Реферат Курсовая Конспект
Современная мировая философия: персонализм, неотомизм, герменевтика - раздел Философия, Религиозная картина мира (деление мира на земной и сверхъестественный) и основной вопрос философии. 1.Персонализм Считает Личность Первичной Реаль...
|
1.Персонализм считает личность первичной реальностью, под которой понимается духовная субстанция, зачастую истолковываемая в религиозном духе.
Персонализм сформировался еще в конце XIX в. в России (Н.А.Бердяев, Л.Шестов, Н.О.Лосский) и США (Б.Боун, Дж.Ройс), с 30-х годов XX в. стал развиваться во Франции (Э.Мунье, Ж.Лакруа, П.Ландсберг, М.Не-донсель, П.Рикер, Ж.-М.Доменанк, П.Тибо). Последователи персонализма в США — М.Калкинс, У.Хокинг, З.Брайтман, Р.Флюэлинг.
Личность, согласно персонализму,— высшая ценность, первоэлемент бытия. Мунье, представитель французского католического персонализма, объявляет христианское учение о личности революционным переворотом в жизни человечества, позволяющим создать некое новое общество личностей. Но поскольку личность находится во враждебных отношениях с действительностью, то жизнь личности якобы начинается с ломки контакта с окружающей средой. Личность должна уйти в себя, сосредоточится на своем “Я”. Внутреннее самоусовершенствование — главный способ самоутверждения личности.
Созданный на основе христианских традиций персонализм обновляется путем ассимиляции наиболее влиятельных в современном мире концепций о человеке. В работах Мунье нашли свое отражение христиански переработанные марксистское учение о человеке и марксистский гуманизм. Надо признать, что обращение к марксизму повысило авторитет персоналистских изысканий. Вместе с тем персоналистская теория личности впитала в себя феноменологические и экзистенциалистские позиции современного идеалистического антропологизма.
Главную социальную задачу религии и философии персонализм усматривает в преобразовании и совершенствовании личности. Учение о человеческой личности как субъекте истории и связанной с ним концепции “гуманистической революции” и “гуманистического социализма” — основное в философии персонализма.
Существенная черта данного направления проявляется в социальном истолковании христианства, в обосновании необходимости активного участия христиан в земной жизни и перестройке человеческой цивилизации на гуманистических принципах.
Персоналистическая концепция личности, сторонники которой претендуют на создание универсального, вневременного учения о человеке, обнаруживает свою внутреннюю связь с другими философскими направлениями, совпадая с этапами эволюции последних. Персонализм в наше время тесно переплетается с религиозно-философскими учениями о человеке, особенно с неотоминской антропологией.
2.Неотомизм — официальная философская доктрина католической церкви. Признанными авторитетами неотомистской философии являются: Э.Жильсон, А.Сер-тийанж, Ж.Маритен, В.Бруггер, И.Лотц, Й.де Фриз (ФРГ) Д.Мерсье, А.Дондейн, Р.ван Стенберг, Л. де Реймекер (Бельгия), У.Падовани, Ф.Ольджати, К.Фабро (Италия) и др.
Неотомизм — одно из наиболее распространенных направлений современной философии в католических странах Европы, Америки и других континентов, располагает обширной системой центров и учебных заведений (Высший институт философии при Лувенском университете в Бельгии, Академия св. Фомы в Ватикане, Католический институт в Милане, Парижский католический институт. Институт в Пуллахе близ Мюнхена), многочисленными журналами и другими периодическими изданиями.
Классический томизм рассматривал человека как раз и навсегда данную, неизменную духовную субстанцию. Модернизированный же томизм, или неотомизм, проповедует историчность человека.
Человеческое общество в социально-политической философии неотомизма как естественное общество, однако, исторический процесс — как движение общества к заранее предустановленной цели.
Неотомистская концепция человека как бы вырастает из общего, классического теологического взгляда на человека, который выступает в ней всего лишь итогом стремления неорганической и органической материи к благу. Тем самым фактически устраняется проблема генезиса человеческой деятельности, практики субъекта. Подобный подход становится предпосылкой неотомистской концепции природы, сущности человека.
Обращаясь к анализу человека, неотомисты оперируют категориями “индивидуальность”, “личность”, “человеческая природа”. Первая используется ими для обозначения любых вещных образований, субстанций, возникающих, согласно неотомизму, при внедрении идеальной формы в материю. В подобном понимании человек предстает как особого рода субстанция, отличающаяся своей спецификой и местом в иерархии творения.
Поскольку человек есть единство души и тела, только многомерная душа делает его подлинно человеком.
С учетом социального обновления современного мира обновляется и неотомистская антропология, что видно из трудов представителей так называемого трансцендентального варианта современной религиозной философии. Пожалуй, наиболее четко эти новые идеи выражены в работах К.Войтылы, ставшего в 1978 г. папой римским Иоанном Павлом II. В трудах религиозных философов И.Лотца, К.Ранера и других (Пуллахская школа) отражены ведущие идеи эволюции традиционного неотомистского учения о человеке.
Подобные финалистские представления о печальном будущем, которое ожидает человечество, порождены общей тенденцией, свидетельствующей о кризисных ситуациях, складывающихся в духовной жизни общества. На основе анализа исторического опыта можно сказать, что в кризисные периоды развития общества, когда падает доверие к духовно-идеологическим и мировоззренческим системам, особое значение приобретает проблема понимания, т.е. истолкования этих систем.
3.Следствием субъективной неспособности идеологических концепций (в частности философии) указать пути решения проблемы мира, и особенно мира человека, смысла человеческого бытия, неспособности выработки гуманистического мировоззрения является современная философская герменевтика.
В древности герменевтика понималась как искусство толкования символов, текстов, у христианских писателей — искусство объяснения Библии, у протестантских теологов она означает истинное понимание священных текстов.
В новое время классическую теорию герменевтического учения в отношении языка сформулировали немецкие философы Ф.Шлейермахер и В.Дильтей. По Шлейермахеру, основная цель герменевтического метода — понять автора и его текст лучше, чем он сам понимал себя и свое творение. Шлейермахер мыслит герменевтику как искусство понимания чужой индивидуальности. По утверждению Дильтея, то, что человек обнаруживает в другом, он находит в самом себе как переживание; то, что он сам переживает,— может найти в другом посредством понимания. Отсюда понимание определяется как самопонимание, поскольку в проявлении чужой индивидуальности не может быть ничего такого, чего бы не было в познающем индивиде. Значит, интерпретатор может увидеть в познаваемом материале только то, что уже есть в нем самом. Прорвать возникающий порочный “герменевтический круг” Шлейермахер и Дильтей предполагают путем установления гармонии между двумя духовно-душевными мирами автора и интерпретатора, и хотя попытки эти не принесли желаемых результатов, выдвижение ими задачи создания общественного метода познания культурно-исторических явлений общественной жизни, несомненно, имеет большое значение.
Может возникнуть вопрос: почему именно герменевтика получила наибольшее распространение в последнее время? Чем объясняется всплеск герменевтической философии? За ответом на этот вопрос можно обратиться к представителям самой герменевтики. Например, Димер из Западной Германии связывает этот процесс с возникновением герменевтической ситуации, т.е. с возникновением кризиса доверия ко всем ныне существующим философским учениям и разочарованием в утвердившихся прежде ценностях.
Герменевтика все активнее вмешивается в идеологическую деятельность различных культурных объединений, философских направлений, претендуя на универсальность своего положения. Она пытается выступать методом объединения и упорядочения разветвленных и противоречивых течений современной философской мысли. С другой стороны, разные философские направления пытаются дополнить свои философские конструкции положениями герменевтики.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
На сайте allrefs.net читайте: Религиозная картина мира (деление мира на земной и сверхъестественный) и основной вопрос философии....
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Современная мировая философия: персонализм, неотомизм, герменевтика
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов