Направленность и смысл истории. - раздел Философия, КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ по дисциплине Философия
В Понимании Вопроса О Направленности Исторического Процесса Т...
В понимании вопроса о направленности исторического процесса также обнаруживают разные подходы:
1) теории регресса, которые трактуют историческую динамику по принципу: «всякое изменение к худшему» (Гесиод, Ж.Ж. Руссо, древнекитайская философия);
2) теории прогресса:исторические оптимисты утверждают, что в истории общества преобладает прогресс, т. е. переход от менее совершенных к более совершенным формам общественной жизни (Кондорсе, Гегель, Маркс, позитивизм, теории постиндустриализма);
3) циклические теории, согласно которым поступательности в истории нет, а есть циклический круговорот, повторение одних и тех же стадий (Вико, Шпенглер).
Сегодня тоже многие исследователи стали отказываться от идеи социального прогресса: мировая цивилизация находится на грани гибели и бессмысленно говорить о каком-то прогрессе. Конечно, основания для такого пессимизма есть, но все-таки человечество совершило огромный шаг вперед в развитии производительных сил, в политической и социальной сферах, в улучшении условий труда и быта человека. Однако следует учитывать, что прогресс не носит линейного и равномерного характера, он осуществляется через противоречия: высокий уровень развития одних обществ и отсталость других; прогресс в одних сферах жизни общества и отставание в других; люди, находя способы решить одни проблемы, порождают другие. Т.е. прогресс и регресс постоянно соседствуют друг с другом, но преобладает все-таки прогресс, который ускоряется в истории человечества.
Однако критерии прогресса понимаются по-разному: одни мыслители в качестве такого критерия выдвигают производительные силы, технику; другие — способ производства; третьи - человеческий разум; четвертые - уровень развития культуры; пятые - уровень потребления. Но, видимо, наиболее общим критерием прогресса является человек, расширение его свобод, возможностей проявления его творческого потенциала, улучшение условий жизни.
В связи с вопросами о направленности исторического процесса возникает проблема смысла истории, тесно связанная с проблемой смысла жизни человека. В решении этой проблемы (смысла истории), существуют разные подходы.
Первый подход признает смысл всемирной истории, но трактует его по-разному:
1) одни философы говорят, что смысл истории состоит в достижении наиболее совершенного состояния человека и общества (например, коммунизма);
2) религиозные мыслители (В. Соловьев, Н. Бердяев) видят смысл истории в единении человека с богом (история - «богочеловеческий процесс»);
3) третьи (французский социолог Р, Арон) утверждают, что не существует никакого предзаданного смысла (цели) истории: социальные проблемы нужно связывать с человеком, который должен решать задачи, поставленные жизнью в соответствии со своим разумом и обстоятельствами.
Второй подход отрицает всякий смысл истории: история есть иррациональный поток событий и фактов, не поддающихся разумному объяснению (волюнтаристы - Ф. Ницше, А. Бергсон и др.)
Фактически, как уже отмечалось, общество идет по пути прогресса, но этот прогресс не носит однолинейного, равномерного и однозначного характера: в развитии человечества бывает и регресс, упадок, и попятные движения, и кризисы, и «скачки назад». Кроме того, можно говорить о многовариантности общественного развития: каждый достигнутый уровень развития общества открывает набор различных возможностей, и выбор пути его исторического движения зависит от многих факторов объективного и субъективного характера.
В целом человечество совершенствуется и идет по пути социального прогресса. Прогресс же, т. е. переход от старого к новому в общественной жизни происходит в двух формах: эволюции и революции (взаимосвязанные способы движения истории).
Социальная эволюция (от лат. - «преобразование») - совершенствование общества путем его реформирования.
Революция (от лат.- переворот)- качественное преобразование общества путем резкого, быстрого изменения существующего общественно- политического строя. Преобладающей, естественной формой восходящего развития общества является его эволюция, которая, однако, подготавливает революцию. А революция открывает новые возможности для эволюционного развития общества, ускоряя его темпы.
Марксизм (материалистическое понимание истории) абсолютизирует социально-политические революции, но существуют и другие их виды: научная, промышленная, научно-техническая и т.д. Социально-политическая революция рассматривается сегодня как проявление незрелости общественных отношений, неспособности общества мирным путем разрешить свои проблемы.
В ряду таких проблем, перед лицом которых оказалось современное человечество, наибольшую остроту приобрели глобальные проблемы. Выделяют три больших группы глобальных проблем.
1. Проблемы системы «природа – общество»: экологические проблемы, проблемы природных ресурсов, продовольствия.
2. Интерсоциальные проблемы – проблемы войны и мира; социально-экономические проблемы; преодоление отсталости тех или иных стран, демографические проблемы, международный терроризм.
3. Проблемы системы «человек – общество»: проблемы здравоохранения, образования, культуры + наркомания, алкоголизм + нарушение психологической и биологической стабильности человека в условиях ускоряющегося Н.Т.П.
Все эти проблемы, актуальные для любого региона планеты, затрагивают коренные основы современной цивилизации, создавая угрозу ее существованию. От их правильного анализа и решения зависит, в конечном счете, будущее человечества.
Все темы данного раздела:
Философия как мировоззрение
Как уже отмечалось, философия вырабатывает мировоззренческое знание. Что такое мировоззрение?
Мировоззрение есть система знаний, чувств, оценок, убеждений,
Предназначение философии.
Предназначение философии выражается в следующих её основных функциях:
▪ мировоззренческая - важнейшая для философии функция, т.к. она, «стягивая» в себе различные, н
Философия Древней Индии.
История древнеиндийской философии условно делится на два крупных периода:
▪ Ведийский период (примерно с X поV в.в.до н.э.);
▪
Философия Древнего Китая.
Культура Древнего Китая, в лоне которой формировалась его философия, имело такие отличительные черты, как: практичность, ассоциативность, символичность, видение мироздания как гармо
Общие особенности и периодизация античной философии.
Как уже отмечалось, восточная философия выражала созерцательно-мистическое отношение человека к миру, его (человека) отрешённость от мира, уход от земных страданий, освобождение от
Основная проблематика западноевропейской средневековой философии.
Рассматривая основную проблематику западноевропейской средневековой философии, сделаем акцент на творчестве двух её столпов: Августина Блаженного и Фомы Аквинского.
Гуманизм и натурфилософия Ренессанса.
Эпоха Возрождения (Ренессанса) охватывает период с XIV по начало XVII в. Эта эпоха отразила ситуацию зарождения капиталистических общественных отношений, бурное развитие науки, пере
Теория познания в философии Нового времени.
1. Философия Нового времени – западно-европейская философия XVII в. Это было время формирования капиталистических общественных отношений, первых буржуазно-политических революций в Н
Спор эмпиризма и рационализма в XVII в.
Родоначальником эмпиризма является английский философ и политический деятель Ф.Бэкон (1561 – 1626), один из основоположников опытного естествознания. Он утверждал,
Философия французского Просвещения.
1. XVIII век вошёл в историю как эпоха Просвещения. В общественном сознании утверждается идея социального прогресса на основе неуклонного совершенствования человеческого разума. Нау
Философия английского Просвещения.
Некоторые свои идеи французские мыслители восприняли у представителей более раннего английского Просвещения, и прежде всего, у Дж.Локка (1632-1704). Важнейшие работы: «Опыт о челове
Концепция человека в философской системе Канта.
У истоков немецкой классической философии стоял И.Кант(1724-1804). Главный предмет философии для Канта – человек, духовные интересы которого выражаются следующими философскими вопр
Философия Гегеля. Основные законы диалектики.
Г.В.Ф. Гегель (1770-1831) –наиболее крупный представитель немецкой классической философии, создатель систематической теории диалектики на основе объективног
Антропологический материализм Фейербаха.
Л.А.Фейербах (1804-1872) развил учение антропологического материализма, т. е философское учение о человеке.
Отстаивая материалистические взгляды на природу
Основные положения марксистской (диалектико-материалистической) философии.
Основы нового учения начали закладываться К.Марксом (1818-1883) и Ф.Энгельсом (1820-1895) в 40-х г.г. 19-го века. Выступив в качестве идеологов про
Марксизм и опыт XX века.
Если в советском обществе марксистско-ленинская философия превратилась в основу государственной идеологии, то на Западе она не получила широкого распространения.
Отношение
Философия жизни.
Философия жизни – направление, сложившееся в Германии (А.Шопенгауэр, Ф. Ницше и др.) и Франции ( А. Бергсон). На рубеже XIX - XX в.в. Ее этическую версию развил
Философия и психоанализ.
Иррационалистическую направленность "философии жизни" продолжила психоаналитическая философия, эмпирической базой которой явился психоанализ. Его основы были заложены авс
Экзистенциализм.
Экзистенциализм– "философия существования" играла и играет значительную роль в развитии философии XX в. Одну из первых версий экзистенциализма разработали русские философ
Философская герменевтика.
Герменевтика (от греч. – «разъясняю», «истолковываю») – метод интерпретации текстов, явлений культуры в целом. К герменевтике обращались уже древние философы. Но ка
Постмодернизм.
Если в герменевтике всё-таки есть поиск общих смыслов, придающих процессу социального познания общезначимость, то в таком философском направлении, как постструктурализм
Неопозитивизм и постпозитивизм как философия науки.
Позитивистская (от лат. – «положительный») философия явилась продолжением английской эмпирико-индуктивистской традиции. В центре внимания позитивистской философии – проблема взаимоо
Современная религиозная философия.
Широкое распространение сегодня получили различные религиозные модели философского мышления. К ним относится современная христианская философия (философия католической церкви (неото
История русской философии и ее своеобразие.
Русская философия XIX - первой половины XX в.в. является органической частью мировой философской культуры. Она возникла в Киевской Руси в процессе ее христианизации и развивалась в контексте русско
Материалистические идеи в русской философии.
Материалистические идеи в русской философии имеют довольно давнюю историю - М.В.Ломоносов (1711-1765), А.Н.Радищев с его работой «О человеке, о его смертности и бессмертии» (1792) и др.
Н
Философия всеединства.
У истоков философии всеединства стоит В.С. Соловьев (1853-1900), который продолжал традицию славянофильства. Основные работы: "Кризис западной
Русский экзистенциализм.
Одним из видных предшественников экзистенциальной философии был Ф.М.Достоевский (1821 – 1881) – писатель, публицист, один из идейных вождей почвенничества. Свои философские, религи
Русский космизм.
Русская космическая философия стремилась синтезировать учение о человеке (антропологизм) с пониманием того, что истоки человеческого бытия коренятся во Вселенной, имеют космическую
Судьбы России в философии XX в.
Русская философия XX в. продолжила разработку темы судьбы России, ее социально-политических проблем. Мы видели это на примере многих отечественных философов. Наряду с ними большое в
Современное понимание бытия.
Согласно современной онтологии бытие – это идентичное, общее во всем многообразии сущего. Общее же в нем то, что оно есть, оно существует: галактики и планеты; растения и животные;
Структурные уровни материи.
Неживая природа
Живая природа
Неорганическая природа
Биологический уровень
Социальный уровень
Как формы существования материи.
Многообразие мира можно объяснить, предположив существование в нем движения: быть - значит быть в движении. Неподвижное бытие никак не может себя обнаружить, поскольку не вступает в
Структура сознания. Сознательное и бессознательное в психике человека.
Современные философские концепции рассматривают сознание как целостную систему. Но набор элементов, который тот или иной философ выделяет в структуре этой целостнос
Познание как предмет философского анализа.
Человек отличается от других живых существ тем, что способен осознавать и познавать бытие. Особенностям субъективного освоения человеком мира посвящен такой раздел философского знания, как
Структура процесса познания. Формы познания.
Вопрос о структуре процесса познания связан с представлением о познавательных способностях человека. Уже в античной философии наметилось разделение этих способностей на три группы:
Проблема истины в гносеологии
Проблема истины является основной для гносеологии, поскольку вопрос о том, что есть истина, достижима ли она и каковы ее критерии – это вопрос о познаваемости мира, о возможностях ч
Предмет, стороны и функции социальной философии.
Социальная философия – относительно самостоятельный раздел философского знания (название – от лат. глаг. «социо» -соединять, затевать совместный труд). Её предметом
Основные подходы к изучению общества в истории социальной философии.
С XIX в. по настоящее время в социальной философии складываются разные теории, которые дают различное объяснение общественной жизни, что связано с различиями исторических условий, м
Роль природных факторов в жизни и развитии общества.
Для начала обратимся к анализу исходных понятий – «природа» и «общество».
Понятие «природа» используется в двух смыслах. Природа в широком значении– всё су
Воздействие общества на природу.
Воздействие общества на природу усиливалось в ходе исторического развития, с ростом производительных сил, техники, науки.
В процессе производства человечество потребляет
Общество как система, структура общества.
Находясь во взаимодействии с природой, общество, вместе с тем, представляет собой особое системное образование, обладающее собственной динамикой, способностью к саморазвитию.
Динамика общества и его развитие.
С точки зрения социальной динамики общество никогда не находится в статическом состоянии, оно всегда изменяется в том или ином отношении. Вместе с тем, ему необходим определённый ур
Факторы развития общественного производства.
Рассмотрев экономическую подсистему общества в содержательном аспекте, обратимся к вопросу о причинах, источниках, факторах её развития, ибо сам фа
Политические нормы
Рассмотрим вкратце основные структурные элементы политической жизни общества.
Политическую деятельность можно определить как форму социальной активности различных социальн
Роль государства в политической жизни общества.
Наиболее важным инструментом политической системы общества является государство, так как именно оно в максимальной степени концентрирует в своих руках власть и ресурсы, что позволяе
Политическое бытие общества и политическое сознание.
Философский анализ политической жизни общества не может быть полным без обращения к такой ее компоненте, как политическое сознание. В общем выражении политическое сознание
Право и правосознание.
Большая роль правовой подсистемы общества состоит в том, что ни одна сфера приложения человеческих усилий не может нормально функционировать без соответствующей правовой базы. Она с
Правовое состояние общества.
То, о чем мы говорили в пункте 1 данной темы, характеризует право больше с внешней стороны, показывая его связь с экономическими и политическими явлениями общественной жизни. Чтобы понять его качес
Духовная жизнь общества и ее структура.
Духовная сфера жизни общества – подсистема, в которой осуществляется производство, хранение и распределение духовных ценностей общества (произведения литературы, живописи, музыки, н
Основные виды духовного освоения мира.
а). Мораль
Мораль (от лат. - относящийся к нраву, обычаям, привычкам) - это совокупность правил и норм поведения людей в обществе, выражаю
Философские концепции исторического процесса.
Философия истории (термин ввел Вольтер в 18 в.) рассматривает исторический процесс в его самом общем виде, на уровне его самой высокой абстр
Проблема человека в истории социально-философской мысли.
Проблема человека является основной для философии и выступает предметом изучения философской антропологии - философского учения о человеке. В отличие от других гума
Человек, индивид, личность.
В философии для обозначения разумного существа используется понятие «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность». Как они соотносятся?
Понятие человек
Понятие и природа ценностей.
Ранее уже отмечалось, что человека характеризует не только познавательное, но и ценностное отношение к явлениям действительности. Иначе говоря, его интересует не просто истина, кото
Личность в ценностном измерении.
Каждый человек с его ценностными представлениями «вписан» в определенное общество с его социокультурными и историческими особенностями, т.е. находится под воздействием надындивидуал
Новости и инфо для студентов