рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Социологические идеи Томаса Мора

Социологические идеи Томаса Мора - раздел Философия, Социологические Идеи Томаса Мора Томас Мор (1478 1535) Происходил Из Зажиточ...

Социологические идеи Томаса Мора Томас Мор (1478 1535) происходил из зажиточной семьи лондонских бюргеров. Отличался редкой начитанностью в греческих и латинских авторов, как и в библейских текстах и произведениях отцов христианской церкви.Разносторонний писатель, Мор не чурался и политической деятельности - он был некоторое время и членом английского парламента, и шефом Лондона, выполняя дипломатические поручения. Хорошо зная социальную и моральную жизнь своей родины, английский гуманист проникся сочувствием к бедствиям ее народных масс. Эти его настроения и получили свое отражение в знаменитом произведении с длинным заголовком в духе того времени - "Весьма полезная, как и занимательная, поистине золотая книжка о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия ". Она была издана при ближайшем участии Эразма Роттердамского, близкого друга, посвятившего ему свою "Похвалу глупости", законченную в доме Мора, в 1616 г. и сразу приобрела большую популярность в гуманистических кругах.

Повествование в ней ведется от имени вымышленного автором путешественника Рафаила Готлодея, что сообщило книге дополнительный литературный успех в эпоху географических открытий и путешествий.

Именно такой страной и была объявлена здесь Утопия - греческое слово, образованное Мором и обозначавшее буквально "место, которого нет" (сам он переводил название этой страны как "Нигдея", Nusguama) . Книга состоит из двух частей.Вторая, большая из них и написанная сначала, излагает утопийский образ жизни, в то время как первая часть, написанная после второй, дает прежде всего весьма критическое описание современной Англии.

В дальнейшем Мор стал ближайшим сотрудником короля Генриха VШ, который в своих политических расчетах оказывал известное покровительство гуманистам, используя их литературные и политические таланты. Мор получил рыцарское звание, был председателем палаты общин, а в 1629 г. занял высший государственный, став лордом-канцлером Англии.Однако судьба его круто изменилась, когда Генрих VШ решил стать на путь церковной реформы, чтобы завладеть богатствами католической церкви в Англии. Мор держался за идею духовного единства христианско-католического мира и был противником такой церковной реформы, которая один вероисповедный догматизм заменяла другим, столь же нетерпимым.

Отказавшись присягнуть королю как новому главе церкви, лорд-канцлер в 1632 г. покинул свой пост, но был обвинен в государственной измене и по приказу короля заключен в Тауэр. Через три года король милостиво разрешил отрубить ему голову (первоначальный приговор предполагал более мучительную казнь) . Гуманистическое мировоззрение автора " Утопии" привело его к выводам большой социальной остроты и значимости, особенно в первой части этого произведения.

Проницательность автора отнюдь не ограничивалась констатацией ужасной картины социальных бедствий, подчеркнув в самом конце своего произведения, что при внимательном наблюдении жизни не только Англии, но и "всех государств", они не представляют собой "ничего, кроме некоего заговора богатых, под предлогом и под именем государства думающих о своих выгодах". Уже эти глубокие констатации подсказали Мору основное направление проектов и мечтаний во второй части "Утопии". Многочисленные исследователи этого произведения констатировали не только прямые, но и косвенные ссылки на тексты и идеи Библии (прежде всего евангельские) , в особенности же античных и раннехристианских авторов.

Из всех произведений, оказавших на Мора наибольшее воздействие, выделяется платоновское " Государство". Многие гуманисты, начиная с Эразма, видели в "Утопии" долгожданную соперницу этого величайшего творения политической мысли, произведения, существовавшего к тому времени почти два тысячелетия.

Если ли не самую характерную, определяющую черту социально-философской доктрины, лежащую в основе "Утопии", составляет антииндивидуалистическая трактовка общественной жизни, мыслимой в идеальном государстве.

Последовательный же антииндивидуализм с необходимостью требует отмены частной собственности. Максимальное равенство в размерах собственности и сопутствующего им уравнения в потреблении - нередкое требование народно-оппозиционных движений в эпоху средневековья, получавших обычно религиозное обоснование. Элементы его имеются и у Мора как активного сторонника "христианского гуманизма", взывавшего к первоначальному христианству с его идеалами всечеловеческого равенства.Мор был убежден, что "от правителя, как из какого-нибудь неиссякаемого источника, распространяется на весь народ все доброе и злое". Таким полулегендарным правителем и был Утоп, некогда завоевавший воображаемый остров и заложивший политические, социальные и моральные устои основанной им Утопии.

В утопическом государстве какой-то значительной ценности нет у всех его жителей. Ее отсутствие в особенности подчеркнуто тем, что здесь нет денег, не играющих никакой роли в его экономической жизни.Золото (как и серебро) утопийцы не использовали в быту, даже для украшений.

Более того, именно из этих металлов здесь изготовлялись ночные горшки и другие сосуды для нечистот, а если и делались кольца и цепи, то для того, чтобы надеть их как более тяжелые и мучительные оковы на тех, кто опозорил себя каким-нибудь преступлением и стал в результате его рабом. Так великий гуманист выразил свое отвращение к все возрастающей роли золота, роли денег, приносивших бесчисленное зло уже в ту эпоху.Единственное употребление золота, без чего не может обойтись утопийское государство это его применение во внешних сношениях и тем более во время войн, которые утопийцы вынуждены вести с соседними государствами и народами, живущими обычной жизнью.

Но отсутствие частной собственности и денег не могло стать следствием простого морально-юридического законодательства, восходившего к мудрому и доброму Утопу. Они могли развиться лишь в результате всеобщего участия утопийцев в трудовой деятельности.Понимание необходимости ее организации как непременного условия, без которого невозможна никакая реализация стремлений к равенству, и делает Мора первым представителем утопического коммунизма, т.к. отсутствие частной собственности и всеобщее участие в труде делают утопическое общество социально однородным.

В "Утопии" в первую очередь речь идет о физическом труде, что естественно для данной эпохи. Мор подчеркивает необходимость труда ремесленников и земледельцев для жизни любого государства и вместе с тем указывает на обычное отсутствие у государственных руководителей заботы о тех, кто исполняет различные разновидности такого труда, не испытывая к ним никакого интереса вследствие утраты ими по возрастным и другим причинам способности к трудовой деятельности.

Великий гуманист, принадлежавший к состоятельным и даже правящим классам переходил на позиции трудящихся классов. Труд в Утопии выступает в двух обычных в ту эпоху разновидностей - ремесленной и сельскохозяйственной.Участие как в первой, так и во втором обязательно для всех без исключения утопийцев.

Труд стал здесь не только жизненной, но и моральной необходимостью. Этот свободный труд, строго ограничен только шестью часами весьма производителен. Существенная сторона утопической жизни - наличие здесь рабов, в которых обычно превращаются тяжкие преступники. Эта социальная категория неизвестной численности обречена на самые тяжелые и неприятные работы.Наличие данной категории вносит значительную поправку в бесклассовость утопийского общества.

Жизнь же самих утопийцев построена на принципах республиканской демократии, тайного голосования, выборности всего начальства и т.п. Всеобщий и свободный труд производит здесь такое обилие продуктов и вещей, что их оказывается вполне достаточно для удовлетворения потребностей всех утопийцев. Среди них нет ни бедных, ни богатых, ни тем более нищих, ибо в условиях, когда "все принадлежит всем", "хотя ни у кого там ничего нет, все, однако же, богаты". Умственный труд в качестве профессионального не играет в Утопии главной роли. В утопии делом чтения и изучения книг занимается небольшая категория наиболее одаренных утопийцев в противоположность многим государствам, где "еще и теперь наукам посвящают себя чурбаны и дубины, а замечательно одаренные умы пропадают в удовольствиях" - явный антифеодальный выпад.

Именно из этой ученой категории, свободной от физического труда, избираются различные должностные лица, включая главу государства, а также священники.

Но все они жестко не противостоят основной массе утопийцев. Будучи избавлены от "телесного рабства", в принципе каждый утопиец может достичь "духовной свободы и просвещения", осваивая различные науки. Для этой цели в предрассветные часы даже устраиваются специальные чтения. Тем самым и перед любым утопийцем открывается возможность того, что мы именуем всесторонним развитием личности.Но какую бы роль в жизни утопийцев ни играло собственно интеллектуальное начало, моральная сторона их жизни более важна.

Автор "Утопии" считает, что справедливость - "главнейшая опора государства". Здесь неоднократно подчеркивается, что человек представляет собой высшую ценность, которую нельзя подменить никаким золотом.Но вот что касается понимания счастья жителями Евтопии (т.е. Страны блаженства - второе название Утопии) , то перед нами вырисовывается уже достаточно распространенный тогда гуманистический идеал антиаскетизма, стремления к наслаждению, удовольствию в духе эпикуреизма.

Среди удовольствий первое место принадлежит здоровью, которому вредит псевдосвященный аскетизм с его постами и другими атрибутами. Радости еды и питья должны быть весьма умеренными, ориентированными прежде всего на человеческое здоровье. Утопийцев отличает принципиальное миролюбие.Сами они по собственной инициативе никогда не прибегают к войне, но ведут ее с величайшей самоотверженностью, когда она им навязана или когда им приходится идти навстречу просьбам того или иного народа, свергающего укрепившуюся у них тиранию.

Утопическая жизнь подчиняется не столько юридическим, сколько этическим законам. Писанный законов у них очень мало, и они настолько просты, что каждый без труда разбирается в них. Много законов и не требуется для народа, у которого "все законы издаются только для того, чтобы напомнить каждому его долг". Проблема морали неотделима от проблемы религии.В духе гуманистического просветительства Мор различает подлинную религию и суеверие, которое многие утопийцы принимают за религию.

Содержание утопийской религии сводится к убеждению в существовании единого божественного существа ("родителя") , разлитого во всем мире и время от времени напоминающего о своем существовании посредством чудес, необъяснимых при помощи природы и свидетельствующих о божественном проведении. Подлинная религия невозможна и без веры в бессмертие индивидуальной души, как и в загробное воздаяние.В Утопии существует полная веротерпимость, и каждый волен мыслить бога в соответствии со своими понятиями.

Идея веры требует такого разнообразия, лишь бы были соблюдены те общие положения, без которых она невозможна. О глубине гуманистической идеи веротерпимости свидетельствует и то, что она распространяется даже на атеистов тех, кто не верит в общерелигиозные положения.В духе своей эпохи Мор считает таких людей аморальными, но утопийцы, которым чуждо всякое притворство и ложь, не заставляют их скрывать свои взгляды, не подвергают их наказанию, хотя и запрещают выступать с ними перед толпой.

Главные ревнители религии в Утопии - выборные священники. Они явно противопоставлены множеству тогдашних служителей церкви, ибо их главная особенность - исключительное благочестие, безупречная мораль. Обучая детей и юношество, они ставят последнюю выше их интеллектуального развития.Эти жрецы морали пользуются среди утопийцев наибольшим авторитетом по сравнению со всеми другими должностными лицами. "Утопия" оказала весьма значительное воздействие на различных философов и литераторов эпохи Возрождения.

Слово "утопия" стало нарицательным и означает все то, о чем можно помечтать и даже порассуждать, но что при более глубоком размышлении оказывается теоретически несостоятельным и практически несбыточным. В истории общества и общественной мысли утопия нередко служила формой выражения революционной идеологии.Многие основные принципы освободительного движения трудящихся, нравственные и законодательные нормы, системы педагогики и образования были впервые сформулированы в "Утопии". Утопия не утратила своей роли в качестве специфического жанра литературы.

Положительное значение утопии в современную эпоху проявляется в двух направлениях: она позволяет предвосхищать вероятное отдаленное будущее, которое на данном уровне познания не может быть научно предсказано в конкретных деталях, и может также предостерегать от некоторых отрицательных социальных последствий человеческой деятельности.Эти формы утопии стимулировали развитие в социологии методов нормативного прогнозирования и сценариев с целью анализа и оценки желательности и вероятности предполагаемого развития событий.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 1. Мор Т. Утопия М 1978. 2. Осиновский И. Н. Томас Мор: Утопический коммунизм, гуманизм. Реформация М 1978. 3. Соколов В. В. Европейская философия ХV - ХVП веков М 1984. 4. Философский энциклопедический словарь М 1983.

– Конец работы –

Используемые теги: Социологические, Идеи, Томаса, Мора0.074

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Социологические идеи Томаса Мора

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Социологические идеи Томаса Мора
Хорошо зная социальную и моральную жизнь своей родины, английский гуманист проникся сочувствием к бедствиям ее народных масс. Эти его настроения и… Повествование в ней ведется от имени вымышленного автором путешественника … Книга состоит из двух частей. Вторая, большая из них и написанная сначала, излагает утопийский образ жизни, в то время…

Политические идеи Томаса Мора
Слово утопия, образованное от греческихкорней и означающее место, которого нет , стало нарицательным и далоимя целому направлению общественной мысли… Эти обстоятельства породилиобнищание многочисленных масс населения,… Мор получил прекрасное образование вначалев Оксфордском университете, где в течение двух лет он с увлечением…

Политические идеи Томаса Мора
Слово утопия, образованное от греческих корней и означающее "место, которого нет", стало нарицательным и дало имя целому направлению общественной… Т. Мор жил в эпоху первоначального накопления капитала, варварского сгона… Мор получил прекрасное образование вначале в Оксфордском университете, где в течение двух лет он с увлечением…

Политические идеи Томаса Мора
Этот научный подвиг был совершен Томасом Мором, выпустившим в1516 г. знаменитую Утопию Золотая книга, столь же полезная, как и забавная,о наилучшем… Книга Мора - непросто игра воображения, это своеоб разное, хотя и сугубо… И именно в это времявопреки растущей власти денег и необоримой жажде обогащения Нор заявляет, что только отказ от час…

Магазин воспоминаний о море сборник Магазин воспоминаний о море
Магазин воспоминаний о море сборник... Мастер Чэнь...

"Утопия" Томаса Мора
В своих произведениях Мор предложил совершенно новые для его эпохи демократические начала организации государственной власти, поставил и решил с… Его проект идеального государства вызывает и ныне острые столкновения мнений… В Англии и других наиболее развитых странах Европы зарождаются новые общественные отношения капиталистические,…

“Дидактические идеи Льва Николаевича Толстого. Идея свободы выбора содержания в образовании”
В наше время, время преобразований в социальной и духовной жизни общества, педагогические поиски Л. Н. Толстого привлекают актуальностью проблем… В раздумьях о новой школе и новой педагогической науке Л. Н. Толстого мы… Желание научить детей творчески мыслить, формировать их духовные потребности и нравственные качества, спасти будущих…

Портрет Томаса Мора 1527
Портрет Генриха VIII...

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ ФРАНКФУРТСКОЙ ШКОЛЫ
Франкфуртская школа в немецкой философии и социологии 20 века, возникла в начале 30-х гг центр - Институт социальных исследований во… В философско-социологической "критической теории общества" идеи К. Маркса… Углубление противоречий внутри франкфуртской школы привело к ее распаду в начале 70-х гг. Итак, франкфуртская школа…

Томас Мор
Этот научный подвиг был совершен Томасом Мором, выпустившим в 1516 г. знаменитую Утопию Золотая книга, столь же полезная, как и забавная, о… Книга Мора - не просто игра воображения, это своеоб разное,хотя и сугубо… Иименно в это время вопреки растущей власти денег и необоримой жажде обогащенияНор заявляет, что только отказ от час…

0.036
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Общность идей Мора и Кампанеллы" Во всех утопиях проходит мысль, что в будущем человечество не будет знать деления на расы. Люди будут говорить на одном языке и будут иметь общие… Например, в диалоге “Государство” Платон выступает убежденным противником… Он хочет вернуться не к первобытной общине, а к более близкому прошлому. А затем — никаких сдвигов, никакого развития,…
  • Структура социологического знания. Место социологических исследований в социологии На сайте allrefs.net читайте: Структура социологического знания. Место социологических исследований в социологии.
  • Томас Мор и его "Утопия" Гуманистическое мировоззрение автора Утопии привело его к выводам большой социальной остроты и значимости, особенно в пер- вой части этого… Проницательность автора отнюдь не ог- раничивалась констатацией ужасной… Многочислен- ные исследователи этого произведения констатировали не только пря- мые , но и косвенные ссылки на тексты…
  • Авраам Ибн Дауд и его идеи Такое мировоззрение не могло не произвести на сторонников теизма самого тревожного впечатления. Новое подтверждение еврейского религиозного учения… В отличие от своих предшественников, в том числе Саадьи и Бехаи, которые… Исходя из предпосылки, что движение (то есть изменение) лежит в основе всех природных явлений на земле и на небе,…
  • Идеи гуманизации образования в процессе педагогической коррекции морального отчуждения студентов Современное состояние социально-экономической и духовной сфер общества свидетельствует о массовых явлениях отчуждения и национальной обособленности,… Проблемой отчуждения людей друг от друга, отчуждения от морали, добра и… Учитывая, что молодые люди уже не поддаются тем методам воспитания, которым доступен ребенок, у них есть своя воля,…