рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Вопрос 15. Концепция Бубера о природе человека

Вопрос 15. Концепция Бубера о природе человека - раздел Социология, Вопрос 1. Объект и предмет социальной антропологии Мартин Бубер Разворачивает Свою Философию, Исходя Из Возможности Диалога Межд...

Мартин Бубер разворачивает свою философию, исходя из возможности диалога между субъектами. Преодоление «непосредственных данных» единственного одинокого сознания осуществляется, согласно философии Бубера, через отношение, которому противопоставляются обладание и опыт.

Преодолевая традиционное для западной философии разделение на субъект и объект, Бубер выделяет два типа отношения к миру – два основных слова: «Я-Ты» и «Я-Оно», которые у него существенным образом связаны с акцентом на определенные модусы времени. Точнее, каждый из двух основных типов отношений к миру, согласно Буберу, связан со специфическим видением времени.

Двойственность основных слов связанна с двумя способами пребывания во времени. Говорить Я основного слова «Я-Оно» значит иметь нечто своим объектом. Объектом познания, действия, желания и. т. д. Так или иначе, мир Оно – это мир объектов-вещей, (даже если под Оно, Он или Она понимается человеческое существо). Эти объекты могут быть познаны, и стать, таким образом, частью опыта субъекта, укорененного в памяти. Отношение к миру Оно – это отношение познания, т. е. приобретение и накопление опыта (в этом смысле «Я-Оно» соотносится с «иметь» как модусом существования).

Я основного слова «Я-Оно» это я действующее, оперирующее реальностью как миром объектов. Темпоральностью объектов является прошлое, поскольку объект представляет собой нечто ставшее, завершенное и статичное. Мир объектов, согласно Буберу, это не мир становления, это – мир произошедшего. Я основного слова «Я-Оно», оперируя объектами, познавая их, пребывает в прошедшем. «Иными словами: в той мере, в какой человек удовлетворяется вещами, которые он узнает из опыта и использует, он живет в прошлом и его мгновение не наполнено присутствием. У него нет ничего, кроме объектов; они же пребывают в прошедшем».

Мир «Оно» может быть познан, поскольку может быть упорядочен. Упорядочивание знаний о мире связано исключительно с прошедшим. Мир, как система пространственных и временных координат – это мир основного слова «Я-Оно». Только прошедшее, ставшее поддается классификации, только застывшее пребывает в порядке, и может, следовательно, быть познано – то есть, может быть помещено в «сетку» воспоминаний-образов. Отношение к миру как к Оно позволяет человеку анализировать материальный мир и действовать в нем. «…Можно жить в чистом прошлом, собственно, только в нем и возможно устроение жизни».

Мир обладания объектами (или опытом взаимодействия с объектами), это в большей степени мир пространственных координат, чем временных, поскольку каждый объект не уникален, он находится (т. е. расположен в пространстве) среди других объектов, граничит с ними, отделен от них, и т. д.; таким образом, само его наличие описывается терминами пространства. «Там, где есть Нечто, есть и другое нечто; каждое Оно граничит с другим Оно; Оно существует лишь в силу того, что граничит с другими». Мир Оно – это мир множественности, и операции, производимые субъектом в это мире это операции разделения/различения.

Предстояние познания, приобретения и манипулирования это пребывание в прошлом вещей, лишенных длительности. Становясь частью опыта Я, восприятие объектов навсегда погружается в прошлое, застывая в качестве образов памяти.

Выйти из прошлого объектов возможно, вступив в отношения, сказав основное слово «Я-Ты». Ты всегда единично, оно не граничит с другими Ты и не может быть расположено в сфере нашего опыта, поскольку находится за пределами всякого опыта. К описанию отношения с Ты неприменимы никакие пространственные термины, кроме, разве что, предстояния Я своем Ты.

Ты не может быть занесено в «сетку» образов нашего опыта, поскольку так Ты превращается в Оно. Ты не может быть познано как вещь среди вещей, поскольку оно всегда единственно и не пребывает среди других Ты. «Этот человек не Он или Она, он не ограничен другими Он и Она; он не есть некая точка в пространственно-временной сети мира, он не есть нечто наличное, познаваемое на опыте и поддающееся описанию, слабо связанный пучок поименованных свойств. Но он есть Ты, не имеющий соседства и связующих звеньев и он заполняет все поднебесное пространство».

Предшествующее знание, т.е. опыт, не определяет отношения с Ты, поскольку Ты не может быть зафиксировано в опыте, следовательно, отношение не строится на образах прошлого. Встреча и диалог с Ты – это явление настоящего времени. Встреча-событие, как феномен, который не может быть классифицирован с помощью образов-воспоминаний, не относится к прошлому вещей-объектов, а погружает нас в настоящее.

Но событие не имеет длительности. И в тоже время, и в концепции Бубера настоящее длится. Настоящее время Бубер понимает не как точку, границу прошедшего времени, отделяющую ставшее от становящегося, но как длящееся настоящее, длительность которого возможна через диалог.

Настоящее время возникает в философии Бубера как присутствие Ты, которое опрокидывает субъекта в настоящее, вырывая его из прошлого – того времени, в котором возможно познание и обладание. Но присутствие Ты не только являет нам настоящее, оно же делает возможным и длительность времени, связывая воедино разрозненные моменты взаимодействия с миром через отношение.

Бубер считал сущностным определением личности динамизм внутренних состояний: «Подлинная субъективность может быть понята лишь динамически, как веяние Я в его одинокой истине... Личность сознает себя как участвующую в бытии, сознает свое со-участие как со-бытие и тем самым как сущую в бытии». Таким образом, сама динамическая структура личности осуществляется через интерсубъективность.

Динамика, течение и непрерывность времени возможна благодаря динамичности отношения, реализуемом в диалоге, и верности событию встречи. «Только так, в верности мгновению мы узнаем жизнь, которая есть нечто другое, чем сумма мгновений. Мы отвечаем мгновению, но отвечаем и за него, мы несем ответственность за него. В наши руки отдан континуум мира, мы ответственны за него».

«Струящийся поток взаимодействия» с длящимся Ты, связывает воедино дискретные моменты времени, превращая их в поток сознания – чистую длительность.

Пребывание в диалоге с Ты – это пребывание в настоящем, как длящемся отношении, определяемом в философии Бубера как действительное. «Настоящее – не то, что подобно точке, и обозначает лишь мысленно фиксируемый момент завершения истекшего времени, видимость остановленного течения, но действительное и наполненное настоящее есть лишь постольку, поскольку есть действительность протекания настоящего, встреча и отношение. Настоящее возникает только через длящееся присутствие Ты».

Таким образом, антропология Бубера построена на разграничении подлинного и неподлинного существования. Взаимодействие с миром как с Оно - это пребывание в прошлом, поскольку объекты, как нечто завершенное, укоренены в прошедшем. Только пребывание в отношении с Ты открывает личности настоящее время, как нечто подлинное, через пребывание в диалоге. Это пребывание в отношении и открывает человеку его подлинность, идея будущего, по мнению Бубера, может лишь отсрочить подлинное отношение, затмить его возможность, отсылая его к иной будущей возможности. «Ни одно мгновенье не может в своем отношении к действительности ссылаться на какое-то более позднее, будущее время, ради которого, желая его улучшить, оно остается столь ничтожным». Итак, в антропологии Бубера настоящее становится смыслообразующим элементом, но «триптих» времени остается незавершенным.

- Жить в настоящем – жить в присутствии «ты». Вечное «ты» - Бог, у которого много имен.

- Чем дальше человек познает мир «оно», мир прошлого, тем дальше он уходит от вечного «ты».

- «Дух не во мне, но и не вне меня. Он в мире между».

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Вопрос 1. Объект и предмет социальной антропологии

В тетеради... Вопрос Эволюционная теория...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Вопрос 15. Концепция Бубера о природе человека

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Вопрос 1. Объект и предмет социальной антропологии
Различие взглядов наблюдается в понимании объекта и пред­мета социальной антропологии. Одни исследователи объектом считают человека (или личность), другие — культуру, третьи — общество, четвертые —

Вопрос 3. Эволюционная теория Ч.Дарвина
В 1871 г. вышла в свет книга Дарвина «Происхождение человека и половой отбор». Так появилась научная теория, утверждавшая, что человек произошел от обезьяны путем очень длительной эволюции, борьбы

Вопрос 4. Трудовая теория Ф.Энгельса
Логическим продолжением учения Дарвина являлась трудовая теория антропогенеза Ф. Энгельса, изложенная в статье «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». Трудовая теория антропогенеза

Вопрос 5. Современные модификации эволюционной теории
Саванная 10 млн. лет назад (леса исчезают, возникают саванны, появилось на Ю-В Африке: прямохождение, переход к мясу). В этих лесных массивах из передвигавшегося на четвереньках неб

Вопрос 6- 7. Этапы эволюции древнего человека
Австралопитек (5млн лет назад). Р. Дарт в 1928г. На территории ЮАР. Ископаемые обнаружены в Африке. Очень маленькие и худые существа: рост около 120 см, вес от 22 до 55 кг. Маленький объем

Его основные тенденции
Таким образом, в онтогенезе Человека Примитивного четко просматривается тенденция к усложнению его деятельности, созданию условий существования, обеспечивающих удовлетворение рефлексов самосохранен

Вопрос 10. Неолитическая революция: изменение отношение человека к природе
Действительным человеческим началом следует считать такой уровень развития животного, когда производство орудий труда и инстинктивные формы трудовой деятельности и вспомогательного средства животно

Вопрос 11. Неолитическая революция: изменения в образе жизни и отношениях между людьми
Переход к земледелию означает окончательную смену бродячего образа жизни оседлым укладом. Раньше всего это случилось там, где позволял климат, — на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Здесь урожай

Вопрос 12. Антропологическая философия Фейербаха
В начале 1840х гг. вышли работы Л.Фейербаха, в которых он критикует философию Гегеля и христианство. Человек человеку – бог. Строит «новую философию», которая соединяет в себе достоинства

Вопрос № 13 Идея об индивидуальности человека,и её обоснование
Практически до второй половины XIX века идеи об индивидуальной неповторимости человека представляли собой умозрительные рассуждения, основанные на житейских наблюдениях или медицинской практике. По

Вопрос 14. Философская антропология М.Шелера
В 1928 г. выходит работа Макса Шелера «Положение человека в космосе». В этой работе статус человеческого бытия выявляется в космической перспективе через соотношение человека с другими формами орга

Вопрос 14. Мир труда. Историческое развитие трудовой деятельности
Как уже отмечалось, предыстория современного человека насчитывает около 6 млн. лет. Можно утверждать, что в течение этих миллионов лет человек «выходил» из животного мира. Анализ специфики доступны

Вопрос 16. Учение о человеке в концепции К. Ясперса
Характеристику и критический анализ экзистенциалистской антропологической философии мы по праву начинаем с учения К. Ясперса. В нем экзистенциальная аналитика человеческого бытия и бытия вообще пол

Вопрос 17. Учение о человеке в философии Н.С. Бердяева
«Свобода. Тема свободы является главной в творчестве философа. За приверженность Бердяева к исповеданию свободы его называли «апостолом свободы» (или даже «пленником свободы»). Бердяев не уд

Вопрос 18. Свобода
Свобода бывает негативной (от чего-то) и позитивной (для чего-то). Основной подход к свободе мысли или свободе действий: если человек взаимодействует закономерностями природы – он свободен.

Вопрос 19: Потребности и способности человека.
Потребность – это состояние человека, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах и действиях, необходимых для его существования и развития и выступающее источником его акти

Вопрос 20:Социальное пространство индивидуального бытия человека.И его виды
Социальное пространство в отличие от физического фиксирует не место нахождения человека, а его общественное положение – совокупность определенных связей, в кото­рых находится индивид по отношению к

Вопрос 21:Соц.время индивид.бытия чел-ка.И его виды
Социальное пространство – это всеобщая форма существования различных социальных субъектов, начиная от человека и кончая обществом. Оно выражает порядок сосуществования, структурность и протя

Вопрос 22. Мир игры. Игровая деятельность в жизни человека. Человек играющий
Каждый ребенок знает, что если он играет, то он играет. Взрослый тоже полагает, что игра - это что-то несерьезное, что, играя, он получает временное счастье, отдых от нудной повседневности, выход з

Вопрос 22: Игра,и игроввая деятельность в жизни чел-ка
Игровая деятельность.Игра наряду с трудом и учением — один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. По определению, игра - это вид дея

Виды педагогических игр
В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности на физичес­кие (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические. По характеру педагогическ

Вопрос 23. Мир любви
М. Шелер в книге «Формализм этики» утверждает, что творение ценностной Вселенной обязано такому фундаментальному способу человеческого бытия, как порядок любви. Всякий порядок, установившийся опытн

Вопрос 23:Любовь,как социокультурное явление
Значимость любви как социального и психологического явления для общественной жизни   Социологические исследования, проведенные в нашей стране и за рубежом, показывают, что ст

Вопрос 24. Девиации и девиантное поведение человека
Р. Мертон определяет девиантное поведение как результат нормальной реакции нормальных людей на ненормальные условия. Это верное определение, ибо в число людей с девиантным (отклоняющимся) поведение

Вопрос 24: Дивиации в жизни человека:причины и виды отклолении в развитии человека
  Девиация – это отклонение от нормы, рассматриваемое большей частью членов общества как предосудительное и недопустимое. Обычно мы оцениваем поведение

Причины возникновения девиантного поведения
В изучении причин отклоняющегося поведения существует три вида теорий: теории физических типов, психоаналитические теории и социологические, или культурные, теории. Остановимся на каждой из них.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги