Проблема истины в познании - Конспект Лекций, раздел Философия, Конспект лекций по дисциплине Философия Познание – Это Творческая Деятельность Субъекта, Направлен...
Познание – это творческая деятельность субъекта, направленная на получение знаний о мире, их постоянное совершенствование.
Познавательная деятельность – это процесс отражения действительности. Это не механическое, зеркальное отражение, а осознанный, противоречивый процесс творческого, активного отражения реальной действительности в ходе общественной практики.
Специфика познавательного отношения человека к миру состоит в том, что в результате этого отношения объекты действительности пере водятся в идеально-знаковую форму, распредмечиваются и приобретают статус знания.
Знания – это социальная форма и продукт отражения человеком действительности в познавательных действиях.
Философское знание отличается максимальной общностью, высшейстепенью абстрактности, системностью, логикой, методологической и мировоззренческой значимостью.
Уровни организации знания:
· Знания как информация об объективном мире природы и общества.
· Знания о внутреннем, духовном мире человека, самопознание.
· Знания о целях и теоретических программах преобразования природного и социокультурного мира.
Существует две классификации форм познания:
1. В рамках первой различают:
a. духовно-практическую форму познавательной деятельности (обыденное познание или здравый смысл)
b. духовно-теоритическую форму познавательной деятельности (духовное производство).
2. Вторая классификация:
a. мифологическое;
b. религиозное;
c. образно-художественное;
d. философское;
e. научное.
Познавательная деятельность неразрывно связана со знанием, волей, памятью, эмоциям. Она включает убеждения, веру, ошибки, сомнения.
Главное в познавательной деятельности – адекватное воспроизведение субъектом основных характеристик действительности.
Специальные области философии, изучающие процесс познания:
Эпистемология – философская дисциплина, в которой изучается знание как таковое, его строение, структура, развитие.
Гносеология – теория познания (gnosis – знание).
Гносеология выявляет общие и необходимые закономерности в познавательной деятельности.
Центральным вопросом классической гносеологии всегда оставалась проблема принципиальной познаваемости мира.
Ø гносеологический пессимизм. Всегда в той или иной мере ограничивыает познавательные возможности человека:
ü агностицизм
ü эмпиризм
ü скептицизм
Агностицизм («а» – отрицание, gnosis – знание) – мир объектов принципиально непознаваем. Человеку доступно лишь субъективно опосредованное знание.
И. Кант – наиболее известный представитель агностицизма. И. Кант утверждал, что мир объектов есть непознаваемые «вещи-в-себе». Агностицизм И. Канта объявляет доступной познанию лишь сферу явлений.
Скептицизм обосновал древнегреческий философ Пиррон в 4 веке до нашей эры. Познавательные способности человеческого разума подвергались сомнению. Представители античного скептицизма – Аркесилай, Энесидем, Секст Эмпирик.
Эмпиризм признает чувственный опыт определяющим источником наших знаний. Представители идеалистического эмпиризма: Д. Юм, Дж. Беркли. Представители материалистического эмпиризма: Т. Гоббс, Дж. Локк.
В современной философии познавательные проблемы становятся предметом рассмотрения в рамках эпистемологии. Эпистемология рассматривает вопросы природы знания, его различных видов, закономерностей развития.
Цель познания – описать объекты такими, какие они есть на самом деле, вне и независимо от человека.
Процесс познания предполагает наличие двух сторон:
¨ познающего человека – субъект познания;
¨ познавательного предмета – объект познания.
Основные интерпретации субъекта и объекта познания:
ü Наивно реалистическая теория познания (Ламетри, Гольбах, Дидро, Фейербах). Субъект познания трактуется как биологический индивид, познавательные способности которого являются результатом естественной эволюции природы.
ü Программа идеалистического эмпиризма.(Юм, Беркли, Авенариус).Субъект познания рассматривается как совокупность познавательных способностей, в основе которых лежат формы чувственного опыта (ощущения, восприятия. представления).
ü Программа трансцендщентальной гносеологии. Впервые разработана Кантом в 18 веке. Субъект понимается Кантом как чистое доопытное сознание. В структуре субъекта выделяются априорные (предшествующие познанию) формы познавательной деятельности.
ü Социокультурная программа.Гегель, марксизм. Субъект познания трактуется как социально исторический субъект, как результат социально-исторического опыта людей, накопленного в процессе познавательной деятельности.
ü Программы постклассической гносеологии:
Ø экзистенциально-феноменологическая
§ биопсихиологическая;
§ аналитическая;
§ герменевтическая.
Каждая программа по-своему интерпретирует природу и сущность познавательного отношения к миру.
Особенности постклассической гносеологии:
ü отказ от принципа S O оппозиции;
ü акцент на анализе вопросов субъектности;
ü переосмысление проблемы истины в познании, замена ее концептуальными когерентными (согласованными) программами;
ü исследование прагматических функции языка и речи.
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:
Проблема истины в познании
Что будем делать с полученным материалом:
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Различия философии и науки
Ø Наука всегда абстрагируется от личностно-субъективных мнений и оценок реальности;
Ø Философия не может абстрагироваться от субъективного контекста познания;
&Oslas
Философия и искусство
Общее:
Ø Познавательный интерес и философа и художника всегда направлены на формирование определенных идеалов и представлений о должном, прекрасном,
Философия и религия
Общее:
Ø Религия содержит в себе значительный элемент рациональности (в теологии)
Теология – наука, рационально обо
Специфика и методы философского мышления.
Мировоззрение – это предельно обобщенная, упорядоченная система взглядов человека на окружающий мир, общество, явления природы, на самого себя, основные жизненные позиции лю
Основные уровни мировоззрения
Повседневно-практический – это стихийно складывающаяся форма мировоззрения. Это массовое сознание.
Теоретический уровень
Категории философии
Категории философии – это фундаментальные понятия, которые фиксируют существенные свойства предметов, явлений действительности.
Такие понят
Экзистенциальная диалектика
С. Кьеркегор претендует на разработку «экзистенциальной диалектики», которую он оценивал как «качественную».
Экзистенциальная диале
Эволюция представлений о материи
Выделяют три этапа развития представлений о материи. Трактовка материи:
В античной философии представления о материи связывались
Эволюция взглядов на природы
Для натурфилософского периода античной философии характерна постановка проблемы «архэ» (от греч. arhe – начало) – поиск единой основы мироздания.
Концепция биосферы
Биосфера – особое геологическое тело, оболочка Земли, состав, структура и функционирование которой являются результатом длительной эволюции живого вещества во взаимосвязи с неорганическими условиям
Проблема взаимосвязи общества и природы
В различные исторические эпохи взаимодействие общества и природы складывалось по-разному:
· Для архаического общества характерна высокая степень включеннос
Социальная экология.
Объектом исследования является природный мир. понятие ввели Р. Парк и Э. Берджесс. Социальная экология исследует структуру функционирования «второй
Основы синергетики
В современной науке есть такие направления:
Ø теория систем
Ø синергетика
Ø теория хаоса и др.
Они позволяют «смотреть на пр
Основы синергетики
Синергетика возникает в начале 70-х годов 20 века как особое междисциплинарное направление научных исследований.
Синергетика (от греч. –совместный, согласов
Виды и формы бытия
Онтология (греч. on – сущее, logos – учение) – это учении о бытии всего сущего, о всеобщих принципах организации бытия.
Понятие онтологии в
Небытие
В окружающем мире наряду с фактом присутствия вещей и явлений есть «эффект отсутствия». Категория небытия обозначает свойство вещей не существовать, отсутств
Абсолютное бытие
Наделяется свойствами вечности, стабильности – Бог, абсолютные идеи Гегеля, материя в материализме. Такое бытие принципиально не наблюдаемо – оно трансцендентно. Постигается лишь
Философская антропология
Философская антропология – это фундаментальная наука
· о сущности человека,
· о его отношении к природе,
Фундаментальные представления о человеке
Идея о человеке как Божественном творении воплощена в Ветхом Завете, античной религии, включает в себя мифы о сотворении Богом человека, его тела и души. В области философии эти иде
Важнейшие концепции антропосоциогенеза
1. Креационистская концепция. Разрабатывалась в рамках религиозного мировоззрения. Человек выступает здесь как результат Божественного творения, созданный по «образ
Человек в системе социальных коммуникаций
Свою подлинную сущность, реальность человек получает лишь в обществе, которое задает шкалу единых культурных ценностей и определяет степень уникал
Феномен массового человека
· унифицированность
· стандартизированность мышления, существования
· принципиальная анонимность
Объединение в массу порождает почти семейное родство, где
Проблема смысла жизни
Эта проблема определяет жизненную стратегию человека и выбор ценностных приоритетов. Данный выбор сугубо индивидуален и связан с личностными особенностями человека.
Проблема смерти и бессмертия человека
Отношение к смерти всегда наполнено драматизмом. Смерть человека – это угасание «микрокосма» – «человеческой Вселенной».
Проблема жизни и смерти – одна из основных тем фило
Отношение к смерти древних народов
В Древнем Вавилоне считалось, что души умерших попадают в подземный рай и ведут там унылое существование, поэтому религия ориентировалась на земную жизнь.
Философия сознания
1. Философия и понятие сознания
2. Сознание как отражение действительности. Уровни отражения
3. Структура сознания
4. Основные традиции в исследовании сознания
5
Структура сознания
Фрейд первым пытался осмыслить структуру сознания. Выделил модели психики как единство: ОНО, Я, сверх Я (суперэго). Феномен сознания образуется за счет пересечения импульсов бессозн
Многомерность сознания
Существуют три парадигмы в исследовании сознания:
ü субстанциональная. Исходит из признания самодостаточности сознания, соотнося индивидуальное сознан
Проблема искусственного интеллекта
В психологии интеллект определяется как относительно устойчивая структура умственных способностей индивида, ориентированная на решение когнитивных (познаватель
Социальная природа сознания
Общественное сознание – это 1) философская категория для обозначения фундаментального свойства социального субъекта отражать социальную и природную действительнос
Структура познавательного процесса
Механизм познания имеет два уровня:
1. Чувственный. Характерно наличие непосредственной связи с реальной действительностью, фрагмен
Роль практики в процессе познания
Практика пронизывает весь процесс познания от начала до конца.
Практика – 1) это основа, цель познания и критерий истинности наших знаний; 2) это обществ
Формы научного познания
Ø Проблема;
Ø Гипотеза;
Ø Научная теория.
Проблема – это «знание о незнании», поиск новых нетривиа
Методы научного познания
Научный метод – это система регулятивных принципов и приемов, с помощью которых достигается объективное познание дейставительности, генерируется новое знание.
Многозначность определения общества
Существуют многообразные определения общества:
1.Выделившаяся из природы и взаимодействующая с ней реальность, характеризу
Этапы становления философии истории
1. «Предфилософия истории». Включает в себя античные и средневековые воззрения на историю. В этот период были разработаны идеи «колеса истории», истории как «вечног
Основные подходы к решению проблемы субъекта истории
О роли масс и великой личности в истории. Мыслители французского Просвещения 18 века в качестве субъекта-творца истории рассматривает великую личность, в марксизме
Линейные интерпретации истории
Представлены в двух основных моделях:
Ø «регрессизм». Появляется в древнем мире в концепциях «возврата имен», «золотого века
Развитие общества как цивилизационный процесс
Основные теоретико-методологические подходы к рассмотрению общества в его историческом развитии:
· Историографический;
· Культурологический;
· Формационны
Особенности развития цивилизации Запада и Востока
Западная цивилизация характеризуется целерациональным стилем мышления; обнаруживает тенденцию к социокультурной экспансии; проявляет нетерпимость к иным культурам к
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Новости и инфо для студентов