Реферат Курсовая Конспект
Вторым законом диалектики является закон перехода количественных изменений в качественные. - раздел Механика, Понятие о диалектике как мировоззрении и методологии Качество— Тождественная Бытию Определенность, Стабильная Си...
|
Качество— тождественная бытию определенность, стабильная система определенных характеристик и связей предмета.
Количество— исчисляемые параметры предмета или явления (число, величина, объем, вес, размер и т. д.).
Мера— единство количества и качества.
При определенных количественных изменениях обязательно меняется качество.
При этом качество не может меняться бесконечно. Наступает момент, когда изменение качества приводит к изменению меры (то есть той системы координат, в которой раньше происходило изменение качества под влиянием количественных изменений) — к коренной трансформации сущности предмета. Такие моменты получили название "узлов", а сам переход в иное состояние понимается в философии как "скачок".
Можно привести некоторые примеры действия закона перехода количественных изменений в качественные.
Если нагревать воду последовательно на один градус по Цельсию, то есть изменять количественные параметры — температуру, то вода будет изменять свое качество — станет горячей (в силу нарушения привычных структурных связей атомы начнут двигаться в несколько раз быстрее). При достижении же температуры в 100 градусов произойдет коренное изменение качества воды — она перейдет в пар (то есть разрушится прежняя "система координат" процесса нагревания — вода и прежняя система связей). Температура в 100 градусов в данном случае будет узлом, а переход воды в пар (переход одной меры качества в другую) — скачком. То же самое можно сказать и об охлаждении воды и ее превращении при температуре ноль градусов по Цельсию в лед.
Если телу придавать все большую и большую скорость — 100, 200, 1000, 2000, 7000, 7190 метров в секунду, - оно будет ускорять свое движение (менять качество в рамках стабильной меры). При придании же телу скорости 7191 м/с ("узловой" скорости) тело преодолеет земное притяжение и станет искусственным спутником Земли (изменится сама система координат смены качества — мера, произойдет скачок).
В природе не всегда удается определить узловой момент. Переход количества в принципиально новое качество может произойти:
• резко, одномоментно;
• незаметно, эволюционно.
Примеры первого случая были рассмотрены выше.
Что касается второго варианта (незаметного, эволюционного коренного изменения качества — меры), то хорошей иллюстрацией данного процесса были древнегреческие апории "Куча" и "Лысый": "При добавлении какого зерна совокупность зерен превратится в кучу?"; "Если из головы будет выпадать по волосу, то с какого момента, с выпадением какого конкретного волоса человека можно считать лысым?". То есть грань конкретного изменения качества может быть и неуловимой.
5. Закон отрицания отрицаниязаключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым.
Примеры:
• смена общественно-экономических формаций (при формационном подходе к историческому процессу);
• "эстафета поколений";
• смена вкусов в культуре, музыке;
• эволюция рода (дети - частично родители, но уже на новой ступени);
• ежедневное отмирание старых кровяных клеток, возникновение новых.
Отрицание старых форм новыми — причина и механизм поступательного развития. Однако вопрос о направленности развития - дискуссионный в философии. Выделяются следующие основные точки зрения:
• развитие — только поступательный процесс, переход от низших форм к высшим, то есть восходящее развитие;
• развитие может быть как восходящим, так и нисходящим;
• развитие хаотично, не имеет никакой направленности. Практика показывает, что из трех точек зрения наиболее близкой к истинной является вторая: развитие может быть как восходящим, так и нисходящим, хотя общая тенденция все же восходящая.
Примеры:
• организм человека развивается, крепнет (восходящее развитие), но затем, развиваясь дальше, уже слабеет, дряхлеет (нисходящее развитие);
• исторический процесс идет по восходящему направлению развития, но со спадами - расцвет Римской империи сменился ее падением, но затем последовало новое развитие Европы по восходящей (Ренессанс, новое время и т. д.).
Таким образом, развитиескорее идетне линейным образом (по прямой), а по спирали,причем каждый виток спирали повторяет прежние, но на новом, более высоком уровне. Спиралевидность развития предполагает цикличность. Развитие как бы повторяет пройденные уже ступени, но повторяет их иначе, на более высокой ступени, в иных условиях и среде.
6. Основными принципами диалектикиявляются:
• принцип всеобщей связи;
• принцип системности;
• принцип причинности;
• принцип историзма.
Всеобщая связьозначает целостность окружающего мира, его внутреннее единство, взаимосвязанность, взаимозависимость всех его компонентов — предметов, явлений, процессов.
Связи могут быть:
• внешние и внутренние;
• непосредственные и опосредованные;
• генетические и функциональные;
• пространственные и временные;
• случайные и закономерные.
Наиболее распространенный вид связи — внешниеи внутренние. Пример: внутренние связи человеческого организма как биологической системы, внешние связи человека как элементы социальной системы.
Системностьозначает, что многочисленные связи в окружающем мире существуют не хаотично, а упорядоченно. Данные связи образуют целостную систему, в которой они располагаются в иерархическом порядке. Благодаря этому окружающий мир имеет внутреннюю целесообразность.
Причинность— наличие таких связей, где одна порождает другую. Предметы, явления, процессы окружающего мира чем-то обусловлены, то есть имеют либо внешнюю, либо внутреннюю причину. Причина, в свою очередь, порождает следствие, а связи в целом именуются причинно-следственными.
Историзмподразумевает два аспекта окружающего мира:
• вечность, неуничтожимость истории, мира;
• его существование и развитие во времени, которое длится всегда.
7. Категория диалектики- наиболее общие понятия, которыми оперирует философия для раскрытия сути диалектических проблем. К основным категориям диалектики относятся:• сущность и явление;• форма и содержание; • причина и следствие;• единичное, особенное, всеобщее;• возможность и действительность;• необходимость и случайность.
Основные категории диалектики.
Если законы диалектики раскрывают в основном процесс развития, то взаимосвязь явлений и предметов действительности выражается с помощью категорий. К ним относятся единичное и общее, явление и сущность, часть и целое, форма и содержание, элементы и структура, причина и следствие, случайность и необходимость, возможность и действительность.
Единичное и общее. Входе практического воздействия на мир человек сталкивается с отдельными материальными образованиями и вещами. Ни общее, ни единичное не обладают самостоятельным существованием, они не существуют как таковые. Самостоятельно существуют отдельные предметы, явления, процессы. Общее же и единичное существуют лишь в отдельном. Всякое отдельное представляет собой единство противоположностей.
В одно и то же время оно и единичное и общее. Единичное схватывает неповторимые черты отдельного, а общее отражает то, что повторяется и в других материальных образованиях. При определенных условиях развития отдельного единичное может становиться общим, а общее — единичным (новые виды растений, породы животных, мода).
Чтобы составить себе более полное представление о том или ином объекте (или субъекте), необходимо установить не только то, что у него является общим с другими материальными образованиями, но и то, что отличает его от других материальных образований.
В процессе познания мы ищем общее между исследуемыми и уже изученными явлениями, а затем переходим к поиску единичного.
Сущность и явление.Сущность — совокупность всех необходимых сторон и отношений (законов) вещи, взятых в их естественной взаимозависимости, в их жизни. Это то, без чего данная вещь не может быть сама собой. Явление — это способ обнаружения сущности через свойства и отношения, доступные чувствам.
Сущность всегда проявляется. Явление существенно, однако оно не тождественно сущности, отличается от нее. Оно богаче сущности, ибо привносит нечто иное, что идет от сущности. Явление в свое содержание включает новые моменты, черты, которые обусловлены внешними обстоятельствами, и из сущности не вытекают.
Поскольку сущность выступает лишь через явление и последнее передает ее в преобразованном, так или иначе искаженном виде, в познании и в жизни нельзя ограничиваться тем, что лежит на поверхности материальных преобразований, необходимо проникать в глубь вещей, событий, процессов и воспроизводить их сущность в сознании в форме идеальных образов.
На практике нужно всегда опираться на сущность, на знание необходимых свойств и связей, особенно в работе с людьми, ибо внешность обманчива. Хорошая одежда зачастую скрывает недостатки тела, хорошая внешность —
пороки души.
Явление всегда текуче, изменчиво, сущность же составляет нечто устойчивое, сохраняющее себя во всех изменениях.
Содержание и форма.Категория, охватывающая совокупность всех компонентов вещи, явления, процесса, их взаимодействий и изменений, называется содержанием. Оно включает и внутренние, и внешние взаимодействия. Форма — это организация устойчивых связей между компонентами содержания.
Любая система всегда имеет как форму, так и содержание. Нет бессодержательной формы и неоформленного содержания. Находясь во взаимосвязи, форма и содержание выражают противоположные стремления предмета. Содержание стремится к изменчивости, форма — к постоянству, устойчивости. Содержание определяет форму, но и форма активно влияет на содержание.
Форма может ускорять развитие содержания, но может и замедлять его в зависимости от того, соответствует ли она содержанию или уже устарела. Соответствие формы содержанию никогда не бывает полным. В высокой соразмерности формы и содержания — тайна изящного.
Целое и часть. Система, структура, элемент.Часть и целое — философские категории, отражающие отношение между сторонами отдельного предмета. Любой предмет состоит из частей. Однако попытки понять особенность того или иного предмета, явления на основе анализа частей и последующего суммирования их свойств ведут к неудачам. Целое не сводится к сумме его частей. Оно включает и способ соединения этих частей, их взаимосвязи, взаимообусловленность и многое другое. Предмет не может быть представлен через сумму составляющих его частей потому, что они возникают и существуют только в единой системе, т. е. на основе определенного типа соединений, только в этом случае они становятся частями. Вместе с тем мировое целое — это целое, составленное из частей, а не целое, разделенное на части. Первичное есть части, а не целое. Таким мир сформировался в нашем сознании, таким он остается в нем до сих пор.
Целое — исходный пункт теоретического анализа именно потому, что оно представляет собой ту форму, посредством которой осуществляется проникновение в сущность вещи.
Категории «целое» и «часть» сходны и взаимосвязаны с понятиями «система», «структура», «элемент».
Система (от греч. sustema — составленное из частей, целое, соединение) — совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность, единство.
Структура (от лат. structura — строение, расположение, порядок) — совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе, т. е. сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях.
Элемент (от лат. elementum — стихия, первоначальное вещество) — понятие, означающее первичные частицы, простейшие звенья системы, из комбинаций которых она складывается, образовывается.
Различают динамические системы (изменяющиеся с течением времени) и статические; открытые (обменивающиеся с окружающей средой веществом, информацией, энергией) и закрытые; самоорганизующиеся (их изменения происходят автоматически) и неорганизованные; управляемые и неуправляемые и др.
Причина и следствие. Все явления в мире обусловлены – такова суть принципа причинности. Причинность по своему характеру объективна, она заключена в самих явлениях, представляет собой взаимодействие элементов, их образующих, то есть причиной является не одностороннее воздействие какого – либо тела на другое, а взаимодействие минимум двух элементов, входящих в образование, или самих образований.
Причина– взаимодействие образований, или элементов, их составляющих, обусловливающее соответствующие изменения.
Следствие – изменения, возникающие во взаимодействующих сторонах или образованиях в результате их взаимодействия.
К причине и следствию следует подходить диалектически: это - не застывшие стороны действительности, они переходят друг в друга. Возникшее следствие далее выступает уже в качестве причины. Отсюда вытекает их неизбежность, поскольку они взаимообусловлены. Следствие может быть порождено разными причинами. Но есть основная причина. Не основные причины не оказывают существенного влияния на ключевое развитие. На этом положении построен детерминизм – учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений мира. Однако механический детерминизм признаёт одну непосредственно действующую причину, отрицая объективность случайности. Противоположное учение – индетерминизм отрицает всеобщность причинности.
Необходимость и случайность.
Необходимыминазываются те свойства и связи, которые имеют причину своего существования в себе, т. е. обусловлены внутренней природой элементов явления. Свойства же и связи, имеющие причину своего существования в другом, обусловленные внешними обстоятельствами, называются случайными.
Необходимые стороны и связи при соответствующих условиях наступают неизбежно, появление же случайных свойств и связей не обязательно, они могут наступить, могут и не наступить. Тем самым необходимость выражает внутреннее, а случайность – внешнее. Диалектика необходимости и случайности состоит в их единстве. Необходимость проявляется через случайности, особенно это заметно в статистических закономерностях. О единстве необходимости и случайности говорит и их взаимопереход: в различных отношениях они могут меняться своими местами.
Возможность и действительность.
Реальность фиксируется сознанием как нечто действительное, то есть то, что уже есть. Возможность в таком случае помещается где – то вне настоящего и, следовательно, вне действительного, она как бы не существует реально, но только мыслится. Реальное же гораздо шире, чем просто настоящее. Это не только то, что уже стало и есть, что свершилось, но и то, что содержится в уже существующем в качестве возможности превращения в нечто иное. Поэтому реальность включает не только настоящее, но и прошлое, так как она реализовала предшествующие ему возможности. Реальность включает так же и будущие возможные процессы. Таким образом, реальность есть единство возможного и действительного. Поэтому следует иметь в виду, что мир приобретает постоянно всё новые формы бытия.
Под действительностью в широком обще диалектическом смысле разумеют и возможное, и процесс созидания нового, и его бытие как итог действия всех реальных сил мира: это природа и история, человек и его разум. В узком смысле действительность – это реализованная возможность, нечто уже непосредственно ставшее.
Возможность – это тенденция или, вернее, пока ещё скрытие тенденции развития наличной действительности.
Если действительность есть прошлое в настоящем, то возможность – завтрашнее в сегодняшнем. Поэтому развитие является процессом как осуществления, так и зарождения возможностей и превращения одной из них в действительность. Механический же детерминизм рассматривает всё существующее преопределённым лишь прошлым.
Возможность превращается в действительность при определённых условиях:
1) действия определённого закона;
2) наличия соответствующих условий.
Существуют различные виды возможности.
Реальная, или перспективная возможность – это закономерная тенденция развития объекта, связанная с объективной необходимостью.
Формальная – несущественная тенденция развития предмета, которая лишь при случайном стечении обстоятельств может превратиться в действительность.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
Диалектикакак принцип миропонимания противоположный метафизике рассматривает мир в его целостности и постоянном развитии Но это не только учение...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Вторым законом диалектики является закон перехода количественных изменений в качественные.
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов