Реферат Курсовая Конспект
Философия - раздел Философия, В.а.канке ...
|
ВВЕДЕНИЕ.
ДВА ПРИМЕРА ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ
В чем состоит специфика философствования? Чтобы ответить на этот вопрос не голословно, а достаточно определенно, целесообразно рассмотреть примеры подлинного философствования.
Первый пример: концепция идей. Представьте себе, что вы оказались в затруднительном положении. Вам хочется помочь себе самому или друзьям, знакомым, может быть, даже своему народу. Но как это сделать? Ситуация не разрешается простым образом, необходимы какие-то определенные усилия. Мы ведем себя как искатели. Чего? Идеи. Нужна идея! Причем не любая, а именно та, которая позволит продуктивно действовать и жить. Вопрос об идее — философский вопрос. Впервые это поняли уже упоминавшийся Платон и его великий учитель Сократ. Они первыми разработали оригинальную концепцию идей. Идеи выступают смыслом всех явлений, с которыми сталкивается человек. Концепция идей имела величайшее, поистине эпохальное значение. Она стимулировала развитие наук и искусств, во многом определила характерные черты современной цивилизации.
Концепция идей имеет философское содержание. В данном случае это означает, что она соотносится с любыми идеями и особенно с теми, которые, будучи максимально действенными, пронизывают всю сферу бытия человека.
Философское — значит максимально универсальное, всеохватное, основательное, фундаментальное, существенное.
Второй пример: концепция ответственности. В наши дни много говорят о свободе. Но не любая свобода приемлема. Причем речь идет не только о том, чтобы поставить заслоны действиям различного рода экстремистов и тех, кого справедливо называют преступниками. Перед каждым человеком встает вопрос о согласовании своих действий с интересами других. Иначе говоря, мы ставим вопрос об ответственности. Только теперь, в конце XX века, выявлено, что ответственным надо быть во всех делах, в науке, искусстве, на производстве, в общественной и индивидуальной жизни. Но это и означает, что концепция ответственности приобрела философское значение. Над ее разработкой энергично работают философы всех развитых стран.
Оба приведенных примера показывают, что философия не стоит на месте. Продолжим разговор о специфике философии. В этой связи очень показательно умение некоторых людей формулировать суть философии кратко, ярко, нескучно. Немецкий философ Кант вопрошал: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я смею надеяться? Что такое человек? Это все философские вопросы, ибо наиболее полные ответы на них можно получить исключительно в философии. Шукшинское "Что с нами происходит?" и извечное российское "Что делать?" опять же относятся к сфере философии. Равно как и знаменитое изречение Шекспира, вложенное в уста Гамлета: "Быть или не быть?"...
Философия — это обостренно совестливое отношение человека к окружающему его миру.
Выше мы отмечали, что философия имеет дело с главными вопросами бытия человека. Но что это значит — главные вопросы? С учетом многовекового развития философии вполне актуальны такие интерпретации: речь идет о проблемах, которые можно назвать 1) главными, 2) наиболее существенными, 3) фундаментальными, 4) всеохватными, не знающими исключений, 5).объединяющими жизнь людей в единое целое, в поле действия которого попадает каждый человек. И так далее. Если читатель пожелает продолжить наш ряд слов-определений, то тем самым он добьется углубленного понимания философии. Желаем успеха!
Итак, еще раз. Что такое философия? Философия — это такая любовь к мудрости, которая заставляет человека в его обостренно совестливом отношении к окружающему миру вести поиск и находить ответы на главные вопросы своего бытия. Разумеется, можно дать философии более краткое определение. Более того, можно обойтись одним жестом — поднять большой палец.
ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ
· Философия — это поиск и нахождение человеком ответов на главные вопросы своего бытия.
· Философия — это обостренно совестливое отношение человека к окружающему миру.
· Философия научна, эстетична, моральна.
· Назначение философии — возвышение человека, обеспечение универсальных условий его совершенствования.
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ В СОСТАВЕ ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ НА НИХ ПО ТЕМЕ "ВВЕДЕНИЕ. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?"
Примечание: основные термины выделены курсивом.
Что такое философия? — Философия — это поиск и нахождение человеком ответов на главные вопросы своего бытия, их проблематизация.
В чем состоит назначение философии? — Назначение философии состоит в возвышении человека, обеспечении его будущего.
В чем состоит практичность философии? — Практичность философии состоит в ее моральности, она учит правильным поступкам.
В чем состоит научность философии? — Научность философии состоит в ее следовании критериям научности: непротиворечивости высказываний, подтверждении утверждений фактами, эффективности выдвигаемых идей.
В состоит эстетичность философии? — Эстетичность философии состоит в ее чувственно-эмоциональном содержании.
ТЕСТ ПО ТЕМЕ "ВВЕДЕНИЕ. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?"
1. Какое из предложений является философским?
Энергия не исчезает, а сохраняется (А).
Попав в сложную ситуацию, глубоко осмысливай ее (В).
Делайте по утрам зарядку (С).
2. В чем состоит мировоззренческая функция философии?
3. В чем состоит методологическая функция философии?
4. В чем состоит гуманистическая функция философии?
5. Имеет ли философия практическое значение?
6. Является ли философия наукой?
Примечание: оценка число правильных ответов"5" — 6 "4" — 5 "3" — 4 "2" — 3
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ ПО ТЕМЕ "ВВЕДЕНИЕ. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?"
1. Философия и наука
2. Философия и искусство
3. Философия и религия
4. Назначение философии
5. Философия в современном мире
6. Спасет ли философия мир?
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМЕ "ВВЕДЕНИЕ. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?"
§ Введение в философию. М.: Политиздат, 1989. Ч.1. С.10-73.
§ Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях великих философов. М.: Мысль, 1986.
§ Лосев А.Ф. Дерзание духа. М.: Политиздат, 1988.
§ Мир философии. М.: Политиздат, 1991. Ч.1. С.10-129.
§ Сагатовский В.Н. Вселенная философа. М.: Мол. Гвардия, 1972.
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ТЕСТА ПО ТЕМЕ "ВВЕДЕНИЕ. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?"
1. Философским является предложение (В).
2. Мировоззренческая функция философии состоит в ее способности давать картину мира в целом, обобщая данные наук, искусств, практик.
3. Методологическая функция философии состоит в выработке методов, путей достижений поставленных человеком перед собой целей.
4. Гуманистическая функция философии состоит в том, что в центр мироздания ставит человека.
5. Философия имеет ярчайшее практическое значение, она учит тому, что следует и что не следует делать.
6. Философия привержена всем критериям научности. В виду этого нет оснований считать ее ненаукой.
Раздел 1
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ФИЛОСОФИИ
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
АНТИЧНАЯ НАТУРФИЛОСОФИЯ
ВЫСОКИЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗМ СОКРАТА, ПЛАТОНА И АРИСТОТЕЛЯ
ЭЛЛИНИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ
· Натурфилософы видели единое многообразие мира в его вещественной основе. Им не удалось объяснить социальные и духовные явления.
· Школа Сократа — Платона развила концепцию идей, на основе которой можно было объяснять не только природу, но и человека и общество.
· Аристотель развил учение о форме, что позволило лучше понять сущность отдельной вещи.
· Киники, стоики, эпикурейцы, скептики были заняты поисками удела, смысла жизни человека. Их общий призыв: будь мудрым.
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ В СОСТАВЕ ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ НА НИХ ПО ТЕМЕ "АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ"
Что такое единое? Единое — это то, что присуще не одной, а многим вещам. Известно, например, что телам присуща масса. Для указанных тел масса есть единое. Более сложный пример. Вы совершили три поступка по справедливости. Для указанных поступков единым будет ценность "справедливость". Единое не имеет смысла безотносительно к многому.
Что такое материальная субстанция? — Материальная субстанция для своего существования не нуждается в чем-либо ином, то есть способна существовать сама по себе. Например, вакуум — это материальная субстанция. Время не может существовать само по себе, оно не есть материальная субстанция. Не является материальной субстанцией и сознание.
Что такое атом по Левкиппу и Демокриту? — Атом, согласно упомянутым философам, есть мельчайшая неделимая часть вещества.
Что такое идея по Платону? — Идея, по Платону, есть смысл, образец, общее определенного класса вещей.
Что такое форма по Аристотелю? — Форма — это сущность вещи, ее активность.
Что такое демиург по Платону? — Демиург — это бог-мастеровой, который способен объединять материю с идеями. Представлением о христианском Боге Платон не владел.
Что такое перводвигатель по Аристотелю? — Перводвигатель — это то, что является первопричиной и привлекает все и вся своим совершенством умозрения. Представлением о христианском Боге Аристотель не владел.
Что такое добродетель? — Добродетель — это призвание человека, черта его характера.
ОБ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ СКЕПТИКОВ
Основателем античного скептицизма был Пиррон. Скептики считали, что всякая истина относительна. Но как в таком случае, когда нет четко определенных ориентиров, жить счастливо? Ответ напрашивался сам собой: будь бесстрастным, невозмутимым, всегда сохраняй спокойствие. Нет ничего предосудительного в том, чтобы подчиняться традиции, как-то, ведь, надо поступать. Вопреки мнению ранних скептиков из относительности истин не следует их равнозначность.
СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ
ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ
· В средневековой философии все интерпретируется исходя из одного принципа, принципа абсолютной личности, Бога.
· Человек понимается как единство веры, надежды и любви.
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ В СОСТАВЕ ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ НА НИХ ПО ТЕМЕ "СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ"
Чем отличается монотеизм от политеизма? Согласно монотеизму существует один Бог (в христианстве Бог един в трех лицах: Бога-отца, Бога-сына и Бога-святого духа). Политеизм признает существование многих богов.
Что такое креационизм? Учение о сотворении Богом мира из ничего.
Что такое теоцентризм? Учение, согласно которому принципом, главным центром всего существующего является Бог.
Почему термин "совесть" не использовался в Ветхом Завете, но часто используется в Новом Завете? Бог Нового Завета милосерднее, родственнее верующему, чем Бог Ветхого Завета. Верующий стремится к воссоединению с Богом, со-вести с ним. Следует различать религиозное и светское понимание совести.
Почему в христианстве появляется добрая воля? Как реализация совести.
Почему в религиях столь большое внимание уделяется вере? Есть ли научная вера? В науке существование математических истин доказывается, существование природных вещей подтверждается на практике. В религии верят в существование Бога, которое научными методами не может быть обосновано.
Почему в христианстве на один из первых планов выдвигается надежда? Речь идет о надежде на воссоединение с Богом. Религиозная надежда связана с таинственностью Бога. Здесь невозможно рассчитать будущее, предвидеть его. Остается надеяться на лучшее, в том числе на божественное провидение.
Почему именно любовь столь превозносится в религии? Религия в отличие от науки очень мистична, чувственна, эмоциональна. Среди всех чувств наиярчайшим является любовь. Видимо, это обстоятельство нашло свое выражение в религиозной форме в качестве превознесения любви к Богу.
ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ
ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
ФИЛОСОФИЯ ОТ ДЕКАРТА ДО КАНТА (XVII-XVIII ВВ.)
ФИЛОСОФИЯ ОТ ГЕГЕЛЯ ДО НИЦШЕ (XIX В.)
ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ
· Философия Нового времени внутренне неоднородна. Связь ее основных положений не повторяет строгость математических теорем. Но она четко указывает на своеобразие нововременной философии.
· Философия Нового времени ставит в центр своего внимания либо отдельного человека (Декарт, Локк, Кант, Ницше), либо "коллективного" человека (Маркс). Это означает, что философия Нового времени антропоцентрична.
· В философии Нового времени преобладает гносеологическая установка, т.е. считается, что доступ к пониманию мира открывает познание.
· Философия Нового времени очень логоцентрична, т.е. идеалом познания признается четкое, строго рациональное мышление (это находит свое проявление в особом интересе Декарта к ясным идеям сознания, Канта к познавательным способностям души, Гегеля к универсальным идеям, Маркса к науке).
· Для философии Нового времени очень характерен преобладающий интерес к методам, способам познания (сравните методы Локка, Канта, Гегеля, Маркса).
· Особый интерес к познанию приводит к наукоцентризму (науку ставят превыше всего, философию стремятся поставить на научные рельсы).
· Наукоцентризм приводит к желанию подчинить общественную жизнь законам — правовым (Локк), моральным (Кант), экономическим и политическим (Маркс).
· Возрастает ориентация на практику. Кант, Гегель, Маркс начинают подчеркивать приоритет практики по сравнению с теорией.
· Философия Нового времени знаменует собой третий, заключительный после античной и средневековой философии, этап так называемой классики философии, классической философии. Идеалы классической философии во многом отрицаются уже в философии Ницше.
· Философия ХХ века — это неклассическая философия.
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ В СОСТАВЕ ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ НА НИХ ПО ТЕМЕ "ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ"
Почему исторический период 15-16 вв. был назван эпохой Возрождения? В философском плане имелось в виду возрождение творческого наследия античности.
Что такое гуманизм? Признание в качестве основных философем ценностей личности, таких, как свобода, справедливость, право на творчество.
Что такое антропоцентризм? Признание человека, а не природы или Бога, высшим творением мироздания.
Почему Декарт так ратовал за ясные идеи? Фактически, речь шла об исходных научных принципах, которые невозможно опровергнуть ни логически, ни экспериментально.
Чем отличается сенсуализм от рационализма? Спор идет о приоритете в познании чувственного (сенсуализм) или же мыслительного (рационального). Сенсуалисты ошибочно считали, что понятия выводятся непосредственно из чувственных данных. Рационалисты, в свою очередь, ошибочно полагали, что значение чувственного познания несущественно.
Что такое идеализм? Философское учение, делающее упор на идеях, понимаемых либо в качестве общего того или иного класса вещей, либо мыслей. В философском отношении термин "идеализм" устарел.
Разве Кант прав, считая, что научные принципы могут быть доопытными, т.е. априорными? Не слишком ли странно он рассуждает? Кант, действительно, во многом прав. Суть дела состоит в следующем. Научные принципы разом соотносятся со многими единичными явлениями. Поэтому представление о них всегда требует выхода за конкретику данных изучаемых процессов. Этот "выход за конкретику" надо как-то обозначить. В этой связи появляется термин "априорные принципы". Эмпирический статус априорных принципов не до конца был ясен Канту.
Что такое категорический императив Канта и не слишком ли он категоричен? Категорический императив — это абсолютный закон поведения, при нарушении которого люди теряют свое человеческое достоинство. Так, если некто использует другого как средство, т.е. вопреки ценностям последнего, то он признает подлинным человеком только себя, т.е. выступает против человечества.
Почему такое большое внимание уделяется диалектике идей? Речь идет о том, как идеи соотносятся друг с другом. Это действительно очень важный вопрос.
Что такое противоречие? Это высказывания, не согласующиеся друг с другом. Так, два высказывания "2+2=4" и "2+2=5" образуют противоречие. Важно понимать, что понятие "противоречие" относится исключительно к высказываниям, но не к вещам и людям. Между людьми часто случаются конфликты, истинное описание которых всегда непротиворечиво. Так, высказывания "Субъект А утверждает, что 2+2=4" и "Субъект В утверждает, что 2+2=5" непротиворечивы, но они свидетельствует о том, что лишь высказывание субъекта А математически истинно. Субъекты не могут быть противоречивыми, противоречивыми могут быть лишь их высказывания.
Верно ли, что главное понятие теории Маркса — понятие "общественного труда"? Верно. Из общественности труда Маркс делал вывод о том, что недопустима эксплуатация одними людьми других: работающие сообща — да не обидят друг друга. Маркс рассуждал, видимо, несколько упрощенно, без учета многообразия форм собственности.
Какие резоны были у Ницше воспевать не человека, а сверхчеловека? Нет ничего удивительного в том, что предпочтения философов разнятся. Восхищение Ницше заслуживал человек как аристократ аффектов и воли к власти, ярких чувств и поступков.
ИСТОРИЯ ЖИЗНИ И.КАНТА
Кант всю свою жизнь прожил в Кенигсберге, в Восточной Пруссии (ныне Калининград). Кант был равнодушен к богатству, когда ему предлагали переехать в другой город, суля многократное повышение жалованья, он отказывался. Не женился. Имел много друзей. Преподавал в университете. Был чрезвычайно щепетилен в вопросах науки и морали. Если перечисляют великих философов, то, после Платона и Аристотеля, как правило, называют Канта.
ФИЛОСОФИЯ НАШИХ ДНЕЙ
ФЕНОМЕНОЛОГИЯ
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
ПОСТМОДЕРНИЗМ
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПОСТМОДЕРНИЗМА
· Язык — главная среда человеческого существования.
· Слова, текст надо деконструировать (Деррида), рассеивать (Фуко).
· Назначение текста — доставлять удовольствие (Барт), чувство возвышенного (Лиотар).
· Меньше единообразия, власти, тоталитаризма, лицемерного согласия, больше чувственности, иронии, нестабильности.
ФИЛОСОФИЯ В РОССИИ
ВОСТОЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ
· Современная философия состоит из направлений, которые взаимно дополняют друг друга.
· Феноменология рассматривает специфику "работы" сознания человека.
· Герменевтика озабочена пониманием бытия человека в мире.
· Философы-аналитики интерпретируют мир на основе анализа языка.
· Постмодернисты деконструируют устойчивые структуры, тексты в том числе.
· Диалектический и исторический материализм считает базисными реалиями в универсальном смысле материю, а применительно к обществу совокупность производительных сил и производственных отношений.
· Традиционная русская философия понимает мир с позиций православно-религиозного единства любви, добра, истины и красоты.
· Главная формула индийской философии: Атман есть Брахман.
· Основной интерес китайской философии — этическое регулирование отношений между людьми в обществе.
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ В СОСТАВЕ ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ НА НИХ ПО ТЕМЕ "ФИЛОСОФИЯ НАШИХ ДНЕЙ"
В феноменологии феномен — это любое явление? Нет, это явление, данное в сознании.
В чем состоит смысл феноменологической редукции? В том, что все проявления жизни человека, каковыми бы они не были, должны сводиться к феноменам.
В чем смысл феноменологического приема эпохе? В том, чтобы воздерживаться от суждений, не полученных путем феноменологической редукции.
Почему феноменологи используют не термин "идея", а термин "эйдос"? Термин "идея" умозрителен, а термин "эйдос" разом и чувственен, и умозрителен. Феноменологи считают, что термин "эйдос" лучше выражает специфику философского познания, чем термин "идея".
Почему герменевтики используют такой, кажущийся несколько странным термин, "бытие-в-мире"? Их интересует бытие человека, но так, чтобы оно не противопоставлялось вещам, ибо в таком случае получится противостояние субъект-объект, которое они не признают. Бытие-в-мире — это характеристика человека, существующего в мире гармонично.
Почему герменевтики используют представление о сущности вещи? О сущности вещей рассуждают те философы, которые полагают, что ее необходимо выделить, понять как потаенный смысл вещи. Как раз такими философами и являются герменевтики. Поэтому они используют философему "сущность вещи".
А вот аналитики не используют выражение "сущность вещи". Они считают, что вещь не многослойна, у нее нет внутреннего смыслового ядра вроде сущности.
Герменевтики для выяснения сущности вещи вопрошают ее. Но разве можно вопрошать не только людей, но и предметы? Герменевтики используют метод вопросов и ответов. Предметы вопрошаются посредством ненасильственного обращения с ними. Вопрошание есть раскрытие потаенности вещи, а не разговор с нею посредством звуков.
Герменевтики настаивают на понимании как центральной философеме. Что имеется в виду под пониманием? Понять что-либо или кого-либо означает раскрыть потаенность вещи и приобщиться к ней.
Почему аналитики столь заинтересованы в "значении слова"? Аналитики выступают против всякой мистики, таинственности. Им нужна ясность. Ее адресатом они считают не сознание ( в него невозможно проникнуть), а слова. Их призыв: давайте будем четко выделять значения слов и тогда мы сделаем философию ясной и всем понятной.
Что такое смыл слова? Смысл слова, согласно аналитикам, есть его значение. Вместо термина "смысл слова" надо использовать термин "значение слова".
Что такое верификация? Верификация — это, в переводе с латинского, проверка. Речь идет о проверке на истинность высказываний. Высказывание "Снег бел" истинно, если проверка действительно показала, что снег бел.
Что такое фальсификация? Проверка высказывания на его ложность. На первый взгляд, кажется, что нет смысла противопоставлять верификации фальсификацию, в том и другом случае идет какая-то проверка. Но если принять во внимание, что теории сменяют друг друга, то смысловое равновесие между верификацией и фальсификацией нарушается в пользу последней. Очень часто, то, что еще вчера считалось истинным, сегодня, в результате появления новой теории, оказывается ложным. И совсем редко, то, что вчера считалось ложным, ныне переводится в разряд истинного.
Что такое дискурс? Языковое поле, область языка, совокупность высказываний.
Что такое языковая игра? Дискурс со всякого рода неожиданностями, незапрограммированным творчеством.
Что такое деконструкция? Работа с высказываниями, т.е. с конструкциями слов, которые заменяются другими словами (отсюда приставка де-, имеющая негативное значение), которые образуют новую связность (выражается приставкой кон-).
Почему постмодернисты делают акцент на непредставимом возвышенном? Речь идет об эстетическом критерии, о художественном, интересном и заманчивом вымысле, который в принципе невозможно превратить в реальность.
Какой смысл заключен в постулировании диалектическими материалистами первичности материи и вторичности сознания? Имеется в виду, что сознание есть результата развития материи, а статус общества определяется уровнем развития производительных сил, прежде всего техники.
На каком основании исторические материалисты (К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин) настаивали на социалистической революции. Они полагали, что: во-первых, мир устроен несправедливо (богатые жиреют, а бедные сохнут); во-вторых, вывод о социалистической революции следует из теории К.Маркса об общественном труде. Появление новых экономических теорий поставило под сомнение вывод о необходимости социалистической революции. Разумеется, это не означает, что социумы живут по справедливым законам.
Что такое положительное всеединство? Речь идет о философеме из учения В.С.Соловьева. Весь мир образует положительное всеединство под началом Бога. Тезис о положительном всеединстве не имеет научной значимости. В науке известно, что многие явления взаимосвязаны между собой, но далеко не все.
Что такое соборность? Соборность — это собрание одноверцев.
Что такое космизм? Учение о космической судьбе человечества.
Что такое атман и брахман? Речь идет о концептах древнеиндийской философии, имеющих своих сторонников и в наши дни. Атман — индивидуальное (субъективное), а брахман — всекосмическое духовное начало. Научная значимость концептов атман и брахман незначительна.
Что такое дао? Одна из главных категорий китайской философии. Дао — путь совершенства и совершенствования, небесный или же земной.
ИСТОРИЯ ЖИЗНИ Х.ГАДАМЕРА
Гадамер — основатель герменевтики (бытия). Первоначально профессор Лейпцигского университета в ГДР. Переезжает из ГДР в ФРГ, где публикует книгу "Истина и метод", которая принесла ему мировую славу. Большой любитель искусства. Стремился построить философию по образцу эстетики. Очень доброжелательный человек и хороший организатор. Ровесник всего ХХ века.
Раздел 2
СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС ФИЛОСОФИИ
ОСНОВАНИЯ ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ
УЧЕНИЕ О БЫТИИ
ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ
· Мир не единообразен, а многообразен. Каждая наука имеет дело с определенным видом бытия. Следовательно, число видов бытия в точности равно числу наук.
· Виды бытия образуют сложную иерархию.
· Интерпретируемые на основе теории единичные явления изменчивы, но также и тождественны друг другу, что находит свое выражение в концептах понятий (в естествознании) и ценностей (в гуманитаристике).
· Связь понятий или ценностей образует закон.
· Развитие — это преобразование качества.
· Современная философия и науки свидетельствуют в пользу не индетерминизма, а детерминизма, согласно которому любое явление причинно обусловлено.
· Согласно современным воззрениям, все закономерности имеют статистический, многозначный характер. Динамические (однозначные) закономерности являются предельным случаем статистических закономерностей.
· После общей характеристики бытия разумно приступить к конкретному анализу тех проблем, которые возникают в связи с обсуждением специфики видов бытия. Дальнейшее изложение начинаем с того, что интересует нас более всего,- с проблемы человека.
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ В СОСТАВЕ ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ НА НИХ ПО ТЕМЕ "УЧЕНИЕ О БЫТИИ"
Существование — это конкретное свойство типа иметь цвет, массу? Нет, существование это не свойство. Словом "существование" указывает на реальность чего-либо.
Что такое онтология? Учение о бытии, т.е. учение о самих вещах, а не о их познании.
Сколько видов бытия существует, является реальным? Столько, сколько есть наук. Каждая наука изучает определенный вид бытия.
Что такое соответственно монизм, дуализм, плюрализм?
Согласно монизму, существует один вид реальности, а все остальное сводится к нему. Согласно дуализму, существует два вида реальности. Согласно плюрализму, видов реальности много.
Принцип и закон — это одно и то же? Нет. Принцип — это главный закон.
Чем отличаются друг от друга изменение, эволюция и развитие? Развитие предполагает преобразование качества явлений. Эволюция предполагает не преобразование качества, в некоторую направленность происходящих преобразований. Изменение есть преодоление постоянства чего-либо, не более того.
ТЕСТ ПО ТЕМЕ "УЧЕНИЕ О БЫТИИ"
1. Мир единообразен?
2. В чем выражается аспект единообразия мира?
3. Нужда ли теория для определения числа видов бытия?
4. Что такое развитие?
5. Способны ли Вы привести пример в пользу индетерминизма?
6. В чем состоит смысл статистических закономерностей?
7. Отменяют ли высшие виды бытия законы низших видов бытия?
8. Что такое динамические закономерности?
9. Перечислите три закона диалектики
10. В чем состоит смысл закона качественно/количественных преобразований?
Примечание: оценка число правильных ответов"5" — 39-10 "4" — 18-7 "3" — 5-6 "2" — 4-0
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ ПО ТЕМЕ "УЧЕНИЕ О БЫТИИ"
1. Единство и многообразие мира
2. Проблема существования в философии и науке
3. Роль теории в определении видов бытия
4. Соотношение динамических и статистических закономерностей
5. Проблема развития в философии
6. Спор о законах диалектики
7. Концепция диалектики в работах античных и современных авторов
8. Наука о статистических закономерностях
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМЕ "УЧЕНИЕ О БЫТИИ"
§ Концепции самоорганизации: становление нового образа научного мышления. М.: Наука, 1994.
§ Мякишев Г.Я. Динамические и статистические закономерности в физике. М.: Наука, 1973.
§ Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М.: Прогресс, 1986.
§ Рейхенбах Г. Философия пространства и времени. М.: Прогресс, 1985.
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ТЕСТА ПО ТЕМЕ "УЧЕНИЕ О БЫТИИ"
1. Мир многообразен, что не исключает его единства.
2. Единообразие явлений природы выражается в том, что они по ряду черт тождественны друг другу, что и находит свое выражение в понятиях. Единообразие поступков людей находит свое выражение в ценностях.
3. Конечно же, теория нужна для определения числа видов бытия.
4. Развитие-изменение, сопровождающееся качественными преобразованиями.
5. Привести пример индерминистического явления невозможно, ибо нет беспричинных явлений.
6. Статистические закономерности — закономерности с вероятностной предсказуемостью.
7. Законы высших видов бытия не отменяют законы низших видов бытия. Пример: мозг — орган сознания. Сознание не подчиняется законам физики и химии, а мозг им подвластен.
8. Динамические закономерности — закономерности с однозначной предсказуемостью.
9. Три закона диалектики: закон единства и борьбы противоположностей, закон качественно/количественных изменений, закон отрицания отрицания.
10. Смысл закона качественно-количественных изменений состоит в том, что изменения непременно приводят к качественным преобразованиям.
ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА, ОБЩЕСТВА И ИСТОРИИ
ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА
ВЫВОДЫ
· Человек и уникален, и универсален. Человек — венец природы, которому нет равных, он обладает уникальными способностями. Но он и универсален, ничто ему не чуждо — ни космос, ни биологические, порой грубые инстинкты, ни утонченная, возвышенная деятельность.
· Человек — это соотношение внутреннего и внешнего. Духовный мир человека — это его внутренняя жизнь, но она символизируется в различных формах деятельности, в игре, труде, художественном творчестве. В итоге человек оказывается существом общественным.
· Человек един, но не однороден, не одномерен. Человек биологический, действующий, разумный, чувственный, рациональный, этический — все это объединено каждой конкретной личностью.
· Человек сам творит свой духовный мир, мир ценностей науки, искусства, морали.
· Человек — существо историческое, и в качестве такового он стремится органично внедриться в будущее, где его ожидают опасности, риск оказаться в кризисном, может быть, даже безвыходном положении.
· Человеку не избежать бремени ответственности перед собой лично и другими людьми. А раз так, то ему нужна хорошо развитая философская база.
· Множество людей озабочено судьбой и природой человека, они рассуждают, размышляют, создают программы, но часто даже не подозревают, что проходят мимо накопленного в философии богатства. Без философии воззрения о человеке оказываются довольно бедными, малодейственными. Такова реальность.
Отметим также, что нами не закончено рассмотрение природы человека, оно будет продолжено в последующих главах.
ФИЛОСОФИЯ ОБЩЕСТВА
ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ
ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ
· Человек — венец природы, обогащенный выработанными сообществом людей познавательными, эстетическими и этическими ценностями.
· Общество — это совокупность людей, их социальных действий и смыслов этих действий.
· Доступные нам данные позволяют считать, что общество будет изменяться нелинейно, единство человечества всегда будет сопровождаться многообразием цивилизаций.
· Творческий характер деятельности человека не позволяет прогнозировать ход эволюции человечества на большие (десятки лет) промежутки времени.
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ В СОСТАВЕ ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ НА НИХ ПО ТЕМЕ "ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА, ОБЩЕСТВА И ИСТОРИИ"
Что такое антропология? Антропология — учение о человеке.
Что такое бессознательное? Бессознательное, т.е. не осознанное. Бессознательное — термин фрейдизма.
Что такое общество? Общество — это взаимодействие людей.
Что такое социальное действие? Социальное действие — это поступки людей.
В чем состоит смысл социального действия? Смысл социального действия определяется теми ценностями, которые оказались реализованными в результаты совершенных поступков.
Каково содержание линейной концепции развития общества? Согласно линейной концепции развития общества оно прогрессирует поступательно, например, так: первобытное общество — рабовладельческая формация — феодализм — капитализм — коммунизм.
Каково содержание нелинейной концепции развития общества? Согласно нелинейной концепции развития общества существует множество путей, причем весьма причудливых, эволюции тех или иных цивилизаций.
В чем состоит единство истории? В возникновении больших общностей людей, руководствующихся одними и теми же ценностями.
ТЕСТ ПО ТЕМЕ "ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА, ОБЩЕСТВА И ИСТОРИИ"
1. Какова концепция человека у киников?
2. Какова концепция человека у эпикурейцев?
3. Какова концепция человека у стоиков?
4. Какова концепция человека у скептиков?
5. Какова христианская концепция человека?
6. Какова феноменологическая концепция человека?
7. Какова герменевтическая концепция человека?
8. Какова аналитическая концепция человека?
9. Какова постмодернистская концепция человека?
10. Какова марксистская концепция человека?
11. За что критиковал общество К.Маркс?
12. За что критиковал общество феноменолог Э.Гуссерль?
13. За что критиковал общество М.Хайдеггер?
14. За что критикуют общество постмодернисты?
15. В чем состоит концепция коммуникативного разума Дж.Роулза и Ю.Хабермаса?
Примечание: оценка число правильных ответов"5" — 13-15 "4" — 11-12 "3" — 8-10 "2" — 7-0
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ ПО ТЕМЕ "ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА, ОБЩЕСТВА И ИСТОРИИ"
1. Эпикурейская концепция человека и общества
2. Христианская концепция человека и общества
3. Концепции общественного договора Дж.Локка и Ж.-Ж.Руссо
4. Марксистская концепция общества и человека
5. Герменевтическая концепция человека
6. З.Фрейд о природе человека
7. Общество перед вызовом постмодернизма
8. Способно ли общество быть моральным?
9. Как понять историческое прошлое?
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМЕ "ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА, ОБЩЕСТВА И КУЛЬТУРЫ"
§ Мир философии. М.: Политиздат, 1991. Ч.2. С.407-496.
§ Момджян К.Х. Социум. Общество. История. М.: Наука, 1994.
§ Россия и Запад: взаимодействие культур (Материалы "круглого стола")// Вопросы философии. 1992. ? 6. С.3-49.
§ Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М.:Политиздат, 1992. С.156-175.
§ В поисках своего пути: Россия между Европой и Азией. М.: Логос, 1997.
§ Философия истории в России. Хрестоматия. М.: Логос, 1996.
§ Парсонс Т. Система современных обществ. М.: Аспект-пресс, 1998.
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ТЕСТА ПО ТЕМЕ "ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА, ОБЩЕСТВА И КУЛЬТУРЫ"
1. Киническая концепция человека: довольствуйся малым, будь свободным, искусству жизни учись на практике.
2. Эпикурейская концепция человека: не чурайся удовольствий, помни, что основа жизни — чувственные наслаждения, высокие общественные дела оставь другим, живи один или среди друзей.
3. Стоическая концепция человека: живи в единстве с природой и обществом, все, что не зависит от тебя, принимай спокойно, как должное, не робей перед судьбой, будь мужественным и мудрым.
4. Скептическая концепция человека: сомневаясь во всем, будь безмятежным, развенчивай мнения других.
5. Христианская концепция человека: стремись к Богу, молись, верь, надейся, люби его. Строй град Божий на Земле.
6. Феноменологическая концепция человека: пропускай все через чувственные переживания и на их основе вырабатывай свои ценности и, следовательно, и правила поведения.
7. Герменевтическая концепция человека: стремись понять суть дела, для этого налаживай диалог, расширяй горизонты своего понимания, совершенствуйся в языковом отношении.
8. Аналитическая концепция человека: будь рационалистом, придавай словам четкое значение, разрабатывай ясные схемы действий и реализуй их.
9. Постмодернистская концепция человека: избегай тоталитаризма во всех его проявлениях, не позволяй навязывать себе чужую волю, стремись к многообразному, виртуальному, страстному и возвышенному.
10. Марксистская концепция человека: человек — это ансамбль общественных отношений; выпрыгнуть из этой клетки невозможно, но лишь трус не работает на скорейшее приближение социальной справедливости.
11. К.Маркс критиковал общество за обман рабочих, за присвоение части их труда.
12. Э.Гуссерль критиковал общество за забвение жизненного мира, формализм и техницизм.
13. М.Хайдеггер критиковал общество за грубое отношение к природе и к людям на основе науки и техники: люди, мол, мало думают, а затем поступают бездумно.
14. Постмодернисты критикуют общество за его желание установить незыблемые порядки, ограничить плюрализм.
15. Согласно концепции коммуникативного разума, люди могут установить справедливые порядки не иначе, как в диалоге, в обмене мнениями
ФИЛОСОФИЯ КАК АКСИОЛОГИЯ
УЧЕНИЕ О ЦЕННОСТИ
ФИЛОСОФИЯ ИСКУССТВА
ФИЛОСОФИЯ ПРАКТИКИ
ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ
· Ценность — это интерпретация, в которой субъект выражает свои предпочтения.
· Ценность можно измерить.
· Эстетическое (художественное) — это чувство-ценность, направленное на возбудитель этого чувства и достигшее необходимой степени совершенства.
· Красота есть эстетическая интерпретация.
· Многообразию философий соответствует многообразие эстетик.
· Практика есть деятельность человека по достижению цели.
· Ценность практики определяется в процессе ее нравственной интерпретации.
· Добродетели человека понимаются в свете нравственных идеалов.
· Многообразию философий соответствует многообразие этик.
· Добро — это ценность поступка.
· Ответственность — это наиболее емкое современное понимание добра.
· Ответственным является тот, кто изобретает и сопоставляет ценности и руководствуется в своих действиях самыми эффективными из них.
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ В СОСТАВЕ ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ НА НИХ ПО ТЕМЕ "ФИЛОСОФИЯ КАК АКСИОЛОГИЯ"
Что такое ценность? Выдуманный людьми интерпретационный конструкт, посредством которого они истолковывают смысл своих поступков.
Что такое аксиология? Аксиология — учение о ценностях.
Как измеряют ценности? Ценности измеряют не приборами, а посредством интерпретационной оценки поступков людей.
Что такое идеал? Идеал — это главная ценность.
Что такое цель? Цель — это результат поступка.
Что такое цивилизация? Цивилизация — это общество в его специфически человеческих качествах. Можно сказать и так: цивилизация — это общество за вычетом природы.
Что такое культура? Культура — это достижения цивилизации.
Что такое эстетическое? Эстетическое — это все то, что изучает эстетика, философская теория. Чаще всего эстетическое — это возвышенные, прекрасные чувства и эмоции или же вовлеченность человека в праздник и игру.
Что такое практика? Практика — это совокупность поступков людей, совершаемых во имя некоторых ценностей.
Что такое добро? Добро — это поступки людей, обеспечивающие людям максимально далекое будущее.
Что такое ответственность? Ответственность — это ценность, многими признающаяся наиважнейшей.
ТЕСТ ПО ТЕМЕ "ФИЛОСОФИЯ КАК АКСИОЛОГИЯ"
1. Существуют ли ценности объективно, подобно материальным вещам?
2. Что такое ценность? Чувство, мысль, высказывание?
3. Почему нельзя ценность измерить техническим прибором?
4. Чем отличается культура от цивилизации?
5. От чего зависит понимание человеком прекрасного?
6. Чем отличается добродетель от ценности?
7. Чем отличается долг от ценности?
8. Почему в наши дни на место этики свободы и справедливости все чаще ставится этика ответственности?
9. Чем отличается неклассическая концепция ответственности от классической?
10. Нравственно ли выступать против клонирования людей?
Примечание: оценка число правильных ответов"5" — 9-10 "4" — 7-8 "3" — 5-6 "2" — 4-0
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ ПО ТЕМЕ "ФИЛОСОФИЯ КАК АКСИОЛОГИЯ"
1. Аксиология как учение о ценностях
2. Измерение ценностей
3. О смысле идеалотворчества
4. Различные интерпретации содержания ценности "красота"
5. Этика добродетелей Аристотеля
6. Христианская этика
7. Этика И.Канта
8. Английский утилитаризм
9. Этика ответственности
10. Экологическая этика
11. Биоэтика
12. Прикладная этика
13. Техника и этика
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМЕ "ФИЛОСОФИЯ КАК АКСИОЛОГИЯ"
§ Банфи Н.А. Философия искусства. М.: Искусство, 1989.
§ Буткевич О. Красота. Природа. Сущность. Формы. Л.: Художник РСФСР, 1983.
§ Гулыга А.В. Принципы эстетики. М.: Политиздат, 1987.
§ Гуревич П.С. Философия культуры. М.: Аспект Пресс, 1994.
§ Гусейнов А.А. Великие моралисты. М.: Республика, 1995.
§ Гусейнов А.А., Ирлитц Г. Краткая история этики. М.: Мысль, 1987.
§ Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. М.: Искусство, 1991.
§ Столович Л.Н. Красота. Добро. Истина. М.: Республика, 1994.
§ Этика: словарь афоризмов и изречений. М.: Аспект Пресс, 1994.
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ТЕСТА ПО ТЕМЕ "ФИЛОСОФИЯ КАК АКСИОЛОГИЯ"
1. Ценности не существуют объективно, подобно материальным вещам. Они являются результатом творчества людей.
2. Ценность — это либо мысль, либо высказывание, но не чувство. Дело в том, что чувство единично, а ценность — это общее многих поступков. Общее "схватывается" мыслью и высказыванием.
3. Ценность действительно нельзя измерить техническим прибором, причем по следующей причине: ценность невозможно овеществить. Но все, что неовеществлено, не подвластно технике.
4. Вопрос об отличии культуры от цивилизации относится к числу таких проблем, которые не разрешаются однозначным образом. Обычно в плане полноты выражения действительно человеческого, его отличия от природного, культуру ставят выше цивилизации. Следовательно, культура — это высшие достижения цивилизации.
5. Понимание человеком прекрасного зависит от той теории, на основе которой он интерпретирует его содержание.
6. Добродетель — это черта характера отдельного человека и в этом смысле она единична. Ценность — это некоторый не единичный, а общий критерий оценки поступков людей.
7. Долг — это некоторое обязательство конкретного человека или же закон, навязанный кем-то. Ценность не является ни тем, ни другим.
8. Этика свободы и справедливости имеют сугубо социальное содержание, она характерна для гуманитарных наук. Этика ответственности позволяет учесть особенности не только гуманитаристики, но и естествознания. И еще. Этика ответственности в отличие от этики свободы и справедливости органично учитывает фактор времени, ведь речь идет об обеспечении будущего.
9. Классическая концепция ответственности характерна для философии Нового времени. Неклассическая концепция ответственности органично связана с философскими направлениями современности. В классической концепции ответственности человек рассматривается как изолированный, а не включенный в состав общества, субъект.
10. Вопрос о нравственности и целесообразности того или иного случая клонирования людей решается в конкретной ситуации знающими людьми. Безнравственно вне анализа выступать как за, так и против клонирования людей.
ФИЛОСОФИЯ ПОЗНАНИЯ И НАУКИ
ФИЛОСОФИЯ ПОЗНАНИЯ
ДВА ТЕРМИНА
"Философская теория познания" в переводе на греческий называется эпистемологией или, что почти то же самое, гносеологией. Термин "эпистемология" по сравнению с термином "гносеология" имеет более явно выраженный научный смысл, речь идет о научном знании. Оба термина широко используются в философской литературе.
ФИЛОСОФИЯ НАУКИ
ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ
· Исходный материал для познания обеспечивают чувства.
· Чувственное познание осуществляется в таких формах, как ощущение, восприятие, представление.
· Рациональное познание осуществляется в таких формах, как понятие, суждение, умозаключение.
· Понятие — это мысль, обобщение.
· Главная ценность познания — истина.
· Истина — это такая интерпретация, которая поставляет нам знания (сведения) о мире.
· Три основные познавательные формы — это вчувствование, объяснение и понимание.
· Наука имеет дело с самым достоверным знанием.
· Научное исследование на экспериментальном уровне представляет собой экспериментирование, наблюдение и измерение.
· Научное исследование на теоретическом уровне имеет дело с теорией, а также с методами (аксиоматическим, гипотетико-дедуктивным, описательным).
· Научная деятельность не выключает исследователей из сферы этики.
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ В СОСТАВЕ ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ НА НИХ ПО ТЕМЕ "ФИЛОСОФИЯ ПОЗНАНИЯ И НАУКИ"
Что такое чувственное познание? Познание в чувствах.
Что такое рациональное познание? Познание в мыслях.
Что такое понятие? Понятие — это интерпретационный конструкт, посредством которого люди истолковывают качественно одинаковое содержание природных явлений. Так, чтобы судить о физических объектах надо владеть понятием "масса"
Что такое воображение? Способность человека к изобретению чувств, мыслей, высказываний. Именно благодаря воображению человек изобретает понятия и ценности.
Что такое интуиция? Познание непосредственное, каких-либо предварительных чувственных, мыслительных или же логико-лингвистических ходов.
Что такое истина? Истина — критерий правильности, обычно научности, знания. Знание ошибочное считается ложным.
Что такое теория? Теория — это способ интерпретации фиксируемых экспериментально явлений.
Что такое эксперимент? Эксперимент — это изучение определенных явлений в специально созданных условиях.
Что такое научная идеализация? Научная идеализация — это разновидность понятий.
Что такое модель? Модель — это образец, замещение изучаемого объекта некоторым образцом, физическим, техническим или даже мысленным.
ТЕСТ ПО ТЕМЕ "ФИЛОСОФИЯ ПОЗНАНИЯ И НАУКИ"
1. Как образуют понятия по Локку?
2. Как образуют понятия по Гуссерлю?
3. Как образуют понятия?
4. В чем состоит назначение науки?
5. Каковы критерии научности?
6. Каково содержание когерентной концепции истины?
7. Каково содержание аксиоматического метода?
8. Каково содержание гипотетико-дедуктивного метода?
9. Каково содержание прагматического метода?
10. Является ли астрология наукой?
11. Является ли религия наукой?
12. Является ли философия наукой?
Примечание: оценка число правильных ответов"5" — 11-12 "4" — 10-9 "3" — 8-7 "2" — 6-0
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ ПО ТЕМЕ "ФИЛОСОФИЯ ПОЗНАНИЯ И НАУКИ"
1. Философская и научная картины мира
2. Критерии научного знания
3. Три концепции истины
4. О специфике естествознания и гуманитаристики
5. Аксиоматический метод в математике
6. Гипотетико-дедуктивный метод в естествознании
7. Прагматический метод в гуманитаристике
8. Конструктивистский метод
9. Проблемный метод
10. Принцип относительности к средствам наблюдения
11. Принцип дополнительности
12. Решающие эксперименты в науке
13. Дискуссия и дискурс как приемы выработки научного знания
14. Математическое и компьютерное моделирование
15. О специфике теории
16. Научная и религиозная картины мира
17. Правомерна ли критика науки?
18. Философские вопросы физики
19. Философские вопросы математики
20. Философские вопросы экологии
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМЕ "ФИЛОСОФИЯ ПОЗНАНИЯ И НАУКИ"
§ Войшвилло Е.К., Дегтярев М.Г.Логика как часть теории познания и научной методологии. М.: Наука, 1994. Кн. 1, 2.
§ Голдстейн М., Голдстейн И.Ф. Как мы познаем. М.: Знание, 1984.
§ Современная философия науки: знание, реальность, ценности в трудах мыслителей Запада: Хрестоматия/ Сост. А.А.Печенкин. М.: Логос, 1996.
§ Традиции и революции в истории науки. М.: Наука, 1991.
§ Философия и методология науки. М.: SvR-Аргус, 1994. Ч.1. 4.2.
§ Фролов И.Т., Юдин Б.Г. Этика науки. Проблемы и дискуссии. М.: Политиздат, 1986.
§ Чудинов Э.М. Природа научной истины. М.: Политиздат, 1977.
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ТЕСТА ПО ТЕМЕ "ФИЛОСОФИЯ ПОЗНАНИЯ И НАУКИ"
1. По Локку, понятия являются результатом абстрагирования от специфических черт изучаемых явлений (остается общее).
2. По Гуссерлю, понятия усматриваются благодаря категориальной интуиции и потоку переживаний.
3. Понятия являются результатом творчества, они изобретаются в процессе размышлений и дискуссий и воспринимаются в качестве гипотез.
4. Назначение науки состоит в выработке, сохранении и передаче будущим поколениям нового знания во имя обеспечения им благополучной жизни.
5. Основных критериев научности три: непротиворечивость, подтверждаемость и эффективность знания.
6. Согласно когерентной концепции истины высказывания должны не противоречить друг другу и образовывать связное целое.
7. Согласно аксиоматическому методу основания науки составляют аксиомы, исходя из которых выводятся теоремы. Аксиомы не должны противоречить друг другу и образовывать полную систему (т.е. еще какие-то дополнительные аксиомы не нужны).
8. Согласно гипотетико-дедуктивному методу основание научного знания образуют принятые в качестве законов гипотезы, на основе которых объясняются (истолковываются) единичные явления.
9. Согласно прагматическому методу для интерпретации поступков людей изобретаются ценности. В случае если выясняется их неэффективность, то они заменяются другими.
10. Астрология наукой не является, ее адепты не беспокоятся о том, чтобы астрологические высказывания соответствовали критериям научности.
11. Религия наукой не является: она не использует научные методы.
12. Философия является наукой: ибо в ней, по определению, должны строго соблюдаться все критерии научности.
ФИЛОСОФИЯ ЯЗЫКА
ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ
· Язык — символ всей нашей жизни.
· Философия языка содержит три наиважнейшие концепции: философию имени, философию предложения, философию ценностных установок.
· Согласно философии имени, слова являются выражениями сущности вещей или же простыми обозначениями.
· Согласно философии предложения, истинное повествовательное предложение обладает значением и смыслом и построено по правилам грамматики (синтаксиса).
· Согласно философии ценностных установок, предложение обладает ценностным (практическим) смыслом.
· Язык обладает практическим и коммуникативным назначением.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМЕ ФИЛОСОФИЯ ЯЗЫКА
§ Витгенштейн Л. Логико-философский трактат// Философские работы. Ч.1. М.: Гнозис, 1994. С.3-73.
§ Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М.: Интрада, 1996.
§ Лосев А.Ф. Философия имени. М.: Изд. МГУ, 1990.
§ Налимов В.В. Вероятностная модель языка. М.: Наука, 1979.
§ Степанов Ю.С. В трехмерном пространстве языка: Семиотические проблемы лингвистики, философии, искусства. М.: Наука, 1985.
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ТЕСТА ПО ТЕМЕ "ФИЛОСОФИЯ ЗЫКА"
1. Не всегда язык является вторичным по отношению к сознанию. Он обладает относительной самостоятельностью от сознания. Сознание и язык находятся в отношении взаимодействия друг с другом.
2. Имя условно.
3. Согласно логике, высказывание либо истинно, либо ложно.
4. Синтаксический аспект языка состоит в том, что все высказывания должны образовывать систему, причем согласно правилам грамматики.
5. Семантический аспект языка состоит в том, что он, язык, выступает как обозначение, описание некоторых событий и вещей.
6. Прагматический аспект языка состоит в его действенно-ценностном содержании.
7. Формальные языки входят в состав некоторых наук, они необходимы как составляющие науки.
8. Животные обладают языком, ибо они коммуницируют друг с другом, а без языка это невозможно.
9. Для феноменологов язык есть продолжение работы сознания по синтезу переживаний и усмотрению эйдосов.
10. Для герменевтиков язык есть выражение сущности вещей, их потаенности.
11. Речевой акт — это слово или предложение, являющееся некоторым действием. Как показал Дж.Остин, любое осмысленное слово или высказывание является речевым актом.
ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ
ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ
· Техника как совокупность технических устройств есть знак всей деятельности человека, его ценностей.
· В технике человек часто вредит себе, он забывает себя.
· Человек как существо, вырабатывающее цели и ценности, не может быть замещен техникой. Техникой может быть замещен человек, выполняющий функцию технического устройства.
· Техническая деятельность человека не нейтральна в этическом отношении, она не может избежать кризиса в случае отказа от этики ответственности.
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ В СОСТАВЕ ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ НА НИХ ПО ТЕМЕ "ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ"
Что такое техника? Техника — символическое бытие человека в произведенных им вещественных артефактах.
В чем состоит двойственность техники? Двойственность техники состоит в том, что, с одной стороны, она имеет вещественное, а, с другой стороны, социальное содержание.
Что такое критика техники? Критика техники — это сокращенное название для "критики технической деятельности человека".
ТЕСТ ПО ТЕМЕ "ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ"
1. Каковы главные критерии техники?
2. Является ли техника нейтральной в моральном отношении?
3. За что критиковал технику Э.Гуссерль?
4. Может ли человек быть замещен техникой?
5. Почему философия техники как особая дисциплина сложилась только в ХХ веке?
6. За что критиковал технику М.Хайдеггер?
Примечание: оценка число правильных ответов"5" — 6-5 "4" — 4 "3" — 3 "2" — 2-0
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ ПО ТЕМЕ "ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ"
1. Что такое техника?
2. Этические кодексы в технических сообществах
3. Проблема искусственного интеллекта
4. Критика техники в работах Э.Гуссерля, Н.А.Бердяева, М.Хайдеггера
5. Информационное общество, его будущее
6. Особенности технических наук
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМЕ "ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ"
§ Канке В.А. Этика. Техника. Символ. Обнинск: Обнинский ин-т атомной энергетики, 1996.
§ Ленк Х. Размышления о современной технике. М.: Аспект-Пресс, 1996.
§ Новая технократическая волна на Западе. М.: Прогресс, 1986.
§ Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. М.: Политиздат, 1991.
§ Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М.: Контакт-Альфа, 1995.
§ Философия техники// Вопросы философии. 1993. ? 10. С.24-151 (подборка статей).
§ Философия техники в ФРГ. М.: Прогресс, 1989.
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ТЕСТА ПО ТЕМЕ "ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ"
1. Главные критерии техники таковы: эффективность, безопасность, надежность.
2. Техника как символическое бытие человека не является нейтральной в моральном отношении. Ведь сам человек морально не нейтрален.
3. Э.Гуссерль критиковал технику за то, что в ней человек забывает свой собственный, внутренний мир.
4. Человек не может быть замещен техникой, ибо он уникален, особенно в ценностном отношении.
5. Философия техники как особая дисциплина сложилась лишь в ХХ веке, что связано с двумя обстоятельствами: а) ростом значимости техники, б) развитием философии.
6. М.Хайдеггер критиковал технику за то, что она, как он считал, становится преградой на пути проявления истинно человеческого.
ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ
ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ
· Человек находится в определенных отношениях с природой, которые он понимает в соответствии со своей философией.
· Природные системы существуют в соответствии с законами синергетики, описывающими соотношение хаоса и порядка.
· Выиграть время и пространство, значит добиться совершенства в жизни.
· Экогуманизм — это ответственность.
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ В СОСТАВЕ ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ НА НИХ ПО ТЕМЕ "ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ"
Что такое природа? Мир за вычетом того, что изучают социально-экономические и гуманитарные дисциплины.
Что такое пространство? Пространство — совокупность протяженностей (длин, площадей, объемов) материальных вещей.
Что такое время? Время — это совокупность длительностей всевозможных процессов.
Что такое синергетика? Синергетика — это наука о самоорганизации сложных систем.
Что такое экогуманизм? Экогуманизм — это этика по учету значимости природы.
ТЕСТ ПО ТЕМЕ "ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ"
1. Пустота и пространство — это одно и то же?
2. Каково содержание субстанциальной концепции пространства?
3. Подчиняется ли тело человека законам физики?
4. Зависит ли время от характера материальных взаимодействий?
5. Образовалась ли наша Вселенная из хаоса?
6. Что такое аттрактор?
7. Нейтральна ли природа в моральном отношении?
8. Каково содержание концепции ноосферы В.И.Вернадского?
Примечание: оценка число правильных ответов"5" — 7-8 "4" — 5 "3" — 4 "2" — 3-0
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ ПО ТЕМЕ "ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ"
1. Теория относительности А.Эйнштейна о свойствах пространства и времени
2. Концепция "раздувающейся" Вселенной
3. Синергетика — наука о самоорганизации сложных систем
4. Уровни организации универсума
5. Исторические формы отношения человека к природе
6. Природа и человек: этика ответственности
7. Концепция ноосферы
8. Философские аспекты движения "зеленых"
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМЕ "ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ"
§ Концепции самоорганизации: становление нового образа научного мышления. М.: Наука, 1994.
§ Мякишев Г.Я. Динамические и статистические закономерности в физике. М.: Наука, 1973.
§ Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М.: Прогресс, 1986.
§ Рейхенбах Г. Философия пространства и времени. М.: Прогресс, 1985.
§ Биоэтика: проблемы, трудности, перспективы (Материалы "круглого стола")// Вопросы философии. 1992. ? 10. С.3-28.
§ Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М.: Наука, 1988.
§ Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. М.: Мол. гвардия, 1990.
§ Панченко А.И. Философия, физика, микромир. М.: Наука, 1988.
§ Философия природы: коэволюционная стратегия. М., 1995.
§ Хёсле В. Философия и экология. М.: Изд. фирма "Ками", 1994.
§ Введение в биоэтику. М.: Прогресс-Традиция, 1998.
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ТЕСТА ПО ТЕМЕ "ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ"
1. Пустота и пространство — не одно и то же. Пустота не существует.
2. Согласно субстанциальной концепции, пространство существует само по себе и ни от чего не зависит.
3. Да, тело человека подчиняется законам физики.
4. Время зависит от характера материальных взаимодействий.
5. Наша Вселенная образовалась не из хаоса, а из протовакуума.
6. Аттрактор — это устойчивый путь эволюции системы, ее параметр порядка.
7. Сама по себе природа лишена моральных измерений. Но в системе природа человек она является символическим бытием последнего и в этом смысле перестает быть морально нейтральной.
8. Согласно В. И. Вернадскому, человечество благодаря своему разуму стало планетарной силой и тем самым приобрело ранее неведомый ему статус.
ПРИЛОЖЕНИЯ
КУРС ФИЛОСОФИИ В ТАБЛИЦАХ
Таблица 1. Четыре эпохи в философии | ||
? п/п | Историческая эпоха философии | Главный философский интерес |
Античность VI в. до н.э.-III в. н.э. | Космос | |
Средние века IV-XIV вв. | Бог | |
Новое время XV-XIX вв. | Человек и общество | |
Новейшее время XX в. | Язык |
Таблица 2. Античная философия | |
Этапы | Главный философский интерес |
Натурфилософия | Материальная субстанция (Фалес, Гераклит и др.) Атомы + пустота (Левкипп, Демокрит и др.) Числа (Пифагор и др.) |
Интеллектуализм | Идеи (Сократ, особенно Платон и др.) Форма (Аристотель и др.) |
Эллинистическая философия | Самодостаточность человека (киники) Счастье человека как наслаждение (эпикурейцы) Человек и его космическая судьба (стоики) Мудрое молчание (скептики) |
Неоплатонизм | Иерархия: Единое — Благо — Мировой Ум - Мировая Душа — Материя |
Таблица 3. Средневековая философия | ||
Этап | Основной интерес | Основные идеи |
Философствование в вере (Августин) | Люби Бога, и тогда делай, что хочешь Воля как сущность личности Свобода как черта воли (а не разума) | Монотеизм Теоцентризм Креационум Вера в Бога Любовь к Богу Надежда на спасение Добрая воля |
Гармонизация веры и разума (Фома Аквинский) | Вера ведет разум, разум подкрепляет веру Философия — это введение к религии Свобода человека как разумная воля движения к совершенству Бога | Совесть Духовность человека Символизм |
Примечание. В таблице в соответствии с избранной крупномасштабной классификацией философии Нового времени не конкретизируется рубрика "Авторы основных философских концепций" применительно к эпохе Возрождения. Безусловно, такие возрожденческие философы, как Николай Кузанский, Марсилио Фичино, Джордано Бруно, заслуживают самых лестных оценок. Вместе с тем следует признать, что даже лучшим философам эпохи Возрождения не удалось создать концепции, сравнимые по своей масштабности с творениями Декарта, Локка, Канта.
Таблица 4. Философия Нового времени | ||
Этап | Авторы основных философских концепций | Основной интерес |
XV-XVI вв. | Гуманизм Эстетическое отношение к действительности | |
XVII в. | Декарт | Ясные идеи и дедуктивные построения теории |
Локк | Теория познания: сенсуализм | |
XVIII в. | Кант | Априорные принципы и их воплощение в науке и морали |
XIX в. | Гегель | Универсальная системная философия идей |
Маркс | Концепция общественного руда, критика капита-лизма | |
Ницше | Критика "разумных" цен-ностей |
Таблица 5. Философия XX века | |
Главное философское направление | Главный философский интерес |
Феноменология | "Работа" сознания с феноменами |
Герменевтика | Бытие человека в мире, поиск сущего |
Аналитическая философия | Логический анализ языка, употребление языка |
Постмодернизм | Деконструкция принятых в обществе правил поведения и ценностей; плюрализм |
Таблица 6. Философия о человеке | |
Историческая эпоха философии | Что такое человек? |
Античность | Микрокосмос |
Душа + тело | Душа есть проявление идеи (Платон) Душа — это форма человека (Аристотель) |
Средние века | Духовность + душа + тело; духовность есть связь человека с Богом посредством веры, любви, надежды, совести |
Новое время | Существо разумное и действующее по законам разума (Локк, Кант) Проявление общественных отношений (Маркс) Существо волевое и страстное (Ницше) |
ХХ в. | Существо, осваивающее мир в соответствии с фено-менологической работой сознания (Гуссерль и другие феноменологи) Существо, бытийствующее в мире и стремящееся к его пониманию посредством языка и переживаний (заботы, страха, надежды на будущее) (Хайдеггер и другие герменевтики) Существо, границей которого, его подлинной природой является язык (Витгенштейн, Остин и другие философы-аналитики) Существо, всегда отличающее себя от принятых в обществе норм, бунтующее против однообразного (Деррида, Фуко, Лиотар и другие постмодернисты) Существо, в котором бессознательное господствует над сознательным (Фрейд и его последователи) |
Таблица 7. Философия об обществе | |
Историческая эпоха философии | Что такое общество? |
Античность | Совокупность людей, более или менее удачно живущих по законам справедливости |
Средние века | "Град земной", стремящийся к "граду небесному" |
Новое время | Люди, живущие в соответствии с ими же установленным общественным договором (Локк, Руссо) Продукт взаимодействия людей на основе их совместной трудовой деятельности (Маркс) |
ХХ в. | Система социальных действий людей, смысл которых определяется выработкой ценностей (Вебер, Парсонс, Соро-кин и др.) Коммуникация, взаимосвязь людей по нормам, устанавливаемым в хорошо организованной дискуссии (Хабермас и др.) |
Примечание. В философии XX в. общество чаще всего характеризуется в соответствии с избранными им ценностными ориентирами. Но надо иметь в виду, что путь к этим ценностям может быть различным, а именно: феноменологическим, герменевтическим, аналитическим, постмодернистким.
Таблица 8. Три главные ценности | |
Сферы жизнедеятельности человека | Главные ценности |
Практическая жизнь | Добро |
Чувственно-эстетическая жизнь | Красота |
Научная деятельность | Истина |
Примечание. Ценность — это интерпретация, в которой субъект или группа людей выражает свои предпочтения. Всякая интерпретация совершается посредством использования определённых философских методов.
Таблица 9. Философия о красоте | |
Историческая эпоха философии | Что такое красота? |
Античность | Космически гармоничное и соразмерное |
Средние века | Символ божественного |
Новое время | Характеристика произведения искусства, созданного по законам разума, тяготеющего к принципам симметрии, пропорции, меры, гармонии, к простоте стиля, уравнове-шенности композиций (классицизм) Характеристика произведения искусства, воплощающая многообразные способности личности, в том числе юмор, иронию, игру, сатиру (романтизм) |
ХХ в. | Ценность, выработанная на основе фено-менологического метода и выражающая единство человека и произведения искусства (феноменология) Сущность произведения искусства, ее открытие человеку в качестве истины (герменевтика) Эмоция (аналитическая философия) Воображение реально непредставимого, вызывающее чувство возвышенного (постмодернизм) |
Примечание. Под красотой в данном случае понимается главная ценность чувственно — эстетической жизни человека. Иначе говоря, красота не противопоставляется прекрасному или возвышенному.
Таблица 10. Философия о добре | ||
Историческая эпоха философии | Идеалы добра | Основные добродетели человека |
Античность | Благо | Мудрость, справедливость, мужество |
Средние века | Бог | Вера, любовь, надежда, совесть |
Новое время | Рассудочный свободный человек (Локк, Руссо) | Рассудочность, свобода |
Абсолютный нравственный закон (Кант) | Разумность, свобода | |
Общество без эксплуатации (Маркс) | Преданность делу пролетариата | |
Сверхчеловек (Ницше) | Воля к власти | |
ХХ в. | Положительные ценности (феноменологи) | Умение пользоваться феноменологическим методом |
Достижение единства с сущим, с сущностью вещей (герменевтики) | Адекватно отвечать на зов вещи, соответствовать ему | |
Умение посредством анализа языка учитывать последствия поступков (аналитик) | Быть последовательным в своих действиях | |
Деконструкция лого- и других центризмов (постмодернизм) | Умение "рассеивать" устоявшиеся ценности |
Таблица 11. Три концепции чувственного познания | |
Философская концепция | Основное содержание концепции |
Локка | Чувства комбинируются, сравниваются, подвергаются абстракциями. В результате субъект формирует в своем сознании сложные чувства, знание об отношениях, идеи. |
Канта | Чувства упорядочиваются в соответствии с априорными принципами |
Гуссерля | Чувства вовлекаются в потоке воображения, так образуется эйдос, знаком которого является понятие и высказывание. Феноменологическая работа позволяет оценить исходные чувства |
Таблица 12. Что такое рациональное познание? | |
Историческая эпоха философии | Природа рационального познания |
Античность | Идеи — это общее, которое существует само по себе и воплощается в вещь (Платон) Сущность — это форма вещи, ее внутрен-нее единство, природа которого выражения в правилах логики (Аристотель) |
Средние века | Рациональное познание оперирует универсалиями, которые выражают общее; общее существует в Боге, в мыслях человека, в самих вещах (средневековый реализм) Общее не существует, слова обозначают единичные вещи (номинализм) Общее представляет собой мысли — обобще-ния, концепции (концептуалисты) |
Новое время | Человеку врождены ясные идеи, которыми можно оперировать по правилам дедукции (Декарт, Лейбниц). Это — рационализм. Человек обладает доопытными (априорными) принципами, которые определяют возможность логики (Кант) Мысли — это продукт обработки чувств (сенсуализм Локка) Мышление — это наивысшая стадия познания, преодоление порога научности позволяющее оперировать идеями (Гегель) Мышление и логика есть отображение практики, ее самых массовых ситуаций (Маркс) |
ХХ в. | Рациональное познание — это обобщение достигаемое в процессе феноменологической работы (феноменологи) Логика — это правила языка, она в первую очередь имеет дело со значениями и смыслами высказываний (аналитики) |
Таблица 13. Три современных концепции истины | |
Концепция истины | Что такое истина? |
Соответствия | Соответствие высказываний фактам |
Когерентности | Согласованность высказываний, их непротиворечивость |
Прагматическая | Убеждения, способствующие успеху практики |
Таблица 14. Что такое истина? | |
Историческая эпоха философии | Природа истины |
Античность | Истина — это проявление идеи (Платон) или сущности (Аристотель) |
Средние века | Бог, вот что является истиной |
Новое время | Истина — это соответствие чувств и идей фактам |
ХХ в. | Истина — это открывающаяся сущность вещи (герменевтики) Истина — это свойство высказывания, которому соответствуют факты (аналитики) |
Таблица 15. Уровни научного исследования | |
Уровень научного исследования | Цели исследования |
Эмпирический | Добыть новые экспериментальные факты Сопоставить с фактами теорию, проверить степень ее эффективности |
Теоретический | Провести теоретическую интерпретацию экспериментальных фактов Придумать новую теорию, которая была бы эффективней старой |
Таблица 16. Три теоретических метода | |
Теоретический метод | Характеристика |
Аксиоматический | Основанием теории избираются аксиомы. Из аксиом выводят теоремы. Сопоставление знания с экспериментальными фактами не проводится |
Гипотетико — дедуктивный | Выдвигаются гипотезы, из них дедуцируются новые сведения. Эффективность гипотез выявляется в процессе сопоставления теории с экспериментальными фактами |
Прагматический | Интерпретация фактов проводится на основе ценностей |
Таблица 17. Философия языка | |
Философская концепция языка | Главное содержание философских концепций языка |
Философия имени | Имя — это единица языка, текста. Имя есть проявление идей (Платон), сущности (Аристотель, Лосев), Бога (средневековые философы). Имя есть метка, обозначение единичной вещи или ее единичных признаков (номиналисты) |
Философия предложения | Главной единицей языка, текста является предложение, высказывание. Предложение, если оно построено правильно, обладает значением и смыслом, функцией истинности/ложности |
Философия ценностных установок | Главной единицей языка является текст, для которого характерными являются ценностные установки автора, те цели, достижения которых он добивается |
Таблица 18. Философия техники | |
Историческая эпоха философии | Интерпретации природы техники |
Античность | Техника — это воплощение умений ремесленника. Знание общего выше технического знания |
Средние века | Техника — это творчество человека в качестве отблеска божественного творчества |
Новое время | Техника — опредмечивание научных знаний человека, фактор освобождения человека от природы. Техника — это самостоятельная сила, которая в качестве средств труда определяет развитие общества (Маркс) |
ХХ в. | Техника при недостатке феноменологической работы выступает как продолжение науки и вместе с тем умаление жизненного мира человека (Гуссерль и другие феноменологи) Техника — это преграда, опасность, которую человек сам поставил перед собой, не продумав ее содержание и самое главное то, в какой степени техника соответствует сущности бытия человека в мире (Хайдеггер и герменевтики) Техника — это воплощение рациональности человека (аналитики) Техника — это проявление наиболее подходящего реалиям нашей эпохи технического подхода, точнее, философии технического подхода (Г.П. Щедровитский) |
Таблица 19. Философия природы | |
Историческая эпоха философии | Интерпретация специфики природы |
Античность | Природа — это органическая часть космоса. Часто природа считалась одушевленной |
Средние века | Природа создана Богом по его собственному проекту. В иерархии Бог — человек — природа именно последним звеном является природа |
Новое время | Природа — это сила, которая противостоит человеку. Человек должен полностью подчинить ее себе. |
ХХ в. | Природа — это стихия, которая благодаря сознательной деятельности человека должна стать царством господства разума, ноосферой (В.И. Вернадский, Т. де Шарден) Природа — это мир проживания человека. Человек может понять природу благодаря герменевтическому методу (герменевтики) Природа — это наш дом, который должен благоустраиваться по законам рациональности, с учетом всевозможных последствий деятельности человека (аналитики) Природа — это сложная система, для которой характерны неравновесные состояния. Человек должен всячески стремиться обеспечить совместную эволюцию природы и общества (синергетическое понимание) |
Таблица 20. Второй (неприродный) пол | ||
Мужественность | Женственность | Молодость |
Логичность, склонность к обобщению, абстрактному мышлению, рациональность, практичность, решительность, постоянство, властность | Интуитивность, интерес к конкретному, чувствительность, сентиментальность, осторожность, тщательность, сострадательность, изменчивость | Жизненная непосредственность, стремление к неформальной общности, непрактичность, склонность к новациям, свободолюбие |
Таблица 21. Две интерпритации образования | |
Образование — это подготовка | Образование — это усвоение достижений культуры |
Образование — это путь к приобретению тех навыков, которые нужны непосредственно на будущем рабочем месте. Ничего лишнего, только самое необходимое. Философия на рабочем месте не нужна | Образование — это максимально действенное включение человека в культуру человечества как одного целого. Подготовка нужна, но ее смысл состоит во всестороннем культивировании таких ценностей, как истина, добро, красота, творчество, ответственность. Философия занимает в образовании достойнейшее место |
– Конец работы –
Используемые теги: Философия0.047
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Философия
Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов