рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Реформирование Церкви

Реформирование Церкви - раздел Политика, Избранная Рада и ее реформы Реформирование Церкви. В 1551Г Состоялся Собор Русской Церкви По Пересмотру П...

Реформирование Церкви. В 1551г состоялся Собор Русской церкви по пересмотру порядков церкви, ее управления и обычаев. При открытии собора Иван IV говорил длинную речь, опять каялся и приглашал помогать в управлении как духовных так и светских.

Церковь Иван тогда сильно почитал и даже доверил ей рассмотрении дел земского устройства. Акты этого собора дошли до нас в 100 вопросах- ответах и потому этот собор наименован Стоглавым. Тогда управление в церкви было очень схожим с мирским наместничеством и владыка в монастыре напоминал удельного князя. У него был совет из собственных бояр, управлявших и судивших в епархии. Его судьями были его же наместники и десятильники, а при них, как в земстве, недельщики и доводчики.

Белое духовенство и монастыри были обложены множеством пошлин, например летняя и зимняя дани, въезжее, перехожая куница и.т.д от которых некоторые освобождались по велению владыки. Владыки раздавали свои земли в поместья, эти земли переходили от владельца к владельцу не по наследству, а по воле архиерея. Дети боярские, на его земле, служили владыке и одновременно царю. Суда у них было 2 духовный вера, благочестие для духовенства и мирян и мирской над лицами, исключительно находящимися под опекой церкви.

Как суд так и управление в церковном ведомстве страдали большими злоупотреблениями. Бояре владыки, дьяки, десятильники всеми средствами притесняли сельских священников. Собор не отменил суда бояр, т.к. это была традиция, но учредил из священников старост и десятских, которые должны были присутствовать на суде десятильников, плюс на эти суды допускались еще земские старосты и целовальники вместе с земским дьяком. Всякое дело писалось в 2-х экземплярах и одна сторона проверяла другую.

Избираемые старосты и десятские из священников должны были присматривать за церковным благочинием. Они же доставляли к владыке все поборы. Дело дошло и до книг они издавна переводились и греческого и отчасти с латыни, переписывались и продавались. Как переводы так и переписки исполнялись плохо, а все письменное без разбора относили по невежеству к церкви, в том числе и ересь, что вносило путаницу. Собор установил духовную цензуру, доверяя ее поповским старостам и десятским, которые могли забраковывать книги, не допустив до продажи, а книгописцы состояли под их надзором.

Собор постановил завести училища и поверил их устройство избранным духовным, которые должны были открывать училища в своих домах. Вопрос об иконописи был также затронут, т.к. замечены были большие злоупотребления и постановил утвердить особый класс иконописцев, под надзором святителей, а кроме них иконы чтоб никто не писал. Тогдашние монастыри были особой заботой.

Наделенные селами и имеющие большие доходы они представляли подобие рая для своих начальников. Архимандриты и игумены окружали себя родными, превращая монастырское достояние в выгодный бизнес. Родня селилась в монастырях, настоятель раздавал им села, посылая в качестве приказчиков. Управление монастырским имением осуществлялось не старцами, а произволом настоятеля. Монахи также находились в его безусловной власти, как и священнослужители монастырских сел. Они могли терпеть нужду, находясь в ведомстве очень богатого монастыря, т.к. не имели права претендовать на его доходы, хотя настоятели жили в роскоши.

В редких монастырях держался порядок и благочестие, как подобает трапезы были скромными лишь у бедняков питавшихся со стола властей. Нередко люди уходили в монастырь доживать, отдавая все состояние его стенам и терпели там лишения и унижения. Те же, что уходя оставляли за собой что-то в миру, пользовались почетом. В монастырях гнали вино, варили пиво, устраивали пиры. Нередко в монастыри приезжала знать, чтобы отдохнуть и поразвлечься в то время как настоятель угождал им и выпрашивал пожертвования.

С женским полом было все в порядке, нередко монахи обоих полов сожительствовали, а по двору бегали дети мужского пола. Многие уходили из монастыря из-за деспотизма и разврата настоятелей окружения и бродяжничали, но в других монастырях их принимали неохотно. Некоторые находили убежище в мирских церквях, построенных богатыми для себя и таких церквей было множество, но большинство из них пустовало.

Часто бродячие монахи и в особенности монашки промышляли пророчествами и видениями, ходя по деревням в голом виде и изредка впадая прилюдно в транс, а спиртное в этом помогало. Бывало бродяга чернец строил маленькую церковь, собирал ругу на ее содержание, а затем ее пропивал. При невежестве духовенства богослужение проходило непристойно, в особенности заутреня и вечерняя, одновременно читали канон и кафизмы, причем делалось это машинально. При этом духовные позволяли себе во время служения быть пьяными, ругаться, а иногда и драться. Естественно это не добавляло уважения к церкви и миряне находились в храме в шапках, громко болтали, смеялись, ругались матом.

В поминальные дни церковь становилась подобием рынка туда приносили яйца, калачи, пироги, печеную рыбу, кур и блины. Попы брали все это в алтарь, а иногда ставили на жертвенник. В монастырях настоятели, ожиревшие от изобилия, не священнодействовали, монахи пьянствовали и по неделям не было службы.

Собор решил это исправить. Он запретил держать в монастырях вино, кроме фрязских вин, запретил совместное проживание монахов и монашек, наказал отчитываться письменно по доходам и расходам. Издал постановление против пустынь и было велено эти пустыни соединять вместе, подчинять монастырям или просто уничтожать. Собор установил предел церковных вотчин, хотя существующие земли были оставлены за владыками и церковь не могла получать новые земли без согласия царя. Все вотчины отданные боярами после смерти Василия III изымались в пользу государства.

Видно что порядки и обычаи тогда были не стандартизированы жестко и поэтому имело место некоторое варьирование, так кое-где не погружали в воду при крещении, а всего лишь обливали. В крестные должен был идти только один человек, а не двое разных полов. Жениху должно было быть не менее 15 лет, а невесте не менее 12 лет. Языческий обычай наговаривания, применялся к обрядам просфирни наговаривали на просфоры и тем приписывалась лечебная сила, подобно тому в великий четверг приносили в церковь соль, которую священники клали под престол и держали до 7-го четверга по Пасхе и приписывали ей лечебную силу для скота.

Эти и другие языческие обряды, такие как гадания и астрология, были запрещены Стоглавым собором. Собор боролся с весьма распространеными в то время языческими обычаями, например, на поминках народ сходился на кладбище, пел там и танцевал вместе со скоморохами и музыкантами, а также пьянствовал.

Таким веселым днем в особенности являлась суббота перед пятидесятницею, а в великий четверток был обычай кликать мертвых, когда жгли солому, а также клали труть в разрез палки, поджигали с обоих концов, клали в воротах или раскладывали там и сям возле рынка и перескакивали через это с женами и детьми. В празднество купалы как и канун рождества христова, а также Понедельник Петрова устраивались пляски и веселья, а в последний ходили в рощу и Запрещая эти праздники, собор вообще запрещал увеселения в любых формах, как то шахматы, карты, гусли, сопли, дудки, театральные представления и пляски женщин.

Стоглавый собор узаконил выкуп русских, попавших в плен к татарам, раньше их выкупали армяне, греки, турки и перепродавали нашим. Издержки на выкуп легли на бремя народа в виде всеобщего налога. Про Стоглав мы знаем немного, т.к. то что дошло из списков датировано XVIIв, а в них есть противоречия, например постановление о сугубой аллилуйе скорее включено раскольниками, потому как председатель собора Макарий придерживался тригубой аллилуйи.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Избранная Рада и ее реформы

Являясь примером правительства с точки зрения честности и безкорыстия оно создало предпосылки к утверждению сильной государсвенной власти, основаной… Впервые за историю России женщина обладала такой властью, но это было по… За несогласие с мнением Телепнева также были санкции в размере лишения свободы. Замечательно, что Иван внешнюю…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Реформирование Церкви

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Начало правления Ивана
Начало правления Ивана. IV. В 1547 он венчан на царство шапкой Мономаха, цепью и другими атрибутами царской власти, что было скопировано у византийских императоров, роль которых после падения Конст

Власть в руках Рады
Власть в руках Рады. Окружение царя резко сменилось, по инициативе Сильвестра приближены к власти не сколько знатные сколько честные люди. Таким стал и новый друг Ивана Адашев который оказался, сре

Судебник и реформы управления
Судебник и реформы управления. Судебник 1550г объявлял закон единственным источником права. Впервые был определен порядок издания и опубликования законов. В нем прослеживается стремление оградить н

Особенности судопроизводства
Особенности судопроизводства. Важное значение приобрел в те времена обыск, который определял способ суда если он показывал что подсудимый дурного поведения то его подвергали пыткам. Если преступник

Черты феодализма
Черты феодализма. Старое значение бояр как землевладельцев еще удерживалось, хотя слово боярин имело смысл сановника. Вотчины были боярские и монастырские, и еще новгородских землевладельцев. Земел

Присоединение Казани
Присоединение Казани. Покорение Казанского царства было одной из важнейших задач внешней политики, т.к. теперь оно было в руках врага Сафа-Гирея и допекала русским хуже Батыя убивая, сжигая и уводя

Начало разногласий
Начало разногласий. Царь уже чувствовал недовольство своей зависимостью, и иногда он его проявлял сказал как то даже опекунам, после покорения казанского царства Бог меня избавил от вас. В 1553г Ив

Внешняя политика
Внешняя политика. Московское государство укрепляет международный авторитет, поддерживая отношения со Швецией, Данией, итальянскими городами-государствами. В Росии побывали послы Индии и Ирана. В 15

Перелом в отношениях Рады и Ивана
Перелом в отношениях Рады и Ивана. IV. В московском правительстве произошел перелом, в котором видную роль сыграли Захарьины, внушившие Анастасии вражду к Сильвестру, а Ивану мысли о рабской зависи

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги