Реферат Курсовая Конспект
Работа сделанна в 2000 году
Массовая и элитарная культура - Реферат, раздел Культура, - 2000 год - Министерство Общего И Профессионального Образования Рф Московский Государстве...
|
Министерство общего и профессионального образования РФ Московский Государственный Технический Университет им. Н.Э.Баумана Реферат МАССОВАЯ И ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА Выполнен студенткой гр.МТ10-32 Галямовой Ириной Проверил Полуэктов Ю.П. г. Москва,2000г. С О Д Е Р Ж А Н И Е СТР. 1. Введение. 2. Понятие массовая и элитарная культура . 3. Основные проявления и направления массовой культуры нашего времени 4. Жанры массовой культуры 5. Взаимосвязи между массовой и элитарной культурам 5.1 Влияние времени 5.2 Лексикон или словарь 5.3 Авторство 6. Заключение. 7. Литература 15 1. Введение.
История эволюции понятия Культура. Основные понятия. Культура - это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе. Культура характеризует особенности сознания, поведения и деятельности людей в конкретных сферах общественной жизни культура труда, культура политики и другие.
Само слово культура вошло в обиход европейской социальной мысли со второй половины восемнадцатого века. Для буржуазной философии характерно отождествление культуры с формами духовного и политического саморазвития общества и человека.
Просветители XVIII века Вольтер, Тюрго сводили содержание культурно-исторического процесса к развитию человеческого разума. Первоначально понятие культуры подразумевало воздействие человека на природу, а также воспитание и обучение самого человека. В немецкой классической философии культура - это область духовной свободы человека. Признавалось множество своеобразных типов и форм развития культуры, располагающихся в определенной исторической последовательности и образующих единую линию духовной эволюции человека.
В конце XIX - начале XX века сложившаяся эволюционная концепция культуры была подвергнута критике. В культуре стали видеть прежде всего специфическую систему ценностей, размещающихся по их роли в жизни и организации общества. В начале XX века широкую известность получила концепция локальных цивилизаций - замкнутых и самодостаточных культурных организмов, проходящих сходные этапы роста, созревания и гибели Шпенглер. Для этой концепции характерно противопоставление культуры и цивилизации, которая рассматривалась как последний этап развития данного общества.
Антисистема - категория новая в гуманитарном знании. Понятие антисистемы предложил Лев Гумилев. Он уделил много внимания этому историческому явлению. Ему посвящена заключительная глава основного трактата Гумилева Этногенез и биосфера Земли, значительная часть главы Этногенез и культурогенез работы География этноса в исторический период 2. В некоторых других концепциях критика культуры, начатая Руссо, доводилась до полного ее отрицания, выдвигалась идея природной антикультурности человека, а любая культура - это средство подавления и порабощения человека Ницше. Мертон использовал понятие культуры для обозначения системы ценностей как органичной части социальной системы, определяющей степень ее упорядоченности и управляемости структурно-функциональный анализ.
В современных условиях многие западные социологи приходят к выводу о невозможности последовательного проведения идеи единой культуры.
Это находит отражение в теориях полицентризма, исконной противоположности Запада и Востока. Сегодня многообразие типов культуры можно рассматривать в двух аспектах многообразие культура в масштабах человечества, акцент на социо-культурных суперсистемах, внутреннее многообразие культура отдельного общества, города, акцент на субкультурах. В рамках же отдельного общества можно выделить высокую элитарную народную фольклорную культуру, в их основе - различный уровень образованности индивидов и массовую культуру, к формированию которой привело активное развитие СМИ. Рассматривая субкультуры, предварительно необходимо отделить те субкультуры, которые противостоят культуре данного общества. 2.
В этом смысле массовой культуры в ХIХ в. в эпоху радио, кино и телевидения с их разветвленной системой жанров и... Но важно и противоположное в тоталитарных обществах она практически от... Разрыв между обыденной и специализированной составляющими этой социаль... Пожалуй, лишь функции священнослужителей требовали специальной подгото...
опять-таки на основе карнавального принципа профанирования сакрального... индустрия интеллектуального и эстетического досуга культурный туризм, ... 4.Жанры массовой культуры Необходимым свойством продукции массовой кул... массовая культура заменила фольклор, который тоже в синтаксическом пла... 5.
Взаимосвязи между массовой и элитарной культурам. 5.1. и Источник А.Я.Флиер МАССОВАЯ КУЛЬТУРА И ЕЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ Я полаг... . Разумеется, невозможно население какой-либо страны полностью расписать...
Влияние времени. Первый из них связан с течением времени. Джером Джером в своей книге Трое в лодке, не считая собаки писал Ведь ... Старинные синие тарелки, украшающие теперь стены наших комнат, несколь... Рубрика предполагает публикацию ряда статей, которым можно было бы дат...
Тот баланс между ожидаемым и новым, который приносит успех произведени... Потому что на рынок выходит не книга, содержащая на последней странице... По Барту, смерть Автора заключается в том, что текст не имеет единстве... Самые известные псевдонимы времени, выбранные совершенно по другим при... 6.
Заключение Массовая, элитарная и национальная культура Источник А.Я.Флиер МАССОВАЯ КУЛЬТУРА И ЕЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ Следует отметить, что в национальной культуре в отличие от сословной дети, скажем, британской королевы и дети рабочего-поденщика из граства Суффолк получают общее среднее образование по более или менее однотипным программам национальный образовательный стандарт, читают одни и те же книги, изучают одни и те же английские законы, смотрят те же телевизионные передачи, болеют за ту же футбольную команду и т.п а качество их познаний в поэзии Шекспира или британской истории в большей мере зависит от их личных способностей, нежели от различий в программах общего образования. Разумеется, когда дело доходит до получения специального образования и профессии, возможности сравниваемых детей существенно разнятся и зависят от социальных обстоятельств их жизни.
Но национальный стандарт на уровне общего среднего образования, единоообразие в содержании общей социализации и инкультурации членов сообщества, развитие средств массовой информации и постепенная либерализация информационной политики в современных странах более или менее обеспечивают общенациональное культурное единство граждан и единство норм их социальной адекватности.
Это и есть национальная культура в отличие от сословной, где для разных социальных групп разнились даже нормы социального поведения.
Нельзя сказать, что массовая культура вообще освобождает человека от личной ответственности скорее, речь идет именно о снятии проблемы самостоятельного выбора. Структура бытия по крайней мере той его части, что касается индивида непосредственно задается человеку как набор более или менее стандартных ситуаций, где все уже выбрано теми самыми гидами по жизни журналистами, рекламными агентами, публичными политиками, звездами шоу-бизнеса и др. В массовой культуре уже все известно наперед правильный политический строй, единственно верное учение, вожди, место в строю, звезды спорта и эстрады, мода на имидж классового борца или сексуального символа, кинофильмы, где наши всегда правы и непременно побеждают, и пр. Хотя массовая культура, безусловно, является эрзац-продуктом специализированных высоких областей культуры, не порождает собственных смыслов, а лишь имитирует явления специализированной культуры, пользуется ее формами, смыслами, профессиональными навыками, нередко пародируя их, редуцируя до уровня восприятия малокультурного потребителя, не стоит оценивать это явление однозначно негативно.
Массовая культура порождается объективными процессами социальной модернизации сообществ, когда социализирующая и инкультурирующая функции традиционной обыденной культуры сословного типа, аккумулирующей социальный опыт городской жизни в доиндустриальную эпоху, утрачивают свою эффективность и практическую актуальность, а массовая культура фактически принимает на себя функции инструмента обеспечения первичной социализации личности в условиях национального общества со стертыми сословно-классовыми границами.
Вполне вероятно, что массовая культура является эмбриональным предшественником какой-то новой, еще только нарождающейся обыденной культуры, отражающей социальный опыт жизни уже на индустриальном национальном и постиндустриальном во многом уже транснациональном этапах развития, и в процессах селекции ее пока еще весьма неоднородных по своим характеристикам форм может вырасти новый социокультурный феномен, параметры которого нам еще не ясны. Так или иначе, но очевидно, что массовая культура представляет собой вариант обыденной культуры городского населения и прежде всего той его части, которая относится или тяготеет к буржуазной в функциональном смысле субкультуре эпохи высоко специализированной личности, компетентной только в своей узкой сфере знаний и деятельности, а в остальном предпочитающей пользоваться печатными, электронными или одушевленными справочниками, каталогами, гидами и иными источниками экономно скомпонованной и редуцированной для круглых дураков информации.
В конце концов эстрадная певица, приплясывающая у микрофона, поет примерно о том же, о чем писал в своих сонетах Шекспир, но только в данном случае переведенном на язык два прихлопа, три притопа.
Для человека, имеющего возможность читать Шекспира в подлиннике, это звучит отвратительно.
Но можно ли научить все человечество читать Шекспира в подлиннике как об этом мечтали философы-просветители, как это сделать и главное нужно ли это вообще Вопрос, надо сказать, далеко не оригинальный, а лежащий в основе всех социальных утопий всех времен и народов. Массовая культура не является ответом на него. Она лишь заполняет лакуну, образуемую отсутствием какого-либо ответа.
И есть подозрение, что это надолго. 7. Источники информации 1. В.П. Руднев Словарь культуры ХХ века Массовая культура httpwww.sol.ruLibraryKulturologykultslov index.htm 2. В. Махнач Россия в ХХ столетии Диагноз историка культуры httpwww.russ.ruantologinoemahno.htm 3. А.Я.Флиер МАССОВАЯ КУЛЬТУРА И ЕЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ,Высшая школа культурологии Государственного университета культуры httpwww.culture.circle.ruindex.htm 4. Орлова Э.А. Динамика культуры и целеполагающая активность человека Морфология культуры структура и динамика.
М 1994 5. 13.11.58. Культура массовая и элитарная Рубрикатор экспертного центра РАН httpwww.gc.spb.ruRussianGRNTIlevel31311. html.
– Конец работы –
Используемые теги: Массовая, элитарная, Культура0.046
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Массовая и элитарная культура
Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов