рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Наука и религия : проблема диалога.

Наука и религия : проблема диалога. - раздел Социология, Социологический факультет Наука Имеет Дело С Наблюдаемыми И Повторяющимися Явлениями И Процессами. Она ...

Наука имеет дело с наблюдаемыми и повторяющимися явлениями и процессами. Она вырабатывает знания – достоверные сведения об объективных свойствах изучаемых фактов. Каждая научная дисциплина ,будь то в сфере естественных, социальных или гуманитарных наук , выявляет и выделяет контуры и границы применения своих методов. Научное знание фальсифицируемо – т.е. оно должно иметь оппозиционнное знание, несущее как бы «знание – заблуждение», эрзац-знание. Знание сможет получить статус научного, если будет доказано общественной практикой его достоверность, истинность. Тогда знание-заблуждение уступает предметное поле дисциплины знанию - истине. Шаг за шагом гипотезы сменяются знанием, система знаний формирует теорию, система теорий – научную дисциплину. Однако, кумулятивное развитие знаний может развиваться лишь до тех пор, пока в научной среде господствует та или иная парадигма познания. При смене парадигм прежние теории отбрасываются и наступает полоса накопления нового знания, объясняющего новые факты. Какова при этом преемственность знаний – это пока загадка. Особенно в гуманитарных науках.

Иное дело в религиях. Любая религия основана на вере в сверхъестестенные силы, способные влиять на жизнь человека и социума. Следовательно, критерием обоснования верования служит не практика, а система мифов – целостных коллективных представлений, объясняющих посредством образцов (богов, их посланников) те или иные явления жизни. Следовательно, отношения науки и религии сводятся к взаимоотношениям знаний и мифов.

Знание – рационально. Миф – иррационален. За первым стоят сила логики и убедительность практики. За вторым – жизненное стремление человека к совершенному, лучшему, поиск защиты и покровительства в жизненной борьбе. Религия предстает как «сердце бессердечного мира», милосердно заботящееся о судьбе каждого человеческого существа. Современный мир, полный взаимной и порой жестокой борьбы людей за «место под солнцем» побуждает их искать «спасителя» - «милосердного»и «единственного». Мировые религии привлекают к себе таким образом множество людей – верующих (христианство и ислам – почти по миллиарду человек). Хотя многие из них живут в светских государствах и подчиняются его законам и руководствуются его ценностями, религии не перестают играть регулятивную роль в социальном и индивидуальном поведении этих миллиардов.

Как совместить в одном человеке знание и веру в бога? Этот вопрос заставляет искать пути их совмещения ради достижения целостности человека, ликвидации отчужденности между его душой и телом. Внутренняя гармония человека, как известно, является условием его счастливого состояния. Следовательно, оптимизация взаимоотношений науки и религии – одна из важнейших проблем современности.

Просвещенные представители мировых религий, например, христианские теологи, признают, что невозможно игнорировать научную информацию, оказывающую влияние на представления людей о мире, следовательно, в той или иной степени сознают необходимость взаимодействия науки и религии.

Контакты науки и религии могут, по их представлениям, происходить в следующих пунктах :

-потребность человека в самопонимании, определении своего места в мире может быть удовлетворено только при помощи синтеза науки и религии; при этом признается, что христианская вера ищет знания и понимания. Однако, утверждается, что научное познание способствует устранению неверных представлений о Творце, о его месте и роли в мире.[62]

люди всегда стремились обрести целостное мировоззрение. Однако, расчленяющее знание (аналитическое) не может, по суждению теологов, ответить на вопросы «Откуда?», «Почему?»и «Зачем?». Лишь «ризнавая божественное основание всего сущего и базирующуюся на этом признании систему ценностей можно будет ответить на эти вопросы».Именно в этом пункте находится сердцевина разногласий науки и религии.

Вера и разум обращены к одной и той же реальности. Религиозные деятели утверждают, что наш мир – это «реализация рационального плана творца и расшифровать этот план, распутать структуру мир невозможно без помощи рациональной науки»[63]

ХХ и ХХI века самым наглядным образом показали, что наука не в состоянии сама контролировать свое собственное развитие (оружие массового поражения, клонирование человека). За ее пределами остаются вопросы о происхождении таких феноменов как жизнь, человек и универсум. Все эти сферы остаются загадочными и открыты для будущей науки. Однако, сегодня надо признать, что «двадцатый век можно считать веком великих достижений в области знаний о Вселенной и попыток подчинить творение человеческой воле. В это столетие стали явными как сила, так и бессилие человека… Люди познали, что без Бога научный и технический прогресс становится средством разрушения природы и социальной жизни»[64].

Последнее утверждение, мягко говоря, пока не доказано. В светском государстве социальный и политический порядок, устанавливаемый самими людьми, является и остается самым действенным основанием для чувства ответственности ученого за социальные последствия своих исследований.

Опрос, проведенный в 56 субъектах РФ (27 областных центров, 43 малых города, 66 сел – 3839 респондентов, 15-25 марта 1997г.) показал, что не верят в бога : среди 17 летних – 37,8%, 24 летних –49,1%, 31 летних –49,5%[65]

(будущим социологам надо знать, что закон РФ о свободе совести считает, что вероисповедание является личным дело каждого и не подлежит фиксации в каких – либо документах).

Необходимо также отметить, что публичная дискуссия, шедшая по вопросу «Надо ли вводить в государственной системе образования курс «Православная культура»» закончилась в пользу введения курса «История мировых религий», что означает сохранение принципа единства науки и обучения в школах РФ.

Международными социологическими агентствами (Гэллапа и др.) по заказу Министерства образования Японии был проведен опрос молодежи ряда стран по вопросу влияния религии на общественную жизнь их стран. Получены интересные показатели.

Вопрос «Как по Вашему, какую роль играет религия в жизни Вашей страны?».

Ответы 17-24 летних респондентов даны в %%. [66]

Оч. важную важную не очень важ. неваж. не знаю

 

Япония 3,2 26,7 42 18,8 9,3

США 35,9 40,2 14,5 8,6 0,8

Англия 9,8 26,8 33,9 28,4 1,1

Германия 10,0 24,3 39,6 21,8 4,3

Франция 13,9 33,4 22,5 29,6 0,6

Швеция 5,1 11,5 31,6 50,0 1,8

Корея 22,5 38,6 31,5 6,3 1,1

Филиппины 90,1 8,4 -- -- 0,2

Тайвань 71,7 25,4 0,1 -- --

Бразилия 53,1 35,2 7,8 3,5 0,4

Россия 10,3 37,0 30,6 9,7 12,5

 

Обращают внимание на себя такие страны, как Филиппины, Бразилия и Тайвань, где, по мнению опрошенной молодежи, очень сильно влияние церкви на общественную и личную жизнь людей. Как правило, эти страны со слабо развитой экономикой и недостаточно развитой социальной структурой. Интересное исключение составляет Тайвань – эта страна с развитой экономикой оказалась в группе стран, где традиционно сильно влияние церкви на людей. Видимо, здесь мы имеем дело с интересным феноменом серьезного отставания духовной жизни от развития производительных сил.

Вторая группа стран – это Япония, Швеция, Англия, Германия и Франция, Россия. Здесь оценки колеблются между «важную – неважную», т.е. дающие в сумме примерно семьдесят процентов мнений. Надо считать, что эти страны – наиболее «продвинутые» в развитии секулярности, причем безусловным лидером здесь является Швеция – наиболее демократическая страна с либеральным уклоном.

В целях расширения у студентов представлений о мировых религиях современности приведем следующую таблицу.

Основатели основных религий и религиозные реформаторы

(в хронологическом порядке)[67]

Авраам (монотеизм) ок. 1850 до н.э.

Моисей (иудаизм) ок. 1250 до н.э.

Заратуштра (зороастризм) 650- 583 до н.э.

Лао – Цзы (даосизм) 605-520 до н.э.

Будда (буддизм) 563-484 до н.э.

Конфуций (конфуцианство) 551- 479 до н.э.

Махавира (джайнизм) 540 – 468 до н.э.

Иисус Христос (христианство) 4 до н.э.-30 н.э.

Мухаммед (ислам) 570 – 632 н.э.

Ничирен (буддизм Японии) 1222 – 1282 н.э.

Нанак (сикхизм) 1469 – 1539 н.э.

Лютер (лютеранство) 1483 – 1546 н э.

Генрих VIII (англиканская церковь) 1491 – 1547 н.э.

Кальвин (кальвинизм) 1509 – 1564 н.э.

В ХХI век начался с тревожного оживления фундаментализма в странах, население которых исповедует ислам. Двойное потрясение , переживаемое исламскими обществами : насильственное вхождение в рынок, пути и темпы которого приобретают столь всеобъемлющий характер, что разрушают внутренне равновесие и иерархическую структуру общества и приход в сферу политики лиц, сменивших традиционную знать и феодальных вождей, увеличивает нестабильность общественного устройства, психическую неуравновешенность личности и непредсказуемость событий. В этих условиях фундаментализм зовет общество к незыблемым ценностям, к основаниям ислама. Однако, эта форма протеста пропитана фанатизмом и как показывают события в мире – неконструктивна.

Фундаменталисты любой религии отвергают диалог с наукой и даже со здравым смыслом. В этом они схожи с тоталитаризмом в политике – их обоих роднит экстремизм[68].Демократизация общества и заинтересованный диалог науки и религии – оптимальный путь оздоровления социального и индивидуального существования человека.

Контрольные вопросы

1.Чем объясняется конфессиональный ренессанс в современной России?

2.Можно ли в структуре культуры российского общества выделить самостоятельную православную культуру?

3.Чем объясняется существование религиозных фобий?

4.Почему религиозный фундаментализм может подпитывать экстремизм и терроризм?

Литература

Бартольд В.В.Культура мусульманства.М.,1998.

Волков А.Б. Религиозный фундаментализм в Израиле и палестинская проблема. М.,1999.

Ирвинг В. Жизнь Магомета.М.,1991.Репринт. копия с изд. 1849г.

Митрохин Л.Н. Баптизм : история и современность. СПб, 1997.

Молодежь 97 : надежды и разочарования. М.,1997.

Окот п Битек.Африканские традиционные религии.М.,1979.

Пишель Р. Будда, его жизнь и учение.М.,1991.Репринт. копия с издания 1911г

Понятие судьбы в контексте разных культур.сост. Князевская Т.Б. М.,1994.

Религия и закон. Сборник правовых актов с комментариями. М.,1998.

Ренан Э. Жизнь Иисуса.М.,1991.Репринт.копия с издания 1911г.

Фромм Э. Психоанализ и религия // Сумерки богов. М.,1989.с. 143-222.

Фундаментализм. Отв. ред. Левин З.И. М., 2003.

Элиаде М. Священное и мирское. М.,1994.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Социологический факультет

Московский государственный университет им М В Ломоносова... Социологический факультет...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Наука и религия : проблема диалога.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Общество - социокультурная система.
По данным Юнеско ныне в мире функционируют 749 культур (2002г.). Существуют ли какие – либо свойства, общие для всех них, что позволило бы применить методы научного анализа? Ведь наука изучает лишь

Проблемное поле социологии культуры.
В обьекте науки всегда выделяется та или иная область, подлежащая активному изучению со стороны конкретной научной дисциплины. Но выделяется она не только пространственно, но и предметно. Предметно

Между писателем
и читателем стоят посредники , И вкус у посредника самый средненький» В последующем этот «средненький вкус» чиновника от искусства все больше стал отраж

Культура и религия. Культурообразующие религии мира.
Религия – от лат.Religio : культ богов. Включает совокупность верований, сопровождаемых эмоциональными переживаниями, специфические действия (религиозный культ) и религиозные учреждения (церковь, д

Т.8. Интеллигенция и ее роль в развитии российского общества
Сложна и трудна судьба интеллигенции в обществе, особенно российском. В современных условиях, когда происходит интенсивная информатизация общества и связанная с ней глобализация многих процессов

Интеллигенция и власть
Противостояние власти, хотя бы ментальное, было, начиная с середины 19 века, традиционной для немалой части русского образованного слоя. Власть воспринимала интеллигенцию как противопоставление Ува

Проблемы модернизации системы образования.
Российская система образования ныне переживает процессс реформирования. Министерство образования, опираясь на педагогическое сообщество стремится обеспечить реализацию изложенных выше принципов дея

Сообщество писателей.
После распада Союза писателей СССР[108] появилось 4 союза : Союз писателей России (Председатель - В.Ганичев, недавно переизбран на Х сьезде),Союз российских писателей (Председатели - Л.Абаева, С.Ва

Кинодеятели
Членство в Союзе кинематографистов «ничего не дает», но кинематографисты Москвы имеют свой элитный клуб, где бесплатно смотрят большинство картин наличного репертуара (директор клуба –Ю.Гусман). Ос

Композиторы.
Отдавая должное наступившей свободе творчества, композиторы утешаются поговоркой - «За все надо платить». Раньше 2% сбора от всех музыкальных мероприятий стекались в Музфонд СССР (И Моцарт , и Бетх

МОСКВА В ОБЩЕСОЮЗНОМ ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОЦЕССЕ
(Ведущие представители 60-90г.г) Доля Москвы в %% от массива : Общероссийского Общесоюзного . Учеба около 90 около 75 Деятельность около 80 около 90

Какую книгу читали в России в 2001г.?
Детективы и приключения – 31% читающей публики; профессиональная литература – 22%; учебники – 20%; детская литература –19%; словари, справочники-14%; любовные романы – 12%; энциклопедии – 11%;книги

Приятна – через 50 лет своего времени.
Романтична – через 150 лет своего времени.   Классификация норм может проводиться также и по сферам общественного сознания : нормы морали, эстетические нормы, религиозные и т

Словарь терминов, применяемых в социо-культурном анализе.
Адаптация - приспособление самоорганизующихся систем к изменяющимся условиям. Аккомодация – пассивная форма приспособления к социальным отношениям. Аккультурация – процесс взаимно

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги