе. Отец готовил сына к духовной карьере. Юноша

Символические книги кальвинистов
  В кальвинизме вероучительных книг очень много. Собственные символические книги имеют не только разные ветви кальвинизма, но даже и отдельные поместные толки одного и того же исповед

Учение кальвинизма о Церкви и таинствах
  Кальвинизм, как и лютеранство, является плодом реформационных движений XVI в. Так же, как лютеране, кальвинисты представляют собой религиозное общество, лишенное непрерыв­ной апосто

Распространение и развитие кальвинизма. Гугеноты. Пуритане
  Деятельность Кальвина проходила в середине XVI в., когда Католическая Церковь стала вновь возрождаться и организовала сильную реакцию. В этих условиях основной задачей протестан­тиз

АНГЛИКАНСТВО
  Окончательная реформация английской Церкви и образование третьей ветви протестантизма — англиканства — в самостоя­тельную конфессию произошло во второй половине XVI в. Бого­словские

Особенности реформации в Англии
  Англия издавна тяготилась зависимостью от Рима. Налоги, взимавшиеся Римско-католической Церковью в пользу строитель­ства грандиозного собора св. Петра, ложились тяжелым бременем на

Реформационные течения внутри англиканства
  Помимо сформировавшегося внутри англиканства и выделив­шегося в самостоятельную организацию течения кальвинистского Направления — пуритан (см. раздел «Распространение и развитие Кал

Баптизм
  Баптизм возник в Англии в первой половине XVII столетия на основе индепендентства (конгрегационализма). Первая община баптистов была образована в 1612 г. Нет данных, которы

Методизм
  Методизм возник в XVIII в. в результате стремления ожи­вить государственную Англиканскую Церковь. Зародилось это новое английское вероисповедание под влиянием лютеранского пиетизма

Протестантизм на современном этапе
  В протестантизме следует различать два разных направления: ортодоксальный протестантизм последователей Лютера и Кальви­на и так называемый модерный протестантизм, широко распрост­ра

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги