рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

История социологии как предмет изучения

История социологии как предмет изучения - раздел Социология, ЗАПАДНАЯ ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ История Социологии Представляет Естественный, Необходимый И Важнейший Источни...

История социологии представляет естественный, необходимый и важнейший источник развития социологического знания. Она является не просто «музейным собранием», куда мы заглядываем ради любопытства или просто для установления хронологической последовательности возникновения тех или иных концепций, взглядов, проблем и т. д. Сам подход к изучению истории социологии, теоретические вопросы «историографии» выступают сложной научно-методологической проблемой, которая не имеет однозначного решения.5

Как оценивать вклад того или иного мыслителя в общую систему социологической науки, в какой связи находятся современные представления с историческим прошлым, как их логически обобщать, да и вообще, как использовать «прошлое» социологическое знание в современных условиях? Эти и многие другие вопросы неизбежно возникают, когда мы обращаемся к анализу того, что мы называем историей социологии. Да и где в социологии кончается история и начинается современность? Как показывает развитие социологии, в ней происходит постоянная актуализация как теоретико-методологических установок, так и отдельных проблем, поставленных мыслителями «прошлого».

Нельзя не заметить и той достаточно общей особенности, которая присуща социогуманитарным наукам: в них новые открытия и знания не перечеркивают (в отличие, например, от естественных наук) полностью предшествующего знания и не сдают его в архив. «Старые» знания практически всегда находятся в живой ткани qoapeMeHHocTH. Они расширяют наш кругозор, и невозможно себе представит нормальное развитие социогуманитарных наук, лишенных своего исторического прошлого.

История социологии — это не просто абстрактное, отвлеченное, сугубо космополитическое знание, которое не имеет своей национальной почвы. При всем «интернационализме» социологической науки она так или иначе «привязана» к национальной почве, традициям народа, его культуре. Познавая историю социологии, мы можем понять культуру того или иного народа, специфику его социального мышления и социальных институтов. Тем самым мы раздвигаем горизонты своего собственного, национального видения мира. История социологии — это самосознание социологии, ее рефлексия на саму себя, отражение ее глубины или поверхностности, целостности или разобщенности.

К сожалению, приходится констатировать, что не только «эмпирически настроенные социологи», «прикладники», но и очень многие теоретики и методологи социологии подчас интересуются лишь современным состоянием социологии, ее «новейшими достижениями» (видимо, не зная, что новое есть нередко хорошо забытое старое). Не лучше ли просто познакомиться с «последними» результатами социологических исследований, разработок и мыслей, не углубляясь в ее историю?

Известен классический ответ Гегеля на аналогичный вопрос в связи с историей философии. «Голый результат, — говорил он, — это труп, оставивший позади себя то, что сообщало результату новую жизнь; путь к нему, напряженные искания, стремление к цели —тенденцию».

Как справедливо утверждает по этому поводу известный историк социологии Ю. Давыдов, раньше этот аргумент не требовал никаких пояснений, а теперь требует. Ибо современная жизнь заставляет сегодня «работать» в социологии именно результат — некий набор понятий и способов их прикладной «утилизации». И им в защиту активного изучения истории социологии приводится образный и вместе с тем очень весомый способ доказательства.

Зачем нам знать, как изобретен выключатель, когда нам надо просто включить свет? Ведь достаточно нажать кнопку. Совершенно верно. Но это—до тех пор, пока выключатель нормально функционирует. До первой поломки. А как быть, когда он начинает давать сбои или вообще перестает работать? Тут приходится его разбирать, выясняя, где возникла поломка. А уже это — первый шаг на пути к выяснению того, как достигается результат, которым мы так беспроблемно и бездумно пользовались. Как он был достигнут? А это уже его история. И чем серьезнее поломка, тем глубже должны мы забраться в механизм возникновения утилизованного нами «результата», то есть углубиться в его историю.

То же самое в социологии — здесь «голый результат» удовлетворяет нас до тех пор, пока с ним нет проблем. Но как только возникает проблема — очевидные противоречия, логическая неувязка и т.д., приходится разбирать механизм, которым мы пользовались. А он состоит из теоретических понятий, «развинтить» которые мы не можем иначе, как обратившись к тому, как они возникали. Возникли же они историческим путем, как инструмент теоретического решения эмпирических (жизненных) проблем. И сами эти проблемы, и их теоретические решения находятся в исторической связи. Чем глубже проблема, тем дальше в историю приходится забираться — туда, где складывались основополагающие понятия социологии, ее теоретическая база.

Можно сказать, что наука движется импульсами — отталкиваясь от «наличных», то есть исторических «данных», понятий и именно ими она пользуется при решении сегодняшних актуальных проблем. Каждая практическая трудность, стоящая сегодня в обществе, неизбежно выступает и как теоретическая. Последняя раскрывается как историческая проблема — проблема истории конструирования и возникновения понятий, используемых нами сегодня. В теперешних противоречиях теории с эмпирией история ^социологии предстает как активный ее участник, фактически она присутствует в каждом из исторически сложившихся социологических понятий, которые мы используем сегодня как простой инструмент теоретического упорядочения действительности, понимания общих тенденций, скрывающихсяза индивидуальными фактами и отдельными практическими проблемами.6

К истории мы вынуждены обращаться уже при решении первого вопроса — что такое социология, каков предмет ее исследования? И эти вопросы далеко не из легких.

. Таким образом можно убедиться, сколь тесно современные теоретические проблемы социологии зависят от их исторической постановки и решения. Приступая к написанию истории социологии, не .обойтись без решения вопроса о ее предмете, ибо без этого невЪзможно решить, какое историческое знание следует, а какое не следует относить к истории социологии.

Как представляется, в самом общем виде, это решение должно быть таким, чтобы в нем одновременно учитывалось многообразие толкований предмета социологии, так или иначе повлиявших на ее историческое развитие. Этим отличается решение вопроса о предмете истории социологии от его решения в теории социологии. Теоретик социологии может себе позволить определить предмет таким образом, что «вне социологии» может оказаться целый ряд существовавших или существующих школ, направлений или отдельных фигур. Избежать такого риска историк социологии может, дополнив «чисто» теоретический подход к определению предмета социологии «конвенциональным», аппелируя прежде всего к представлениям, распространенным в «научном сообществе» социологов, учитывая многообразие представлений о социологии, то есть факт существования тех или иных концепций, школ или направлений, признаваемых большинством «сообщества социологов» в прошлом или настоящем, выступает в конечном счете в качестве решающего для истории социологии. Ибо само причисление их к социологии — это также факт ее истории, свидетельствующий о ее состоянии и уровне развития, который не может не учитывать исследователь, выстраивая логику истории социологии.

Итак, с чего начинать историю социологи, с какого периода ее датировать? И как бы нам не хотелось дать однозначный ответ и наметить точку отсчета становления социологии, а, следовательно, и ее историю, здесь также необходимы некоторые пояснения, которые раскрывают существо поставленного вопроса.

Обратимся к гюжению о взаимозависимости толкования предмета социологи и представления о предмете ее истории. Можно с определенностью сказать, чем уже и конкретнее определен предмет социологии, тем более краткой оказывается ее история. Например, определение предмета социологии как науки, изучающей поведение людей, оставляет ее в пределах XX века и отсекает практически от всей предыдущей социально-исторической мысли.

С другой стороны, чем шире и неопределеннее представляется этот предмет, тем дальше вглубь веков уходит начало истории социологии (например, к IV веку до н. э. в связи с работой Аристотеля «Политика»),

Дело осложняется еще и тем, что социологическое знание долгое время накапливалось и развивалось в составе самых разнообразных социогуманитарных наук: философии истории, правоведении и теории государства, истории и политэкономии и др. Кроме того, в процессе развития социологии в ней неоднократно менялись представления о ее предмете и критериях научности социологического знания. И как уже отмечалось, с появлением новых представлений старые не исчезали целиком и полностью. Они вступали, как свидетельствует история, во взаимодействие с новыми и сохраняли свое влияние на последующее развитие теории социологии.

И последнее: как бы не проводили разграничительную линию, связанную с начальной точкой отсчета, рождением социологии в качестве самостоятельной науки, есть дисциплина, с которой она всегда находится в тесной связи, это социальная философия. Дело в том, что социальная философия (философия истории) сыграла историческую роль в деле возникновения и развития социологии, именно в ее лоне долгое время «вызревала» новая наука об обществе, и даже после того как социология в лице О. Конта провозгласила свою независимость от философии и объявила себя подлинной наукой об обществе, она (социальная философия) продолжала играть свою роль в формировании социологического знания. Собственно, как увидим ниже, и контов-скую социологию можно в значительной степени все еще считать социальной философией. Более того, даже в период, когда в социологии получили широкое применение эмпирические методы (20—30-е гг. XX столетия) и произошел раскол ее на «эмпирическую» и «теоретическую» сферы, теоретическая социология оставалась и остается тесно связанной с социальной философией. Многие плодотворные идеи и 'научные импульсы теоретическая социология, а через нее эмпирическая, продолжает получать как раз из области социальной философии.

Исходя из целей данной работы, а также определенной традиции будем выстраивать логику исторического развития западной социологии от О. Конта, заложившего идеи будущего развития социологии, причем одного из основных ее направлений — позитивизма. Именно на позициях позитивизма социология добилась своего признания и инстиТуционализации, он также долгое время монопольно определял ее теоретико-методологические принципы, методику и технику социологических исследований.7

Чтобы было ясно, в чем суть позитивистского подхода, отметим, что социология, с данной точки зрения, должна строиться как научная дисциплина по образцу и подобию естественных наук. Хотя существует немало разновидностей позитивизма в социологии, сторонники их единодушны в отношении трех фундаментальных предпосылок, на которых основывается подход в целом:

1. Социальные явления, с точки зрения любой аналитической задачи, качественно те же, что и природные явления.

2. Методы анализа, разрабатываемые в естественных науках, применимы и в социологическом исследовании.

3. Задача социологии состоит в выработке системы в высшей степени обобщенных, эмпирически обоснованных теоретических положений, которые должны стать основой для прогнозирования социальных явлений.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ЗАПАДНАЯ ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ

ЗАПАДНАЯ ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ... Рецензенты... Ю И Ефимов д ф н профессор зав кафедрой философии Российской Академии наук...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: История социологии как предмет изучения

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

От О. Конта до М. Вебера
Глава 1. Возникновение социологии. Эволюционно-органическая парадигма и ее роль в' развитии социологической науки 1. Социально-теоретические предпосылки становления социологии 2.

Социально-теоретические предпосылки становления социологии
На развитие социальных наук, имеющих своим предметом изучения общественную жизнь, влияет прежде всего наличие общественных потребностей в разрешении тех или иных проблем, возникающих в социальной с

Контовский проект науки об обществе
Уже отмечалось, что стремление создать новую науку об обществе, предпринятое Сен-Симоном и О. Контом, было одним из симптомов недовольства общественной мыслью (философией) XVIII века после того пра

Социологические воззрения Г. Спенсера
При жизни Конта его идеи не оказали заметного влияния. Позитивизм во Франции существовал не столько как социально-философское, сколько как сектантско-религиозное течение. Признание Конта пришло из

Кризис «натурализма» и «органицизма».
На базе спенсеровской социологии развилась мощная ветвь органистической школы. Ее отдельные представители, несмотря на общность исходной позиции «общество — биологический организм», придерживались

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА В СОЦИОЛОГИИ конца XIX — начала XX вв. ПСИХОЛОГИЗМ ПРОТИВ НАТУРАЛИЗМА
Параллельно биолого-эволюционной социологии, а подчас и внутри нее складывается и к концу XIX столетия начинает преобладать новая тенденция в понимании социально-исторических процессов и закономерн

Психологические концепции в западноевропейской социологии
Наиболее известным представителем психологического направления в западной социологии является Габриэль Тард (1843—1904), французский социолог и один из основоположников социальной психологии. Он вн

Эволюционно-психологическое направление в американской социологии
Основателем психологического эволюционизма в американской социологии считается Лестер Френк Уорд (1841—1913). Им на писаны работы: «Динамическая социология» (1883 г.), «Психологические факторы циви

СОЦИОЛОГИЯ КАК ОБЪЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ «СОЦИАЛЬНЫХ ФАКТОВ». Э. ДЮРКГЕЙМ
В истории социологии Э. Дюркгейм (1858—1917) представляет новую и важную главу в ее развитии. Это обусловлено тем, что он практически первым попытался теоретически обосновать и выделить специфическ

Теоретические и мировоззренческие основания социологии Э. Дюркгейма
•Из наиболее удаленных во времени интеллектуальных предшественников Э. Дюркгейма следует назвать трех его соотечественников: Р. Декарта, Ш. Монтескье и Ж. Руссо. Дюркгейм был убежденным ра

Социологизм» Э. Дюркгейма как методология научного исследования общества
В качестве обобщающего понятия, которое выражает основные принципы теории и методологии социологии Дюркгейма, выступает понятие «социологизм», хотя, естественно, оно не охватывает и не исчерпывает

Идея социальной солидарности
Центральной социологической идеей, которая практически проходит через все творчество Дюркгейма, является идея общественной солидарности. Ее • решение связано, прежде всего, с ответом на вопрос: «Ка

К синтезу теории и эмпирии в социологическом исследовании
Уже подчеркивалось, что центральной идеей, вокруг которой концентрируется социологическая проблематика, является идея социальной солидарности. • Проблема социальной солидарности стоит в центре тако

К истокам немецкой социологии. Ф.Тённис
На рубеже двух веков позиция классического позитивизма испытывает значительные теоретико-методологические трудности в объяснении общественной жизни. Все более настойчивыми и основательными становят

Формальная социология Г. Зиммеля
Типологический анализ социальных отношений и проблемы развития аналитической, формальной социологии были в значительной степени и предметом интересов Г. Зиммеля (1858—1918), основоположн

ТЕОРИЯ «СОЦИАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ» М. ВЕБЕРА
М. Вебер (1864—1920) принадлежит к числу тех универсально образованных умов, которых, к сожалению, становится все меньше по мере роста дифференциации социальных наук. Вебер был крупнейшим специалис

Методология социологического познания М. Вебера
Конец XIX века — период становления теоретических воззрений М. Вебера, связанных с принципами познания социальной (социально-исторической) действительности. В этот же период, как уже отмечалось, во

Политическая социология М. Вебера
Теория рационализации Вебера непосредственным образом связана с его трактовкой «социального действия», которая в свою очередь выходит на концепцию господства, являющейся основой политической социол

Религия в социологической концепции М. Вебера
Исследования Вебера в области религии начались с работы «Протестантская этика и дух капитализма» (1904 г.) и завершились большими историко-социологическими экскурсами, посвященными анализу мировых

М. Вебер и некоторые тенденции развития социологии в Германии
Идеи Вебера, его методологические принципы, связанные с пониманием социального поведения («действия»), построением различного рода типологических классификаций («идеальных типов»), касающихся самых

Теория социальной мобильности
Исходным моментом исследования социальной мобильности у Сорокина выступает понятие«социальное пространство», трактуемое им как «некая вселенная, состоящая из народонаселения Земли».2 Это

Учение П. Сорокина о социокультурной динамике
Дальнейшее изучение процессов социальной мобильности в обществе Сорокин продолжает в теории социокультурной динамики. Выяснению причин и характера социокультурных изменений он посвящает наиболее из

ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ДЕЙСТВИЯ. СОЦИАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ. Т. ПАРСОНС .
«Социокультурная эволюция, подобно органической эволюции, происходит путем дифференциации от простых до последовательно более сложных форм. В противоположность ранним концепциям в этой области, она

Единичный акт» и системы действия
Книга «Структура социального действия» представляет собой пример теоретического поиска, направление которого должно быть понято как можно яснее. Анализируя концепции А. Маршалла, В. Парето, Э. Дюрк

Социальные системы. Общество и его эволюция
Среди объектов в окружении действующего лица есть другие действующие лица, вступающие с ним в определенные отношения, которые и составляют сущность социальной системы действия. Социальная система с

Противоречия парсонианского синтеза
Толкотт. Парсонс создал одну из наиболее всеобъемлющих и разработанных теорий социального действия, что придает иным подходам вид фрагментов, ускользнувших от его внимания. Большая часть критики ег

ОБЪЕКТИВИСТСКИЙ ВЗГЛЯД
«Две опасности должны быть обойдены при анализе происхождения более сложных форм из более простых социальных процессов и в изучении социальной структуры вообще: Сцилла абстрактных концепций чересчу

Структурный функционализм
«Кто был первым функционалистом? Вполне вероятно им был первый человек, задумавшийся систематически и в некоторой степени объективно над природой социального». (У. Гуд) Хот

Теория конфликта
«Намерение социологической теории конфликта состоит в том, чтобы преодолеть господствующую произвольную природу необъясненных исторических событий, выводя эти события из структурных элементов, друг

З.Теория обмена
«Если социология является наукой, то она должна серьезно производить работу любой науки: создавать объяснения открываемым эмпирическим отношениям. Эти объяснения есть теории, принимающие форму деду

СУБЪЕКТИВИСТСКИЙ ВЗГЛЯД
«Социология является систематической попыткой рассмотреть социальный мир настолько пристально, насколько это возможно, понять его не впадая в собственные надежды и опасения. Этот идеал прозрачности

Символический интеракционизм
«Внося бестящие дополнения по всем этим направлениям, Мид не наметил теоретической схемы общества. Она будет создана развитием центральных тем его анализа» (Г. Блюмер) Симв

Феноменологическая социология и этнометодология
«Этнометодологи не создают причинных объяснений, наблюдаемых регулярных, образцовых, повторяющихся действий посредством анализа точки зрения действующего лица. Они сосредотачивают свое внимание на

Структуралистский марксизм
«Теория — есть специфическая практика, , которая воздействует на собственный ' объект и ведет к собственному продукту - знанию». (Л.Альтюссер) Марксизм и сегодня остается о

Постструктурализм
«Философские загадки несущественны для повседневной жизни. Это загадки языка. Инстинктивно мы употребляем язык правильно, но для интеллекта это употребление — загадка...» (Л. Витгенштей

ТЕОРИЯ КОММУНИКАТИВНОГО ДЕЙСТВИЯ. Ю.ХАБЕРМАС
«Диалектика допускает истинное знание, но не разрешает показывать пальцем, какое знание в самом деле истинно». (С. В. Мейен} «Я испытал очень сильное влияние геге-ле

Структуры «жизненного мира» и социальное действие
Исходным и центральным пунктом социологической концепции Ю. Хабермаса является категория «жизненного мира» '(Leben-swelt), восходящая к феноменологической традиции. «Жизненный мир» определяется Ю.

Эволюция Западного мира
В своих работах Ю. Хабермас обращает внимание не только на теоретические и методологические аспекты социального познания. Установка критической теории состоит в анализе реальных противоречий соврем

HABITUS», «СТРУКТУРАЦИЯ», «САМОРЕФЕРЕНЦИЯ».
«Мы находим несколько решений одного и того же вопроса не столько потому, что наш ум очень плодовит, сколько потому, что он не слишком прозорлив и, вместо ' того чтобы остановиться на самом лучшем

Habitus», практики, структуры. П. Бурдье.
«Парадоксально, что выявление предпосылок объективистских конструкций было отсрочено усилиями всех тех, кто в лингвистике и антропологии стремился исправить структуралистскую модель, обращаясь за о

Теория структурами. Э. Гидденс
.«Проблема заключается в том, как должны быть определены концепции действия, значения и субъективности и как их можно соотнести с понятием структуры и принуждения. Если интерпретативная социология

Самореферентные системы. Н. Луман
«Если такие науки, как биология, психология или социология рассматривать с дистанции безучастного наблюдателя, то можно прийти к мысли о том, что биология имеет дело с жизнью, психология — с душой

К предисловию
1 Parsons Т. The Structure of Social Action. — New York: Free Press, 1937. Монтень М. Опыты. Книга третья. М.-Л., 1960. — с. 360. Фуко М. Слова и вещи: Археология гуманитарных наук. СПб.

К ЧАСТИ ПЕРВОЙ К главе первой
' Арон Р. Этапы развития социологической мысли. — М., 1993. — с. 33. Кареев Н. Введение в изучение социологии. — СПб., 1903. с. 7. См. подробнее: Давыдов Ю. Социальная философия А

К главе четвертой
См.: Хайдегер М. Исследовательская работа Вильгельма Дильтея и борьба за историческое мировоззрение в наши дни//Вопросы философии — 1995 — N 1f.-c.126. Такую психологию, п частности, пытал

К главе пятой
Тёрнквист Р. Историко-эмпирическая социология//Монсон П. Современная западная социология. Теории, традиции, перспективы. СПб., 1992.— с. 260—267.; Арок Р. Этапы развития социологической мы

К главе шестой
1 Голосенко И. А. Питирим Сорокин: Судьба и труды. — Сыктывкар: Коми кн. изд., 1991; Голосенко И.А. Социология Питирима Сорокина: Русский период деятельности. — Самара: Социол. центр «Со

К главе первой
' Parsons Т. The Structure of Social Action. — New York: Free Press, 1937. 2 Parsons Т. On Bulding Social System Theory: A Personal History//Daedalus. — 1970, - N 99.-pp. .826-881.

К главе второй
Davis К. The Myth of Functional Analysisas a Special Method in Sociology and Anthropology//American Sociological Review.— 1959.—N 24. — pp. 757—772. Parsons T. Structural-

К главе третьей
1 Rock P. The Making of Symbolic Interactionism. — Basingstoke: Macmillan, 1979 Mead G.H. Mind, Self and Society. — Chicago: Chicago Univ. Press, 1934. См. также: От жеста к сим

К главе четвертой
Акциденция — (лат. accidentia — случай, случайность) несущественное, изменчивое, случайное; несущественное свойство вещи, которое может быть опущено без изменения сущности. Barthes R. Myth

К главе пятой
Habermas J. The Theory of Communicative Action. Vol. I. London:Hcinomann, 1984 — p. 76. Pollner. М. Mundane Reasoning//Philosophy of social Sciences. — 1974. — Vol. 4. -

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги