рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Сущность и явление

Сущность и явление - раздел Философия, ФИЛОСОФИЯ Отдельные Материальные Системы, Как И Объекты, Состоящие Из Таких Систем, Име...

Отдельные материальные системы, как и объекты, состоящие из таких систем, имеют еще один структурный параметр — отношение между явлением и сущностью, или, иначе говоря, отношение между феноменалистской и эссенциалистской сторонами. Этот аспект систем является наиболее важным среди атрибутов материального объекта; с ним тесно связана структура процесса познания. Все другие аспекты, выраженные в соотношениях категорий "система—элемент", "целое-часть", "содержание—форма", в своем конкретном превращении из "вещи в себе" в "вещь в нас" имеют исходным своим звеном явление. В разрабатываемой В. П. Бранским атрибутивной модели материально­го объекта явление и сущность занимают место фундаментальных, наиболее сложных атрибутов; все другие атрибуты (качество, измене­ние, закон, возможность, причинность и т. д.) характеризуют различные стороны этих атрибутов или различные аспекты взаимоотношения между ними.

Понятие явления определяется как форма проявления сущности, как внешнее обнаружение сущности, т.е. как внешние свойства и их системная структурированность. Такое определение малоинформатив­но, если не раскрыть понятия "сущность" (ситуация, аналогичная сложившейся при определении понятия "система"). Под сущностью обычно понимают главное, основное, определяющее в содержании системы, заключенное в предмете основание всех происходящих с ним изменений при взаимодействии с другими предметами. Это определе­ние недостаточно корректно в том плане, что в нем сущность, а с ней и явление лишены подвижности; а между тем они динамичны в своем соотношении, что и должно быть отражено, на наш взгляд, в исходном определении сущности.

Таковым может быть понимание сущности как отношений или свойств системы, от которых зависят другие ее отношения или свойства. Категория сущности служит для выделения в системе таких ее свойств и отношений, которые обусловливают другие ее свойства и отношения.

Все материальные системы, заключая в своем содержании причин­но-следственные связи, имеют обусловленное и обусловливающее. Нет ни одной системы, которая имела бы одно и не имела бы другого; нет


сущности без ее проявления, нет явления без сущности. Сущность и явление неразрывно связаны друг с другом.

Они связаны и тогда, когда сущность проявляет себя неадекватно, в форме видимости. Видимость проистекает из-за обмана органов чувств (галлюцинации, аггравации и т.п.), из-за недостаточной осве­домленности, искажающей картину реальности, из-за социально-груп­повой позиции субъекта познания и т. п. В отличие от этих субъективных заблуждений (имеющих, кстати, некоторую реальную основу) объективная кажимость имеет непосредственное полное осно­вание внутри структуры действительной сущности или во взаимодей­ствии таких сущностей. Например, заработная плата выступает как оплата всей произведенной работы; на самом же деле она представляет собой денежное выражение стоимости рабочей силы и детерминиро­вана структурой производственных отношений. Приведенный пример относится к внутрисущностной кажимости. Е. П. Никитин предлагает выделять и другой вид кажимости — кондициональную, или межсущ-ностную, кажимость. К последней можно отнести кажущийся излом линий предметов, частично погруженных в воду. Здесь нет обмана органов чувств: они верно передают преломление лучей света от разных поверхностей. Эта кажимость вызвана взаимодействием двух сущно­стей, двух структур и является следствием соответствующих условий. Отсюда и название — "межсущностная", или "кондициональная" (соп-ditio — условие), кажимость. Вне данных условий ее нет. В обоих случаях кажимость противоположна сущности. Кажимость искаженно выражает сущность. Но и будучи противоположной сущности, ее искаженным выражением, она остается объективной, находится в единстве с явлением.

Явления, как мы видим, бывают двух типов: 1) адекватные и 2) неадекватные. Кажимости, как подтип неадекватных явлений (види-мостей), тоже подразделяются на два вида: а) внутрисущностные и б) кондициональные (межсущностные). При рассмотрении категорий "яв­ление" и "сущность" имеются в виду оба типа явлений (заметим, что термин "явление" даже в философской литературе часто употребляется в значениях, тождественных понятиям "материальный объект", "собы­тие", "процесс", "существование", "реальность", а не только как прояв­ление сущности).

Диалектика соотношения явления и сущности раскрывается в нескольких планах, наиболее значимыми из которых будут взаимодей­ствие (движение) систем, развитие систем, познание систем.

Вне взаимодействий системы остаются "вещами в себе", не "явля­ются", следовательно, и об их сущностях ничего узнать не удается.


Только взаимодействие раскрывает их природу, их характер, внутрен­нюю структуру. Будучи неразрывно связанным со своей сущностью, явление в результате взаимодействия данной системы с другой не только проявляет эту сущность, но и несет на себе печать другой сущности, отражение специфики явления и сущности другой системы. Явление в известной мере — и "для-других-бытие".

Взаимодействуя с множеством других материальных систем, данная система обретает множество проявлений своего бытия ("в-себе-бытия"). В каждом из них проявляется одна из сторон сущности системы, одна из ее граней, один из ее моментов. В своей же внутренней структурной взаимосвязи эти моменты, грани, стороны образуют единство (как единое), раскрываясь во множестве связей с другими системами. Сущ­ность одна, явлений множество. На этом же основании явления, поскольку они также "для-других-бытие", в своей совокупности богаче сущности (хотя несомненно, что сущность глубже любого из своих проявлений, глубже всего комплекса своих явлений). "В явлении, кроме необходимого, общего и существенного, есть ряд случайных, индиви­дуальных, временных моментов... В смысле обширности, объема свойств явление богаче сущности, но в смысле глубины сущность богаче явления" (Никитин Е. П. "Сущность и явление. Категории "сущность" и "явление" и методология научного исследования". М, 1961. С. 11-12). Явление выражает лишь одну из сторон сущности, никогда полностью не совпадая со всей сущностью. В свою очередь сущность никогда полностью Не совпадает со своими явлениями, ни взятыми порознь, ни в совокупности.

В диалектике сущности и явления в развивающихся системах основная роль принадлежит сущности; проявления же последней, сами по себе многообразные, оказывают влияние на развитие своей основы, своей сущности.

Познание идет от явлений к сущности и от менее глубокой к более глубокой сущности. Но бесконечность познания сущности не есть релятивность, ведущая к скепсису как пессимистической жизненной установке. Признание многопорядковой сущности не исключает, а предполагает возможность ее объективного отражения и достижения первого ее "абсолютного" рубежа — основного закона, позволяющего объяснить главные направления развития этой сущности. Сумму всех изменений "во всех их разветвлениях не могли бы охватить в капитали­стическом мировом хозяйстве и 70 Марксов, Самое большее,— отмечал В. И. Ленин, — что открыты законы этих изменений, показана в глав­ном и в основном объективная логика этих изменений и их историче­ского развития... Самая высшая задача человечества — охватить эту


объективную логику хозяйственной эволюции (эволюции обществен­ного бытия) в общих и основных чертах с тем, чтобы возможно более отчетливо, ясно, критически приспособить к ней свое общественное сознание" (Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 18. С. 345).

В процессе познания важно в главном, в основном схватить сущ­ность, выявить ее общую, ведущую структуру, выражаемую основным законом системы. Этим вносится конкретность в диалектику уровней сущности, указывается основной ее структурный узел, но вместе с тем и не перекрывается дальнейшее движение по уровням сущности, тем более по уровням развивающейся, постоянно модифицирующейся сущности.

Процесс познания сложных систем в природе многоступенчат, труден и связан с поиском главных, определяющих сущностных струк­тур. Если, к примеру, на пути познания злокачественных опухолей уже обозначены этапы, связанные с канцерогенной теорией (которую ус­ловно можно соотнести с первым уровнем сущности данного процесса), а также с вирусо-генетической теорией (сущностью, так сказать, вто­рого порядка), и на этих этапах несколько расширяются возможности лечения рака, то не может быть сомнений в достижении уровня, который будет связан с открытием структур, управляющих в целом механизмами патологических новообразований. Познание сущности (как и познание формы и содержания, элементов и системы) важно не само по себе, а для овладения ею, для управления системами.

По мере развития знания о материальных системах обнаруживается, что сфера явления в ходе этого процесса расширяется. То, что было сущностью первого порядка вчера, сегодня, при сопоставлении с сущностью второго порядка, т.е. с тем, что обусловливает первичную сущность, может оказаться явлением. В нашем примере со злокачест­венным заболеванием в сферу явления попадают, таким образом, не только внешние симптомы болезни, устанавливаемые при терапевти­ческой диагностике, но и те процессы, признаки, которые на началь-но-сущностном уровне фиксируются канцерогенной теорией, однако сколько-нибудь полно ею не объясняются и на этой основе эффективно не "управляются". В литературе приводится и такой факт: атомный вес в одном отношении (к химическим свойствам элементов) выступает как сущность, а в другом (к более глубокой сущности — заряду ядра атома) — как явление. В общем наблюдается такая картина: свойство "D" какой-либо материальной системы, будучи сущностью по отноше­нию к свойству "С", в то же время выступает как явление по отношению к более глубокой сущности "Е"; в свою очередь "Е" будет явлением (или его частью) по отношению к еще более глубокой сущности "F", и т.д.


Иначе говоря, одна и та же структура может быть одновременно и явлением, и сущностью: явлением в одном отношении, сущностью — в другом.

Отсюда верность того понимания сущности, которое связывает ее с обусловливанием. Сущность определяется лишь по отношению к некоторой системе. Нельзя спрашивать, существенен или нет некото­рый признак безотносительно к какой-либо системе или безотноси­тельно к специфике отношения обусловливания признаков в этой системе. Конкретный предмет объективно представляет собой множе­ство различных систем (или подсистем). Относительно каждой из них можно выявить ее сущность. Но выявление сущности предмета и определение сущности — вещи разные. Мы определяем понятие сущ­ности не относительно всех систем, а относительно каждой из систем (см.: Петров Ю.А. "Логическая функция категорий диалектики". М., 1972. С. 136-137).

Таковы основные характеристики системности как атрибута мате­рии, выражаемые понятиями "структура—элемент—система", "целое-часть", "содержание—форма", "сущность—явление". К этой группе категорий, характеризующих системность материи, относятся также "вещь—свойство—отношение"; "единичное—особенное—общее" и не­которые другие категории. Дальнейшую свою конкретизацию систем­ность получает при анализе развития и детерминации (самодетерминации) материальных систем, на чем мы и остановимся.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ФИЛОСОФИЯ

П В Алексеев А В Панин... ФИЛОСОФИЯ УЧЕБНИК... Глава I Зачем нужна философия...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Сущность и явление

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

УЧЕБНИК
• ПРОСПЕКТ·

П.В. Алексеев, A.B. Панин.
Философия. Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное. — М. «Проспект», 1999. — 576 с. ISBN-5-8369-0022-1 В учебнике представлены основные понятия и принципы философии.

Мировоззренческие функции философии
На первом месте среди функций философии в соответствии с приоритетной значимостью проблемы человека среди всех остальных проблем философии стоит гуманистическая функция. Нет на свет

Методологические функции философии
Со стороны своего метода философия способна выполнять несколь­ко функций по отношению к науке: эвристическую, координирующую, интегрирующую и логико-гносеологическую. Существ

Философия — наука
Первые философские учения возникли более 2500 лет назад в Индии, Китае, Египте, достигнув своей классической формы в Древней Греции. Философия формировалась на основе противоречия между ми

Философия — идеология
Когда мы имеем дело с обществоведческой стороной философии, то уже здесь неизбежно касаемся вопроса о ее вненаучном характере — ее связи с идеологией. Все общественные науки идеологичны, х

Философия — гуманитарное знание
В содержании философского знания можно вычленить также части, или стороны, относящиеся к гуманитарным наукам. Если обратиться к конкретным философским системам, то в числе наиболее ярких в э

Философия — искусство
Философии как виду знания присущи также черты, характерные еще для одного вида познавательной деятельности — для художествен­ного освоения действительности, т. е. для искусства. Что отлича

Философия — трансцендирующее постижение объекта
Еще одна сторона, или ипостась, философского познания — его трансцендирующий характер. "Трансцендентный" (от латинского "transcendere" — переступать) — понимаетс

Философия — любовь к мудрости
Философия внутренне связана с неспециализированным, обыденным знанием. Проявляется эта связь, прежде всего, в языке философии. Он богат словами, фиксирующими жизненный опыт индивидов; их наз

Формы истины
Существуют разные формы истины. Они подразделяются по харак­теру отражаемого (познаваемого) объекта, по видам предметной реаль­ности, по степени полноты освоения объекта и т. п. Обратимся сначала к

Ложь, дезинформация, заблуждение
Антиподом истины является ложь. Ложь обычно понимается как преднамеренное возведение заведомо неправильных представлений в истину. Ложь укоренена в повседневной и со

Проблема отграничения истины от заблуждения
Эта проблема возникла не в последние десятилетия и даже не в последние столетия. Она имела место во все периоды развития фило­софии, начиная с античности. Вот как описывает ситуацию в исто

Сознание, его структура и источники
Человеческое сознание является сложным феноменом; оно много­мерно, многоаспектно. Представления о нем весьма различны, зависят от разнообразия жизненного опыта людей, формирующего далеко не тождест

Сознание и бессознательное
Сознание не исчерпывает всего богатства психической жизни че­ловека. Наряду с сознанием в психике человека существует еще сфера бессознательного. В мировой философской традиции и в психологии сущес

Проблема идеального
Важнейшим свойством индивидуального, да и общественного, со­знания является идеальность. Идеальное — характерная черта, главней­ший признак сознания, обусловленный социальной природой человека.

Чувственное познание
Развитие органов чувств человека является результатом, с одной стороны, эволюции органического мира, с другой — социального раз­вития. Если иметь в виду сугубо физиологические механизмы от

Интуиция
В получении нового знания большую роль играют логическое мышление, способы и приемы образования понятий, законы логики. Но опыт познавательной деятельности свидетельствует, что обычная логика во мн

Научная рациональность
Познавательная деятельность человека сформировалась задолго до возникновения науки как специфического способа духовно-практиче­ского освоения действительности. Когнитивный элемент органически вплет

Приемы, методы и формы научного мышления
Человеческое мышление представляет собой сложный познаватель­ный процесс, включающий в себя использование множества различных приемов, методов и форм познания. Различия между ними условны, и очень

Самоорганизация
Проблема самоорганизации материальных систем в XX веке стано­вится одной из центральных проблем науки. Существенный вклад в решение этой проблемы вносит системный и информационный под­ходы. Термино

Системность. Уровни структурной организации.
Подобно движению, пространству, времени, отражению систем­ность представляет собой всеобщее, неотъемлемое свойство материи, ее атрибут. Будучи характерной чертой материальной действительно­сти, сис

Типы систем
Материальные системы, существующие в природе или обществе, неравнозначны по многим параметрам, и прежде всего по характеру связей между элементами, по степени интегрированности элементов и структур

Общая характеристика детерминизма
Наряду с принципом субстанциального единства мира и принципом развития общетеоретический принцип детерминизма является фундамен­тальным принципом философского учения о бытии. Если принцип суб­станц

Причина и следствие. Цепи причинения
Как уже отмечалось, основанием философского детерминизма яв­ляется учение о причинной обусловленности всех явлений. Причинная связь или причинное отношение является отношением между двумя явлениями

Полная причина. Непричинные виды детерминации
Отношение причинения имеет динамический характер. "Поступив­шие" от причины вещество, энергия и информация и порождают следствие. В ходе этого переноса находят свою реализацию дв

Объективный закон; типы законов
Принцип закономерности утверждает регулярный, упорядоченный характер отношений детерминации. Закономерный характер действи­тельности означает подчиненность всех явлений в своем возникнове­нии и сущ

Необходимость и случайность
В разных концепциях детерминизма одно из центральных мест занимают категории необходимости и случайности. Философский де­терминизм имплицитно предполагает существование объективной не­обходимости.

Свобода и необходимость. Свобода и ответственность
Упрощенчески-материалистическое понимание свободы воли че­ловека, связывающее его только с необходимостью, даже познанной, фактически лишает человека этой свободы. Французский философ П.Гольбах отм

Понятие развития. Модели развития
Развитие является основным предметом изучения диалектики, а сама диалектика выступает как наука о наиболее общих законах раз­вития природы, общества и мышления. Нацеленность на развитие служит крит

А) Закон диалектического синтеза
Его можно сформулировать так: в процессе прогрессивного развития каждая ступень, являющаяся результатом двойного отрицания-снятия, является синтезом предыдущих ступеней и воспроизводит на более

Б) Закон перехода количества в качество
Закон перехода количества в качество выражает такую взаимозави­симость характеристик материальной системы, при которой количест­венные изменения на определенном этапе приводят к качественным, а

В) Закон диалектической противоречивости
Данный закон принято называть несколько иначе — "закон един­ства и борьбы противоположностей". Он всеобщ. Положение о его всеобщности стало стандартным; в положение о его всеобщности пере

Прогресс как проблема
Широко распространено мнение (в том числе среди студентов), будто понятие прогресса "марксистское", чисто идеологическое, при­менявшееся с целью дезориентировать людей при сравнении "

Принцип историзма
Как и другие философско-методологические принципы, принцип историзма является мировоззренческим в том смысле, что имеет тео- ретическое основание; им служит теория развития. Истори

Принцип диалектической противоречивости познания
Познавательно-диалектические противоречия, как и предметные ("онтологические") противоречия, выступают источником развития, в данном случае — источником развития знания. Они могут быть дв

Философия в условиях тоталитаризма
Уже давно была подмечена связь между степенью развития философии и даже ее существованием и степенью развития политической свободы в обществе. Об этом писали и в античную эпоху, и во времена феодал

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Начиная с конца 80-х годов, преподавание философии в российских вузах претерпело существенные изменения. Суть этих изменений за­ключается в переходе от монотеоретической модели преподавания философ

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги