рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Русская Церковь в годы Великой Отечественной войны.

Русская Церковь в годы Великой Отечественной войны. - раздел Философия, Историография истории Русской Церкви   С Нападением Германии На Ссср Положение Церкви Изменилось: Ме...

 

С нападением Германии на СССР положение Церкви изменилось: местоблюститель-митрополит Сергий занял патриотическо-оборонческую позицию; оккупанты шли с внешне эффектным лозунгом спасения европейской христианской цивилизации от большевистского варварства. Сталин на десятый день после нашествия обратился по радио к народу со словами: «Дорогие соотечественники! Братья и сестры!». Для верующих воскресение 22 июня был значимым, на него выпадал День всех святых в земле Российской просиявших, в том числе новомучеников - жертв террора. Верующий человек мог толковать нападение как возмездие за избиение праведников и либо сплотиться для отпора нашествию в надежде, что после войны все изменится, либо признать войну как возможность свергнуть большевизм. Церковь, как и на протяжении всей русской истории, была с народом и не могла разрешить это противоречие: ярким символом дилеммы - история Сергия - местоблюстителя и Сергия - прибалтийского экзарха ( первый встал на сторону борьбы с врагом внешним; но его ближайший друг митрополит Сергий-младший (Воскресенский) остался в Риге, заняв позицию союза с врагом внешним против коммунизма).

Митрополит Сергий-старший, отслужив праздничную литургию, только собрался служить акафист Всем святым в России просиявшим, как ему сообщили о начале войны. Он произнес патриотическую речь-проповедь, призывает священство не предаваться размышлениям о возможных выгодах по другую сторону фронта. Эту и последующие свои проповеди местоблюститель размножает и рассылает по сохранившимся приходам для зачтения с амвона, хотя Церкви запрещено вмешиваться в политические и государственные вопросы. Через четыре дня после начала войны, отслужив молебен за победу, Сергий произносит еще более многозначительную проповедь. В октябре, когда немцы стояли под Москвой, Сергий выступил с осуждением священнослужителей, которые сотрудничали с немцами. Вероятно, Сергий-старший пытался отмежеваться от перехода на немецкую сторону Сергия-младшего. Сталин в день опубликования этого послания отправил местоблюстителя в Ульяновск и не позволял ему вернуться в Москву до 1943 г. Сергий-старший продолжал выпускать патриотические послания из Ульяновска. В послании от 11 ноября 1941 г двойной расчет: лишить Гитлера претензии на роль защитника христианской цивилизации; подсказать Сталину линии пропаганды, которые заставили бы его изменить религиозную политику. Но Сталин не спешил. Тема защиты христианской цивилизации никогда сталинской пропагандой не была принята До встречи Сталина с тремя митрополитами 4 сентября 1943 г уступки по отношению кЦеркви носили символический характер. Виднейшими церковными сподвижниками Сергия-старшего по военно-патриотической деятельности были митрополит Ленинградский Алексий и экзарх Украины митрополит Николай (Ярушевич), который отступал вместе с советской армией и которому Сталин разрешил остаться в Москве. Там он стал сотрудничать с правительственными органами, работавшими на заграницу, стал членом государственной Чрезвычайной комиссии по расследованию немецких преступлений на оккупированных территориях и подписал заявление, обвинявшее немцев в катынском расстреле польских офицеров. Митрополит Алексий выпускал пат­риотические воззвания и призывы жертвовать на войну. На пожертвования верующих Церковь дала армии танковую бригаду и эскадру истребителей; а митрополит Сергий воспользовался сбором средств для фактической легитимизации Церкви. В 1942 г. он в телеграмме Сталину сообщал о сборе Церковью средств на войну и просил разрешения Церкви для этой цели открыть свой счет в банке. Сталин ответил телеграммой благодарности с разрешением открыть счет в банке на имя Церкви. Церковь впервые с 1918 г. признана юридическим лицом, хотя законодательно это зафиксировано не было. Другой уступкой - разрешение на пасху 1942 г. проводить крестные ходы с горящими свечами в затемненной Москве и снятие комендантского часа на эту ночь. В 1942 г. открыли ранее закрытые храмы.

ЦЕРКОВЬ НА ОККУПИРОВАННЫХ ТЕРРИТОРИЯХ В НАЧАЛЕ ВОИНЫ И ГИТЛЕРОВСКАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ ПРАВОСЛАВИЯ. В 1921 г. Высший монархический совет, создатель Карловацкой церковной организации, вел переговоры с Гитлером о совместном назначении кадров духовенства в случае его прихода к власти в России. Деятели ВМС как граф-атаман Граббс, его сын Георгий (будущий епископ Григорий), Махароблидзе, Рклицкий (позднее епископ Никон Вашингтонский), Тальберг. командовали канцелярией и политикой Карловацкого Синода. Благодаря их интригам православные приходы в Германии отняты у митрополита Евлогия и переданы карловчанам. В 1938 г, Гитлер издал указ о передаче всей православной недвижимости германскому Министерству религиозных культов, а последнее довершило передачу церквей Карловацкому синоду. В 1938 г. нацисты построили за государственный счет карловчанам собор в Берлине; но потребовали, чтобы во главе германской епархии был немец-Серафим Ляде- рукоположенный обновленцами (на Украине), которого карловчане признали в сущем сане и без покаяния назначили сперва епископом Венским, а затем Берлинским с возведением его в митрополичье достоинство во время войны. Нацисты дали ему титул «вождя всех православных в Третьей империи и во всех контролируемых ею территориях». Но Серафим был приличным и скромным человеком, не воспользовался правами вождя, не вмешиваясь ни в какие дела епархий и юрисдикции за пределами Германии и Австрии. 12 июня 1938 г. митрополит Анастасий, глава Карловадкого Синода, направил Гитлеру благодарственную телеграмму за постройку собора. Альфред Розенберг, воз­главлявший Восточное министерство и предполагаемый генерал. губернатор «Восточной Земли» в распоряжениях по церковным вопросам предупреждал против создания общетерриториальных национальных церковных структур. Он ненавидел католичество, видя в нем силу, способную противостоять политическому тоталитаризму Православие же он считал этнографическим ритуализмом, проповедующим кротость и смирение, выгодные для оккупационных властей. Власть у Розенберга была на бумаге «столица» Петербург-Ленинград, оставалась вне досягаемости; с Гитлером были серьезные стратегические разногласия. В программе Розенберга - превращение всех национальностей СССР в формально независимые государства под контролем Германии с тем, чтобы совместными усилиями уничтожить Россию, загнать ее куда-то за Урал. Эта политика неприемлема для русских зарубежных монархистов, они отказались от поддержки и пропаганды гитлеризма в 1942 г. Гитлер против создания государств на востоке, все славяне должны стать рабами. В Германии все решала партия, а не правительство, то в восточных областях власть принадлежала партийцам, а не Министерству восточных областей. В прифронтовых областях решали все военные. Царила разноголосица: комиссар Прибалтики относился терпимо к единой православной Церкви, подчиненной Московской патриархии но настаивал на церковном сепаратизме в Белоруссии. А Кох, увидев, что Украинская Автокефальная Церковь (УАПЦ) не пользуется поддержкой у народа и превратилась в средоточие украинского политического национализма, начал оказывать предпочтение автономной Церкви под омофором Московской патриархии. На оккупированных территориях образовалось четыре независимых церковных области и пять церковных структур: Прибалтика; Белоруссия со Смоленской и Брянской областями; Украина с церковным распространением на великорусские области, граничащие с ней; Одесская область и Причерноморье, включая Крым.

Митрополит Сергий-младший умышленно не эвакуировался с отступавшими войсками, сдался немцам и убедил их, что Церковь, возглавляемая местоблюстителем Сергием, является пленником сталинской власти. Под давлением националистических правительств, местные православные Церкви Эстонии и Латвии односторонне ушли под омофор Вселенского Патриарха Под Москвой осталась Церковь в Литве, поскольку там фактически не было православных среди коренной национальности. В 1940 ПЦ Латвии и Эстонии возвращены под Московскую патриархию. Для этого в Ригу отправлен Сергий (Воскресенский), ставший официальнымэкзархом Прибалтикипосле кончины экзархамитрополита Литовского Елевферия в январе 1941 г.

Латвийский и эстонский митрополиты попытались восстановить свое подчинение Константинополю. Но Сергию удалось убедить немцев не допускать этого и оставить Прибалтику под Московским омофором: экзарх Вселенскою Патриарха, проживая в Лондоне, сотрудничает с британским правительством; сохранение Московского экзархата на немецкой территории будет свидетельствовать о терпимости и свободолюбии немцев. Немцы признали Сергия главой православных Церквей Балтийских республик, разрешили поминать местоблюстителя Сергия за богослужениями и дали возможность развивать миссионерскую деятельность на соседних российских территориях. Митрополитам Александру в Эстонии и Августу в Латвии, которые не желали подчиняться Сергию, разрешили именоваться митрополитом Ревельским и Рижским, которым эстонские и латышские приходы могли подчиняться по желанию. Остальные балтийские епископы и большинство приходов подчинялись Сергию. В августе 1941 г. Сергий снарядилмиссию в Псков из пятнадцати лучших православных священников Латвии и Эстонии: во всей области два действующих храма - в Пскове и Гдове, население их встретило как апостолов-просветителей. С разрешения немецких властей, а в некоторых случаях и при неофициальной материальной помощи германской армии восстанавливались храмы, которые переполнялись при каждом богослужении. Миссия издавала бюллетень, вела курсы катехизации, восстановила преподавание основ вероучения в школах. К 1944 г. число действующих храмов в Псковской, оккупированных частях Новгородской и Ленинградской областей до 200. а священников - до 175 человек. Эти территории - часть Ленинградской епархии, за литургией возносилось имя Алексия, митрополита Ленинградского, пока с советских самолетов не разбросаны антинемепкие листовки, подписанные митрополитом. Тогда немцы запретили публичное упоминание его имени: но имя московского Сергия поминалось в течение всей оккупации, несмотря на то, что в послании от 14 октября 1941 г. местоблюститель Сергий угрожал всем священнослужителям сотрудничающим с немцами, церковным судом, добавляя, что слухам о сотрудничестве он не хочет верить. Положение Сергия-младшего осложнилось после избрания московского Сергия в патриархи. В Вене для осуждения Московского патриаршего избрания собрался Карловацкий Синод и митрополиты Серафим Берлинский, Сергий Пражский (Вселенского патриархата) и епископ Белостоцкий (область присоединена к Восточной Пруссии(. Туда вызван Сергий-младший. Венское действо с 8 по 13 октября 1943 г. под названием Архиерейское совещание иерархов Православной Русской Церкви осудило московского патриарха за сотрудничество с большевиками, заявив, что Собор, его избравший, недействителен, на нем присутствовало 19 архиереев, а на оккупированных – 30, а согласно Собору 1917-1918 гг. избрание патриарха совершается полным выборным представительством духовенства и мирян и в присутствии всего епископата. В резолюции сказало, что без участия епископов, находящихся в лагерях и в катакомбах Собор - политический акт, не имеющим церковного значения. Совещание поставило перед собой добиться следующих целей:

1 Свободного развития православия в оккупированных областях и объединения всех под Карловацким Синодом.

2. Активизации духовенства в борьбе против коммунизма.

3. Предоставления вывезенным в Германию русским рабочим удовлетворения духовных нужд.

4. Введения института военных священников в русских воинских частях при германской армии.

7. Издания духовной литературы для народа, подвергшегося действию большевистскоговлияния».

9.Апологетических радиопередач.

13. ПредоставленияЦеркви права открывать духовные школы семинарии, пастырские

Из этих требований удалось осуществить прикомандирование духовников к РОА и предоставления русским рабочим права посещать эмигрантские православные храмы. Немецкое командование потребовало от Ссргия-младшего поддержать Венское совещание и осудить избрание Сергия патриархом. Сергий отказался подчиниться, продолжал доказывать, что Венское совещание - стратегическая ошибка немцев. Сергий (Воскресенский) убеждает их признать официально избрание патриарха и использовать этот факт в антибольшевистской пропаганде как свидетельство банкротства коммунизма. 28 апреля 1944 г. экзарх Сергий и его друг-шофер были убиты автоматной очередью из обогнавшей их машины на дороге из Вильнюса в Ригу. По одной версии это партизаны, по другой – немецкая разведка. Все не эвакуировавшиеся на Запад священнослужители Псковской миссии отсидели по 10 лет в советских концлагерях.

В БЕЛОРУССИИ - действия немцев по созданию белорусской автокефальной Церкви: местный представитель Московской патриархии, митрополит Николай ушел с советскими войсками; много католиков. Католического влияния немцы не хотели допустить. Создание автокефальной Церкви облегчалась тем, что Гродненская и Пинская области, наиболее окатоличенные и ополяченные части Белоруссии, были присоединены соответственно к Восточной Пруссии и Украине, а к Белоруссии - русские Смоленская и Брянская области. Церковь в Белоруссии и ее епископат сопротивлялись отрыву от Москвы. Избранный главой белорусской Церкви на местном Соборе в марте 1942 г. митрополит Пантелеймон отверг автокефалию и возносил за богослужениями имя местоблюстителя Сергия. Особенно он обозлил националистов тем, что отказался проповедовать по-белорусски, утверждая, что языком белорусских городов является русский. По настоянию националистов Пантелеймон, оставаясь главой белорусской Церкви, заключен немцами в монастырь. Его местоблюститель под давлением немцев и националистов и с благословения Пантелеймона созвал в августе 1942 г. второй церковный Собор, некоторые известные своим русофильством священники не были допущены в Минск. Собор вынужден провозгласить автокефалию белорусской Церкви с условием, что автокефалия войдет в силу после признания ее всеми православными патриархатами. В мае 1944 г. Собор белорусских епископов аннулировал автокефалию на основании, что при провозглашении отсутствовало два старейших белорусских епископа. В западной Белоруссии, бывшей до 1939 г под Польшей, положение церкви было относительно сносным, в восточной - в плачевном. В Минске, где к приходу немцев не оставалось ни одной открытой церкви, через 4 месяца после начала оккупации действовало 7 православных храмов, а по Минской епархии из 400 дореволюционных приходов действовало к 1942 г 120 церквей В водосвятии 1944 г. участвовало до 40 процентов минчан. В Смоленске на 150 тысяч жителей оставалась одна действующая церковь, а в 1942 г., при населении в 30 тысяч - пять церквей и пастырские курсы, которые за семь месяцев дали сорок священников. Духовенства не хватало, они ходили из деревни в деревню, крестя по 150-200 человек в день. Кадры священников пополняли священнослужители из западной Белоруссии. За время оккупации было отремонтировано 57 процентов сохранившихся церквей. Много храмов взорвано диверсионными группами комсомольцев. По проведенному немцами опросу атеистов 1 % жителей Смоленска и 3% жителей Борисова.

украина. Немецкие власти стремились ослабить русское влияние, не поддерживая националистов, арестовали и отправили в концлагерь образовавшееся бандеровское правительство. Немцы не желали допустить распространения католичества, пресекая попытки униатского миссионерства. Из Польской православной Церкви западной Украины, которой Вселенская патриархия односторонне предоставила автокефалию в 1923 г.. образовалось две Украинские православные Церкви: автономная, признававшаяверховенство Московской патриархии, и автокефальная. Первой образовалась автономная Церковь под омофором Московской патриархии на Соборе в Почаевском монастыре в августе 1941 г. на основании постановления Московского Собора 1917-1918 гг. Следом - в Киеве в сентябре 1941 г, состоялся Собор остатков липковцев, в феврале 1942 г. - Собор националистического украинского епископата, возродивший автокефалию. Как и почаевцы, новые автокефалисты - бывшие канонически поставленные епископы Польской Церкви, но на своем Соборе они постановили принимать липковское духовенство без перерукоположения, чем поставили себя вне вселенского православия. Но их поддержал глава Польской православной Церкви митрополит Дионисий, который оказался отрезанным от своей основной паствы - на Волыни, в Подолии и западной Белоруссии (Варшава входила в германское генерал-губернаторство Польши, а земли, отошедшие к СССР по договору Риббентропа-Молотова, - в составе Украины и Белоруссии). Дионисий поддерживал полонизацию и украинизацию Церкви. Без восточных областей паства Дионисия малочисленна. На Украинскую Церковь, подчиняющуюся Москве, он претендовать не мог, поскольку, когда восточнопольские территории были присоединены к СССР, Дионисий отказался от прав на эти территории, и местный епископат вошел в состав Московской патриархии. Поэтому Дионисий соединил судьбу с автокефалистами. Они признали его своим главой, но немцы на Украину Дионисия не пустили, он был вынужден сделать своим заместителем на Украине архиепископа Поликарпа Сикорского. дав ему титул митрополита. Автономную Церковь возглавил архиепископ Алексий, провозглашенный митрополитом на Почаевском Собое. Большинство приходов и духовенства Украины присоединились к автономной Церкви, положение ее осложнилось враждебностью националистов, опирающихся на украинское СС и на бандеровцев, котороые в 1943 г развернули террористические акты против автономной Церкви. Алексий начал переговоры с автокефалистами, предлагая объединиться и ставя одно условие - перерукополагать липковское духовенство; но те отказались, а духовенство, епископат и миряне автономной Церкви - против автокефалии. Жертвами террора бандеровцев - митрополит Алексий и епископ Владимиро-Волынский Мануил, убито несколько десятков священников. В результате с 1943 г. - массовый переход приходов в автокефалию. В городах, где безопасно, большинство приходов - у автономистов. Немцы поддерживали автономистов там, где преобладали автокефалисты, и наоборот. Когда начались переговоры об объединении обеих юрисдикции, немцы дали знать, что Собора единой украинской Церкви они не допустят. Это удар по автокефалистам, епископы которой были в первую очередь политическими деятелями.

Восстановление религиозной жизни на оккупированной территории в Киевской епархии. к 1941 г. оставалось три открытых церкви, через два года их 798: 500 автономных, 298 (половина от дореволюционных); число священников возросло до 1034 (70 % от дореволюционного)

В сообщениях немецкой контрразведки говорится о религиозности 70-95 % населения Украины. В автономной Церкви было открыто 20 монастырей, к 1943 г. численность монашествующих достигла 2000, в основном за счет монахинь (немцы запрещали постригать мужчин трудоспособного возраста). У автокефалистов монашествующих всего 100 человек. Автономистами была вновь открыта семинария в Кременце. У обеих Церквей существовали краткосрочные пастырские курсы. Были попытки миссионерского внедрения униатов, пресекавшиеся немцами, и возрождения обновленчества (их немцы считали советскими агентами и запрещали). Из 15 автокефальных епископов 14 ушли с немцами на запад, а из 14 выживших епископов автономной Церкви шестеро остались со своей паствой, а седьмой вернулся из Германии сразу после войны. Московская патриархия всем автономистским епископам давала кафедры до и после отсидки, не распространяя на них запрет в служении, наложенный патриархом на духовенство за сотрудничество с оккупантами.

В ЗОНЕ РУМЫНСКОЙ ОККУПАЦИИмиссионерством занималась непосредственно Румынская православная Церковь. В эту зону входила Одесса и большая часть Одесской области, под именем Транснистри, присоединенной к Румынии, и причерноморское побережье до Крыма, на котором находились и румынские, и немецкие войска. Транснистрия разделена на три епархии. Из 1150 приходов дореволюционного времени к 1943 г. вновь действовало почти 500. а численность духовенства достигла 600 человек (в основном священники из Кишиневской епархии, владевшие русским языком, а также местные «подсоветские» священники, вышедшие из подполья). В Дубосарах открыта семинария, в других городах - краткосрочные пастырские курсы. В рамках политики румынского правительства попытки румыниэации миссии - богослужений, проповедей и религиозных радиопередач на румынском языке.

СОВЕТСКАЯ ТЕРРИТОРИЯ. Сдвиги в положении Церкви в СССР произошли после встречи Сталина в Кремле с тремя митрополитами - местоблюстителем Сергием, ленинградским Алексием, бывшим экзархом Украины Николаем 4 сентября 1943 г. (ТОЗР: Первая встреча Сталина с Сергием - в июле 1941 г. и в 1943 накануне знаменитой встречи состоялся предварительный разговор митрополита Сергия со Сталиным на его даче). Встреча 4 сентября была решающей в судьбах Церкви. Одной из причин - необходимость ответить на массовое открытие церквей на немецкой территории, особенно когда эти территории возвращались под советскую власть. Требовалось показать, что религиозная политика не та, что была до войны. Главной причиной - предстоящий первый официальный визит в СССР делегации англиканской Церкви во главе с архиепископом Йоркским, вторым лицом после архиепископа Кентербсрийского. Англикане давно ходатайствовали перед советскими властями о такой встрече. Сталин хотел, чтобы их глазам представился патриарх во всем благолепии, торжественные службы в патриаршем соборе, чтоб создать впечатление о существовании в СССР благополучной Церкви и о религиозной свободе. Накануне Тегеранской конференции пренебрегать визитом англиканской Церкви было нельзя. Когда митрополит Сергий сказал, что больше всего Церковь нуждается в созыве сбора и избрании патриарха и что для подготовки Собора требуется не меньше месяца, Сталин ответил, что это долго и он предоставит авиатранспорт и все необходимые средства, но чтобы Собор был созван немедленно. И Собор был созван через четыре дня - 8 сентября. На встрече 4 сентября Сергий заручился согласием на открытие семинарий, возвращение Троице-Сергиевой лавры, возрождение- «Журнала Московской Патриархии». Митрополитам представлен чекист Карпов как будущий председатель Совета по делам РПЦ - посредник между патриархией и правительством. Митрополит Алексий поднял вопрос об освобождении из лагерей и ссылок некоторых архиереев и просил Сталина предоставить свободное передвижение по стране клирикам, отбывшим срок в лагерях и ссылках, и возможность назначать их на приходы. По первому вопросу Сталин сказал: «Представьте нам список, мы его рассмотрим». Второй вопрос он поручил изучить Карпову. Карпов решал вопрос о составлении проекта Положения по управлению РПЦ. поручив его своему сотруднику. На встрече заключен своего рода конкордат между патриархией и Сталиным, по которому Сталин обещал благосклонную политику и невмешательство во внутреннюю литургическую жизнь Церкви, а церковное руководство брало на себя поддержку советской политики. Функция «квазиминистра» иностранных дел Церкви была возложена на митрополита Николая (Ярушевича), ставшего правой рукой патриарха. Сталин предлагал субсидирование патриархии, от которой митрополит Сергий категорически отказался. Но дал согласие на предложение Сталина обеспечивать патриархию продуктами питания по государственным ценам. В заключение Сталин предоставил здание германского посольства в Чистом переулке для официальной патриаршей резиденции, где она находится до сего дня.

СОБОР 1943. Собор открылся 8 сентября 1943 г. в Москве. Участвовало 19 архиереев всех рангов: два митрополита, Сергий и Алексий, еще дореволюционной хиротонии; два, Сергий и архиепископ Василий, побывали в обновленчестве, шесть были недавними узниками. В лагерях находились еще десятки архиереев. Четырех дней не хватило, чтобы собрать на Собор всех. готовых признать политику митрополита Сергия. Некоторые были освобождены впоследствии и заняли кафедры. Другие остались в лагерях и ссылках, отказавшись дать подписку о верности Сергию и готовности поддерживать его политику. Большинство «катакомбников» последовало рекомендации епископа Афанасия, не признавшего патриарха Сергия, но признавшего каноническим избрание патриарха Алексия в 1945 г. и призвавшего после избрания Алексия воссоединиться с официальной Церковью. Собор открылся докладом митрополита Сергия о патриотической деятельности Церкви за первые два года войны. Затем митрополит Алексий призвал избрать Сергия патриархом. Кандидатура Сергия поддержана единогласно.

Поблагодарив Собор за доверие и объявив о создании постоянно действующего при патриархе Синода из трех постоянных членов (не считая патриарха) и трех архиереев, поочередно избираемых Синодом же, Сергий зачитал постановление об отлучении и лишении сана за сотрудничество с нацистами. Обращение Собора к правительству благодарило Сталина за сочувственное отношение к церкви. За короткий срок патриаршества Сергий восстанавливал епархии, доведя численность епископов до 41. Восстановление богословского образования Сергий завершить не успел: первая пастырская школа, превратившаяся в Московскую духовную семинарию, и Богословский институт, ставший Духовной академией в Сергиевом Посаде, открылись в Москве в Новодевичьем монастыре через месяц после его кончины. Но программу богословского образования успел составить еще Сергий. Успел он урегулировать отношения с Грузинской Церковью, признав ее автокефалию 10 ноября 1943 г.

Что касается открытия церквей, восстановления в них богослужений. то в Союзе в 1947 г. действовало 14092 православных храма, включая 2491 храм, перешедший от униатов. из которых только 1270 были открыты на советских территориях, не по­павших под оккупацию, а 7547 - на оккупированных территориях. Медлительность была обусловлена процедурой, установленной совнаркомовской инструкцией: верующие должны были подавать ходатайство в местный Совет, который имел право отказать в открытии. Если Совет не выносил отрицательного рещения, то ходатайство переправлялось в Совет по делам РПЦ, который выносил предварительное решение и представлял их в СНК республики, и если он разрешал, то Совет по ДРПЦ сообщал о принятом решении в местный Совет.

Сталин обещания сдержал. Массовых гонений на Церковь до его смерти не было.

 

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Историография истории Русской Церкви

Первое массовое крещение на Руси относится к г когда православные миссионеры направленные патриархом Фотием обратили часть киевлян в... Ольга приняла христианство в г в ходе своего визита в Константинополь... Как государственная религия христианство восточного обряда принято в г Владимиром Ясно Солнышко...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Русская Церковь в годы Великой Отечественной войны.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Историография истории Русской Церкви.
  Историография РПЦ оформилась с 5-томной работы архиепископа Филарета «История Русской Церкви» 1847-1848 гг. – обширный труд на обильном фактическом материале. Вперв

Русь и Византия в аспекте церковных взаимоотношений.
  Литература домонгольской Руси светская она относи­тельно, так как каждое произведение пропитано сильным чувством веры, мистики жизни и истории, нравственной поучи­тельностью. Самым

Quot;Священство" и "царство" на западе и востоке средневе­ковой Европы. Особенности византино-русской теокра­тии.
  В первые века христианства, когда пришествие Христа ожидалось со дня на день легализация Христианства (311 г.) воспринимается в апокалиптическом контексте как царство богоизбранного

Славянская миссия Кирилла и Мефодия.
  Есть предположения о существовании у славян перевода библейских и богослужебных книг еще прежде святых Кирилла и Мефодия: славяне издревле были знакомы с христианством, что многие и

Христианство на Руси до князя Владимира Святославича.
  Периодизация истории Русской Церкви:   1. Домонгольский, Киевский период крещения Руси и становле­ния ее Церкви- Для этого п

Пятый период - Вос­становление патриаршества
Отбросим не заслуживающую научного внимания легенду о приходе на Русь апостола Андрея Первозванного, предсказавшего великое христианское государство будущего на ее территории. Легенда эта была впис

Крещение Руси при Владимире Святославиче.
  Не удалось точно установить, какой князь был пионером крещения и Новгородско-Киевской Руси. Есть ТОЗР о двух крещениях Киева или киевской элиты: при Аскольде и Дире

Устройство Православной Церкви в Древней Руси и её отношения со светской властью.
  Еще во дни князя вера христианство стало господствующим в России: началось с Киева с семейства князя (12 сынов его крещены в одном источнике, который известен в Киеве под именем

Монастыри и монашество в Древней Руси. Феодосий Печерский.
  Летописец только в 1037 г. в первый раз упоминает ο появлении монастырей (ο построении кн. Ярославом монастыря св. Георгия), и что только при нем получили свое начало русс

Христианская культура Древней Руси.
  Общепризнано, что богатство и красочность языка киевской летописи не имеют равных среди современных себе местноязычных литературных произведений Западной Европы. Словарь ранней лето

Русская Церковь и монголо-татарское завоевание.
  Внешняя участь русской церкви попадает в руки иноверных властителей. Русская церковь, пострадав во время самого завоевания и подвергаясь подобным страданиям во время набегов, в мирн

Устройство Православной Церкви в конце XIII - XV в. и виднейшие иерархи этого времени.
  Киев превратился в пригород, управляемый боярином-наместником. Татарское разорение принизило его окончательно и выдвинуло пред митрополитами вопрос об их резиденции

Церковное самоуправление Москвы по изгнании Исидора.
После низвержения Исидора вставал вопрос ο способе замещения своей митрополичьей кафедры. Оба представителя высшего церковного авторитета - император Иоанн Палеолог и патриарх Митрофан были ун

Церковь и государство в XIV - XV вв.
Mаксим (1287 - 1305 гг.),грек. Прибыв в Киев в 1285 г., совершил путешествие в Золотую Орду. Отрываясь от киевской резиденции, и этот митрополит является странствующим по митрополи

Церковное самоуправление Москвы по изгнании Исидора.
После низвержения Исидора вставал вопрос ο способе замещения своей митрополичьей кафедры. Оба представителя высшего церковного авторитета - император Иоанн Палеолог и патриарх Митрофан были ун

Христианская культура Великороссии второй половины XIII-XV в.
  В 1260 гг. грекам удается свергнуть латинскую империю в Константинополе, восстановить империю православную. Последние полтораста лет Византии были предсмертной вспышкой духовного тв

Исихазм в Греции, юго-славянских странах и на Руси.
  В 1260 гг. грекам удается свергнуть латинскую империю в Константинополе, восстановить империю православную. Последние полтораста лет Византии были предсмертной вспышкой духовного тв

Монастыри и монашество в Великороссии XIV - XVI вв. Сергий Радонежский.
Сергий Радонежский (в Мире Варфоломей, 1314-1392) — св., преподобный, величайший подвижник земли русской, преобразователь монашества в Сев. Руси. Происходил из знатного рода; родит

Фиваида» на Русском севере.
  В 1500-02 годах Дионисий со своей дружиной работает в Ферапонтовом монастыре. Этот монастырь и соседний Кирилло-Белозерский – бесценное наследие, завещанное нам. Щедро явленный духо

Миссионерская деятельность Русской Церкви в XIV - XV вв. Стефан Пермский.
  Стефан Пермский (1340-1396) занимает особое место среди русских святых, означая новые, быть может не вполне раскрытые возможности в русском православии. Он был миссионером, отдавшим

Нил Сорский и Иосиф Волоцкий. Нестяжатели и иосиф­ляне.
  ТОЗР: Монастырский или Скитский устав Нила Сорского и трактат Иосифа Волоцкого против жидовствующих «Про­светитель» первыми русскими богословскими трудами. Парадок­сально, что первы

Религиозное искусство Великороссии XIV- начала XVI в.: зодчество и живопись.
  Монгольское иго над Россиею сопровождалось погромами и разорением в том числе и церквей и монастырей. Но в мирное время монголы не препятствовали русским исправлять, сооружать вновь

Виднейшие иерархи Русской Церкви XVI в
Даниил (1492-1547), митрополит Моск. и Всея Руси(1521-1539). Происходил из Рязанской области. Образование получил в Волоколамском монастыре. В 1515 г. Иосиф Волоцкий, чувствуя приб

Митрополит Макарий и Стоглавый Собор.
  На место Иоасафа возведен выдающийся церковный государственник Макарий. Хотя он принадлежал к партии стяжателей, он убеждений, порядочный, благородный, блестящий ад

Русская Церковь и государство в XVI в.
  В XVI веке линия Волоцкого одержала верх, оста­ваясь идеологией правящих кругов дореволюционной Православной Церкви и значительной части епископата

Христианская культура России конца XV - XVI в.
  В 1260 гг. грекам удается свергнуть латинскую империю в Константинополе, восстановить империю православную. Последние полтораста лет Византии были предсмертной вспышкой духовного тв

Русская Церковь в Смутное время.
Последний митрополит в царствование Ивана, Дионисий, был более твердым, да и его эра приходится на послеопричный период и снижение тер­рора. Он возвел на цар­ство Федора Ивановича,

Устройство Русской Церкви в XVII в. и её отношения со светской властью
  Никон - человек действия, нетерпеливый, властный, вспыльчивый - берет­ся и за исправление книг, но он не хочет ждать, пока ученые попы разберутся в рукописях. Он привлекает ученых м

Русская Церковь и культура в XVII в.
  В 1653 г. Никон расправляется со своими бывшими друзьями по движению боголюбцев: Нероновым, Аввакумом и другими. На Со­боре 1654 г. Никон огульно осуждал все русские обычаи, требова

Кризис Русской Церкви и идеала "Святой Руси" в XVII в.
  После Смуты светская власть приобретает все большее значение. При патриархе Иоасафе I (1634-1640 гг.) положение патриарха изменилось. Исчез титул "Великий Государь." Патри

Реформа Никона и церковный раскол.
Никон - человек действия, нетерпеливый, властный, вспыльчивый - берется и за исправление книг, но он не хочет ждать, пока ученые попы разберутся в рукописях. Он привлекает

Распространение Православной веры в XVI - XVII вв.
  При в.к. Василии и Иоанне Грозном у Нордкапа проповедовал постриженник Соловецкого монастыря преподобный Феодорит. Для пустынных подвигов он

Борьба с ересями в средневековой Руси.
  Есть мнение, что первая ересь, богумильство, пришла на Русь с крещением, занесенная к нам из Болгарии, где она довольно широко распространилась сре

Русская Церковь и Пётр Великий. Синодальная реформа
  Дуализм патриаршей системы был чужд тоталитарному мышлению Петра. Церковь не исключалась из этой программы. Петр даже усиливал ее, настаивая на формальном образовании кадров духовен

Православная Церковь в Дворянской империи XVIII в.
Положительным наследием Петра - густая сеть церковных учебных заведе­ний - семинарий к 1750 г. было 26. Петра был озабочен насаждением секулярного образования, осо

Виднейшие иерархи Русской Церкви XVIII в.
Амвросий, архиепископ Московский(Андрей Степанович Зертис-Каменский, 1708-1771) —архиепископ Московский, один из ученейших и образованнейших людей своего времени.

Русская Церковь и культура в XVIII в.
  Критики церковной реформы Петра I (см. том 2), за немногими исключениями, были склонны объяснять все недостатки в жизни Русской Церкви, в том числе и проявлявшуюся во многих важных

Русская Церковь при Павле I и Александре I.
  Царствование императора Павла Петровича (1796-1801) было переходным. Опасаясь потери престо­ла, на который не имела законных прав, Екатерина держала сына фактически под арестом в Га

Русская Церковь при Николае I.
Шишков, сменивший Голи­цына на посту министра народного просвещения, не будучи обер-прокурором, активно вмешивался в дела Церкви и работу Синода. По его приказу пр

Паисий Величковский и начало церковно-монастырского возрождения в России.
  В глухой провинции начинается возрождение монашества, особенно в почти забытой форме старчества. Идет этот про­цесс от старца Паисия Величк

Монастыри и монашество второй половины XVIII -XIX в Серафим Саровский.
  В глухой провинции начинается возрождение монашества, особенно в почти забытой форме старчества. Идет этот про­цесс от старца Паисия Величк

Оптинские старцы.
Паисий Величковский(1722—1794) — архимандрит Нямецкого монастыря в Молдавии. Сын полтавского протоиерея, П. 17-ти лет вступил в монастырь Любицкий, перешел в скит Трейстены к Молда

Русская Церковь и славянофилы.
  Русское общество разделилось в 1840-х в спорах о России. Возникал вопрос о месте России в общем плане всемирной истории. Историософия русской судьбы и становится основной темой проб

Западничество в среде славянофилов.
Славянофильство стремилось быть религиозной философией культуры. У славянофилов с западниками серьезное несогласие о целях, путях и возможностях культуры, — но в ценности культуры никто не сомневал

Русская Церковь при Александре II (1855-81).
  Великие ре­формы Александра II затронули и Церковь, хотя носили односторонний характер и основывались на предложе­ниях не духовенства, а обер-прокурора графа Дмитрия Толстог

Русская Церковь при Александре III (1881-94).
  Реформы и контрре­формы духовной школы предреволюционного шестиде­сятилетия, начатые Толстым и продолженные в 1880 г. Победоносцевым. Толстой пытался предотвратить революцию усилени

Виднейшие иерархи XIX в.
Михаил (в мире Матвей Десницкий, 1762- 1820) — сын пономаря. Образование получил в Троицкой семинарии и в филологической семинарии при "Дружеском ученом обществе

Миссионерская деятельность Русской Церкви в XVIII - начале XX в.
Миссионерство русской церкви: поволжье и алтай: обращение тюркских и угро-финских народов Волго-Уральского бассейна началось в XVI веке, из-за отсутствия последовательного просвеще

Православие и духовные искания русской интеллигенции XIX - начала XX в.
  Приходит новое поколение тридцатых годов, оно стоит под знаком крайнего возбуждения. Отсюда стремление выйти из настоящего. Чувствуется влечение к философии. Устав академич

Философский подъем тридцатых и сороковых годов.
Философское движение распространяется из Московского уни­верситета в 1820-х. Павлов читал физику и сельское хозяйство, но начинал с философского введения, показывал недостаточность эмпиризма в позн

Историософия русской судьбы.
Русское общество разделилось в 1840-х в спорах о России. Возникал вопрос о месте России в общем плане всемирной истории. Историософия русской судьбы и становится основной темой пробуждающейся тепер

Западничество в среде славянофилов.
Славянофильство стремилось быть религиозной философией культуры. У славянофилов с западниками серьезное несогласие о целях, путях и возможностях культуры, — но в ценности культуры никто не сомневал

Религиозные воззрения Гоголя.
Гоголь вращается чаще среди славянофилов, но его вернее считать западником. Запад он знал, — о России больше мечтал и знал, какой Россия должна стать, нежели действительную Россию. С творч

О месте и роли Церкви.
Юрий Самарин (1819-1876), в истории русской Церкви при Петре видел столкновение романизма и протестантизма. И он видел в этом столкновении диалектическую встречу. Под давлением Хомякова, Самарин см

Религиозный кризис «возбужденных семидесятых».
Писарев до болезненности впечатлительный. В юности он перешел через аскетический надрыв. Самым острым и подавляющим в эти годы было для него впечатление от Гоголевской «Переписки». И вставал вопрос

Религиозно-философский ренессанс начала XX в.
  «Конец века» означал в русском развитии рубеж и начало. Изменяется само чувство жизни. В те годы многим открывается, что человек есть су­щество метафизическое. В самом себе человек

Русская церковная архитектура XVIII - начала XX в.
  На протяжении многих веков русской истории дерево оставалось основным материалом при возведении зданий и сооружений. Именно в деревянной архитектуре были выработаны многие строитель

Русская Церковь в революционную эпоху и Собор 1917 -1918 гг.
  Первым обер-прокурором от Временного правительства был В. Н. Львов, умеренно правый октябрист. При советской власти он присоединился к обновленцам. Львов - противник Распутина, темп

НЕЗАВЕРШЕННАЯ ЧАСТЬ ПОВЕСТКИ МОСКОВСКОГО СОБОРА.
На предполагавшуюся весеннюю сессию отложено было рассмотрение вопросов: 1. Об учреждении Патриаршей палаты церковного искусства; 2 Об основных положениях Библейского совета при В

Виднейшие иерархи первой половины XX в.
Тихон (Василий Иванович Белавин, 1865-1925), патриарх Московский и всея Руси. Постригся в 1891 г. Окончил Петербургскую духовную академию. Епископ с 1897. В 1898—1907 был архиеписк

Церковь, государство и расколы после Октябрьской революции.
  20 ноября 1920 г. патри­арх Тихон издал Указ, разрешающий местным епископам при отсутствии связи с Москвой объединяться с соседними епархиями и объявлять себя временными авт

Советская антирелигиозная и антицерковная политика.
ЛЕНИН И ЦЕРКОВЬ. В декрете от 23 января 1918 г. Ле­нин руководствовался марксстским тезисом что религия - надстройка, которая рухнет, лишившись матери­альной базы. Но религия не ру

Русская Церковь в послевоенную пору: основные вехи и события истории.
  Массовых гонений на Церковь при жизни Сталина не было. В сентябре 1944 г. - постановление ЦК КПСС, призывавшее к усилению антирелигиозной пропаганды через пропаганду "научного

Хрущевские гонения и послехрущевская советская церковная политика
Первым сигналом готовящейся новой расправы с Церковью - Постановление ЦК КПСС от 7 июля 1954 г., которое, признав, что к Церкви и к сектантам тянется молодежь, призывало Министерство просвещения ра

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги