Понятие и природа ценностей. - раздел Философия, КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ по дисциплине Философия
Ранее Уже Отмечалось, Что Человека Характеризует Не Только По...
Ранее уже отмечалось, что человека характеризует не только познавательное, но и ценностное отношение к явлениям действительности. Иначе говоря, его интересует не просто истина, которая бы представляла объект таким, каким он является сам по себе, а знание объекта для человека. В этой связи человек оценивает факты своей жизни, относится к ним избирательно, с точки зрения добра, справедливости и т.д. Эти представления, влияя на сознание, мотивацию поступков, определяют направленность человеческой деятельности.
Все сказанное равно характеризует как индивидуальное, так и общественное сознание и деятельность. Можно говорить о ценностях личности, семьи, различных социально-демографических групп (молодежь, старшее поколение), нации, культуры, человечества в целом и т.д. В самом общем плане ценность– это понятие, указывающее на культурное, общественное или личностное значение (значимость) явлений и фактов действительности. Раздел социальной философии, в котором исследуется природа, происхождение, развитие и роль ценностей в отношении человека к миру, называется аксиологией (учением о ценностях). Начало аксиологической проблематики было положено еще Сократом, для которого важнейшим был вопрос: «Что есть благо?»
Формирование аксиологических знаний прошло долгий путь, равный развитию всей философии. Различные исторические эпохи и разные философские системы накладывали свой отпечаток на понимание ценностей.
В античности, а затем и в средневековой философии ценностная проблематика разрабатывалась в рамках онтологии. Считалось, что ценности обладают абсолютным бытием в божественном начале: безличном природном (космоцентризм) или личном трансцендентном (теоцентризм). Античная философия высшей ценностью считала благо, трактуя его по-разному (мудрость у Сократа, справедливость у Платона, спокойствие души для Эпикура). Для философа-богослова Ф. Аквинского благо – это добро; у него Бог и есть добро.
Только с упрочением принципа антропоцентризма в рамках просветительского мировоззрения происходит (впервые у И. Канта) разграничение ценностей и бытия. Именно Кант стал употреблять понятие ценности в специальном, узком смысле. Разграничивая сущее и должное, реальность и идеал, он показал, что ценность не существует, но обладает значимостью, будучи высшим принципом человеческого поведения. Благодаря усилиям немецких последователей Лейбница (Р. Г. Лотце) и Канта (неокантианцы) во второй половине XIX в. разворачивается философское исследование ценностей и аксиология превращается в особую философскую дисциплину, предмет которой – ценность – полифункциональна, что порождает многообразие ее толкований. Они могут рассматриваться как принадлежащие личности, как производные от соответствующих потребностей, как божественные предначертания и т.д. Рассмотрим основные типы ценностей более предметно:
• натуральный психологизм(Р. Б. Пери, Дж. Дьюи, К. И. Льюис) утверждает, что природа ценностей – это биопсихологически интерпретированные потребности личности, а сами ценности есть эмпирически наблюдаемые, объективные факторы реальности, т.е.: любой предмет, удовлетворяющий какую-либо потребность людей, является ценностью;
• аксиологический трансцендентализм(В. Виндельбанд, Г. Риккерт) считает, что ценность является идеальным бытием, бытием нормы, соотносящимся не с чувственным (эмпирическим), а с «чистым», трансцендентальным («нормативным») сознанием;
• персоналистический онтологизм(М. Шелер) полагает: основа личности определяется иерархией ценностей, свойственной человеку; эта ценностная система личности, как и реальность ценностного мира, обуславливается ценностью божественной личности;
• социологическая концепция ценностей(М. Вебер, Т. Парсонс и др.) трактует ценность как норму, которая имеет определенную значимость для социального субъекта и которая выступает как средство выявления социальных связей и функционирования социальных систем.
В современных источниках также существуют различные подходы к пониманию сути и природе ценностей. В частности, ценность рассматривается как предмет, имеющий какую-либо пользу и способный удовлетворить ту или иную потребность человека; как идеал; как норма, как значимость чего-либо вообще для человека или социальной группы и т.д. Каждый из этих подходов отражает определенную, реальную сторону ценностей и их можно рассматривать как взаимодополняющие общую концепцию ценностей.
Ценности позволяют выстраивать системы ценностных отношений в социуме, определяют процессы оценивания.
Многообразие потребностей и интересов личности и общества выражаются в сложной системе ценностей, которые классифицируются по разным основаниям. Например, по содержаниюразличаются ценности, соответствующие представлениям о подсистемах общества: материальные (экономические), политические, социальныеи духовные. Каждая из подсистем распадается на элементы, предполагающие собственную классификацию. Так, материальные ценности включают производственно-потребительские (утилитарные) ценности, связанные с отношениями собственности, быта и т.п. Духовные ценности включают нравственные, познавательные, эстетические, религиозные и т.п. идеи, представления, знания.
По форме бытияразличаются ценности предметные и ценности «субъектные» (идеальные). К предметным ценностям относят предметы материальной и духовной деятельности людей, общественные отношения и включенные в их круг природные явления, исторические события, культурное наследие, предметы религиозного культа и т.д., т.е. разнообразные естественные и социальные блага, имеющие для человека положительное значение и способные удовлетворить их многообразные потребности. Эти ценности существуют в мире конкретных вещей и явлений, функционирующих в жизнедеятельности людей.
«Субъектные ценности»представляют из себя общественные идеалы, установки, оценки, предписания и запреты, цели и проекты, эталоны, принципы доверия, выраженные в форме нормативных представлений о благе, добре и зле, прекрасном и безобразном, справедливом и несправедливом и т.д. Если предметные ценности выступают как объекты потребностей и интересов человека, то «субъективные ценности» выполняют двоякую функцию: они образуют и самостоятельную сферу ценностей, и основание, критерий оценки предметных ценностей.
Таким критерием выступает не столько способность объектов удовлетворять материальные и духовные потребности людей, сколько их соответствие определенным общественным образцам, маркам, идеалам, на основе которых происходит формирование человеческих потребностей. На ценностное восприятие и процесс формирования ценностей влияют, конечно, не только социальные, но и биологические, и психологические факторы человеческого существования. Их уникальное сочетание обуславливает личностный характер ценностей человека, которые, в то же время, являются и ценностями общества, ставшими приоритетными для данной личности. Иначе говоря, ценность является утверждением всеобщего в мире единичного бытия, обязательным условием существования человечества.
В следующем пункте плана рассмотрим также другие основания классификации и иерархии ценностей с учетом их характера и приоритетности для социальных объектов и, прежде всего, личности.
ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ... Липецкий филиал... Кафедра Философия история и право...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:
Понятие и природа ценностей.
Что будем делать с полученным материалом:
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Философия как мировоззрение
Как уже отмечалось, философия вырабатывает мировоззренческое знание. Что такое мировоззрение?
Мировоззрение есть система знаний, чувств, оценок, убеждений,
Предназначение философии.
Предназначение философии выражается в следующих её основных функциях:
▪ мировоззренческая - важнейшая для философии функция, т.к. она, «стягивая» в себе различные, н
Философия Древней Индии.
История древнеиндийской философии условно делится на два крупных периода:
▪ Ведийский период (примерно с X поV в.в.до н.э.);
▪
Философия Древнего Китая.
Культура Древнего Китая, в лоне которой формировалась его философия, имело такие отличительные черты, как: практичность, ассоциативность, символичность, видение мироздания как гармо
Общие особенности и периодизация античной философии.
Как уже отмечалось, восточная философия выражала созерцательно-мистическое отношение человека к миру, его (человека) отрешённость от мира, уход от земных страданий, освобождение от
Гуманизм и натурфилософия Ренессанса.
Эпоха Возрождения (Ренессанса) охватывает период с XIV по начало XVII в. Эта эпоха отразила ситуацию зарождения капиталистических общественных отношений, бурное развитие науки, пере
Теория познания в философии Нового времени.
1. Философия Нового времени – западно-европейская философия XVII в. Это было время формирования капиталистических общественных отношений, первых буржуазно-политических революций в Н
Спор эмпиризма и рационализма в XVII в.
Родоначальником эмпиризма является английский философ и политический деятель Ф.Бэкон (1561 – 1626), один из основоположников опытного естествознания. Он утверждал,
Философия французского Просвещения.
1. XVIII век вошёл в историю как эпоха Просвещения. В общественном сознании утверждается идея социального прогресса на основе неуклонного совершенствования человеческого разума. Нау
Философия английского Просвещения.
Некоторые свои идеи французские мыслители восприняли у представителей более раннего английского Просвещения, и прежде всего, у Дж.Локка (1632-1704). Важнейшие работы: «Опыт о челове
Концепция человека в философской системе Канта.
У истоков немецкой классической философии стоял И.Кант(1724-1804). Главный предмет философии для Канта – человек, духовные интересы которого выражаются следующими философскими вопр
Философия Гегеля. Основные законы диалектики.
Г.В.Ф. Гегель (1770-1831) –наиболее крупный представитель немецкой классической философии, создатель систематической теории диалектики на основе объективног
Антропологический материализм Фейербаха.
Л.А.Фейербах (1804-1872) развил учение антропологического материализма, т. е философское учение о человеке.
Отстаивая материалистические взгляды на природу
Марксизм и опыт XX века.
Если в советском обществе марксистско-ленинская философия превратилась в основу государственной идеологии, то на Западе она не получила широкого распространения.
Отношение
Философия жизни.
Философия жизни – направление, сложившееся в Германии (А.Шопенгауэр, Ф. Ницше и др.) и Франции ( А. Бергсон). На рубеже XIX - XX в.в. Ее этическую версию развил
Философия и психоанализ.
Иррационалистическую направленность "философии жизни" продолжила психоаналитическая философия, эмпирической базой которой явился психоанализ. Его основы были заложены авс
Экзистенциализм.
Экзистенциализм– "философия существования" играла и играет значительную роль в развитии философии XX в. Одну из первых версий экзистенциализма разработали русские философ
Философская герменевтика.
Герменевтика (от греч. – «разъясняю», «истолковываю») – метод интерпретации текстов, явлений культуры в целом. К герменевтике обращались уже древние философы. Но ка
Постмодернизм.
Если в герменевтике всё-таки есть поиск общих смыслов, придающих процессу социального познания общезначимость, то в таком философском направлении, как постструктурализм
Неопозитивизм и постпозитивизм как философия науки.
Позитивистская (от лат. – «положительный») философия явилась продолжением английской эмпирико-индуктивистской традиции. В центре внимания позитивистской философии – проблема взаимоо
Современная религиозная философия.
Широкое распространение сегодня получили различные религиозные модели философского мышления. К ним относится современная христианская философия (философия католической церкви (неото
История русской философии и ее своеобразие.
Русская философия XIX - первой половины XX в.в. является органической частью мировой философской культуры. Она возникла в Киевской Руси в процессе ее христианизации и развивалась в контексте русско
Материалистические идеи в русской философии.
Материалистические идеи в русской философии имеют довольно давнюю историю - М.В.Ломоносов (1711-1765), А.Н.Радищев с его работой «О человеке, о его смертности и бессмертии» (1792) и др.
Н
Философия всеединства.
У истоков философии всеединства стоит В.С. Соловьев (1853-1900), который продолжал традицию славянофильства. Основные работы: "Кризис западной
Русский экзистенциализм.
Одним из видных предшественников экзистенциальной философии был Ф.М.Достоевский (1821 – 1881) – писатель, публицист, один из идейных вождей почвенничества. Свои философские, религи
Русский космизм.
Русская космическая философия стремилась синтезировать учение о человеке (антропологизм) с пониманием того, что истоки человеческого бытия коренятся во Вселенной, имеют космическую
Судьбы России в философии XX в.
Русская философия XX в. продолжила разработку темы судьбы России, ее социально-политических проблем. Мы видели это на примере многих отечественных философов. Наряду с ними большое в
Современное понимание бытия.
Согласно современной онтологии бытие – это идентичное, общее во всем многообразии сущего. Общее же в нем то, что оно есть, оно существует: галактики и планеты; растения и животные;
Структурные уровни материи.
Неживая природа
Живая природа
Неорганическая природа
Биологический уровень
Социальный уровень
Как формы существования материи.
Многообразие мира можно объяснить, предположив существование в нем движения: быть - значит быть в движении. Неподвижное бытие никак не может себя обнаружить, поскольку не вступает в
Познание как предмет философского анализа.
Человек отличается от других живых существ тем, что способен осознавать и познавать бытие. Особенностям субъективного освоения человеком мира посвящен такой раздел философского знания, как
Структура процесса познания. Формы познания.
Вопрос о структуре процесса познания связан с представлением о познавательных способностях человека. Уже в античной философии наметилось разделение этих способностей на три группы:
Проблема истины в гносеологии
Проблема истины является основной для гносеологии, поскольку вопрос о том, что есть истина, достижима ли она и каковы ее критерии – это вопрос о познаваемости мира, о возможностях ч
Предмет, стороны и функции социальной философии.
Социальная философия – относительно самостоятельный раздел философского знания (название – от лат. глаг. «социо» -соединять, затевать совместный труд). Её предметом
Роль природных факторов в жизни и развитии общества.
Для начала обратимся к анализу исходных понятий – «природа» и «общество».
Понятие «природа» используется в двух смыслах. Природа в широком значении– всё су
Воздействие общества на природу.
Воздействие общества на природу усиливалось в ходе исторического развития, с ростом производительных сил, техники, науки.
В процессе производства человечество потребляет
Общество как система, структура общества.
Находясь во взаимодействии с природой, общество, вместе с тем, представляет собой особое системное образование, обладающее собственной динамикой, способностью к саморазвитию.
Динамика общества и его развитие.
С точки зрения социальной динамики общество никогда не находится в статическом состоянии, оно всегда изменяется в том или ином отношении. Вместе с тем, ему необходим определённый ур
Факторы развития общественного производства.
Рассмотрев экономическую подсистему общества в содержательном аспекте, обратимся к вопросу о причинах, источниках, факторах её развития, ибо сам фа
Политические нормы
Рассмотрим вкратце основные структурные элементы политической жизни общества.
Политическую деятельность можно определить как форму социальной активности различных социальн
Роль государства в политической жизни общества.
Наиболее важным инструментом политической системы общества является государство, так как именно оно в максимальной степени концентрирует в своих руках власть и ресурсы, что позволяе
Политическое бытие общества и политическое сознание.
Философский анализ политической жизни общества не может быть полным без обращения к такой ее компоненте, как политическое сознание. В общем выражении политическое сознание
Право и правосознание.
Большая роль правовой подсистемы общества состоит в том, что ни одна сфера приложения человеческих усилий не может нормально функционировать без соответствующей правовой базы. Она с
Правовое состояние общества.
То, о чем мы говорили в пункте 1 данной темы, характеризует право больше с внешней стороны, показывая его связь с экономическими и политическими явлениями общественной жизни. Чтобы понять его качес
Духовная жизнь общества и ее структура.
Духовная сфера жизни общества – подсистема, в которой осуществляется производство, хранение и распределение духовных ценностей общества (произведения литературы, живописи, музыки, н
Основные виды духовного освоения мира.
а). Мораль
Мораль (от лат. - относящийся к нраву, обычаям, привычкам) - это совокупность правил и норм поведения людей в обществе, выражаю
Философские концепции исторического процесса.
Философия истории (термин ввел Вольтер в 18 в.) рассматривает исторический процесс в его самом общем виде, на уровне его самой высокой абстр
Направленность и смысл истории.
В понимании вопроса о направленности исторического процесса также обнаруживают разные подходы:
1) теории регресса, которые трактуют историческую динамику п
Человек, индивид, личность.
В философии для обозначения разумного существа используется понятие «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность». Как они соотносятся?
Понятие человек
Личность в ценностном измерении.
Каждый человек с его ценностными представлениями «вписан» в определенное общество с его социокультурными и историческими особенностями, т.е. находится под воздействием надындивидуал
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Новости и инфо для студентов