Реферат Курсовая Конспект
Средневековая философия: формирование христианской философии; христианское богословие; теодицей; схоластика; критика платоновских идей. - раздел Философия, Религиозная картина мира (деление мира на земной и сверхъестественный) и основной вопрос философии. Отрицательные Черты: 1.Раннее Сред...
|
Отрицательные черты:
1.Раннее Средневековье характеризуется резким спадом культуры. До XVI в. восточная культура шла впереди европейской.
Велика роль церкви: все сферы духовной жизни были пронизаны религиозными идеями и всецело ей подчинялись, что тормозило развитие; жёсткое гонение и уничтожение учёных и многих других людей (инквизиция); враждебное отношение к античной культуре, которая основывалась на политеизме-язычестве с сильными материалистическими тенденциями. Поощрялись лишь идеалистические идеи Платона и Аристотеля.
Философия развивалась как богословская мысль. Всякий философский вопрос получал признание, когда он подчинялся интересам церкви.
Положительные черты:
Сохранение научных и философских знаний из предыдущих эпохи посредством развития письменности; развития образования.
В общем Средневековье – это шаг вперёд.
Каролинское возрождение – кратковременный культурный всплеск, который коснулся верхов общества, и связанный с правлением Карла Великого (VII – IX вв.) во Франкском царстве. Привлечение ко двору всех выдающихся учёных (С. Скотт и др.), которые образовали нечто вроде литературного кружка. Он истолковывал произведения различных авторов, переписывал различные рукописи. Основное значение Академии – сохранила и переработала многие элементы поздней античности. Открывались новые школы, но после смерти Карла в IX в. Возрождение замерло.
Образование сосредотачивалось в руках церкви. Создавались школы при монастырях, где преподавали 7 свободных искусств: грамматика, диалектика, риторика, геометрия, арифметика, акустика (теория музыки), астрономия. Изучение богословия – главный предмет.
Некоторые школы выделялись, становились центрами образования, при которых сложилась система образования – схоластика (школьное обучение, образование).
В XII – XIII вв. впервые создаются университеты (первый – Болонский в Италии, затем Парижский). Преподаватели – учёные, философы, педагоги: клирики – служители церковного культа, епископы – главы церкви, прелаты – высшие духовные сановники.
2.Монотеистическая религия:
- иудаизм (наиболее последовательная);
- христианство;
- мусульманство или ислам.
Основная черта – теоцентризм. Различали 2 сферы мироздания: Бог и земной мир. Водораздел между ними не переходим естественным образом. Бог и мир – 2 различные реальности, различие – бытие. Высшее бытие – Бог, другое бытие не обладает самостоятельностью как Бог; текуч, непостоянен. Познание этих миров:
- Первый (Бога) нельзя познать посредством разума. Бог открывает себя человеку в священных текстах Библии. Правильное толкование Библии – путь к познанию Бога что возможно только при вере в Бога.
- Второй мир раздвоен на плюсы и минусы.
3.Теодицея – философско-религиозное направление, оправдывающее Бога. Мировая теодицея – попытка объяснить наличие зла в мире. Ответы: зло – испытание, которое послано людям для их спасения (Лейбниц). Бог создал человека, но не стал определять его волю. Человек способен строить волю – добрую или злую сторону. Бог судит, куда пойдёт душа человека – в ад или рай (современное христианство).
Почему зло существует в мире связанно с вопросом: почему остаются без наказания люди, совершившие преступления, почему страдают от зла невинные люди. Ответы:
- Бог правду видит, да не скоро скажет;
- О позднем возмездии Божества (Плутарх). Т.к. боги милосердны, они дают возможность грешникам исправиться, т.к. были справедливы – карают его растянутым ожидание кары: т.к. боги мудры – они выжидают, когда кара будет максимально эффективной, движение материи в двух мирах различно и не совпадает;
- Возмездие получает не тот, кто совершил зло, а его потомки, таким образом, будет восстановлена справедливость (Плутарх, Библия, Ветхий Завет I часть);
- Возмездие совершается в будущих перерождениях человека по законам кармы (брахманизм, буддизм);
- Возмездие совершается за гробом (христианство, ислам, египетская религия, поздний иудаизм).
4.Сначала существовала педагогическая система “схола” (от латинского школа).
Черты схоластической философии:
а) Философия была ограничена связью с религией и полностью подчинялась ей;
б) Вытекает из а) – интерес к формальной логике. Философия – интерпретация священных текстов Библии.
Средство доказательства существования Бога. Возрастает интерес к логике в Университетах. Различные богословские труды, логические сочинения Боэция. Недостатки перевешивали достоинства (в смысле спора). Искусство бесплотного спора – крайнее выражение схоластики.
Религиозная тематика: номинализм и реализм – основные направления средневековой философии, решавшие проблему подхода к существованию Бога.
Реализм – концепция, признающая первичность общего и вторичность единичного.
Номинализм – признание первичности единичных вещей реального мира и производности общего (идей, возникающих у человека в процессе познавательной деятельности).
15 Средневековая философия: философская система Фомы Аквинского (разграничение философии и теологии; воззрения на природу; концепция человека; рациональные доказательства существования бога; учение о познании)
Фома Аквинский (1225 - 1274) занимался сочинениями на богословские темы. Основными проблемами, которыми он занимался, были:
1) проблема веры и знания:
1. Если наука и философия выводят свои истины, опираясь на опыт и разум, то религия решает их через откровение и Священное Писание.
2. Существует множество истин, открытых на основе опыта и разума и не имеющих отношения к религии.
3. Одновременно существуют положения вероучения, которые нуждаются в философском учёном обосновании. Не потому они нуждаются в обосновании, что они не истинны, а просто, будучи философски доказаны, они становятся ближе к человеку и тем самым укрепляют его веру.
4. Положения, которые нуждаются в таком доказательстве с помощью философии:
- бытие Бога;
- единство Бога;
- особенности деятельности Бога;
- бессмертие человеческой души.
Доказательство этих положений составляет то общее, что есть в философии теологии.
5. Однако есть такие положения в религии, которые наука доказать бессильна:
- сущность Бога;
- возникновение мира во времени;
- первородный грех;
- вечное блаженство (рай) и вечное наказание (ад).
Эти положения иррациональны – они не под силу человеческому уму и полностью ясны лишь Богу.
Вывод: следовательно, теология – это наука выше философии и обычных наук. Превосходство теологии кроется в превосходстве веры над разумом.
2) доказательство этого превосходства:
1. Если разум человеческий способен ошибаться, то вера – нет, т.к. опирается на абсолютную правдивость Бога.
2. Вера дана каждому человеку, а знания постигаются лишь большим напряжением ума и бывают доступны всем.
Таким образом, наука и философия – служанки богословия, и прямая их задача в том, чтобы подтверждать положения религиозного вероучения.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
На сайте allrefs.net читайте: Религиозная картина мира (деление мира на земной и сверхъестественный) и основной вопрос философии....
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Средневековая философия: формирование христианской философии; христианское богословие; теодицей; схоластика; критика платоновских идей.
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов