рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Лекция 3. Деонтологические конфликты в социальной работе

Лекция 3. Деонтологические конфликты в социальной работе - раздел Философия, ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ План Лекции: 1. Единство И Противоречия Долженствов...

План лекции:

1. Единство и противоречия долженствования социального работника.

2. Деонтологические подходы к разрешению конфликтов

3. Роль деонтологического потенциала социальных служб

 

 

Социальная работа в деонтологическом плане имеет определенную специфику. Значимость социального результата деятельности, влияние социального работника на судьбу человека требуют от него постоянной готовности и подготовленности к должному поведению, отношениям, действиям. Чувство долга социального работника требует от него полной профессиональной и личностной самоотдачи в достижении целей, поставленных перед ним обществом и государством, самой профессиональной деятельностью, конкретным коллективом и клиентом.

Такое общее требование, предъявляемое профессией к личности социального работника, в свою очередь, потенцирует выработку частных требований, которые в конце концов очень жестко детерминируют специалиста во всех отношениях. Однако это отнюдь не означает, что социальный работник должен быть личностью, всецело поглощенной непосредственной профессиональной практикой и только ею – в этом случае пострадают и он сам как личность, и профессия. Такой социальный работник мог бы скорее служить парадоксально безликим приложением к профессии, но не ее субъектом, а это, безусловно, не может не нанести ущерба как профессии, так и самому социальному работнику, клиентам, обществу. Социальный работник может и должен иметь свое собственное «я», быть разносторонней, внутренне богатой личностью, живущей полноценной жизнью, границы которой простираются за пределы профессиональной социальной работы – в противном случае ему нечего будет дать клиенту. И, во всяком случае, социальный работник в не меньшей степени, чем его клиент или любой другой человек, имеет право на счастье, развитие, устройство своей судьбы по собственному выбору. Таким образом, может развиться деонтологический конфликт между интересами клиента и интересами социального работника. Однако этот конфликт вполне может быть разрешен, поскольку между коренными интересами его участников нет сущностного противоречия; оно может носить лишь временный, ситуативный характер. В совершенствовании социального работника как профессионала и личности, в благополучии и гармоничности его собственной жизнедеятельности заинтересован не только он сам, но и профессия, и общество, и клиенты. При этом конечно, специалист должен научиться сочетать ситуативные интересы профессиональные и личные, сделать их непротиворечивыми. Такое вполне возможно, если профессиональная деятельность соответствует склонностям специалиста.

Но деонтологические конфликты в социальной работе могут возникнуть и в других сферах. Например, могут внешне противоречить друг другу интересы общества и клиента: клиент, безусловно, заинтересован в исчерпывающем разрешении своих проблем, в то время как общество в силу наличной ситуации может полагать (и опредмечивать свою позицию в нормативно-правовых актах), что такое полное разрешение проблем отдельного клиента возможно лишь в ущерб интересам других клиентов, целых социальных групп и всего общества, даже если интересы клиента не носят ненормативного характера. В этом случае социальный работник должен провести тщательный аксиологический анализ ситуации и на основании его результатов решить, что представляет собой большую ценность: ситуативное или непреходящее, общее или частное, материальное или духовное и т.п.

По итогам такого анализа следует сделать максимально объективный выбор в пользу ценностей более высокого ранга. Можно сказать заранее, что такой выбор будет в общем случае достаточно труден, и общий рецепт здесь предлагать не следует. Специалисту необходимо будет ориентироваться в каждой конкретной ситуации с учетом основных факторов, формирующих социальную и индивидуальную ситуации, ценностное отношение, профессионально-этические нормы и принципы и т.п.. В самом деле, трудно абстрактно заключить, что ценнее: материальные ценности общества или духовные ценности клиента, поскольку они тесно взаимосвязаны и в известной степени взаимообусловлены. Однако будучи компетентным в профессионально-этическом плане, специалист может правильно расставить акценты и разрешить конфликт. Поэтому так важна способность специалиста к профессиональному этико-аксиологическому анализу проблемной ситуации, его умение руководствоваться деонтологическими (а не деонтическими) принципами при разрешении конфликтов или выборе приоритетов деятельности. Владея навыками этико-аксиологического анализа и руководствуясь основными принципами деонтологии, этики и аксиологии социальный работник может разрешить конфликт.

Но сложность разрешения деонтологических конфликтов состоит также и в том, что социальный работник имеет, как и любой человек, собственные, полученные в обыденной жизнедеятельности, представления о ценном и неценном, должном и недолжном. Помимо формальных профессиональных, специалист состоит во множестве неформальных связей и отношений, имеющих отношение к его профессиональной деятельности и обыденных. Как в обыденной жизнедеятельности, так и в профессиональной деятельности он может наблюдать множество примеров, когда в конфликтной ситуации личность пренебрегает своим долгом, и это не только не становится для нее трагическим, но и в определенных случаях приносит индивидуальный (а иногда даже и групповой) успех. Непрестижность и низкая ресурсная обеспеченность социальной работы также оказывают определенное влияние на формирование позиции специалиста в отношении должного. Все это усложняет деонтологический выбор специалиста, затрудняет выработку им конкретной позиции.

Можно предложить следующие подходы к выработке специалистами позиции в отношении обеспечения должного поведения.

1. Социальная работа – это не наказание; это профессия, которую индивид избирает самостоятельно и добровольно. Если его категорически не устраивает заработная плата, содержание работы, ее непрестижность или что-то еще – следует искать другую, более подходящую. Если все же по содержательным признакам выбрана профессиональная социальная работа, то отношение к ней должно быть ответственным, творческим а не формальным.

2. Социальная работа в силу своей специфики предъявляет повышенные требования к личностным качествам специалиста, которые, хотя и не являются нереальными и несправедливыми, все же обязывают специалиста быть во многих отношениях «идеальной» личностью, существенно отличающейся от личности обыденной. Это обстоятельство может стать своего рода «камнем преткновения» для личности, избравшей социальную работу в качестве постоянной профессиональной деятельности. Однако требование профессии к совершенствованию личностного облика специалиста не противоречит ни интересам личности, ни интересам общества, поэтому не может считаться фактором ограничения свободы социального работника.

3. Конфликт между интересами общества и профессиональной группы, клиента и профессиональной группы не должен решаться с позиций корпоративного («местечкового») эгоизма и псевдопатриотизма, поскольку этот путь ведет к утрате истинного предназначения профессии, замене его узковедомственными групповыми интересами и угасанию профессии, падению ее социальной значимости. Не следует забывать, что социальная работа конституирована как профессия, необходимая обществу, а не социальным работникам, значит, в общем случае конфликт может быть разрешен в пользу истинных интересов общества. Аналогичные рассуждения можно привести, рассматривая конфликт интересов общества и клиента.

4. Следует иметь в виду, что в целом истинные, коренные интересы клиентов, общества, профессии противоречить не могут: и те, и другие направлены на достижение индивидуального и общего блага человека и общества. Ситуативные же интересы могут порождать конфликт, но с позиций истинного блага их можно и должно регулировать. Долг социального работника здесь заключается в выработке наиболее рациональной позиции, ведущей к наибольшему благу участников конфликта, и именно с этой позиции следует определять приоритеты интересов и деятельности.

Социальная работа как вид профессиональной деятельности и социальный институт возникает в связи с объективной необходимостью повышения эффективности общественного развития, соответственно и обязанности социального работника (и функции социальной работы) являются отражением объективной социальной необходимости. Профессиональный долг специалиста - это те требования. которые общество, профессия, коллектив, клиенты и он сам предъявляют к поведению и действиям и то, в чем он сам испытывает потребность и за что несет ответственность. Долг выступает перед специалистов в виде обязанностей, соблюдение которых становится его внутренней нравственной потребностью. Внешне содержание профессионального долга социального работника выступает как совокупность правовых, моральных требований, предъявляемых к нему его профессией.

Осознание социальным работником своего профессионального долга есть отражение его объективных обязанностей в идеях, убеждениях, чувствах, привычках, во внутренних мотивах профессиональной деятельности и воплощение их в практической повседневной деятельности. Таким образом, профессиональный долг обусловлен совокупностью объективных и субъективных факторов, детерминирующих поведение специалиста. Сознательное выполнение своего долга является условием высокоэффективной деятельности как самого конкретного социального работника, так и всей социальной службы и института социальной работы в целом. При определенных условиях объективный профессиональный долг социального работника становится фактически внутренним моральным долгом его как личности и как представителя профессии, т.е. субъективируется. Моральный долг, как глубоко осознанная необходимость определенной линии поведения, диктуемой потребностями достижения блага в системе «человек-среда», для социального работника является продолжением профессионального долга и неотъемлемым атрибутом профессии.

В настоящее время, когда социальная работа в силу объективных обстоятельств не может в полном объеме удовлетворить потребностей общества и отдельных категорий граждан в помощи и поддержке, большую роль играет деонтологический потенциал социальных служб. Его реализация способствует сглаживанию извечного противоречия между сущим и должным (например, между фактическим состоянием формальной ресурсной базы профессиональной социальной работы и насущными потребностями клиентов в помощи и защите). Чувство долга перед клиентами и обществом заставляет работников социальных служб искать и находить источники неформальных ресурсов: спонсорские средства, участие знакомых и коллег, привлечение к решению проблем представителей общественных организаций и т.п. и добиваться тем самым улучшения результатов совокупной деятельности. Можно видеть, что долг и должные отношения могут стать существенным фактором повышения эффективности социальной работы и одним из действенных средств и одновременно условий разрешения наиболее острых социальных проблем.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ... Г П МЕДВЕДЕВА... ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЭТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Лекция 3. Деонтологические конфликты в социальной работе

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Лекция 1. Место и роль ценностей в жизнедеятельности человека и общества.
План лекции: 1. Понятие о ценностях. Ценности как основания, условия и средства жизнедеятельности человека и общества. Потребности, ценности, ценностные ориентации, устано

Лекция 2. Аксиологические основания социальной работы
План лекции: 1. Место и роль системы ценностей в структуре социальной работы. Понятие об аксиологии социальной работы. Ценности как важнейшее основание современной професс

Лекция 1. Система и иерархия ценностей профессиональной социальной работы.
План лекции: 1. Понятие системы ценностей современной российской профессиональной социальной работы, ее детерминанты. 2. Типология ценностей в социальной работе:

Лекция 2. Специфические ценности и идеал профессиональной социальной работы
План лекции: 1. Специфические ценности профессиональной социальной работы (благо человека и общества, права и индивидуальность человека, гуманистический смысл деятельности

Лекция 1. Инстинктивно-практицистские и традиционно-прагматические основы помощи и взаимопомощи.
План лекции: 1. Инстинктивно-практицистские основы помощи и взаимопомощи 2. Природная социальность, альтруизм и коллективизм как имманентные характеристики челове

Лекция 2. Социально-идеологический и социально-философский подходы в определении ценности помощи человеку.
План лекции: 1. Социально-идеологический подход в определении ценности помощи человеку. 2. Доктрины мировых религий и светские этико-аксиологические концепции как

Лекция 1. Сущность, функции и основные элементы профессионально-этической системы
План лекции: 1. Профессионально-этическая система, ее место и роль в системе социальной работы, основные составные элементы. 2. Основные группы функций профессион

Лекция 2. Основные детерминанты профессионально-этической системы социальной работы
План лекции: 1. Сущность и специфика профессиональной деятельности как основная детерминанта этической системы. 2. Социокультурные условия и ценностные ориентиры

Лекция 1. Понятие и сущность профессионального долга в социальной работе
План лекции: 1. Деонтология как учение о долге и должном поведении 2. Место и роль деонтологии в этической системе и системе ценностей социальной работы

Лекция 2. Место и роль долга в социальной работе
План лекции: 1. Социальная работа как опредмечивание социального долга 2. Смысл и содержание профессионального долга социального работника 3. Долг и отве

Лекция 1. Особенности профессионально-этического сознания социального работника
План лекции: 1. Понятие гуманистической направленности личности социального работника 2. Компоненты и детерминанты профессионально-этического сознания 3.

Лекция 2. Проблемы формирования личности специалиста социальной работы
План лекции: 1. Проблемы развития и становления личности социального работника. 2. Требования к профессионально-значимым личностным качествам социального работник

Лекция 1. Этико-ценностное регулирование профессиональной деятельности и его кодификация
План лекции: 1. Место и роль этико-ценностного регулирования в профессиональной социальной работе, его цели и задачи. 2. Профессионально-этический кодекс: понятие

Лекция 2. Особенности профессионально-этических кодексов в социальной работе
План лекции: 1. Профессионально-этический кодекс в современной российской социальной работе (принят Межрегиональной ассоциацией социальных работников 22.05.94г.).

Лекция 1. Этическое регулирование профессиональной деятельности
План лекции: 1. Виды и формы профессионально-этического регулирования деятельности специалистов в различных сферах. 2. Профессионально-этические системы: общее, о

Лекция 2. Особенности деятельности социального работника в неспецифических сферах: профессионально-этические аспекты
План лекции: 1. Профессионально-этические системы и кодексы в медицине, педагогике, психологии, юриспруденции, военном деле, научной деятельности и др., их сущность и осно

Дополнительная
Бакштановский В.И. Культура нравственного сознания и поведения личности. - М.: Наука, 1979. Волченко Л.Б. Гуманность, деликатность, вежливость и этикет. - М.: Прогресс, 1992. Выго

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Социальная работа как специфический вид профессиональной социальной деятельности пока еще не так широко известна, популярна и престижна в нашем обществе, как во многих станах Европы и Америки. Для

СПИСОК ОСНОВНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Анчел Е. Этос и история. - М.: Мысль, 1988г. Андреев Л.А. Общественное сознание и нормы поведения. - Чебоксары, 1983. Анисимов С.Ф. Мораль и поведение. - М.: Мысль, 1985.

СПИСОК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Антология социальной работы. В 3т. Сост. Фирсов М.В. - М.: Сварогъ, 1995. Антропология. Хрестоматия. Авторы-составители: Россолимо Т.Е., Рыбалов Л.Б., Москвина-Тарханова И.А. - М.-Воронеж:

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги