Реферат Курсовая Конспект
История портативной аудиотехники - Лекция, раздел Высокие технологии, МУЛЬТИМЕДИА ТЕХНОЛОГИЯ Раньше Все Было Проще: Были Обычные Кассетные Плееры С Механическим Управлени...
|
Раньше все было проще: были обычные кассетные плееры с механическим управлением и аналоговым радиоприемником. Потом стали появляться кассетники с логическим управлением, цифровым тюнером и разными примочками типа системы шумоподавления Dolby B, C. Но и это не спасло компакт-кассету как формат для воспроизведения звука, так как качество было далеко от компакт-диска, но самое главное неудобство заключалось в невозможности быстрого доступа к любой записи, необходимости перемотки ленты.
Развитие портативной аудиотехники шло от аналоговых технологий к цифровым, а кассетный плеер не может быть полностью цифровым. Сама запись на кассету представляет собой аналоговые сигналы, и дальнейшее улучшение качества звука в современных кассетных аудио-плеерах практически невозможно. Оно никогда не приблизится к качеству звучания компакт-диска (и тем более винила).
Здесь, кстати, разница в развитии портативной и стационарной аудиотехники. Если в портативной аудиотехнике наилучшее качество достигается с применением цифровых технологий, то в стационарной - наоборот - аналоговых: первые ламповые усилители дают до сих пор непревзойденное качество звучания.
Итак, иметь кассетный плеер стало сейчас консервативным и непрестижным. Кассетным плеером Вы не удивите в наши дни никого, но если у Вас будет MD- или MP3-плеер, Вас окружит толпа любопытных, все будут рассматривать Ваше сокровище, распрашивать о нем, просить Вас дать его послушать.
А согласитесь, быть в центре внимания - это мечта большинства людей. И некоторые платят намного большие деньги, чтобы достичь этого (например, разъезжают по городу на Porshe 911 или Ferrari :-)
Минидиск не призван заменить CD, он, по идее создателей, должен был заменить компакт-кассету. Площадь минидиска в 5 раз меньше площади CD, поэтому используется алгоритм компрессии 5:1 ATRAC (Adaptive TRansform Acoustic Coding) с потоком звуковых данных 300 kbps. На одном минидиске помещается 74 минуты стерео-звука или 148 минут моно с неизменно высоким качеством: 44,1 kHz, как и у CD.
Минидиск можно перезаписывать миллион раз без потери качества (еще один бич кассеты). На одном MD может быть до 255 треков (можно даже комбинировать моно и стерео-записи), которые можно менять местами, соединять друг с другом, и, наконец, уничтожать любой из них (это преимущество над CD-RW, где можно стереть только последний трек, либо все треки сразу). Кроме того, каждому треку можно дать название, как и всему диску. Допускается до 1700 символов на одном MD. Названия хранятся в TOC (Table of Contents) минидиска (аналог FAT в компьютерных винчестерах) и отображаются бегущей строкой на дисплее плеера. Вводить символы можно самому, в любой момент можно отредактировать название любой песни.
Функциональность нового формата поразила всех. Но процесс записи/компрессии звука должен проходить в MD-аппаратуре в реальном времени, а в начале 90-х еще не было настолько мощных процессоров (для потребительской аудиотехники), которые могли это делать без заметных потерь.
В результате, многие эксперты-аудиофилы, послушав MD на недоработанных движках ATRAC (версии 1-3,5), окрестили этот формат безнадежным, несмотря на его функциональность.
Но с 1992 года ATRAC настолько изменился, что теперь звучание MD и CD отличить практически невозможно.
Все производимые сегодня MD-плееры оснащаются новыми версиями ATRAC'a: 4, 4,5 (Sony) и 5 (Sharp). Качество звучания этих аппаратов стало настолько естественным, чистым и приятным для слуха, что многие владельцы MD-плееров считают, что звучание минидиска лучше, чем компакт-диска и даже дают этому теоретическое обоснование, основанное на том, что в минидисковой апаратуре используются вычисления с плавающей запятой.
О сравнении CD и MD можно долго спорить, учитывая то, что сам CD далеко не идеален, а записи на минидиск делаются обычно с CD. Кроме того, значительное влияние на звучание оказывает качество цифрово-аналоговых преобразователей (ЦАП), которые в принципе не зависят от источника звука.
Давайте сравним эти два вида плееров по нескольким параметрам, а результаты введем в таблицу. Для сравнения возьмем два конкретных плеера: MD-плеер Sony MZ-R50 и MP3-плеер Diamond Rio PMP300. Вообще, на российском рынке представлено более 15 моделей MD-плееров от разных фирм-производителей: Sony, Sharp, Aiwa, Kenwood, Pioneer и 3 модели MP3-
Итак, приступим к нашему сравнению:
Sony MZ-R50 | Diamond Rio PMP300 | |
портативный? | да, 109x20x77 мм | очень, 89х16х64 мм |
легкий? | да, около 200 г. | очень, 70 г. |
расширяемый? | да, минидиски 74 (80) мин. по $2,5/шт. | да, память 32 Mb, $130/шт., 30 мин. при потоке 128 Кбит в секунду |
записывающий (в реальном времени)? | да (с цифровых, аналоговых источников) | нет (запись/преобразование mp3- файлов осуществляет компьютер) |
возможность использования как цифрового диктофона | есть, до 2,5 часа (44,1 kHz) | нет |
качество звучания | практически неотличимо от оригинала (CD), поток 300 Kbit в секунду | зависит от ширины потока (но отличие от оригинала легко опознаваемо) |
время воспроизведения | 7 ч. от подзаряжаемой Li-ion бат., 22 ч. с доп. АА бат-ми | 12 часов от одной пальчиковой (АА) бат. |
прерывается ли звук при сильной тряске? | почти никогда (40 сек. анти-шок) | никогда (нет движущихся частей) |
возможно ли хранение компьютерных фалов в памяти? | нет | да, до 32 Мб в стандартной конфигурации, время записи - 7 минут |
дистанционное управление | есть, с ЖК дисплеем | нет |
название песни, альбома | показывается на дисплее бегущей строкой | не показывается на дисплее |
воспроизведение/ подзарядка от адаптера сети | возможно | адаптера сети нет |
производство | Япония | Тайвань |
цена плеера | до $300 | до $200, $300 c памятью 64 Mb |
Если Вы внимательно изучите эту таблицу, то поймете, что нынешняя цена Rio сильно завышена. Его цена должна быть на уровне $100 за плеер с 64 Мегабайтами памяти, только тогда он сможет стать действительно массовым продуктом. А минимальная цена MD-рекордера должна быть на уровне $150-200, учитывая все его преимущества над Rio и остальными MP3-плеерами.
Вы можете сказать, что Rio уже устарел и нужно сравнивать MD-плееры с MP3-плеером второго поколения - Daewoo MPIO. Возможно, но у MPIO также нет ни адаптера сети, ни дистанционного управления с дисплеем (зато у него есть встроенный цифровой диктофон, может быть радио и цифровая камера). Да и качество звучания не особо отличается от Rio. Но такое сравнение - тема отдельного разговора...
Противники минидиска указывают на два его недостатка по сравнению с MP3:
1) «запись на MD осуществляется в режиме реального времени, т.е. процесс записи требует намного больше времени по сравнению с тем же Rio». Условно говоря, есть 2 способа возникновения mp3-файла на Вашем компьютере: либо Вы создаете его сами, либо Вы скачиваете его из интернета.
Не забывайте, что скачивая пиратский mp3-файл (на это уходит около 20 минут при скорости 28 kbps), Вы получаете «кота в мешке». Вы не знаете, откуда был записан этот файл (скорее всего с радио) и возможно сотрете его, даже не прослушав до конца. Качество такой музыки может быть хуже, чем запись на кассете!
Производители MP3-плееров делают упор на возможность скачивать самые новые песни в формате MP3 из Интернета и прослушивать их вне дома. Но это далеко не революционная возможность!
Вы можете спокойно записывать все новые MP3-песни на минидиск <small>(через аналоговый выход Вашей звуковой карты либо цифровой выход S/PDIF с помощью специального переходника)</small>, причем после появления новых песен Вам не нужно будет стирать старые песни из памяти (как в MP3-плеерах), чтобы записать новые. Нужно всего лишь заменить минидиск! Такой способ нравится мне намного больше.
Итак, предположим, что Вы записываете (скачиваете) песню 3 минуты на MD-рекордер и MP3-плеер. Сколько это займет времени?
<small>источник MP3</small> | MD-плеер | MP3-плеер |
<small>запись с CD</small> | 3 минуты (realtime) | 1. запись wav-файла (3 минуты) 2. проверка wav-файла (3 минуты) 3. конвертация в mp3 (2-6 минут) 4. перекачка в плеер (полминуты) |
<small>из интернета</small> | 1. скачивание (20 мин.) 2. прослушивание (проверка) mp3-файла одновременно с его записью на MD (3 мин.) | 1. скачивание (20 мин.) 2. проверка mp3-файла (3 мин.) 3. перекачка в плеер (полминуты) |
Так что же дольше и сложнее: запись с помощью MD- или MP3-плеера? Справедливости ради надо отметить, что если у Вас уже есть много готовых mp3-файлов на жестком диске или CD-ROM (я не буду говорить здесь о том, каким путем они у Вас появились) то в этом случае в выигрыше (по скорости записи) будет MP3-плеер, т.к. перекачка в его память одной трех-минутной песни займет около 30 секунд. Естественно, MD-плееру понадобится для записи этой песни три минуты. Но я считаю, что лучше заранее прослушать то, что записываешь на плеер, ведь в процессе прослушивания вполне может возникнуть решение прервать запись (и поискать что-нибудь получше).
И второй недостаток:
2) «В минидисковых плеерах применяются движущиеся части. Это может привести к прерыванию музыки в результате продолжительной сильной тряски». Теоретически это так. Но практически это происходит очень редко, в экстремальных случаях. Потому что 10 секундная буферная память (которая применяется в недорогих MD-плеерах) не означает, что на одиннадцатой секунде непрерывной тряски звук прервется. Это зависит от силы тряски (информация может считываться и во время нее). Звук может не прерваться и на пятой минуте тряски. Но если Вы будете размахивать своим MD-плеером как гантелей (забывая, что это очень сложная и хрупкая электроника), а потом еще с размаху уроните его об пол - тогда лучше покупайте себе пластмассовый Rio и забудьте о всяких минидисках! Мне даже жалко представить такое зрелище.
А если серьезно, то для особо спортивных любителей хорошого звука выпускаются портативные MD-плееры с сорока-секундным анти-шоком. Они выдерживают очень продолжительную и сильную тряску, но все же лучше не экспериментировать киданиями с десятого этажа.
Вы слышали, что анти-шок ухудшает качество звука? Только не у MD-плееров! Всю компрессию/декомпрессию выполняет ATRAC, а анти-шок только считывает данные на 10-40 секунд вперед и выводит их на ЦАП без изменений. В большинстве CD-плееров используется анти-шок с компрессией данных в реальном времени, и поскольку эта система не настолько мощная, как ATRAC, музыка может, например, терять часть своей динамики при включенном анти-шоке. Поэтому анти-шок в CD-плеерах делают отключаемым...
Преимуществ минидиска над MP3 море, а вот недостаток у MD-плееров практически один - Вы не сможете записывать в память плеера компьютерные файлы, чтобы потом перенести их, например, на компьютер Вашего приятеля. Но часто ли Вам нужна такая возможность и нельзя ли просто скачать/переслать их по сети/модему? Не слишком ли это дорогой способ хранения информации, когда 100 Mb стоят более $400?
Пока минидисковые плееры не могут хранить компьютерные файлы в памяти. Но я надеюсь, что такая возможность появится у них в будущем в результате конкуренции с MP3-плеерами. Опыт создания универсального устройства, сочетающего в себе MD-рекордер (обычных аудио-MD), цифровую камеру (до 2000 снимков с разрешением 640х480 на одном MD) и умеющего хранить компьютерные файлы уже есть! Для записи не-аудио информации используются «специальные» data-MD, цена на которые тоже, видимо, «специально» завышена: $10. Один только недостаток: для того, чтобы заполнить минидиск данными, потребуется около 15 минут. Но это целых 140 Mb! К сожалению, эта модель недоступна на российском рынке и неизвестно, появится ли она когда-либо у нас вообще.
Уже существуют модели цифровых MD-камер Sony, которые также могут записывать до 2 тысяч JPEG-файлов (снимков) на один data-MD. Существует также Sony MD-Data drive (по совместительству плеер аудио-MD), который прямо конкурирует с ZIP'ом от Iomega и другими подобными устройствами для хранения информации.
Но все же главное предназначение MD - это портативное аудио, и здесь у минидиска лучшие позиции в конкурентной борьбе. Изюминка минидиска заключается не столько в его дешевизне для хранения информации, сколько в ядре аудио-компрессии ATRAC. Благодаря ему качество звука (а это намного более тонкая материя, чем хранение информации), по мнению многих людей, стало субъективно более естественным и приятным для слуха, чем CD (при сопоставимой стоимости проигрывателей). А объективно: 9 из 10 человек после прослушивания MD не могут найти фактические отличия от оригинала (CD).
При этом 9 из 10 человек сразу определяют, что проигрывается файл MP3. Слишком уж заметны его отличия от оригинала, и тут не поможет даже высокий bitrate. Конечно, при потоке в 320 kbps качество звучание лучше, но отличия все равно заметны.
Дело даже не в том, что звук отличается от оригинала. Звук отличается в худшую сторону! (Особенно заметно влияние MP3 на высокие частоты). <small>Посмотрите ссылки в конце этой страницы, чтобы узнать мнения людей, проводивших профессиональные и любительские тесты и сравнения CD, MD и MP3.</small>
И этому не поможет ни усовершенствования в виде жестких дисков Iomega Click! за $10 (емкостью 40 Mb), ни системы, способные проигрывать MP3-файлы на обычных CD-R. Кстати, это свидетельствует о том, что в дальнейшем MP3-плееры будут использовать движущиеся части и лишатся одного своего преимущества перед MD-плеерами.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
МУЛЬТИМЕДИА ТЕХНОЛОГИЯ... Специальность Информационные системы и технологии... ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИОННОГО КУРСА...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: История портативной аудиотехники
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов