рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Жизнь и реформаторская деятельность Мартина Лютера

Жизнь и реформаторская деятельность Мартина Лютера - Семинар, раздел Религия, Лекции Для III курса Раздел 1. Введение в сравнительное богословие. 6   Мартин Лютер Родился В Саксонии 10 Ноября 1483 Года. С 1501 П...

 

Мартин Лютер родился в Саксонии 10 ноября 1483 года. С 1501 по 1505 год он обучался в Эрфуртском университете. Получил степень магистра искусств, дававшую право на преподавание. Из семнадцати студентов он окончил курс вторым.

Через несколько месяцев после окончания университета произошло событие, неожиданно перевернувшее жизнь Лютера. 2 июля 1505 года он гостил дома у родителейв городе Мансфельде. В Эрфурт он возвращался пешком по лесной дороге. В пути его застала сильная гроза. Одна из молний ударила прямо у ног Мартина, ослепив его и свалив на землю. Вне себя от ужаса он закричал: «Святая Анна, спаси меня, и я стану монахом». Вскоре гроза прекратилась, что Мартин воспринял как чудо. Уже через две недели после этого происшествия он вступил в монастырь ордена августинцев-эремитов в Эрфурте. Отец прислал ему гневное письмо. Он и впоследствии был против ухода сына в монашество.

В монастыре Лютера практически постоянно беспокоила сильная внутренняя тревога. Позже он сам говорил: «Монахом я стал не по своей доброй воле. Я дал обет сгоряча, в состоянии ужаса перед неминуемой гибелью. Я покинул мир и удалился в монастырь, не переставая горько сожалеть об этом».

После года искуса Лютер принес монашеские обеты. Осенью и зимой 1506 года его возвели в иподиакона и диакона, а весной 1507 года (по одним данным 3 апреля, по другим — 2 мая) в Эрфуртском соборе епископ рукоположил его во священника. На торжественном обеде после рукоположения присутствовали его родственники, в том числе и отец. Мартин пытался с ним примирится, но безуспешно.

В 1508 году отца Мартина Лютера направляют в Виттенберг для продолжения образования на богословском факультете (Виттенберг — город в Саксонии). В 1510 году по делам ордена Мартина с еще одним братом направили в Рим. Путешествие оказалось неудачным. Им не удалось добиться приема в курии. Однако Лютер был потрясен увиденным в Риме. Пребывание в вечном городе стало для него большим соблазном. Он увидел священников, совершающих мессы скороговоркой, узнал о скандальной репутации пап эпохи Возрождения, увидел торговлю индульгенциями.

В 1512 году Лютер получил степень доктора богословия. В 1513 году он стал преподавать студентам Виттенбергского университета Священное Писание. Сначала Лютер прочел курс лекций по Псалтири. В 1515 году читал лекции о Послании к Римлянам, в 1516-17 — о Послании к Галатам. Именно тогда начинают складываться богословские взгляды Лютера. Сердцевиной его богословия было признание того, что грехи прощаются нам по благодати Божьей, совершенно нами не заслуженной. Еще в 1516 году в ряде проповедей Лютер высказывался критически о сложившейся практике раздачи индульгенций.

Открытый конфликт с Римом начался в 1517 году. В Виттенберге существовал монастырь Всех Святых, в которой хранилось огромное количество реликвий (к 1520 году эта коллекция насчитывала более 19 000 святынь). В католической традиции день Всех Святых празднуется 1 ноября. В этот день в Виттенберге всегда организовывались продажи индульгенций. В 1517 году к этому присовокупилось и еще одно обстоятельство. Архиепископ Майнцкий Альбрехт за свое назначение на эту кафедру уплатил в Рим огромную сумму, взятую у немецкого банкира Якова Фуггера. Чтобы вернуть деньги он получил у папы Льва Х разрешение на широкую кампанию по продаже в Германии индульгенций. Часть вырученных денег шла на строительство в Риме собора святого Петра, а часть на погашение долга Майнцкого архиепископа. Для успешности кампании в Германию был приглашен монах-доминиканец Иоганн Тецель. В 1517 году началась грандиозная акция, шествовавшая от одного города к другому. Везде Тецеля встречали торжественные процессии под звон колоколов. На алой, расшитой золотом подушечке несли папскую буллу, объявлявшую о раздаче индульгенций. Процессия направлялась в главный храм города или на центральную площадь, где Тецель произносил эмоциональные проповеди.

Лютер приписывает Тецелю знаменитый стишок:

 

Sobald das Geld im Kasten klingt,

Die Seele aus dem Fegfeuer springt.

 

(Денежка в ящике звяк —

Душа из чистилища прыг!)

 

1 ноября 1517 года планировалось прибытие Тецеля в Виттенберг. Накануне 31 октября Лютер обнародовал свои 95 тезисов об индульгенциях. Традиционно утверждалось, что он прибил их к дверям Замковой церкви в Виттенберге. Сегодня многие историки считают это предание легендарным.

В этих тезисах Лютер не отрицал практику раздачи индульгенций как таковую, но выступал против злоупотреблений. Он обращался к папе с призывом эти злоупотребления искоренить. 31 октября 1517 года традиционно считается днем начала Реформации. Тем не менее в 95 тезисах мы не находим многих более поздних пунктов протестантской доктрины. Сам Лютер тогда не противопоставляет себя Римской Церкви, а лишь призывал папу исправить злоупотребления. Тем не менее, именно 95 тезисов положили начало славе Лютера как реформатора. Тезисы были напечатаны, быстро разошлись по всей Германии и стали популярными. После этого каждое новое сочинение было Лютера было радикальнее предыдущего.

За свое выступление Лютер был вызван на суд в Рим, но не подчинился этому решению. Саксонский курфюрст Фридрих покровительствовал Лютеру и добивался проведения суда не в Риме, а в Германии. Римский папа Лев Х, занимавший престол на момент выступления Лютера, не воспринял всерьез немецкие события. Говорят, что когда ему сообщили о тезисах Лютера, он ответил: «Это просто немецкие монахи выпили слишком много пива. Когда они протрезвеют, все будет хорошо». Сегодня католические историки признают большой ошибкой папства это фактическое попустительство. В течение 1518-1520 годов Лютер приобрел популярность в народе, привлек на свою сторону немецких рыцарей, высказавших готовность защищать его с оружием в руках, и написал несколько программных сочинений.

15 июня 1520 года Лев Х издал буллу, которая предписывала Лютеру отречься от ереси в 60-дневный срок. Лютер публично сжег эту буллу в Виттенберге в декабря 1520 года. Именно этот акт и следует считать его окончательным разрывом с Католической Церковью.

И хотя император Карл V пытался взять Лютера под стражу и пресечь распространение его идей, это уже невозможно было сделать. Значительная часть немецких земель поддержала реформацию. Охрану Лютера взял на себя саксонский курфюрст. В результате в Германии постепенно формируется Лютеранская Церковь, которая имеет свое вероучение, свои обряды и особое внутреннее устройство.

Центром лютеранской реформы стал Виттенберг. Здесь начались иконоборческие выступления (разрушение статуй в храмах), был переведен на немецкий язык и радикально изменен чин мессы. Священники и даже монахи стали открыто вступать в брак, отвергая целибат и монашеские обеты. Сам Лютер вступил в брак в 1525 году. Его супругой стала также бывшая монахиня, бежавшая из монастыря (Катрина фон Бора). Бурные события в Виттенберге привели к тому, что августинский монастырь здесь практически полностью опустел. Бывшие монастырские здания стали домом семьи Лютера. У него в семье родилось шестеро детей.

Лютер также издал свой перевод Библии на немецкий язык, а также опубликовал два катехизиса (малый и большой), в которых излагались основы его учения. Также оформился круг его ближайших сподвижников, среди которых центральной фигурой стал Филипп Меланхтон.

8 апреля 1530 года собрался Аугсбургский сейм, на который прибыл император Карл V. Император не допустил на сейм Лютера. Протестантам было предложено письменно представить свое мнение по спорным вопросам. Эту задачу выполнил Меланхтон. Он составил Аугсбургское исповедание, которое одобрил сам Лютер. 25 июня 1530 года этот документ был впервые публично оглашен. Это исповедание и по сей день остается главным и самым авторитетным вероисповедным текстом лютеран.

Фактически с 1530 года в Германии окончательно оформились две религиозные партии. Протестанты объединились вокруг Аугсбургского исповедания. Лютеранские идеи также распространились за пределами Германии. Уже в начале 1520-х годов новое учение достигло Прибалтики и было поддержано магистратами Риги, Таллинна и Тарту. В 1525 году магистр Тевтонского ордена Альбрехт Бранданбургский провел секуляризацию своих владений и превратил орден в светское герцогство Пруссия. В 1536 году король Дании, Норвегии и Исландии Кристиан III сместил католических епископов и назначил на их места суперинтендантов. В 1537 году он ввел в этих странах лютеранский церковный устав. В Швеции король Густав I Ваза провел реформу церкви, но здесь были сохранены посты епископов и их апостольское преемство. В Чехии значительная часть гуситов приняла лютеранство.

Скончался Лютер в 1546 году и похоронен в Виттенберге в замковой церкви, практически на том самом месте, где было положено начало Реформации.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Лекции Для III курса Раздел 1. Введение в сравнительное богословие. 6

По Сравнительному богословию... Для III курса... Киевской Духовной Семинарии...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Жизнь и реформаторская деятельность Мартина Лютера

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Предуведомление
Нижеследующий текст представляет собой примерный конспект лекций по Сравнительному богословию, прочитанных мной в 2009/2010 учебном году для студентов третьего курса Киевской Духовной Семинарии. Те

Сравнительное богословие как дисциплина
Сравнительное, или обличительное, богословие изучает исти­ны православной веры в сопоставлении с теми догматическими, каноническими и церковно-практическими отклонениями, которые содержат ино

Три чиноприема инославных
  Православная Церковь не оставляет без поддержки всех инославных христиан, изъявивших желание вернуться в ее лоно, Вместе с тем она учитывает разную степень отдаленности каждой из ко

I. Отступления в экклезиологии и триадологии.
  1. Учение о главенстве (примате) Римского епископа над Церковью. Это учение начало формироваться в эпоху Вселенских соборов, а официальной доктриной стало уже в X-XI вв. В современн

IV. В области мариологии
  1. Догмат о непричастности Богоматери к первородному греху, о непорочном зачатии. Догмат провозглашен в 1854 г. папой Пием IX без созыва Собора. Догмат учит: в силу будущих

V. Отступления в сфере совершения Таинств.
1. Таинство Миропомазания. В РКЦ это Таинство совершается только епископом над членом РКЦ, достигшем отроческого возраста. Сейчас католики разрешают униатам совершать Таинство через священ

VI. Особые церковные установления.
1. Учреждение неизвестного Церкви сана кардинала. Это вызвало смешение степеней священства. Слово "cardinalos" значит главный, ведущий. Так называли священников главных (кафедрал

Католическое учение о власти Папы над Церковью
  Папа является главой Римско-католической Церкви, патриар­хом Запада и примасом Италии. Ему принадлежит первенство юрисдикции, право законодательства (primatus jurisdictionis), пра­в

Евангельские свидетельства о святом апостоле Петре
  По римско-католическому учению, апостол Петр, и только он один из апостолов, получил от Иисуса Христа ту чрезвычайную, единоличную власть над Церковью, которой, по праву преемства,

Отношение апостола Петра к другим апостолам
  Если внимательно прочесть Новозаветные тексты, касающиеся деятельности святого апостола Петра, то можно видеть, что ему принадлежало особое место в лике апостолов. В перечне апостол

Роль Римского епископа и Римской кафедры в Древней Церкви
В апостольское время первенствующее положение во Вселенской Церкви принадлежало Иерусалимский кафедре — первым епископом ее был Иаков Праведный, брат Господень. Отец церковной истории Евсевий Кесар

События 1054 года
Несмотря на то, что традиционно 1054 год считают годом великого церковного раскола между Востоком и Западом, среди современных исследователей бытует иная точка зрения. Раскол стал реальностью гораз

Проблема датировки церковного раскола между Востоком и Западом
Среди исследователей существуют разные подходы к датировке раскола. Можно выделить три основных подхода. 1) Традиционный. Относит начало схизмы к 1054 году, то есть к моменту издани

I Ватиканский Собор
Инициатива созыва этого собора принадлежала папе Пию IX (1846-1878). Подготовка к Собору велась четыре года (1865-1869). Открылся Собор 8 декабря 1869 года. Количество иерархов, принявших участие в

Критика учения о папской безошибочности
Безосновательность учения о папской непогрешимости можно подтвердить рядом исторических примеров. 1. Папа Либерий I (IV век) был сторонником св. Афанасия Александрийского в его борьбе с ар

История появления и развития на Западе учения о Filioque
  Православное учение об исхождении Святого Духа от Отца было сформулировано отцами Второго Вселенского Собора в следующем виде: "Και εις &

Священное Писание об исхождении Святого Духа
  Евангельское учение о Третьем Лице Святой Троицы не отличается такой же полнотой и определенностью как ветхозаветное учение о Боге-Отце и новозаветное учение о Боге-Сыне. Почти все,

Критика учения о Filioque Константинопольским Патриархом Фотием
Первым из восточных отцов последовательную развернутую критику латинской вставки в Символ веры предложил еще в IX веке Константинопольский Патриарх Фотий. На его аргументах, приведенных в Окружном

Богословы XIX-XX веков о Filioque
Одними из первых, кто стал специально изучать проблему Filioque в указанный период, были русские богословы. В конце XIX века богословская оценка учения о Filioque приобрела особую актуальность в св

Точка зрения Жана-Мишеля Гаррига и Олевье Клемана
Среди попыток римо-католических богословов найти приемлемую для Востока интерпретацию Filioque, одна из наиболее значимых принадлежит священнику Жан-Мишель Гарригу (Jean-Michel Garrigues). Во второ

Католические разъяснения 1995 года
29 июня 1995 года в день святых апостолов Петра и Павла (по новому стилю) Константинопольский патриарх Варфоломей присутствовал на традиционном экуменическом богослужении в римском соборе Святого П

Католическая сотериология
Осмысление сотериологии любой инославной конфессии является необходимой составляющей изучения её вероучения, и важнейшей предпосылкой осмысления ее практической жизни. В православном богословии, на

Учение о первородном грехе
Хотя во многих православных учебниках богословия мы встречаем словосочетание «первородный грех», следует помнить, что этот термин пришел к нам с Запада. Впервые это словосочетание употребил блаженн

Интерпретация жертвы Христовой
Такое специфическое понимание последствий грехопадения привело католическое богословие и к специфической интерпретации жертвы Христовой. По учению Ансельма, чтобы примириться с Богом после

Усвоение спасения
Всякому человеку, уверовавшему во Христа и принявшему Святое Крещение, прощается как первородный грех, так и все его личные грехи. Однако в силу немощи человеческого естества мы продолжаем грешить.

Индульгенции
Для тех людей, которые принесли покаяние перед священником и получили разрешение, возможно получение полного или частичного освобождения от временного наказания за совершенные грехи. Такое освобожд

Догмат о непорочном зачатии Девы Марии
8 декабря 1854 года папа Пий IX издал буллу «Ineffabilis Deus», которой был провозглашен догмат о Непорочном зачатии Девы Марии. Хотя булла была обнародована без предварительного Соборного обсужден

Догмат о телесном вознесении Девы Марии на небо
1 ноября 1950 года папа Пий XII в апостольской конституции «Munificentissimus Deus» провозгласил еще один мариальный дог­мат — о взятии (лат. — assumptio) Девы Марии на Небо с телом и душой. Дослов

Особенности католического учения о Таинствах
Католическая Церковь учит, что Таинства — это священные и действенные знаки, установленные Иисусом Христом, чтобы сообщать людям спасительную благодать. Участвуя в таинствах, человек получает от Бо

Таинство Крещения
Материей таинства Крещения является естественная вода, а формой — произнесение крещальной формулы: «Я крещу тебя во имя Отца и Сына и Святого Духа». Традиционно на Западе Крещение совершалось через

Таинство Миропомазания
Миропомазание в Католической Церкви еще именуется конфирмацией (от лат. confirmo — подтверждать, укреплять). Материей этого таинства является святое миро — особым образом приготовленное вещество. В

Таинство Брака
Главной отличительной чертой католического учения о таинстве Брака является так называемая консенсуалистская теория (от лат. consensus — согласие). Смысл ее в том, что действующей причиной т

Таинство Священства
Католическая Церковь, также как и Православная, признает три степени священства: епископ, пресвитер, диакон. Все эти степени могут быть дарованы лишь через совершение рукоположения. В католической

Таинство Покаяния
Сегодня Католическая Церковь сохраняет учение о трехчастной структуре Таинства Покаяния. Материей этого Таинства являются действия верующего, состоящие из трех частей: сокрушения, словесного испове

Таинство Елеопомазания
Материей этого таинства в Католической Церкви является освященный елей (растительное масло), а формой — молитва, произносимая при помазании. Совершителем Таинства может быть епископ или священник.

Таинство Евхаристии в Католической Церкви
Богословское учение.Прежде всего следует отметить, что в латинской богословской традиции Евхаристией называют: 1) Таинство, установленное Иисусом Христом во время Тайной Веч

Современное положение Римско-Католической Церкви
Статистические данные. Все население земного шара по состоянию на 2004 год составляло 6 388 500 000 человек. Из них христиан около 2 млрд., мусульман – 1 млрд.180 млн., индуистов –

Вальденсы
  Родоначальником вальденсов считается богатый купец из Лиона Вальдес (Вальд, Вальдо), который жил во второй половине XII века. Он стремился глубоко изучить Священное Писание и потому

Жизнь и особенности богословия Джона Виклефа
  Джон Виклефродился в Англии около 1330 года. Он закончил университет в Оксфорде, в 1361 году принял священный сан. Но и после этого большую часть своего времени Виклеф проводил не н

Жизнь и особенности богословия Яна Гуса
Биография. Ян Гус родился в Чехии около 1369 года. Он закончил Пражский университет, который в то время являлся одним из лучших университетов Европы. В 1393 году Гус получил здесь

Гуситское движение. Богемские братья
  Чашники и табориты. Казнь Гуса вызвала в Чехии бурю негодования. Чешский сейм направил в Констанцу свой протест, в котором говорилось, что Гус был высоконравственны

Причины Реформации
  Прежде чем перейти к разговору о религиозной революции XVI века, следует поставить вопрос о причинах Реформации. Первый принципиальный вопрос — почему радикальные идеи рефо

Аугсбургский религиозный мир. Попытки диалога между лютеранами и Православной Церковью
  После смерти Лютера среди его последователей лютеран начались ожесточенные идейные споры, длившиеся три десятилетия и получившие название «тридцатилетней войны в лютеранстве». Лишь

Символические книги лютеран
Лютеранское вероучение в наиболее полном виде представлено в символических книгах. Полный сборник этих книг был издан в день 50-летней годовщины Аугсбургского Вероисповедания — 25 июня 1580 года. Э

Учение о Священном Писании
Высший авторитет в вопросах вероучения с точки зрения лютеран принадлежит Священному Писанию, что выражено в принципе «sola Scriptura» (только Писание). Писанию подчинен авторитет всех последующих

Учение об оправдании
Это учение занимает центральное место в богословии Лютера. Оно является определенной «визитной карточкой» лютеранства. С точки зрения Лютера человек спасается одной лишь верой в Иисуса Христа. Бог

Вера и добрые дела
Центральным моментом лютеранского учения об оправдании является утверждение о спасении одной лишь верой. Для лютеран истинная вера — это не просто признание историчности всего, что написано в Еванг

Учение о Церкви
В сочинениях Лютера нет стройного законченного учения о Церкви. Все же одной из центральных мыслей Лютера было утверждение о том, что Римская Церковь — это Церковь Христова, которая оказалась в пле

Сакраментология
Таинства в лютеранском понимании суть «знаки благодати (signa gratiae)». В каждом Таинстве лютеране выделяют две составляющие: внешний знак и Слово Божье (Apologia 24, 69-70). То есть Таинствами яв

Лютеранский подход к богослужению
Основополагающий принцип лютеран в отношении богослужения четко сформулирован в «Аугсбургском исповедании». Здесь в статье 7 («О Церкви»), в частности, говорится: «Для истинного единства Церкви дос

Пост в лютеранстве
В лютеранских церквах сохранены два общецерковных поста: Рождественский (в соответствие с западной традицией он именуется Адвентским), который длится в течении трех-четырех недель перед праздником

Лютеранство в современном мире (краткий обзор)
В XIX-XX вв. вследствие миграции лютеран из европейских стран, а также благодаря активной миссионерской деятельности лютеранство распространилось в США, Бразилии, Танзании, Эфиопии, Индии, Индонези

Лютеране в России и в Украине
Лютеране в России.Первые лютеранские общины появились в России уже в XVI веке, когда здесь образовались поселения иностранцев (торговцев, ремесленников, военных, состоявших на русс

Ульрих Цвингли (1484-1531)
  Родился 1 января 1484 (менее чем через два месяца после рождения Лютера) в Вильдхаусе, графство Тоггенбург (ныне в кантоне Санкт-Галлен, Швейцария). Первоначальное образование получ

Жан Кальвин (1509-1564)
Вторым швейцарским реформатором был Жан Кальвин, младший современник Цвингли и Лютера. Его деятельность связана с другим швейцарским кантоном — с Женевой. Кальвин был не первым, кто попытался осуще

Учение Кальвина о евхаристии
Позиция Кальвина в вопросе о евхаристии находится посередине между Лютером и Цвингли. Иногда его даже обвиняют в осознанной попытке примирить эти две доктрины. Но все же нельзя не заметить, что уче

Учение Кальвина о предопределении
Отцом доктрины предопределения в западном богословии по праву считается блаженный Августин (354-430). Он высказал ее в ходе борьбы с пелагианской ересью. Августин пришел к мысли, что человек своими

Арминианский спор
Можно сказать, что эта полемика стала самым важным событием в истории реформатства после смерти Кальвина. Как издание «Формулы согласия» окончательно оформило классическое лютеранство, так и каноны

Дортский (Дордрехтский) синод (1618-19)
После бесчисленных споров 13 ноября 1618 года Генеральными Штатами был созван Национальный Синод в Дордрехте, который работал до 9 мая 1619 года. На нём присутствовали восемьдесят четыре делегата и

История Реформации в Англии
Реформация в Англии опиралась на национальную традицию критики Римско-Католической Церкви, изложенной в трудах теоретиков соборного движения, теологических трактатах и проповедях Джона Уиклифа и ло

Англиканское вероучение
Доктрина Англиканской Церкви представляет собой уникальное сочетание положений, присущих как католическому, так и протестантскому (лютеранскому и кальвинистскому) вероучениям. Церкви Англиканского

Административное и иерархическое устройство Церкви Англии
Внастоящее время Англиканская Церковь насчитывает около 26 миллионов членов. Главой ее является правящий монарх, который назначает по согласованию с премьер-министром архиепископов (2 чел.), еписко

Англиканское содружество
Англиканским содружеством(англ. Anglican Communion) называется объединение церквей, исповедующих доктрину англиканства, придерживающихся практики богослужения, опреде

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги