рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Историческое влияние религии на развитие уголовного права

Работа сделанна в 2001 году

Историческое влияние религии на развитие уголовного права - Дипломная Работа, раздел Право, - 2001 год - Уголовное право и религия Историческое Влияние Религии На Развитие Уголовного Права. Исторически...

Историческое влияние религии на развитие уголовного права.

Исторически особенная часть уголовного права возникла раньше общей части, ибо сначала возникли конкретные виды общественно опасных деяний, влекущие уголовно-правовые запреты. Библейская заповедь не убий, не укради основывается на том факте, что убийство и кража были самыми древними видами общественно-опасных деяний, от совершения которых предостерегал этот древнейший религиозный памятник.

Первые уголовно-правовые запреты возникли из древних обычаев кровной мести и были направлены на подчинение интересов индивида интересам общества. Самые первые правила человеческого поведения, прежде всего, были направлены на ограничения агрессивного поведения, сохранение человеческого рода и выражались в требованиях не убивай отца, детей и братьев не вступай в половую связь с матерью, дочерьми и сестрами и т. п. Уголовное право в целом, с момента его возникновения поначалу носило преимущественно уголовно-репрессивный характер.

И, как правило, основывалось на религиозных принципах. Юридическое общение получает свою специфическую характеристику исторически, прежде всего на фактах правонарушений. Понятие кражи определяется раньше, чем понятие собственности Е.Б. Пашуканис, Избранные произведения по общей теории права и государства, М.1980, с.159. Исторически уголовное право развивалось медленно, сохраняя такие формы самозащиты отдельных родов, семей и людей, как кровная месть, талион и система композиций. Но постепенно они вытеснялись мерами уголовного наказания.

До нас дошли законодательные памятники различных древних народов Индии Законы Ману - 1200 г. до н.э. законы Ассирии около 1500 г. до н. э. Судебник вавилонского царя Хаммурапи 1914г. до н. э. законы хеттов около 1750 г. до н. э. еврейские законы Пятикнижие - около 1400 г. до н. э. законы Древней Греции законы Дракона - 621 г. до н. э. и законы Солона - 409-408 г. г. до н. э. законы Древнего Рима законы XII таблиц - 450 г. до н. э. и др. Все эти документы свидетельствуют о том, что уголовное право древних государств было направлено, прежде всего, на защиту государства, религии, собственности и личности и носило классовый характер.

Одним из древнейших памятников Руси является Русская Правда, содержащая нормы гражданского, уголовного и процессуального права. Этот документ, учитывая уже субъектную сторону преступления, различает убийство на пиру, в ссоре, убийство, не носящее низменного характера от убийства при разбое как более тяжкого преступления.

Преступление в Русской Правде именовалось обидой, а наказание за нее осуществлялось в соответствие с установленными правилами. При этом преследование обидчика предоставлялось на усмотрение потерпевшего или его близких родичей. Русская Правда предусматривала преступления, которые преследовались не потерпевшим, а общиной в целом. В качестве наказания предусматривались месть, поток и разграбление Поток и разграбление - в рус. Феод. праве вид наказания за разбой, конокрадство и поджог.

Заключалось в изгнании преступника, конфискации его имущества система выкупов. Смертная казнь применялась без суда в порядке расправы веча или князя над своими противниками. В Псковской Судной грамоте 1457 года вопросы уголовного права получили свое дальнейшее развитие. Преступным считалось не только посягательство на личность и собственность, но и на интересы государства. Впервые термин преступление на Руси встречается в летописных рассказах XIV века в связи с событиями 1398 г. В уголовно-правовой литературе отмечается, что в отечественном уголовном праве круг преступных деяний регламентировался далеко не сразу, а постепенно, совпадая первоначально со сферой гражданских правонарушений.

Законодательным критерием, обуславливающим необходимость установления уголовно-правового запрета, являлась серьезность нарушения интересов правящих классов и государства, а также значительность вреда. Судебник 1497 г. к преступным деяниям относит лихое дело. По Судебнику, холоп мог быть субъектом преступления и самостоятельно нести ответственность.

Судебник 1497 выделял уже имущественные и государственные преступления. К государственным преступлениям была отнесена крамола например, отъезд боярина от великого князя к другому князю и подым т. е. призыв к воспитанию. За совершение этих преступлений полагалась смертная казнь. К имущественным преступлениям Судебник относил разбой, татьбу, истребление и повреждение чужого имущества, а к преступлениям против личности - убийство душегубство, оскорбление действием и словом.

Наказание в Судебнике ожесточалось, предусматривалось два вида казни смертная и торговая. В Судебнике 1550 г. впервые появился состав преступления - вынесение незаконного решения за взятки. Судебник также устанавливал ответственность судей за умышленное решение. Виновный наказывался за это помимо основного наказания дополнительным битьем кнутом. В Судебнике впервые был предусмотрен состав мошенничества, отпочковавшийся от кражи, а грабеж отграничивался от разбоя, который рассматривался как хищение, сопряженные с насилием. В царствование Алексея Михайловича в 1649 году было принято Соборное Уложение, в котором содержалось большое количество норм уголовного права.

Впервые была сделана попытка провести разграничение между умыслом и неосторожностью, появились нормы о необходимой обороне и крайней необходимости, проводилось различие между отдельными видами соучастников, наблюдалось ужесточение наказаний и усложнение их системы. Уложение предусматривало широкое применение смертной казни, членовредительские наказания, тюрьму и ссылку.

Усовершенствовалась система особенной части на первом месте стояли религиозные преступления, затем государственные государственная измена, посягательство на жизнь и здоровье царя и т. д С точки зрения законодательной техники, четкости формулировок и полноте, Уложение превосходило современные ему западноевропейские уголовно-правовые законы. Это был первый в нашей стране систематизированный свод законов. 25 тематических глав. Почти тысяча статей.

Таких масштабов законотворчества Россия еще не знала. Наконец, это был первый печатный памятник отечественного права. В 1649 году он издавался дважды - каждый раз тиражом по 1200 экземпляров. В Соборном Уложении законодательно оформлено крепостное право. Расширены права помещиков. Сыск беглых стал бессрочным. Впервые выделены государственные преступления.

Уголовно-правовой защите личности монарха отводилось специальная глава. Предусматривалась смертная казнь даже за обнаружение умысла совершить преступное деяние против царя В своде законов получили развитие все отрасли права - административное, финансовое, гражданское, уголовное и другие. Необходимо отметить, что в нем ожесточается система наказаний. Уже в первой главе, определяющей ответственность за преступления против религии и церкви, предусмотрены чуть ли не все виды смертной казни - сожжение не забыли костры инквизиции, колесование, четвертование, битие батогами и кнутом.

В этой главе вводится понятие богохульства. Сюда относят брань в адрес Христа и Богоматери, икон, осквернение креста. Новгородский архиепископ доносил, что в этом старинном русском центре торговли и ремесленничества замечен такой вид богохульства, как попытки грызть иконы зубами. Такой вид наказания, как смертная казнь, рассыпан по всему своду законов. Фальшивомонетчикам - заливать в рот раскаленное олово.

За измену на поле брани - повешение на виду у неприятеля. За поджог - сожжение. В кинофильме Белое солнце пустыни есть такая сцена. Сухов натыкается на закопанного в песок по шею человека. Под палящим солнцем его ждет неминуемая смерть. Средневековая казнь скажете вы и будете правы. Так вот, такая казнь предусматривалась и Соборным Уложением 1649 года. В отличие от кинофильма, она предназначалась для женщин, которые тем или иным способом лишали жизни своих мужей.

Преступницу закапывали в землю по плечи. Днем священник читал перед ней молитвы. На ночь к несчастной приставляли стража для наблюдения чтобы ей никто не поднес ни кружки воды, ни куска хлеба. И еще - чтобы стаи одичавших голодных собак не отъели ей голову. Беспощадные были законы. Жестокие были нравы. Хотя религия в то время в сознании людей занимала одно из первых мест. В царствование Петра I был принят Воинский артикул, содержащий только нормы уголовного права и представлял собой военно-уголовный кодекс без общей части.

Особенностями уголовного права средневековья являлась система голого насилия и открытое неравенство перед законом различных классов и сословий. Уголовное право эпохи средневековья это право сильного и право привилегия. В период средневековья наиболее крупные феодалы устанавливали в своих владениях свои законы, свое право, которое характеризовалось исключительной жестокостью. Здесь не малое влияние оказывала и церковь. В дошедших до нас многочисленных законодательных памятников средневековья Саксонское зеркало, составленное между 1198 и 1215 г.г. Швабское зеркало, изданное между 1250 и 1288 г. Силезское земское право конца XIV века, Каролина 1532 г. и др. Указанные законодательные акты усилили черты, характерные для эпохи рабовладельческого строя.

Устрашительность, жестокость и неравенство наказаний, обусловленные сословными различиями людей пронизывают всю систему уголовно-правовых норм средневековья. Смертная казнь, телесные и особенно членовредительские и имущественные наказания, наиболее часто применяются в этот период.

Лишение свободы применяется редко и лишь на закате феодально-абсолютистских государств приобретает некоторое значение. Смертная казнь была самым распространенным видом наказания. Уложение Карла V императора Священной Римской Империи предусматривала смертную казнь за 44 преступления, французское уголовное законодательство 18 в. знала 115 видов преступлений, за которые предусматривалась смертная казнь, а в Англии смертная казнь применялась к 160 видам преступлений.

Испанская инквизиция сожгла на кострах более 50000 человек за колдовство, а по подсчетам Вольтера в Европе было сожжено более 100 тысяч человек за распространение ереси. В царствование Генриха VIII в Англии за одно только бродяжничество было казнено 72 000 человек, а за свое полувековое пребывание на английском престоле королева Елизавета осуществила около 20000 казней. Смертная казнь предусматривалась не только за тяжкие преступления, но и за незначительные проступки.

Она применялась за ереси, колдовство, убийство, разбой, поджог, фальшивомонетничество, кражу, мошенничество, прелюбодеяние, кровосмешение, скотоложство, порубку леса, бродяжничество, участие в незаконных сборищах и т. д. С победой буржуазии, утверждением капиталистических отношений и формальным провозглашением принципа равенства всех перед законом уголовное законодательство передовых Европейских государств отражает идеи представителей просветительско-гуманистического направления в уголовном праве Монтескье, Вольтера и Беккария.

Ярчайшим образцом уголовного права, пришедшей к власти буржуазии явился Уголовный кодекс Франции 1810 г в основе которого лежали выдвинутые в трудах Монтескье и Беккария принципы нет преступления, если оно не предусмотрено законом, принцип виновной ответственности лица и принцип соответствия наказания тяжести совершенного преступления и др. Французский уголовный кодекс 1810 г. явился образцом для других, при создании уголовно-правовых систем в ряде европейских государств.

УК 1810г. действовал во Франции на протяжении 182 лет, пока в 1992 г. не был принят новый УК. В России в 19 веке была впервые осуществлена кодификация уголовного законодательства, получившая воплощение в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845г. Оно отличалось непомерной громоздкостью и состояло из общей и особенной части. Наказания подразделялись на уголовные и исправительные. К первым относилась смертная казнь, каторга, ссылка, а исправительные наказания для представителей привилегированных сословий заключались в ссылке в Сибирь или отдаленные районы России.

Исправительные наказания были соединены с лишением всех сословных и служебных прав. Кроме основных наказаний применялись еще и наказания дополнительные церковное покаяние, конфискация имущества, отдача под надзор полиции и др. Особенная часть Уложения предусматривала ответственность за преступления государственные, против личности, против семьи и др. В 1885г. после отмены крепостного права и проведение судебной реформы в Уложение были внесены некоторые нововведения демократического порядка в частности, включен принцип нет преступления без указания о том в законе. В 1903 г. было принято новое Уголовное уложение, которое лишь частично вступило в действие.

Все-таки, какими бы не были наказания в историческом периоде развития уголовного права, все они были направлены на развитие государственности и личности. И что необходимо отметить, это то, что на протяжении всей истории уголовное право существовало совместно с религией, и результат их совместного существования был налицо.

Россия была одна из сильнейших держав. Но даже Англия и Франция сравнительно небольшие государства на протяжении всей истории, были и остаются одними из самых развитых стран мира. Тоже самое можно сказать и про ряд иных стран, где религия была и остается одной из важнейших сфер жизни общества. После Октябрьского переворота 1917 г. в России, руководствуясь марксистскими догматами о том, что с ликвидацией старого базиса ликвидируется и старая надстройка, большевики отменили все прежние законы.

Декрет 1 О суде 1917 г. провозглашал в качестве основного источника уголовного права революционное правосознание судей. А это по сути дела оправдывало произвол. Руководящие начала по уголовному праву РСФСР 1919 г. отказались от таких важнейших принципов как нет преступления, если оно не предусмотрено законом, и от принципа виновной ответственности, не было в этом законодательном акте особенной части уголовного права, принцип законности был подменен революционной классовой целесообразностью.

Классовый подход пронизывал и первый УК РСФСР 1922 г состоящий из общей и особенной части, рассматривал в качестве преступления любое общественно- опасное деяние, угрожающее основам советского строя и правопорядку, установленному рабоче-крестьянской властью на переходный к коммунистическому строю период времени, а указание на запрещенность деяния в законе отсутствовало.

Наличие в законе аналогии давало возможность судебно-следственным органам по собственному усмотрению оценивать то или иное деяние в качестве преступления. Отвергая идеи классического направления в уголовном праве УК 1922 г. пошел по пути заимствования из арсенала социалистической школы ряда реакционных положений, в частности, таких, как опасное состояние личности, трактуя его с позиций классовой опасности и признавая основанием уголовной ответственности.

При этом принцип виновной ответственности лица отвергался со всей категоричностью. Наказание было заменено мерами социальной защиты. По этому же пути пошли и Основные начала уголовного законодательства Союза ССР и Союзных республик 1924 г. первый общесоюзный уголовно-правовой законодательный акт. В этом документе были сформулированы задачи уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, определены территориальные пределы действия этого законодательства, проведено разграничение компетенции в области уголовного законодательства между Союзом ССР и союзными республиками.

В связи с введением в действие Основных начал возникла необходимость в издании нового уголовного кодекса, который был принят 22 ноября 1926 г. Общая часть этого кодекса с некоторыми уточнениями воспроизводила Основные начала. УК РСФСР 1926 г как и УК 1922 г. характеризовался отсутствием в определении преступления признака противоправности. В нем также закреплялось применение уголовного закона по аналогии.

В нем, как и в УК 1922 г. отсутствовал принцип виновной ответственности, а в место наказания фигурировали меры социальной защиты. Более того, в условиях ожесточения репрессии и начавшегося разгула сталинского террора УК 1926 г. пошел по пути признания объективного вменения. УК 1926 г. действовал на протяжении 35 лет, пополняясь новыми нормами, которые сыграли в тридцатые и сороковые годы свою отрицательную роль в обосновании произвола и лили воду на мельницу сталинских репрессий и сводили почти на нет права и свободы граждан и, прежде всего, самую высшую общечеловеческую ценность - право на жизнь.

В этот период уничтожались церкви и почти вся культура России, которая формировалась исторически на протяжении веков. Конечно, ни о каком влиянии религии здесь говорить не приходится. Идея построения коммунизма вселилась в умы необразованных людей и представляла собой своебразную религию, которая вытесняла ту, которая существовала исторически. После разоблачения культа личности Сталина обнаруживается известная демократизация уголовного законодательства.

Принятые в декабре 1958 г. Основы уголовного Законодательства Союза ССР и союзных республик и УК РСФСР 1960 г. отказались от аналогии, восстановили принцип нет преступления без указания о том в законе, твердо встали на путь признания принципа виновной ответственности лица, оставаясь при этом по-прежнему на позициях провозглашения классовых начал советского уголовного права. Вместе с тем в УК 1960 г. наличествовали нормы серьезно ограничивающие права и свободы граждан ст. 70 антисоветская агитация и пропаганда, ст. 142 о нарушении законов об отделении церкви от государства, ст. 190 распространение заведомо ложных измышлений, порочащих советский государственный и общественный строй и др. ст. 153 о частнопредпринимательской деятельности и коммерческом посредничестве и др Данные нормы противоречили Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г. и Международному пакту о гражданских и политических правах 1966 г. В период существования советского тоталитарного государства ученые в области уголовного права мало привлекались к разработке законодательных актов.

Многие законы разрабатывались аппаратами министерств юстиции, внутренних дел и других ведомств.

Определяющими характер этих законодательных актов были указания партийных органов ЦК КПСС и отдельных партийных руководителей, что приводило к нарушению системности в законодательстве, созданию конкурирующих норм и норм, не имеющих социальной обусловленности.

Превалирование идеологии над правовыми принципами приводило к неадекватной оценке отдельных видов преступлений. Так, за совершение хищения государственного или общественного имущества в особо крупных размерах свыше 10 тыс. руб. предусматривалось наказание в виде лишения свободы на срок от 8 до 15 лет с конфискацией имущества, со ссылкой или без таковой или смертная казнь с конфискацией имущества. В то же время, умышленное убийство, совершенное без отягчающих обстоятельств, каралось лишением свободы на срок от 3 до 10 лет ст. 103 УК РСФСР . Жизнь человека ценилась гораздо меньше, чем государственная собственность! Советское уголовное законодательство отличалось также репрессивным характером, что выражалось не только в судебных санкциях например, смертная казнь предусматривалась за 15 видов преступлений, не считая воинских, но и в усиленной криминализации, т. е. в установлении уголовной ответственности за весьма широкий круг деяний, а это далеко не всегда было социально и экономически обосновано.

Так, потом отмененная ст. 154 УК РСФСР, принятая в период правления Н.С. Хрущева, предусматривала лишение свободы на срок до 2 лет за скупку в государственных или кооперативных магазинах хлеба и других пищевых продуктов для скармливания скоту и птице.

Этот закон не был социально обусловлен, так как отсутствие кормов и падеж скота вынуждали крестьян кормить домашний скот хлебом, чтобы спасти его от гибели.

К сожалению марксистко - ленинская теория довольно глубоко вселилась в сознание людей и была определенным историческим этапом в развитии общественного сознания. Несомненно влияние этого сознания мы видим уже сейчас. Но все-таки этот этап был не столь огромный и не вселялся в умы людей из поколения в поколение. Какие бы были последствия судить трудно. Но на сегодняшний день остались люди, которые возрождают религию. Возрождается также и уголовное право, которое можно сказать уже существовало до Великой Октябрьской Революции, хотя бы в форме тех основных принципов, которые заложены в уголовном праве нашего времени.

Отличие его заключалось лишь в том, что оно отражало и защищало те общественные отношения, которые были характерны именно для того этапа исторического развития. Принципиально же оно мало изменилось. В настоящее время положение значительно изменилось, и ученые, как правило, стали привлекаться к разработке законопроектов.

Так, созданию проекта Уголовного кодекса Российской Федерации предшествовали серьезная подготовка, широкое обсуждение научной общественностью, как отдельных актуальных проблем, так и проектов Уголовного кодекса. В итоге в Государственную Думу было внесено 2 проекта УК, подготовленных двумя разными рабочими группами, в которые вошли видные ученые в области уголовного права. В дальнейшем, в результате многократного обсуждения и работы в комитетах Государственной Думы на основе двух проектов был создан объединенный проект, который дорабатывался и уточнялся с учетом замечаний при обсуждении проекта в Думе в первом и во втором чтении.

Однако на подготовке нового Уголовного кодекса сказалась поспешность, вызванная стремлением аппаратчиков поскорее отчитаться перед высоким начальством о своих заслугах в деле создания нового законодательства. В результате проект оказался недоработанным и имеет существенные недостатки, которые вызвали значительное число замечаний правоохранительных ведомств.

Поэтому Президент России не подписал первоначальный вариант Кодекса, принятый Государственной Думой. Несмотря на то, что в ныне вступившем в силу УК устранены многие недостатки принятого в 1995 г, варианта УК, Кодекс и сейчас вызывает серьезные замечания и содержит значительное число неудачных решений. К таким просчетам приводит ненужная спешка при подготовке законодательства. Опираясь на современные идеи теории познания в сфере обществоведения, наука уголовного права использует ряд конкретных методов обобщение и анализ следственной практики, исторический, систематический, сравнительный анализ законодательства, анализ уголовной статистики, конкретно-социологические методы опросы, анкетирование, экспертные оценки системный метод метод сравнительного правоведения при изучении зарубежного уголовного законодательства.

Применение всех этих методов должно основываться на положениях логики. Наука уголовного права использует также последние достижения социологии, криминологии, психологии, психиатрии.

Многие современные проблемы борьбы с преступностью могут быть решены только на основе комплексного изучения вопросов с использованием научных разработок различных отраслей знания. Задачами науки уголовного права являются разработка фундаментальных проблем уголовно-правовой теории, предложений по совершенствованию и развитию уголовного законодательства, обобщение и анализ судебной практики и формулирование рекомендаций по повышению ее эффективности, изучение зарубежного опыта борьбы с преступностью, правовая пропаганда в целях повышения правосознания населения, издание учебной и методической литературы для обеспечения юридического образования в стране.

Уголовно-правовая наука должна быть свободна от идеологических штампов, руководствоваться прогрессивными правовыми идеями, в первую очередь о защите прав человека и интересов личности. В недалеком прошлом ученые в области уголовного права вынуждены были руководствоваться положениями марксизма, выступлениями руководителей КПСС и советского государства, решениями высших партийных органов.

Это приводило к ограничению возможностей высказывать свои собственные мысли. Тем не менее, и в советский период существования нашего государства наука уголовного права добилась ряда существенных успехов в разработке доктрины борьбы с преступностью и ряда важных уголовно-правовых институтов. С 1985 г. СССР встал на путь демократических преобразований в направлении создания правового государства.

Серьезным препятствием в реализации этих задач была марксистская идеология с ее классовым подходом по всем социальным явлениям, отрицанием частной собственности, непоколебимой верой в идеалы коммунизма и т. п. Тем не менее, принятые 2 июля 1991 г. Основы уголовного законодательства Союза ССР и республик сумели отразить многие прогрессивные моменты, свидетельствовавшие о том, что общество постепенно стало развиваться в направлении мировой цивилизации. После распада СССР в декабре 1991г. возникла жгучая потребность в создании нового УК РФ, который отражал бы те изменения в политической и социально-экономической жизни нашего общества и учитывал бы требования экономической и правовой реформ и особенности перехода к рыночной экономике.

С 1992 г. началась интенсивная работа по созданию нового уголовного кодекса России. Разработчики проекта, среди которых были известные ученые криминалисты, стремились учесть не только все то новое, что имело место в жизни нашего общества, но и учесть законодательный опыт, опыт правоприменительной деятельности органов правосудия, а также законодательный опыт ведущих государств Европы, в частности к тому времени были приняты новые уголовные кодексы во Франции и Германии.

Проект УК РФ получил высшую оценку ведущих криминалистов этих стран. Новый УК РФ был принят Государственной Думой 24 мая 1996 года, одобрен Советом Федерации 5 июня 1996 г. и подписан Президентом РФ 13 июня 1996г. Кодекс введен в действие с 1 января 1997г. Впервые в истории отечественного уголовного законодательства перечислены принципы уголовного права и раскрыто их содержание.

УК пронизывает идея не классового подхода, а на передний план выдвигается идея защиты важнейших общечеловеческих ценностей, закрепленных Конституцией РФ 1993г. В общей части содержится ряд новелл впервые дана четкая категоризация преступлений, содержится более четкая формулировка умысла и неосторожности как форм вины, наличествует норма о преступлениях с двумя формами вины, норма об отсутствии ответственности при невиновном причинении вреда, расширен круг обстоятельств, исключающих преступность деяния, содержатся более конкретные нормы о формах и видах соучастия и т.д. Особенная часть поделена на разделы, в основе которых лежит принцип родового объекта, а разделы разделены.

На первом месте находятся посвященный преступлениям против личности, специальный раздел, посвящен преступлениям в сфере экономики. При разработке проекта уголовного кодекса опирались на достижения как отечественной, так и зарубежной науки уголовного права.

И тем не менее, даже новый УК имеет ряд недостатков, которые ставят перед правоприменительной практикой трудноразрешимые проблемы. В качестве наиболее яркого примера можно взглянуть на формулировку ч.1ст.12 УК РФ, касающуюся действия уголовного закона в отношении лиц, совершивших преступления вне пределов Российской Федерации. Редакция этой нормы такова, что уголовно ненаказуемыми могут оказаться многие совершенные за границей российскими гражданами преступления против безопасности нашего государства включая государственную измену, в сфере экономической деятельности, против интересов государственной службы, правосудия, порядка управления и т.д. Но ведь не всякое деяние, являющееся преступным в соответствии с УК России, признается таковым в государстве, на территории которого оно совершается.

А ведь оно может быть направленно не только против интересов иностранного государства и его граждан, когда такой подход оправдан, но и против интересов России и ее граждан.

В последнем случае требование закона о том, чтобы предусмотренное УК РФ деяние непременно признавалось преступным в государстве, на территории которого оно совершается, в ряде случаев подрывает национальный и реальный принципы действия уголовного закона в пространстве и по кругу лиц. С момента вступления в силу нового УК серьезные проблемы для правоприменительных органов вызывают формулировки некоторых составов преступлений, в которых законодателем не была указана форма вины. Для примера можно обратиться к главе 26 УК РФ Экологические преступления в ней содержится около 12 составов преступлений ст. 246-252, 254, 255, 257, 259, 262 , при совершении которых возможна как умышленная, так и неосторожная вина. Однако совершение этих деяний по неосторожности например, нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ - ст. 246 не влекло за собой уголовной ответственности, поскольку в диспозициях соответствующих статей форма вины вообще не указана.

Следовательно, уголовная ответственность была возможна лишь в случаях умышленного совершения указанных преступлений, что в принципе не характерно для экологических преступлений.

Создавшаяся ситуация в какой-то степени разрешена Федеральным законом от 25 июня 1998 г. О внесении изменений и дополнений в УК РФ , внесшим изменения в редакцию ч.2 ст. 24 УК СЗ РФ. 1998 26. Ст. 3012 Также хотелось бы отметить спорный и очень актуальный вопрос применения смертной казни.

Уголовный кодекс РФ исходит из необходимости сохранения смертной казни за особо тяжкие преступления, связанные с умышленным посягательством на жизнь человека ст.20 Конституции. Видимо законодатель посчитал, что современные криминологические реалии в России таковы, что исключение данной меры общественной безопасности из УК РФ преждевременно. Религия, которую воспринимают большинство россиян христианство и которая исторически складывалась в сознании людей, на данном этапе призывает не применять высшую меру наказания.

Ибо убийство человека - есть самый большой грех. И с религиозной и с правовой точки зрения, жизнь человека - есть высшая ценность. И государство охраняет жизнь большинства за счет отнятия последней у тех лиц, которые умышленно совершили особо тяжкие преступления против жизни человека. Здесь опять наблюдается противоречие правовых норм. С одной стороны государство охраняет, а с другой забирает жизнь человека.

Неужели нельзя найти иные способы охраны жизни большинства населения в альтернативу смертной казни? Если взглянуть на данные уголовной статистики российской и зарубежной, то она не подтверждает того факта, что с приостановлением, в данное время, применения смертной казни, возросло количество соответствующих преступлений. Лично я, учитывая не проработанность нашего уголовного, уголовно-процессуального законодательства, а также коррупцию во всех ветвях власти, считаю, что смертную казнь необходимо отменить.

К сожалению, большинство населения России за применение смертной казни, но мне кажется, что те условия, в которых отбывает наказание пожизненно заключенный, более суровы, нежели смертная казнь. Несомненно, на содержание таких заключенных необходимы определенные средства, но разве можно оценивать жизнь человека деньгами? Если можно, тогда необходимо посчитать, сколько украли в нашей стране и в эквиваленте к этому можно применять смертную казнь к ворам. Но это абсурд.

К тому же, возможно, что через какое-то время изменится представление о смертной казни у законодателя а к этому идет, а жизни людей не вернешь. И возможно в будущем, мы будем говорить о смертной казни, как об ошибке прошлого, тогда зачем совершать ошибки, которые уже никогда не исправить? Может быть, было бы разумным предоставлять право выбора преступнику в отношении применения к нему смертной казни или пожизненного лишения свободы. Кстати, хотелось бы отметить, что не всякая религия против смертной казни, как уголовного наказания.

Например, в иудаизме Иудаизм - монотеистическая религия с культом бога Яхве. Возникла в 1-м тыс. до н.э. в Палестине, распространена в основном среди евреев. Большая часть исповедующих живет в Израиле и США. Основные положения собраны в Торе и Талмуде. Является государственной религией Израиля. принято различать во всяком преступлении две стороны - вину перед пострадавшими и вину перед Богом. Так вот, по степени наказания предусмотренного Библией преступнику на земле, мы судим о степени виновности перед Богом. Предполагая, что земной суд пользуется властью, ниспосланной ему Всевышним, и т.д. Если хотите, то это вариация Изумрудной скрижали На небесах, так же как на земле в применении к Закону.

Поэтому приверженцы этой религии считают, что есть вещи, за которые не нужно наказывать, а нужно казнить, потому как преступление тяжкое, исправления не предвидится, а самое главное влияние если в живых оставить остается. То есть такому здесь просто не место.

Но существование таких религий, а также уголовного права историческим базисом которого является такая религия не отражает передовое развитие таких государств. Зато является харктерным тормозом, в развитии государства и общества и как правило пытается выразить волеизъявление господствующего класса. Более подробно эту проблему я буду рассматривать в рамках данной дипломной работы. Все вышесказанное еще раз доказывает, что идеальных законов не существует. И порой безнаказанность порождает новые виды преступлений.

А несправедливые наказания являются причинами порождения правового нигилизма и еще более усугубляют криминогенную обстановку в стране. А для того, чтобы каким-то образом сгладить правовые недостатки, на мой взгляд необходимо прилагать огромные усилия и средства для изучения и ликвидации причин и условий, порождающих преступность. Чем и занимается наука криминология. Наказания безусловно влияют на общественное правосознание, но как показывает существующая обстановка они не могут в полной мере решить проблему преступности, что в принципе невозможно вообще, но хотя бы свести ее к минимуму.

Вот почему необходима связь между религией и уголовным правом. 4. Проблема влияния определенной религии шариата на уголовное право, социальные последствия, возможные способы решения. Хотелось бы также отметить, что совместное существование, а тем более воздействие религии на уголовное право, не всегда отражает развитие правового государства.

Некоторые религии не воспринимают те принципы, которые заложены в правовом государстве. Это сказывается соответственно и на уголовном праве определенных государств. Проблемы эти являются не только внутригосударственными, но и международными. Любое из существующих в мире государств, будь оно и небольшим, способно причинить немало вреда мировому сообществу. Поэтому, есть необходимость изучить опыт других стран, а также посмотреть влияние религии на становление уголовного права.

Для примера, можно взглянуть на то, как складывалось уголовное право Судана, внутри которого происходит постоянная борьба уголовно-правовых и религиозных принципов, и какой из этого результат. Для того, чтобы проиллюстрировать суть проблем, описанных выше, и показать, что прежде, чем вводить шариатское уголовное право на практике, его необходимо реформировать, развить и уточнить. Само собой разумеется, что проблемы, схожие с теми, которые возникали в Судане, возникнут везде, где в современных национальных государствах будет вводиться уголовное шариатское право или совместное существование какой-либо религии и уголовного права.

Наиболее значительной датой, связанной с введением в Судане шариатского уголовного права, был сентябрь 1983 г. До этого уголовное право Судана основывалось на британском обычном праве, в том виде, в котором оно было адаптировано в Индии и других британских колониях. Кроме того, как и на протяжении всей суданской истории, во многих частях страны применялось и продолжает применяться местное обычное право.

Я располагаю лишь очень незначительной информацией об уголовном судопроизводстве до 19 века, но могу смело предположить, что исторически сложившаяся модель децентрализованной власти в Судане не могла не отразиться и в этой сфере. Огромная территория и недоступность многих частей страны наряду со сложившейся системой организации населения по племенному и этническому принципу всегда способствовали тому, что управление в Судане было децентрализовано и осуществлялось вождями племен и местными правителями.

Объединение страны произошло только после 1821 г когда страна была завоевана турками и египтянами. Интерес не такой уж большой турецко-египетских правителей к делам местных жителей не распространялся за пределы больших городов, где действовали турецко-египетские кодексы, к тому времени уже испытавшие значительное влияние европейского права. Подавляющее же большинство суданцев на протяжении всего турецко-египетского периода жило по местному обычному праву, в мусульманских частях страны подвергшемуся воздействию шариата и до некоторой степени модернизированному им. Хотя уже к началу 15 столетия большинство населения Судана приняло ислам, шариат не применялся там, как единая юридическая система, за исключением, возможно, лишь период 1884-1894 годов, т.е. периода махдистского государства.

А до этого периода шариатское уголовное право, если и применялось, то чисто номинально и зачастую с большой поправкой на местные обычаи.

Например, за убийство и нанесение тяжких телесных повреждений часто выплачивалась дийя штраф, но условия и размер выплаты определялись скорее местными обычаями, чем шариатом. Муххадад Ахмед ал-Махди, ведомый божественной волей, начал в 1881 г. религиозно-политическую революцию, целью которой он провозгласил свержение не-исламского турецко-египетского режима. В результате ал-Махди и его приемник ал-Халифа халиф Абдуллахи постановили строго применять шариат, в том числе и шариатское уголовное право, на всей подконтрольной им территории.

Поскольку ал-Махди полагал, что исламская юриспруденция, фикх, исказила и осквернила чистые исходные принципы шариата, махдистская власть запретила все ссылки на исторические школы основоположников исламского права при интерпретации соответствующих текстов Корана и Сунны. Вместо этого, единственным допустимым источником шариата помимо Корана и Сунны стали считаться декреты самого Ал-Махди Махди Мухамед Ахмед - 1945-85. Вождь освободительного движения в Судане восстание махдистов Основатель Махдисткого гос-ва Хотя считалось, что это был период строгого соблюдения шариата, на самом деле махдистское государство применяло свою собственную версию шариата.

Кроме того, на протяжении короткого периода своего существования, это государство переживало бесконечные внутренние смуты, восстания и гражданскую войну, а также постоянные внешние войны. Поэтому у режима просто не было времени и ресурсов, чтобы развить собственные институты и отладить систему уголовного права.

Таким образом, опыт махдистского правления не может быть надежной основой для создания современной системы уголовного права. Завоевание страны в 1898 г. силами Великобритании и Египта имело целью уничтожение остатков махдистского государства. После короткого периода полевых судов в стране были введены принципы английского общего права и основанные на них своды законов, с соответствующими изменениями, внесенными в них с учетом опыта Индии. В это время колониальные власти готовили местных суданских специалистов с тем, чтобы они со временем заняли места офицеров полиции и судей.

Хотя после первых лет англо-египетского правления действие этих кодексов формально было распространено на всю территорию Судана, на деле они так и не смогли вытеснить традиционное право в сельских районах и в областях проживания кочевых племен. Когда в 20-х годах нашего века в стране была создана туземная администрация, в определенных рамках уголовная юрисдикция судов вождей племен и местных правителей была признана официально. т Не удивительно, что после того как подобная система, включающая элементы традиционного права, была институционально оформлена, объявление в январе 1956 г. политической независимости ничего в этой сфере не изменило.

Вскоре после объявления независимости в стране развернулась дискуссия по вопросам о будущем конституционном и правовом строе, но вплоть до 1983 г. никакие реальные шаги в направлении изменения природы и содержания существовавшей ранее правовой системы не делались.

Тем не менее, корни того, что можно назвать юридическим государственным переворотом 1983 г. следует искать в политических и прочих процессах, которые начались в стране с 1977 г Я не буду рассматривать здесь мотивы и механизм юридического государственного переворота, осуществленного в Судане в 1983 г который ставил своей целью сделать шариат единственной правовой системой Судана. Нас больше интересуют последствия этого принципиального изменения политического курса для уголовного права Судана.

В соответствии с новой политикой тотальной исламизации несколько основных кодексов, такие, как Уголовный кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс и Закон о правилах дорожного движения были пересмотрены и заново введены в 1983 г. с тем, чтобы новая версия была основана на шариатских принципах. Первый в стране Закон о порядке дачи свидетельских показаний был введен в это же время для того, чтобы укрепить шариатские правила, вводимые в стране вместо общих принципов британского обычного права применительно к порядку дачи показаний Конечно, некоторые недоработки того, что принято называть сентябрьскими 1983 законами, можно списать на ту поспешность, с которой они принимались под давлением бывшего президента Джафара Нимейри в еще не сформировавшейся новой политической системе однако, другие недостатки этих законов отражают главные проблемы применения уголовного права шариата в современных условиях.

В предлагаемом ниже кратком критическом обзоре некоторых законов 1983 г. я буду делать упор именно на эти сущностные недостатки, так как аналогичные проблемы, судя по всему, будут возникать всегда, когда историческое шариатское уголовное право будет вводиться в современных национальных государствах. Уголовно-процессуальный кодекс 1983 г в котором вкратце упоминалось о шариатских наказаниях за убийство и нанесение тяжких телесных повреждений, о праве Верховного судьи издавать циркуляры Циркуляр - ведомственный правовой акт, содержащий определенные предписания подчиненным органам определяющие, какая из исламских правовых школ будет признана для судов эталонной, а также определялся размер дийя штраф или возмещение, которая должна выплачиваться за убийство или нанесение тяжких телесных повреждений. Во всем остальном УПК явился простым воспроизведением прежнего светского Уголовно-процессуального кодекса.

В новом кодексе никак не рассматриваются те процедурные вопросы, которые возникают в связи с применением шариатского уголовного права в новых условиях.

Например, в кодексе никак не регламентируются отношения между частными лицами, имеющими право требовать компенсацию, и государственными властями в случая убийства или нанесения тяжких телесных повреждений худуд и джинайят. Поскольку шариатское уголовное право не развилось в единую систему, весь Уголовный кодекс Судана от 1983 г. был сведен к тому, что в старый Уголовный кодекс были добавлены статьи, определяющие наказание за убийство и причинение тяжких телесных повреждений.

Принятые прежде принципы общей уголовной ответственности за преступление, совершенное группой лиц, ответственности за подстрекательство к совершению преступления и за попытку совершения преступления были оставлены без изменений.

Более того, при отсутствии шариатских правовых норм, регулирующих право обвиняемого на защиту и определяющих условия освобождения от уголовной ответственности, были приняты прежние правила обеспечения защиты и прежний подход к освобождению от уголовной ответственности без учета принципиальных изменений в природе уголовной ответственности в связи с введением наказания за убийство и причинение тяжких телесных повреждений, и возникающих в этой связи последствий. Например, уголовная ответственность не изменялась в тех случаях, когда преступление было совершено по принуждению или если жертва была согласна идти на возможный риск. Когда шариатские принципы были применены к общим принципам уголовной ответственности, они еще больше запутали ситуацию.

Например, статья 49 Уголовного кодекса 1983 г. вместо четко определенного прежде минимального возраста уголовной ответственности расплывчато упоминает о возрасте половой зрелости. Это выражение, которое используется в исторических трактатах шариата, создает определенные проблемы, так как пубертат - это переходный период в становлении организма, а не какой-то конкретный возраст, который суды должны принимать во внимание при определении уголовной ответственности.

Кроме того, когда шариатские принципы были включены в статью 64 Уголовного кодекса 1983 г определяющую какие именно виды наказания могут налагаться в рамках этого кодекса, возникла недопустимая двусмысленность и зависимость от произвола судей.

Например, статья 64 3 гласит, что когда в любом из разделов кодекса встречается выражение тюремное заключение без указания конкретного срока, это означает тюремное заключение на любой период, который суд сочтет подходящим в данных условиях.

Точно также статья 64 8 гласит, что термин наказание плетьми, упомянутый в любой из статей кодекса без определения числа ударов, может означать любое число ударов от 25 до 100. Такие широкие полномочия судов при вынесении приговора явно восходят к шариатскому принципу тазир, который вряд ли можно оправдать в современных условиях, так как этот принцип предполагает недопустимо высокую неопределенность и несет в себе угрозу злоупотреблений.

Шариатский подход к карам за убийство также был без предварительной проработки наложен на существовавшие прежде законы об убийстве и о порядке предоставления защиты обвиняемым в этих преступлениях, что опять таки привело к некоторой двусмысленности. Например, статья 252 гласит, что преступления, называемые в кодексе термином катл амд гхила, точного определения которого кодекс не дает, должны караться смертной казнью. Хотя в исламских трактатах по юриспруденции этим термином пользуются для обозначения отдельных видов убийства с отягощающими обстоятельствами, там также не дается четкого определения того, что именно понимается под этим преступлением.

Точно также использование шариатских категорий при определении наказания за убийство дает неожиданные результаты. Например, кодекс признает, что провокация со стороны жертвы или добровольное согласие на смерть может частично служить оправданием и тогда убийство следует рассматривать как полу-убийство катл шипх амд. Это плохо соотносится с исламским религиозным подходом.

Не проработанность шариатского подхода к хадд хараба или кат ал-тарик также весьма ощутима это видно из того, что в соответствии с Уголовным кодексом 1983 г под этот хадд подводятся многочисленные другие преступления. Кроме применения шариатских наказаний за этот хадд по отношению к грабежам и подобным преступлениям, как они определялись предыдущим кодексом, кодекс 1983 г. применяет эти наказания и по отношению к множеству других преступлений, не связанных ни с захватом силой чужой собственности, ни с использованием силы против государства или частных лиц. Возможно, широкое толкование этого хадда связано с представлением о том, что подобное поведение представляет собой нечестие. Однако, если мы учтем, что наказанием за этот хадд, как сказано в стихе 5 33 Корана, должна быть либо смертная казнь, либо распятие, либо отсечение правой руки и левой ноги перекрестная ампутация, либо изгнание, станет очевидно, насколько важно максимально ограничить применение этой статьи.

Однако отсутствие четкого определения подобных преступлений в рамках шариата позволяет относить к их числу огромное количество всевозможных правонарушений. Уголовный кодекс 1983 г. также высвечивает те проблемы, которые возникают в связи с применением наказания к не мусульманам.

Во-первых, шариатское наказание за кражу худуд сарика, кат ал-тарик и недоказанное обвинение в прелюбодеянии казф распространяется на всех преступников, независимо от их веры и религиозной принадлежности.

И здесь мы опять возвращаемся к определенным вопросам обоснования, которых касались ранее. Остается вопрос почему не мусульмане должны подвергаться строгим и жестоким наказаниям, продиктованным религиозными верованиями мусульман Признавая отчасти правомерность таких сомнений, наказание за преступление - прелюбодеяние зина кодекс определяет в зависимости от религиозной принадлежности преступников. В соответствии с шариатским подходом, в статье 318 Уголовного кодекса 1983 г. говорится, что шариатское наказание за прелюбодеяние не будет применяться к лицам, божественная религия которых предполагает другое наказание за это преступление. В этом случае преступник будет наказан в соответствии с законами собственной веры. Если же религия преступника не предусматривает наказания за это преступление, его нельзя присудить более, чем к 8-10 ударам плетьми и штрафу или к тюремному заключению сроком более, чем на 1 год. Данный раздел уголовного кодекса вызывает серьезные проблемы.

Поскольку там не дается определения того, что можно считать божественной религией, встает вопрос на основании каких критериев можно определить есть ли у преступника эта божественная религия ? Должен ли на этот вопрос ответить суд, используя собственные видимо шариатские критерии определения того, что есть божественная религия, или на этот вопрос может ответить сам преступник, исходя из собственной веры? Точно также непонятно, каким образом на основании божественной религии преступника следует определять наказание за прелюбодеяние.

Будет ли это наказание определяться шариатским судом на основании, видимо, шариатских источников, или наказание будет определяться религиозными авторитетами собственной божественной веры преступника.

Другая проблема возникает, когда кодекс пытается завуалировать шариатскую дискриминацию на основании религии в отношении преступников не имеющих мусульманской религии. Согласно юристам-основоположникам, наказание имеет место только, если жертва - мусульманин.

Бездоказательные обвинения в прелюбодеянии не мусульманина может быть наказано на основании шариатских принципов наказания - тазира, но не как уголовное преступление. Конечно при такой системе о правовом государстве говорить не приходится. Основание этого правила шариата - в том, что не мусульманин не обладает качеством ихсан моральной чистоты. Такое обоснование, естественно, оскорбительно для не мусульман. И уголовный кодекс при определении преступления в статье 433 не делает различий между мусульманами и не мусульманами, но зато делает их в статье 434 при определении наказания.

Но дискриминация на основании религии одинаково неконституционна, относится ли она к определению преступления, или к определению наказания за него Неудачная попытка кодекса избежать не конституционности в связи с риддой отступничеством приводит к другой не конституционности. Хотя кодекс прямо не определяет наказание за отступничество, статья ч.3ст.458 говорит, что отсутствие такого определения не исключает применение шариатского наказания за любой проступок хадд. Поскольку отступничество - единственный хадд, который прямо не упоминается в кодексе, смысл статьи - дать возможность наказывать за него, не упоминая его имени.

Такую интерпретацию и применила подсекция Специального Аппеляционного Суда по уголовным делам, подтвердив смертный приговор за отступничество Устазу Махмуду Мохаммеду Тахе в январе 1985 г Это - прямое нарушения принципа законности, поскольку наказание и наказание смертной казнью накладывается за преступление, не определенное в кодексе.

Я уже не говорю о том, что такое наказание противоречит основному праву на свободу религии. Можно утверждать и о не конституционности суданского Акта о порядке дачи свидетельских показаний от 1983 г где вводится шариатская дискриминация на основании религии и пола. Хотя статья 27 акта говорит, что свидетелем может быть любой нормальный человек, который знает относящиеся к делу факты, ряд других статей этого акта фактически отрицают это право для не мусульман и женщин.

Статьи 77 и 78 вводят дискриминацию не мусульман и женщин при свидетельстве по делам худуд. Статья 81 гласит, что ни одна статья данного акта не может интерпретироваться так, чтобы она оказалась противоречащей шариату. Так, несмотря на неопределенно-нейтральный текст статьи 27, свидетельские показания оцениваются актом в соответствии с шариатом. Эти проблемы, возникшие в связи с последними реформами в правовой системе Судана, призванными усилить роль шариатских принципов в уголовном праве, будут возникать в любой стране, которая попытается ввести шариатское уголовное право, не решив предварительно те проблемы, о которых я говорил выше. Было бы полезно также упомянуть о человеческом и политическом измерении суданского опыта.

Еще раз следует подчеркнуть, что суданский опыт может служить ясной и четкой иллюстрацией этого человеческого и политического измерения, и что сложившаяся ситуация может быть характерна не только для уголовного права Судана.

В дальнейшем я буду рассматривать ситуацию, сложившеюся в Чеченской Республике Ичкерия, уголовный кодекс которой, принятый в 1996г. являлся точной копией Уголовного кодекса Судана. Поэтому на изучение этой проблемы, я посвятил большую часть дипломной работы. Шариатское уголовное право было введено в Судане в то время, когда страна переживала острые экономические трудности. Подавляющее большинство населения живет в условиях крайней бедности.

Неудивительно, что в этих условиях для многих людей единственно возможным образом жизни становится воровство и совершение иных преступлений против собственности. Не было сделано никаких серьезных попыток удовлетворить экономические потребности этих людей, но создавая соответствующий антураж для введения в действие шариатской системы наказаний, президент Нимейри в сентябре 1983 г. сделал серьезный шаг, освободив из тюрем по всему Судану примерно тринадцать тысяч отбывавших заключение преступников.

Чтобы помочь этим преступникам многие из которых были самыми обычными уголовниками и рецидивистами, проведшими большую часть своей жизни в тюрьме начать новую честную жизнь, каждому из них при освобождении была вручена сумма, равная минимальной месячной зарплате. Неудивительно поэтому, что некоторые из тех, кого освободили из Центральной тюрьмы в Хартуме, всего через несколько часов были вновь арестованы полицией за совершение новых преступлений.

В соответствии с новой системой наказаний некоторые из первых ампутаций рук и ступней за воровство худуд сарика и грабеж кат ал-тарик, были произведены в отношении как раз этих, недавно освобожденных лиц Кроме того, хотя большинство суданцев номинально являются мусульманами, их обычное поведение с трудом согласуется с религиозными догмами ислама. Многие суданцы-мусульмане имеют обыкновение пить опьяняющие напитки, не слишком обременяя себя размышлениями о том, что шариат это запрещает.

Многие бедные женщины даже содержат себя и свои семьи, занимаясь изготовлением и продажей пива и других алкогольных напитков в основных городах страны, включая столицу Хартум. Для просвещения и помощи таким суданцам-мусульманам, ежедневно нарушающим нормы шариата, до введения суровых уголовных наказаний за подобные нарушения не было принято никаких специальных мер. Вследствие этого наказания за определенные виды преступлений применялись в исключительно широких масштабах. Многие из тех, кто подвергся суровым шариатским наказаниям, были суданскими не мусульманами, не признающими религиозного обоснования исламской системы наказаний.

Поэтому нет ничего удивительного, что некоторые лидеры суданских не мусульман выступили с протестами против введения в стране шариатской системы наказаний. Так, в заявлении, подписанном суданскими католическими епископами и руководителями Епископальной церкви, Суданской церкви Христа, Пресвитерианской церкви Судана и Суданского совета церквей, говорилось мусульмане должны жить по установлениям своей веры. Но они не имеют никакого права навязывать свои убеждения тем, кто придерживается иных верований. Христианские пастыри возражали против принудительного распространения исламского шариата на всех граждан, независимо от их веры и против провозглашения Судана исламским государством, невзирая на то, что более трети его граждан - не мусульмане. И далее в заявлении утверждалось политика, которая навязывает единообразие без учета фактического многообразия общества, не ведет к укреплению единства и мира. Путь к единству и миру проходит через понимание, взаимное уважение и диалог. Другие суданские не мусульмане в негодовании ответили на введение шариата вооруженным восстанием.

Такое развитие событий подводит нас к политическим аспектам шариатского курса.

Однако для понимания этих аспектов следует обратиться к запутанной проблеме южного Судана. Существует много причин для конфликта между мусульманским и в известной мере арабизированным северным Суданом и в большинстве своем немусульманским африканским населением южного Судана. Помимо недоверия и враждебности, глубоко укоренившихся в отношениях между двумя частями страны, южные суданцы испытывают недовольство, вызванное политическими и экономическими причинами ведь в пропорциональном отношении они ущемлены и в отношении доступа к политической власти и в плане экономического развития.

Кроме того, южный немусульманский Судан опасался проведения в жизнь мусульманским севером шариатских законов, поскольку южане понимали, что это нанесет ущерб их основным гражданским правам. Эти и иные причины привели к первому мятежу, поднятому южанами, служившими в суданской армии, накануне получения страной независимости в августе 1955 г. Вскоре этот мятеж превратился в полномасштабную гражданскую войну, продолжавшуюся примерно 17 лет и завершившуюся политическим урегулированием, известным под названием Аддис-Абебского соглашения 1972 г по которому юг получил региональную автономию и гарантии основных прав, закрепленные в Конституции 1973 г В результате этого урегулирования южный регион вплоть до начала 80-х годов существовал в условиях относительной политической стабильности и экономического развития.

Несколько акций, осуществленных в конце 1970 - начале 1980-х правительством тогдашнего президента Нимейри Нимейри Джафар Мухаммед - родился в 1930, президент Судана в 1971-85, маршал 1979, 25 мая 1969 совершил гос. переворот.

Свергнут в апреле 1985г были однако восприняты южными суданцами как свидетельство недобросовестности и стремления лишить их прав, приобретенных по соглашению 1972 г. Опасения южных суданцев подтвердились, когда 5 июня 1983 г. президент Нимейри в нарушение Конституции Судана и Аддис-Абебских соглашений принял решение разделить южный регион на три отдельных региона.

Всего через несколько месяцев после этого, в сентябре 1983 г. Нимейри распространил действие законов шариата на всю страну. Это радикальное решение подлило масло в огонь нового мятежа, который к тому моменту уже начался на юге, и страна вновь была ввергнута в широкомасштабную и вызвавшую громадные жертвы гражданскую войну.

Хотя наблюдатели могут расходиться в оценках различных социальных, экономических и политических причин конфликта между севером и югом Судана, все же они не могут не согласиться с тем, что введение шариата стало важнейшей, если не основной причиной нынешней фазы гражданской войны. В любом случае, зрелище ампутаций и других суровых наказаний, применяемых в отношении не мусульман, в сочетании с явной дискриминацией на религиозной почве, побуждают суданских не мусульман продолжать гражданскую войну.

Наблюдатели также не могут не согласиться, что возобновление гражданской войны в южной части страны усугубило экономические и политические проблемы Судана и способствовало падению бывшего президента Нимейри. Пытаясь достичь нового политического урегулирования конфликта, нынешнее правительство Судана неоднократно обещало отменить законы, введенные в 1983 г. Однако вплоть до настоящего момента ему так и не удалось этого сделать, поскольку перспектива реализации этих обещаний ставит правительство страны перед трудной дилеммой.

С одной стороны, электорат основных партий севера требует применения шариата и, либо сохранения в силе законов 1983 г либо замены их на так называемые замещающие исламские законы. С другой стороны, в какой бы форме шариат ни применялся, его применение будет порождать проблемы конституционного и практического плана.

Единственным решением этой дилеммы стали бы ревизия и реформирование принципов шариата как в сфере уголовного права, так и в других сферах с тем, чтобы избавиться от всех конституционных и прочих проблем, порождаемых его применением в современном национальном государстве. Примером того, что шариат показал свое влияние на уголовное право РФ может служить тот факт, когда Осенью 1996 года Указом тогдашнего президента Чеченской Республики Ичкерия З.Яндарбиева вместо действовавшего ранее Уголовного кодекса УК РФ был введен в действие новый кодекс - УК ЧРИ. В начале сентября 1996 г. текст УК был опубликован в правительственной газете Ичкерия. Многие из статей данного Уголовного кодекса нарушают основные права и свободы, которые, в соответствии со статьей 4 Международного Пакта о гражданских и политических правах, не могут быть ограничены даже в условиях чрезвычайного положения.

Это абсолютные и неотъемлемые права и свободы человека.

Отступление от обязательств соблюдать эти права и свободы не может быть оправдано ничем. Среди такого рода положений вводимого в Чечне шариатского кодекса от бесчеловечного, жестокого или унижающего человеческое достоинство наказания и права на беспристрастный и справедливый суд при надлежащих гарантиях прав обвиняемого, следует выделить статью 126 УК ЧРИ, предусматривавшую наказание смертную казнь за вероотступничество от религии ислама. Свобода совести и религии в точном смысле статьи 18 Международного пакта о гражданских и политических правах включает право свободно и гласно выбирать и менять религию или убеждения.

Это неотъемлемое и абсолютное право. Введение в Уголовный кодекс наказания за вероотступничество не может быть оправдано никакими обстоятельствами и традициями. В ряде статей Кодекса проводилось различие между гражданами, исповедующими ислам, и иными лицами. Причем для мусульман устанавливались, как правило, более строгие наказания либо вообще наказания предусмотрены только для этой категории граждан ст.78 - употребление спиртных напитков, ст.126 - вероотступничество от ислама. Нет сомнений, что в основе этого лежали благие намерения и попытка соединить положения шариата и требования веротерпимости.

Однако, несмотря на благородные намерения, само по себе это разграничение явилось прямым нарушением одного из фундаментальных принципов международного права - равенства граждан перед законом независимо от убеждений и религии и запрета дискриминации в какой бы то ни было форме.

Эти нормы содержатся в статьях 2 и 26 Международного пакта о гражданских и политических правах. Со времени покорения Северного Кавказа здесь одновременно существовало три формы законодательства государственное Российской империи, а затем ее преемника - СССР , исламское шариат и адат - право, основанное на традициях и обычаях. Причем шариатская юриспруденция по многим положениям больше тяготела к российской, нежели к адату.

Примечательно, что, создав имаматИмамат - общее название мусульманского теократического гос-ва. Гос-во мюридов в Дагестане и Чечне, возникшее в конце 20х гг. 19в. во время борьбы народов Сев. Кавказа против колонизаторской политики царизма. Имамы Гази-Магомет 1828-32 Гамзат-бек 1832-34 Шамиль 1834-59 , Шамиль предпринимал меры по уничтожению правовой системы адата. В советское время на Северном Кавказе доминировал государственный юридический канон. На втором месте по влиянию на общественную жизнь безусловно стоял адат, а не шариат. В сельской местности при всех важных вопросах учитывалось мнение старейшин, а в Чечено- Ингушетии даже была создана специальная комиссия по примирению.

Специалисты высказывают мнение, что подобное мирное существование трех юридических систем было возможно только при жесткой тоталитарной власти. В послеперестроечный период федеральные власти столкнулись с серьезной проблемой, для определения которой подходит термин Сэмюэля Хантингтона конфликт цивилизаций. Очевидно, что западноевропейские демократические институты, оказались малоэффективными во многих регионах страны, в первую очередь на Северном Кавказе.

Очередной попыткой утверждения независимости и государственности Чечни стало решение об объявлении Ичкерии в ноябре 1997 года Чеченской Исламской Республикой. Кстати, к этому времени в мире насчитывалось всего пять государств, в названии которых присутствовало слово исламский. Дальнейшие шаги руководства Чечни в этом направлении показали, что новое официальное название практически не прижилось.

До объявления данного решения построение исламского государства входило в число предвыборных лозунгов претендентов на пост президента этой республики. По мнению специалистов, это решение было п

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Уголовное право и религия

Общей задачей является изучение этих двух понятий и выработка личного мнения. Поскольку здесь переплетаются наука и мораль, дипломная работа содержит… Особенности совершенства и недостатки. А также социальные и уголовно-правовые явления, обусловленные существованием…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Историческое влияние религии на развитие уголовного права

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Эта работа не имеет других тем.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги