Реферат Курсовая Конспект
История возникновения социальной работы - раздел Социология, Социальная работа История Возникновения Социальной Работы. Европа И Сша Основатели Профессии (М...
|
История возникновения социальной работы. Европа и США Основатели профессии (Мэри Ричмонд) Мировой опыт в сфере социальной работы говорит о том, что при помощи социальных технологий можно своевременно разрешать социальные конфликты, снимать социальное напряжение, предотвращать катастрофы, блокировать рискованные ситуации, принимать и выполнять оптимальные управленческие решения. Для зарубежных стран основным источником финансирования остается государство.
Социальная работа в европейском измерении существует в тесной взаимосвязи с социальной политикой и таким социальным институтом, которым является, в частности, социальное государство. Важное значение для формирования за рубежом современной системы социальной помощи оказали принципы Эльберфельдской системы. В середине XIX в. она распространилась практически на всей территории Германии и части Франции. В основе этих принципов: • самостоятельность каждого попечительства при рассмотрении частных вопросов и централизация общего направления дел; • индивидуализация помощи при детальном обследовании каждого нуждающегося; • привлечение всех слоев общества к активному участию в деле призрения бедных. Россия Социальная работа в России как вид деятельности имеет многовековую историю.
Обычно выделяют следующие периоды: Архаический период (до X века) Этот период характеризуется наличием родовых и общинных форм помощи у славян. В древнеславянских общинах можно выделить следующие формы помощи и взаимопомощи: • Культовые формы поддержки.
Архаическая парадигма помощи тесно связана с языческим миросозерцанием, мироощущением. Это нашло и отражение в сложившихся способах помощи: o Институт волхвов — регулятор общественных отношений. Устраивали погребальные игры рода, принимали важные решения в кризисных ситуациях. Например, вдовы обмывали и обряжали умерших, за что получали в качестве «отдара» вещи покойного. o Коллективные формы помощи связаны с такими понятиями, как редистрибуция (перераспределение) и реципрокация (взаимообмен, см. Потлач). В частности, это нашло выражение в братчине (помощь в уборке урожая), в разделении труда. o Институт праздников.
Тесно связаны с механизмами распределения и перераспределения. • Общинно-родовые формы помощи. Эти формы поддержки тесно связаны с вервью (круговой порукой), через которую и осуществлялась забота о слабых и немощных: o Родовые обряды почитания предков — тризны, погребальные состязания, игрища, трапезы. В эти дни жертвовалась определённая милостыня («справа»). o Институт старцев — различные формы поддержки стариков (в т.ч. кормление по домам). o Институт детского сиротства.
Институт приймачества — приём в семью сироты людьми пожилого возраста, когда им уже было трудно справляться с хозяйством или они не имели наследников. Фетимизация — назначение сироте, не имеющему хозяйства, «общественных» родителей (кормление по домам). Если у сироты было хозяйство, он назывался «выхованцем», «годованцем», и усыновления не происходило. o Институт вдов — помощь вдовам.
Появляется незадолго до принятия христианства. o Хождение за «навалным» — своеобразный ритуал по оказанию помощи нуждающейся женщине, как правило, осенью после уборки урожая. • Хозяйственные формы помощи. Ранние формы помощи носили ритуальный характер, многие сохранили форму народных праздников. o «Помочи». Внесезонные «помочи» связаны с кризисными ситуациями (пожары, наводнения, массовый падёж скота). При этом оказывалась помощь по хозяйству, отдавали часть продуктов, одежды, скота (например, «наряды миром», сиротские и вдовьи «помочи»). Сезонные «помочи» связаны с сельскохозяйственными работами.
При этом происходил сбор продуктов на общественные нужды (поэтому такие праздники назывались ссыпками, мирщиной, ссыпщиной), это была и форма «общественной милостыни». o Толоки — вид помощи, включавший совместную обработку земли, перевозку сена, земли, навоза. o Складчина — совместное кормление, совместная заготовка корма для скота. o Супряга — совместное использование рабочего скота. o Культ героя.
Наиболее яркое выражение — княжеские пиры, где принимали участие все желающие (в т.ч. нищие, больные). o Выкуп пленных. Период княжеской и церковно-монастырской благотворительности (X — XIII века) Изменение парадигмы помощи связано с изменением социально-экономической и социокультурной ситуаций, в первую очередь с крещением Руси в 988 году. Христианизация оказала решающее влияние на все сферы жизни общества.
Наибольшее значение имели идеи о спасении души, человеколюбии, духовности, милосердии, стыде и совести. Изменение содержания милосердия в данный период характеризуется следующим образом: Содержание понятия «милосердие» XI век XII век XIII век Милостыня Милосердие, сострадание, сочувствие, подаяние Благотворение, добрые дела Милость Милосердие, сострадание, сочувствие; благосклонность, особое расположение, любовь Милостыня, подаяние; плата, жалованье Прощение, снисхождение Милование Сострадание, сочувствие, милосердие, прощение, снисхождение Готовность помочь, оказание милости Благосклонность, любовь Миловати Поддерживать, помогать Миление Сострадание Период церковно-государственной помощи (XIV — вторая половина XVII века) Период государственного призрения (вторая половина XVII века — вторая половина XIX века) Система государственного призрения сложилась в России при Екатерине 2,издавшей указ, в 1763 году, об открытии Московского воспитательного дома, в который принимались даже сироты до 3 лет. В 1770 году такой дом был открыт в Петербурге.
В 1764 году — указ об основании воспитательного общества благородных девиц — Смольный институт.
Через год при этом институте было открыто училище, в которое принимались девушки нищенского происхождения. Вступив на Российский престол, после смерти Екатерины 2,в 1796 году, ее сын Павел 1,поставил во главе воспитательного общества свою жену, более известную, как Мария Федоровна. Через год она встала во главе императорских воспитательных домов и коммерческого училища для мальчиков.
Еще в 1776 году во всех губерниях России были созданы приказы общественного презрения, которые занимались вопросами помощи нуждающимся. Этими вопросами, позже, в 19 веке, активно занимались ведомство учреждений императрицы Марии. В связи с реформой местного самоуправления, начатое в России, в 60 годах 19 века, функции приказов общественного презрения к земству. К концу прошлого столетия в России был накоплен большой опыт в деле помощи нуждающимся, которых, однако казалось, в значительной мере не востребованным вплоть до наших дней. Период общественного и частного призрения (конец XIX — начало XX веков) Период государственного обеспечения (1917 — 1991 годы) В первые послереволюционные годы деятельность Советского правительства была направлена на повышение благосостояния трудящихся.
С декабря 1917 г. было введено «Положение о страховании на случай безработицы». Тогда же вышел Декрет ВЦИК и СНК «О страховании на случай болезни». В апреле 1918 г. Наркомат Государственного призрения был преобразован в Наркомат социального обеспечения (НКСО). Это означало, что вопросы социального обеспечения трудящегося населения становились стержнем государственной политики в области социальной помощи.
Начала формироваться общедоступная и бесплатная система медицинского обслуживания населения. Осенью 1918 г. был образован Всероссийский фонд социального обеспечения, порядок создания которого определялся «Положением о социальном обеспечении трудящихся» от 31.10.1918 г. 20-30-е гг. – борьба с детской беспризорностью; 1923 г. – стали создаваться кооперативные организации инвалидов; 1923 г. – Всероссийское общество слепых; 1926 г. – Всероссийское общество глухонемых; 1928 г. – пенсии по старости рабочим текстильной промышленности; 1929 г. – введены пенсии по старости для рабочих тяжелой промышленности и транспорта, 26 июня 1941 г. был принят Указ Президиума ВС СССР «О порядке назначения и выплаты пособий семьям военнослужащих рядового и младшего начальствующего состава в военное время». В июле 1944 г. увеличены льготы для матерей и беременных.
После смерти Сталина внесены изменения в социальную политику.
Успешная социальная политика позволила снизить смертность, рост промышленности, улучшение жилищного строительства, увеличение заработной платы. К середине 80-х гг. с 10 до 20 % был увеличен размер надбавки к пенсии по возрасту за непрерывный стаж рабочим и служащим, проработавшим на одном предприятии не менее 25 лет. Была введена скидка 50 % на лекарства пенсионерам.
Для женщин вводился частично оплачиваемый отпуск. Но в начале 80-х гг. уровень жизни стал снижаться. В стране назревала необходимость проведения реформы социальной системы и ее важной части – социального обеспечения. Попытки реформирования были предприняты в период перестройки, а также в 90-е гг. в условиях самостоятельного развития РФ. Период социальной работы (1991 — по настоящее время) Социальная работа как профессия появилась в России 23 апреля 1991 года, когда в соответствии с решением № 92 Государственного комитета по труду и социальным вопросам в перечне профессий появились новые специальности — социальный работник, социальный педагог и специалист по социальной работе.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
В самом общем виде социальная работа представляет собой сложное общественное явление, самостоятельную область научно-практического знания, профессию… Используя теории поведения человека и общественных систем, социальная работа… Затянувшееся кризисное состояние, неясность перспектив развития, усталость населения, состояние аномии, то есть распад…
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: История возникновения социальной работы
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов