Реферат Курсовая Конспект
Работа сделанна в 1990 году
Молодежная субкультура - раздел Культура, - 1990 год - Введение. Все, Что Описано Ниже, Теперь История. Я Описываю Мир Хипповской И...
|
Введение. Все, что описано ниже, теперь история. Я описываю мир хипповской и постхипповской тусовки - это была часть соци- альной структуры советского общества, как не стремилась она от общества одгородиться. Где теперь Советский Союз В данном случае рассмотрены Москва и Санкт-Петербург однако в тексте Санкт-Петербург будет заменен на Ленинград - ведь так он назывался в те времена.Да и сами тусовки сейчас совсем не те в прессе поговаривали об исчезновении хиппи, но уменьшение их числа в 1990-1991 гг. было временным - снова появляются волосатые и в заплатках наши герои.
И все таки тот мир, который описан ниже, уже стал историей. Итак, теперь, кгда данная тема несколко остыла, хи- повская Система может бвть воспринята просто как одно из сообществ, как пример сообщества, на материале которого исследовалась главная для нас проблема символ, его праг- матика, его конкретная жизнь в конкретном сообществе.Цель исследования - проследить на конкретном материале связи символа его интерпретаций, реакций на него со структурой сообщества.
И наоборот зависимость структуры отношений в сообществе от значений, заложенных в его символике. Исследование проходит в зоне соприкосновения двух реаль- ностей знаковой и социальной. Там идеальная реальность знака переходит в материальную жизнь, воплощаясь в дейс- твия. Главное, на чем сосредоточено внимание действие, реакция на символ. Изучаемая Система - это очень своеобразное социальное образование.Его нельзя назвать группой - это, скорее, со- циальная среда, круг обшения, конгломерат групп или даже их иерархия.
Но все-таки существует ярко выраженное деле- ние на своих и чужих, общие символы и их стандартные интерпретации, свои традиции в поведении и внешнем облике, даже фольклр. То есть это сообщество с самоназванием и самосознанием.Но стандартные методы описания здесь явно не годятся - я надеюсь, его внутреннее устройство выявится по ходу изложения. 1. Экстернальная культура. Необходимо дать характеристику Системы, хотя бы самую общую, чтобы можно было представить, о чем идет речь. Но сделать это оказывается не просто.
Привычных черт сооб- щества здесь, кажется, нет. Сама Система категорически от- вергает попытки свести е к какой-либо социальной схеме.Типичный пример е самоопределения - отрывок из статьи А.Мадисона - очень старого олдового хиппи из Таллина Движение - а его несравненно правильней было бы назвать сдвигом - не выставило ни громоздких лидеров, облаченных в пуленепробиваемую харизму, не породило организаций, объ- явивших священную войну всем и уж, конечно, в особенности друг другу за право курировать нетленные мощи ортодоксии, наконец, не подвело под эту несуществующую ортодоксию ни- какой специальной хипповской филосифии, идеологии или ре- лигии.
Вместо идеологии с самого начала были заземлены идеалы, формулируюшиеся достаточно просто - мир и любовь.Действительно, Систему нельзя определить ни как организа- цию или партию, ни как обшину или политическое идейное, религиозное движение.
А как е определить 1.1 Вне общества. Существует способ определения сооб- щества через его место в социальной структуре. Что касает- ся Системы, е типичный представитель находится в проме- жутке между позициями социальной структуры. Скажем один олдовый пипл из Пскова так говорит о себе Насчет работы я работал на многих предприятиях, но понимал, что это не мо. Вот сейчас я работаю на заводе.Слесарь, хороший. Но это не мо Есть одна работа, на которую я хочу попасть, -она моя это археология.
Там я мог бы работать даже бесп- латно.ЛенТВ, передача Взгляд, 25 февраля 1987г Ха- рактерно, что он, с одной стороны, рабочий на заводеэто место, которое отвело ему общество - но сам себя с этим статусом не идентифицирует это не мо с другой сторо- ны, он считает своим делом археологию - но такое самооп- ределение не санкционировано обществом. Соотвественно этот пипл оказывается в неопределнном положении и в отношении норм ведь нормы связаны со статусом.
В обшем типичный пример лиминальной личности, подвешенной между позиций. В Системе к кому не подойди - такой же промежуточный счи- тает себя художником, среди друзей известен как художник - а работает в котельной кочегаром поэт дворник, фило- соф бродяга без определенного места жительства - здесь таких большинство. статус в собственных глазах не совпада- ет со стутусом в глазах общества принимаемые нормы и цен- ности - иные, чем предписаны обществом.Система, объединяющая таких людей, оказывается в резуль- тате сообществом, находищимся в промежутках социальной структуры - вне е. Если представить общество как иерархию взаимосвязанных позиций статусов, то Система окажется между позиций, то есть вне общества.
Не случайно общест- венным мнением и научной традицией она относится к сфере андеграунда от англ. undeground - подполье, контркуль- туры, или в отечественном лексиконе было популярно ещ словечко неформалы.Все эти определения указывают на внеположенность - характерны приставки контр под не Ясно, что речь идет о чем-то противостоя- щем контр невидимом и скрытном подземная, неоформ- ленном.
Эта локализация - вне структур общества - вполне согла- суется и с собственно Системном мировосприятием.Процитируем ещ раз упоминавшегося уже Мадисона, раз уж он сам взял на себя роль хипповского историографа и теорети- ка Хиппизм заявляет он не аступает во взаимоотноше- ния с конституцией, его неуправляемые владения начинаются там, где нет и в помине границ государственных.
Эти владе- ния повсюду, где горит огонь творящей независимости. Все без исключения пиплы настаивают на своей непринадлежности к обществу или, иначе, независимости это черта Системного самосознания. В.Тэрнер, говоря об общинах западных хиппи, отнес их к лиминальным сообществам, то есть возникающим и существу- ющим в промежуточных областях социальных структур от лат. limen - порог.Здесь собираются лиминальные личности, лица с неопределенным статусом, находяшиеся в процессе пе- рехода или выпавшие из общества.
Откуда же и почему появляются выпавшие люди Здесь два направления. Первое в этом выпавшем, неопределенном, подвешенном состоянии человек оказывается в период пере- хода с позиции одной на позицию другой социальной структу- ры. Потом он, как правило, находит сво постоянное место, обретает постоянный статус, входит в социум - и покидает сферу контркультуры. Такие рассуждения заложены в основе концепций В.Тэрнера, Т.Парсонса, Л.Фойера.По Парсонсу, например, причина протеста молодежи и е противостояния миру взрослых - нетерпение занять места отцов в социвль- ной структуре.
А они некоторое время ещ остаются заняты. Но дело кончается встраиванием нового поколения в ту же структуру и, следовательно, е воспроизводством. Второе направление объясняет появление выпавших людей сдвигами в самом обществе. У М.Мид это выглядит так моло- дежь приходит, взрослея, уже не в тот мир, к которому е готовили в процессе социализации.Опыт старших не годится.
Молодых готовили к занятию одних позиций в социальной структуре, а структура уже другая, тех позиций в ней нет. Новое поколение ступает в пустоту. Не они выподят из соци- альной структурыкак у Парсонса или Тэрнера, а сама структура ускользает из-под их ног. Здесь и начинается бурный рост молодежных сообществ, отталкивающих от себя мир взрослых, их ненужный опыт. И результат пребывания в лоне контркультуры здесь уже другой не встраивание в прежнюю структуру, а строительство новой.В ценностной сфере - смена культурной прадигмы ценности контркультуры всплывают и ложатся в основу организации большого об- щества. А прежние ценности опускаются а подземный мир контркультур.
На самом деле эти два направления не отвергают друг дру- га, а дополняют. Речь идет о просто разных периодах в жиз- ни обшества, или его разных состояниях.В стабильные периоды и в традиционных обществахизучавшихся Тэрнером выпавшие люди - это действительно те, кто в данный момент, но временно, находится в процессе перехода.
В конце концов они входят в общество, там устраиваются, обретают статус. В периоды перемен выпавшими становятся в той или иной мере значительные прослойки, иногда это задевает чуть ли не каждого. Не все они уходят в хиппи, но многие проходят че- рез контркультурное состояние и попадают в зону действий контркультуры. 1.2 Баланс двух подсистем общества.Контркультура не- мыслима и не существует без официального общества - они взаимодополнительны и связаны. Это оно целое.
Для такого рода выпавших культур можно предложить термин экстернальные, от лат. externus - чужой. Сообщества типа Системы действительно отчуждены от общества - хотя и неот- делимы от него. Сфера экстернальной культуры вклячает, собственно, мно- жество разных субкультур например, криминальную, богему, наркомафию, и т.д - они экстернальны в той мере, в какой их внутренние ценности противопоставлены так называемым общепринятым.Их объудиняет то, что они все - локальные коммуникативные системы, расположеннве вне рамок основной сети той, что определяет государственное устройство.
Эк- стернальные культуры существовали и существуют в разных обществах ранние христиане были экстерналами в Римской Империи, в средневековой Европе это многочисленные ереси, в Европе - раскол. Экстернальные культуры аккумулируют определенные нормы и символику.Если основная культура - это те нормы и симво- лы, которые задают основной принцип упорядочения данного общества, то в экстернальные стекается все, что осталось вне основного мифа - самоописания общества.
Ни одна систе- ма не может охватить всего без остатка. Неизбежно что-то из не выпадает. Это остатки прежних мифов, ростки нового, информация, проникающая от чужих и не вписывающаяся в ос- новной миф. Вс это оседает в сфере экстернальной культуры. 1.3 Неопределенность и самоорганизация. Итак, Система - пример сообщества, куда стекаются выпавшие из социальной структуры.Эти люди не имеют определенного положения, прочной позиции - их статус неопределн.
Состояние неопре- делнности играет особую роль в процессах самоорганизации. Сфера неопределнности - те социальные пустоты, где мы мо- жем наблюдать процессы зарождения структур, сообществ превращения бесструктурного состояния в структурное, т.е. самоорганизации.Множество людей, предоставленных самим себе, взаимодейс- твуя, формируют схожие коммукативные структуры. Л.Самой- лов, профессиональный археолог, волею судеб оказался в ис- правительно-трудовом лагере.
Он заметил, что в среде заключенных складываются неофициальные сообщества со своей иерархией и символикой.Самойлова поразило их сходство с первобытными обществами, иногда вплоть до мелочей Я уви- дел пишет он и опознал в лагерной жизни целый ряд эк- зотических явлений, которые до того много лет изучал про- фессионально по литературе явлений, характеризующих первобытное общество Для первобытного общества характерны обряды инициаций - посвящения подростков в ранг взрослых, обряды, состоящие из жестоких испытаний.
У наших уголовников это прописка.Для первобытного об- щества характерны табу Абсолютное соответствие этому находим в лагерных нормах, определяющих, что запод- ло Но главное сходство - стректурное На стадии раз- ложения пишет Л.Самойлов многие первобытные общества имели трехкастовую структуру - как наше лагерное воры - элита, средний слой - мужики и аутсайдеры - опущен- ные, а над ними выделялись вожди с боевыми дружинами, соборавшие дань как наши отбирают передачи.
Схожая структура известна в армейских подразделениях под названи- ем дедовщина. То же и в молодежной среде больших горо- дов. Например, когда в Ленинграде появились металлисты, у них сложилась трехслойная иерархия чтко выраженная элита во главе с общепризнанным лидером по кличке Монах основ- ная масса металистов, группировавшихся вокруг элиты нако- нец случайные посетители, забредавших в то кафе, где они собирались, послушать металлическую музыку.Эти послед- ние не считались настоящими металлистами, оставаясь в ста- тусе гопников, то есть ни в чем не разбирающихся, чужих.
И именно исключенные сообщества демонстрируют законо- мерности самоорганизации в наиболее чистом виде. Здесь минимум внешних влияний, от которых исключнное сообщество отгорожено коммуникативным барьером. В обычном же коллек- тиве трудно выделить те процессы, которые идут в самом со- обществе спонтвнно, то есть относятся собственно к самоор- ганизации. 2. Сообщество 2.1 Поле символики.Существует ещ другой спосоь опреде- ления или представления сообщества, кроме как через его локализацию в социальной структуре через символику.
Именно так обычно происходит на уровне обыденного созна- ния или журналисткой практики пытаясь выяснить, кто такие хиппи или панки и проч мы прежде всего описываем их знаки.А.Петров в статье Пришельцы в Учительской газе- те изображает тусовку волосатых Лохматые, в залатаной и сильно потртой одежде, иногда босые, с холщовыи торбами и рюкзаками, расшитыми цветами и исписанными антивоенными лозунгами, с гитарами и флейтами парни и девушки прохажи- ваются по скверу, сидят на скамейках, на лапах бронзовых львов, поддерживающих фонари, прямо на траве. Оживлнно беседуют, поют в одиночку и хором, закусывают, покурива- ют Автор передат как бы непосредственное впечатле- ние, просто указывая на явление вот оно. Указание здесь - способ введения понятия вместо аналитического определе- ния. Если присмотреться, то оказывается это непосредс- твенное впечатление на самом деле целенаправленно вычле- няет из наблюдаемой реальности символику тусовочного сообщества. Практически все, что упоминает А.Петров, слу- жит у волосатых опознавательными знаками своих.
Здесь символика внешности лохматая прическа, потертая одежда, самодельные сумки и т.п. Затем графическая символика вы- шитые цветы след Цветочной революции, породившей первых хиппи антивоенные лозунги, типа Любите, а не воюйте знак важнейшей ценности этой среды - пацифизма, ненасилия.
Поведение, описанное в приведнном пассаже неторопливые прогулки, свободное музицирование, вообще преувеличенная непринужднность тоже знак. Это все форма, а не содержа- ние общения.
То есть первыми в глаза бросаются знаки при- надлежности к сообществу - и именно их описывают, желфя это сообщество представить. И дейстаительно, наличие осо- бой символики, расцениваемой как своя, есть уже безус- ловный знак существования коммуникативного поля, некоторо- го социального образования.А.П.Коэн, например, вообще определяет сообщество как поле символики Реальность со- общества в восприятии людей пишет он заключается в их принадлежности к общему полю символов.
И далее Восп- риятие и понимание людьми их сообщества сводится к ори- ентации по отношению к его символизму. Наличие своей символики создает возможность образования общности, поскольку обеспечивает средство коммуникации. Символ - оболочка, в которую упаковывается своя информа- ция в таком виде она отличима от чужой.А следовательно, возникает разница в плотности коммуникативных связей внут- ри той сферы, где действует символ, и вне е. Это и есть сгущение контактов, на базе которого формируются социаль- ные структуры.
Насколько это справедливо для Системы Сложилось ли на базе е символики социальное образование Как уже говори- лось, Систему нельзя назвать в полном смысле группировкой в е недрах постоянно идут перегруппирования, исчезают од- ни объединения и формируются новые.Люди переходят из группы в группу.
Это, скорее, некая среда общения. Тем не менее Систему можно рассматривать как сообщество, посколь- ку присутствуют такие его признаки, как общий язык сленг и символика, сеть коммуникаций - личные связи, поверх- ностные знакомства лица на тусовке примелькались, так что уже подсознательно узнашь своих.Есть общие нормы и ценности, а также модели поведения и формы взаимоотноше- ний. Присутствует и Системное самосознание, которое выра- жается, в частности, в самоназваниях. Их есть несколько.
Системными или системщиками е представители называли себя редко, да и то с иронией. Чаще - пипл от англ. people - люди, народ. Иногда - просто люди Мне один че- ловек вчера сказал понимать надо так, что именно Системный сказал.Сленг и символика составляют основу внутренней комуника- тивной среды Системы, отделяя е от внешнего мира. При этом символика Системы чрезвычайно эклетична в е фонде можно встретить символы, пришедшие из разных религиозных групп например, от кришнаитов или баптистов, молоджных и рок-течений атрибуты панк-рока или тяжлого металла, ф также различных общественно-политических движений паци- физма, анархизма, коммунизма и проч. Система обладает осо- бенностью впитывать чужую символику и, перекодируя, вклю- чать в свой фонд. Надо различать носителей одной и той же символики, принадлежащих к Системе и не принадлежащих к ней. Напри- мер, есть панки в Системе, тусующиеся вместе с хиппи и панковские группировки вне е. Последние слвсем не причис- ляют сеья к Системе и даже, бывает, приходят быть пиплов.
Точно так же есть Системные и несистемные металлисты, буд- дисты, битломаны и проч. Итак, наличие общей сети коммуникаций с обслуживающим е собственным языком, а также общего самосознания, норм и ценностей позволяет говорить о Системе как о сообществе еще не зная его структуры. 2.2 Традиция.
Но особенно существенно для нас, что в рамках этого сообщества сложилась своя традиция, основан- ная главным образом на устных механизмах передачи.
Каждые два-три года в Системе сменяется поколение - на арену выходит новая когорта молоджи. Люди меняются, а традиции Системы остаются воспроизводятся те же основные нормы от- ношений и ценности, такие как свобода, любовь в ка- вычках, потому что этим понятиям здесь придатся особый, Системный смысл новички осваивают сленг и используют Системные символы, так что внешне они мало чем отличаются от своих предшественников.Воспроизводятся фольклрные формы поговорки, анекдоты, частушки, легенды и предания.
Таким образом, мы имеем здесь традицию, способную к само- воспроизводству. Существует не только система коммуника- тивных связей на синхронном уровне, но и диахронные каналы коммуникации.Носители традиции определяют е возраст примерно в два десятка лет двадцатилетие торжественно праздновалось 1 июня 1987 г. Эта точка отсчета, конечно, мифологическая считается, что 1 июня 1967 г. первые хиппи вышли в Москве на Пушкинской площади на улицу и призвали отказаться от насилия Они рассказывает один из олдовых хиппи выш- ли и сказали Вот мы - представители этого движения, это будет система ценностей и система людей.
Тогда возникло слово Система.Не случайно выбрана и дата - День защиты детей Было продолжал тот же олдовый сказано Живи- те как дети, в мире, спокойстви, не гонитесь за призрачны- ми ценностями Просто приход был человечеству дан, чтобы могли остановиться и задуматься, куда мы идм Живите как дети - это суть Системного миро- восприятия, и многое в е символике связано с образами детства.
Поколения здесь меняются через два-три, иногда четыре года. С приходом каждого из них Системная традиция попол- няется новой символикой.Каждое поколение приходит как но- вая волна вначале были хиппи, они и составили ядро Систе- мы - теперь их последователей чаще называют волосатые или хайрастые от англ. hair - волосы потом пришли панки, потом металлисты, затем люберы и другие, отмеченные также символикой уходящего Советского Союза. Каждая волна при- носит свои атрибуты.
Вначале она обычно враждует с Систе- мой первые панки терроризировали волосатых, первые метал- листы - волосатых и панков. Затем начинаются контакты, постепенно обнаруживается, что Система впитала символику новой волны в ней появились свои панки, металлисты и проч. Таким образом, представляется возможность наблюдать про- цесс восприятия традицией инноваций, а также другие про- цессы, связанные с трансляцией традиции.В большой нап- ример, племенной или общинной традиции, где период сменв поколений составляет 25-30 лет, наблюдение такого рода процессов потребовало бы времени, сопоставимого в жизнью исследователя.
В Системе же вс происходит намного быст- рее. Это делает Систему удобной моделью для наблюдения за- кономерностей воспроизводства и пополнения традиции, хотя мы отдам себе отчт в некоторой условности е аналогий с привычными объектами этнографического исследования.Они сопоставимы в той мере, в какой одна коммуникативная сис- тема вообще может быть сопоставлена с другой.
Так или ина- че, есть общие закономерности в способах диахронной пере- дачи информации. Обнаруживаются коммуникативные структуры, ответственные за сохранение и передачу кода сообщества есть основания полагать, что они во многом свожи в разнвх средах. Заключение.
– Конец работы –
Используемые теги: Молодежная, Субкультура0.055
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Молодежная субкультура
Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов