Реферат Курсовая Конспект
Версия М. Гимбутас - раздел Культура, Поисками определенных археологических памятников Известный Археолог Мария Гимбутас Полагала, Что К Началу Новой Эры Праславяне...
|
Известный археолог Мария Гимбутас полагала, что к началу новой эры праславяне уже были значительным народом, который, однако, будучи автохтонным населением северного Прикарпатья, жил под игом пришельцев, сначала с востока, а затем с запада[16]. После ухода готов, которых ассоциируют со сравнительно более развитой черняховской культурой, в данном регионе наблюдается возврат к традициям раннего железного века, прослеживавшимся во время владычества готов и других пришлых племен лишь на некоторых изолированных территориях[17]. Обращаясь к предшественникам славян, М.Гимбутас усматривала следы их предков в местной чернолесской культуре раннего железного века, процветавшей в Прикарпатье до нашествия сарматов, а затем германцев.
62. Зарубинецкая культура.
Зарубинецкая культура, археологическая культура, распространенная около 1 в. до н. э. — 1 в. н. э. на территории Среднего и отчасти Верхнего Приднепровья. Некоторые исследователи считают ее древнеславянской. Названа по могильнику у с. Зарубинцы Переяслав-Хмельницкого района Киевской области УССР, обнаруженному В. В. Хвойкой в 1899. Для З. к. характерны бескурганные могильники с трупосожжениями. Отдельные трупоположения встречены лишь в двух пунктах (Корчеватое, Велемичи). Остатки небольших поселений З. к. со следами наземных или несколько углублённых в землю жилищ часто расположены на высоких и труднодоступных местах. Население жило родовым строем, занималось земледелием, скотоводством, а также охотой и рыбной ловлей. Орудия труда делались из железа, различные украшения — из бронзы. Керамика лепная. З. к. развивалась под влиянием латенской культуры. На З. она граничила с пшеворской культурой.
63. Черняховская культура.
Черняховская культура археологическая культура железного века III—IV вв. в степи и лесостепи от Нижнего Подунавья до левобережья Днепра. Названа по селу Черняхов Киевской области (Украина). Исследованы остатки поселений и грунтовые могильники с трупосожжениями и трупоположениями. Население (даки, сарматы, готы, потомки скифов, анты и др.) занималось скотоводством, земледелием, ремёслами.
Во II—IV вв. н. э. на всей территории от Среднего Поднепровья до Южного Буга, Днестра и Прута распространяется так называемая Черняховская культура полей погребений, получившая своё название от села Черняхов, Киевской области Украины, где был открыт и раскопан обширный могильник, насчитывающий несколько сот захоронений— трупоположений и трупосожжений.
Черняховская культура представлена многочисленными поселениями и могильниками. Поселения — большие неукреплённые селища (их насчитывается в настоящее время уже несколько сот) — расположены по берегам рек и ручейков, вдоль их южных и восточных склонов. Жилища в поселениях наземные или несколько углублённые, и те и другие — дерево-глинобитные. Поблизости от поселений располагаются могильники, обычно довольно больших размеров, с трупосожжениями и трупоположениями, обставленными сосудами и снабжёнными типичными для данной культуры мелкими украшениями и предметами домашнего обихода. Керамика, как сопровождающая захоронения, так и с поселений, серого и черного цвета, великолепного качества, разнообразных форм, нередко украшенная орнаментом, в огромном своём большинстве сделана на круге. Довольно многочисленна, особенно на поселениях, импортная посуда, в частности амфоры, в которых с юга, из северочерноморских городов, доставлялись растительное масло и вино. Встречается и стеклянная посуда, а ещё чаще — стеклянные бусы, бронзовые, а иногда и серебряные фибулы, пряжки, подвески, костяные гребни и т. д. Совершенно отсутствует оружие.
Черняховцы жили в больших неукрепленных поселениях. Наземные жилища и землянки располагались рядами. Площадь некоторых наземных домов, принадлежавших, вероятно, большим патриархальным семьям, превышала 100 м². У наземных построек стены возводились из жердей, обмазанных глиной. Полы представляли либо утрамбованную землю, либо покрывались глиной. Жилища отапливались каменными или глиняными очагами. У домов найдены хозяйственные постройки и ямы-хранилища, иногда глубиной до 3 метров.
По границе распространения Черняховской культуры до нашего времени сохранились так называемые Змиевы и Трояновы валы.
Были развиты железообрабатывающее, кузнечное, бронзолитейное, камнесечное, косторезное ремёсла, причём мастера работали преимущественно на заказ и лишь частично на рынок. Анализ технологии выявляет относительно высокий уровень железообрабатывающего ремесла. Железоделательные горны открыты на поселениях в небольшом количестве. Отдельное скопление таких горнов обнаружено под Уманью.
В Ильинецком районе Винницкой области обнаружен Ильинецкий карьер — древний карьер по добыче вулканического туфа для изготовления жерновов к мельницам. Археолог П. И. Хавлюк, обнаруживший карьер, датирует его создание III в. н. э. и приписывает его к Черняховской культуре.[3]
Черняховские ювелиры производили различные украшения из бронзы, серебра, золота. Были распространены украшения из полудрагоценных камней, янтаря и стекла. В изготовлении ювелирных изделий использовалась зернь и скань. Одежда застёгивалась на плече художественно оформленными металлическими фибулами. Другими видами украшений были височные кольца, браслеты, гривны, ременные бляхи.
Создателями Черняховской культуры были земледельческие племена, которые достигли несколько более высокого уровня развития, чем их северные соседи. Ремесленное производство характеризуется появлением гончарного круга, употребление которого было заимствовано этими племенами из областей римского мира.
Общественный строй носителей Черняховской культуры отмечен возникающим имущественным неравенством членов племени. Инвентарь погребений и состав кладов показывают, что в руках отдельных лиц скапливались сокровища, включавшие ценные предметы и римские серебряные монеты. Примечательно, что, собирая римское серебро, это население не сохраняло медной монеты. Известны клады, содержащие сотни императорских серебряных монет, общий вес которых достигает 4— 20 кг.
Носители черняховской культуры находились в тесном общении с Северным Причерноморьем и дунайскими провинциями, свидетельством чего являются, помимо монет, многочисленные находки амфор и инкрустированных металлических украшений из причерноморских центров, краснолаковая керамическая посуда, стеклянные изделия и т. д. Этот приток монет и вещей так называемой «провинциальной римской культуры» несколько сократился с середины III в. н. э. в связи с начавшимся передвижением европейских племён и натиском их на границы Римской империи.
Этнический состав носителей черняховской культуры при современном состоянии науки трудно определить более точно. Очевидно, носителями её в разных местностях были различные этнические элементы, жившие по соседству друг с другом. Например, в Поднестровье это были фракийские племена и та часть готов, которая там осела. В Среднем Поднепровье в создании тамошнего варианта черняховской культуры участвовала часть, повидимому, славянского населения, смешавшегося здесь с давним сарматским населением.
Считается, что черняховская культура по времени и значительной части территории совпадает с государством Ойум, основанном готами в начале III в. н. э. и уничтоженным гуннами в конце IV века. Большинство исследователей считает, что черняховская культура была полиэтничной. Её основу, по-видимому, составляли славянские племена (анты). Также здесь жили фракийцы-даки, ираноязычные сарматы и завоеватели — готы. Мнение о такой многоэтничности черняховской культуры основывается, главным образом, на наличии локальных особенностей в домостроительстве, керамике и погребальном обряде её носителей.
Академик Б. А. Рыбаков на основе анализа многочисленного археологического материала показал, что черняховскую культуру следует относить к ранней древнеславянской, и доскональный анализ, проведенный археологом, скорее свидетельствует не о зарождении черняховской культуры за счет задержавшихся там готов, но скорее о заметном её упадке в тот период. Существует гипотеза о перерастании её в в пражскую [4], однако керамика этих культур сильно разнится. Возможно, пражскую культуру образовала западная часть черняховцев. Значительную часть территории черняховской археологической культуры позднее занимала Пеньковская культура.
Считается, что именно во времена существования черняховской культуры праславянский язык позаимствовал много слов германского происхождения: хлеб, хлев, скот, блюдо, котелок, колодец, шлем, меч, полк, дружина, витязь, князь, труба, церковь, стекло, буква, редька[5].
[править]
Антропологический облик
Черняховское население обнаруживает близость к вельбарской культуре и характеризуется кельтским и балтским типом. Фиксируются значительные миграционные потоки из районов Центральной и Северной Европы[6].
Наиболее обосновано мнение, что Ч. к. была уничтожена гуннским нашествием в конце 4 в., однако существует гипотеза о перерастании её в древнеславянскую и даже древнерусскую культуру. (БСЭ).
64. Археологические культуры ранних славян VI - VII вв.
Изучение этногенеза славян с помощью археологии наталкивается на следующую проблему: современной науке не удаётся проследить до начала нашей эры смену и преемственность археологических культур, носителей которых можно было бы уверенно отнести к славянам или их предкам. Отдельные археологи принимают некоторые археологические культуры на рубеже нашей эры за славянские, априори признавая автохтонность славян на данной территории, даже если её населяли в соответствующую эпоху другие народы согласно синхронным историческим свидетельствам.
[править]
Славянские археологические культуры V—VI вв.
Карта балтийских и славянских археологических культур V—VI вв.[источник не указан 596 дней]
Появление археологических культур, признанных большинством археологов славянскими, относится лишь к V—VI векам, соответствуя следующим близким культурам, разделённым географически:
Пражско-корчакская археологическая культура: ареал протянулся полосой от верхней Эльбы до среднего Днепра, соприкасаясь на юге с Дунаем и захватывая верховья Вислы. Ареал ранней культуры V века ограничен южным бассейном Припяти и верховьями Днестра, Южного Буга и Прута (Западная Украина).
Соответствует местам обитания склавинов византийских авторов. Характерные признаки: 1) посуда — горшки ручной лепки без украшений, иногда глиняные сковороды; 2) жилища — квадратные полуземлянки площадью до 20 м² с печами или очагами в углу или же срубные дома с печью в центре; 3) погребения — трупосожжения, захоронение останков кремации в ямках или урнах, переход в VI веке от грунтовых могильников к курганному обряду погребения; 4) отсутствие инвентаря в погребениях, встречаются лишь случайные вещи; отсутствуют фибулы[10] и оружие.
Пеньковская археологическая культура: ареал от среднего Днестра до Северского Донца (западный приток Дона), захватывая правобережье и левобережье средней части Днепра (территория Украины).
Соответствует вероятным местам обитания антов византийских авторов. Отличается так называемыми антскими кладами, в которых находят бронзовые литые фигурки людей и животных, расцвеченные эмалями в специальных выемках. Фигурки по стилю аланские, хотя техника выемчатой эмали пришла вероятно из Прибалтики (наиболее ранние находки) через провинциально-римское искусство европейского Запада. По другой версии эта техника развилась на месте в рамках предшествующей киевской культуры. От пражско-корчакской культуры пеньковская отличается, кроме характерной формы горшков, относительным богатством материальной культуры и заметным влиянием кочевников Причерноморья. Археологи М. И. Артамонов[11] и И. П. Русанова[12] признавали булгар-земледельцев основными носителями культуры, по крайней мере на её начальной стадии.
Колочинская археологическая культура: ареал в бассейне Десны и верховьев Днепра (Гомельская область Белоруссии и Брянская область России). Примыкает на юге к пражской и пеньковской культурам. Зона смешивания балтских и славянских племён. Несмотря на близость к пеньковской культуре В. В. Седов относил её к балтской на основании насыщенности местности балтскими гидронимами, но другие археологи не признают данный признак этноопределяющим для археологической культуры.
Пражская культура — археологическая культура древних славян (V—VII вв.), в Центральной и Восточной Европе (от Эльбы до Дуная и среднего Днепра). Названа по характерной лепной керамике, впервые обнаруженной близ Праги чешским археологом И. Борковским. Исследователь отметил, что подобная глиняная посуда известна также на территории Польши и Германии, и предложил именовать её пражской, полагая при этом, что она развивалась автохтонно из керамики культуры погребальных урн и кельтской. В некоторых работах эта культура объединяется с корчакской и называется пражско-корчакской.
Первоначально пражская культура была распространена на территории южной Польши, Чехословакии и северо-западной Украины (Шумское городище). Позднее ареал её расширился в северную часть Польши, восточные районы Германии, южную Белоруссию, среднюю часть Правобережной Украины, Молдавию и Румынию. Это привело к смешению пражской культуры с местными, более ранними культурами и возникновению локальных вариантов. По другим версиям исток Пражской культуры следует искать в бассейне реки Припять (Южная Белоруссия), где следы культуры датируются IV веком[5]
Основными памятниками пражской культуры являются неукреплённые поселения — селища. Обычно они располагались по берегам рек и иных водоёмов, часто на склонах надпойменных террас. Изредка находились и на открытых местах плато. Селища имели в основном небольшие размеры и состояли в среднем из 8-20 хозяйств. Пражская культура представлена неукреплёнными поселениями с жилищами-полуземлянками, имеющими печи-каменки, полями погребальных урн и, грунтовыми бескурганными могильниками и курганными могильниками с трупосожжениями. Основу пражской керамики составляют высокие горшки со слегка суженным горлом и коротким венчиком. Наибольшее расширение их приходится на верхнюю треть высоты. Поверхность сосудов обычно коричневатая, изредка несколько сглаженная. Большинство их лишено орнаментации, лишь изредка встречаются горшки с косыми насечками по верхнему краю венчика. Вся эта керамика изготовлена без помощи гончарного круга, технология которого была известна ранее (Пшеворская культура), но была утеряна в связи с великим переселением народов.
Пеньковская (антская) культура — славянская раннесредневековая археологическая культура VI — начала VIII века, распространённая на территории Молдавии и Украины от бассейна реки Прут до Полтавской области, где она вытесняется салтово-маяцкой культурой[1].
К наиболее исследованным памятникам пеньковской культуры относятся поселения Вильховчик, Будище, Игрень-Подкова и группа могильников в окрестностях села Большая Андрусовка в Поднепровье; поселения Хитцы, Заньки, Бельск, Полузорье, Сушки на левобережье Днепра; поселение Скибницы, Семенки, Кочубеевка и металлургический комплекс возле села Гайворон. на Южном Буге.
Ареал распространения пеньковской культуры охватывает обширное пространство Восточноевропейского пограничья лесостепи и степи от Северского Донца на востоке до Молдавии на западе. В северном направлении от Прута до Правобережного Поднепровья он соприкасается с пражской культурой, а на левобережье Днепра — с колочинской. На территории современной Украины сейчас известно более 300 памятников пеньковской культуры.
Пеньковцы селились близ рек в неукреплённых поселениях, состоящих как правило из полуземлянок. Поселения располагались гнёздами, по 3-5 селищ, на расстоянии 5-7 километров. Площадь селищ не превышала 2-3 гектаров. За редким исключением, количество жилищ было не больше 30, при этом использовалось одновременно не больше 12-15. Полуземлянки наблюдаются двух видов — каркасные и срубные. Каркасная полуземлянка представляла собой яму 0,6-0,8 метров, по периметру которой находились укрепляющие жилище столбы. Кровля была покрыта брёвнами. Срубная полуземлянка представляла собою яму тех же примерно размеров, но внутри неё находился деревянный сруб. Каркасные постройки считаются более ранними по времени, а срубные более поздними. Форма жилищ обычно прямоугольная, иногда овальная. В овальной форме также сказывается кочевническое влияние. Крышу жилища обычно покрывали соломой или камышом, в дальнейшем засыпая крышу землёй.
Вход в жилище обычно располагался с южной или восточной стороны. Отапливалось жилище очагом или печью-каменкой. Для ранних жилищ характерны очаги, а для поздних каменные печи. Обычно очаг или печь находились в противоположном углу от входа. Очаг обычно делался из крупных и мелких кусков песчаника. В его строении видны ещё кочевнические настроения. Печи-каменки делались также из песчаника. Камни между собой скреплялись глиною, а иногда вообще ничем не скреплялись. Иногда в основу печи клали большую каменную плиту.
Хозяйственные ямы представляют собой углублённые в почву на 0,7 −0,9 метров ямы. Они служили для хранения различных продуктов. В них часто находят керамику, кости и тому подобное. Количество хозяйственных ям обычно превышает количество жилищ (примерно на одно жилище 4-5 хозяйственных ям). На поселениях, исследованных широкими площадями, известны очаги и печи за пределами сооружений. Очаги глинобитные или каменные, диаметром около 1 м, печи близкие по конструкции к бытовым. Они размещались вблизи жилищ и использовались в летнее время как кухни. Не исключено, что над летними кухнями сооружались перекрытия, следы от которых не сохранились.
Исследователи полагают, что пеньковцы были узколицыми и характеризовались мезокранией. Генетически они являются наследниками черняховской культуры с заметной иранской примесью. Предполагается, что пеньковцы вошли в состав южно-русского, украинского, а также сербского и хорватского населения.
Погребальный обряд представлен трупосожжениями (что отличает данную культуру от предшествующей черняховской). Трупосожжения производились на стороне с последующим погребением в ямах. Погребения делятся на урновые и безурновые. Погребальный инвентарь крайне бедный: бронзовые украшения — трапециевидные и спиральные подвески, браслеты, стеклянные бусы, серьги, фибулы. Погребения, как правило, располагались в 0,5-1 километров от селищ на низких или возвышенных участках местности. Курганы отсутствовали, что отличает эту культуру от исторических кривичей и вятичей.
Основу хозяйства составляло пашенное земледелие и приселищное животноводство. Практиковалась и ручная обработка земли приусадебных участков железными теслами-мотыжками. Культивировали несколько видов пшеницы и ячменя, а также просо, овёс, рожь и коноплю.
Колочинская культура — раннесредневековая археологическая культура (V—VII века), расположенная на территории Гомельской, Брянской[1] и Курской областей.
Колочинская культура получила свое название по городищу у д. Колочин в Гомельской области, раскопанному почти полностью в 1955-1960 гг.
Колочинцы жили в неукреплённых селищах (что отражает период затишья между гуннской и аварской экспансиями), состоящих из землянок.
Посуда (кухонные горшки, сосуды для хранения продуктов, миски, диски и сковороды) была грубо слеплена из глины без использования гончарного круга и неорнаментирована. Основные формы горшков: баночные, тюльпаноподобные, ребристые, цилиндроконические.
Мёртвых кремировали, а прах помещали в урны[3].
Жилища представляли собой небольшие прямоугольные полуземлянки с центральным опрным столбом. Конструкция стен чаще столбовая. Площадь полуземлянок 9-22 кв. м. Жилища отапливались каменными очагами или печами-каменками.
Городища в ареале культуры единичны и сложились убежищами для окрестного населения. Наиболее полно изучено городище Колочин-1, расположенное по мысу. С напольной стороны оно прикрывалось двумя валами. Еще один вал опоясывал площадку, по его верху шла деревянная стена.
Основой хозяйства племен колочинской культуры были земледелие и скотоводство. Земледелие уже было пашенным, о чем свидетельствует находка сошника на селище у д. Тайманово. В Колочине обнаружены обгорелые зерна проса и чечевицы. Охота и рыбная ловля играли вспомогательную роль.
65. Археологические культуры славян VIII - IX вв.
В конце VII в. Происходит, как считают некоторые исследователи, перемещение части славянского населения, обитавшего на пространстве от Дуная до Днепра, на северо-восток и восток от этой территории в районы левобережного Днепра. Постепенно смешиваясь с местным населением, переселенцы, носители традиций поздней пражской – ранней лука-райковецкой культур, осваивают лесостепные территории вплоть до Верхнего и Среднего Дона. На этом пространстве складывается РОМЕНСКАЯ и БОРЩЕВСКАЯ культуры, которые всеми безоговорочно признаются славянскими. Они существовали одновременно (VIII-Х в.) и были чрезвычайно близки по многим деталям между собой, поэтому иногда культуру называют роменско-борщевской. Общими для обеих культур являются: пашенное емледелие в качестве основы хозяйства, преобладающий тип поселений –селища, полуземляночные жилища прямоугольной формы с печами в одном из углов, развитое косторезное дело, лепные сосуды, украшенные оттисками веревочного штампа или пальцевыми вдавлениями по краю венчика, обряд погребения – подкурганные трупосожжения на стороне. Однако имеется целый ряд различий, касающихся домостроительства, набора украшений и предметов костюма, деталей погребального обряда.
ХОЗЯЙСТВО. Как уже говорилось, основу хозяйства составляло пашенное земледелие, при котором использовались пахотные орудия с широкими железными нарыльниками, наиболее удобными при освоении нетронутых земель, и небольшими нарыльниками для возделывания старопахотных почв. Вырашивались пшеница, просо, на позднем этапе появилась рожь. Для обработки небольших участков (огородов?) использовались мотыги и мотыжки. Урожай убирался железными серпами устойчивых выраженных форм. Анализ остеологического материала показывает решительное преобладание костей домашних животных — крупного рогатого скота, затем свиней и мелкого рогатого скота. Широкое распространение разнообразных железных изделий говорит о местном характере металлообработки и местном железодобывающем промысле. Следы обработки цветных металлов, льячки, тигли и литейные формы для изготовления отдельных украшений найдены на многих поселениях. Исследователи указывают на заметное количество салтовских украшений, которые чаще всего встречаются в ареале роменских памятников VIII-IX вв. Для памятников раннего периода вплоть до IX в. оказываются характерными находки украшений, связанных своим происхождением с дунайскими территориями (полых золотых серег, подессок-лунниц, зерненых височных колец). В то же время появляйся височные пяти- и семилучевые кольца, украшенные ложной зернью. Форма и стиль этих украшений восходят к образцам византийского ювелирного искусства. В качестве сырья использовался цветной металлолом и серебряные арабские монеты, которые начинают распространяться на территории Восточной Европы в VIII в. Для культуры IX-X вв. в целом характерен набор украшений, состоявший из лучевых височных колец, металлических браслетов и шейных гривен с расплющенными концами. Позже, с XI в., лучевые височные кольца становятся определяющим признаком для одного из восточнославянских племен — радимичей, территория которых расположена немного севернее и практически не совпадает с ареалом роменских памятников. Многие привески и пряжки, найденные при раскопках поселений, имеют аналогии среди венгерских, раннекочевнических, балтских и восточно-финских древностей.
Роменско-боршевская культура характеризуется лепной керамикой,
представленной широким набором сосудов разного размера и форм — это горшки, миски, сковороды. Преобладают грубые горшки, украшенные отпечатками веревочного штампа в виде косых полосок или зигзагов, а так-же пальцевыми защипами по краю венчика. Обжигалась посуда в печах.
В самом конце IX в. появляются сосуды, подправленные на ручном гончарном круге, однако в течение X в. сохраняется преобладание лепных форм.
На некоторых поселениях встречается круговая посуда салтовского происхождения - кувшины и горшки, тщательно сделанные, покрытые полосками лощения.
Поселения культуры неравномерно распределены внутри ее ареала. большинство из них сосредоточено в районах, в древности покрытых лесными массивами. Среди поселений преобладают неукрепленные, площадь некоторых из них весьма значительна и достигает 10 и более гектаров. Для наиболее ранних селищ характерно расположение на низких участках берегов рек в поймах. В IX-X вв. поселения начинают занимать плато высоких берегов рек, однако поймы продолжают заселяться тоже. Появляются
сдельные небольшие селища (на 1-2 двора), свободно располагавшиеся на землях широких пойменных участков. Разная система расположения поселений позволяет предположить, что население сознательно выбирало участки, наиболее пригодные либо для пашенного земледелия, либо для преимущественного выпаса скота. Небольшим скоплениям селищ соответствовали отдельные укрепленные поселки — городища. Иногда селища вплотную примыкают к городищам). Площадь городищ чаще всего не превышает 0,5 га, хотя есть отдельные укрепленные поселения, площадь которых достигает 2-3 га. Чаще всего для устройства укрепленных поселений использовались высокие мысы коренною берега. Используя крутые естественные склоны таких мысов, жители усиливали их крутизну путем эскарпирования, т.е. искусственной подрезкой на высоту около 10 м. Так, например,склоны мыса, на котором расположено Бытицкое городише (Украина), оказались подрезанными по всему периметру. Широко применялось строительство валов и рвов. В конструкцию вала входили деревянные стены, сооруженные из поставленных вплотную срубов или двойных рядов частоколов"
внутреннее пространство которых забутовывалось землей.
Типичными жилищами являлись прямоугольные полуземлянки, имевшие стены столбовой конструкции и отапливавшиеся печами. Но в X в. стали распространяться срубные постройки. Печи либо вырезались из глиняного уступа, оставленного около одной из стен выкопанного для постройки котлована, либо целиком лепились из принесенной со стороны глины. Площадь жилищ составляла от 16 до 20 кв. м. В некоторых случаях удалось определить, что жилые срубные постройки были двухэтажными- первый этаж занимал котлован, пол второго настилался на столбы расположенные по его периметру (Горбово). Кроме жилых на поселениях имелись хозяйственные постройки. Наиболее распространенным типом хозяйственных сооружений являлись зерновые ямы, располагавшиеся как внутри жилищ, так и рядом с ними. Исследователи отмечают постепенное увеличение объема этих ям-хранилищ от нескольких десятков почти до 1000 литров, что отражает постепенный рост сельскохозяйственного производства.
Погребальные памятники роменской культуры - это небольшие округлые курганы с погребениями по обряду трупосожжения на стороне. Ранние погребения известны плохо. Обычно в курганах VIII в. кремированные останки, собранные в 1-2 урны, помешались в основании насыпи Постепенно расположение урн менялось. Сожженные кости, в урне или без нее, чаще всего располагались в верхней части курганной насыпи Характерны практически безынвентарные погребения, лишь изредка среди остатков сожжения оказываются оплавленные стеклянные или бронзовые украшения. В северных районах распространения роменской культуры в курганах встречаются ритуальные кострища, которые позже, в XI в., становятся характерной особенностью радимических курганов. Курганные могильники, как правило, насчитывают несколько десятков насыпей и расположены в относительной близости от поселений.
Роменская культура всеми исследователями соотносится с восточнославянским племенем северян, территория обитания которого в XII в согласно данным летописи, совпадает в значительной степени с се ареалом. Однако, по наблюдениям некоторых авторов, в конце X - первой половине XI в. на территории Днепровского Левобережья происходит резкая смена материальной культуры, подавляющее большинство роменских поселении подвергается разорению и гибнет в пожарах. В то же время в первой половине XI в. отмечается появление каких-то групп славянского населения к северу и северо-востоку от роменской территории. Фрагменты лепной роменской керамики найдены на поселениях, расположенных в бассейне р. Москвы.
Какая-то часть роменского населения, несомненно, осталась на прежней территории своего обитания и приняла участие в формировании уже древнерусского населения этого региона.
Некоторые исследователи связывают боршевскую культуру (территория бассейна Верхнею и Среднего Дона) с историей вятичей, однако не все соглашаются с этим. Ясно лишь, что памятники боршевской культуры принадлежали какой-то группе славян. Часть поселений боршевской культуры расположена на территории скифских городищ - славянское население использовало сооруженные в раннее время укрепления.
Отличие этой культуры от роменской незначительно. В первую очередь ЭТО связано с домостроительством: полуземлянки боршевцев отапливались печами-каменками или печами, сделанными из камней и глины.
Погребальный обряд боршевской культуры - трупосожжения на стороне с захоронением под курганной насыпью. В отличие от роменских курганов, часть боршевских имеет более сложное устройство. Например, таковыми оказались курганы около Большого Боршевского городища (Воронежская область). Внутри кургана на древней поверхности располагались невысокие деревянные погребальные камеры-домовины с остатками нескольких трупосожжений в урнах. Кроме глиняных сосудов-урн в этих
же камерах найдены сопроводительные сосуды, видимо, с напутственной пищей. Вокруг домовин устанавливались кольцевые оградки из деревянных столбиков. Однако большинство боршевских курганов имеют обычное устройство, а остатки кремаций расположены в урнах или просто ссыпаны кучкой на поверхности погребенной почвы.
Поселения и курганы с боршевским материалом отмечены и на верхней Оке. Сходство в первую очередь определяется формами лепной керамики и погребальным обрядом сожжения на стороне. Для верхнеокских курганов характерно наличие остатков обугленных деревянных камер-домовин. В той же части ареала известны и поселения VII1-X вв., видимо, также оставленные славянами. Предполагают, что на территории, занятые балтскими племенами (голядью), в VIII в. проникают группы славянского населения откуда-то с юго-запада. Древнерусские вятические курганы XI -
начала XII в. (кроме верхнеокского региона, где отмечены ранние курганы с трупосожжениями) исследованы в бассейне Оки до впадения в нее р. Москвы и далее в ее бассейне. Вероятно, в XI в. вятичи из Всрхнеокского региона начали активно расселяться на северо-восток и север. Постепенно славяне продвигаются на земли, занятые восточно-финскими племенами, часть которых является потомками племен позднедьяковской культуры, — так
складывается территория, очерченная летописцем как земля вятичеи.
Период существования тушемлинской культуры — V-VH вв. н.э. Наиболее распространенный тип поселения — селища. Они обычно расположены на пологих склонах надпойменных террас, иногда у подножия холмов, занятых городищами раннего железного века. Площадь селищ больше площади укрепленных поселений предшествующего периода и колеблется от 0,4 до 8 га, однако культурный слой незначителен. На селищах раскопаны остатки прямоугольных наземных жилищ столбовой конструкции с очагами, устроенными в овальных углублениях в центре помещения. Постройки сопровождаются хозяйственными ямами.
Городища-убежища, как правило, практически не имеют культурного слоя (Слобода-Глушица, Колодня в Смоленской области). Обычно они устраивались на отдельно расположенных холмах-останцах или в болотистой низменной местности. Овальная или округлая площадка на вершине холма окружалась невысоким валом и тыном или деревянной стеной из горизонтально закрепленных между столбами бревнами и рвом с наружной его стороны. Типичным является расположение по краю площадки
жилой постройки столбовой конструкции с рядом очагов, сложенных их камней на уровне земляного пола. Центр площадки оставался свободным и мог использоваться для загона домашнего скота. Между внутренней стороной вала и глухой задней стеной столбовой постройки оставался проход.
Столбовая постройка, расположенная по периметру площадки городища Тушемля, являлась частью деревянной конструкции оборонительного вала, образуя своеобразную «жилую стену». На мысу этого же городища исследованы остатки святилища в виде круглой площадки со столбом в центре
(деревянное изображение божества?), окруженной канавкой с остатками столбиков.
Бескурганные могильники тушемлинской культуры расположены на краю селиш или поблизости от них на возвышенных местах. Могильники занимают небольшую плошадь. Погребальный обряд — трупосожжение на стороне с размещением остатков на дне округлых грунтовых ям. Иногда серебра или бронзы связаны с костюмом - это проволочные и массивные браслеты, большие проволочные височные кольца, стеклянные и янтарные бусы; к редким находками относятся фрагменты шейных гривен, детали ременной гарнитуры, подвески и фибулы.
Хозяйство. Основу хозяйства составляло подсечное и пашенное земледелие. Обработка земли велась с помощью деревянного рала. Выращивали пшеницу, ячмень, просо, овес, бобы, коноплю, лен. Стало домашних животных состояло из крупною и мелкого рогатого скота, свиней и лошадей, к концу существования культуры заметно увеличился количество крупного рогатого скота, что, видимо, связано с активным использованием животных в качестве тягловой силы. По сравнению с материалами днепро-двинской культуры уменьшился удельный вес свиней в составе стада, а в середине I тыс. н.э. заметно уменьшилась роль охоты.
На многих селищах найдены скопления железных шлаков и кусков
болотной руды, встречены железные прокованные заготовки и кузнечные инструменты. Анализ изделий из черного металла показал, что тушемлинские кузнецы в основном изготавливали цельножелезные изделия, лишь изредка используя приемы термообработки. Для местных изделий характерно использование высокотвердого железа, тогда как сталь, вероятно, была привозной.
Основная часть находок различных предметов материальной культуры, в том числе предметов вооружения, происходит с территории селиш и городищ-убежищ, что частично объясняется чрезвычайными обстоятельствами их истории. На ряде поселений тушемлинской культуры прослежены следы разгрома и пожарищ. Запустение селищ и гибель городиш-убежиш, но мнению некоторых исследователей, происходит в основном в течение VII в.,
что, вероятно, можно связывать не только с внутренними конфликтами, но и с проникновением на эту территорию групп какого-то нового населения.
66. Культура Древней Руси по материалам курганов.
В VI11-Х вв. в восточнославянском мире происходили существенно важные эволюционные процессы, результатом которых явилось разрушение родового общества, оформление феодальных отношений, становление государственности. Реконструкция этих процессов по письменным источникам невозможна. Аутентичных источников нет, а позднейшие летописные упоминания отрывочны и противоречивы. Следовательно, характеристика изменений возможна только благодаря привлечению археологических данных. Археология достаточно четко фиксирует переход от родовою разнообразия к этнической консолидации, что прежде всего отразилось на изменении погребальной обрядности.
В IХ-Х вв. на территории лесостепной и лесной зоны Восточной
Европы, освоенной славянским населением, распространяется один тип погребений - круглые курганы с трупосожжением, совершенным на месте последующего возведения насыпи. Курганные группы содержат по нескольку десятков насыпей, в каждой из которых, как правило, только одно погребение, урновое или безурновое. Погребальный инвентарь ограничен одним—тремя предметами, обычно это нож или наконечник стрелы, отдельные оплавленные бусины. Характерен обычай битья посуды при погребении: черепки встречаются на поверхности погребальных кострищ или в насыпи курганов. Нередко в погребениях встречаются пережженные
кости лошадей или собак. Обычно эти многочисленные однотипные
погребения рассматриваются как захоронения рядовых общинников. На фоне однородных по обряду и этнической принадлежности рядовых
погребений в курганных могильниках Х века выделяются парные трупосожжения, сопровождающиеся многочисленным и разнообразным инвентарем, часто включающим предметы вооружения, восточные монеты, весы и гирьки. Предполагают, что такие погребения принадлежат феодализирующимся представителям княжеской дружины. Большинство подобных погребений исследовано в самых крупных курганных могильниках Х в. Гнездовском (под смоленском), Тимеревском (под Ярославлем), Киевском, Шестовицком (близ Чернигова).
Одним из примеров погребения дружинника является курган №13, раскопанный в Гнездове. Курган содержал остатки парного (мужчина и женщина) трупосожжения, совершенного на месте сооружения кургана. Обряд сожжения дополнен такими элементами ритуала, как «умерщвление оружия» - предварительно сломанный меч воткнут в слой погребального кострища, наличие амулета в виде железной шейной гривны с подвесками-молоточками Тора, битье посуды – обломки привозной крымской амфоры оказались рассеяны по всему кострищу. Погребение сопровождалось целыми лепными сосудами-урнами местного происхождения и византийским круговым кувшинчиком, десятками сердоликовых и хрустальных бус, остатками серебряной канители, которой была видимо расщита одежда погребенных, пятью арабскими монетами. Самая интересная находка – это надпись нацарапанная на амфоре до того как та была разбита. Одно из прочтений надписи – «гороуща» или «гороушна», т.е. «горчица» - это древнейшая кириллическая надпись на территории Восточной Европы (курган датируется первой четвертью Х в.).
Примечательно здесь сочетание элементов славянской и скандинавской погребальной обрядности и инвентаря. К славянским относятся формы лепных глиняных сосудов, височное спиральное кольцо, ритуальное битье посуды И граффити, скандинавские
ты - порча и втыкание оружия в погребальное кострище, присутствие гривны с амулетами-молоточками Тора, женские фибулы
овальной формы, характерные для североевропейского костюма.
Сочетание в погребении дружинника разноэтнических элементов неудивительно: присутствие скандинавов (варягов) в составе древнерусской дружины, полиэтничной по составу,
неоднократно отмечастся летописью.
С IX в. начинает формироваться, а в X в. складывается своеобразная дружинная культура. синтезировавшая разноэтничные элементы. В археологическом смысле дружинная культура определяется погребальным обрядом,способом и характером -захоронения, конструкцией погребального сооружения, составом
инвентаря и деталями его расположения в погребении. В середине X в. появляются трупоположения в обширных могильных ямах,
иногда содержавших деревянные погребальные камеры столбовой или срубной конструкции, перекрытые настилом и затем курганной насыпью. Камеры содержат одиночные или парные захоронения, иногда сопровождаемые полным скелетом коня и набором его
снаряжения. Происхождение деревянных погребальных камер не совсем ясно. Зато обряд погребения в ладье — как сожжение, так и трупоположение - совершенно очевидно связан с выходцами из Скандинавии. Несколько курганов с таким обрядом раскопаны в Плакуне (вблизи Старой Ладоги) и в Гнсздове (под Смоленском). Скандинавское происхождение имеет также обряд преднамеренной порчи оружия и обычай ношения амулетов в виде молоточков
Тора. Появление захоронений воина с конем можно рассматривать не только как указание на социальный статус погребенного. Совместные погребения человека и верхового коня хорошо известны в IX-XI вв. у мадьяр и тюркских племен восточноевропейских степей.
До X в. находки оружия в восточнославянских погребениях практически неизвестны. В Хв. на Руси распространились прямые двулезвийные рубящие мечи так называемого каролингского типа.
Основные места их находок связаны с Гнездовом, Киевом, Черниговом и его окрестностями. Всего найдено около 100 мечей X - первой половины XI в. Большинство мечей были изготовлено в мастерских Рейнской области (Германия), о чем говорят латинские клейма на их клинках: INGELRil, ULFBERTH и др. Однако вeроятно, часть мечей могла быть выкована и на Руси. На это указывает находка меча из Фощсватой под Миргородом (Украина), на клинке которого обнаружено клеймо-надпись «ЛЮД ОТ А (ЛЮДОША) КОВАЛ(Ь)».
Значительная часть каролингских мечей попала на Русь через посредничество скандинавов или вместе с ними. Североевропейское происхождение имеют некоторые ланцетовидные наконечники копий и круглые щиты с полусферическими железными умбонами. Формы боевых топоров разнообразны. Местное происхождение имеют некоторые узколезвийные топорики; среди них выделяются небольшие топорики-чеканы, хорошо известные по материалам кочевнических погребений. С миром кочевого и оседлого населения степи и лесостепи связана форма большинства найденных в дружинных погребениях стремян.
Характерной деталью дружинной культуры являются ременные наборы поясов и конской упряжи, богато украшенные бронзовыми или серебряными накладками, преимущественно восточного происхождения. Такие наборы изготавливались в мастерских Хазарин, Волжской Болгарии, а также в некоторых центрах Среднего Поднепровья. С воинскими ременными наборами связаны поясные сумочки-ташки, также украшенные металлическими бляшками, характерные для мадьярских памятников. Широкое распространение в дружинной среде Хв. получили игральные шашки - стеклянные
или роговые. Наборы этих шашек вместе с игральными кубиками найдены в нескольких погребениях Киева, Гнёздова, Шесговицы (недалеко от Чернигова, Украина), Плакуна, на Гнсздовском поселении, Рюриковом Городише под Новгородом и других местах. Часть предметов, характерных для погребального инвентаря дружинных захоронений, является импортом, часть
сделана на месте, часть принесена владельцами - выходцами из Скандинавии Центральной Европы, Поволжья или южнорусских степей.
Таким образом, дружинная культура синтезировала культурные элементы славян, тюркского населения, скандинавов (варягов), финно-угров и, вероятно, балтов.
Наличие дружинных курганов в массе рядовых погребений славян-общинников свидетельствует о процессе имущественной дифференциации, разложении первобытнообщинного уклада и начавшейся социальной стратификации общества, завершившейся феодализацией восточнославянского мира.
Язычество. В обрядности погребений, безусловно, закодированы религиозные представления восточных славян. Обряд трупосожжения, широко распространенный вплоть до рубежа Х-Х1 вв., и сооружение
кургана - это наиболее яркие проявления языческих ритуалов. К элементам языческой культуры относится и обычай сопровождать погребение наборам различных предметов, в том числе оружием (хотя славянские трупосожжения, как известно, были малоинвенгарными). В конце X в. после официальною акта
крещения Руси обряд трупосожжения постепенно начинает вытесняться обрядом трупоположения.
Археологические находки дают лишь некоторое представление о религии восточных славян. Сведения об этом имеются только в нескольких поздних письменных источниках, а также реконструируются по этнографическим материалам
67. Культура городов Древней Руси.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
Археология... изучает историю человечества по материальным памятникам... занимается...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Версия М. Гимбутас
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов