Хрущевские гонения и послехрущевская советская церковная политика
Хрущевские гонения и послехрущевская советская церковная политика - раздел Философия, Историография истории Русской Церкви Первым Сигналом Готовящейся Новой Расправы С Церковью - Постановление Цк Кпсс...
Первым сигналом готовящейся новой расправы с Церковью - Постановление ЦК КПСС от 7 июля 1954 г., которое, признав, что к Церкви и к сектантам тянется молодежь, призывало Министерство просвещения развернуть борьбу с религией. Постановление обещало приступить к изданию регулярного массового антирелигиозного журнала для нейтрализации церковной прессы.
Это постановлениенепредупреждало против оскорбления чувств верующих. Однако оно было нейтрализовано Постановлением ЦК от 10 ноября того же года, которое осуждало методы клеветы и оскорблений, а тем более прямых гонений в борьбе с религией. Поскольку в 1959 г. массовые гонения после консолидации власти в руках Хрущева начались. Ужесточение политики в отношении религии и верующих началось в 1957 г. Были введены обязательные курсы научного атеизма в школах и вузах, открыт Институт научного атеизма, расширена индивидуальная работа с верующими. Делалось немало усилий для вербовки ренегатов среди духовенства, под их именами стали появляться антирелигиозные брошюры, книжки, статьи.
Противостояние И СДАЧА ПОЗИЦИЙ: одной из самых смелых вылазок патриархии была речь Алексия I на конференции Советской общественности за разоружение в Кремле 16 февраля I960 г.: патриарх сделал упор на культурно-просветительную и патриотическо-государственную роль. В ответ власти в 1960-1961 гг. учинили разгром Церкви, вынудили митрополита Николая, I960 г уйти в отставку. Патриархи пыталась морально укрепить духовенство. Печатались статьи о необходимости укрепления церковной дисциплины, о скромности пастыря – слуги, а не князя своих прихожан. Критиковались застолья и роскошество. Священники призывались к евхаристическому возрождению - культивированию частого причащения верующих. Разгром 1960-1961 гг., отсутствие стойкого советника, как митрополит Николай, отставка Карпова и замена его Куроедовым заставили патриарха сдать позиции и согласиться на требование власти привести Положение об управлении Церковью в соответствие с советским религиозным законодательством. Изменение Положения произведено на квазисоборе всего епископата РПЦ, созванного по требованию властей патриархом телеграммами на имя каждого архиерея без объяснения причин или повестки. Епископы сослужили монастырскую всенощную накануне праздника и продолжительную литургию на следующее утро. Затем - обычная в таких случаях трапеза. После этого началось собрание, на котором патриарх объявил повестку из четырех пунктов - три касались миротворческой деятельности патриархии, решению вступить во Всемирный совет Церквей и техническому расширению состава патриаршего Синода, второй пункт касался изменения положения о приходах. По предложенной поправке священник лишался всех прав в приходе кроме отправления культа. Вся власть переходила исполнительному органу из трех мирян, который утверждался райсоветом. Положение оставляло за священником право морального руководства приходом. Но он не мог налагать административные взыскания или церковные наказания. Патриарх заставил присутствующих архиереев принять поправку. На "Соборе" присутствовали представители Совета по делам РПЦ, при которых открытая дискуссия и разногласия были опасны. Другой причиной быстрого принятия поправок были обстоятельства того времени: два архиерея - архиепископ Нов Казанский и архиепископ Черниговский Андрей с 1960 г- находились в концлагерях по ложным обвинениям.
НОВЫЕ КАДРЫ ДУХОВЕНСТВА Происходит смена поколений в рядах духовенства, особенно среди архиереев. Приходят уже целиком советские люди. На посту председателя Отдела внешних церковных сношений митрополита Николая в 1960 г. сменил архиепископ Никодим, сын секретаря Рязанского обкома и учительницы, обратившийся к вере и крестившийся тайно от родителей в подростковом возрасте. За ним епископат пополнился целой плеядой священников, они были выпускниками Московской или Ленинградской духовной академии: многие пришли к вере в сознательном возрасте. Им нормальным казалось то, что Церковь в СССР не обладала правами юридического лица. Они воспринимали Церковь только как собрание верующих и исключали юридический аспект. В этом умонастроении новых молодых епископов о. Всеволод видел угрозу подчинения Церкви государству.
ГОНЕНИЯ И СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ЗАКОННОСТЬ.Гонения на веру и верующих при Хрущеве шли под лозунгом восстановления ленинской законности и борьбы со сталинизмом. Секретная инструкция Совмина от 16 марта 1961 г. требовала восстановления законодательства 1929 г., особенно той его части, которая запрещала Церкви любые виды благотворительности, в том числе и оказание финансовой поддержки со стороны религиозных центров или состоятельных приходов монастырям и маломощным приходам. Это приводило к закрытию многих деревенских церквей. На местах уполномоченные СДРПЦ устно запрещали священникам начинать богослужение в присутствии детей, причащать детей, разрешать мальчикам прислуживать в алтаре как часть религиозного образования. запрещенного до 18-летнего возраста.
ВОЗРОЖДЕННАЯ ДУХОВНАЯ ШКОЛА И ЕЕ СУДЬБЫ. В результате отсутствия изучения богословия в течение 30 лет большинство преподавателей недостаточно квалифицированны, семинаристы начинают свое богословское образование с нуля. В 1955-1956 гг. СДРПЦ озабочен увеличением числа желающих поступить в духовные школы и понижением возраста кандидатов: почти втрое больше 18-22-летних, чем в 1952 г., повышением их образовательного уровня: почти все с законченным средним образованием. Попадались молодые люди с законченным высшим светским образованием, и комсомольцы. Потенциально семинарии и академии к концу 50-х гг. могли осуществлять до 300 рукоположении в год. В I960 г. закрыты Ставропольская семинария под предлогом ее слияния с Саратовской (хотя имела больше зданий нежели маленькая Саратовская) и Киевская семинария, а годом или двумя позже - Саратовская. Минская и Волынская семинарии формально не были закрыты, но кандидатов не прописывали по месту нахождения семинарий, подавших бумаги призывали в армию, проскочивших через все препоны не пропускали уполномоченные. В результате к 1963 г. обе семинарии остались без учащихся, и на этом основании гражданские властиихзакрыли - Волынскую в 1963, а Минскую в 1965 гг. О семинариях и семинаристах власти вспомнили в 1957 г., чтобы использовать для встреч с левохристианскими студентами - участниками международного фестиваля молодежи. Для таких встреч отобрано 260 доверенных студентов духовных академий и воспитанников семинарий; 35 преподавателей семинарий и академий молодого возраста и 40 доверенных мирян-прихожан разных храмов.
МОНАСТЫРИ И ХРАМЫ. Консолидация монастырей началась сразу после войны, когда действующих монастырей 101, один - Троице-Сергиева лавра - открыт с разрешения советской власти. Власти в 1947 г. начали настаивать на слиянии монастырей, хотя численность их насельников не сокращалась. К началу 50-х гг. монастырей оставалось около 90, а к середине 60-х - 17. Закрывались они под предлогом недействительности актов оккупантов и посредством обложения монастырей непосильными налогами на землю, и изъятием пахотных и садовых участков. Закрывались церкви.
СОБOP 1971 Г И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОСЛЕХРУЩЕВСКОЙ ЭПОХИ В ЖИЗНИ ЦЕРКВИ. Патриарх Алексий I скончался в 92-х года в 1970 г. Последним актом было предоставление автокефалии православной Церкви в Америке. Избрание нового патриарха Пимена (Извекова) состоялось на поместном Соборе духовенства и мирян в 1971 г. Его избрание было единогласным и открытым и канонически более правильным, чем избрание его предшественников: впервые после революции патриарх не назвал преемника (избрание не опиралось на завещание); прежде чем остановиться на его кандидатуре, КГБ проверило еще несколько кандидатов. Пимен родился в 1910 г., в 1927 г. постригся в монахи, в 1930-е в лагеря и ссылка в Узбекистан, во время ВОВ привлечен в действующую армию и служил в ее политотделе, окончил войну в заключении. якобы за дезертирство, но к 1946 г. уже служил Церкви как монах и священнослужитель. Собора 1971 г. так же снял клятвы со старообрядцев и признал их православными.
Социологические опросы показывали, что атеистическое отношение к религии сокращалось, а положительное отношение к ней росло. Решено использовать религию не только внешне, но путем создания нового типа священника, который был бы идеологическим работником, попом-коммунистом.
К концу 60-х гг. диссидентство поворачивалось к духовным. историософским и культурологическим поискам.
СОВЕТ ПО ДЕЛАМ РЕЛИГИЙ. Опубликование в 1966 г. Положения о Совете по делам религий, а в 1975 г. поправок к законодательству 1929 г. о религиозных объединениях свидетельствовало о том. давление на религию принимает цивилизованные формы. Положение фактически предоставляло Совету полномочия верховного администратора Церкви. Поправки 1975 г. приближали Церковь к положению юридического лица: оговаривалось право Церкви приобретать церковные сосуды, предметы культа, транспортные средства; арендовать, строить и покупать здания для своих нужд. Улучшилось положение трех семинарий и двух академий, оставшихся после хрущевского разгрома, Расширились площади всех духовных школ; удвоилось количество учащихся - до двух тысяч. включая заочников. К концу 60-х гг. удалось снять негласный запрет властей на прием в духовные школы лиц с дипломами советских ВУЗов.
Благодаря диссидентской литературе и самиздату за рубежом стало широко известно о положении церкви в СССР, происходят выступления в ее поддержку. Под внешним давлением произошло ослабление давления. В «Журнале Московской патриархии» начали появляться материалы, рассчитанные на повышение знаний малообразованных священнослужителей, их доходы переквалифицировали с частно-предпринимателтских на свободные профессии (сокращение максимальной ставки налога с 81 до 69 %).
ГОРБАЧЕВ И РЕЛИГИЯ. Первоначально было заявлено, что перестройка включает в себя атеизм, но слабые выпады против религии были безграмотны и высмеивались обществом. В 1988 состояласьвстреча Горбачева со всем составом Синода РПЦ во главе с патриархом Пименом. Инициатором этой встречи (первой после 1945 г.) стал Синод. Горбачеву передана записка с перечнем притеснений церкви и он пообещал их рассмотреть.
СОБОР 6-9 ИЮНЯ 1988. Главный актом Собора (первого собора РПЦ с XVII века, не связанного с избранием патриарха) - рассмотрение и принятие нового «Устава об управлении Русской Православной Церкви». Делегаты оспорили первоначальную версию Устава, предлагавшую созыв поместных Соборов не реже одного раза в 10 лет, а Соборов епископов не реже раза в 5 лет. и добились изменения на 5 лет и 2 года. Усилена роль настоятеля прихода, чья подпись стала обязательной для документов, исходящих oт приходского совета.
РАССЛОЕНИЕ ОБЩЕСТВА, ЦЕРКОВЬ И СОБОР 1990. Если в условиях гонений верующие, даже принадлежащие к разным конфессиям, ощущали себя единым фронтом, противостоящим атеистической агрессии, то с прекращением гонений началось размежевание. Диссиденты и те верующие, которые не скрывали своих убеждений, начали предъявлять счет руководству «зарегистрированных» конфессий за их тесное сотрудничество с властями и требовали у них покаяния за то, что они отвергали факт гонений на верующих в публичных заявлениях.
После торжеств Тысячелетия, когда ежедневно на экранах телевидения можно было видеть и слышать епископов и священников в облачениях, нередко вместе с представителями власти, слышать церковные песнопения и сообщения об открывающихся храмах вместе с осуждением варварского их разрушения большевиками, узнавать о положительной роли Церкви в русской истории и ключевой роли в развитии русской культуры и искусства - Церковь, православие стали модными. Церковь наполнилась морем невежественных элементов, которые тут же стали действовать так же активно, как прежде в комсомоле или профсоюзах, и через всякие околоцерковные организации начали терроризировать людей, пытавшихся оживить Церковь и духовную жизнь в ней. Одновременно развился национализм, принимавший в том числе и антицерковные формы: униаты разрушали православные храмы на Украине.
На Соборе 1990 г. после кончины патриарха Пимена был избран 61-летний Алексий II. После избрания он обратился к Горбачеву с ходатайством о новом союзном церковном законодательстве. Результат – «Закон о свободе совести СССР» и «Закон Российской Социалистической республики о свободе вероисповедания», утвержденные ВС СССР и РСФСР в 1990. Они давали большую степень автономии от государства (в РСФСР автономия шире). Закон признал юридическим лицом не только отдельные общины, но и церковную иерархию в целом. Допускалось преподавание Закона Божьего в воскресных и частных общеобразовательных школах, в общеобразовательных как факультатив- на усмотрение администрации школы и родителей учеников. Пожертвования на религиозные обряды не облагались налогом (прибыль общественной организации). Оговорено право военнослужащих участвовать в богослужениях в свободное время. Оговорено право правительства объявления правительством религиозных праздников общегосударственными (Ельцин сделал в отношении Рождества и Пасхи). Приоритет церкви на получение обратно бывшей церковной недвижимости.
Первое массовое крещение на Руси относится к г когда православные миссионеры направленные патриархом Фотием обратили часть киевлян в... Ольга приняла христианство в г в ходе своего визита в Константинополь... Как государственная религия христианство восточного обряда принято в г Владимиром Ясно Солнышко...
Историография истории Русской Церкви.
Историография РПЦ оформилась с 5-томной работы архиепископа Филарета «История Русской Церкви» 1847-1848 гг. – обширный труд на обильном фактическом материале. Вперв
Русь и Византия в аспекте церковных взаимоотношений.
Литература домонгольской Руси светская она относительно, так как каждое произведение пропитано сильным чувством веры, мистики жизни и истории, нравственной поучительностью. Самым
Славянская миссия Кирилла и Мефодия.
Есть предположения о существовании у славян перевода библейских и богослужебных книг еще прежде святых Кирилла и Мефодия: славяне издревле были знакомы с христианством, что многие и
Пятый период - Восстановление патриаршества
Отбросим не заслуживающую научного внимания легенду о приходе на Русь апостола Андрея Первозванного, предсказавшего великое христианское государство будущего на ее территории. Легенда эта была впис
Крещение Руси при Владимире Святославиче.
Не удалось точно установить, какой князь был пионером крещения и Новгородско-Киевской Руси. Есть ТОЗР о двух крещениях Киева или киевской элиты: при Аскольде и Дире
Христианская культура Древней Руси.
Общепризнано, что богатство и красочность языка киевской летописи не имеют равных среди современных себе местноязычных литературных произведений Западной Европы. Словарь ранней лето
Русская Церковь и монголо-татарское завоевание.
Внешняя участь русской церкви попадает в руки иноверных властителей. Русская церковь, пострадав во время самого завоевания и подвергаясь подобным страданиям во время набегов, в мирн
Церковное самоуправление Москвы по изгнании Исидора.
После низвержения Исидора вставал вопрос ο способе замещения своей митрополичьей кафедры. Оба представителя высшего церковного авторитета - император Иоанн Палеолог и патриарх Митрофан были ун
Церковь и государство в XIV - XV вв.
Mаксим (1287 - 1305 гг.),грек. Прибыв в Киев в 1285 г., совершил путешествие в Золотую Орду. Отрываясь от киевской резиденции, и этот митрополит является странствующим по митрополи
Церковное самоуправление Москвы по изгнании Исидора.
После низвержения Исидора вставал вопрос ο способе замещения своей митрополичьей кафедры. Оба представителя высшего церковного авторитета - император Иоанн Палеолог и патриарх Митрофан были ун
Исихазм в Греции, юго-славянских странах и на Руси.
В 1260 гг. грекам удается свергнуть латинскую империю в Константинополе, восстановить империю православную. Последние полтораста лет Византии были предсмертной вспышкой духовного тв
Фиваида» на Русском севере.
В 1500-02 годах Дионисий со своей дружиной работает в Ферапонтовом монастыре. Этот монастырь и соседний Кирилло-Белозерский – бесценное наследие, завещанное нам. Щедро явленный духо
Нил Сорский и Иосиф Волоцкий. Нестяжатели и иосифляне.
ТОЗР: Монастырский или Скитский устав Нила Сорского и трактат Иосифа Волоцкого против жидовствующих «Просветитель» первыми русскими богословскими трудами. Парадоксально, что первы
Виднейшие иерархи Русской Церкви XVI в
Даниил (1492-1547), митрополит Моск. и Всея Руси(1521-1539). Происходил из Рязанской области. Образование получил в Волоколамском монастыре. В 1515 г. Иосиф Волоцкий, чувствуя приб
Митрополит Макарий и Стоглавый Собор.
На место Иоасафа возведен выдающийся церковный государственник Макарий. Хотя он принадлежал к партии стяжателей, он убеждений, порядочный, благородный, блестящий ад
Русская Церковь и государство в XVI в.
В XVI веке линия Волоцкого одержала верх, оставаясь идеологией правящих кругов дореволюционной Православной Церкви и значительной части епископата
Христианская культура России конца XV - XVI в.
В 1260 гг. грекам удается свергнуть латинскую империю в Константинополе, восстановить империю православную. Последние полтораста лет Византии были предсмертной вспышкой духовного тв
Русская Церковь в Смутное время.
Последний митрополит в царствование Ивана, Дионисий, был более твердым, да и его эра приходится на послеопричный период и снижение террора. Он возвел на царство Федора Ивановича,
Русская Церковь и культура в XVII в.
В 1653 г. Никон расправляется со своими бывшими друзьями по движению боголюбцев: Нероновым, Аввакумом и другими. На Соборе 1654 г. Никон огульно осуждал все русские обычаи, требова
Кризис Русской Церкви и идеала "Святой Руси" в XVII в.
После Смуты светская власть приобретает все большее значение. При патриархе Иоасафе I (1634-1640 гг.) положение патриарха изменилось. Исчез титул "Великий Государь." Патри
Реформа Никона и церковный раскол.
Никон - человек действия, нетерпеливый, властный, вспыльчивый - берется и за исправление книг, но он не хочет ждать, пока ученые попы разберутся в рукописях. Он привлекает
Борьба с ересями в средневековой Руси.
Есть мнение, что первая ересь, богумильство, пришла на Русь с крещением, занесенная к нам из Болгарии, где она довольно широко распространилась сре
Русская Церковь и Пётр Великий. Синодальная реформа
Дуализм патриаршей системы был чужд тоталитарному мышлению Петра. Церковь не исключалась из этой программы. Петр даже усиливал ее, настаивая на формальном образовании кадров духовен
Православная Церковь в Дворянской империи XVIII в.
Положительным наследием Петра - густая сеть церковных учебных заведений - семинарий к 1750 г. было 26. Петра был озабочен насаждением секулярного образования, осо
Виднейшие иерархи Русской Церкви XVIII в.
Амвросий, архиепископ Московский(Андрей Степанович Зертис-Каменский, 1708-1771) —архиепископ Московский, один из ученейших и образованнейших людей своего времени.
Русская Церковь и культура в XVIII в.
Критики церковной реформы Петра I (см. том 2), за немногими исключениями, были склонны объяснять все недостатки в жизни Русской Церкви, в том числе и проявлявшуюся во многих важных
Русская Церковь при Павле I и Александре I.
Царствование императора Павла Петровича (1796-1801) было переходным. Опасаясь потери престола, на который не имела законных прав, Екатерина держала сына фактически под арестом в Га
Русская Церковь при Николае I.
Шишков, сменивший Голицына на посту министра народного просвещения, не будучи обер-прокурором, активно вмешивался в дела Церкви и работу Синода. По его приказу пр
Оптинские старцы.
Паисий Величковский(1722—1794) — архимандрит Нямецкого монастыря в Молдавии. Сын полтавского протоиерея, П. 17-ти лет вступил в монастырь Любицкий, перешел в скит Трейстены к Молда
Русская Церковь и славянофилы.
Русское общество разделилось в 1840-х в спорах о России. Возникал вопрос о месте России в общем плане всемирной истории. Историософия русской судьбы и становится основной темой проб
Западничество в среде славянофилов.
Славянофильство стремилось быть религиозной философией культуры. У славянофилов с западниками серьезное несогласие о целях, путях и возможностях культуры, — но в ценности культуры никто не сомневал
Русская Церковь при Александре II (1855-81).
Великие реформы Александра II затронули и Церковь, хотя носили односторонний характер и основывались на предложениях не духовенства, а обер-прокурора графа Дмитрия Толстог
Русская Церковь при Александре III (1881-94).
Реформы и контрреформы духовной школы предреволюционного шестидесятилетия, начатые Толстым и продолженные в 1880 г. Победоносцевым. Толстой пытался предотвратить революцию усилени
Виднейшие иерархи XIX в.
Михаил (в мире Матвей Десницкий, 1762- 1820) — сын пономаря. Образование получил в Троицкой семинарии и в филологической семинарии при "Дружеском ученом обществе
Философский подъем тридцатых и сороковых годов.
Философское движение распространяется из Московского университета в 1820-х. Павлов читал физику и сельское хозяйство, но начинал с философского введения, показывал недостаточность эмпиризма в позн
Историософия русской судьбы.
Русское общество разделилось в 1840-х в спорах о России. Возникал вопрос о месте России в общем плане всемирной истории. Историософия русской судьбы и становится основной темой пробуждающейся тепер
Западничество в среде славянофилов.
Славянофильство стремилось быть религиозной философией культуры. У славянофилов с западниками серьезное несогласие о целях, путях и возможностях культуры, — но в ценности культуры никто не сомневал
Религиозные воззрения Гоголя.
Гоголь вращается чаще среди славянофилов, но его вернее считать западником.
Запад он знал, — о России больше мечтал и знал, какой Россия должна стать, нежели действительную Россию. С творч
О месте и роли Церкви.
Юрий Самарин (1819-1876), в истории русской Церкви при Петре видел столкновение романизма и протестантизма. И он видел в этом столкновении диалектическую встречу. Под давлением Хомякова, Самарин см
Религиозный кризис «возбужденных семидесятых».
Писарев до болезненности впечатлительный. В юности он перешел через аскетический надрыв. Самым острым и подавляющим в эти годы было для него впечатление от Гоголевской «Переписки». И вставал вопрос
Религиозно-философский ренессанс начала XX в.
«Конец века» означал в русском развитии рубеж и начало. Изменяется само чувство жизни. В те годы многим открывается, что человек есть существо метафизическое. В самом себе человек
Русская церковная архитектура XVIII - начала XX в.
На протяжении многих веков русской истории дерево оставалось основным материалом при возведении зданий и сооружений. Именно в деревянной архитектуре были выработаны многие строитель
Русская Церковь в революционную эпоху и Собор 1917 -1918 гг.
Первым обер-прокурором от Временного правительства был В. Н. Львов, умеренно правый октябрист. При советской власти он присоединился к обновленцам. Львов - противник Распутина, темп
НЕЗАВЕРШЕННАЯ ЧАСТЬ ПОВЕСТКИ МОСКОВСКОГО СОБОРА.
На предполагавшуюся весеннюю сессию отложено было рассмотрение вопросов:
1. Об учреждении Патриаршей палаты церковного искусства;
2 Об основных положениях Библейского совета при В
Виднейшие иерархи первой половины XX в.
Тихон (Василий Иванович Белавин, 1865-1925), патриарх Московский и всея Руси. Постригся в 1891 г. Окончил Петербургскую духовную академию. Епископ с 1897. В 1898—1907 был архиеписк
Советская антирелигиозная и антицерковная политика.
ЛЕНИН И ЦЕРКОВЬ. В декрете от 23 января 1918 г. Ленин руководствовался марксстским тезисом что религия - надстройка, которая рухнет, лишившись материальной базы. Но религия не ру
Русская Церковь в годы Великой Отечественной войны.
С нападением Германии на СССР положение Церкви изменилось: местоблюститель-митрополит Сергий занял патриотическо-оборонческую позицию; оккупанты шли с внешне эффектным лозунгом спас
Новости и инфо для студентов