рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Этапы социализации

Этапы социализации - раздел Социология, Социализация личности Этапы Социализации. Известно, Что Младенец Вступает В Большой Мир Как Биоло­г...

Этапы социализации. Известно, что младенец вступает в большой мир как биоло­гический организм и его основной заботой в этот момент явля­ется собственный физический комфорт. Через некоторое время ре­бенок становится человеческим существом с комплексом установок и ценностей, с симпатиями и антипатиями, целями и намерения­ми, шаблонами поведения и ответственностью, а также с непо­вторимо индивидуальным видением мира. Человек достигает этого состояния с помощью процесса, который мы называем со­циализацией.

В ходе этого процесса индивид превращается в че­ловеческую личность. Социализация – процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного «Я» проявляется уникальность данного индивида как личности, процесс усвоения индиви­дом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе.

Социализа­ция охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и вос­питания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. В процессе социализа­ции принимает участие все окружение индивида: семья, соседи, сверст­ники в детском заведении, школе, средства массовой информации и т.д. Для успешной социализации, по Д. Смелзеру, необходимо действие трех фактов: ожидания, изменения поведения и стремления соответствовать этим ожиданиям.

Процесс формирования личности, по его мнению, происходит по трем различным стадиям: 1)стадии подражания и копирования детьми поведения взрослых; 2)игровой стадии, когда дети осознают поведение как исполнение роли; 3)стадии групповых игр, на которой дети учатся понимать, что от них ждет целая группа людей. Одним из первых выделил элементы социализации ребенка З. Фрейд. По Фрейду, личность включает три элемента: «ид» – источник энергии, стимулируемый стремлением к удовольствию; «эго» – осуществляющий контроль личности, на основе принципа реальности, и «суперэго», или нравственный оценочный элемент.

Социализация представляется Фрейдом процессом развертывания врожденных свойств человека, в результате которого проис­ходят становления этих трех составляющих элементов личности. В этом процессе Фрейд выделяет четыре этапа, каждый из которых связан с определенными участками тела, так называемыми эрогенными зонами: оральный, анальный, фаллический и этап половой зрелости. Французский психолог Ж. Пиаже, сохраняя идею различных стадий в развитии личности, делает акцент на развитии познава­тельных структур индивида и их последующей перестройке в зависимости от опыта и социального взаимодействия.

Эти стадии сменяют одна другую в определенной последовательности: сенсорно-моторная (от рождения до 2 лет), операциональная (от 2 до 7), стадия конкретных операций (с 7 до 11), стадия формальных операций (с 12 до 15). Многие психологи и социологи подчеркивают, что процесс со­циализации продолжается в течение всей жизни человека, и ут­верждают, что социализация взрослых отличается от социализации детей несколькими моментами.

Социализация взрослых скорее изменяет внешнее поведение, в то время, как социализация детей формирует ценностные ориентации. Социализация взрослых рассчитана на то, чтобы помочь человеку приобрести определенные навыки, социализация в детстве в большей мере имеет дело с мотивацией поведения. Психолог Р. Гарольд предложил теорию, в которой социа­лизация взрослых рассматривается не как продолжение детской социализации, а как процесс, в котором изживаются психологические приметы детства: отказ от детских мифов (таких, например, как всемогущество авторитета или идея о том, что наши требования должны быть законом для окружающих). Групповой опыт В самом начале жизненного пути человек не имеет своего собственного «Я». Он просто продолжает жизнь эмбрио­на как части материнского тела. Даже различение физических гра­ниц собственного тела от всего остального мира является ре­зультатом довольно длительного, последовательного изучения ребенком окружающей среды и последующего открытия того, что шум и движение вокруг его кроватки принадлежат иному миру, а не являются частью его собственного тела, как, например, пальцы или руки. Обособление личности сначала от физического мира, а затем от социального – довольно сложный процесс, который продолжа­ется всю жизнь. Ребенок учится устанавливать различия между другими людьми по именам.

Он осознает, что мужчина – это па­па, женщина – это мама. Так постепенно его сознание движет­ся от имен, которые характеризуют статусы (например, статус муж­чины), к специфическим именам, обозначающим отдельных индивидов, включая его самого.

В возрасте около полутора лет ре­бенок начинает использовать понятие «Я», осознавая при этом, что он становится отдельным человеческим существом.

Продолжая на­капливать социальный опыт, ребенок формирует образы различ­ных личностей и в том числе образ собственного «Я». Все дальней­шее формирование человека как личности – это построение собственного «Я» на основе постоянного сопоставления себя с дру­гими личностями.

Таким образом осуществляется постепенное создание личности с уникальными внутренними качествами и одновременно с воспринятыми общими для ее социального окру­жения качествами, которые постигаются через групповое обще­ние, групповой опыт. То, что личность развивается не просто путем автоматическо­го развертывания природных задатков, доказывает опыт социаль­ной изоляции человеческого индивида.

Известны случаи, когда ребенок в детстве был лишен человеческого окружения и воспи­тывался в среде животных. Изучение восприятия подобными индивидами себя как отдельного существа в окружающем мире показало, что они не имеют собственного «Я», так как у них пол­ностью отсутствует представление о себе как об обособленном, от­дельном существе в ряду других подобных им существ.

Тем бо­лее такие индивиды не могут воспринимать свое различие и сходство с другими индивидами. В данном случае человеческое существо не может считаться личностью. Как же осуществляется формирование личности в ходе груп­пового общения, когда человек осознает свое «Я»? Рассмотрим наиболее известные научные объяснения этого процесса. Известный американский психолог и социолог Ч. Кули поста­вил перед собой задачу исследовать процесс постепенного пони­мания личностью отличия своего «Я» от других личностей.

В ре­зультате многочисленных исследований он определил, что развитие концепции собственного «Я» происходит в ходе длитель­ного, противоречивого и запутанного процесса и не может осуще­ствляться без участия других личностей, т.е. без социального ок­ружения. Каждый человек, по предположению Ч. Кули, строит свое «Я», основываясь на воспринятых им реакциях других людей, с которыми он вступает в контакт. Например, девушке ее роди­тели и знакомые говорят, что она хороша собой и прекрасно вы­глядит.

Если эти утверждения повторяются достаточно часто, бо­лее или менее постоянно и разными людьми, то девушка, в конечном счете, ощущает себя хорошенькой и действует как красивое создание. Но даже хорошенькая девушка будет чувст­вовать себя гадким утенком, если с раннего возраста ее родите­ли или знакомые будут разочаровывать ее и относиться к ней, как к некрасивой. А.И. Куприн в рассказе "Синяя звезда" прекрас­но описал такую ситуацию, когда девушка, считавшаяся самой уродливой в своей стране, стала считаться первой красавицей по­сле переезда в другую страну.

Такие рассуждения привели Ч. Кули к мысли о том, что лич­ностный «Я»-образ не рождается только в связи с объективными фак­тами. Самый обычный ребенок, усилия которого оцениваются и вознаграждаются, будет ощущать чувство уверенности в своих си­лах и собственном таланте, в то время как поистине способный и талантливый ребенок, усилия которого воспринимаются ближай­шим окружением как неудачные, ощущает мучительное чувство некомпетентности и его способности могут быть практически па­рализованы.

Именно через отношения с другими, через их оцен­ки каждый человек устанавливает, умный он или глупый, при­влекательный или некрасивый, достойный или никчемный. Это человеческое «Я», открывающееся через реакции других, по­лучило известность как зеркальное «Я» Чарльза Кули, впервые про­анализировавшего процесс «Я»-открытия. Ч. Кули определил три стадии в построении зеркального «Я»: 1)наше восприятие того, как мы смотрим на других; 2)наше вос­приятие их мнения по поводу того, как мы смотрим; 3)наши чув­ства по поводу этого мнения.

Предположим, что всякий раз, ко­гда вы входите в комнату и направляетесь к группе людей, общающихся между собой, они с вежливыми извинениями быст­ро расходятся. Если такой результат повторяется несколько раз, то очевидно, что у вас возникает чувство, что о вас в группе дур­ное мнение, с вами не хотят общаться. Или наоборот, постоянно при вашем появлении группа стремится образовать вокруг вас кружок, ее члены активно общаются с вами В этом случае ана­лиз их действий, безусловно, положительно скажется на вашем са­момнении.

Как отражение в зеркале дает образ физического «Я», так вос­приятие реакции других людей на мое поведение или внешность дает образ социального «Я». Например, я знаю, что талантлив в од­них отношениях и бесталанен в других. Это знание приходит из анализа реакций окружающих на мои действия. Маленький ре­бенок, первые артистические усилия которою критикуются, ско­ро будет думать, что артистический талант у него отсутствует, в то время как ребенок, чей артистический талант постоянно под­держивается родителями, может поверить в свои способности в этой области.

Когда ребенок подрастет, уже другие личности начнут высказывать свои мнения, обнаруживать свои реакции, которые будут отличаться от мнения родителей. В результате мо­жет измениться восприятие человеком своих способностей. Таким образом, «социальное зеркало» постоянно действует, оно постоянно перед нами и также постоянно изменяется.

Эти изменения особенно видны, когда в детстве при оценке своих спо­собностей человек ориентирован на мнение тех, с кем постоян­но находится в личном контакте, а затем, подрастая, он уже ори­ентируется на мнение личностей, хорошо разбирающихся в предмете его способностей. Поэтому можно сказать, что при достижении зрелости личность уделяет наибольшее внимание соз­данию образа социального «Я» на основании оценок компетент­ных специалистов.

Развиваясь, личность становится не только более строгой при выборе группы индивидов, выполняющих роль социального зер­кала, но и осуществляет отбор образов, оказывающих на нее влияние. Человек всегда оказывает больше внимания одним мне­ниям и меньше другим, он может даже вообще игнорировать не­которые мнения и реакции по поводу своего поведения. При этом существует возможность неправильного истолкования мне­ний, или искаженного зеркала. Мы, например, часто поддержи­ваем приятные высказывания о себе, которые на поверку оказы­ваются просто лестью, или можем отнести брань начальника к неумению или неспособности, в то время как это просто служит проявлением его плохого настроения.

Таким образом, зеркальное «Я», формирующее личность, вслед­ствие таких искажений никогда полностью не соответствует дей­ствительному положению вещей. Американские исследователи Э. Кельвин и В. Хольтсман в 1953 г. опубликовали результаты экс­периментов, из которых следует, что существует весьма значитель­ное различие между мнением индивида о своих способностях (ис­ходя из оценок других индивидов) и действительным уровнем этих способностей.

Причиной таких различий были, во-первых, отбор личностями выгодных для них мнений окружающих и, во- вто­рых, отличие между тем, как люди оценивают других публично, и тем, что они действительно о них думают. Определяя возможность формирования личности, «Я»-образа на основании зеркального «Я», Ч. Кули, тем не менее, не учитывал активности личности.

В соответствии с его учением личность развивается только благодаря мнениям других, ограничиваясь из­бирательной ролью. Кроме того, им не установлен механизм вос­приятия личностью оценок, сделанных другими индивидами, не показано, как осуществляется социализация индивида в группе. Профессор Чикагского университета, философ, социолог и социальный психолог Дж. Мид разработал теорию, в которой объ­ясняется сущность процесса восприятия индивидом других лич­ностей и развита концепция «обобщенного другого», в известной степени дополняющая и развивающая теорию зеркального «Я». В соответствии с концепцией Дж. Мида «обобщенный другой» пред­ставляет собой всеобщие ценности и стандарты поведения неко­торой группы, которые формируют у членов этой группы инди­видуальный «Я»-образ.

Индивид в процессе общения как бы встает на место других индивидов и видит себя другой личностью. Он оценивает свои действия и наружность в соответствии с представ­ляемыми оценками его «обобщенного другого». Каждый из нас знает ощущение, когда после нелепого случая человек со смущением представляет себе, как он выглядел в глазах остальных.

Он ставит себя на их место и представляет, что они думают о нем. Это осознание «обобщенного другого» развивается через про­цессы «принятия роли» и «исполнения роли». Принятие роли – это попытка принять на себя поведение личности в другой ситуа­ции или в другой роли2. Участники детских игр принимают на себя различные роли, например, при игре в дом (ты будешь мамой, ты – папой, ты – ребенком). Исполнение роли – это дей­ствия, связанные с действительным ролевым поведением, в то вре­мя как принятие роли только претендует на игру. Дж. Мид различал три стадии процесса обучения ребенка ис­полнению взрослых ролей.

Первая – подготовительная стадия (в возрасте от 1 до 3 лет), во время которой ребенок имитирует поведение взрослых без какого-либо понимания (например, де­вочка наказывает куклу). Вторая стадия, называемая игровой (в 3-4 года), наступает тогда, когда дети начинают понимать по­ведение тех, кого они изображают, но исполнение роли еще не­устойчиво. В какой-то момент мальчик изображает из себя строителя и укладывает игрушечные блоки один на другой, од­нако минутой позже он начинает бомбардировать свои построй­ки, затем становится милиционером, после чего космонавтом.

Тре­тья – заключительная стадия (в 4-5 лет и далее), в которой ролевое поведение становится собранным и целенаправленным и проявляется способность ощущать роли других актеров.

Удач­ным примером или аналогом такого поведения можно считать игру в футбол, когда в ходе перемещения по полю происходит постоянная смена амплуа игроков. Для взаимодействия с парт­нерами каждому из игроков необходимо ставить себя на место партнера и представлять себе, что он сделал бы в том или ином игровом эпизоде. Команда возникает и действует только тогда, когда каждый усваивает не только собственную роль, но и ро­ли партнеров.

В ходе подобного процесса индивид, проходя последователь­но все стадии вхождения в другие роли, развивает способность ви­деть свое собственное поведение во взаимосвязи с другими индивидами и ощущать на себе их реакции. Через осознание других ролей, а также чувств и ценностей других в сознании личности формируется «обобщенный другой». Он является грубым сравне­нием со стандартами и ценностями общества. Повторяя принимае­мую роль «обобщенного другого», индивид формирует свою кон­цепцию «Я». Недостаточная способность адаптироваться к другой точке зрения, принимать на себя роли других индивидов может отрицательно сказываться на развитии личности.

Так, у некото­рых групп молодежи с заметными признаками отклоняющегося поведения, замкнутых в пределах своей группы, зарегистрирова­но неумение принимать другие роли, а следовательно, видеть се­бя в глазах других, что отрицательно сказывается на развитии и умственных способностях личности. Американский ученый-социолог А. Халлер в дополнение к тео­рии Дж. Мида разработал концепцию «значимого другого». «Зна­чимый другой» – это та личность, одобрения которой данный ин­дивид добивается и чьи указания он принимает.

Такие личности оказывают наибольшее влияние на установки индивидов и фор­мирование их собственного «Я». В качестве «значимых других» мо­гут выступать родители, замечательные учителя, наставники, не­которые участники детских игр и, возможно, популярные личности. Индивид стремится принять их роли, подражать им и таким образом осуществлять процесс социализации через «зна­чимого другого». Два наиболее часто применяемых термина, отражающих ощу­щение человеком своего собственного «Я» и степень социализации личности – это идентичность и самоуважение.

Под идентичностью понимается ощущение существования уникальной инди­видуальности, отделенной, отличной от других индивидов, или ощущение себя как части уникальной группы, отличной от дру­гих групп в использовании групповых ценностей. Например, представитель определенной нации стремится к культурным об­разцам своей нации, сопоставляя их с культурными образцами дру­гих наций.

Ощущение индивидом идентичности с группой в зна­чительной степени зависит от индивидуальных или групповых потребностей, удовлетворение которых приводит к повышению его престижа в глазах «обобщенного другого». Часто люди определя­ют идентичность по признаку расы, национальности, религии или роду занятий. Наличие этих признаков у индивида может оз­начать низкий или высокий престиж в глазах тех, кто имеет значение для данной личности, кто оказывает влияние на ее поведение.

В истории наблюдаются такие ситуации, когда индивиды ве­дут тяжелую и часто бесполезную борьбу на каком-либо попри­ще только из-за того, что они идентифицируют себя с другими индивидами и своим поведением стремятся заслужить их одобрение и повысить свой престиж. Чувство самоуважения также социально обусловлено. Личность уважает себя в зависимости от восприятия того, как она оценивается другими, особенно теми другими, мнение которых для нее особенно важно.

Если это восприятие благоприятно, у человека развивается чувство самоуважения. В противном случае он будет считать себя недостой­ным и неспособным.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Социализация личности

Личность и общество Что такое личность? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо прежде всего, провести разграничение понятий «человек»,… Бла­годаря этому способу жизнедеятельности, человек на всех этапах… Однако полностью абстрагироваться от действия этих факторов невозможно.

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Этапы социализации

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Личность и основные факторы ее развития
Личность и основные факторы ее развития. Личность является одним из тех феноменов, которые редко истолковываются одинаково двумя разными авторами. Все опре­деления личности так или иначе обу

Уникальный индивидуальный опыт
Уникальный индивидуальный опыт. Почему дети, выросшие в одной семье, так сильно отличаются друг от друга, даже если они имеют сходный групповой опыт? Потому что у них не было полностью идентичного

Социальные роли
Социальные роли. Человек, будучи социальным существом, взаимодействует с различными социальными группами, участвует в кооперирован­ных, совместных действиях. Однако практически не бывает такого пол

Процесс обучения социальным ролям
Процесс обучения социальным ролям. Каждый индивид в течение своей жизни обучается исполнять самые разные роли: ребенка, ученика школы, студента, отца или матери, инженера, организатора на производс

Предписанные и достигаемые статусы и роли
Предписанные и достигаемые статусы и роли. Все социальные статусы можно подразделить на два основных типа: те, которые предписываются индивиду обществом или группой независимо от его способностей и

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги