ОБЩЕСТВО И ОБЩЕСТВА: МАКРОСОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД. 1968 - раздел Социология, ХРЕСТОМАТИЯ по СОЦИОЛОГИИ Говоря Об Американском Обществе, Об Английском Обществе, Об Арабских Или Афр...
Говоря об американском обществе, об английском обществе, об арабских или африканских обществах, мы, конечно, имеем в виду что-то совсем отличное от такой добровольной ассоциации, как кооперативное общество, или дискуссионное общество, или общество по охране памятников старины. Не имеем мы при этом в виду и «общества» богатых, красивых, влиятельных и элегантно одетых людей, которых живописал когда-то «Тэтлер» и которых мы по сей день видим на страницах газет и журналов многих и многих стран мира. Нет, мы подразумеваем нечто «более глубокое», более постоянное, более укоренившееся в конститутивных свойствах человеческого бытия; мы подразумеваем нечто менее частное в своих целях, менее искусственное по своему происхождению, менее расчетливое в своих действиях, менее тривиальное, менее поверхностное. Но ведь такие качества, как глубина, основательность, постоянство и серьезность, присущи семьям, общинам, деревням — всем тем способам организации жизни, которые социологи называют «первичными сообщностями». Однако эти последние могли бы быть признаны обществами только при наличии особых условий. Важнейшим из этих особых условий является самостоятельность: саморегулирование, самовоспроизводство, самозарождение.
Иными словами, социальная система является обществом только в том случае, если она не входит в качестве составной части в более крупное общество…
Само собой разумеется, независимость и самостоятельность относительны. Ни одна социальная система, которую мы называем обществом, не является полностью самостоятельной или независимой. Лишь очень немногие общества, признаваемые нами в качестве таковых, пополняют свое население исключительно за счет естественного его прироста. У большинства достаточно крупных обществ нет единой истории — ее заменяет смесь историй различных народов, включенных в данное общество путем завоевания или иммиграции. У некоторых обществ нет четко очерченных территориальных границ, причем в прошлом обществ с нечетко обозначенными границами было относительно больше, чем в наше время. Ни одно современное общество не обладает культурой, которая была бы исключительно его собственной. Даже у лучших и наиболее прочно утвердившихся обществ Северной Америки или Западной Европы культуры не являются абсолютно самобытными. Соединенные Штаты имеют общий язык и литературу с Великобританией, Мексика — с Испанией. Франция имеет общий язык с отдельными частями Бельгии и Швейцарии, а также с теми странами Африки, где говорят по-французски, а культуру свою она разделяет с большей частью мира. Ни одно общество, в котором наука поставлена на современную ногу, не является независимым в научном отношении: даже самые передовые по своему научному развитию страны заимствовали и заимствуют многие из своих основополагающих научных идей у других стран.
В экономическом отношении также нет ни одного общества, которое было бы полностью самообеспечивающимся и независимым. Все общества осуществляют импорт из других стран и экспорт ов другие страны. Они связаны друг с другом сложными взаимоотношениями и договорными обязательствами, которые они обычно соблюдают и нарушение которых чревато для них невыгодными последствиями (хотя и не всегда).
В наше время одним из характерных признаков общества является суверенитет по отношению к другим суверенным государствам — впрочем, что-то вроде суверенитета всегда было отличительной чертой обществ даже в те эпохи и в тех культурах, которым была неведома нынешняя четкая концепция суверенитета. Кстати, сегодня, когда понятие суверенитета получило сравнительно четкое определение, Организация Объединенных Наций представляет собой нарушение суверенитета…
Таким образом, мы видим, что полная самостоятельность не является абсолютно необходимым предварительным условием определения социальной системы как общества. Для того чтобы быть обществом, социальная система должна обладать своим собственным внутренним «центром тяжести», то есть она должна иметь свою собственную систему власти в рамках своих собственных границ. Кроме того, она должна иметь свою собственную культуру. Какую-то часть своей культуры она по необходимости разделяет с другими обществами, от которых происходит и с которыми поддерживает отношения. Другая же часть этой культуры самобытна и принадлежит только ей. Эта культура составляется из убеждений, касающихся истории и характера данного общества, его связи с определенными идеальными или трансцендентными ценностями, его происхождения и предназначения. Сюда же входят убеждения о правомерности его существования как общества и о качествах, дающих членам общества право принадлежать к нему. Разумеется, культура включает в себя произведения искусства, литературы и отвлеченной мысли, многие из которых посвящены упомянутым убеждениям. Общества имеют тенденцию быть «национальными».
Современные «национальные» общества — общества, претендующие на то, что они служат воплощением национального единства, и обладающие своими собственными национальными культурами, своими собственными, скорее независимыми, чем зависимыми, экономическими системами, своими собственными системами правления, своим собственным генетическим самовоспроизводством и своим собственным суверенитетом над территорий, обозначенной границами, — представляют собой наиболее самостоятельные из всех социальных систем, известных нам из истории человечества, самые независимые общества своих эпох.
П. Итак, мы убедились в том, что общество — это не просто совокупность объединившихся людей, изначальных и культурных коллективов, взаимодействующих и обменивающихся услугами друг с другом. Все эти коллективы образуют общество в силу своего существования под общей властью, которая осуществляет свой контроль над территорией, обозначенной границами, поддерживает и насаждает более или менее общую культуру. Именно эти факторы превращают совокупность относительно специализированных изначальных корпоративных и культурных коллективов в общество.
На каждой из составных частей лежит печать принадлежности к обществу, именно к данному обществу и ни к какому другому. Одна из многочисленных задач социологии, и в частности ее конкретной отрасли, получившей название макросоциологии, состоит в освещении механизмов или процессов, в силу которых это собрание, или совокупность, изначальных корпоративных и культурных групп функционирует как общество.
Главными факторами, создающими и сохраняющими общество, являются центральная власть, согласие и территориальная целостность. Центральная власть формирует общество не просто через посредство осуществляемой ею фактической власти над любыми конкретными действиями в любых конкретных обстоятельствах, хотя подобные акты власти и имеют важное значение как таковые. Конкретные акты власти, кроме того, производят остаточное действие на тех, по отношению к кому они применяются. Это остаточное действие слагается из: 1) сосредоточения внимания на центре; 2) чувства отождествления с другими людьми, тоже ощущающими свою подчиненность той же (власти,— всеми теми, кто разделяет территорию, над которой осуществляется власть; и 3) убеждения в правомочности власти действовать так, как она действует. Вот эти-то три остаточных эффекта подчиненности общей власти и превращают лиц, подчиняющихся ей, в членов данного общества, формируя их представления и убеждения. Экологическая взаимозависимость и принудительная власть еще не образуют необходимую обществу культуру, хотя и весьма способствуют ее возникновению.
Эти три остаточных эффекта входят в культуру, то есть в убеждения и символы членов общества. Членство в обществе, как таковое, само по себе не создает культуры общества. Культура общества является продуктом творческих усилий и щедрой фантазии творческих личностей — религиозных пророков и святых, ученых, великих (и не только великих) писателей, художников, журналистов, философов, старейшин и мудрецов,— чье миросозерцание приходится по сердцу их современникам и потомкам. Культура представляет собой продукт потребности простых, творчески менее одаренных людей иметь представление об окружающем их мире, помогающее осмыслить важнейшие события человеческого бытия, объяснить их причины и отличить хорошее от дурного. Главная культура общества и его вариантные культуры являются в известной мере самозарождающимися. Никогда еще не бывало, чтобы они были полностью созданием существующих центральных властей какого бы то ни было общества (да и не полностью — весьма редко).
Вместе с тем три упомянутых мною выше остаточных эффекта усваиваются культурой различных культурных групп. Происходит это в силу того, что созидатели культуры сплошь и рядом непосредственно касаются в своих религиозных проповедях или философских рассуждениях, в своих литературных трудах или произведениях изобразительного искусства фактов и символов центральной власти. Центральная власть занимает их мысли, и они не могут не думать о ней. Дело в том, что могущество и величие центральной власти имеют обертоны, которые конститутивно входят в мир мыслей и чувств творческих личностей. Кроме того, три остаточных эффекта центральной власти принадлежат к сфере убеждений, и в этом своем качестве они сами представляют собой часть культуры. Они к тому же не могут не соединяться и не сплавляться самыми различными способами с продуктами или содержанием самостоятельно возникающей религиозной, литературной, художественной и умозрительной или философской культуры.
Итак, вследствие этих процессов каждое общество приобретает наряду с центральной системой власти— которая, как мы убедимся ниже, никоим образом не сводится исключительно к власти правительственной, политической или военной — центральную культурную систему. Эта центральная культурная система слагается из тех убеждений и экспрессивных символов, которые имеют отношение к центральной институциональной системе и к категориям, превосходящим эту центральную институциональную систему и отражающимся на ней. Центральная культурная система имеет свою собственную институциональную систему: церкви, секты, школы, университеты, библиотеки, музеи и т. п. Элиты людей, управляющие этими культурными институтами, вступают в многообразные и тесные отношения с центральной институциональной системой и становятся ее частью. Система образования представляет собой такую часть комплекса институтов центральной власти и культурных институтов, которая внедряет значительные компоненты центральной культурной системы в другие секторы общества. Тем самым она способствует формированию и распространению общей культуры.
Центральная культурная система в большинстве обществ включает в себя за основную часть времени их существования многие продукты культуры, положительно ориентированные по отношению к центральной институциональной системе. Там, где центральная культурная система преимущественно отчуждается от центральной институциональной системы или же никогда не достигает единства с ней, центральная институциональная система утрачивает (либо вообще не приобретает) некоторую толику своей законности, а вместе с тем и своей способности мирно и эффективно осуществлять свою власть. Это приводит к резким конфликтам и подготавливает коренные изменения.
Петр Штомпка(р. в 19 - ) – известный польский социолог, профессор Ягеллонского университета (Краков), член Европейской и Польской академий наук, президент Международной социологической ассоциации (2003- ). Читал курсы лекций во многих ведущих университетах Америки и Европы. Автор свыше 10 монографий, в том числе: «Структура и функция» (1975), «Общество в действии» (1991), «Деятели и структуры» (1994).
Обобщающий характер имеет монография П.Штомпки «Социология социального действия» (1993), переведенная на русский язык. Ниже приведен, с сокращениями, заключительный раздел главы 9 этой монографии, в котором дается характеристика новых исторических условий (80-е – начало 90-х годов ХХ в.), вызвавших к жизни новые теории модернизации.
Все темы данного раздела:
ХРЕСТОМАТИЯ по СОЦИОЛОГИИ.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Настоящая Хрестоматия представляет собой часть учебного комплекса по курсу «Общая социология», подготовленного в рамках проекта (руководитель – Н.И.Лапин), получившего поддержк
Антропосоциетального подхода
1.1. Исходные социологические концепции общества
О. Конт. [Введение термина sociologie]
Основные свойства положительного метода при рациональном изучении социальных явлений
Р.Арон. О ТОТАЛИТАРИЗМЕ *1965
…Что представляет собой феномен тоталитаризма? Как и все социальные явления, он, в зависимости от точки зрения наблюдателя, может получить много различных определений. Вот какими мне видятся пять е
СВОБОДА И БЕЗОПАСНОСТЬ: НЕОКОНЧЕННАЯ ИСТОРИЯ НЕПРИМИРИМОГО СОЮЗА.2001
Сами по себе, мы выстоим; сам по себе, я не устою *
Название, данное Норбертом Элиасом своей последней… книге — «Общество индивидов»1, безошибочно улавливает
ЛОКАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК НА ФОНЕ ГЛОБАЛЬНОГО ХАОСА *2001
Вещи упорядочены, если они ведут себя так, как вытого ожидали; иначе говоря, если вы вполне можете не принимать их в расчет, планируя свои действия. В этом и состоит главная привлекательность поряд
Модернити и технологический прогресс
Отличительным признаком модернити можно считать потребность в новизне, причем подобные требования не столько представляют собой какие-то новые аспекты человеческого опыта, сколько изменение в масшт
Оценка экономических изменений
Развитие техники оказывает влияние прежде всего на экономику, так как техника есть основа индустриального общества. Экономические новации и перемены непосредственно зависят от новой технологии. Тем
ОБ ИЕРАРХИИ ЦЕННОСТЕЙ. ЦЕЛИ И СРЕДСТВА* Опубликовано посмертно, 1949
.
Человек есть существо оценивающее, определяющее качество. Определение ценностей и установка их иерархии есть трансцендентальная функция сознания. Даже дикарь совершает оценки. Но в нашем
Символический интеракционизм. 1969
Символический интеракционизм зиждется, в конечном счете, на трех простых предпосылках. Первая из них заключается в том, что люди действуют по отношению к вещам на основании того значения, которое в
Природа общества или природа жизни человеческой группы
Считается, что человеческие группы состоят из людей, участвующих в деятельности. Деятельность состоит из многочисленных действий, которые совершают индивиды в своей жизни, общаясь друг с другом, и
Природа социальной интеракции
Жизнь группы обязательно предполагает интеракцию между членами группы или, говоря другими словами, общество состоит из индивидов, взаимодействующих друг с другом. Действия одного члена группы совер
Природа объектов
Позиция символического интеракционизма заключается в том, что «миры» для людей и для человеческих групп состоят из «объектов», и что эти объекты являются продуктом символической интеракции. Объекто
Человек как действующий организм
Символический интеракционизм признает, что люди должны обладать некоей структурой (a makeup), которая соответствует природе социальной интеракции. Человек рассматривается как организм, который отве
Природа человеческого действия
Способность человека давать указания самому себе определяет исключительный характер человеческого действия. Дело обстоит не так, что человек в силу своей организации реагирует на изменения в окружа
Взаимосвязь действия
Как было сказано выше, жизнь человеческой группы включает в себя и заключается в согласовании направлений действия членов группы друг с другом...
Изучая коллективы и совместное действие, и
М.Вебер. Понятие социологии и «смысла» социального действия. (Опубликовано посмертно, 1921 г.).
Социология (в том смысле этого весьма многозначного слова, который здесь имеется в виду) есть наука, стремящаяся, истолковывая, понять социальное действие и тем самым каузально объяснить его процес
ОБЩИНА [РЕЛИГИОЗНАЯ] 1922
Если пророчество успешно, пророк находит постоянных помощников; это — члены братства (как Варфоломей переводит соответствующий термин из «Гат»), ученики (в Ветхом Завете и индуизме, у Исайи и в Нов
М.Вебер. ДОМАШНЕЕ ХОЗЯЙСТВО, РОД, ДЕРЕВНЯ И ПОМЕСТЬЕ (АГРАРНЫЙ СТРОЙ)* 1921
Типы аграрного строя и проблемы аграрного коммунизмаЕсли прежде всего обратиться к национально-немецко-аграрному строю, как oн является перед вами в ХVП столетии, чтобы затем просл
ПОНЯТИЕ ЛЕГИТИМНОГО ПОРЯДКА*Опубликовано посмертно, 1921
Поведение, особенно социальное поведение, а также социальные отношения могут быть ориентированы индивидами на их представление о существовании легитимного порядка: Возможность такой о
ТИПЫ ЛЕГИТИМНОГО ПОРЯДКА: УСЛОВНОСТЬ И ПРАВО
I.Легитимность порядка может быть гарантирована только внутренне, а именно:
1) чисто аффективно: эмоциональной преданностью;
2) ценностно-рационально: верой в абсолютную зн
РЕЛИГИОЗНАЯ ОСНОВА МИРСКОГО АСКЕТИЗМА 1905
Историческими носителями аскетического протестантизма (в принятом нами смысле этого понятия) являются в первую очередь следующие четыре направления: 1) кальвинизм в том его облике, который о
О СУБЪЕКТЕ СОЦИАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ]* 1861
Человек живет не для совершения судеб, не для воплощения идеи, не для прогресса, а единственно потому, что родился, и родился для (как ни дурно это слово)…для настоящего, что вовсе не
ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ПРОТИВОРЕЧИВЫХ ПЕРЕМЕН* 2000
Как видно, преодоление государственного социализма в России и кризисное движение страны к рыночно-капиталистическим порядкам создают предпосылки, ведущие к глубоко противоречивым, разнонаправленным
ПРИРОДА ПОЧТИТЕЛЬНОСТИ И ПРИСТОЙНОГО ПОВЕДЕНИЯ 1956
Некоторые исследователи современного общества под влиянием Дюркгейма и Рэдклифф-Брауна научились искать символический смысл той или иной социальной практики и вклад этой практики в укрепление целос
СМЕНА ЦИВИЛИЗАЦИЙ?*1991
Принято считать, что проблема зарождения, развития и смены цивилизаций — проблема прежде всего эмпирическая, поскольку речь тут должна идти в первую очередь об историческом, историко-культу
Э.Дюркгейм. ЧТО ТАКОЕ СОЦИАЛЬНЫЙ ФАКТ? 1895
Прежде чем искать метод, пригодный для изучения социальных фактов, важно узнать, что представляют собой факты, носящие данное название.
…Во всяком обществе существует определенная группа я
ТЕОРИИ КРИЗИСА В РОССИЙСКОЙ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ*1999
… Сложившаяся во времена брежневского политического режима система исчерпала внутренние стимулы развития: она подавляла любые проявления заинтересованности и личной инициативы и поо
А) Кризис как проявление отчужденного бытия (Н. И. Лапин, 1994).
…Главный вопрос, который ставится Н. И. Лапиным в его теории российского кризиса, состоит в следующем: почему прекратилось нормальное саморазвитие социума? Ответ на этот вопрос носит вполне определ
Б) Системный кризис общества (Т. И. Заславская, 1993).
В 1993 г. к теме кризиса советской системы обращается Т. И. Заславская. Отправным пунктом ее рассуждений оказывается вопрос об отношении к труду… Разрыв между образом идеального работника и реальны
Г.Зиммель. [О РЕАЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВА]. 1890
Понятие общества имеет смысл, очевидно, лишь в том случае, если оно так или иначе противополагается простой сумме отдельных людей. Потому что, если бы оно совпадало с последней, по-видимому, оно мо
М.Кастельс. СТАНОВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВА СЕТЕВЫХ СТРУКТУР*1996
Исследование зарождающихся социальных структур позволяет сделать следующее заключение: в условиях информационной эры историческая тенденция приводит к тому, что доминирующие функции и процессы все
КУЛЬТУРНЫЙ СДВИГ В ЗРЕЛОМ ИНДУСТРИАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕ *1990
Представители различных обществ являются носителями разных культур, они отличаются друг от друга своим мировоззрением, ценностями, навыками и предпочтениями. Перемены, происшедшие в последние десят
НОВОЕ ОБЩЕСТВО *1996-1998
Новое общество возникает, когда (и если) наблюдается структурная реорганизация в производственных отношениях, отношениях власти и отношениях опыта. Эти преобразования приводят к одинаково значитель
Новые пути социальных изменений
Социальные вызовы схемам господства в сетевом обществе главным образом принимают форму создания автономных идентичностей (об этом речь идет в томе II английского издания). Эти идентичности являются
Лекция I. [ИСТОРИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ]*1904/1911
Насущная задача изучения местной истории. Исторический процесс. История культуры или цивилизации. Историческая социология. Две точки зрения в историческом изучении – культурно-историческая и социол
Лекция II. [ПЕРИОДЫ РУССКОЙ ИСТОРИИ] *1904/1911
План курса.Колонизация страны как основной факт русской истории. Периоды русской истории как главные моменты колонизации. Господствующие факты каждого периода. Видимая неполнота пл
Сети профессиональной коммуникации
Другое измерение профессиональных структур исходит из объема и разнообразия персональных контактов. Политик вынужден встречаться с разнообразными аудиториями, а короли ощущают трепет окружающей их
ДОГМАТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ. 1839
[ВВЕДЕНИЕ ТЕРМИНА SOCIOLOGIE]
Сорок седьмая лекция. Краткая оценка основных философских попыток создать социальную науку.
«…» Depuis Montesquieu,
СЕКСУАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ХХI ВЕКА*2003
Историческое развитие человеческой сексуальности, как и всех прочих сфер жизни, подчинено нормам индивидуализации и плюрализации. Главные тенденции этого развития являются глобальными.
Ситуация в России
Исторически традиционная русская сексуальная культура, как на бытовом, так и на символическом уровне, всегда отличалась крайней противоречивостью. Отношение к сексуальности и эротике в Росси
ПОНЯТИЕ ГЕНЕТИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ И ЕЕ МЕТОД*1910
Генетической социологией называют ту часть науки об обществе, его организации и поступательном ходе, которая занимается вопросом о происхождении общественной жизни и общественных институтов, каковы
ГОРИЗОНТЫ ПОВСЕДНЕВНОСТИ СОВЕТСКОЙ ЭПОХИ. Голоса из хора.*1996
…Советское общество представляет собою не просто благодатную почву для социологического исследования. Во многих отношениях это - "чистый случай".
После революции 1917 г. общество
РАСХОЖДЕНИЯ И ВОЗМОЖНЫЕ СИНТЕЗЫ В ДИНАМИКЕ ТЕРМИНАЛЬНЫХ И ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ РОССИЯН. 2004
… Год назад я рассказывал о предварительных результатах четвертого опроса (2002 г.) в рамках всероссийского мониторинга «Наши ценности и интересы сегодня», который Центр изучения социокультурных из
Социокультурная модель базовых ценностей россиян
Традиционные
Общечеловеческие
Либеральные
Терминальные
Традиция
Семья
Порядок
КООРДИНАТЫ ЧЕЛОВЕКА. К итогам изучения "человека советского"* 2001
Анализ принципиальных результатов многолетней исследовательской программы "Советский человек"[46] имеет как методологическое (эффективность инструментария), так и актуальное социально-ан
Кризис социальной идентификации: параметры и механизмы.
… Социальная идентификация — сложный, комплексный феномен, включающий разнородные компоненты. Наиболее общим признаком идентификации человека с определенным социальным объектом можно, видимо, счит
Скептицизм по поводу социальной эволюции
Корректно ли утверждать, что общество или его формы прошли некие стадии эволюции в том смысле, в каком мы говорим об эволюции живых организмов?
В течение последнего десятилетия или двух ср
Проблема источников происхождения
Проблема истоков всегда была огромной по значимости для человеческого сознания. Уже в мифологиях разных народов содержатся предварительные ответы на данный вопрос. Но сам вопрос в большей части его
Когда и как возникло государство?
Рассмотрим одну из теорий происхождения государства для того, чтобы показать, как такие теории вводят нас в заблуждение. Франц Оппенгеймер (F. Орреnheimer) в своей книге «Государство» приводит след
Возникновение, а не начало
Таким образом, речь должна идти, скорее, о процессе возникновения (emergence) государства, нежели о его происхождении (origin). Это некоторая структура, которая в ходе определенного процесса станов
У каких видов социальных явлений есть определенное начало и конец?
Вместе с тем, можно с уверенностью утверждать, что некоторые социальные феномены имеют как начало, так и конец. Разве не исчезали многие институты, и разве не возникали другие? Разве в истории не р
Примитивное общество как функционально недифференцированное
Функциональная взаимозависимость групп и организаций, присущих развитой социальной системе, практически полностью отсутствует в первобытном обществе. Его главные деления на семьи, кланы, экзогамные
Роль диффузии в социальной эволюции
Сколь бы длительным и сложным ни казался эволюционный процесс в исторической ретроспективе, он протекал все же достаточно быстро в сравнении с эволюцией органического мира. Мы уже обращали внимание
Антиэволюционные влияния
Нет нужды говорить, что становление нынешней системы дифференциации происходило в течение веков. При этом тормозящее воздействие, исходившее из древнего представления о солидарности, было весьма си
Главное направление социальной эволюции
У нас нет возможности проследить исторический процесс появления этих многочисленных градаций дифференциации. Однако если мы вновь обратимся к первобытным обществам, мы можем обнаружить общие направ
МАГИЯ И РЕЛИГИЯ * 1926
Как магия, так и религия возникают в ситуациях эмоционального стресса: житейский кризис, крушение важнейших замыслов, смерть и посвящение в таинства своего племени, несчастная любовь или неутоленна
О ПРОИЗВОДСТВЕ СОЗНАНИЯ. 1845-1846
…Таким образом, это понимание истории заключается в том, чтобы, исходя именно из материального производства непосредственной жизни, рассмотреть действительный процесс производства и понять связанну
К.Маркс. [ЧТО ТАКОЕ ОБЩЕСТВО]. 1846
…Что же такое общество, какова бы ни была его форма?
Продукт взаимодействия людей. Свободны ли люди в выборе той или иной общественной формы? Отнюдь нет. Возьмите определенную ступень разв
К.Маркс. [ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ] 1859
Я рассматриваю систему буржуазной экономики в следующем порядке: капитал, земельная собственность, наемный труд, государство, внешняя торговля, мировой рынок. Под первыми тремя рубриками я и
Тайна первоначального накопления
Мы видели, как деньги превращаются в капитал, как капитал производит прибавочную стоимость и как за счет прибавочной стоимости увеличивается капитал. Между тем накопление капитала предполагает приб
Генезис промышленного капиталиста
Генезис промышленного капиталиста не отличался той постепенностью, какой характеризуется генезис фермера. Без сомнения, некоторые мелкие цеховые мастера и еще большее количество самостоятельных мел
ЖЕЛАНИЯ В ИХ ОТНОШЕНИИ К ВИДАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.1889
Число человеческих потребностей и желаний бесконечно и виды их весьма многообразны. Человек, не прошедший через горнило цивилизации, по сути, немногим отличается от животного, однако каждый его шаг
СЕМЬЯ В РОССИИ И В США: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ОБЗОР*1995
Постоянные изменения характерны для жизни семьи как в российском, так и в американском обществе. Однако если природу социальных перемен в Соединенных Штатах правильнее всего было бы назвать эволюци
Семья и воспитание детей
... Семейная жизнь и воспитание детей неуклонно становятся в России все более рациональными и демократичными. Книги известных американских специалистов, как доктор Б. Спок, приобрели здесь такую же
ЯВНЫЕ И ЛАТЕНТНЫЕ ФУНКЦИИ. 1949
…Разграничение между явными и латентными функциями было введено для того, чтобы исключить то смешивание сознательной мотивации социального поведения с его объективными последствиями,
Некоторые функции политической машины
Не входя в детальное описание различий политических машин друг от друга.., мы кратко рассмотрим функции, более или менее общие для политической машины как родового типа социальной организации. Мы н
Социальные основы и функции мышления и коммуникации
Тем же самым социально-физиологическим образом, каким человеческий индивид осознает себя самого, он осознает других индивидов, и это осознание себя и других в равной степени важно как для саморазви
ПАРАДОКС ПСИХОЛОГИИ МАСС
… Согласно теоретикам психологии толп, эти последние не способны к интеллектуальному творчеству, к исторической инициативе и никогда не бывают во главе революционных переворотов в искусстве, науке
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КУЛЬТУРЫ*1965
Кросс-культурное исследование зиждется на убеждении, что все человеческие культуры, несмотря на их разнообразие, имеют в основе своей много общего и что эти общие аспекты культуры поддаются научном
Пять основных функций экономической системы
Общая задача организации экономической активности общества может быть разделена на ряд основных функций. В реальной жизни они тесно взаимосвязаны и накладываются друг на друга. Однако их различение
РОССИЙСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ В XXI ВЕКЕ*2003
За последние пятнадцать лет российская социология стала одним из главных источников получения социального знания. Институционализация социологии предопределила стандартизацию областей исследовани
Российская социология и российское общество
Задачи, выдвигавшиеся в начальный период реформирования, выглядели вполне благородно. Предполагалось на основе демократизации и либерализации экономической и политической жизни России создать необ
ЦИРКУЛЯЦИЯ ЭЛИТ*1916
2026. Социальные элиты и их циркуляция.
Предположим, что мы начинаем с теоретического определения вещи, которая является предметом нашего ана
Т.Парсонс. ПОНЯТИЕ ОБЩЕСТВА. 1970
Мы определяем общество как такой тип социальной системы, который обладает наивысшей степенью самодостаточности относительно своей среды, включающей и другие социальные системы. Полная самодостаточн
ПОДСИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА*1970
В соответствии с нашей четырехфункциональной схемой, предназначенной для анализа систем действия, мы аналитически делим общество на четыре основные подсистемы (как показано в таблице 1
Общество
(или более обобщенно — социальная система)
Подсистемы
Структурные компоненты
Аспекты процесса развития
Основная функц
Ядро: социетальное сообщество
Наше_центральное понятие — социетальное сообщество звучит несколько непривычно, вероятно из-за того, что проблемы, охватываемые им, обычно обсуждаются в терминах политики или религии, а не в социал
ОБЩЕСТВА И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ*1944
Рыночная экономика означает саморегулирующуюся систему рынков, или, выражаясь в несколько более специальных терминах, это экономика, управляемая рыночными ценами и ничем другим, кроме рыночных цен.
П.Сорокин. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ И НОМИНАЛИЗМ. 1920
Раз мы пришли к выводу, что явление взаимодействия представляет коллективное единство, то встает вопрос о реальности этого коллективного единства. Этот вопрос гласит: суть ли коллективное единст
Значимое человеческое взаимодействие как родовое социальное явление
Изучение структурного аспекта социокультурных явлений начинается с анализа родовых свойств, общих для всех социокультурных явлений — прошлых, настоящих и будущих.
Под родовым социокультурн
Компоненты родового социокультурного явления
Каждый процесс значимого человеческого взаимодействия состоит из трех компонентов, а каждый компонент, в свою очередь, складывается из множества других, которые определяют его конкретный абрис. Эти
Субъекты взаимодействия
В гомосоциологии субъектами взаимодействия являются либо человеческие индивиды (в межличностном взаимодействии), либо организованные группы людей (в межгрупповом взаимодействии)…
К
Значения, ценности и нормы в родовых социокультурных явлениях
Значения и ценности, находящиеся над биофизическими свойствами взаимодействующих индивидов, формируют второй компонент социокультурных явлений. Значения можно классифицировать следующим образом: 1)
Личность, общество и культура как неразрывная триада
Структура социокультурного взаимодействия, если на нее посмотреть под несколько иным углом зрения, имеет три аспекта, неотделимых друг от друга: 1) личность как субъект взаимодействия; 2)
Критические замечания
Попытки свести предмет социологии к социальному аспекту надорганических явлений и исключить факторы культуры или личности являются, как было сказано, ошибочными. Читаем, например, что "социоло
Концепция социальной мобильности; ее формы
Под социальной мобильностью понимается любой переход индивида или социального объекта (ценности), то есть всего того, что создано или модифицировано человеческой деятельностью, из одной социальной
Подвижные и неподвижные формы стратифицированных обществ
На основании вышесказанного легко заметить, что социальная стратификация одной и той же высоты, а также одного и того же профиля может иметь разную внутреннюю структуру, вызванную различиями в инте
Демократия и вертикальная социальная мобильность
Одна из самых ярких характеристик так называемых демократических обществ — большая интенсивность вертикальной мобильности по сравнению с недемократическими обществами. В демократических структурах
Каналы вертикальной циркуляции
Поскольку вертикальная мобильность присутствует в той или иной степени в любом обществе и поскольку между слоями должны существовать некие "мембраны", "отверстия", "лестниц
Отношения между человеческими волями.«Общность» и «общество» в языке
Человеческие воли состоят в многообразных отношениях друг к другу; каждое такое отношение представляет собой некое взаимное воздействие, которое, исполняясь или исходя от одной стороны, претерпе
Органические и механические образования
Все действительное органично в той мере, в какой его можно мыслить только во взаимосвязи с целокупной действительностью, определяющей его свойства и движения. Так притяжение в его многочисленных пр
ЭРА ОБЩНОСТИ» И «ЭРА ОБЩЕСТВА ]1887/1935. ДВЕ ЭРЫ
Подводя итог всему вышеизложенному, можно сказать, что в рамках великих культурных эволюций друг другу противостоят две эры, причем эра общности предшествует эре общества. Первая хар
ЧЕТЫРЕ ЖЕЛАНИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ СИТУАЦИИ.1923
Разновидности поведения столь же разнообразны, как разнообразны ситуации, возникающие во внешнем мире. Нервная же система представляет собой только общий механизм действия. Тем не менее, мы можем п
ЖЕЛАНИЕ НОВОГО ОПЫТА
Люди жаждут возбуждения, а возбуждающими являются все те виды опыта, которые имеют какое-либо сходство с преследованием, отступлением, захватом, бегством, смертью, т.е. тем, что было характерно для
CОЦИАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ И БАНДИТИЗМ. 1927
В трущобах Чикаго действуют два взаимосвязанных фактора, которые приводит к возникновению детских банд[95]. Это пренебрежение детством и его подавление. Взрослые преступления и пороки представлены
А.Турен. ВОЗВРАЩЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА ДЕЙСТВУЮЩЕГО. 1984
Социология возникла как особая форма анализа общественной жизни. Она представила общественную систему в движении от традиции к современности, от верований к разуму, от воспроизводства к производств
А.Турен. ДЕЙСТВИЕ, ПОРЯДОК, КРИЗИС И ИЗМЕНЕНИЕ*1984.
Только что рассмотренная совокупность проблем составляет одну из больших "областей" социологического анализа, относящуюся к социальному действию. Но существуют также и другие "област
ТЕОРИИ НЕОМОДЕРНИЗАЦИИ *1993
С 80-х годов началась полоса возрождения теории модернизации, а с 1989 г. она сосредоточивается на попытках посткоммунистических обществ «войти», или «вернуться», в Европу (т.е. в современный запад
Советское общество как особый тип цивилизации
В конце 1980-х — начале 1990-х гг. российскими социологами были предприняты попытки осмыслить природу уходящей (как тогда казалось) социетальной системы и особенности присущей ей социальной страти
Социетальная система постсоветской России
Номенклатура (или в другой терминологии - этакратия) в условиях расцвета системы при И.Сталине, обладая властью, тем самым владела и собственностью, ибо владела государством, которому, в свою оче
ЧЕЛОВЕК БИОЛОГИЧЕСКИЙ, СОЦИАЛЬНЫЙ, ДУХОВНЫЙ* 1996
… Вглядываясь в пятимиллиардную массу людей, населяющих шар земной, все-таки стремишься понять, определить, что же представляет собой человек, хотя и догадываешься, что одним прилагательным его су
МОТИВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 1911
... Попытаемся нанести несколько последних штрихов, чтобы завершить образ предпринимателя. Поступим так же, как мы поступаем в науке и в жизни при объяснении человеческого поведения, а именно – про
Я И СВЕРХ-Я (Я-ИДЕАЛ).1923
Если бы Я было только частью Оно, определяемой влиянием системы восприятия, только представителем реального внешнего мира в душевной области, все было бы просто. Однако сюда присоедин
З.Фрейд. МАССА И ПЕРВОБЫТНАЯ ОРДА .1921
Итак, масса кажется нам вновь ожившей первобытной ордой. Подобно тому, как первобытный человек может ожить в каждом индивиде, так и из любой человеческой толпы может быть воссоздана первобытная орд
ХОРОШИЕ ЛЮДИ И ГРЯЗНАЯ РАБОТА. 1948
Национал-социалистическое правительство Германии, действуя руками своей фанатичной внутренней секты СС, более всего известной под именем «чернорубашечников» или «элитной гвардии», занималось и хва
ОБЩЕСТВО ИНДИВИДОВ . 1939-1987
I. Общество индивидов [1939]
Выше неоднократно указывалось на ту своеобразную общественную игру, которой определенные группы западного общества предаются снова и снова и с
В.Ядов. НЕКОТОРЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ПРЕДВИДЕНИЯ БУДУЩЕГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА*2002
В отличие от краткосрочных прогнозов (на год-три) предлагать сценарии будущего российского общества вряд ли кто осмелится. В «жестких» науках принята аксиома: правильно сформулированная задача — по
Проблемы адекватности теоретической парадигмы
Какой общетеоретический подход более адекватен для объяснения радикальных социальных изменений, начатых перестройкой и получивших мощный импульс после 1991 г.?
Как показала Н. Наумова [8],
Когда же наступят нормальные, не судьбоносные изменения?
… Наши проблемы: отсутствие «европейского прошлого», явное противоборство прозападников и традиционалистов, межэтническая напряженность, достигшая апогея в чеченском кровавом конфликте.
Ит
Новости и инфо для студентов