рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

О значении ценностных измерений научного знания

О значении ценностных измерений научного знания - раздел Философия, ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ НАУКИ   В Структуре Научной Теории Мы Выделили И Проанализировали Три...

 

В структуре научной теории мы выделили и проанализировали три вида знаний: предметное, операциональное и ценностное. Последнее характеризует науку в ее отношении к культуре и человеку. Особенно роль ценностного знания возрастает в периоды смены научных парадигм. Научная революция – это прежде всего перестройка философских оснований научного поиска: принятой картины мира, идеалов и норм научной деятельности, а также основных критериев, определяющих внутритеоретические критерии предпочтения одних гипотез или концепций перед другими. Это критерии простоты, красоты, предсказательной силы и др.; часто их называют в отечественной философии науки «методологическими регулятивами». При смене парадигм они проявляют наибольшую устойчивость.

В спокойные периоды развития научной дисциплины ценностное знание присутствует в качестве неявного, принятого в научном сообществе фона, о котором рядовые члены сообщества могут иметь весьма нечеткое представление. Ситуация меняется в периоды несостыковки новых фактов и существующих теорий, что сопровождается возникновением концептуальных парадоксов и противоречий. Так было с лидером естественных наук – физикой при столкновении четырех классических парадигм – ньютоновской механики, классической термодинамики, максвелловской электродинамики и больцмановской статистической механики на рубеже XIX–XX столетий. Результатом стал переход от классической к неклассической науке, к квантово-релятивистской картине мира. В несколько более мягкой форме столкновение ньютоновской теории тяготения и специальной теории относительности привело к созданию ОТО, но это смягчение драматизма ситуации связано скорее с тем, что переход к новой парадигме осуществил тот же ученый – создатель СТО А. Эйнштейн. Концептуальное противоречие было не менее острым.

Напомним, что парадигма, по определению Т. Куна, это, во-первых, новая «дисциплинарная матрица», а, во-вторых, новая теоретическая онтология. А поскольку всякая онтология – это картина мира, переход к ней означает иное видение бытия, иной горизонт, иные ценностные ориентации. Они – результаты индивидуального творческого процесса и общения ученых по поводу этих результатов. В результате рождается иное, чем это было ранее, научное понимание исследуемой реальности. Оно характеризуется объективностью и ценностью. Первая характеристика соотносит знание с исследуемой реальностью, вторая – с порождающим знание (теорию, парадигму) субъектом. Откуда берутся новые нормы и ценности? Для ответа на этот вопрос проанализируем индивидуальный уровень ценностей. К нему в качестве основных отнесем следующие1.

1. «Фундаментальное благо, которое индивид последовательно «проносит» на протяжении продолжительного периода своей жизни; конечная причина его действий».

2. То, что ассоциируется со смыслом жизни, которую индивид проживает или намерен прожить; действия, имеющие для него значимость.

3. Качество или практика, которые частично входят в идентичность индивида как самооценивающего, самоинтерпретирующего; творящего себя самого.

4. Стандарт отбора типов поведения.

5. Реальность, оцениваемая положительно (объект ценностей), то есть то вовне меня, что соответствует моему представлению о достойной жизни и моей идентичности. Это могут быть научные либо религиозные картины мира, политические теории, технологические устройства, жизнь и поведение, образ жизни других людей.

Какие из этих ценностей и в какой мере соотносимы с научным знанием? Все. Но в трансформированном виде. Как они выражают себя, попадая в сферу научной коммуникации? Во-первых, в качестве этических ценностей, которые регулируют процессы внутринаучной коммуникации (внутринаучная этика) и процессы использования обществом результатов научных открытий (этика отношений научного сообщества с окружением). К внутринаучным относят достаточно устойчивые, присущие всем видам научной рациональности ценности, включая «универсализм», «коммунализм», «бескорыстие» и «организованный скептицизм» (Р. Мертон). Во-вторых, в качестве когнитивных, или эпистемических, или – шире – гносеологических ценностей, о которых выше было сказано как о «методологических регулятивах». Т. Кун выделил пять таких ценностей, которые регулируют процесс выбора теорий или парадигм.

Это: 1) точность предсказания; 2) внутренняя согласованность;
3) внешняя согласованность; 4) плодотворность; 5) простота. Индивидуально ученые могут понимать их по-разному; так, для одних простота состоит в математической ясности и отчетливости. А. Пуанкаре, например, при выборе модели гравитации отдавал предпочтение метрической теории перед неметрической на том основании, что метрическая основана на более «очевидной» эвклидовой геометрии. Для других простота состоит в предельно достижимом уровне абстрагирования, для третьих – в сводимости любых теоретических высказываний к эмпирическому базису. Аналогичны различия взглядов на критерий простоты у А. Эйнштейна и Н. Бора относительно «скрытых параметров» или «решающего эксперимента». Играет роль и принятая ученым иерархия ценностей, определяемая традицией. Так, после предложения Н. Коперника новой модели солнечной системы математики его поддержали за большую предсказательную силу новой теории (плодотворность), а практические естествоиспытатели склонялись к сохранению модели Птолемея как лучше объясняющей движение небесных тел в рамках господствовавших тогда теорий (внешняя согласованность).

Может показаться, что переход к новой концепции, принципу, теории, парадигме – случаен. Так и считал Кун, объясняя переход психологическими причинами (предпочтениями). Он мотивировал это несоизмеримостью гносеологических ценностей и, как следствие, отсутствием объективной основы для их сравнения. Это распространенная среди ученых и философов науки точка зрения. Получается, что расхождение фактов преодолевают на методологическом уровне, расхождение методов – на аксиологическом, а аксиологические расхождения непреодолимы, для них не существует логических (рациональных) способов разрешения. Полагаем, более убедителен И. Лакатос, который показал, что смена теорий и парадигм является результатом состязательности исследовательских программ и поэтому должна описываться вполне рациональными средствами. Ценности взаимодействуют на некоторой основе, объединяющей ученых, и эта основа может быть описана, как я полагаю, в терминах философской антропологии. Но это уже дело будущего.

Вывод, который мы хотим сделать, таков. Социокультурные факторы влияют на выбор теорий и смену парадигм. Но это влияние не является решающим, поскольку не затрагивает содержательные аспекты научных теорий. Решающие факторы связаны с индивидуальными когнитивными ценностями (например, ранним эмпиризмом и поздним рационализмом лейбницевского типа у А. Эйнштейна) и с их соотнесенностью с исследовательскими программами своего времени.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ НАУКИ

ГОУ ВПО УГТУ УПИ имени первого Президента России Б Н Ельцина... В И Кашперский...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: О значении ценностных измерений научного знания

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Рациональности
  Читать лекции по философии науки – дело интересное и благодарное. Интересное потому, что научное знание задает основные ориентиры развития современной цивилизации, включая и перспек

Философия науки и ее предмет
Необходимость философского анализа науки. Оппозиции сциентизма и антисциентизма, экстернализма и интернализма. Теоретичность научного знания: умопостигаемость и сверхчувственность. Рациональност

Проблемы философии и методологии науки в позитивизме. Постпозитивизм как культурное явление. Ранний К. Поппер и его основополагающие идеи
  Возникновение и программные установки позитивизма. Понимание проблем философии и методологии науки. «Наука – сама себе философия». Требования к теоретическому знанию и подчинени

Основные концепции постпозитивистской философии науки ХХ века
Поздний К. Поппер: концепции «третьего мира» и эволюционной эпистемологии. «Основное правило» Поппера. Автономность науки и свобода научного творчества. И. Лакатос. Конкурирующие

История науки и ее истоки. «Осевое время» как переход от мифа к логосу
О смысле историко-философского анализа науки. Осевое время истории. Наука – детище не Нового, а Осевого времени. Разум и рациональность. Изменение представлений людей о структуре собственной ли

Первые мудрецы древности в поисках субстанции
Основные культурно-исторические типы рациональности как господствующего мировоззрения соответствующих эпох:космоцентризм, теоцентризм, антропоцентризм. Логос античности, божественный свет средн

Влияние античности на становление и развитие современной науки
Античная философия как форма развития науки. Первый антропологический поворот в истории: пробуждение субъективности. Путь логоса от первоначальной рационализации внешнего к рациональному познани

Теоцентризм средних веков. Пути разума и предпосылки современного научного мышления в христианской модели мира и человека
Влияние христианства на образ современной науки. Особенности средневекового культурно-исторического типа рациональности (теоцентризма): представления о познании, картина мира, историзм, антро

Рождение современной науки и основных методов научного познания
  Научная революция XVI–XVII веков. Основоположники новоевропейской науки. Механическая картина мира. Становление третьего культурно-исторического типа рациональности и ее к

Иммануил Кант об условиях возможности и источниках теоретического знания. Особенности философии науки в России
Антропологический поворот, совершенный И. Кантом в философии; Кант о природе человеческого разума, об условиях возможности познания и источниках общего и необходимого знания в науке; открытие с

Научное знание как феномен культуры и фактор развития техногенной цивилизации. Знание и язык
О науке, культуре и цивилизации в их взаимосвязи. Формационный и цивилизационный подходы к анализу науки. Цивилизация как тип и уровень культурного развития. Наука и процессы модернизации. Техно

Эмпирическое и теоретическое знание в науке
Структура эмпирического знания. Особенности наблюдения и эксперимента. О возможности математического и мысленного эксперимента. Количественные отношения и мера, роль измерения и прибора в познан

Научное знание как система. Наука и техника
«Огороды» и «колодцы» науки. Подходы к построению системы (структуры) научного знания как целого. Классификация наук. Пример классификации: преемственность, несводимость, включенность, последов

Особенности современного этапа развития науки и поиски нового культурно-исторического типа рациональности. Будущее науки
Наука и глобальные проблемы современного мира. Отчуждение человека от человека, человека от природы и самоотчуждение. Диспропорции между естественнонаучным и гуманитарным знанием. Условия возмож

О физике и метафизике
Когда ученые, представляющие естественные науки, говорят о физике и ее лидирующей роли в естествознании, под физическим миром они имеют в виду нечто иное, нежели философская традиция, идущая от ант

Присуща ли рационально-теоретическая способность мифологическому мышлению?
Довольно часто в литературе мифологическому («архаичному») человеку приписывается способность к осознанному рациональному мироотношению и мышлению на том основании, что-де он верил в бессмертие душ

О рациональности и оппозициях рационализму. Смысл иррациональности
  Если в качестве основания взять отношение к разуму, получим рационализм и иррационализм. Однако здесь уже следует проявлять большую осторожность ввиду слабой проработанности вопроса

О натурфилософии, чувственно-сверхчувственных субстанциях бытия и близости позиций Гаутамы Сиддхартхи, Конфуция и Сократа
Проведем краткий экскурс за пределы средиземноморской культуры того периода. В Китае мифология династий Шан (XVIII–XII вв. до н.э.) и Чжоу (ХI–III вв. до н.э.) основывается на подчинении традиции и

Разум и свобода
По-разному оценивают послеосевую ситуацию философы в контексте поиска ответа на вопрос – что разумность означает для человека как свободного существа? Если для Гегеля, например, кажется очевидным,

О периодизации средних веков в свете эволюции рациональности
Не углубляясь в этот подробно рассмотренный в литературе вопрос, хотим подчеркнуть аспекты, коррелирующие с изменениями отношения к разуму и его прерогативам в познании. Обычно средние века датирую

Еще раз о взаимосвязи философии и науки. Метафизические основания современной теоретической физики
  Хотим теперь показать, сколь беспочвенны попытки изолировать науку от философии. Мы уже видели, что в числе критериев научности теоретического знания, отличающих по

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги