Реферат Курсовая Конспект
Русская философия - раздел Философия, Умом Россию Не Понять,аршином Общим Не Измерить,у Ней Особенная Стать,в Росс...
|
Умом Россию не понять,Аршином общим не измерить,У ней особенная стать,В Россию можно только верить. ТютчевРоссия расположена на огромномпространстве, объединяющем различные народы как западного, так и восточного типа.С самого начала в истории русского народа играли огромную роль их соседи. Именнопоэтому первое большое историческое сочинение Повесть временных лет XI века начинаетсвой рассказ о Руси с описания того, с кем соседит Русь, какие реки куда текут,с какими народами соединяют.На севере это скандинавские народы - варяги целыйконгломерат народов, к которым принадлежали будущие датчане, шведы, норвежцы, англяне . На юге Руси главные соседи- греки, жившие не только в собственно Греции, но и в непосредственном соседствес Русью - по северным берегам Черного моря. Затем отдельный конгломерат народов- хазары, среди которых были и христиане, и иудеи, и магометане.Значительную роль в усвоениихристианской письменной культуры играли болгары и их письменность.Самые тесные отношения былиу Руси на огромных территориях с финно-угорскими народами и литовскими племенами литва, жмудь, пруссы, ятвяги и другие . Многие входили в состав Руси, жили общейполитической и культурной жизнью, призывали, по летописи, князей, ходили вместена Царьград.
Мирные отношения были с чудью, мерей, весью, емью, ижорой, мордвой,черемисами, коми-зырянами и т. д. Государство Русь с самого начала было многонациональным.Многонациональным было и окружение Руси.Учитывая весь тысячелетний опытрусской истории, можно говорить об историческоймиссии России.
В этом понятии исторической миссии нет ничего мистического.
МиссияРоссии определяется ее положением среди других народов, тем, что в ее составе объединилосьдо трехсот народов - больших, великих и малочисленных, требовавших защиты. КультураРоссии сложилась в условиях этой многонациональности. Россия служила гигантскиммостом между народами. Мостом прежде всего культурным.И это нам необходимо осознать,ибо мост этот, облегчая общение, облегчает одновременно и вражду, злоупотреблениягосударственной власти.Самая характерная черта русскойкультуры, проходящая через всю ее тысячелетнюю историю, начиная с Руси X-XIII веков,общей праматери трех восточнославянских народов - русского, украинского и белорусского ее вселенскость, универсализм.
Эта черта вселенскости, универсализма, часто искажается,порождая, с одной стороны, охаивание всего своего, а с другой - крайний национализм.Как это ни парадоксально, светлый универсализм порождает темные тени.Воплощение христианских идеаловв историческом процессе Западной Европы затруднено рационалистическим искажениемих и горделивым самомнением ее народов. Россияполучила от Византии христианское учение в его полной чистоте и целости , свободнойот односторонности рационализма смирение русского народа, преданность вере, любовьк идеалу святости, склонность к общинному строю, основанному на долге взаимной помощи,в форме земледельческой общины и трудовой артели, дает надежду на то, что Россияпойдет дальше Европы по пути осуществления социальной справедливости, в частностинайдет пути для примирения интересов труда и капитала.
В XIX в. на новом витке развитияРоссии Русская идея стала предметом пристального внимания русских мыслителей.
Этобыло время гигантов русской литературы, и каждый из них в той или иной мере касалсятемы о месте России в ряду других стран и ее исторической миссии. Особенно многоместа и времени этой теме уделяли славянофилы.Все они были ярко выраженными демократамии считали славян, особенно русских, наиболее способными к воплощению в жизни демократическихначал.
Правда, они были защитниками самодержавия и невысоко ценили политическуюсвободу. В этом отношении славянофилы резко расходились с западниками, которые хотеличтобы политическое развитие России шло темже путем, как и в Западной Европе.Учение славянофилов действительно содержало всебе три принципа, провозглашенные, как основа жизни России, министром народногопросвещения при Николае I графом Уваровым православие, самодержавие, народность.Одним из лидеров славянофильства был Хомяков А. С. Его рассуждения в основном сводилиськ следующему.Западная Европа не воплотилахристианского идеала целостности жизни вследствие чрезмерного преобладания логическогознания и рассудочности, а Россия до сих пор не осуществила его, во-первых, вследствиетого, что всесторонняя цельная правда по природе своей развивается медленно, и,во-вторых, потому что русский народ до сих пор слишком мало уделял сил разработкелогического знания, которое необходимо сочетать с сверхлогическим постижением бытия.Тем не менее, Хомяков верит в великую миссию русского народа, когда он вполне осознаети выразит все духовные силы и начала, лежащие в основе Святой Православной Руси . История , говорит он, призывает Россию стать впереди всемирного просвещения онадает ей на это право за всесторонность и полноту ее начал, а право, данное историеюнароду, есть обязанность, налагаемая на каждого из его членов . Ее идеальное назначениесостоит не в том, чтобы стать самым могучим или самым богатым государством, а втом, чтобы стать самым христианским из всех человеческих обществ .Из других славянофилов к этому актуальному для них вопросу обращались КиреевскийИ. В Аксаков К. С и др.Склад ума, находимый Киреевскиму Восточных Отцов Церкви безмятежная внутренняя целость духа как основа всегоповедения и мышления.
Вместе с христианством этот тип духовной культуры был усвоенрусским народом, культура которого была чрезвычайно высока в XII-XIII веках. Целостностьи разумность - основные черты ее, а на Западе - раздвоение и рассудочность.
Во множествепроявлений жизни ярко выражено это различие 1 в Западной Европе - рассудочно-отвлеченноебогословие, обоснование истины путем логического сцепления понятий на Руси - стремлениек истине посредством внутреннего возвышения самосознания к сердечной целостностии средоточию разума 2 на Западе - государственность из насилий завоевания, наРуси - из естественного развития народного быта 3 на Западе - враждебная разграниченностьсословий в Древней Руси их единодушная совокупность 4 на Западе - поземельнаясобственность - первое отношение гражданских отношений, на Руси - собственностьтолько случайное выражение отношений личных 5 на Западе - законность формально-логическая, на Руси - выходящая из быта. Вообщена Западе раздвоение духа, наук, государства, сословий, семейных прав и обязанностей в России - стремление к цельности бытия внутреннего и внешнего постоянная памятьоб отношении всего временного к вечному и человеческого к Божественному - таковадревнерусская жизнь, следы которой сохранились и теперь в народе.Оторвавшись от бесконечной цели,поставив себе мелкие задачи, западный человек почти всегда доволен своим состоянием он готов, с гордостью ударяя себя по сердцу, говорить себе и другим, что совестьего вполне спокойна, что он совершенно чист перед Богом и людьми, что он одноготолько просит у Бога, чтобы другие люди были на него похожи . Если он столкнетсяс общепринятым понятием о нравственности, он выдумает себе оригинальную системунравственности и опять успокоится. Русский человек, напротив того, всегда живочувствует свои недостатки и чем выше восходитпо лестнице нравственного развития, тем более требует от себя и поэтому тем менее бывает доволен собой .Русский народ, согласно Аксакову,резко отличает землю и государство.
Земля есть община она живет согласно внутренней,нравственной правде, она предпочитает путь мира, согласный с учением Христа.
Однаконаличие воинственных соседей заставляет в конце концов образовать государство. Дляэтой цели русские призвали варягов и, отделив землю от государства, передали политическуювласть выбранному государю.
Государство живет внешнею правдою оно создает внешниеправила жизни, предписания и прибегает к принудительной силе. Преобладание внешнейправды над внутреннею есть путь развития Западной Европы, где государство возниклопутем завоевания.
Наоборот, в России государство возникло вследствие добровольногопризвания варягов землею . Поэтому в России существует союз Земли и государства .Земле принадлежит совещательный голос, сила мнения , а власть, принимающая окончательныерешения, принадлежит государю.
Таково было отношение, например, между Земскими Соборамив Московской Руси и государем.
Реформы Петра Великого нарушили этот идеальный порядок.Аксаков сначала восхвалял Петра Великого, как освободителя русских от национальнойисключительности , а потом возненавидел его реформы, но по-прежнему продолжал высказыватьсяпротив национальной исключительности.
Высшее достоинство русского народа он видитименно в том, что в русском народе общечеловеческие начала развиты выше, чем у другихнародов, ему присущ христианско-человеческий дух . Что же касается западноевропейскихнародов, им присуща национальная исключительность или же, как реакция против нее,космополитизм, отрицание национального начала, что также есть заблуждение.Безмерно идеализируя русскуюисторию, К. Аксаков говорит, что она есть Всемирная Исповедь и может читаться,как жития святых . Смирение русского народа обнаруживается в том, что каждый подвиг,каждое высокое достижение свое он приписывает не себе, а Богу и прославляет Егокрестными ходами, молебнами, закладками церквей, а не памятниками себе и своим великимлюдям.
К Западной Европе К. Аксаков проявляет ненависть, в такой же мере страстную,как страстна была его любовь к России.
Киреевский и Хомяков, указывая отрицательныестороны западноевропейской культуры, все же видели и ее достоинства, заявляли освоей любви к ней и настаивали на необходимости синтеза ценных начал западного ирусского духа. К. Аксаков видит только теневые стороны западной культуры насилие,вражду, ложную веру католичество и протестантизм , склонность к театральности, дряхлость Запада.
Самым ярким последователем и защитником славянофильства былН. Я. Данилевский.
Он был сторонником панславизма. В книге Россия и Европа Данилевскийобстоятельно разрабатывает теорию культурно-исторических типов человечества. СогласноДанилевскому, нет и не может быть общечеловеческой цивилизации. В этом отношенииего можно считать предшественником Шпенглера. Существуют культурно-историческиетипы цивилизации, например египетский, китайский, ассиро-вавилонский, еврейский,греческий, римский.В наше время его особенно интересует романо-германский тип инарождающийся славянский тип. Основы цивилизации одного типа не передаются другимтипам существует только преемственность цивилизаций в ограниченной мере и во второстепенныхчертах. Период культурно-исторического типа неопределенно длителен, но период цветенияи плодоношения - короток он навсегда истощает жизненную силу цивилизации.
Человечество,думает Данилевский, есть отвлеченная идея, а не живое единое целое.Отношение междучеловечеством и народом есть отношение рода и вида. Род есть отвлеченное и бедноепонятие живое, конкретное есть народ. Смысл культурно-исторических типов состоитв том, что каждый из них по-своему выражает идею человека, и совокупность этих идейесть нечто всечеловеческое.
Всемирное владычество одного культурно-историческоготипа было бы оскудением жизни. В новое время наступила пора для развития славянства как особогокультурно-исторического типа. Своеобразие этого типа будет заключатся в следующем.Многие культурно-исторические типы имеют одну основу еврейская культура - религиозная,греческая культура - художественная, Рим выработал политическую культуру.
Романо-германскаякультура - двухосновна это - политическая культура с научным и промышленным характером.Славянский тип будет первым полным четырехосновным культурно-историческим типом это будет тип 1 религиозный, 2 научный, художественный, технический, промышленный,3 политический, 4 общинно-экономический.Но наиболее полное и философски осмысленное воплощение Русскаяидея получила в трудах Соловьева.
Идеал общественного устройства он видит в свободнойтеократии, в которой нравственный авторитет принадлежит Церкви и верховному представителюее Первосвященнику, власть - Царю, а живойсовет с Богом - пророкам, обладателям ключами будущего . Характерная черта этогостроя есть подчинение государства авторитету Церкви. Верховное значение Церкви вобщественной жизни обосновывается учением о ее сущности.Видимая Церковь есть действительнаяи предметная форма Царствия Божия она есть живое тело Божественного Логоса ,содержащее в себе человечество, поскольку оно воссоединено со своим божественнымначалом во Христе .Отношение свободной теократиик прошлой и будущей истории человечества можно выяснить, рассмотрев три коренныесилы , управляющие человеческим развитием.
Одна из этих сил центростремительная она ставит себе целью подчинить человечество одному верховному началу, уничтоживвсе многообразие частных форм, подавив свободу личной жизни.Вторая сила - центробежная,она отвергает значение общих, объединяющих начал.
Результат исключительного действияпервой силы был бы таков один господин и мертвая масса рабов наоборот, крайнимвыражением второй силы был бы всеобщий эгоизм и анархия, множественность отдельныхединиц без всякой внутренней связи . Третья сила, Божественная, дает положительноесодержание двум первым, освобождает их от их исключительности, примиряет единствовысшего начала с свободной множественностью частных форм и элементов, созидает такимобразом целость общечеловеческого организма и дает ему внутреннюю тихую жизнь . Третья сила, долженствующаядать человеческому развитию его безусловное содержание, может быть только откровениемвысшего божественного мира, и те люди, тот народ, через которого эта сила имеетпроявится, должен быть только посредником между человечеством и высшим миром, свободнымсознательным орудием его. Такой народ не должен иметь специальной ограниченной задачи,он не призван работать над формами и элементами человеческого существования, а толькосообщить живую душу, дать жизнь и целость разорванному и омертвелому человечествучерез соединение его с вечным божественным началом. Такой народ не нуждается нив каких особенных преимуществах, ни в каких специальных силах и внешних дарованиях,ибо он действует не от себя, осуществляет не свое. От народа - носителя третьейбожественной силы требуется только свобода от всякой ограниченности и односторонности,возвышение над узкими специальными интересами, требуется, чтоб он не утверждал себяс исключительной энергией в какой-нибудь частной низшей сфере деятельности и знания,требуется равнодушие ко всей этой жизни с ее мелкими интересами, всецелая вера вположительную действительность высшего мира и покорное к нему отношение.
А эти свойстванесомненно принадлежат племенному характеру Славянства, в особенности же национальномухарактеру русского народа .Поэтому Соловьев надеется, чтославяне и в особенности Россия положат начало осуществлению свободной теократии.
Призвание России к решению этой задачи он доказывает еще и следующими более частнымидоводами.
Внешний образ раба, в котором находится наш народ, жалкое положение Россиив экономическом и других отношениях не только не может служить возражением противее призвания, но скорее подтверждает его. Ибо та высшая сила, которую русский народдолжен провести в человечество, есть сила не от мира сего, и внешнее богатство ипорядок относительно ее не имеют никакого значения. Великое историческое призваниеРоссии, от которого только получают значение и ее ближайшие задачи, есть призваниерелигиозное в высшем смысле этого слова . Оно выражено в идее Святой Руси способностьк сочетанию восточных начал с западными в русском народе исторически доказана успехамиреформы Петра Великого способность к национальному самоотречению, необходима дляпризнания Папы Римского верховным первосвященником Вселенской Церкви, присуща русскомународу, как это видно из истории призвания варягов.
Сам Соловьев был выразителемэтого свойства русского народа, утверждая, что лучше отказаться от патриотизма,чем от совести , и развивая учение о том, что культурное призвание великой нацииесть не привилегия, не господство, а служение другим народам и всему человечеству.Вслед за Тютчевым мечтая о том,что Россия станет всемирной христианской монархией, Соловьев с тревогой говорит жизнь России еще не определилась окончательно , в ней совершается борьба светлогои темного начала.
Пусть Россия, хотя бы без Царьграда, хотя бы в настоящих своихпределах, станет христианским царством в полном смысле этого слова - царством правдыи милости тогда все остальное приложится ей . С горестью Соловьев замечал, как в его время темное начало сталоподнимать голову и на практике, и в идеологии.
На практике это выразилось в том,что русское правительство постепенно стало на окраинах осуществлять политику принудительногообрусения, а в идеологии это сказалось в книге Н. Я. Данилевского Россия и Европа .Соловьев говорит, что учение Данилевского о культурно-исторических типах, отрицавшееединство человечества, ведет к понижению нравственных требований, предъявляемыхк народу христианским универсализмом, согласно которому каждый народ должен служитьвсему человеческому . С целью защитить христианский универсализм Соловьев подвергкнигу Данилевского уничтожающей критике.
Эпигоны славянофильства оказались проповедниками национальногоэгоизма, и Соловьев выступил с критикой этого направления в нескольких статьях,особенно в статье Славянофильство и его вырождение . Основатели славянофильстваИ. В. Киреевский, Хомяков, К. Аксаков вели прогрессивно-либеральную борьбу , говоритСоловьев, против действительных зол современной им России , они отстаивали принципчеловеческих, безусловного нравственного значения самостоятельной личности - принципхристианский и по историческому развитию преимущественно западноевропейский .Хомяков выразил учение о строе религиозной жизни в формуле церковь, как синтезединства и свободы в любви . Но, к сожалению, он противопоставлял католичеству ипротестантизму этот свой идеал так, как будто он в России уже осуществлен, тогдакак в действительности в России церковь была низведена к функции государственногоорганизма . В том именно и заключается существенный порок славянофильства, что воснование своего учения они поставили не идеал, который необходимо осуществить вбудущем творческими усилиями русского народа, а идеализацию прошлого Руси, именноидеализацию Московского государства, сущность которого Соловьев характеризует кактатаро-византийскую.
Размышляя об исторической миссии России как примирительницыи объединительницы всего человечества, Соловьев полагал, что русский народ не имеетникаких специальных дарований и только потому может стать посредником между волеюБожией и миром, что свободен от всякой ограниченности и односторонности . В письмек О. П. Пирлингу Соловьев приводит от первой части своей книги Россия и вселенскаяцерковь следующие слова Нет основания верить в великое будущее России в областичисто светской культуры общественные учреждения, науки, философия, искусство, литература .В действительности уже в это время ясно обнаружилось, что русский народ обладаеттакже и специальными дарованиями и начинает творить первоклассную культуру.
Таковырусская музыка, русская литература, русский театр, русская форма православия, русскийлитературный язык, в области общественных учреждений - русский суд, земское и городскоесамоуправление.
А после смерти Соловьева русский народ доказал, что и в областифилософии и науки он способен творить высокоценные произведения.
Кроме того, следуетзаметить, что к концу своей жизни Соловьев в значительной степени по многим вопросамизменил свои взгляды.Современное Вл. Соловьеву иследующее поколение русских философов и мыслителей, естественно, не обошло своимвниманием русский вопрос.
Среди них выделялисьДостоевский, К. Леонтьев, Н. Федоров, кн. Е. Трубецкой, Л. Н. Толстой, И. Бунин, Л. Карсавин, С. Франк, отцы П. Флоренский и С.Булгаков, Г. Флоровский, И. Ильин, И. Солоневич, Ф. Степун и др. Большинство изних были религиозными философами. Особенно часто и много пишет о России русскийэкзистенциалист и религиозный мыслитель Н. А. Бердяев он говорит, что она естьвеликий и цельный Востоко-Запад по замыслу Божьему и она есть неудавшийся и смешанныйВостоко-Запад по фактическому своему состоянию, по эмпирическому своему состоянию .Источник болезней России он видит в ложном соотношении в ней мужественного и женственногоначала. На известной ступени национального развития у народов Запада, во Франции,Англии и Германии, пробуждался мужественный дух и извнутри органически оформлялнародную стихию . Такого процесса не было в России, и даже православная религиозностьне дала той дисциплины души, которая создавалась на Западе католичеством с его твердыми,ясными очертаниями.
Русская душа оставалась в безбрежности, она не чувствовалаграни и расплывалась она требует всегоили ничего, настроена апокалиптически или нигилистически и поэтому не способна строить серединное царство культуры . Соответственно этим национальным качествам такжеи русская мысль, по словам Бердяева, обращена преимущественно к эсхатологическойпроблеме конца, окрашена апокалиптически и проникнута катастрофическим миросозерцанием.
В своей работе Русская идея кстати, здесь впервыепоявляется это словосочетание Бердяев пишет Противоречивость и сложность русскойдуши, может быть, связана с тем, что в России сталкиваются и приходят во взаимодействиедва потока мировой истории - Восток и Запад. Русский народ есть не чисто европейскийи не чисто азиатский народ.
Россия есть целая часть света, огромный Востоко-Запад,она соединяет два мира. И всегда в русской душе боролись два начала, восточное изападное.Есть соответствие между необъятностью,безгранностью, бесконечностью русской земли и русской души, между географией физическойи географией душевной.
В душе русского народа есть такая же необъятность, безгранность, устремление в бесконечность,как и в русской равнине.
Поэтому русскому народу трудно было овладеть этими огромнымипространствами и оформить их. У русского народа была огромная сила стихии и сравнительнаяслабость формы.
Русский народ не был народом культуры по преимуществу, как народыЗападной Европы, он был более народом откровений и вдохновений, он не знал мерыи легко впадал в крайности.У народов Западной Европы все гораздо более детерминированои оформлено, все разделено на категории и конечно.
Не так у русского народа, какменее детерминированного, как более обращенного к бесконечности и не желающего знатьраспределения по категориям. В России не было резких социальных граней, не быловыраженных классов. Россия никогда не была в западном смысле страной аристократической,как ни стала буржуазной.Два противоположных начала легли в основу формации русскойдуши природная, языческая дионисическая стихия и аскетически-монашеское православие.Можно открыть противоположные свойства в русском народе деспотизм, гипертрофиягосударства и анархизм, вольность жестокость, склонность к насилию и доброта, человечность,мягкость обрядоверие и искание правды индивидуализм, обостренное сознание личностии безличный коллективизм национализм, самохвальство и универсализм, всечеловечность эсхатологически-мессианская религиозность и внешнее благочестие искание Бога ивоинствующее безбожие смирение и наглость рабство и бунт. Но никогда русское царствоне было буржуазным . В определении характера русского народа и его призвания необходимоделать выбор, который Бердяев называет выбором времен татарского ига, Россия московская,Россия петровская и Россия советская. И возможно, что будет еще новая Россия.Особенное значение XIX в. определяетсятем, что после долгого бессмыслия русский народ наконец высказал себя в слове имысли, и сделал это в очень тяжелой атмосфере отсутствия свободы.
Бердяев говорито внешней свободе, потому что внутренняя свобода была у русских велика.
Как объяснитьэто долгое отсутствие просвещения в России, у народа очень одаренного и способногок восприятию высшей культуры, как объяснить эту культурную отсталость и даже безграмотность,это отсутствие эсхатологическим по конечной цели. Поэтому неизбежен также выборвека, как наиболее характеризующего русскую идею и русское призвание.
Таким векомБердяев считает XIX в век мысли и слова и, вместе с тем, век острого раскола,столь для России характерного, как внутреннего освобождения и напряженных духовныхи социальных исканий.Для русской истории характернапрерывность.
В противоположность мнению славянофилов, она менее всего ограничена.В русской истории есть уже пять периодов, которые дают разные образы.Есть Россиякиевская, Россия органических связей с великими культурами прошлого.Далее Бердяев пишет Высказываласьмысль, что перевод Священного Писания Кириллом и Мефодием на славянский язык былнеблагоприятен для развития русской умственной культуры, ибо произошел разрыв сгреческим и латинским языком. Церковнославянский язык стал единственным языком духовенства,т. е. единственной интеллигенции того времени, греческий и латинский языки не былинужны.
Не думаю, чтобы этим можно было объяснить отсталость русского просвещения,безмыслие и безмолвие допетровской России.Нужно признать характерным свойствомрусской истории, что в ней долгое время силы русского народа оставались как бы впотенциальном, не актуализированном состоянии. Русский народ был подавлен огромнойтратой сил, которые требовали размеры русского государства.
Государство крепло,народ хирел, говорит Ключевский. Нужно было овладеть русскими пространствами и охранятьих. Русские мыслители XIX в размышляя о судьбе и призвании России, постоянно указывали,что эта потенциальность, невыраженность, неактуализированность сил русского народаи есть залог ее великого будущего.Верили, что русский народ наконец скажет своеслово миру и обнаружит себя. Общепринято мнение, что татарское иго имело роковоевлияние на русскую историю и отбросило русский народ назад.
Влияние же византийскоевнутренне подавило русскую мысль и делало ее традиционно-консервативной. Необычайный,взрывчатый динамизм русского народа обнаружился в его культурном слое от соприкосновенияс Западом после реформы Петра. Герцен говорил, что на реформу Петра русский народответил явлением Пушкина.Мы прибавим не только Пушкина, но и самих славянофилов,но и Достоевского и Л. Толстого, но и искателей правды, но и возникновением оригинальнойрусской мысли.
И еще Путь земной представляется русскому народу путем бегстваи странничества. Россия всегда была полна мистико-пророческих сект. И в них всегдабыла жажда преображения жизни. Это было и в жуткой, дионисической секте хлыстов.В духовных стихах была высокая оценка нищенства и бедности. Излюбленная тема их- безвинное страдание.В духовных стихах есть очень большое чувство социальной неправды.Происходит борьба правды и кривды.
Но в них чувствуется народный пессимизм. В народномпонимании спасения милостыня имеет первостепенное значение. Очень сильна в русскомнароде религия земли, это заложено в очень глубоком слое русской души. Земля - последняязаступница. Основная категория - материнство. Богородица идет впереди Троицы и почтиотождествляется с Троицей. Народ более чувствовал близость Богородицы-Заступницы,чем Христа.Христос - Царь Небесный, земной образ его мало выражен. Личное воплощениеполучает только мать-земля . В сознании русского народа давно укоренилось представлениео Москве как о столице православия и центре всего христианского мира, выраженноев идее Третьего Рима. По этому поводу Бердяев пишет Для истории русского мессианскогосознания очень большое значение имеет историософическая идея инока Филофея о Москвекак Третьем Риме. После падения православного Византийского царства Московское царствоосталось единственным православным царством.
Русский царь, говорит инок Филофей, един-то во всей поднебесной христианскийцарь . Престол вселенския и апостольския церкви имел представительницей церковьПресвятой Богородицы в богоносном граде Москве, просиявшую вместо Римской и Константинопольской,иже едина во всей вселенной паче солнца светится . Люди Московского царства считалисебя избранным народом Миссия России быть носительницей и хранительницей истинногохристианства, православия.
Россия единственное православное царство и в этом смыслецарство вселенское, подобно первому и второму Риму. На этой почве происходила остраянационализация православной церкви.
Православие оказалось русской верой.В духовныхстихах Русь - вселенная, русский царь - царь над царями, Иерусалим та же Русь, Русьтам, где истина веры. Русское религиозное призвание, призвание исключительное, связываетсяс силой и величием русского государства, с исключительным значением русского царя .Для полноты картины представленийрусских интеллектуальных кругов о месте России в мировом сообществе и ее историческоймиссии мы приведем здесь цитаты из различных произведений вышеперечисленных авторов,жизнь которых в совокупности пришлась на период примерно с середины XIX до серединыXX века. Мы не будем при этом строго соблюдать хронологическую последовательностьприведенных высказываний, поскольку проблемы, обсуждаемые в них представляют собой непреходящую историческую константу,к тому же все эти мысли удивительно созвучнынашему времени.Вот что пишет С. Франк в своейработе Крушение кумиров Теперь мы благодарны Богу за весь пройденный нами путь,как бы тяжек он не был. Мир и наша душа должны были пройти через поклонение кумирам,и через горечь постепенного разочарования в них, чтобы очиститься, освободитьсяи обрести подлинную полноту и духовную ясность.
Великая мировая смута нашего временисовершается все же не даром, есть не мучительное топтание человечества на одномместе, не бессмысленное нагромождение бесцельных зверств, мерзостей и страданий.
Это есть тяжкий путь чистилища, проходимый современным человечеством и может быть,не будет самомнением вера, что мы, русские, побывавшие уже в последних глубинахада, вкусившие, как никто, все горькие плоды поклонения мерзости Вавилонской, первымипройдем через это чистилище и поможем и другим найти путь к духовному воскресенью .Это было сказано в 1924 г. А разве это не о нас, ныне живущих? Тяжкий путь чистилища продолжается как бы только не попасть нам, россиянам, в петлю времени с бесконечнымповторением кругов нескончаемого ада. А великолепныйрусский писатель И. Бунин разве не говорит по существу о том же самом Пусть не всегда были подобныгорнему снегу одежды белого ратника да святится вовеки его память! Под триумфальнымивратами галльской доблести неугасимо пылает жаркое пламя над гробом безвестногосолдата.
В дикой и ныне мертвой русской степи, где почиет белый ратник, тьма и пустота.
Но знает Господь, что творит. Где те врата, где то пламя, что были бы достойны этоймогилы.Ибо там гроб Христовой России.
И только ей одной поклонюсь я, в день, когдаАнгел отвалит камень от гроба ее. Будем же ждать этого дня. Адо того будет нашей миссией не сдаваться ни соблазнам, ни окрикам. Это глубоко важнои вообще для неправедного времени сего, и для будущих праведных путей самой же России.А кроме того, есть еще нечтогораздо больше даже России и особенно ее материальных интересов. Это мой бог и моядуша.Ради самого иерусалима не отрекусь от Господа! Верный еврей ни для какихблаг не отступится от веры отцов.
Святой князь Михаил Черниговский шел в орду дляРоссии но и для нее не согласился он поклонится идолам в ханской ставке, а избралмученическую смерть.Говорили - скорбно и трогательно- говорили на древней Руси Подождем, православные, когда Бог переменит орду .Давайте подождем и мы. Подождемсоглашаться на новый похабный мир с нынешней ордой .Другой русский писатель И. Шмелевв своей работе Пути мертвые и живые пишет Кто сомневается в праве и долге нашемдумать об устроении будущей России! Все меняется на сем свете.
Сроков никто не знает,время придет - и будет Россия новая.Будем верить. И, веря, будемготовится, будем думать. Не все мыслящие погибли, не все утратили чувство жизни.Духовно мертвы лишь те, кого не научил страшный урок России, кто все еще призываетидти размытыми и мертвыми путями.Какие же пути называю я мертвыми?Один путь - решительного социализма-коммунизма. О нем мы теперь все знаем.Его порочат и социалисты других толков, но не хотят увидеть,что и собственный их путь мертв.
Не ищите у них основы жизни, деятельной любви живой человек для них лишь значок в мертвой формуле - человечество . Помните, старецЗосима, у Достоевского, передает слова доктора Чем больше я люблю человечествовообще, тем меньше я люблю люблю людей порознь! Который же путь изберет Россия?Опыт безбожного устроения проделан.Может быть - демократия? Духовные основы ее прекрасны, но как же осуществить их?В России - средневековье, лучина, лапоть, полное бездорожье и одичание.
Но душитам насыщены электричеством, великою жаждой правды. Не по ним будет тепленькая мораль,и слабы будут зовы вождей демократии для оглушенного уха. Оглушенному уху нуженнебесный гром, Божий гром! Глаза, залитые слезами, лучше видят, как попрана БожьяПравда. Задерганная душа ждет чуда, познавши дьявольское прельщение . Ей же иконыобновлять стали! Кресты на церквах горят.Не начинается ли великое чудо Воскресенья Не тем, которые отвергают религиозноевозрождение, не им быть водителями русского народа.
Он захочет своих водителей.Но не годятся в вожди и те,которые исповедуют лишь мертвую оболочку церковности Их пути также мертвы. Слишкомличное, узкое думают прикрывать они пышной ризой идолопоклонства и, воспевая ЦарюНебесный , вовсе не о небесном думают. И эти не выведут к свободной и равноправнойжизни. Этих народ не примет. Получит - сбросит.Я мыслю пути иные, ведущие кзаветному царству мыслимой свободы.На разгроме сразу нельзя создать его. Придетсяочищать почву и приводить все в порядок.
И вот - жизнь потребует воли организующей,воли - власти духовного обновления. Возрождение будет, если за основу строительствавзято будет подлинное Христово Слово, во всей глубине его ни злобы, ни разделенийна умытых и неумытых, на иудеев и эллинов, на бедных и богатых. Все - граждане,и все братья, и все - одно! Только такая власть, только с Такими заповедями поведетк чудесному Идеалу, о котором тщетно мечтать демократии.Власть деятелей любви иволи, покорная Богу-Слову как Высшей Воле. Как ее назовут - кто скажет Но создастсяли власть такая - ведь это граничит с чудом! Если сумеют понять духовные недра нашегонарода, если поверит народ, что не обманывают его может случиться чудо. Народэто чудо может родить из недр. Ибо Солнца жаждет после кромешной тьмы. Неба - послезалившей грязи.Путь религиозного обновленияжизни - истинный путь духовного демократизма. Иных путей возрождения не будет.
Или- не будет и возрождения.Новому поколению России, бытьможет, выпадет подвиг великого созидания, подвиг как бы революционеров христианских!Откроются цели высокой ценности, родные по духу тем, каких жаждали многие поколениярусской интеллигенции.
Только - иными путями, иными средствами .О многогранности и противоречивостирусской души рассуждал русский философ и писатель Ф. Степун 1884-1965 В русскойдуше есть целый ряд свойств, благодаря которым она с легкостью, быть может, не свойственнойдругим европейским народам, становится, сама иной раз того не зная, игралищем темныхоборотнически-провокаторских сил.Широта человека, которого, помнению Мити Карамазова, нужно было бы сузить, конечно, не общечеловеческая, а типичнорусская.
В этой страшной русской широте самое страшное - жуткая близость идеаламадонны и идеала содомского. Русской душе глубоко свойственна религиозная мука опротиворечиях жизни и мира. В этих особенностях заложены как все бесконечные возможностирелигиозного восхождения русской души, так и страшные возможности ее срыва в преисподнююнебытия.В срыв этот русская душа неизбежнововлекаться всякий раз, как только, не теряя психологического стиля своей религиозности своего максимализма, своей одержимости противоречиями, своего исступления исканияво всем последнего конца она внезапно теряет свою направленность на абсолютное,свое живое чувство Бога .Нельзя обойти вниманием такогозамечательного русского философа, каким был К. Леонтьев.
В предсмертной статье Над гробом Пазухина он пишет Мы не осуществили еще в истории назначения нашего мы можем думать и мечтать об этом назначении весьма различно.
Но несомненно и то,что мировое назначение у нас есть ясно и то, что оно еще не исполнено. Истинномировое есть прежде всего свое собственное, для себя созданное, для себя утвержденное,для себя ревниво хранимое и развиваемое, а когда чаша народного творчества или храненияпереполнится тем именно особым напитком, которого нет у других народов и которогоони ищут и жаждут, тогда кто удержит этот драгоценный напиток в краях национальногососуда - Он польется сам через края национализма, и все чужие люди будут утолятьим жажду свою . В контексте нашей темы находитсяи одно из важнейших историософических понятий, оформившееся под названием евразийстваглавным образом в эмигрантсткой среде.
По серьезности исследования российской историии государственности, по силе прозрения в грядущие пути отечества евразийская школазаметно выделяется среди других движений эмигрантской мысли.К евразийской школеотносилась целая плеяда ярких и талантливых литераторов, философов, публицистов,экономистов первой волны эмиграции.
Среди наиболее известных - географ П. Н. Савицкий,философ Л. П. Карсавин, филолог и культуролог Н. С. Трубецкой, историк Г. В. Вернадский,музыковед и искусствовед П. П. Сувчинский, религиозные философы и публицисты - Г.В. Флоровский, В. Н. Ильин, Б. Н. Ширяев, критики и литературоведы А. В. Кожевников Кожев , Д. П. Святополк-Мирский, правовед Н. Н. Алексеев, востоковед В. П. Никитин,писатель В. Н. Иванов, экономист Я. Д. Садовский.
Главная ценность евразийства состояла не в обширности его географииили сферы интересов у основателей, а в его идеях, одновременно оригинальных и втоже время внутренне родственных глубинным традициям русской истории и государственности.Евразийцам была присуща особая пространственно-временная оптика, большое историческоезрение, позволившее свежим взглядом в привычных до боли чертах России разглядетьцелый географический континент - материк с особой исторической судьбой - Евразию.Евразийство рассматривало русскую культуру не просто как часть европейской, но икак совершенно самостоятельную культуру, вобравшую в себя опыт не только Запада,но и в равной мере Востока.
Русский народ, с этой точки зрения, нельзя относитьни к европейцам, ни к азиатам, ибо он принадлежит к совершенно самобытной этническойобщности - Евразия.Подобная оригинальность русской культуры и государственности одновременное присутствие европейских и азиатских элементов определяет и особыйисторический путь России, ее национально-государственную программу, не совпадающуюс западноевропейской традицией.
Причем азиатские истоки для России внутренне ближезападных.Восточность ориентации России евразийцы прежде всего связывали с геополитическойсферой, не распространяя ее на религиозную область, где они, как писал П. Н. Савицкий,оставались глубоко православными людьми , для которых Православная церковь естьтот светильник, который им светит . Хотя сами евразийцы видели своих непосредственных предшественниковв лице славянофилов, Данилевского, Леонтьева и Достоевского как мыслителя-публициста ,они опирались на значительно более давнюю традицию.
Внимательное ее изучение показывает,что евразийское движение - это не случайный зигзаг российской историософии, якобырожденный от искр революционного пожара и усиленный эмигрантской неприкаянностью,но закономерный итог многовекового развития русской мысли.Строго говоря, и собственно евразийство началось не в Софиии не в Берлине, а в России, и еще до революции. Этот предевразийский период движениябыл связан с научными поисками старшего поколения евразийцев - Г. Вернадского,Л. Карсавина, Н. Трубецкого.
Младшее поколение хотя разница в годах здесь быламинимальная - 5 - 10 лет - П. Савицкий, Г. Флоровский - присоединялось уже в эмиграции.Вернадский, с юности тянувшийся к изучению роли степной Азии в судьбе нашего отечества,уже в 1914 году писал статьи, где образно сравнивал движение России к Востоку сдвижением против Солнца.
Карсавин до своей высылки из СССР в 1922 году опубликовалотдельную книгу, само название которой - Запад, Восток и русская идея - говорито сути его тогдашних интересов.И хотя речь в ней идет в основном о богословско-религиозномаспекте проблемы Запад - Восток в ее отношении к национальной идее, а евразийскиевосточные приоритеты Карсавина, находящегося тогда под сильным влиянием В. Соловьева,еще не выкристаллизовались в полной мере, антизападничество занимает в настроенияхмыслителя существенную роль Не в европеизации смысл нашего исторического существованияи не европейский идеал преподносится нам как наше будущее . Уже тогда, не будучилично знакомым с другими участниками евразийского движения, известный русский медиеист,сетуя на то, что подлинной истории Востока у нас нет , утверждает, что важнейшаяцель русской культуры настоятельно требует преодоления ограниченности западногоэмпиризма и решительного отказа от суррогата всеединства, именуемых идеалом прогресса .Серьезно размышлял о роли Востока в исторических судьбах и перспективах России иТрубецкой, внимательно изучавший восточные языки, мифологию и фольклористику и оттачивающийсвое будущее евразийское мировоззрение на заседаниях лингвистического кружка приМосковском университете, где помимо обсуждения языковых проблем говорилось о кризисезападной духовности и необходимости сближения европейских и азиатских тенденциймировой истории . Когда в Софии, ставшей одним из первых центров эмиграции, встретилисьи объединились на общем мироощущении основные участники евразийства, этому объединениюпредшествовал серьезный путь личностных исканий каждого.
Революция, в которой молодыемыслители увидели закономерный итог 200-летней европеизации страны, и последующиетяготы беженства сыграли роль катализатора объединения, увидевшего ясные ориентирыспасения в исходе к Востоку . В своем идейном развитии евразийство прошло несколько этапов.В начале двадцатых годов это было, по выражению С. Хоружего, не столько единоеучение, сколько набор мыслей, религиозных и историософских у Трубецкого, географических- у Савицкого . Однако затем, во второй половине двадцатых годов, евразийская идеологияусложняется и вбирает в себя достаточно противоречивые тенденции.
С одной стороны,ее важной составляющей и философским фундаментом становится высокое метафизическоеучение об иерархии симфонических личностей , к высшим звеньям которой относится идея Личного Бога и Россия - Евразия, представляющая собой соборность наций.С другой стороны, движение приобретает все более политизированную окраску. Выражаяестественную претензию любой серьезной теории увязать себя с практической жизнью,евразийцы попытались дать подробный анализ процессов, происходящих в современнойим большевистской России.
Разумеется, они не могли обойти тему событий 1917 года,к которым у них было сложное, неоднозначное отношение.
Для евразийцев вообще былохарактерным разделение понятий революции как явления истории, большевизма как плодареволюции и коммунистической идеи как разрушительной революционной идеологии. Уже в наше время, на новом этапе исторического развития Россиии постсоветского состояния геополитического пространства бывшего СССР идея евразийстваполучила новый импульс на новом государственно-политическом уровне.
Она сформулированав проекте президента Н. Назарбаева и предложена в качестве конструктивной геополитическойдоктрины, предусматривающей новый стратегический механизм политической и экономическойинтеграции стран-участниц СНГ. История покажет, соответствует ли эта доктрина коренныминтересам народов, живущих на территории СНГ, или нет. В заключение можно сказать, что историческая миссия России напротяжении веков была реализована в различных событиях мирового значения борьбас татаро-монгольским игом, остановившая экспансию татаро-монголов на запад и фактическиспасшая Запад от катастрофы Отечественная война с французами в 1812 г не позволившаяНаполеону осуществить свои планы мирового господства и, наконец, Великая Отечественнаявойна 1941 - 1945 гг в результате которой человечество было спасено от чумы фашизма.Во всех этих и многих других, может быть, не таких масштабных событиях усилия и жертвы России имели решающее значение.
В области духа на протяжении многих веков русская идея выражаласьв том, что неизменные нравственные представления организовывали жизнь русской нации,указывали духовные ориентиры русскому человеку, несмотря на все нашествия и внутренниесмуты.
То же чувство единения с людьми, те же понятия меры, гармонии.
Всякий разони наполнялись живым смыслом - в подвижничестве Сергия, Нила, Серафима, в творчествеРублева, Пушкина.
В масштабе исторического времени Пушкин и Илья Муромец представляютсобой одинаково совершенное воплощение русского духа, русскости.Русская идея удивиламир, проявившись в таком замечательном, лучше сказать ослепительном явлении, какрусская литература XIX века. Приведем здесь лишь некоторые имена А. С. Пушкин,Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов Вот слова Гоголя о Пушкине Русский человек в его развитии.
В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой очищенной красоте . А закончим словами о. Павла Флоренского Я верю и надеюсь,что, исчерпав себя нигилизм докажет свое ничтожество, всем надоест, вызовет ненавистьк себе, и тогда, после краха всей этой мерзости, сердца и умы не по-прежнему вялои с оглядкой, а наголодавшись, обратятся к русской идее, к идее России, к святойРуси Я верю в то, что кризис очистит русскую атмосферу, даже всемирную атмосферу . Будем верить и надеяться и мы.Литература1. И. Киреевский О характере просвещения Европы 2. А. Хомяков По поводу статей Киреевского 3. А. Хомяков По поводу Гумбольдта 4. А. Хомяков О юридических вопросах 5. К. Аксаков Об основных началах русской истории 6. Н. Данилевский История и Европа 7. В. Соловьев Россия и Вселенская церковь 8. В. Соловьев Оправдание добра 9. В. Соловьев Три силы 10. В. Соловьев Славянофильство и его вырождение 11. В. Соловьев Философские начала цельного знания 12. В. Соловьев Поэзия Ф. И. Тютчева 13. В. Соловьев Идолы и идеалы 14. С. Франк Крушение Кумиров 15. И. Бунин Миссия русской эмиграции 16. И. Шмелев Пути мертвые и живые 17. Ф. Степун Мысли о России 18. И. Ильин Что нам делать? 19. Отец Павел Флоренский Столп и утверждение истины 20. Л. Карсавин Восток, Запад и русская идея 21. Л. Карсавин Философия истории 22. Н. БердяевКурсоваяработа по философии по теме Русская идея прошлое и настоящее студентаII курсагруппаN235КорнаеваНиколая.
– Конец работы –
Используемые теги: Русская, Философия0.053
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Русская философия
Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов