рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИE ГЛАВ 2,3, ИЛЛЮСТРИРУЕМЫХ НА ЛИСТЕ

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИE ГЛАВ 2,3, ИЛЛЮСТРИРУЕМЫХ НА ЛИСТЕ - раздел Медицина, АТЛАС ТИБЕТСКОЙ МЕДИЦИНЫ   Глава 2 "структура Трактата". Бу...

 

Глава 2 "Структура трактата".

Будда Шакьямуни, восседавший на престоле в чертоге града "Прекрасного" в ипостаси Верховного целителя (рис. 2), вняв просьбам окружающих повернуть Колесо Учения о врачевании 1, погрузился в самадхи 2, имену­емое "Царь лекарств, излечивающий четыреста четыре болезни", испустив из сердца своего множество тысячецветных лучей на все десять сторон света 3. Под их воздей­ствием обитатели шести миров 4 освободились от пороков, связанных с дурными помы­слами, и успокоились все болезни, проистекавшие от "трех ядов": омраченности, гне­вливости и страстей. Затем лучи вернулись в исходное место, и перед собравшимися возник, эманированный из сердца Верховного целителя, нирманический наставник Рикпэ Еше (рис. 3), обладающий природой запредельной "мудрости, подобной зерка­лу"6. "О, друзья! - обратился он к окружению Верховного целителя.- Стремящиеся прожить свой век без болезней или желающие избавиться от них должны изучать науку вра­чевания. Стремящиеся к долголетию должны изучать науку врачевания. Жаждущие духовных свершений, материального благополучия, безмятежного существования должны изучать науку врачевания. Желающие избавить живые существа от болезней и обрести, в силу этого, глубокое уважение людей, должны изучать науку врачевания".

 

В это время Верховный целитель испустил из языка своего, подобного лепестку крас­ного лотоса, множество тысячецветных лучей на все десять сторон света. Под их воздей­ствием живые существа освободились от пороков, связанных с речью, таких как лжи­вость, суесловие, грубость, клевета, излечились все болезни, проистекающие от дисба­ланса "пневмы", "желчи", "флегмы", и успокоились злые духи. Затем лучи вернулись в исходное место, и перед собравшимися возник риши Илэ Кье - эманация речи Будды, обладающий природой запредельной различительной мудрости. Совершив ритуаль­ный обход 8 вокруг наставника (рис. 4) и почтительно поприветствовав его (рис. 5), он, выражая чаяния всего окружения Учителя, произнес: "Наставник Рикпэ Еше, каким образом желающие сотворить благо себе и другим должны изучать науку врачевания?" (рис. 6).

 

Отвечая на этот вопрос, Рикпэ Еше сказал, что всю науку врачевания заключает в себе "Эзотерический трактат сокровенных наставлений по восьми разделам, составля­ющим сущность эликсира бессмертия". Эти восемь разделов, перечисляющих объекты врачевания, суть: болезни взрослого организма; детские болезни; женские болезни; болезни от злых духов; ранения и травмы; отравления; старческие немощи; бесплодие.

 

Этот трактат, продолжал Наставник, состоит из четырех книг, или тантр9: "Тантры основ", "Тантрыо бъяснений", " Тантры наставлений", "Заключительной Тантры ". Эти Тантры объединены кратким названием "Четыре Тантры".

" Тантра основ"схематически отображает науку врачевания в целом.

 

" Тантра объяснений" состоит из одиннадцати тем:

краткий перечень содержания входящих в книгу глав;

формирование тела;

при­чины болезней;

правильный режим поведения;

правильное питание;

лекарства и мето­дика их изготовления;

врачебный инструментарий;

предупреждение заболеваний;

принципы диагностирования;

методика врачевания;

требования, которым должен отвечать лекарь.

 

"Тантра наставлений" содержит пятнадцать тем:

врачевание болезней, вызванных расстройством "пневмы", "желчи", "флегмы";

врачевание внутренних болезней;

враче­вание болезней жара;

врачевание болезней верхней части туловища;

врачевание полых и плотных органов;

врачевание половых органов (мужских и женских);

врачевание мел­ких заболеваний;

врачевание язв и нарывов;

врачевание детских болезней;

врачевание женских болезней;

врачевание болезней от злых духов (потеря памяти, безумие, пара­личи);

врачевание ранений и травм;

врачевание отравлений;

врачевание недугов ста­рости;

врачевание бесплодия.

 

"Заключительная Тантра" включает в себя четыре раздела:

подробное описание методики обследования пульса и мочи;

описание лекарственного сырья, правил его сбора и способов приготовления лекарств;

описание методики очищения организма путем сла­бительных и рвотных средств;

описание лечебных процедур (кровопускание, прижига­ние, компрессы, ванны и т. п.).

 

В заключение главы 2 Наставник перечислил названия всех 156 глав "Четырех Тантр".

 

Глава 3 "Коренные причины заболеваний".

Глава начинается с обращения Илэ Кье к Наставнику Рикпэ Еше с вопросом, как должно изучать " Тантру основ". " Тантра основ", ответил Рикпэ Еше, являет собой схему, представляющую содержание науки врачева­ния в виде трех отдельных корней (основ) с девятью стволами, сорока семью ветвями и двумястами двадцатью четырьмя листьями.

Первый ствол (рис. 8) с его тремя ветвями схематически показывает устроение здо­рового человеческого тела.

Так, первая ветвь (рис. 9) и ее пятнадцать листьев символи­зируют пять разновидностей каждой из трех физиологических энергий организма: "пневмы" (рис. 10-14), "желчи" (рис. 15-19), "флегмы" (рис. 20-24), баланс которых обеспечивает нормальную жизнедеятельность, расстройство же вызывает болезненные состояния.

Вторая ветвь (рис. 25) и ее семь листьев (рис. 26-32) - символизируют семь компонентов человеческого тела: питательный сок,

кровь,

плоть,

жир,

кости,

костный мозг

и семя 10.

Третья ветвь (рис. 33) и ее три листа (рис. 34-36) показывают три вида нечистых выделений организма: кал, мочу, пот. Неизменное пребывание в равновесии всех перечисленных выше элементов тела в сочетании с правильным питанием и пове­дением является залогом постоянного здоровья и преуспевания в жизни, что символи­зируют цветки (рис. 37-38) и плоды (рис. 39-40).

 

Второй ствол (рис. 41) с изображением больного и врача - ствол болезненных изме­нений в организме.

В их основе лежат три главные причины (рис. 42-45), нарушающие баланс "пневмы", "желчи" и "флегмы". Символами этих причин соответственно явля­ются птица, змея и свинья, изображенные на этой ветви.

Помимо трех основных при­чин, существуют четыре фактора, способствующих заболеваниям. Так, например, пере­охлаждение организма ведет к увеличению в нем "пневмы" и уменьшению "желчи", т. е. к их дисбалансу. Дисбаланс физиологических энергий может также проистекать от чрез­мерного или недостаточного питания, неправильного образа жизни, может вызываться злыми духами (рис. 46-50).

На следующей ветви, называемой "входные врата болезней" (рис. 51), показаны места, где проявляется дисбаланс физиологических энергий (рис. 52-57).

На втором стволе показаны места в организме, где находятся "пневма", "желчь" и "флегма" в нормальном состоянии (рис. 59—61) и пути их движения, когда баланс нару­шен:

по семи компонентам человеческого тела,

нечистотам,

органам чувств,

плотным

и полым органам (рис. 63-77).

Характер заболевания связан с возрастом, климатом, временами года, что схемати­чески показано на рисунках 78-87. В случаях, указанных на рисунках 88-97, болезнь заканчивается смертельным исходом.

Состояние (здоровое или болезненное) трех физиологических энергий организма может варьироваться по-разному, как показано на рисунках 98-110, что обусловливает соответствующие расстройства. Приведение в норму одной физиологической энергии может вызвать дисбаланс двух других. Причем это может произойти как после завершения курса лечения, так и во время лечения.

Схе­матически обратное воздействие приведения в норму одной физиологической энергии на две другие показано на ветви 11 (рис. 99). Так, например, листья 75 и 76 этой ветви показывают нарушение баланса "желчи" и "флегмы" после приведения "пневмы" в норму (рис. 99-100). Листья 77 и 78 (рис. 101-102) показывают нарушение баланса "жел­чи" и "флегмы" в процессе лечения дисбаланса "пневмы".

 

В заключение говорится, что все болезни делятся на две группы: болезни, вызывае­мые расстройством "пневмы" и "флегмы", и болезни, вызываемые расстройством крови и "желчи". Болезни первой группы, в силу холодной природы болезнетворных энергий, "подобны воде", их именуют "болезни холода"; болезни второй группы, в силу жаркой природы болезнетворных энергий, "подобны огню", их именуют "болезни жара" (рис. 111-113). Недуги, вызванные "паразитами" (см. л. 45), а также расстройством "желтой воды"11*, могут относиться к той и другой группе.

 

Рисунки в верхнем картуше листа открываются изображением четвертого нирманического наставника по имени Рикпэ Еше - эманации деяний Верховного целителя (рис. 13х). Одновременно с первым нирманическим наставником Владыка бериллового сияния создал нирманического риши по имени Илэ Кье, или "Рожденный из разума" (рис. 14х). Этот риши, являвшийся эманацией речи Владыки бериллового сияния, вопрошал нирманических наставников о сути науки врачевания, последовательно побу­див изложить их различные аспекты этой науки, составившие содержание "Четырех Тантр".

 

Далее идут рисунки, изображающие окружение Владыки бериллового сияния, кото­рое состояло из свиты небожителей, свиты небесных и земных риши, свиты - высших существ - небуддистов и свиты святых - последователей учения Будды. Для каждой из этих групп слова нирманических наставников звучали по-своему и воспринимались ими в соответствии с их представлениями и нуждами. Лишь риши Илэ Кье воспринял слова нирманических наставников в том виде, в каком они приведены в "Четырех Тантрах".

Вместе с тем, последовательность перечисления групп свиты отражает мифические представления тибетцев о прошлом искусстве врачевания, начало которому в незапа­мятные времена якобы было положено небожителями. Так, рисунок 15х изображает ученика мифического будды Кашьяпы, которому последний передал знание врачева­ния, полученное им от перволекаря Брахмы. Ученик Кашьяпы передал это знание двум небесным лекарям-близнецам, именуемым "Сыновья Ашвина", которые представлены на рисунке 16х одной фигурой. От них знание врачевания перешло к Индре - владыке тридцати трех нижних божественных миров (рис. 17х). Рисунок 18х изображает небожительницу - первосеятельницу и покровительницу лекарственных растений, без кото­рых невозможно врачевание. Далее следуют изображения небесных и земных мудрецов-риши. Небесные риши, числом восемь, происходят от отца-небожителя и земной женщины. Они в совершенстве владеют знанием врачевания, полученным ими от Индры. На данном листе изображено шесть небесных риши (рис. 19Х-24Х). Изображения остальных небесных и земных риши даны в верхнем картуше листа 3.

 

Примечания

1 Повернуть Колесо Учения - изложить буддийсское учение в полном объеме, что, по представлениям буддистов, доступно только буддам - проповедникам Учения.

2 Самадхи - высшая степень медитативного сосредоточения, во время которого исчезает различие между медитирующим и объектом медитации.

3 Десять сторон света - север, северо-восток, восток, юго-восток, юг, юго-запад, запад, северо-запад, зенит, надир.

4 Шесть миров - мир божеств, мир асуров, мир людей, мир животных, мир голодных духов (прет), мир обитателей ада.

5 Нирманический - созданный могуществом Будды.

6 Запредельная мудрость, "подобная зеркалу",— один из пяти видов трансцендентной мудрости эзотерического буддизма, персонифицируемый в дхьяни-будде Акшобхье.

7 Запредельная различительная мудрость - один из пяти видов трансцендентной мудрости, персонифи-цированный в дхьяни-будде Амитабхе.

8 Ритуальный обход - троекратный обход вокруг священного объекта или духовного наставника, символизирующий высшую степень проявления почтения.

9 Тантра - означает "последовательность", а также является общим названием для эзотерических сочинений. Здесь это слово употреблено в первом значении, в смысле строго последовательного изложения науки врачевания от начала до конца (см.: Словарь тибетских медицинских терминов. Пекин, 1983, с. 118, на тиб. яз. Далее обозначается - ТМС).

10 Семя - в данном случае имеется в виду не только мужское семя, но и женские порождающие элементы.

11 В процессе переработки желчью питательного сока переваренной пищи в кровь питательный сок дает мутный осадок, который вместе с частицами желчи образует липкую жидкость - "желтую воду".

Эта жидкость может находиться в мышцах, костях, во внутренних органах, в проходных путях между - мышцами и кожей, в суставах, вызывая многие опасные заболевания.

 

ТРАКТАТ «ГОЛУБОЙ БЕРИЛЛ» ТАНТРА I

ИЛЛЮСТРАЦИИ К ЛИСТУ 2


 


1 "Тантра основ". Лист 2— иллюстрации к главе 2 Чудесный способ изложения Рикпэ Еше [науки


врачевания] вопрошающему его риши Илэ Къе [а также рисунки к главе 3.


[Линия преемственности в передаче медицинских знаний].


13* Эманация деяний [Верховного целителя - риши] Рикпэ Еше.

14* Эманация речи [Верховного целителя — вопрошающий риши] Илэ Кье.

15* Великий Праджапати из свиты небожителей.

16* Сын [небесного] лекаря Ашвина из свиты небожителей.

17* Индра тысячеглазый из свиты небожителей.

18* Обладательница нектара, похищающая разум, из свиты небожителей.

19* Атрея из свиты [небесных] риши.

20* Агнивеша из свиты [небесных] риши.

21* Ниминдхара из свиты [небесных] риши.

22* Сын Защитника живых существ из свиты [небесных] риши.

23* Рожденный Идущей за плугом из свиты [небесных] риши.

24* Свершивший двойную аскезу из свиты [небесных] риши.

2 Учитель Победоносный в ипостаси Верховного целителя.

3 Рикпэ Еше - эманация сердца Верховного целителя наставляет в "Книге основ".

4 [Илэ Кье совершает] ритуальный обход.

5 [Илэ Кье совершает] поклонение.

6 Илэ Кье - эманация речи Верховного целителя благоговейно вопрошает нирманического наставника о содержании "Книги основ".

 

7 Корень первого [древа—древа] нормального состояния и болезненного состояния [организма].

8 Ствол 1. Тело, не имеющее болезненных изменений.

 

9 Ветвь 1. [Физиологические энергии: "пневма", "желчь", "флегма", выступающие также] болезнетворными [началами].

10 Лист 1. [Токи "пневмы"]: "поддерживающий жизнь",

11 Лист 2. "движущийся вверх",

12 Лист 3. "распространяющийся повсеместно",

13 Лист 4. "огню подобный",

14 Лист 5. "низвергающий".

15 Лист 6. [Токи "желчи"]: "способствующий пищеварению",

16 Лист 7. "изменяющий цвет",

17 Лист 8. "производящий",

18 Лист 9. "творящий зрение",

19 Лист 10. "ясный цвет".

20 Лист 11. [Токи "флегмы"]: "опорный",

21 Лист 12. "размельчающий [пищу]",

22 Лист 13. "вкусовой",

23 Лист 14. "удовлетворяющий",

24 Лист 15. "соединяющий".

 

25 Ветвь 2. Компоненты тела:

26 Лист 16. питательный сок,

27 Лист 17. кровь,

28 Лист 18. мышечная ткань,

29 Лист 19. жировая ткань,

30 Лист 20. костная ткань,

31 Лист 21. костномозговая ткань,

32 Лист 22. семя.

 

33 Ветвь 3.Нечистые выделения:

34 Лист 23. кал,

35 Лист 24. моча,

36 Лист 25. пот.

 

37 Цветок — отсутствие болезней.

38 [Цветок] - долгая жизнь.

 

39 Плод—материальное благополучие и духовное продвижение в виде богатства и преуспевания в религии.

40 Плод — обретение наивысшего просветления, освобождающего от скандх, как результат свершения благих деяний.

 

41 Ствол 2. [Тело, в котором произошли] болезненные изменения.

42 Ветвь 4. Первопричины [болезней].

43 Лист 26. Страсть.

44 Лист 27. Гневливость.

45 Лист 28. Омраченность.

 

46 Ветвь 5. Болезнетворные факторы:

47 Лист 29. времена года,

48 Лист 30. злые духи,

49 Лист 31. [неправильное] питание,

50 Лист 32. [неправильное] поведение.

 

51 Ветвь 6. "Входные врата" [болезней]:

52 Лист 33. по коже рассыпаются,

53 Лист 34. в мышцах распространяются,

54 Лист 35. по сосудам разбегаются,

55 Лист 36. в костях собираются,

56 Лист 37. в плотные органы нисходят,

57 Лист 38. в полые органы опускаются.

 

58 Ветвь 7. Местонахождение [физиологических энергий, расстройство которых вызывает заболевания].

59 Лист 39. "Флегма" в верхней части тела.

60 Лист 40. "Желчь" в средней части тела.

61 Лист 41. "Пневма" в нижней части тела.

 

62 Ветвь 8. Пути, поражаемые болезнями.

63 Лист 42. [Болезни] "пневмы" поражают: из компонентов тела - кости,

64 Лист 43. из органов чувств — уши,

65 Лист 44. из нечистот — выделения, экскреции,

66 Лист 45. из плотных органов — сердце,

67 Лист 46. из полых органов — толстый кишечник.

68 Лист 47. [Болезни] "желчи" поражают: из компонентов тела — кровь,

69 Лист 48. из нечистот - пот,

70 Лист 49. из органов чувств — глаза,

71 Лист 50. из плотных органов — печень,

72 Лист 51. из полых органов - желчный пузырь.

73 Лист 52. [Болезни] "флегмы" поражают: из компонентов тела — питательный сок,

74 Лист 53. из нечистот — кал и мочу,

75 Лист 54. из органов чувств — нос,

76 Лист 55. из плотных органов - легкие,

77 Лист 56. из полых органов — желудок.

 

78 Ветвь 9.Связь возраста, местности, времен года [с возникновением заболеваний].

79 Лист 57. Старость [благоприятствует болезням] "пневмы".

80 Лист 58. Зрелость [благоприятствует болезням] "желчи".

81 Лист 59. Детство [благоприятствует болезням] "флегмы".

82 Лист 60. Холод [благоприятствует болезням] "пневмы".

83 Лист 61. Зной [благоприятствует болезням] "желчи".

84 Лист 62. Сырость [благоприятствует болезням] "флегмы".

85 Лист 63. Лето [благоприятствует болезням] "пневмы".

86 Лист 64. Осень [благоприятствует болезням] "желчи".

87 Лист 65. Весна [благоприятствует болезням] "флегмы".

 

88 Ветвь 10. [Причины смертельного] исхода [болезней].

89 Лист 66. Исчерпание трех причин бытия.

90 Лист 67. [Необратимый] дисбаланс функций физиологических энергий.

91 Лист 68. Противопоказанные лекарства.

92 Лист 69. Поражение мест, опасных для жизни.

93 Лист 70. Запущенная болезнь "пневмы" прерывает опору жизни — [дыхание].

94 Лист 71. Запущенный жар.

95 Лист 72. Падение температуры ниже предельного уровня.

96 Лист 73. Полное истощение сил организма.

97 Лист 74. Чрезмерный вред [от злых духов].

 

98 Ветвь 11. Взаимосвязь [физиологических энергий].

99 Лист 75. "Пневма" [приведена] в норму, но нарушен баланс "желчи"

100 Лист 76. и "флегмы".

101 Лист 77. "Пневма" [еще] не приведена в норму, как нарушается баланс "желчи"

102 Лист 78. и "флегмы".

103 Лист 79. "Желчь" [приведена] в норму, но нарушен баланс"пневмы"

104 Лист 80. и "флегмы".

105 Лист 81. "Желчь" [еще] не приведена в норму, как нарушается баланс "пневмы"

106 Лист 82. и "флегмы".

107 Лист 83. "Флегма" приведена в норму, но нарушен баланс"пневмы"

108 Лист 84. и "желчи".

109 Лист 85. "Флегма" [еще] не приведена в норму, как нарушается баланс "пневмы"

110 Лист 86. и "желчи".

 

111 Ветвь 12. Резюме.

112 Лист 87. [Болезни] холода.

113 Лист 88. [Болезни] жара.


 


 


114 Из трактата "Голубой берилл", который разъясняет "Четыре тантры" —украшение помыслов Верховного целителя. Лист 2 - иллюстрации к главе 2 "Тантры основ" — показывает чудесное появление риши Рикпэ Еще из сердца, а риши Илэ Кье из речи [Верховного целителя] и то, как первый отвечал, а второй вопрошал. Иллюстрации к главе 3 изображают корень, символизирующий нормальное и болезненное состояние [организма]. От корня отходят два ствола — здоровое и больное тело. На первом стволе три ветви с двадцатью пятью листьями: [ветви физиологических энергий, компонентов тела] и нечистых выделений. Второй ствол насчитывает девять ветвей и шестьдесят три листа: [ветви] первопричин, болезнетворных факторов и "входных врат" [болезней], местонахождения [физиологических энергий], путей, поражаемых болезнями, [связи] возраста, местности, времен года [с возникновением заболеваний], [причин смертельного] исхода [болезней], взаимосвязи [физиологических энергий] и резюме. Всего листьев на ветвях восемьдесят восемь, цветков символизирующих хорошее здоровье и долголетие,— два которые дают два плода, символизирующих обретение совершенного духовного и материального богатства [Цифры проставлены] на корне — красным, на стволах — желтым, на ветвях - фиолетовым, на листьях - черным

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

АТЛАС ТИБЕТСКОЙ МЕДИЦИНЫ

На сайте allrefs.net читайте: "АТЛАС ТИБЕТСКОЙ МЕДИЦИНЫ"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИE ГЛАВ 2,3, ИЛЛЮСТРИРУЕМЫХ НА ЛИСТЕ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Глава 5 "Средства врачевания".
Закончив рассказ об основах диагностирования, Рикпэ Еше произнес: "О, великие риши, слушайте и запоминайте! Усвоив основы о трех главных причинах, вызывающих различные недуги, и их диагностиро

Связки.
В человеческом теле насчитывается шестнадцать связок. Восемь из них находятся на руках и ногах. На руках - связки локтевого сустава и запястья. На ногах - связки коленног

Органы.
В теле имеется пять плотных и шесть полых внутренних органов. К плотным органам относятся: сердце, легкие, печень, селезенка,

Формирующие сосуды.
К формирующим сосудам относятся три главных сосуда-тока "тонкого тела", кото­рые первыми возникают из центра зародыша и проходят вверх и вниз по формирующе­муся телу.

Черный сосуд жизни.
Все черные связующие сосуды, или, в сущности, кровеносные сосуды, являются ответвлениями "черного сосуда жизни". Этот сосуд порожден сосудом-током "рома" в месте пересечения эти

Черный сосуд жизни.
"Черный сосуд жизни" является основой, которая порождает всю сеть кровеносных сосудов, образующих группу черных связующих сосудов.   От "черно

Первый тип жизнетворных сосудов.
Первый тип - сосуды, которые проходят по всему телу. В них циркулируют "тхикле" 2, или "капли жизнетвор­ной сущности". Считается, что все "тхикле" генерирую

Второй и третий типы жизнетворных сосудов.
Второй и третий типы жизнетворных сосудов, обозначенные на рисунках 4 и 5, не имеют отношения к врачеванию. Они связаны лишь с чисто тантрическими практика­ми, при которых путем контроля над дыхани

Белый сосуд жизни.
Прежде всего от осно­вания головного мозга опускается вниз, подобно корню растения, "белый сосуд жизни", сопоставимый со спинным мозгом. Автор трактата говорит,

Шелковых шнуров.
Тринадцать из них под названием "свисающие шелковые шнуры"соединяют плотные и полые внутренние органы, поэтому они получили назва­ние "скрытые сосуды".

Шесть крупных белых сосудов.
Остальные шесть крупных белых сосудов соединяют мозг со связками и суставами конечностей тела и называются "внешние сосуды". Их повреждение влечет за собой главным образо

Шестнадцать мелких сосудов.
От этих шести внешних сосудов отходят шестнадцать более мелких белых связу­ющих сосудов, изображенных на фигурах спереди и сзади (рис. 28—69). Рисунки в верхнем картуше ли

Внутренние проходные отверстия.
Внутренние проходные отверстия являют собой, в сущности, как то представляет тибетская медицина, своеобразные каналы, которые, в зависимости от выполняемых функций, делятся на следующие четыре вида

Внешние отверстия тела.
У мужчин имеется девять внешних отверстий: два глазных отверстия, два носовых отверстия, два ушных отверстия, ротовое отверстие, заднепро­ходное отверстие и отверстие мочеиспускательного канала. У

Элементы, подвергающиеся заболеваниям.
Эти элементы выполняют следующие функции: питательный сок продуцирует и питает шесть остальных компонентов тела и прежде всего кровь, кровь увлажняет тело и поддерживает жизнь,

Элементы, вызывающие заболевания.
К ним относятся "пневма", "желчь" и "флег­ма". Если эти элементы пребывают в норме, организм здоров. Их расстройства вызы­вают болезненные явления, ведущие к разрушени

Хорошие дорожные приметы.
Знаменует благо, если посыльный к врачу или врач, направляющийся к больному, увидят на своем пути: сосуды, полные зерна, шо, цяна, драгоценностей, или же ритуальный колокольчик, лампаду, цветок, по

Сновидения.
Сущность сновидения - ментальные ассоциации или иллюзорные обра­зы, которые порождает движение омраченного сознания, побуждаемого током "пневмы", носящим название "поддерживающий жиз

Отдельные сны предвещают смерть от определенных болезней.
Увидавший себя во сне с телом красного цвета, в красных одеждах и с красной гирляндой или увлекаемым в огонь свирепой женщиной - умрет от болезни крови или расстройства "желчи".

Некоторые приметы предсказывают близкую и даже очень близкую смерть больно­го.
К приметам близкой смерти больного относятся кровотечение из девяти отверстий тела, хотя больной не отравлен и не ранен; потеря памяти: больной тут же забывает ска­занное им; сокращение пениса и от

Полезно
смазывать и растирать тело кунжутным или другим растительным маслом, пить бульон из хорошего мяса, молоко, есть жирную пищу и сладости, носить меховую или с

Полезно
есть старый ячмень, жареное мясо животных из засушливых мест, мед, пить кипяток и отвар имбиря, гулять, совершать втирания и очищения1.

Полезно
купаться в прохладной воде, пить вино, смешанное с водой, совершенно отказавшись от употребления чистого вина, носить тонкое шелковое или хлопчатобумажное платье, жи

Сезон роста [растений].
80 [Рекомендуется] сладкая, легкая, маслянистая и освежающая пища: 81 мед, 82 рис, 83 говядина. 84 Избегать солнца. 85 Купаться в прохладной воде.

Все продукты питания делятся на пять категорий: злаки, мясо, жиры, зелень, каши.
  Злаки включают в себя растения с зернами в шелухе (зерновые, рис. 3-11), с зернами в стручках (

Лекарственные компоненты разряда драгоценностей.
Перечисляя вещества, входящие в этот разряд, автор трактата наряду с названием дает краткие характеристики, включающие описание внешнего вида, указание местонахождения, оценку качества как лекарств

К ним относятся
отвар мяса, масла, крепкого цяна и старого сахарного тростника, отвар трех сочных бараньих костей (лодыжки, копчика и отростка лопатки), "три плода" и "пять корней&

Соблюдение установлений.
Эти установления включают: "шесть воззрений", утверждающих необходимость взирать на своего учителя, как на самого Будду; воспринимать наставления учителя, как наставления риши -

Деятельность лекаря можно подразделить на общую и особую.
Общая деятельность лекаря суть врачевание. Установив болезнь, предвидя ее течение и исход, лекарь, подобно трубящему в раковину, во всеуслышание сообщает об этом, утвержда

ПОЯСНЕНИЯ К СХЕМЕ ТОЧЕК ПРИЖИГАНИЯ, УКАЛЫВАНИЯ И КРОВОПУСКАНИЯ К ГЛАВАМ 1-92
Главы 1-92 На листе приведена - вид сзади - сводная схема точек кровопускания, прижигания, или термических процедур, и укалывания.   Кровопу

Корнем внутренних заболеваний является несварение желудка, в результате чего могут возникать длительные изнурительные болезни.
Само несварение проистекает от ослабления соответствующих токов "флегмы", "желчи" и "пневмы", обеспечивающих процесс пищеварения, в результате чего пища недостаточно и

Дополнительная тантра
Чтобы поведать содержание четвертой, завершающей книги науки врачевания, Верховный целитель снова погрузился в глубокую медитацию, которая носила название "Самадхи отсутствия препятствий». Вой

Время обследования пульса.
Обследование пульса должно производиться натощак на рассвете, пока лучи солнца еще не пали на землю, но достаточно светло, чтобы различить линии на ладони. Дело в том, что с восходом солнц

Сила нажатия при пульсовой диагностике.
Следует сообразовывать силу нажатия пальцев "цен", "кён" и "цяк" с тол­щиной мышечного слоя над обследуемым сосудом так, чтобы каждый палец ясно чув­ствовал пульсовую

Пульсы четырех сезонов и пяти стихий.
Пульсовая диагностика тесно связана с астрологией, с учением о пяти стихиях, являющих собой некие токи космической энергии, передающие воздействие пла­нет солнечной системы на человеческий организм

Семь удивительных пульсов.
Семью удивительными пульсами называются семь видов гадания по пульсу. Эти семь видов гадания включают в себя: гадание на дела семейные, гадание на гостя, гадание на врага

Первый вид гада­ния
Первый вид гада­ния - гадание на дела семейные производится по пульсу главы семьи (рода). Это гадание может производиться как по пульсу лучевой артерии (рис. 38-52), так и по пульс

Второй вид гада­ния
Это гадание дополняется гаданием на успех или неуспех в делах 3, которое производится как по пульсам внутренних органов вне зависимости от сезона года, так и исходя из позиций пульсов от

Третье гадание - гадание на врага.
При этом гадании соответствующие предсказа­ния могут делаться исходя либо из резкого усиления биения пульса того или иного вну­треннего органа, вне зависимости от сезона года (рис. 99-109), либо со

Четвертое гадание.
Четвертое гадание, или гадание на достаток (бо­гатство), производится по пульсу хозяина имущества, то есть главы семьи (рода). Это гадание осуществляется по пульсам внутренних орга

Пятый вид гадания.
Пятый вид гадания - гадание на демонов (злых духов). Тибетцы населяли мир огром­ным количеством сверхъестественных существ, якобы обитавших в лесах, на горах, в пещерах, скалах, по

Пятый вид гадания
На листе проиллюстрирован пятый вид гадания - гадание на демонов из положения 8 пульсовой диагностики. Закончив перечисление злых духов, о которых сигнализирует де

Пятый вид гадания (продолжение).
Если в пульсе легких, находящихся под воздействием стихии "металл", возникли дефектные биения, это означает, что злыми духами, присущими в это время "материнскому&qu

Шестое гадание.
Шестое гадание под названием "Стихии "огонь" и "вода" меняются местами2 "Подобно тому как стихии "огонь" и "вода" меняю

Интерпретация биений "друже­ственного пульса" (пульса селезенки).
Сильно бьется пульс селезенки - пища и лекарст­ва полезны для больного мужа, а слабое биение пульса селезенки говорит об обрат­ном; некомплектный пульс селезенки предвещает кончин

Интерпретация биений "дружественного пульса" (пульса сердца).
Энергичное биение пульса сердца - пища и лекарства приносят пользу, то есть подходят для больной жены; слабый пульс сердца говорит о неподходящей пище и непо­дходящем лекарстве; н

Определение состояния здоровья по количеству ударов пульса
"Определение состояния здоровья по количеству ударов пульса" иллюстрируется на листе в той его части, где интерпретируются некомплектные пульсы тех или иных внутренних органов здорового ч

Специфические пульсы.
Определение болезни по специфическим пульсам произво­дится в два приема. Сначала по характеру пульса в целом выясняется тип болезни. Затем путем обследования конкретных пульсов вн

Определение по пульсам местонахождения заболевания.
По пульсам под пальцами "цен" на правой и левой руках лекарь выявляет заболевания сердца, легких и другие болезни верхней части туловища; по пульсам под пальцами "кён"

Меняющийся пульс.
Здесь прежде всего имеются в виду некоторые дополнительные изменения в характере основного пульса, уже самого по себе говорящего о наличии того или иного типа заболевания. Так, на грядущую смерть п

Останавливающийся пульс.
Остановки или паузы в биении пульса могут иметь тро­якое истолкование: свидетельствовать о заболевании - так называемые "паузы болез­ни"; свидетельствовать о воздействии на пациента злых

Моча здорового человека.
Только что сданная, еще горячая моча здорового человека имеет цвет растопленного ячьего масла, она пахучая, обладает испарением средней интенсивности и средней длительности, ее пузыри средних разме

Моча больного.
Обследование делится на три этапа: обследование горячей, только что сданной мочи; обследование остывающей мочи; обследование холодной мочи. Обследование горячей мочи включает обследование

Испарение мочи.
Очень интенсивное испарение указывает на болезнь "распростра­нившийся жар"; небольшое, но длительное испарение - на болезни "скрытого жара", или "застарелого жара&

Пузыри на моче.
Зеленоватые пузыри размером с глаз хайныка указывают на болезни "пневмы"; т акие же пузыри, но темного цвета указывают на то, что болезнь "соз­рела"; небольшие

Обследование остывшей мочи.
На этой стадии обследования все внимание уделяется взвешенной субстанции, или взвеси. Эта взвесь представляет собой подобие шерстинок, волосков или пылинок, не являющихся сообствен

Обследование холодной мочи.
Здесь главное внимание уделяется пленке, появля­ющейся на моче, подобно пенке, возникающей на молоке. Редкая консистенция пленки указывает на болезни холода; плот

Система обследования мочи из трактата "Лунный царь".
Следующая система обследования мочи, схематически показанная на верхнем круге сле­ва, приведена из сочинения "Лунный царь". Эта система связана с китайской методикой гадания по восьми три

Система обследования мочи пандита Джинамитры
Далее кратко излагается система обследования мочи, а точнее, система гадания по моче как здорового, так и больного человека, предложенная великим пандитом Джинамитрой. При таком гадании учитываются

Система обследования мочи поведанная Ютхокпе Старшему великой дакини Лэкьи Ванмо.
За системой Джинамитры следует описание системы обследования мочи, о которой, как гласит предание, поведала Ютхокпе Старшему великая дакиня Лэкьи Ванмо (рис. 69). Здесь поверхность мочи в

Показания.
Масляное лечение делится на наружное и внутреннее. При наружном лече­нии те или иные масла втираются в кожу в месте поражения накожной болезнью, в голову - при заболеваниях головы и т. д. При внутр

Противопоказания.
Масляное лечение противопоказано: при уменьшении "огненной теплоты", несварении, поносе, чесотке, ревматизме, рвоте и тому подобном (

Показания.
К очищению прославлением следует прибе­гать при "созревших" заразных заболеваниях, заболеваниях, вызванных смятением трех физиологических энергий при "созр

В целом оно противопоказано
для людей преклонного возраста, для пациентов с истощением компонентов тела или одержимых злыми духами, для беременных, для страдающих ослаблением "огненной

Показания.
Очищение рвотным рекомендуется при несварении и врожденных твердых опухо­лях, при образовании "железной грязи" (то есть при переполнении желудка слизью),

Противопоказания.
Однако введение лекарств через нос противопоказано при "свежем" заразном заболева­нии, при только что полученном ранении в голову, при опьянении алкогольными на

Показания.
Очищение мягкой клизмой "цямцзи", что буквально значит "нежное лекарство", рекомендуется при наличии у пациента твердых опухолей, вызванных "пневмой",

Противопоказания.
Клизма "цямцзи" противопоказана при водянке и ее разновидностях, при отсутствии аппетита, при отравлениях и болезни печени, при жаре в кишечни

Показания.
Заболевания, при которых показана клизма "нируха", делятся на две группы: общие и специфические. К общимзаболеваниям относятся ранения в нижнюю часть туловища,

Противопоказания.
"Очищение сосудов" противопоказано при истощении компонентов тела, а также для стариков, для одержимых демоном, для беременных, при болезнях &

Показания.
Процедура очищения сосудов рекомендуется для женщин, утративших способность к деторождению, при невыхождении мертвого плода из матки, при появлении в матке твердых опухол

Показания.
Кровопускание в основном производится при болезнях жара, вызванных кровью или "желчью". Так, отворение крови показано больным, страдающим "болезнью жара, рассеянного в крове

Противопоказания.
Что же касается противопоказаний к кровопусканиям, то они в целом не рекоменду­ются при заболеваниях, вызванных расстройством "пневмы" или "флегмы".

Нельзя спешить с кровопусканием
при болезнях жара в том случае, когда больная кровь не отделена от здоровой, при "несозревшем" жаре заразного заболевания, при "пустом жаре", при отра

КРАТКОЕ СОДЕРАНИЕ ГЛАВЫ 21 (ПРОДОЛЖЕНИЕ), ИЛЛЮСТPИPУЕМОЙ НА ЛИСТЕ
  На листе показаны точки термических процедур передней стороны тела согласно извле­чению из сочинения "Лунный царь", приведенному в главе 21 трактата "Голубой бе­рилл&

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги