Реферат Курсовая Конспект
Проблемы политики в трудах Платона и Аристотеля. - раздел Науковедение, Политология как наука и учебная дисциплина Политические Идеи Платона. Платон -Отец Политической Науки. ...
|
Политические идеи Платона. Платон -отец политической науки. Он впервые предложил свою модель политической системы. Мерилом политики служат структура и толкование человеческого бытия. Участие в политической жизни предполагает наличие качеств: практического ума, способности к трезвой оценке обстановки, умение правильно владеть ситуациями, ораторских способностей, справедливости, опытности, бескорыстия. Частью политического воспитания считалась подготовка будущих законодателей. Древнегреческий философ Платон создал теорию идеального государства. Начиная с Платона, одним из коренных вопросов науки о политике был вопрос о том, кто должен управлять государством. Платон считал: править должны лучшие, но не многие, не толпа, не демос. Его государство не является утопией. Его государство – это первый пример воспитательной диктатуры, когда элита единовластно решает, чему быть и не быть общественным благом. Этика и политика в его системе неразрывно связаны. В платоновском учении о государстве отсутствуют индивидуальная мораль, представление о гарантированных человеческих правах и личном достоинстве.Конструируя идеальное государство, Платон проводит аналогию между справедливым человеком и справедливым государством. Трем началам человеческой души - разумному, яростному и вожделеющему - аналогичны в государстве три начала - совещательное, защитное и деловое, им соответствуют три сословия - правителей, воинов и производителей (ремесленников и земледельцев).Справедливость в том, чтобы каждое начало занималось своим делом и не вмешивалось в чужие дела. Справедливость требует иерархической соподчиненности этих начал во имя целого: способности рассуждать (философам) подобает господствовать; яростному началу (воинам) - быть вооруженной защитой, подчиняясь первому началу; оба этих начала управляют ремесленниками, земледельцами. Для обоснования иерархии в обществе Платон ссылается на миф, где Бог, вылепивший людей, в правящих примешал при рождении золота, в их помощников - серебра, а в земледельцев и ремесленников - железа и меди. Миф кончается предостережением, что государство погибнет, когда охранять его будет железный или медный сторож. Платон выступает противником частной собственности. У правителей и стражей в идеальном государстве Платона существует общность детей и жен. Женщины уравнены в правах с мужчинами. Семья для правителей и стражей - первых двух сословий - не существует. Детей воспитывает государство. Вопросы брака, быта, собственности и труда людей третьего сословия Платон оставляет на усмотрение властей. Идеальное государство Платона - справедливое правление лучших и благородных. Лучший тип гос. устройства - если среди правителей выделится один - монархия, если несколько правителей - аристократия.
Политические идеи Аристотеля. Ученик Аристотель противоречит учителю Платону - в каждом человеке, обладающем благоразумием и решимостью, заложены задатки философа. Аристотель - основатель аналитического направления в политической науке, опирался на наблюдение, а не на интуицию. Он дал первый в истории анализ государства. Аристотель видел в государстве созданное людьми учреждение и не идеализировал его, исходил из психологии, а не из ценностей. Аристотель указывал, что государство не может быть стабильным, если оно не выполняет желание граждан. На место платоновского государственного единства он ставил плюрализм сталкивающихся в государстве интересов. В его системе – конституция и законы – являются высшей инстанцией. Человек- существо политическое и в отличие от Платона этика и политика у него выступают порознь. Аристотель и Платон составляют два полюса политологии: нормативной концепции Платона противостоит аналитический метод Аристотеля. Его учение более реалистично, чем учение Платона, он обобщил опыт функционирования 158 греческих полисов, выводы изложил в работе «Политика». Аристотель отрицал возможность существования идеального государства, полагал, что, государство - результат естественного развития, а не божественного промысла. Философ считал город-государство высшей формой общения людей. Человек – политическое животное стремится к совместному проживанию - семья, община, государство. Главная цель государства - достижение «лучшей жизни», общего блага для всех граждан. Аристотель признает частную собственность, семью. По Аристотелю государство воплощение справедливости, закона, сфера выражения общего интереса свободных, граждан. Формы государственного устройства по: 1) количество правящих и 2) цели правления. Монархию, аристократию и политию он считал правильными формами, в них правители преследуют общее благо всех граждан. Неправильные формы государства (тирания, олигархия, демократия) служат корыстным интересам правителей. Лучшей формой государства Аристотель называя политию - правление большинства, обладающего имущественным и образовательным цензом. Полития - воплощение идеи о смешанном режиме, который воплощает все лучшие черты аристократии (добродетель правителей), олигархии (богатство), демократии (свобода). Говоря современным языком, полития - это правление в интересах среднего класса.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
На сайте allrefs.net читайте: Политология как наука и учебная дисциплина.
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Проблемы политики в трудах Платона и Аристотеля.
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов