рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Российская политическая традиция

Российская политическая традиция - раздел Политика, Политика как общественное явление Русская Политическая Мысль Возникла Из Стремления Постичь Природу И Специфику...

Русская политическая мысль возникла из стремления постичь природу и специфику государства, особенности исторического пути России и составляющих ее народов. Основателем общественно-политической мысли на Руси считают митрополита Илариона (XI в.) и его произведение «Слово о законе и благодати», основная идея которого – благотворность вхождения русского народа в семью христианских народов, а главные цели – восхваление князя Владимира Святославича, правления могучей Киевской Руси, обоснование главенства киевского князя над остальными князьями.
В «Поучении» Владимира Мономаха (XII в.) впервые в русской литературе сформированы задачи княжеской власти: князь должен добиваться мира в своем княжестве, не позволять сильному обижать простого человека, укреплять военное могущество государства, быть верным слову, данному своим братьям (князьям), избегать междоусобиц. Идеи единства русской земли, сильной княжеской власти, недопустимости вражды между князьями проходят через такие литературные произведения XII–XIII вв., как «Слово о полку Игореве», «Моление Даниила Заточника», «Задонщина».
Возвеличиванию московских государей посвящены и более поздние произведения – «Повесть о Флорентийском соборе», «Посвящение о Мономаховом венце», «Сказания о князьях Владимировских».
Наиболее полным и ярким воплощением идеи величия Московского государства и его высокого исторического и божественного предназначения была сформированная в начале XVI в. псковским монахом Филофеем теория «Москва – третий Рим», согласно которой история человечества представляет собой историю трех великих государств, чья судьба определена волей бога. Первое (Рим) пало из-за ереси, второе (Византия) заключило греко-католическую унию и в результате было завоевано турками.

«Третьим Римом» должна была стать Москва – хранительница православия. Эту миссию она должна была выполнять до конца света. Соответственно, московский государь являлся богоизбранным и вседержавным.
В XVIII в. идею неограниченной самодержавной власти развивал священнослужитель Феофан Прокопович (1681–1736). По его мнению, народ сам для собственного блага заключает соглашение об отказе от всех прав и свобод, о создании государства и наделении властью своего правителя.
Русская политическая мысль развивалась одновременно с развитием государственности. На Руси не было реформации, которая прошла в Европе. Не было и перемещения политических воззрений на человека, его естественные права

7. Политические учения в России периода образования централизованного государства (теория «Москва-третий Рим», Иван Пересветов)

Социальные явления, которые к этому привели: Объединение в единое централизованное государство русских земель вокруг Москвы княжеско-боярская оппозиция объединилась закрепощение крестьян и связанное с этим сопротивление народа. Эти факторы предопределили содержание политической мысли проблемы происхождения русских князей правомерность их династических притязаний взаимоотношения между светским и духовными властями Москва ревностно отстаивала свою независимость. Это нашло отражение в повести "О флорентийском соборе": защищается идея преемственности власти византийским императором и московскими князями. По мнению автора, Иоанн Палеолог, согласившись на унию с католической церковью, лишился права считаться защитником православной веры. Единственным ее защитником стали московские князья. После собора в российских церковных кругах - недоверие к грекам. Стали себя осознавать единым носителем Христовой веры в ее чистом виде. Российский царь получил право рассматривать свою власть как полученную от Бога. Когда Византия пала, эта мысль стала еще настойчивей. "Сказания о князьях Владимирских" - как выбрали Рюрика - мысль о происхождении русских князей от римских императоров - они могли претендовать на царский титул, т.к. потомки императорского рода. К концу 15 в монах Филофей пишет труд "Москва - 3-й Рим". Вся история человечества - история трех царств:
1 - Древний Рим пал из-за язычества
2-ой Рим - Константинополь пал т.к. изменил делу православия
3-ий Рим-Москва, т.к. хранила во всей чистоте христианскую веру.
4-му Риму не бывать, когда падет 3 - конец мира.
Он обусловлен легитимностью царской власти - царь - потомок бога и его слуга, нельзя ему противостоять, но и он должен заботиться о подданных и наказывать за зло. Православная церковь подчинилась светской власти, но сохранила право говорить владыкам правду. Законы - лишь часть этой правды, они поддерживаются силой власти и основаны на божественных заповедях. Беззаконие - всякое безнравственное деяние. Основная мысль - русское государство выбрано для защиты православной веры. Как официальная доктрина теория не была воспринята, но пользовалась широкой популярностью.
Возвышение царской власти над удельными князьями было возможно только при помощи обоснования теологических свойств верховенства, эту проблему решили при помощи церкви - Иосиф Володский (Иван Санин) "Просветитель", "Множество посланий". В этих посланиях он стремился окружить князя ореолом божественности. «Когда царская власть стремилась ограничить мощь церкви и ставила вопрос о передаче монастырских земель государству, он подчинил государственную власть церковной власти. Нужно ограничить власть государственную духовным контролем, т.к. государь - человек и может ошибаться, а божественная воля не может быть ошибочной».
В дальнейшем он отказывается от этой позиции и подчиняет церковь государству. Царь - над всеми, но он должен и защищать всех. Он должен быть защитником веры. В этом вопросе Санин проявил нетерпимость к инакомыслию. Требуя защиту веры связать с требованием защиты церковного имуществ. Имущество церкви – имущество Бога, всякое покушение на него - покушение на божеское => обосновал законность монастырских земель.
Его противник ^ Нил Сорский (инок белозерского монастыря). В своем учении обличает человеческие страсти (тщеславие, гордыню). «Монастырям не подобает заниматься мирской суетой, задача церкви в помощи человеку преодолеть страсти, а земли ей вовсе незачем». Идеал - в христианской общине, где общая собственность и обязанность труда. Государство не может вмешиваться в дела веры.

8. Идеи просвещённого абсолютизма в России (Феофан Прокопович, В.П. Татищев, И.Т. Посошков)

На рубеже XVII–XVIII вв. русское феодальное общество уже сформировалось как абсолютная монархия. Благодаря реформам Петра I было положено начало преодолению промышленной, военной и культурной отсталости страны.
Складываются 3 течения абсолютистской мысли:
1) этатистские взгляды Петра I и Ф. Прокопо-вича;
2) дворянская концепция В. Н. Татищева;
3) предбуржуазные идеи И. Т. Посошкова. Петр I в своей деятельности исходил из представления о неограниченном характере власти абсолютного монарха. Его главная обязанность – забота об общем благе. Суть идеи «общего блага» сводилась к тому, что лишь монархи знают, что именно необходимо их подданным и стране в целом. Концепция просвещенного абсолютизма была основана на высокомерном и презрительном отношении к народу как к темной, непросвещенной массе. Феофан Прокопович, сторонник Петра I, считал основой государства общественный договор, посредством которого народ отрекается от своей воли и передает ее одному лицу – монарху. Теоретической основой взглядов В. Н. Татищева является концепция естественного права и договорного происхождения государства. Также он считал, что государство является продуктом естественного развития человечества.
И. Т. Посошков – сторонник тоталитарной государственной регламентации производства, труда для увеличения общественного богатства. И. Т. Посошков предлагает четко определить права каждого сословия и его обязанности. Все проблемы государства он видит в несовершенстве законодательства, права, судопроизводства и управления.
Вторая половина XVIII в. характеризуется укреплением капиталистического уклада в России при сохранении феодально-сословной структуры общества. Это способствовало обострению классовых противоречий.
В середине XIX в. в России сложились 2 политических течения: славянофилы и западники. Славянофилы (К.С. Аксаков, А. С. Хомяков и др.) выступали против сближения России с Западной Европой. Славянофилы были сторонниками самодержавия, которое олицетворяло волю народа. Западники, Т. Н. Угонновский, К. Д. Кавсрин наоборот, считали, что Россия должна учиться у Запада и пройти тот же исторический путь, что и Запад.
Во второй половине XIX в. в результате проведения реформ русская бюрократия раскололась на 2 враждующих лагеря. Одна часть осталась верна принципам полицейского государства и неограниченной власти царя, другая поддерживала новые принципы правления посредством законов. Для примирения этих двух сил 26 апреля 1906 г. была принята Конституция России. Именно в ней в высокой мере осуществляется принцип разделения властей.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Политика как общественное явление

На сайте allrefs.net читайте: Политика как общественное явление.

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Российская политическая традиция

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Политика как общественное явление
Первые определения политики появились в Древней Греции. Тогда же наметились и первые разногласия, получившие развитие в дальнейших дискуссиях. Существует множество определений политики. 1. Опр

Предмет методы и функции политологии
Политология пришла из Западной Европы. Зародилась в античности (Платон, Аристотель) Социология - во Франции, анализировала социальное общество (соц. физика). В государстве каждый человек ну

Политическая мысль античности
В эпоху античности начало научного знания о политике было заложено такими величайшими философами, как Платон и Аристотель. Платон (427–347 гг. до н. э.) – древнегреческий философ. Свои взгляды

Политические учения Средневековья и эпохи Возрождения
Политико-правовая мысль Средних веков связана с такими именами, как Августин Блаженный и Фома Аквинский. Время Средневековья характеризуется увеличением интереса к религиозным концепциям общественн

Политическая мысль Нового времени
Теоретическими и методологическими основами воззрений мыслителей Нового времени были теории естественного права и общественного договора. Начало разработки этих теорий заложил голландский ученый в

Политические идеи декабристов
Декабристы стали первыми представителями «освободительного» движения в России. Их взгляды сформировались под влиянием ряда факторов: патриотич подъем после войны 1812 г., усиления крепостного гнета

Западники и славянофилы об альтернативах развития России
Политико-правовые взгляды славянофилов. 1)В условиях кризисного состояния крепостнической России либералы страстно искали выход из тупика, обращаясь к анализу и сравнению путей и перспектив раз

Революционно-демократическая традиция русской политической мысли (В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышев)
Политико-правовые взгляды А.И Герцена. 1)Александр Иванович Герцен (псевдоним Искандер) (1812 - 1870). ОП: «Дилетантизм в науке», «Письма об изучении природы». 2) Герцен называл крепостное

Либеральная политическая мысль в России конца 19 начала 20 в. (Соловьев, Ключевский, Бердяев)
Кроме революционной мысли в России конца XIX в. развивались либеральные и консервативные политические направления. Среди них — неославянофильство, получившее с 60-х годов название почвенничества, о

Современные политологические школы
Современная политическая наука представлена десятками ярких имен, многими школами и направлениями. Они классифицируются по разным основаниям, поэтому существует несколько классификаций политологиче

Политическая власть. Сущность и структура
Власть – одно из фундаментальных начал человеческого общества. Это отношение между людьми (государствами, нациями, классами, социальными группами и индивидами) по поводу господства и подчинения. Вл

Политическая система общества, структура, понятие, функции
Политическая система – это совокупность государственных, партийных и общественных органов и организаций, участвующих в политической жизни страны. Она является сложным образованием, обеспечивающим с

Государство как политический институт
Государство - основной элемент политической структуры социально дифференцированного общества. Оно возникло на Древнем Востоке , гораздо позднее появилось в Европе . Сегодня признано , что возникнов

Политические партии. Партийные системы. Общественно-политические движения
Слово “партия” • латинского происхождения и переводится как “часть”, т.е. часть более крупной общности. Задолго до формирования современных политических партий этим термином обозначались группы, со

Гражданское общество. Понятие, структура, функции
Гражданское общество существует в двух основных и взаимосвязанных измерениях: социальном и институциональном. Социальная составляющая гражданского общества - это его исторический опыт. В свою очере

Политические режимы. Понятие, типологизация и характеристика
Политический режим – это система методов, способов и средств осуществления политической власти. Любые изменения, происходящие в сущности государства данного типа, прежде всего отражаются на его реж

Электоральные системы. Сущность и избирательные процедуры
Избирательная система есть порядок организации и проведения выборов в представительные учреждения или индивидуального руководящего представителя (например, президента страны), закрепленный в юридич

Политические отношения и процессы
Политические отношения есть связи и взаимодействия между членами общества по поводу общих, обязательных для всех интересов, государственной власти как орудия защиты и реализации последних. Политиче

Политическая модернизация
Политическая модернизация – это переход отсталых, традиционных обществ к современном моделям политической системы. Авторы теории политической модернизации указывали на то, что в ходе этого процесса

Политические конфликты и кризисы
Родоначальником «теории конфликта» в начале XX века стал итальянский экономист В. Парето. Политический конфликт – это разновидность (и результат) конкурентного взаимодействия двух и более сторон, г

Политическая культура общества
Политическая культура – часть духовной культуры народа и включает те элементы последней, которые связаны с общественно-политическими институтами и политическими процессами. Это система ценностей и

Политическое сознание и современные политические идеологии
Политическое сознание возникло в античности как ответ на реальную потребность в осмыслении таких новых явлений, как государство и государственная власть, которые впервые возникли с расколом обществ

Теоретические основы геополитики
Современная геополитика представляет собой науку, изучающую внешнюю политику государства посредством комплексного анализа ряда определяющих ее факторов. Основным объектом геополитических исследован

Национальные интересы России
Образ жизни и функции личности, общества и государства, как объекты национальной безопасности, задают их общие интересы — национальные интересы. Они выступают как некоторый баланс или компромисс ме

Концепция национальной безопасности России
КОНЦЕПЦИЯ национальной безопасности Российской Федерации (далее именуется - Концепция) - система взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внеш

Особенности мирового политического процесса
Мировой политический процесс — это все многообразие действий, предпринимаемых государствами на международной арене, совокупность отношений и взаимодействий, складывающихся между ними. Мировой полит

Политические технологии
Термин “технологии” (от греч. “techne” – искусство, мастерство, умение; “logos” – понятие, знание) пришел в политику из производства.[212] Этим термином обозначается направленное воздействие челове

Политический менеджмент
Политика – это, прежде всего, целенаправленная деятельность, смысл которой состоит в преобразовании требований различных социальных групп в адекватные политические решения и политические действия,

Политическая аналитика и прогностика
Под прогнозом в науке понимается вероятностное, научно обоснованное суждение о будущем. Именно вероятностный характер прогноза и его научная обоснованность отличает данный вид знания от других форм

Методология познания политической реальности
Научное познание политических реалий всегда структурировано определенной методологией. В политологии идет непрерывный процесс совершенствования методологии. Вместе с тем это не означает, что ранее

Средства массовой информации (СМИ) и политика
В течение длительного периода главным источником информации служила пресса – газеты и журналы. Первоначально многие из них возникли в качестве органов тех или иных политических партий либо были вов

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги