Добро, по мнению Соловьева, коренится в трех свойствах человеческой натуры: чувстве стыда, жалости и благоговения.
Добро, по мнению Соловьева, коренится в трех свойствах человеческой натуры: чувстве стыда, жалости и благоговения. - Лекция, раздел Социология, С понятием добра тесно связано понятие добродетели Чувство Стыда Должно Напоминать Человеку О Его Высоком Достоинстве. Оно Выраж...
Чувство стыда должно напоминать человеку о его высоком достоинстве. Оно выражает отношение человека к творению низшему в сравнении с ним. Это чувство — специфически человеческое, его полностью лишены самые высокоорганизованные животные. Второе нравственное начало человеческой природы — чувство жалости заключает в себе, по Соловьеву, источник отношений к себе подобным, то есть к людям. Зачатки этого чувства есть и у животных. Поэтому Соловьев говорит: «Если человек бесстыдный представляет собою возвращение к скотскому состоянию, то человек безжалостный ниже животного уровня». И наконец, третье — чувство благоговения — выражает отношение человека к высшему началу. Это чувство преклонения перед высшим составляет основу любой религии. Развивая положения своей нравственной философии, Соловьев указывает на три основных принципа, базирующихся на рассмотренных первичных элементах добра и нравственности: принципы аскетизма, альтруизма и религиозности. Считая основой аскетизма чувство стыда «за излишнюю активность низшей природы», Соловьев утверждал: «Аскетизм возводит в принцип все то, что способствует победе духовного над чувственным. Основное требование аскетизма сводится к следующему: подчиняй плоть духу, насколько это нужно для его достоинства и независимости. Напротив, недостойно человека быть закабаленным слугой материи, рабом своей материальной природы». Однако аскетизм не может быть самоцелью. Ведь человек способен подчинить себе свою природу не только для добрых, но и для злых целей. Самодовлеющий аскетизм ведет к гордыне и лицемерию.
Принцип аскетизма имеет нравственное значение лишь тогда, когда он соединен с принципом альтруизма, основа которого — чувство жалости, связывающее человека со всем живым миром. Согласно Соловьеву, когда человек жалеет другого человека или животное, он не отождествляет себя с ним, а видит в нем существо, подобное себе, желающее жить, и признает за ним это право так же, как и за собой. Отсюда и вытекает требование, известное как золотое правило нравственности: поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой. Это общее правило альтруизма Соловьев расчленяет на два частных правила: 1) не делай другому ничего такого, чего не хочешь себе от других; 2) делай другому все то, что сам хотел бы от других. Первое правило Соловьев называет правилом справедливости, второе — милосердия, и они нераздельны. Вместе с тем нравственные правила справедливости и милосердия, хотя и включают в себя всю область взаимоотношений живых существ, но не покрывают всего многообразия отношений даже между людьми. Поэтому необходим религиозный принцип, базирующийся на благоговении и вере: «Сознательно и разумно делать добро я могу только тогда, когда верю в добро, в его объективное, самостоятельное значение в мире, то есть, другими словами, верю в нравственный порядок, в Провидение, в Бога. Эта вера... составляет то, что называется естественной религией». Соловьев считал, что «добродетельный человек есть человек, каким он должен быть. Другими словами, добродетель есть нормальное или должное отношение человека ко всему».
Этическая система Соловьева и сегодня имеет непреходящее значение — это единственная в русской философии законченная концепция христианской нравственности, пронизанная верой в неистребимость пребывающего в человеке добра.
С понятием добра тесно связано понятие добродетели.
Добродетель— обобщенная характеристика устойчивых положительных морально-нравственных качеств личности. Противоположным является понятие «порока». В этом понятии подчеркивается д
У добра есть свои «секреты».
Во-первых, как и все моральные феномены, добро есть единство побуждения (мотива) и результата (действия). Благие побуждения, намерения, не проявившиеся в действиях, еще не есть ре
Категории Добра и Зла в истории этической мысли.
Представления о добре и зле менялись у разных народов из века в век, оставаясь при этом краеугольным камнем любой этики. Еще древнегреческие философы пытались дать определение этих понятий. Сократ,
Добро и Зло: особенности и парадоксы.
Сложности в определении и понимании добра и зла коренятся в их особенностях.
Первая — всеобщий, универсальный характер Добра и Зла. Если, скажем, честь и достоинство — суг
Проблема борьбы добра и зла.
Взаимная непобедимость добра и зла вовсе не означает, что их борьба бессмысленна и не нужна. Если не бороться со злом, то оно будет доминировать над добром и причинять страдания людям. Правда, пар
Справедливость: победа добра над злом
В какой бы форме ни велась борьба добра со злом, но победа добра всегда и всеми расценивается как торжество справедливости, ибо понятие «справедливость» в наибольшей степени отвеча
Долг - императив моральной регуляции.
Долг есть принятая личностью необходимость подчиняться общественной воле. Нравственный долг — это превращение требований общественной морали в личный императив конкретного лица и добровол
Совесть — «другая сторона» долга.
Совесть вполне правомерно назвать другой стороной долга, еще более личностным и сильным «внутренним голосом» нравственного действия. Совесть — это способность к активному с
Соотношение долга и совести.
Взаимосвязь между совестью и долгом носит весьма сложный характер. С одной стороны, они образуют единый морально-психологический механизм регуляции поведения личности, в котором
ПРИНЦИПЫ ЭТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ.
Принцип этической жизни — это тот более или менее четко сформулированный и рационально выраженный способ, каким человек определяет свою жизненную позицию, свое отношение к другим людям и
Аскетизм
Аскетизм (от греческого «аскет» — отшельник, монах) — это пренебрежение чувственным миром или даже полное его отрицание ради мира духовного. Часто это добровольное перенесение стра
Эгоизм.
Эгоизм (от латинского «ego» — Я) — принцип жизненной ориентации, основывающийся на мотивах себялюбия и своекорыстия. Эгоизм — это забота о себе даже за счет блага других. По самой
Альтруизм.
Альтруизм — это нравственный принцип, предписывающий человеку совершать бескорыстные действия, направленные на благо других людей. Благо другого более значимо для альтруиста, чем
Аморализм.
Аморализм означает отрицание моральных устоев и общепринятых норм поведения, нигилистическое (отрицательное) отношение к нравственным нормам и принципам.На практике аморализм може
Имморализм.
Имморализм (от лат. im — «не») представляет собой критический по отношению к существующей морали тип мышления, который проявляется в стремлении выйти из-под регулятивной власти долженство
Утилитаризм.
Утилитаризм (от латинского «utilitas» — польза, выгода) как нравственный принцип был выдвинут и развит в целую философскую концепцию Бентамом и Дж. С. Миллем. Согласно утилитарис
Прагматизм.
Прагматизм (от греческого «прагма» — дело, действие) — направление в американской философии XIX—XX веков, представленное Ч. Пирсом, Дж. Дьюи, У. Джемсом. Несколько упрощая, можно
Нигилизм.
Нигилизм (от лат. «nihil» — ничто) — это отрицание общепринятых ценностей, идеалов, моральных норм. В русской культуре второй половины XIX века нигилистами называли представителей
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Новости и инфо для студентов