Реферат Курсовая Конспект
Русское зодчество XV в. - раздел Культура, Русское Зодчество Конца Xv - Xvi В. Образование Единого Русского Государства...
|
Русское зодчество конца XV - XVI в. Образование единого Русского государства нашло сво яркое воплощение в культурно-бытовом облике страны. Можно понять законную гордость наших предков, стремившихся запечатлеть в произведениях зодчества, живописи, литературы величие и могущество государства, сбросившее вековое иго. К созданию монументальных сооружений в столицы привлекаются не только отечественные строители, но и заморские мастера, в первую очередь из Италии.С учтом опыта возведения Успенского собора во Владимире под руководительством итальянского инженера и архитектора Аристотеля Фиораванти в центре Кремля вырастает Успенский собор, ставший главным храмом столицы.
Он отличался богатством и изяществом внешней и внутренней отделки. Белокаменный храм с золотыми куполами был виден из далека и создавал впечатление торжественности и величия. Здесь венчали государей, собирались земские соборы.Неподалеку выросли и другие замечательные каменные церкви - Архангельский и Благовещенский соборы.
Первый из них стал родной усыпальницей князей и царей московского дома. Здесь были гробницы Дмитрия Донского, Ивана Ш, Ивана Грозного и другие. Украсился Кремль новым дворцом, основной частью которого стала знаменитая Грановитая палата. Участие итальянских архитекторов в украшении Кремля наглядно являло связь русской культуры с эпохой Возрождения в Западной Европы. Каменное строительство развернулось и в других городах.Поднялись кремли в Туле, Серпухове, Коломне, Зарайске, Нижнем Новгороде.
Разумеется, преобладало деревянное строительство, прим которого не без успеха применялись и в каменном зодчестве. Великолепный деревянный дворец оригинальной конструкции был построен для богатых купцов Строгановых в Сольвычегородске. Успенский собор - один из соборов Московского Кремля, выдающийся памятник русского зодчества.Построен архитектором А.Фиорованти в 1475-1479 гг. как главный кафедральный собор Русского государства взамен Успенский собор сооружн 1326 г Доминирующий в ансамбле Соборной площади Успенского собора имеет торжественный, строгий, полный величия архитектурный образ.
Характерен ряд художественных и строительных нововведений оказавших значительное влияние на последующее русское зодчество. Просторный, хорошо освещнный интерьер Успенского собора освобожден от хоров и перекрыт системой крестовых сводов, композиция плана и фасадов отличается геометрической правильностью применены фундаменты глубокого заложения, металлические связи и прочие.Сохранились фрески 1642-1643 гг. реставрированы в1950 г. и частично XVI в. В Успенском соборе происходили венчания на царство всех русских церквей, начиная с Ивана IV Грозного, затем императоров, а также обряд посвящения митрополитов и патриархов. Успенский собор до 1700 г. являлся усыпальницей митрополитов всея Руси со времени митрополита Петра, 1326 г а в XVII в. И всех патриархов исключая Никона.
Архангельский собор - один из соборов Московского Кремля - выдающийся памятник русского зодчества.
Построен Алевизом Новым в 1505-1509 гг. на месте древнего храма XIV в. Архангельский собор служил родовой усыпальницей русской церкви до Петра I. План собора имеет в основном традиционно русское решение - прямоугольник, вытянутый по оси восток - запад, с шестью столбами. Построен из кирпича с белокаменными деталями.В архитектурной обработке Архангельского собора использованы некоторые ордерные формы пилястры с капителями, раковины в закомарах кокошников и другие.
Архангельский собор был расписан в XVI-XVII в. росписи реставрированы в 1954-1955 гг Благовещенский собор - один из соборов Московского Кремля - выдающийся памятник русского зодчества. Сооружн в 1484-1489 гг. Псковскими мастерами на месте собора н. XV в. В архитектуре Благовещенского собора объединены примы московской, псковской и владимиро-суздальской школ зодчества.Первоначально трхглавый, четырхстолпный Благовещенский собор перекрыт ступенчатыми сводами, оформленными снаружи кокошниками.
В 1564 г. обстроен четырьмя одноглавыми пределами. Изящный, наделнный чертами интимности, Благовещенский собор был дворцовой церковью. Фрески собора были исполнены в 1508 г. реставрированы в 1947 г в иконостасе - иконы, написанные в 1405 г. Феофаном Греком, Андреем Рублвым, Прохором с Городца. Софийский собор в Новгороде - выдающийся памятник древне - русского зодчества.Построен в Новгородском Детинце Кремле как главный храм города в 1045-1050гг. позднее перестраивался. Софийский собор - крупный величественный пятинефный крестовокупольный храм, увенчанный 5 главами и включающий башню лестницей на хоры и шестой главой.
Сложен из камня кирпич только в свободах и арках количество декоративных элементов подчркнуто ограниченное. В Софийском соборе сохранились фрагменты росписей XI-XII вв. Сильно поврежденный немецко-фашистскими захватчиками в 1941-1944 гг Софийский собор ныне реставрирован.Русская иконопись конца XV-XVI вв. Образцом для подражания в иконописи стали творения Андрея Рублва.
Главное его произведение икона Троица породила множество подражаний. В XVI в. славилась иконопись мастера Дионисия. Монастыри заботились об украшении стен храмов живописными фресками. Сложилось несколько школ церковной живописи новгородская, вологодская, строгановская, московская. О том, как писать иконы спорили на стоглавом соборе.В практику иконописания вс чаще внедряется реалистический фон окружающая природа, здания, животные и т. п Андрей Рублв - русский живописец.
Рублв был монахом Андроникова монастыря Москва, где умер и похоронен ранее, по-видимому, был связан с Троице-Сергиевым монастырм.В 1405 согласно летописи участвовал с Феофаном Греком и Прохором с Городца в создании росписей и икон Благовещенского собора Московского Кремля вместе с Даниилом Чрным расписывал в 1408 г. Успенский собор, во Владимире и участвовал в выполнении икон этого собора, а также росписей и икон Троицкого собора Троице-Сергиевого монастыря, в котором, в частности, находилось знаменитая икона Троица, наиболее совершенное произведение Рублва в конце жизни расписывал собор Андроникова монастыря.
Рублву приписывают также участие в создании росписей и икон соборов в Звенигороде и миниатюр Евангелия Хитрово.В своих произведениях, создававшихся в период национального подъма, связанного с борьбой против государства, Рублв гениально воплотил в рамках средневековой иконографии новое, возвышено-одухотворнное понимание красоты и духовной силы человека. Его росписи и иконы, принадлежащие к вершинам мирового искусства, характеризуются большой человечностью образов, тонкой гармонией композиции и красочной гаммы, в которой преобладают светлые тона, плавными певучими линиями.
Дионисий - русский живописец.Историки сообщают о работах росписи, иконы Дионисия в Пафнутьевом-Боровском монастыре между 1467 - 1477 гг совместно с художником Митрофаном, в Успенском соборе Московского Кремля 1481 г с художниками Тимофеем, Ярцем и Коней, в Иосифовом Волоколамском монастыре 1484-1486гг с сыновьями Владимиром и Феодосием, старцем Паисием и другие.
Сохранилась замечательная работа Дионисия вместе с сыновьями - роспись собора Ферапонтова монастыря 1500-1502 гг В Третьяковской галереи находятся иконы Дионисия - Одигитрия 1482 г. и две иконы из Павлова-Однорского монастыря 1500 г Произведения Дионисия исполнены торжественные ясности и оптимизма.Для них характерны плавные линии рисунка, гармоничность композиции, светлые прозрачные краски, изящные фигуры вытянутых пропорций.
Русское книгопечатание и литература конца XV-XVI вв. Вы помните, что в Западной Европе в середине XV в. стало развиваться книгопечатание. Точно установлено, что в Москве книги начали печатать за десять лет до широко известного Апостола Ивана Фдорова. Началом книгопечатания в России является 1 марта 1564 г когда вышла на свет эта ставшая легендарной книга.Для культурного роста России введение книгопечатания имело огромное значение. Пользоваться печатной книгой, хранить е было удобнее, чем рукописную, хотя переписка книг продолжалась ещ долгое время.
Распространение книг открывало более широкие возможности общения духовными ценностями. По неизвестным причинам Фдоров покинул Москву и продолжал свою деятельность на Украине. Во Львове он выпустил первый русский букварь. Но в Москве печатное дело не заглохло. Его продолжали печатники Никифор Гарасиев и Андроник Тимофеев Невежа.К концу 70х гг. XVI в. в России были напечатаны основные богослужебные книги.
XVI в. столетие породило немало литературных произведений, которые нередко носили острый, полемический характер. И в иносказательной форме, на примерах успешной деятельности некоего турецкого султана выразил свои взгляды Иван Пересветов, сторонник возвышения дворянства и противник бояр - ленивых богатин. Значительным трудом, имевшим долгий и противоречивый отклик в общественной мысли, стало сочинение монаха одного из псковских монастырей Филофея.Касаясь истории Рима и Константинополя, Филофей объяснял их падение отходом от истинной христианской веры. Конец XV-XVI в. примечательный созданием обще русских летописных сводов.
Был подготовлен грандиозный Лицевой иллюстрированный летописный труд, призванный изобразить всю историю Руси, начиная с первых киевских князей.Изрядно постарались художники, создав для него до 16000 миниатюр маленьких картинок на исторические темы. Огромная работа была проделана церковными писателями под руководством митрополита Макария.
Собрали жития русских святых и расположили по месяцам и дням поминовения. Труд был назван Великие минеи-четьи. Им руководствовались при богослужениях, а как познавательное и назидательное чтение использовали в кругу семьи. Обобщением культурно-бытового уклада жизни русского народа стал свод правил под названием Домострой, составленный Сильвестром и одобренный церковным собором. На русский язык перевели сочинения Назиратель о ведении сельскохозяйственных работ.Несмотря на решение Стоглавого собора создать в России много школ, это не было осуществлено.
Иван Фдоров - основатель книгопечатания в России и на Украине. Был дьяконом одной из кремлвских церквей в Москве. После открытия в 1563 г. в Москве типографии приступил совместно с П. Т. Мстиславцем к печатанию Апостола, явившегося первой русской датированной печатной книгой.Спасаясь от преследования реакционных элементов, обвинявших его в ереси, Фдоров уехал в Литву, а затем во Львов. Там Фдоров организовал типографии. Все издания Федорова представляют собой первоклассный памятник русского типографского искусства XV в. Иван Пересветов - писатель-публицист, представитель русской общественно-политической мысли середины XVI в идеолог дворянства.
В 1549 г Пересветов передал Ивану IV свои сочинения - сказания о взятии Царьграда Махмет-салтаном и челобитные, в которых содержались проекты государственных преобразований на Руси. Дальнейшая судьба Пересветова неизвестна.Проекты реформ Пересветова имели целью создание сильной самодержавной власти, опирающейся на постоянное войско.
Филофей - монах псковского Елеазарова монастыря, русский публицист первой половины XVI в. В посланиях к великой книги Московскому Василию III, Ивану Грозному и псковскому великокняжескому дьяку Мисюрю-Мунехину сформулировал теорию Москва - третий Рим о всемирно-историческом значении Русскому государства, его блестящем будущем Два Рима падоша, а третей стоит, а четвертому не быти. Филофей был сторонником усиления власти великого князя.
Сильвестр - русский политический деятель и публицист, протопоп Благовещенского собора в Москве. Приобрл большое влияние на молодого царя Ивана IV, духовником которого он был. Сильвестр примыкал к нестяжателям. Один из руководителей правительства Избранной рады. После е падения постригся в монахи около 1560 г. в Кирилло-Белозрском монастыре.После смерти жены Ивана IV Анастасии Сильвестр был обвинн в е отравлении и сослан в Соловецкий монастырь, где и умер. Сильвестр - автор нескольких посланий и особой редакции Домостроя.
Русская техника конца XV-XVI в. Сохранилось любопытное свидетельства о том, что Иван IV поручил одному из немецких купцов призвать в Россию до 150 ремесленников, мастеров и других специалистов из разных стран Европы. Из опасений усиления России власти соседних стран запретили въезд в Россию этих специалистов.Но были и на Руси выдающиеся мастера своего дела. В веках прославился Андрей Чохов, который отлил множество пушек, среди них громадное орудие - царь-пушка.
Это памятник не только артиллерийского, но и художественного искусства. Андрей Чохов - русский пушечный и колокольный мастер. Свыше 60 лет работал в Москве на Пушечном дворе.Первые датированные работы Чохова относятся к 1568 г, последние - к 1629 г. Самые выдающиеся орудия его работы Царь-пушка 1586 г. и стоствольная пушка 1588 г Сохранилось 12 орудий, отличных Чоховым 7 - находятся в Артиллерийском историческом музее в Санкт-Петербурге, 3 - в Московском Кремле, 2 - за рубежом в Швеции.
Список использованной литературы МСЭ Советская энциклопедия Третье издание 1958 г А.А Преображенский, Б.А. Рыбаков Учебник История отечества 6-7 класс Просвещение четвртое издание 1999 г.
– Конец работы –
Используемые теги: Русское, зодчество, XV0.059
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Русское зодчество XV в.
Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов