Реферат Курсовая Конспект
Андроновская культура - раздел Культура, Поисками определенных археологических памятников Андроновская Культура, Археологическая Культура Эпохи Бронзы. Выделена В 20-Х...
|
Андроновская культура, археологическая культура эпохи бронзы. Выделена в 20-х гг. 20 в. С. А. Теплоуховым. Названа по деревне Андроново близ Ачинска. А. к. рассматривается как условное название для общности культур, частично родственных, распространённых на территории Казахстана, Зап. Сибири, юж. Приуралья. На З. она контактирует со срубной культурой. О границах территории, основных чертах входящих в эту общность локальных культур среди исследователей общего мнения нет. Нет единства и в вопросе о точном времени её существования. Ориентировочно датируется серединой и 2-й половиной 2-го тыс. до н. э. Памятники культур андроновской общности представлены различного типа поселениями (с остатками полуземляночных и наземных жилищ) и могильниками (с трупоположениями, реже — с трупосожжениями), часто отмеченными круглыми низкими насыпями и иногда оградками из камней. В погребениях находят: кремнёвые наконечники стрел, бронзовые орудия и оружие, медные и пастовые бусы, золотые и медные серьги с раструбом. Керамика, как правило, плоскодонна — орнаментированные горшки, банки и прямоугольные "блюда".
40. Карасукская культура.
Карасукская культура, археологическая культура конца бронзового века(конец 2-го — начало 1-го тыс. до н. э.), распространённая главным образом в горах Южной Сибири, Казахстане, верхней Оби. Представлена остатками поселений и могильниками (свыше 100 могил в каждом). Погребения в каменных ящиках под невысокой насыпью с четырёхугольными оградками из врытых на ребро каменных плиток. Племена К. к. занимались скотоводством, добывали медную руду (бронзовые изделия украшались геометрическим орнаментом и скульптурными изображениями животных), выделывали глиняную посуду, шерстяные ткани, знали земледелие; они были связаны с древним населением Северного Китая, Монголии, Забайкалья, Прибайкалья, Западной Сибири, Средней Азии.
41. Фатьяновская культура.
Фатьяновская культура, археологическая культура бронзового века (1-я половина 2-го тыс. до н. э.), распространённая от Прибалтики до Волго-Камья с центром в Волго-Окском междуречье. Названа по могильнику у деревни Фатьяново Даниловского района Ярославской области В Ф. к. выделяется несколько локальных вариантов: верхневолжский, московско-клязьминский и средневолжский (балановский, см. Балановский могильник) и др. Основные памятники – грунтовые могильники, родовые кладбища, обычно расположенные на холмах. Умерших хоронили в скорченном положении в специальных сооружениях (из дерева, берёсты, прутьев), мужчин в основном на правом боку, головой на З., женщин – на левом, головой на В. Инвентарь погребений разнообразен: оружие (каменные сверлёные боевые топоры, медные топоры, копья, стрелы и др.), орудия из камня, кости, реже меди (клиновидные топоры, ножи, скребки, шилья, булавки, иглы, долота, мотыги и др.), украшения (ожерелья из зубов, костей птиц, раковин, янтаря), многочисленная глиняная посуда. Сосуды шаровидные, орнаментированные нарезным и штампованным узором, на донцах – солярные знаки. Встречаются кости домашних и диких животных (остатки пищи в могилах). Основное занятие племён Ф. к. – скотоводство (свиньи, овцы, крупный рогатый скот, лошади) и, возможно, земледелие; подсобные занятия – охота, рыболовство и собирательство. Была развита металлургия меди. Предполагаемая прародина племён Ф. к. – территория между Днепром и Вислой. Антропологический тип – европеоидный. Ф. к. входила в состав большой культурно-исторической общности – т. н. боевых топоров культур или шнуровой керамики культур, предков славян, балтов и германцев. Общественный строй – патриархально-родовой. Могилы родовых старейшин выделялись размерами и богатством инвентаря. Верования – культ предков, медвежий и солярный культы.
42. Абашевская культура.
Абашевская культура, археологическая культура бронзового века 2-й половины 2-го тыс. до н. э. на территории современной Воронежской области, Марийской, Чувашской и Башкирской АССР. Впервые курганы А. к. исследованы в 1925 у села Абашева в Чувашии В. Ф. Смолиным. В курганах открыты захоронения с орнаментированной глиняной посудой, медными и серебряными украшениями. Орудия труда из камня, меди и кости домашних и диких животных свидетельствуют об охоте, скотоводстве и земледелии, а клады медных орудий — о значительном развитии металлургии. Места поселений А. к. найдены лишь в Приуралье. По мнению некоторых исследователей, А. к., как и фатьяновская культура, по своему происхождению связана с среднеднепровской культурой.
43. Бронзовый век лесной зоны Сибири и Дальнего Востока.
В целом бронзовый век Сибири датируется II-началом I тысячелетия до н. э.
Эпоха раннего металла в Сибири имеет несколько особенностей. Металлургия меди и бронзы могла появиться лишь в тех местах, где имеются залежи медных руд. В Сибири крупные и доступные первобытным горнякам месторождения приурочены к горным областям Урала, Рудного Алтая,Саян и Забайкалья. На огромной территории Западной, Восточной и Северо-Восточной Сибири, Дальнего Востока запасов медной руды практически нет. Поэтому эпоха раннего металла не стала универсальной стадией в культурно-историческом развитии всего сибирского населения. Энеолитические памятники известны только в районах, непосредственно примыкающих к горно-металлургическим областям. Памятники эпохи бронзы распространены гораздо шире, но и в это время культура многих племен Северо-Восточной Азии и Дальнего Востока находилась на неолитическом уровне. Вторая особенность раннеметаллической эпохи в Сибири — ее непродолжительность. Здесь она укладывается в полтора тысячелетия, в то бремя как в древнейших горно-металлургических областях Старого Света орудия из меди и бронзы господствовали на протяжении тpex тысяч лет. Связано это с тем, что древний металл проникает в Сибирь сравнительно поздно, на заключительных этапах развития евразийской медно-бронзовой металлургий
Рост производительности труда, обусловленный внедрением металлических орудий, при наличии благоприятных экологических условий неизбежно должен был привести к коренной перестройке экономических систем, сложившихся в Сибири в неолите. Начиная с энеолитической эпохи население сибирских степей и лесостепей постепенно переходит к скотоводческо-земледельческому хозяйству. Эпохе раннего металла суждено было разделить Сибирь на два мира: степной-лесостепной, населенный скотоводами и земледельцами, и таежный, где обитали охотники и рыболовы.
Некоторые исследователи проводят между ареалами присваивающей и производящей экономики столь резкую грань, что предлагают относить к эпохе энеолита только культуры, связанные с земледелием и скотоводством, а синхронные и близкие им по материальной культуре общества охотников и рыболовов считать неолитическими. Древнейшие сибирские металлоносные культуры (афанасьевская, шапкульская и липчинская) опровергают эту точку зрения и доказывают, что однотипные изделия из меди распространяются и у скотоводов Южной Сибири, и у охотников и рыболовов лесного Зауралья. Очевидно, что энеолит не связан с одною и той же экономической системой, а находит своеобразное преломление в различных экологических зонах.
Сибирские энеолитические культуры локализовались в районах, прилегающих к горно-металлургическим областям. На Алтае и в минусинских степях во второй половине III тысячелетия до н. э. появились племена афанасьевцев. По всей видимости, они мигрировали сюда с более западных территорий и принесли в Сибирь зачатки металлургии, земледелия и скотоводства. Все ведущие типы орудий афанасьевцы делали из камня. Meдь использовалась для украшений, игл, шильев, небольших ножей. Афанасьевские мастера еще не знали литья, медные предметы обрабатывались ковкой. Керамика афанасьевской культуры разнообразна по размерам и форме. Преобладали высокие остродонные сосуды с ёлочным орнаментом. Узор наносился затупленной палочкой или гребенчатым штампом. Хозяйство афанасьевцев было комплексным. Наряду с традиционными для неолитической Сибири сетевым рыболовством и охотой, получили развитие скотоводство и в меньшей степени земледелие. Находки костей домашних животных в могилах и культурном слое поселений свидетельствуют, что афанасьевцы разводили коров, лошадей, овец. Комплексное хозяйство позволило им жить оседло, в постоянных жилищах. Во второй половине III тысячелетия до н. э. медные изделия (шилья, ножи) появляются в лесном Зауралье и прилегающих районах Западной Сибири в инвентаре липчинской и шапкульской культур.
В первой половине II тысячелетия до н. э. на юге Западной и Восточной Сибири складываются культуры зрелого бронзового века: кротовская и самусьская в Верхнем Приобье, окуневская — в минусинских степях, глазковская — в таежном Прибайкалье.
Самой крупной археологической находкой в Сибири из наиболее древних считается 5-метровой длины погребальная ладья, обнаруженная в могильнике Бузан-3 (Ингальская долина, юг Тюменской области), артефакты которого относятся к медному веку. Могильник датируется 3 190 годом до н. э. плюс-минус 60 лет.[1] Таким образом, он является ровесником Стоунхенджа (3020—2910 до н. э.), первых городов Месопотамии (3500—3000 до н. э.) и значительно старше широко известных пирамиды Хеопса (2560—2540 до н. э.) и памятников Аркаима (2200—1600 до н. э.).
По течению реки Чарыша следы древнего обитания человека найдены в нескольких пещерах. В курганах Катуни, Чарыша, в верховьях Алея, реки Иртыш были найдены разнообразные украшения и утварь, что говорит о сравнительно высокой культуре обитателей древней Сибири. На многих кубках, бронзовых и серебряных кружках видны довольно сложные рисунки, представляющие собой изображения разных животных и птиц. В этих же курганах находятся приложения к конской сбруе, часто изготовленные из массивного золота. Этими же племенами оставлены многочисленные плиты и «бабы», иногда покрытые надписями.
Особенного внимания заслуживают орудия из нефрита, найденные в Барнауле. В курганах находили и приложения к конскому убранству, зачастую из массивного золота. Из-за большого количества бронзовых, золотых и серебряных вещей и многочисленных следов на Алтае древних рудокопных и плавильных работ можно судить, что здесь очень рано началась и велась добыча и обработка драгоценных и других металлов. Указания Геродота на пути, которыми доставлялось золото, не оставляют сомнения, что речь шла о добыче золота в пределах нынешнего Алтая.
Древние жители Алтая плавили руду в больших глиняных горшках, обломки которых встречаются около рудников вместе с каменными и медными орудиями. Так, в Золототушенском руднике были найдены два предмета, сделанные из чистой меди. В Зменигорском руднике были найдены те же предметы, вместе с каменными молотками, также был найден остов задавленного обвалом рудокопа с инструментом и кожаным мешком наполненным охристыми рудами. При этом в древних алтайских рудниках отсутствуют железные орудия труда. Хотя, согласно китайским летописным сказаниям, добыча железа здесь производилось в VII веке до н. э..
В середине II тысячелетия до н. э. культурный облик сибирских степей и лесостепей резко меняется. На всей громадной территории от Приуралья до Енисея распространяется андроновская культура. Андроновские племена составили целую эпоху в сибирской истории. Это было время утверждения развитой производящей экономики на юге и далекого проникновения бронзовой металлургии Среди археологических объектов в Сибири широко представлены находки андроновской культуры (2300 до н. э. — 1000 до н. э.) и сменивших её черкаскульской (1500 до н. э. — 1200 до н. э.) и саргатской культур (500 до н. э. — 500 н. э.), которые относятся к древним уграм. В сибирских степях сложился единый для всех андроновцев хозяйственно-культурный тип пастухов-скотоводов и земледельцев, Андроновцы жили оседло в долговременных полуземлянках. Их поселки располагались в долинах рек, богатых, пастбищами и плодородными землями, пригодными для земледелия. В стаде преобладали крупный рогатый скот, овцы, лошади. Андроновцы стали первыми в азиатских степях наездниками. Скот большую часть года содержался на пастбищах под наблюдением пастухов, а зимой – в специальных загонах. Злаки возделывались на легких для обработки пойменных землях. Почва обрабатывалась вручную каменными и бронзовыми мотыгами. Охота и рыболовство большого значения в хозяйственной жизни не имели.
Андроновцы были племенами металлургов. Они обладали медными и, оловянными рудниками и поставляли металл далеко на запад. Их литейщики обеспечивали широкое производство орудий труда (серпов, топоров, кельтов) и оружия (кинжалов, втульчатых наконечников, копий с листовидным пером), в том числе и за пределы андроновского ареала. Освоив степь и лесостепь, андроновцы в поисках новых полей и пастбищ по долинам рек проникали в таежную зону, где смешивались с аборигенным населением. В результате на юге западносибирской тайги сложились андроноидные культуры (черкаскульская, сузгунская, еловская), сочетавшие местные и пришлые традиции. Под влиянием андроновской культуры у носителей этих культур сложились собственные бронзолитейные центры, сыгравшие большую роль в распространении металла в таежной зоне.
В конце II тысячелетия до н.э. андроновская культура в Южной Сибири сменяется карасукской. Карасукские племена оказали большое влияние на сибирские культуры заключительного этапа бронзового века. Оно прослеживается на обширной территории от Верхнего Приобья до Якутии. Степная экономика в эпоху поздней бронзы претерпела некоторые изменения. В составе карасукского стада увеличилась доля мелкого рогатого скота, что сделало стадо более подвижным и позволило перейти к с сезонными перекочевкам. Таким образом, накануне эпохи железа в южносибирских степях создавались предпосылки для перехода к кочевому скотоводству.
В эпоху поздней бронзы металл распространился почти по всей территории Северной Азии. Под влиянием карасукской культуры сложился собственный металлургический центр в усть-мильской культуре Якутии (конец II-1 тысячелетия до н.э.). В первой половине 1 тысячелетия до н. э. единичные бронзовые изделия появляются в усть-бельской культуре Чукотки. Но несколько привозных бронзовых предметов не изменили ее неолитического характера. По существу население Чукотки и Камчатки продолжало жить в каменном веке.
Экономическая дифференциация севера и юга предопределила особенности социальной истории населения тайги и степи. В условиях промысловой (охотничье-рыболовческой) экономики и очень низкой плотности населения основным производственным коллективом в таежной зоне продолжала оставаться отдельная семья или группа семей. Род, лишенный хозяйственной функции, становился неустойчивым. По всей видимости, аморфность родо-племенной организации, засвидетельствованная этнографией у некоторых таежных народностей Западной и Восточной Сибири, была характерна для этой территории и в эпоху раннего металла. Более развитые общественные отношения могли сложиться у оседлых рыболовов с их специализированной продуктивной экономикой, большей плотностью населения и прочной оседлостью. Погребальный обряд могильников бронзового века, фиксирует зависимое положение женщин и выделяет наиболее удачливых охотников и служителей культа (шаманов?).
Знакомство с бронзой древнего населения южной части Дальнего Востока произошло в конце II тысячелетия до н.э. Долгое время считалось, что на юге Дальнего Востока не существовало собственной металлургии бронзы и все бронзовые предметы являлись привозными. Однако исследования 60-70 гг. ХХ в. доказали факт наличия бронзы в регионе. Бронзовый век на Дальнем Востоке имел свои особенности: большинство орудий этого периода были сделаны из камня, имитирующие бронзу. В музейных коллекциях Приамурья немало таких каменных орудий, но есть и бронзовые изделия (наконечники стрел, рыболовные крючки и т.д.).
В бассейне Амура бронзовый век представляет эворонская культура, названная по названию оз. Эворон, у которого располагаются все ее известные памятники. В поселениях этой культуры широкое распространение получила техника шлифования, использования большого количества тесел и наконечников стрел, а также несвойственная местным культурам круглодонная посуда, хотя при неолите господствовала плоскодонная керамика.
Бронзовые предметы на юге Дальнего Востока были близки изделиям из бронзы Забайкалья, Южной Сибири и Центральной Азии, это свидетельствует о наличии контактов между населением этих территорий и проникновении во II тысячелетие до н.э. отдельных групп населения из Забайкалья в бассейн Амура.
В целом, период эпохи бронзы на Дальнем Востоке был относительно коротким по времени и отличался высоким уровнем развития племен. Это период развития производящего хозяйства, расцвета каменной индустрии, распространения каменных реплик бронзовых предметов.
44. Искусство и духовная культура Бронзового века Северной Евразии.
1. Искусство эпохи бронзы весьма разнообразно.
Выделяются два хронологических пласта:
✓ искусство энеолита и ранней бронзы;
✓ развитой и поздней бронзы.
Археологи также отмечают различия в искусстве больших регионов.
В настоящее время на основании археологических материалов бронзово
века выделяют искусство населения:
✓ евразийских степей;
✓ европейского Севера и Сибири;
✓ Дальнего Востока;
✓ Кавказа.
И искусстве бронзового века выделяют:
✓ керамику и орнамент;✓ скульптуру;✓ художественное оформление предметов из металла.
Искусство палеометаллической эпохи отражало мировоззрение людей
данной эпохи.
Наиболее характерные черты этого мировоззрения - его планитарность и нацеленность на познание-.
✓ процессов мироздания;✓ источников жизни;✓ роли солнца;✓ цикличности в природе;✓ места человека в мире.
Определенную мифологическую ciliv приобретают:✓ зерно с его таинством прорастания;✓ бык - как источник оплодотворения.
зерно и бык рассматриваются как две стороны божественного начала:✓ в растительной природе;✓ животном мире;✓ земледелии;✓ скотоводстве.
Различают два хронологических этапа развития художественного человечества:
✓ ранний палеометалл;✓ развитая и поздняя бронза.
2. Для раннего палеометалла характерно развитие неолитических традиций в искусстве петроглифов и в орнаментации сосудов. Это наблюдается в северных районах, включающих всю лесную зону и Дальний
Восток.
R южных районах происходят изменения в искусстве ~ широкое Распространение получают:
✓ символы солнца;
✓ изображение Древа жизни;
✓ идеи:
• роста;
• растительных начал;
• круговорота, воскрешения и умирания в природе.
Все это находит отражение:
✓ в расписном орнаменте;
✓ рисунках:
• на петроглифах;
• сосудах.
В зонах распространения производящего хозяйства появляются новые
художественные приемы - использование красной, белой и черно!
краски.
3. Для искусства степной зоны характерны каменные изваяния. Самые древние из них археологи относят к энеолиту - началу распространения животноводства, земледелия и металлургии.
В Южной Сибири известны стелы и изображения окуневской культуры (III - начало II тысячелетия до н. э.).
Окуневское искусство — сложное археологическое явление.
Выделяют той группы изображений:
✓ простую;
✓ реалистическую;
✓ сложную (нереалистическую).
Ля первой группы изображений характерны личины-маски:
✓ с двумя кругами-глазами;
✓ поперечной полосой над глазами;
✓ без обозначенного носа.
Нос иногда обозначали точками, а от головы отходили лучи.
На некоторых изображениях отмечают три глаза.
Лы второй {реатстической) группы характерны личины, имеющие.
✓ два крупных глаза;
✓ рельефный нос.
Здесь нет поперечных полос и лучей на голове.
Сложные изображения третьей группы создают стандартный иконо-
графический образ. Здесь личины:
✓ только по форме напоминают лица;
✓ делятся поперечными полосами на три части;
✓ в верхней части имеют круги:
• двойные концентрические;
• с точками.
Круги символизируют солние и его движение:
✓ правый — восточное, восходящее солнце;
✓ левый — западное, заходящее;
✓ третий - символ полуденного солнца.
✓ переданы схематично;
✓ в средней части напоминают ноздри и отростки;
✓ в нижней - рот и овал подбородка.
От головы отходят похожие на рога или уши змееобразные отростки.
Отмечаются также солярные знаки. Это круг с четырьмя треугольными
лучами или четырехгранник с кругом внутри.
В долине Енисея и на плитах могильника Каракол в Горном Алтае
обнаружены солнцеголовые личины, выполненные краской на скалах.
Личины на окуневских стелах снабжены дополнительными изображениями, которые называют головным убором или короной.
Они имеют более сложное оформление из отростков:
✓ отходящих вверх в виде.
• волнистых линий;
• лент;
• капель;
✓ или похожих на рога.
Отдельно рассматривают волнистые линии, которые отходят вверх от
личин. Фигура с растущими из головы линиями воспринимается как
Древо жизни, но в то же время она имеет змееобразную форму. Известно, что культ змеи был широко распространен у народов Евразии.
R Евразии также обнаружены петроглифы с изображением солнечного
божество-
✓ в высокогорном святилище Саймалы-Таш;
✓ комплексе рисунков Тамгалы в Казахстане.
Изображения солнечных людей найдены на ленских петроглифах,
Амуре и в других местах.
Пля данной эпохи характерны образы:
✓ солнечного животного;
✓ антропоморфного фаллического божества;
✓ сцен оплодотворения и рождения;
✓ рожениц.
Они связаны с зарождением мифологии древних земледельцев и скотоводов. На стелах в Сибири характерно изображение быка. Это подтверждает его ведущую роль в мифологических представлениях и ритуалах людей эпохи энеолита и ранней бронзы.
Часть природно-исторических святилищ - это стелы со сложной символикой и петроглифы.
Выделяют также скульптуры малых форм. В культурах земледельческого энеолита это - керамические статуэтки женщин.
45. Общая характеристика Раннего железного века.
Этот термин был введен Гесиодом в VII - VIII вв. до н.э. Условно этот период делится на две части: ранний железный век: II - середина I тысячелетия до н.э. и поздний железный век (средневековье) со 2-й половины 1 тысячелетия н.э. (с определенными хронологическими вариациями для разных регионов). Верхней границы железный век не имеет.
В эпосах народов железный век, в целом, характеризуется отрицательно, но есть железо "доброе", которое работает, и "злое", которое убивает (у фшшо-угров). Почти у всех народов названия железа, неба или звезд совпадают, т.к. происхождение железа связывали с небом, а не с землей, т.е. поначалу использовали метеоритное железо, несколько тысяч тонн которого ежегодно падает на землю. Но в этом железе много кобапьта и никеля, поэтому оно очень тугоплавко (поэтому возможна только холодная его ковка). Куски этого железа обнаружены в погребениях Египта до династического периода (IV - III тысячелетия до н.э.),
Железный век начинается тогда, когда появляется выплавка железа из руды. Впервые это произошло в Хеттском государстве и государстве Митанни (XV в. до н.э.). Массовое вытеснение бронзы на Ближнем Востоке происходит в IX -VIII вв. до н.э. после изобретения закаливания и цементации. Источник железа в лесной зоне Евразии - болотные руды. Их обрабатывают в печах (варницы или домницы), восстанавливая железо из окисей. Железо "варили" при температуре 1539°С, вдувая при помощи мехов сырой воздух. Руда в печь загружалась вперемешку с углём. Железо появлялось в виде "теста", стекало вниз, образуя ч'блины" - крицы. Чтобы извлечь крицу, наземная часть варницы разбиралась, а затем сооружалась заново. В крицах было до 40% шлаков, поэтому их несколько раз проковывали, придавали форму; вес крицы составлял от нескольких сот грамм до нескольких килограммов. Такой способ получения железа называется сыродутным.
Люди, занимающиеся выплавкой железа, либо почитались своим народом, либо становились отверженными (Индия). Мастерские находились отдельно от поселков из-за непонятности и мистической "опасности" для окружающих самого металлургического процесса, а также в целях пожарной безопасности. Некоторые народы (на Крайнем Севере, на всей территории Америки) железа не знали.
Употребление термина "железный век" имеет долгую предысторию, как и вся схема деления исторического процесса на макроэпохи по названиям преобладающих cырьевых материалов. Впервые идея существования эпохи железа в человеческой истории была четко сформулирована в конце VIII — начале VII в. до н.э. Гесиодом[1]. Согласно его периодизации исторического процесса, основанной на сопряжении культурно-технологических и философско-этических факторов при главенстве последних, современный древнегреческому поэту железный век оказывается последней и наихудшей стадией человеческой истории, на которой людям нет "передышки ни ночью, ни днем от труда и от горя" и «лишь одни жесточайшие, тяжкие беды людям останутся в жизни»
Как видим, в отношении к оценке эпохи железа особенно сильна была взаимосвязь культурно-технологического аспекта с философско-этическим, в частности, эсхатологическим, т.е. железный век мыслился как своего рода преддверие конца света. Это вполне закономерно, ибо первичные концепции исторической периодизации окончательно оформились и запечатлелись в письменных источниках именно в начале реального железного века. Следовательно, для первых авторов, создававших периодизацию истории, культурно-технологические эпохи, предшествующие железному веку (будь то мифические, как век золота и век героев, или реальные, как век меди) были давним или недавним прошлым, тогда как сам железный век - современностью, недостатки которой всегда видны яснее и более ощутимы. Поэтому начавшаяся эпоха железа воспринималась как некий кризисный рубеж в человеческой истории. Кроме того, железо, победившее бронзу прежде всего в оружейном деле, неизбежно стало для свидетелей этого процесса символом разрушительного оружия и, шире, насилия.
Однако еще соотечественник Овидия Лукреций в 1-ой половине I в. до н.э. обосновал в поэме "О природе вещей" качественно новую, исключительно производственно-технологическую характеристику исторических эпох, и в том числе эпохи железа, которая в дальнейшем и легла в основу первой собственно научной концепции К.Ю. Томсена и Й.Я. Ворсо. Вслед за этим возникла проблема хронологических рамок эпохи железа и ее внутреннего деления, о чем в XIX в. велись долгие дискуссии. Окончательную точку в этом споре поставил основатель типологического метода О. Монтелиус. Он отметил, что единую абсолютную дату смены эпохи бронзы эпохой железа на всей территории ойкумены нельзя указать; отсчет начала железного века для каждого региона следует вести с момента преобладания железа и его производных (в первую очередь стали) над другими материалами в качестве сырья для оружия и орудий труда.
Наступлению железного века предшествует длительный подготовительный период, относящийся к предшествующим технологическим эпохам.
Еще в энеолите и бронзовом веке люди иногда использовали железо для производства некоторых украшений и простейших орудий труда. Однако первоначально это было метеоритное железо, т.е. самородное, постоянно поступающее из космоса. К выработке железа из руд человечество пришло значительно позднее.
Изделия из метеоритного железа отличаются от изделий из железа металлургического (т.е. полученного из руд) в первую очередь тем, что в составе метеоритных вещей отсутствуют какие-либо шлаковые включения, тогда как в составе металлургических такие включения, хотя бы в малых долях, неизбежно присутствуют как следствие операции восстановления железа из руд. Кроме того, метеоритное железо обычно отличается от металлургического гораздо более высоким содержанием никеля, чем обуславливается и его значительно большая твердость.
Значительно большее количество метеоритных изделий (в основном ритуально-церемониального назначения) относится к периоду бронзового века.
Очевидно, предшествующий опыт использования метеоритного железа никак не повлиял на открытие эффекта получения железа из руд. Между тем именно последнее открытие, т.е. действительное зарождение черной металлургии, имевшее место еще в бронзовом веке, предопределило смену технологических эпох, хотя и не означало немедленного окончания бронзового века и перехода к эпохе железа.
Можно выделить две важнейших стадии освоения рудного железа.
1-ая стадия — это открытие и совершенствование способа восстановления железа из руд — так называемого сыродутного процесса.
2-ая стадия - это открытие способов преднамеренного получения стали (технология цементации), а впоследствии способов ее термообработки с целью увеличения твердости и прочности изделий.
Сыродутный процесс осуществлялся в специальных печах, куда загружались железная руда и древесный уголь, разжигавшийся при подаче ненагретого, «сырого» воздуха (отсюда название процесса). Сам уголь мог быть получен путем предварительного сжигания дров, сложенных пирамидами и покрытых дерном. Сначала разжигали уголь, насыпанный на дно горна или печи, затем сверху загружали попеременно слои руды и того же угля. В результате горения угля выделялся газ - окись углерода, которая, проходя через толщу руды, восстанавливала окислы железа. Сыродутный процесс, как правило, не обеспечивал достижения температуры плавления железа (1528-1535 градусов по Цельсию), а доходил максимально до 1200 градусов, что было вполне достаточно для восстановления железа из руд. Это была своего рода "варка" железа.
Из горновой крицы, которую в раскаленном виде извлекали из печи, можно было изготавливать изделия только после предварительного удаления этой шлаковой примеси и устранения пористости. Поэтому непосредственным продолжением сыродутного процесса была горячая ковка горновой крицы, состоявшая в ее периодическом нагревании до «ярко-белого каления» (1400-1450 градусов) и в проковывании. В результате получалась более плотная масса металла, — собственно крица, из которой посредством дальнейшего проковывания создавались полуфабрикаты и заготовки соответствующих кузнечных изделий. Еще до переработки в полуфабрикат крица могла становиться единицей обмена, для чего ей придавали стандартный размер, массу и удобную для складирования и транспортирования форму — лепешковидную, веретеноообразную, бипирамидальную, полосчатую. В тех же целях самим полуфабрикатам могли придавать форму орудий труда и предметов вооружения.
Как полагают исследователи, открытие сыродутного процесса могло произойти в результате того, что при выплавке меди или свинца из руд в плавильную печь, помимо медной руды и древесного угля загружались (в качестве флюсов) железосодержащие породы, в первую очередь гематит. В связи с этим уже в результате медеплавильного процесса могли случайно появляться первые частицы железа, и не исключено, что соответствующие печи могли послужили прототипом сыродутных.
Находки наиболее ранних сыродутных печей связаны с территориями Малой Азии и Восточного Средиземноморья. Не случайно именно из этих регионов происходят и древнейшие изделия из рудного железа. Это лезвие кинжала из Телль-Ашмара (2800 г. до н.э.) и кинжал с обложенной золотом рукоятью из вышеупомянутой гробницы могильника Аладжа-Хейюк (2400-2100 гг. до н.э.), железный клинок которого, долгое время считавшийся метеоритным, будучи недавно подвергнут спектрографическому анализу, обнаружил крайне низкое содержание никеля, что говорит в пользу его рудной или смешанной природы (сочетание метеоритного и рудного сырья).
На территории бывшего СССР опыты по выработке кричного железа интенсивнее всего протекали в Закавказье и на юге Восточной Европы, в результате чего до нас дошли такие ранние железные изделия на рудной основе, как нож первой четв. II тыс. до н.э. из погребения катакомбной культуры у с. Герасимовка (Белгородская обл.), нож и шило третьей четв. II тыс. до н.э. из поселений срубной культуры Любовка (Харьковская обл.) и Ташлык (Николаевская обл.).
Сыродутный процесс постоянно совершенствовался: увеличивались объемы печей, интенсифицировалось дутье и т.д. Однако предметы из кричного железа были недостаточно твердыми до тех пор, пока не был открыт способ получения стали (цементация) и увеличения твердости и прочности соответствующих изделий путем термической обработки.
Первоначально была освоена цементация — намеренное науглероживание железа. Как таковое науглероживание, но случайное, непреднамеренное, приводившее к появлению так называемой сырцовой стали, могло происходить и ранее в ходе сыродутного процесса. Но затем этот процесс стал регулируемым и осуществлялся отдельно от сыродутного. На первых порах цементация осуществлялась посредством многочасового нагревания в древесном или костном угле железного изделия или заготовки до «красного каления» (750-900 градусов); затем стали использовать другие органические вещества, содержащие углерод. При этом глубина науглероживания была прямо пропорциональна высоте температуры и длительности нагревания железа. С увеличением содержания углерода возрастала твердость металла.
На увеличение твердости был также направлен прием закаливания, состоявший в охлаждении нагретой до «красного каления» стальной вещи в воде, в снегу, в оливковом масле или в какой-либо другой жидкости, в результате чего резко возрастала твердость вещи.
Скорее всего, как и науглероживание, процесс закалки был открыт случайно, и его физическая сущность, естественно, оставалась загадкой для кузнецов, отчего мы часто сталкиваемся в письменных источниках с весьма фантастическими объяснениями причин усиления твердости железных изделий при закаливании.
Однако закаленной стали была присуща определенная хрупкость. В связи с этим древние мастера, стремясь увеличить прочность стального изделия, совершенствовали термическую обработку; в ряде случаев они применяли такую операцию, как отпуск — т.е. нагревание изделия только до нижнего порога «красного каления», при котором происходит трансформация структуры — до температуры, не превышающей 727 градусов.
В целом освоение операций цементации и термической обработки - длительный и очень сложный процесс. Большинство исследователей полагают, что районом, где раньше всего произошло открытие этих операций (как и самого сыродутного процесса), и где их совершенствование шло быстрее всего, была Малая Азия, и прежде всего район проживания хеттов и связанных с ними племен, в особенности горы Антитавра, где уже в последней четверти II тыс. до н.э. делали качественные стальные изделия.
Именно совершенствование технологии обработки кричного железа и производство стали окончательно решили проблему конкуренции между железом и бронзой. Наряду с этим, в смене бронзового века железным существенную роль сыграла широкая распространенность и сравнительная легкость разработки железных руд.
Кроме того, для определенных районов ойкумены, лишенных залежей руд цветных металлов, дополнительным фактором развития черной металлургии явилось то, что по разным причинам традиционные связи этих регионов с рудными источниками, обеспечивавшими цветную металлургию, оказались разорванными.
Позиция Монтелиуса нашла подтверждение в последующих археологических разработках, которые показали, что сначала железо использовалось как редкое сырье для украшений (иногда в сочетании с золотом), затем — все чаще для производства орудий труда и оружия, постепенно вытесняя медь и бронзу на второй план. Таким образом, в современной науке показателем наступления железного века в истории каждого конкретного региона является начало использования железа рудной природы и стали для производства основных форм орудий труда и оружия и широкое распространение железной металлургии и кузнечного дела.
46. Закавказье в Раннем железном веке (Урарту и последующие ранние государства).
в конце 2-го тыс. до н. э. в Закавказье (Самтаврский могильник) и на Ю. Европейской части СССР. К глубокой древности восходит разработка железа в Раче (Западная Грузия). Жившие по соседству с колхами моссинойки и халибы славились как металлурги. Однако широкое распространение металлургии железа относится к 1-му тыс. до н. э. В Закавказье известен ряд археологических культур конца бронзового века, расцвет которых относится уже к раннему Железному веку: центрально-закавказская культура с локальными очагами в Грузии, Армении и Азербайджане, кызыл-ванкская культура (см. Кызыл-Ванк), колхидская культура, урартская культура (см. Урарту). На Северном Кавказе: кобанская культура, каякентско-хорочоевская культура и прикубанская культура.
Закавказье и Северный Кавказ в своем историческом прошлом обладали культурными характеристиками, как объединяющими их с соседними регионами, так и отличающими. На разных исторических отрезках в качестве главенствующей выступает то одна, то другая из этих сторон. Что касается внешних культурных влияний, то в одни эпохи Кавказ (особенно северная его часть) оказывался больше открытым в сторону Европы, а в другие - Ближнего Востока.
Уже в материалах древнего каменного века (палеолита) просматривается соседство на Кавказе культурных проявлений, свойственных как Передней Азии (главным образом на юге Кавказа), так и Европе (преимущественно на Северо-Западном Кавказе). Но при этом и те, и другие оказываются отмеченными своеобразием местного культурного колорита. В неолите (новом каменном веке) развитие культуры опирается здесь в решающей степени на собственную основу. А Северный Кавказ в это время становится источником культурных импульсов, достигающих Нижнего Поволжья и, возможно, Приазовья.
На раннем этапе периода бронзы Северный Кавказ оказывается в орбите Ближнего Востока и одновременно сам выступает в качестве своеобразного ретранслятора достижений наступившей эпохи металла в сторону предкавказских степей. В среднюю бронзу элементы уже степной культуры внедряются достаточно глубоко в горы. В это время прослеживается заметная дезинтеграция культуры, которая к концу эпохи приводит к образованию в горных районах локальных и достаточно замкнутых образований. В такие отрезки истории культура приобретала черты наибольшей местной специфики, а ее относительная изоляция способствовала существенному замедлению развития.
В раннем железном веке начинается заметное расхождение культурно-исторических судеб Закавказья и Северного Кавказа. На Южном Кавказе возникает государство Урарту, что было результатом развития этого района по месопотамской модели сложения цивилизации. Несколько позднее государственность возникает в Западном Закавказье (Колхида), но уже под преимущественным влиянием ранних цивилизаций Средиземноморья. Еще позже государственные образования возникают в Восточном Закавказье (Иберия, Албания). С IV в. до н. э. Закавказье практически целиком оказывается в сфере активного воздействия античной культуры, являясь частью периферии эллинистического мира. Эти значимые исторические процессы 1-го тысячелетия до н. э. редко переваливали Главный Кавказский хребет, и если доходили до Северного Кавказа, то лишь в виде затухающей волны и не сопровождаясь здесь сколько-нибудь заметными культурно-историческими трансформациями. С начала железного века и до великого переселения народов в горных областях Северного Кавказа развитие культуры идет без радикальных перемен. Предпосылки к сложению цивилизации и возникновению государства, сложившиеся еще на ранних этапах бронзового века (начало 3-го тысячелетия до н. э.), насколько это видно по археологическим источникам, остались здесь нереализовавшимися и в раннем железном веке.
Таким образом, Кавказ, включая и северную его часть, на протяжении всего исторического прошлого выступает не столько в качестве транзитного моста между Европой и Передней Азией, сколько в виде территории взаимодействия элементов культуры ближневосточного (ирано-туранских и левантийско-месопотамских), средиземноморского и юго-восточно-европейского регионов. Накладываясь в различных вариациях и с разной интенсивностью на местный историко-культурный субстрат, эти элементы способствовали формированию неповторимо пестрой, но при этом цельной в своей основе палеоэтнической картины Северного Кавказа. Абсолютно такое же мозаичное полотно раскрывается и в случае, если мы обращаемся к ботанико-географическим, зоогеографическим, климатическим и в целом физико-географическим характеристикам различных районов Кавказа.
Тем уникальным, что в этом исключительном этнокультурном многообразии отличает только Кавказ, являются языки кавказской семьи и один из трех распространенных здесь антропологических типов, а именно кавкасионский рассовый тип, в котором сосредоточены исконные признаки большой европеоидной расы. Оба этих показателя с наибольшей выразительностью проступают в глубинных, горных областях, составляющих относительно небольшую часть рассматриваемой территории и примыкающих к южному и северному склонам Большого Кавказского хребта. Внешне не самый броский сегмент культуры, охватываемый данной территорией, выступал тем стержнем, который на протяжении многих тысячелетий в решающей степени определял историческую самоость Кавказа. Здесь в наиболее зримой форме возникал и консервировался комплекс признаков, включая материальную культуру, хозяйственные занятия и общественные отношения, характеризующий специфику горной страны. Эта коренная часть кавказского общества в свое время не прошла до конца самостоятельный путь от раннегосударственных образований, а на значительной территории и общинно-родовых отношений, до развитой, устойчивой и структурированной государственности. Именно поэтому можно говорить лишь о преобладающем направлении внешнего культурного влияния, которому были подвержены народы, населяющие данную территорию. В указаннном смысле содержание истории народов Северного Кавказа на протяжении последних двух тысячелетий вписывается больше в контекст исторического прошлого Юго-Восточной Европы, чем Передней Азии.
47. Средняя Азия в Раннем железном веке (Бактрия, Парфия, Согдиана, Хорезм).
Обширные пространства Средней Азии, отделённые от Ирана горными хребтами Копет-Дага, представляют большое разнообразие природных условий. Северные предгорья Копет-Дага, подобно предгорьям хребтов Ирана, благоприятны для использования вод горных ручьёв в небольшом масштабе; далее к северу и северо-востоку расположены обширные пустыни, перерезаемые с юго-востока на северо-запад речными долинами Теджена (Герируда), Мургаба, Аму-Дарьи, Кашка-Дарьи, Зеравшана и, на довольно большом расстоянии, — Сыр-Дарьи. Теджен и Мургаб теряются в песках пустыни Кара-Кум; Кашка-Дарья и Зеравшан в древности впадали в Аму-Дарью; Аму-Дарья и Сыр-Дарья несу т свои воды в Аральское море. В глубокой древности часть вод Аму-Дарьи заполняла Сарыкамышскую котловину юго-западнее Аральского моря и отходила в русло Узбоя, тянущееся через Кара-Кум в направлении Каспийского моря; но в начале I тысячелетия до н. э. Узбой, по-видимому, был высохшим руслом.
Среднеазиатские реки протекают в своём верхнем течении в горных долинах; здесь местами рано могло возникнуть земледелие. До начала железного века население не обладало необходимыми орудиями, пригодными для того, чтобы создать значительные оросительные системы, которые позволили бы освоить более низменные части долин. Своенравное, изменчивое и быстрое течение Аму-Дарьи также не позволяло в ранние времена освоить ее воды для орошения.
К началу I тысячелетия до н. э. постепенно намечается образование земледельческих областей в ряде районов Средней Азии: в Арейе — по Теджену (Герируду), Маргиане — по Мургабу, Бактрии — в верховьях Аму-Дарьи, Согдиане — на Кашка-Дарье и Зеравшане, Хорезме (Хорасмии) — по нижнему течению Аму-Дарьи и у Сарыкамышской котловины. В плодородной Ферганской долине и по всему остальному течению Сыр-Дарьи земледелие возникло, повидимому, значительно позже. Степи и пустыни, окружающие эти земледельческие очаги, в начале I тысячелетия были местом обитания многочисленных кочевых племён. Как кочевые, так и оседлые племена говорили на языках иранской группы индоевропейской семьи.
Согдиа́на — распространённое греческое название области Сугуда — провинции империи Ахеменидов, занимала территорию современных Таджикистана (кроме Памира), южного Узбекистана (включая Самарканд и Бухару) и северного Афганистана.
Согдиана лежала к северу от Бактрии, между Оксом (Амударья) и Яксартом (Сырдарья), и занимала плодородные земли долины Зерафшана.
Александр Македонский объединил Согдиану и Бактрию в одну сатрапию. Позже эта сатрапия была преобразована Диодотом в Греко-бактрийское царство, которое просуществовало до III века до н. э., когда было захвачено скифами.
Долина реки Зерафшан сохраняла своё древнее имя до Средних веков, когда она была известна как Согд Самаркандский.
На территории С. находись города Мараканда (Самарканд), Кирополь и др. В 6-4 вв. до н. э. входил в древнеперсидскую Ахеменидскую державу. Вместе с Парфией Хорезмом и Арейей С. был включен в ее 11-ю сатрапию. Население С. платило значительные налоги серебром,поставляло драгоценные камни, предоставляло в распоряжение перс. царей крупные воинские контингенты. В 329—328 до н. э. население С. во главе со Спитаменом (убит в 328 до н. э.) оказало упорное сопротивление Александру Македонскому. После смерти Александра Македонского (323 до нашей эры) С. входил в царство Селевкидов, в 3 в. до н. э. — в Греко-Бактрийское царство, а в первые века н. э. — в Кушанское царство. В конце 4—5 вв. н. э. был покорен эфталитами, в 6—7 вв. — Тюркским каганатом. В конце 7 — начале 8 вв. завоёван арабами. С 4 до 8 вв. на территории С. существовало множество автономных княжеств (важнейшее — Самаркандское). С. играл видную роль в экономической и культурной жизни Востока. Купцы из С. держали в своих руках торговлю шёлком. Торгово-земледельческие колонии С. существовали на всех основных караванных путях от Монголии и Китая до Мерва. О высоком уровне культуры и искусства С. свидетельствуют многие открытия сов. археологов на его территории (Афрасиаб, Пенджикент, Варахш, Калаи-Муг и др.).
Искусство древнего С. мало изучено; об архитектуре некоторое представление дают сырцовые постройки и фортификационные сооружения городища Афрасиаба (2-я половина 1-го тыс. до н. э. — первые века н. э.), Кызыл-Кыра и Тали-Барзу (оба — первые века н. э.). Изобразительное искусство ярче всего представлено мелкой терракотовой пластикой (3—1 вв. до н. э.). Отдельные терракоты свидетельствуют о проникновении эллинистических художественных принципов; другие показывают формирование локального типа, отличающегося точной передачей этнических черт, обобщенностью и ператизмом образов.
48. Общая характеристика материальной культуры Древнегреческих городов Северного Причерноморья.
Важное место в греческих полисах Северного Причерноморья отводилось строительству храмов. По своим размерам и убранству они, конечно, уступали величественным сооружениям Афин, тем не менее, отличались своеобразным декором, оригинальной формой и стилевыми особенностями. Основные цвета, применявшиеся причерноморскими греками для раскраски своих сооружений – сине-жёлтый и красный. Полы храмов и домов богатых горожан украшались мозаикой.
При раскопках городов Северного Причерноморья найдено много разнообразных скульптур. Мраморные, известняковые и бронзовые статуи богов, героев, знатных граждан устанавливались на площадях, перекрёстках, в некрополях. Среди местной художественной богемы было немало талантливых скульпторов, хотя и уступающих в технике лучшим афинским мастерам, однако со своим, присущем именно этому региону стилем: богов и людей они изображали чётче, реалистичней, более одушевлённо, хотя и слегка небрежно.
Под влиянием скульптуры находилась коропластика – производство глиняных статуэток для украшения храмов и жилищ. Как и в скульптуре, терракотовые фигурки Афродиты, Деметры, Кибелы, Коры-Персефоны и других небожителей нередко теряют божественный облик и наделяются чертами обычных женщин. И хотя эти статуэтки, как правило, не отличались высоким качеством изготовления, однако в оригинальности им не откажешь.
Стремились к оригинальности и художники. Они создали своеобразный "боспорский" живописный канон, для которого характерна эклектика, сознательная непропорциональность, отсутствие перспективы, необычное применение красок (например, зелёная лошадь). Сильной стороной боспорских художников была портретная живопись. И, опять же, богов живописцы изображали глубоко человеческими образами – пример тому лик Деметры на своде одного из пантикапейских склепов. Вероятно, позировала художнику местная красавица.
Не отставали от художников и керамисты – под влиянием лучших образцов посуды, привозимой из различных областей античного мира, они создали несметное количество расписанных сценами из жизни богов и смертных амфор, киликов, ойнохой, гидрий и прочих необходимых в быту изделий, которыми с удовольствием пользовались не только греки, но и все, живущие по обеим сторонам Днепра народности.
Особого восхищения заслуживают северо-причерноморские ювелиры. То, что принято называть скифским золотом, создано не скифами, а греческими мастерами. Однако и здесь им хватало оригинальности, но не хватало усидчивости: наиболее значимые шедевры, такие, как пектораль из кургана Толстая Могила или знаменитый золотой гребень из Солохи, по мнению учёных, созданы не местными, а приезжими ювелирами, работавшими в Пантикапее по приглашению боспорских царей.
Античная цивилизация без своеобразной культуры Северного Причерноморья не мыслима. Несмотря на свою периферийность, она внесла огромный вклад в копилку мировых ценностей. Обилие художественных произведений, созданных как приезжими, так и местными мастерами, свидетельствует о значительной тяге жителей этого региона к искусству.
49. Древняя Ольвия в свете данных археологии.
1. В начале IV в. до н. э. развивался город-государство Ольвия. Данное государственное образование находилось на нравом берегу Южно-Бугского лимана. В IV в. до н. э. город занимал значительные площади. Город:
✓ делился на нижний и верхний, расположенный на вершине холмов;
✓ имел правильную планировку.
• его территория была разбита на кварталы;
• улицы пересекались под прямым углом.
В нагорной части располагались:
общественные здания;
✓ дома богатых горожан;✓ храмы.
В центральной части верхнего города была площадь (атора), от кото-
рой начиналась главная городская магистраль.
Территория Ольвии расширялась в IV в. до н. э. Город обносят крепостной стеной с башнями. В центральной части был возведен храм.
Также был сооружен постамент для вырезанных на каменных плитах
декретов.
К оливийской агоре примыкал священный участок с большим алтарем, храмами Зевса и Аполлона.
2. В Ольвии было развито ремесло. Процветала торговля:
✓ с Милетом;✓ островами Родос и Самос.
Олмия поставляла в греческие города:
* хлеб; ✓ рыбу;
^ скот; ✓ рабов.
Хлеб — основной продукт, импортируемый скифами.
Жилые дома в Ольвии строятся из камня.
В III в. до н. э. в Ольвии появляются богатые дома со сложной планировкой. Отмечены двухэтажные дома.
Для них характерны :
✓ внутренний двор;✓ каменные колонны;✓ мозаика.
Оливия имела республиканскую форму правления и может быть охарактеризована как рабовладельческая демократия. Высший орган
правления - Совет народного собрания города.
Во II в. до н. э. город попадает в зависимость от скифов. Археологи отмечают появление монет с изображением скифского царя Скилура.
Рельеф местности, на которой находилась древняя Ольвия, обусловил форму крепости в виде неправильного треугольника. Ольвия занимала плато из трёх частей: Верхний город, Средняя часть (склона) и Нижний город. Часть Нижнего города в наше время находится под водой.
История Ольвии делится на два периода, рубежом которых является гетский разгром в середине I века до н.э.
Догетский период
Единой точки зрения на дату основания Ольвии до сих пор нет. Некоторые исследователи говорят о рубеже VII-VI веков до н.э., другие считают, что город был основан в начале или в течении VI века до н.э.
Раскопки показали единичность фрагментов керамики последней четверти VII века до н.э. и массовость материалов, относящихся к VI веку до н.э.
В VI веке до н.э. была освоена вся территория Верхнего города, за исключением северной части, занятой Некрополем. Северная границы города по-видимому проходила чуть севернее Зевсова кургана, где отрыты остатки жилищ VI-начала V веков до н.э. В своих южных границах город доходил до Заячьей балки.
Рост города шёл также с юга. К концу VI века до н.э. Нижний город проходил до границ Северной балки.
Во второй половине VI века до н.э. в Верхнем городе на линии главной улицы возникают Теменос и Агора.
На рубеже VI-V веков до н.э. возникает жилой район в пригороде площадью 1500 м2. Жилища представляли из себя землянки преимущественно прямоугольной формы. В полу некоторых из них сохранились углубления от угловых и центральных столбов. В землянках найдена привозная керамика конца VI-V веков до н.э. и терракотовые статуэтки. Кроме землянок в южной части пригорода открыты остатки сооружения слегка заглублённого в землю. В VI веке до н.э. оно состояло из одного помещения, а в начале V века до н.э. - из четырёх. В центральном помещении с севера примыкала комната с зольником, с востока - кладовая для хранения вина и оливкового масла. В западном помещении имелась глинобитная посуда. Ю.И. Козуб трактует этот комплекс за святилище, считая, что зольник - алтарь, а площадка имела культовое значение.
Время V века до н.э. и третья часть IV века до н.э. - период расцвета Ольвии. Геродот сообщал, что в первой половине V века до н.э. были сооружены оборонительные стены. Северная линия обороны города V века до н.э. совпадала с границей города VI века до н.э. В V веке до н.э. город принимает новый облик, в соответствии с разработанной планировкой, который местами соответствует гипподамовой системе, но в целом не имеет чётко выделенных квадратов.
Район общегородского значения, в непосредственном соседстве с Агорой и Теменосом продолжал интенсивно застраиваться. До середины V века до н.э. в окраиной части города ещё были землянки.
С последней четверти IV века до н.э. начинается второй этап экономического и политического расцвета. Это нашло отражение в новом росте хоры, развитии местного производства, оживлении торговых отношений, интенсивном строительстве. Город эпохи эллинизма ,наиболее полно сохранившийся, даёт возможность воссоздать отдельные городские ансамбли, планировку домов, городские хозяйства в целом.
В IV веке до н.э. город расширяется и занимает территорию Некрополя VI-V веков до н.э. около Северной балки. Возводится северная линия обороны в соответствии с границами. По мнению А.Н. Карасеева ольвиополиты создали в VI веке до н.э. хранилища, которые тянулись от Северных ворот до Западных.
В окраиной части, где жили в основном ремесленники дома имели от трёх до одиннадцати помещений. Благоустройство домов дополнялось наличием цистерн для воды, особенно необходимых в Верхнем городе. Цистерны были вырыты в материке, а их стены были покрыты гидравлическим раствором. Их глубина достигала 7-8 метров. В Нижнем городе во всех домах имелись колодцы. К благоустройству относится и наличии во дворах водопроводов, отводивших воды в городские магистрали.
О керамическом производстве пока свидетельствуют только местная керамика. О развитии литейного производства - многочисленные находки литейных форм, особенно в слоях IV-III веках до н.э.
К концу IV века до н.э. Ольвия вступила в полосу затяжного кризиса. Прекращает своё существование большинство поселений на хоре Ольвии. Ухудшаются взаимоотношения с соседями, вследствие чего сооружаются стены вдоль береговой полосы. Строительство общественных зданий прекращается. К концу II века до н.э. завершает своё существование Теменос и Агора. В середине I века до н.э. Ольвия была разгромлена гетами, о чём свидетельствуют следы многочисленных пожаров, фиксируемых раскопками в различных частях города.
50. Древний Херсонес в свете данных археологии.
1. В конце V в. до н. э. возник и развивался город Херсонес. Он располагался на юго-западе Крымского полуострова. В III в. до н. э. Херсонес.
✓ занимал площадь в 38 га;
✓ имел правильную планировку улиц.
В центре города располагались общественные здания, храмы, на окраине - ремесленные мастерские.
Башни и крепостные стены Херсонеса, в ширину достигавшие 4 м. и
в высоту 10м, были сложены из каменных плит.
Рядом с городом находились подвластные ему сельскохозяйственные
поселения.
Археологи отмечают поселение Керки-нитида (совр. Евпатория),
стоявшее из сельскохозяйственных усадеб. Вокруг жилых помещений
отмечены постройки для хранения продуктов и инвентаря. Земля в
усадьбе разделялась на прямоугольные участки виноградников.
Для сельского хозяйства Херсонеса характерно:
✓ выращивание хлеба для внутреннего потребления;
✓ винограда, из которого изготовляли вино для продажи.
В Хепсонесе развиты производства:
✓ гончарное - изготавливают-.
• амфоры;• чернолаковую столовую посуду;• терракотовые статуэтки;
✓ ткацкое;
✓ оружейное;
»/ ювелирное.
Херсонсс - город-государство рабоаладельчсской демократии. Археологами найден интересный документ - присяга граждан Хсрсонеса относящаяся к III в. до н. э. Текст выбит на мраморной плите. Каждый гражданин должен был именем богов поклясться охранять демократический строй своего полиса.
Рабы использовались в ремесленном производстве и домашнем хозяйстве
2. Культ у жителей Херсонеса был представлен поклонение пантеону богов. среди которых:
✓ верховное божество - Дева, в честь которой в городе находился храм и жертвенник, выстроенные на акрополе;
✓ Херсонес, олицетворявший город;
✓ герой греческой мифологии - Геракл, пользовавшийся популярностью наряду с местными культами.
В 63 г. н. э. Херсонес перешел под власть Рима. В городе был размещен римский легион.
Хозяйственная жизнь города в период господства Рима продолжала
развиваться. Основу экспорта во внешней торговле Херсонеса в первые века н. э. составляла рыба.
Во времена римского господство город нормально продолжал считаться Свободным, то есть
✓ чеканил свою монету;
✓ выбирал горожан на различные должности.
Однако фактически Херсонес находился на положении римского провинциального центра.
51. Античные города Боспорского царства по данным археологии.
1. Побережье Керченского пролива имело выгодное географическое положение, поскольку здесь проходил оживленный водный путь из Греции, Средиземного и Черного морей в Азовское море (древнюю Меотиду). Оц отрыт доступ-
✓ к киммерийцам; ✓ меотам;
✓ скифам; ✓ синдам.
На керченском полуострове археологами обнаружены древние города:
✓ Пантикапей✓ Феодосия;✓ Тиритака;✓ Нимфей;✓ Мирмекий.
2. Большинство боспорских городов было основано в VI в. до н. э. ионийцами, выходцами из Милета. В 480 г. до н. э. ионийцы объединились и образовали Боспорскос царство, просуществовавшее 900 лет. В IV в. н. э. его завоевали гунны.
При правителях династии Спартокидов в IV—III вв. до н. э. Боспор
распространил влияние на многочисленные местные племена.
Главный город Боспорского царства - Пантикапсй. Он находился на
месте современной Керчи.
Город был обнесен крепостной стеной. На вершине горы возвышало!
акрополь — крепость внутри города, в котором располагались обществ венные здания.
для архитектурных сооружений античного пантикапея характерны:
✓ изящество и высокий уровень строительного искусства;
✓ использование при строительстве домов тщательно отесанных известковых плит;
✓ покрытие крыш черепицей.
В городе также располагались зернохранилища.
Самый большой боспорский город на восточном побережье Керченского пролива - Фанагория. Здесь открыты остатки каменных зданий, в которых жили греки. В городе обнаружены-.
✓ принадлежности для гимнастических упражнений;
✓ несколько стригилей;
✓ арибаллы — специальные сосуды, в которых хранили масло для натирания тела.
Фанагория — прежде всего торговый город. Археологами обнаружены
склады амфор V в. до н. э., служивших для хранения и транспортир
ровки большого количества жидких и сыпучих продуктов.
У греческих городов обнаружены погребения. Греков хоронили в каменных саркофагах, покрытых пышной резьбой и гипсовыми украшениями. Саркофаги помешали в могильные ямы и склепы, который выкладывались из камня по типу греческих домов, со ступенчатыми сводами.
Античные города являлись также центром сельского хозяйства. Археологи отмечают множество сельских поселений у Боспора.
Эту поселения
✓ Гсоргиевка;✓ Киммерийка;✓ Андреевка Южная.
Большинство сельских поселений датируется IV— III вв. до н. э.
Так, раскопки в Андреевке Южной показывают,________ что в конце
IV в. до н. ). существовала большая рабовладельческая сельскохозяйственная усадьба:
✓ с оградой;✓ двором;✓ хозяйственными помещениями;✓ зерновыми ямами.
Владелец усадьбы вел хозяйство на денежной основе, т. с. Продавал продукты за деньги. Об этом свидетельствуют находки монет.
Боспор — главный поставщик хлеба в Афины. При правителе Левконе
I (IV в. до н. э.) из Боспора в Афины вывозилось 400 тыс. медимнов хлеба (I медимн = 39,17 кг).
Для Боспора характерна двухпольная система земледелия.
Земля делилась на два участка:
✓ один из них оставался пол паром;
✓ другой обрабатывался ралом с полозом.
Землю для посевов обрабатывали железными мотыгами полулунной
формы. Урожай убирали железными серпами.
Для керамики характерно изготовление сосудов различных форм.
Наиболее интересны амфоры - расширяющийся сверху, узкогорлый
сосуд с двумя высокими ручками по бокам.
В амфорах жители перевозили:
✓ зерно;✓ вино;✓ масло.
Для домашнего быта населения Боспора характерно:
✓ употребление пелики;✓ кратеры для смешивания вина с водой;✓килики для вина;✓ гидрии;✓ туалетные сосуды.
Художественную посуду обжигали дер жру:✓ один раз — перед росписью;✓ другой — после нанесения рисунка.
Орнамент на сосудах — сюжетный. На поверхность сосудов наноси-
лось изо
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
Археология... изучает историю человечества по материальным памятникам... занимается...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Андроновская культура
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов