Развитие общества как цивилизационный процесс - Конспект Лекций, раздел Философия, Конспект лекций по дисциплине Философия
Основные Теоретико-Методологические Подходы К Рассмотрению Об...
Основные теоретико-методологические подходы к рассмотрению общества в его историческом развитии:
· Историографический;
· Культурологический;
· Формационный;
· Цивилизационный. Согласно цивилизационно-стадиальному подходу для единого мирового исторического процесса характерна поступательность и стадиальность развития. В рамках цивилизационного подхода выделяются:
ü Доиндустриальный. Аграрное, традиционное общество характеризуется ведущей ролью аграрного сектора экономики, приоритетом натурального хозяйства, прямым насилием как опорой власти. Характеризуется также сословной иерархией, верховенством семьи в социализации человека. Технический прогресс носит эпизодический характер.
ü Индустриальный. Промышленное, техногенное общество. Характеризуется ведущей ролью промышленного сектора экономики, индустрии, превращением капитала в рычаг власти, формированием наций и национальных государств, возникновением политических институтов, превращением права в основной регулятор отношений в обществе, урбанизацией. Научно-технический прогресс становится индикатором социального прогресса в целом (17-19 века).
1. Концепция Р. Арона. Индустриальная цивилизация – общество, в котором ведущая роль принадлежит развитию техники и технологий. По мнению Арона главное не количественный рост – «бег на скорость», а создание национальной системы экономики со свободной торговлей и общим рынком. Развитое индустриальное общество характеризуется способностью использовать машинные технологии для снятия напряженности между трудом и капиталом.
2. Концепция У. Ростоу. Выделила 5 последовательно сменяющих друг друга типов общетва:
Ø Традиционное (аграрное, в котором власть принадлежит землевладельцам);
Ø Переходное (происходит интенсификация сельского хозяйства и разделение государств по национальному признаку);
Ø Общество «стадии сдвига» (эпоха промышленной революции);
Ø Общество «стадии зрелости» (бурное развитие экономики на основе вложения капитала, НТП, всплеск урбанизации);
Ø «Эра высокого массового потребления» (начинает доминировать сфера услуг, развертывается широкое производство товаров массового потребления и т. д.).
ü Постиндустриальный периоды развития человечества. В конце 60 – начале 70-х годов 20 века появилась концепция с красноречивым названием «пределы роста» (Дж. Форрестер, Д. Медоуз), начала разрабатываться идея грядущего постиндустриального общества. Сформировалась в двух вариантах:
· Радикальная.Возникла в работах французских социологов Ж. Фурастрье, А. Турена, Р. Арона. Исходил из потребностей возврата к ряду ценностей традиционного общества:
1.Пригородному образу жизни;
2.Реабилитации религии;
3.Ручному труду;
4.«Нулевому росту» производства;
5.Прекращению интенсификации труда;
6.Созданию «экономики услуг»
· Либеральная. Разработан американскими социологами Г. Каном, Дж. Гелбрейтом, Д. Беллом. Работа Д. Белла «Грядущее постиндустриальное общество» (1973 год) стала классикой идеологии постиндустриализма. Д. Белл выделяет 5 признаков постиндустриальной цивилизации:
1. Доминирующая роль теоретического знания как источника инноваций и политических решений;
2. Создание экономики услуг в торговой и транспортной инфраструктуре, здравоохранении, образовании;
3. Создание новой «интеллектуальной» техники и технологий;
4. Преобладание в социальной структуре технических специалистов;
5. Возможность планирования и контроля за техническим развитием.
· Концепция информационного общества Е. Масуда, О. Тоффлера. Информационное общество связано с превращением информатики и кибернетики в основные средства социального управления и регуляции человеческой деятельности.
В информационном обществе:
Ø знание превращается в главный ресурс;
Ø инфосфера занимает ведущее место, определяя развитие экономики, политики, культуры, привносит радикальные изменения в социальную структуру.
О. Тоффлер вводит метафору трех волн. В их характеристике используются 4 параметра:
1.Техника
2.Власть
3.Богатство
4.Знание.
Первая волна – аграрная, началась примерно 10 тысяч лет назад. Аграрная волна характеризовалась ведущей ролью ручного труда, властью в форме насилия, производностью богатства от власти, зависимостью знания от традиции.
Вторая волна – индустриальная. Приходится на 19 – первую половину 20 века. Характеризуется ведущей ролью капитала, научно-техническим прогрессом, ценностью знания, производностью власти от богатства.
Третья волна – постиндустриальная. Начинается примерно в 1955 году. Характеризуется господством наукоемких и информационных технологий, превращением знания в источник богатства и власти.
Американский социолог С. Хантингтон прогнозирует в 21 веке «столкновение цивилизаций», смену их исторических типов: от конфликта правителей, а затем национальных государств к конфликту социальных систем с разными идеологиями в 20 веке, и от него – к конфликту цивилизаций в 21 веке, для которых особо значимой является религиозно-культурная самобытность.
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:
Развитие общества как цивилизационный процесс
Что будем делать с полученным материалом:
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Различия философии и науки
Ø Наука всегда абстрагируется от личностно-субъективных мнений и оценок реальности;
Ø Философия не может абстрагироваться от субъективного контекста познания;
&Oslas
Философия и искусство
Общее:
Ø Познавательный интерес и философа и художника всегда направлены на формирование определенных идеалов и представлений о должном, прекрасном,
Философия и религия
Общее:
Ø Религия содержит в себе значительный элемент рациональности (в теологии)
Теология – наука, рационально обо
Специфика и методы философского мышления.
Мировоззрение – это предельно обобщенная, упорядоченная система взглядов человека на окружающий мир, общество, явления природы, на самого себя, основные жизненные позиции лю
Основные уровни мировоззрения
Повседневно-практический – это стихийно складывающаяся форма мировоззрения. Это массовое сознание.
Теоретический уровень
Категории философии
Категории философии – это фундаментальные понятия, которые фиксируют существенные свойства предметов, явлений действительности.
Такие понят
Экзистенциальная диалектика
С. Кьеркегор претендует на разработку «экзистенциальной диалектики», которую он оценивал как «качественную».
Экзистенциальная диале
Эволюция представлений о материи
Выделяют три этапа развития представлений о материи. Трактовка материи:
В античной философии представления о материи связывались
Эволюция взглядов на природы
Для натурфилософского периода античной философии характерна постановка проблемы «архэ» (от греч. arhe – начало) – поиск единой основы мироздания.
Концепция биосферы
Биосфера – особое геологическое тело, оболочка Земли, состав, структура и функционирование которой являются результатом длительной эволюции живого вещества во взаимосвязи с неорганическими условиям
Проблема взаимосвязи общества и природы
В различные исторические эпохи взаимодействие общества и природы складывалось по-разному:
· Для архаического общества характерна высокая степень включеннос
Социальная экология.
Объектом исследования является природный мир. понятие ввели Р. Парк и Э. Берджесс. Социальная экология исследует структуру функционирования «второй
Основы синергетики
В современной науке есть такие направления:
Ø теория систем
Ø синергетика
Ø теория хаоса и др.
Они позволяют «смотреть на пр
Основы синергетики
Синергетика возникает в начале 70-х годов 20 века как особое междисциплинарное направление научных исследований.
Синергетика (от греч. –совместный, согласов
Виды и формы бытия
Онтология (греч. on – сущее, logos – учение) – это учении о бытии всего сущего, о всеобщих принципах организации бытия.
Понятие онтологии в
Небытие
В окружающем мире наряду с фактом присутствия вещей и явлений есть «эффект отсутствия». Категория небытия обозначает свойство вещей не существовать, отсутств
Абсолютное бытие
Наделяется свойствами вечности, стабильности – Бог, абсолютные идеи Гегеля, материя в материализме. Такое бытие принципиально не наблюдаемо – оно трансцендентно. Постигается лишь
Философская антропология
Философская антропология – это фундаментальная наука
· о сущности человека,
· о его отношении к природе,
Фундаментальные представления о человеке
Идея о человеке как Божественном творении воплощена в Ветхом Завете, античной религии, включает в себя мифы о сотворении Богом человека, его тела и души. В области философии эти иде
Важнейшие концепции антропосоциогенеза
1. Креационистская концепция. Разрабатывалась в рамках религиозного мировоззрения. Человек выступает здесь как результат Божественного творения, созданный по «образ
Человек в системе социальных коммуникаций
Свою подлинную сущность, реальность человек получает лишь в обществе, которое задает шкалу единых культурных ценностей и определяет степень уникал
Феномен массового человека
· унифицированность
· стандартизированность мышления, существования
· принципиальная анонимность
Объединение в массу порождает почти семейное родство, где
Проблема смысла жизни
Эта проблема определяет жизненную стратегию человека и выбор ценностных приоритетов. Данный выбор сугубо индивидуален и связан с личностными особенностями человека.
Проблема смерти и бессмертия человека
Отношение к смерти всегда наполнено драматизмом. Смерть человека – это угасание «микрокосма» – «человеческой Вселенной».
Проблема жизни и смерти – одна из основных тем фило
Отношение к смерти древних народов
В Древнем Вавилоне считалось, что души умерших попадают в подземный рай и ведут там унылое существование, поэтому религия ориентировалась на земную жизнь.
Философия сознания
1. Философия и понятие сознания
2. Сознание как отражение действительности. Уровни отражения
3. Структура сознания
4. Основные традиции в исследовании сознания
5
Структура сознания
Фрейд первым пытался осмыслить структуру сознания. Выделил модели психики как единство: ОНО, Я, сверх Я (суперэго). Феномен сознания образуется за счет пересечения импульсов бессозн
Многомерность сознания
Существуют три парадигмы в исследовании сознания:
ü субстанциональная. Исходит из признания самодостаточности сознания, соотнося индивидуальное сознан
Проблема искусственного интеллекта
В психологии интеллект определяется как относительно устойчивая структура умственных способностей индивида, ориентированная на решение когнитивных (познаватель
Социальная природа сознания
Общественное сознание – это 1) философская категория для обозначения фундаментального свойства социального субъекта отражать социальную и природную действительнос
Проблема истины в познании
Познание – это творческая деятельность субъекта, направленная на получение знаний о мире, их постоянное совершенствование.
Познавател
Структура познавательного процесса
Механизм познания имеет два уровня:
1. Чувственный. Характерно наличие непосредственной связи с реальной действительностью, фрагмен
Роль практики в процессе познания
Практика пронизывает весь процесс познания от начала до конца.
Практика – 1) это основа, цель познания и критерий истинности наших знаний; 2) это обществ
Формы научного познания
Ø Проблема;
Ø Гипотеза;
Ø Научная теория.
Проблема – это «знание о незнании», поиск новых нетривиа
Методы научного познания
Научный метод – это система регулятивных принципов и приемов, с помощью которых достигается объективное познание дейставительности, генерируется новое знание.
Многозначность определения общества
Существуют многообразные определения общества:
1.Выделившаяся из природы и взаимодействующая с ней реальность, характеризу
Этапы становления философии истории
1. «Предфилософия истории». Включает в себя античные и средневековые воззрения на историю. В этот период были разработаны идеи «колеса истории», истории как «вечног
Основные подходы к решению проблемы субъекта истории
О роли масс и великой личности в истории. Мыслители французского Просвещения 18 века в качестве субъекта-творца истории рассматривает великую личность, в марксизме
Линейные интерпретации истории
Представлены в двух основных моделях:
Ø «регрессизм». Появляется в древнем мире в концепциях «возврата имен», «золотого века
Особенности развития цивилизации Запада и Востока
Западная цивилизация характеризуется целерациональным стилем мышления; обнаруживает тенденцию к социокультурной экспансии; проявляет нетерпимость к иным культурам к
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Новости и инфо для студентов