рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Основные характеристики обществ, выделяемых в теории постиндустриального общества.

Основные характеристики обществ, выделяемых в теории постиндустриального общества. - раздел Социология, Тема 1. СОЦИОЛОГИЯ – НАУКА ОБ ОБЩЕСТВЕ   Критерии Доиндустриаль...

 

Критерии Доиндустриальное Индустриальное Постиндустриальное
Основная сфера деятельности Первичный сектор экономики Вторичный сектор экономики Третичный сектор экономики
Основные производственные ресурсы Земля, природное сырье Капитал Знание, информация
Наиболее влиятельная социальная группа Землевладельцы, священники Промышленники, банкиры Ученые, менеджеры-консультанты
Специфические формы социальной организации Церковь, армия Корпорации, банки Университеты
Социальная стратификация Сословия, касты, рабство Классы Профессиональные группы
Социальный ресурс, определяющий социальный статус индивида о Власть Деньги Знания
Уровень образования Абсолютное большинство населения безграмотно Широкое распространение среднего и среднего специального образования Всеобщее среднее, широкое распространение высшего образования, увеличение длительности обучения
Преобладающие потребности Витальные (необходимые для жизни) Материальное благосостояние, основные социальные потребности Самореализация

 

Теории индустриального и постиндустриального общества находятся в рамках социального эволюционизма, поскольку предполагают прохождение обществом определенных стадий на основе технических и технологических нововведений. Технологические перевороты влекут за собой изменения в других сферах общественной жизни, однако, они не сопровождаются социальными революциями.

Основоположниками теории революционного преобразования общества были К.Маркс и Ф.Энгельс. Марксистская концепция общественного развития базируется на формационном подходе. Человечество в своем развитии проходит пять общественно-экономических формаций:

· первобытнообщинную;

· рабовладельческую;

· феодальную;

· капиталистическую;

· коммунистическую.

Переход от одной формации к другой осуществляется на основе социальной революции. Социальная революция – это коренной качественный переворот во всей социально-экономической и политической системе общества. Экономической основой революции является углубляющийся конфликт между ростом производительных сил общества и устаревшей, консервативной системой производственных отношений, который проявляется в усилении социальных антагонизмов и обострении классовой борьбы. Первым актом социальной революции является завоевание политической власти. На основе инструментов власти победивший класс осуществляет преобразования во всех других сферах общественной жизни, таким образом, создаются предпосылки для формирования новой системы социально-экономических и духовных отношений. С точки зрения марксизма, великая и стратегическая роль революций состоит в том, что они устраняют преграды с пути общественного развития.

Эволюционистские и революционистские теории основываются на идее общественного прогресса. Среди критериев прогресса выделяются: усложнение социальной организации общества (Г.Спенсер), изменения в системе социальных связей и типе регуляции общественных отношений (Ф.Теннис), изменения в характере производства и потребления (У.Ростоу, Д.Белл), степень овладения обществом стихийными силами природы, выражающаяся в росте производительности труда, и степень освобождения людей из-под гнета стихийных сил общественного развития (К.Маркс).

2. Циклические теории. Наряду с теориями, признающими возможность прогрессивного развития общества, имеют место теории, отрицающие его. Это так называемые циклические теории (Н.Данилевский, О.Шпенглер, А.Тойнби). Циклические теории отрицают возможность бесконечного прогрессивного развития, акцентируют внимание на многолинейности и многонаправленности развития общества и культуры. В рамках этих теорий выделяются определенные типы культурных и социальных систем, подчеркивается их своеобразие, а в некоторых случаях выдвигается идея замкнутости, локальности культур и цивилизаций.

Теория культурно-исторических типов Н.Данилевского подразделяет все народы на исторические и неисторические. Неисторические народы – это тупиковые ветви в развитии общества, они не в состоянии решать свою судьбу, следовательно, они не в состоянии выработать свои культурно-исторические типы. Н.Данилевский насчитывает 13 культурно-исторических типов, созданных историческими народами: египетский, китайский, ассиро-вавилонский (древнесемитский), индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, новосемитический (аравийский), романо-германский, перуанский, европейский, славянский. Культурно-исторические типы различаются по сочетанию в них четырех основных элементов:

1) религиозного,

2) политического,

3) культурного,

4) экономического.

Многие типы одноосновны, то есть в них преобладает какой-то один элемент: в европейском -– религиозный, в греческом – культурный, в романо-германском – экономический. И лишь славянскому типу с его православием, культурной самобытностью, самодержавием и крестьянской общиной предначертано стать четырехосновным типом. По мнению Н.Данилевского, Западная цивилизация прошла стадию расцвета, будущее же принадлежит славянскому типу.

Каждый культурно-исторический тип, если он не погибает насильственной смертью, проходит четыре фазы своего развития:

1. Бессознательный период, когда народы еще не вышли на историческую арену и пребывают в форме «этнографического материала.

2. Период государственного становления, формирования основных социальных институтов и социальных регуляторов.

3. Период расцвета.

4. Период упадка.

По А. Тойнби всемирная история - это воспроизводство и гибель регионально несовместимых друг с другом цивилизаций. При объяснении причин становления и развития цивилизаций решающая роль принадлежит "ответу" народов на "вызов", брошенный им обстоятельствами. По мере роста все меньше и меньше возникает вызовов, идущих из внешней среды, и все больше появляется вызовов, рожденных внутри действующей системы или личности. Основной критерий роста - это прогрессивное движение в направлении самоопределения.

Теория культурно-исторических типов используется в исследовании своеобразия и взаимодействий локальных культур.

3. Теория модернизации. Модернизация – это переход от доиндустриального к индустриальному, или капиталистическому обществу, осуществляющийся путем комплексных реформ, растянутых во времени. Она подразумевает кардинальное изменение социальных институтов и образа жизни людей, охватывающее все сферы общества. Суть модернизации связывают с распространением по всему миру ценностей и достижений индустриального общества – рационализма, расчетливости, урбанизации, индустриализации.

Различают два вида модернизации:

1. Органическая модернизация является моментом собственного развития страны и подготовлена всем ходом предшествующей эволюции. Например, переход Англии от феодализма к капитализму в результате промышленной революции 18 в. Такая модернизация начинается не с экономики, а с культуры и изменения общественного сознания. Капитализм возникает как естественное следствие изменений в укладе жизни, традициях, мировоззрении и ориентациях людей.

2. Неорганическая модернизация являет собой ответ на внешний вызов со стороны более развитых стран. Она представляет собой способ “догоняющего” развития, предпринимаемого правительством с целью преодолеть историческую отсталость и избежать иностранной зависимости. Россия, которая в том числе и вследствие татаро-монгольского нашествия была отброшена в своем развитии на несколько столетий назад, неоднократно пыталась догнать передовые страны. Петровские реформы, сталинская модернизация 30-х годов, перестройка 80-х и последующие экономические реформы преследовали именно эту цель.

Неорганическая модернизация предполагает, что страна догоняет более передовые страны и заимствует у них передовые технологии. Модернизация совершается путем закупки зарубежного оборудования и патентов, заимствования чужой технологии, приглашением специалистов, обучения за рубежом, инвестиций. Соответствующие изменения происходят в социальной и политической сферах: резко изменяется система управления, вводятся новые властные структуры, конституция страны перестраивается под зарубежные аналоги.

Неорганическая модернизация начинается не с культуры, а с экономики и политики. Органическая модернизация идет “снизу”, а неорганическая “сверху”. Принципы “модернити” не успевают охватить подавляющее большинство населения, поэтому не получают прочной социальной поддержки. Они овладевают лишь умами наиболее подготовленной части общества. Именно такой вид модернизации присутствует в постсоветских обществах.

У.Ростоу оптимистично смотрит на перспективы модернизации традиционных обществ. Он уверен, что рациональные фрагменты (коммуникации, товарообмен, рост знаний, универсализация отношений), постепенно закрепляясь, создадут более или менее органичную модернизованную социальную систему. Японии потребовалось 20 лет на то, чтобы догнать и перегнать США, откуда она заимствовала технологию и финансы. За короткий срок неорганическая модернизация сменилась органической.

Американский социолог М. Леви в концепции «осовременивания вдогонку» или «запаздывающей модернизации» обращает внимание на то, что патриархальные общества, соблазняясь достижениями индустриальных, заносят в свой актив их элементы. Вторжение готовых индустриальных («модернизированных») моделей взрывает структуру патриархального общества, однако не превращает его в индустриальное. «Осовременивание» не происходит одновременно во всех секторах общественной жизни. Технологические новшества при отсутствии рациональной культуры трудовых отношений и парламентской демократии оказываются бесполезными, вызывают напряжение и хаос. Отдельные социальные институты, выступая как современные, «индустриальные», в действительности продолжают функционировать как традиционные. Возникает эффект «квази»: квазипарламент, квазипартия, квазирынок. Иррациональность, парадоксальность, спонтанность, по мнению Г. Алмонда, становятся характерными чертами общества, формирующегося при столкновении западной (рациональной) и местной (традиционной) культур. Все эти аспекты важны при анализе трансформационных процессов в Украине. Следует также учитывать и то, что:

· «запаздывающая модернизация» может поставить общество во внешнюю зависимость;

· модернизация может быть успешной при резком увеличении численности среднего класса, его высокой социальной мобильности;

· успех модернизации зависит от организационных усилий центральной власти, ее умения локализовать, блокировать социальные конфликты.

· успешная модернизация требует широкой социальной поддержки, мобилизации социального потенциала, способности спрогнозировать выгоды от нее, авторитета лидера.

Задание 1.

В таблице помещены ключевые понятия и их определения. Установите, какому понятию слева соответствует приведенное справа определение, указав нужный номер.

Понятие Содержание
Общество   1. Искусственный политический институт, призванный управлять социальными взаимодействиями; политическая организация общества, подразумевающая определенный тип власти и наличие аппарата управления.
Государство   2. Упрощение социальной структуры, откат назад в развитии социального объекта.
Страна   3. Постепенные, медленные, плавные, количественные преобразования социальных объектов
Социальные изменения   4. Устойчивая система социальных связей и отношений между индивидами и социальными группами, которая регулируется законом, обычаями, социальными институтами.
Инновационные изменения   5. Переход от доиндустриального к индустриальному, или капиталистическому обществу, осуществляющийся путем комплексных реформ, растянутых во времени.
Социальный прогресс   6. Изменения социальных систем, социальной стратификации, социальных общностей, социальных процессов, институтов, организаций, их взаимодействий.
Социальный регресс   7. Быстрые скачкообразные изменения социального устройства.
Социальная эволюция   8. Территория, имеющая определенные границы и пользующаяся государственным суверенитетом.
Социальная революция   9. Усложнение форм социальной жизни, движение общества вперед.
Модернизация   10. Социальные изменения, направленные на создание новых форм социальной жизни.

Задание 2.

Ответьте «да» или «нет» на поставленные вопросы.

Вопрос Ответ
Да Нет
1. Современное украинское общество является аграрным?    
2. Появление мобильных телефонов – пример социальных изменений?    
3. Социальные изменения и социальное развитие – это слова синонимы?    
4. Обществу как социальной системе присуще такое свойство как саморазвитие?    
5. Теория К. Маркса развивалась в русле социального революционизма?    
6. Циклические теории отрицают возможность бесконечного прогрессивного развития общества?    
7. Функцию адаптации в обществе выполняет политика?    
8. В постиндустриальном обществе наиболее влиятельной группой являются ученые?    
9. Украинское общество переживает органическую модернизацию?    
10. Основная сфера деятельности для постиндустриального общества – это сельское хозяйство?    

Задание 3.


– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Тема 1. СОЦИОЛОГИЯ – НАУКА ОБ ОБЩЕСТВЕ

Объект и предмет социологии Место социологии в системе наук... Структура и функции... Методологические подходы к анализу общества Объект и...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Основные характеристики обществ, выделяемых в теории постиндустриального общества.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Объект и предмет социологии. Место социологии в системе наук.
Термин «социология» был впервые использован французским ученым Огюстом Контом (1798-1857) в работе “Курс позитивной философии” (1842 г.). Он происход

Социализация личности.
  1. Социологический взгляд на личность. Структура личности.Изучение личности является одним из основных направлений в социологии. Это связано с тем, что общес

Теории, объясняющие причины возникновения девиации.
  1. Общество представляет собой исторически сложившуюся совокупность отношений между людьми. Эти отношения (взаимодействия) в значительной степени носят стихийный ха

Типология поступков (по Р.Мертону)
  Способ адаптации Социально одобряемые цели Социально одобряемые средства Примеры Конформ

Социальная мобильность, виды мобильности.
1. Понятия «социальная общность» и «социальная группа». Взаимодействие индивида и общества опосредуется социальными группами, которые являются фундаментом общества. В обще

Социальная структура общества.
Structura (лат.) – строение, размещение, порядок. Под структурой понимается совокупность функционально связанных между собой элементов, связей и зависимостей, которые составляют внутреннее у

Этническая структура населения Украины по данным переписей
Этнические группы Доля этнической группы во всем населении страны (%) Абсолютный прирост (тыс. чел.) в 1989-2001 гг.

Сущность и исторические типы социальной стратификации.
В обществе существует множество групп, некоторые группы располагаются в одной плоскости (на одном уровне), другие – на разных уровнях или наслаиваются одна на другую, то есть общество представляет

Динамика безработицы в Украине
  Официально зарегистрированные безработные на конец года, тыс. чел.

Понятие гендера. Гендерные различия в современном мире.
  1.Формирование этноса связано с осознанием принадлежности к общности, принятием ее ценностей, норм. Этничность предполагает чувство единства, которое выражается чер

Этнические отношения. Этническое сознание народа Украины.
Этнические отношения представляют собой все многообразие связей, взаимодействий и обменов, возникающих между этническими группами по поводу насущных проблем их выживания и разв

Понятие гендера. Гендерные различия в современном мире.
Термин гендер (от англ. Gendeг - пол, род) введен в оборот американским психоаналитиком Р.Столлером во второй половине 20-го ст.; обозначает социальный пол в отличие от поня

Основные функции семьи
Сфера семейной деятельности Типы функций Общественные Индивидуальные 1.Репродуктивная

Характеристики традиционной и современной моделей семьи
Традиционная семья Современная семья 1. Родственно-семейный принцип организации жизни, перевес ценности родства над максимизацией выго

Етноцентризм и культурный релятивизм.
1. Понятие и функции культуры. В науке, да и в повседневной жизни, тяжело найти понятия, которое бы использовалось чаще и имело бы больше значений, чем понятие культура. Поэ

Етноцентризм и культурный релятивизм.
Человек, который с детства воспитывался на идеях и ценностях своей общности, как правило, склонен оценивать эти идеи и ценности как естественные и правильные. Ценности, идеи и нормы другой культуры

Понятие социальных изменений, их виды.
  1. Понятие общества, страны, государства. Общество как социальная система.Вся история социологической мысли является историей научных подходов и методов построения

Теория модернизации.
  1. Теории эволюционного и революционного развития общества. В современной социологии выделяют следующие концепции социальных изменений:

СТИМУЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ
Прочитайте высказывание известного социолога: «Что же такое общество, какова бы ни была его форма? Продукт взаимодействия людей. Свободны ли люди в выборе той или иной общественной фо

СТИМУЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ
Русско-американский социолог Питирим Сорокин писал: «Так как сущность социального процесса составляет мысль, мир понятий, то, очевидно, он же и является основным перв

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги