рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ЛЕКЦИЯ3. КУЛЬТУРА КОЧЕВЫХ НАРОДОВ ЕВРАЗИИ – 2 часа

ЛЕКЦИЯ3. КУЛЬТУРА КОЧЕВЫХ НАРОДОВ ЕВРАЗИИ – 2 часа - раздел Культура, Курс лекций По дисциплине МИРОВАЯ И ОТЕЧЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА   Принципиально Отличались От Земледельцев Кочевые Общества Евр...

 

Принципиально отличались от земледельцев кочевые общества Евразии. Они гораздо дольше оставались на первобытнообщинной стадии, т.к. однажды выработанный уклад ведения скотоводческого хозяйства в течение тысячелетий оставался неизменным. Экстенсивное использование пастбищных земель неизбежно вело к завоеваниям и нашествиям, к захвату более сильными племенами соседних владений. Племенные объединения, осуществлявшие завоевания, находились на стадии военной демократии, с вождями и племенной знатью во главе. В результате нашествий возникали громадные кочевые «империи». Но непрочная экономическая база, подвижные социальные лифты (возможность быстрого карьерного роста, основанного на личной доблести и военной успешности), а также тип ментальности кочевника: свободолюбивого, гордого, самодостаточного и стремящегося к демонстрации своего превосходства, делали эти государства весьма неустойчивыми, с недолгим периодом существования. Таковы общества иранских племен - персов (до образования Мидийской державы), скифов и саков или, значительно позднее, племенные объединения гуннов и тюрков.

Для понимания хода исторического развития Евразии в целом очень важен факт постоянного присутствия на периферии древних земледельческих цивилизаций “варварских” (т. е. находившихся на заведомо более низкой ступени развития) племен и народов, взаимодействовавших с этими цивилизациями.

 

К истории и культурологии Арнольд Дж. Тойнби был первым, кто ввел в кругкультурного континуума кочевников в качестве отдельной цивилизации. Он их характеризовал какзадержанную, застывшую, остановившуюся в своем развитии культуру, наравне сэскимосской, оттоманской и спартанской. Но тем не менее, это был первый шаг в признании кочевой культуры как самостоятельной, обладающей своими типологическими характеристиками, целостной системы, существенно влияющей на мировой историко-культурный процесс. Стоит еще раз напомнить, что понятие «цивилизация» содержит в себе смысл, соответствующий определению некоторого уровня социального развития. Понятие же «культура» глубже, оно, кроме социальных, включает в себя и ряд других признаков – этнических, ментальных, ценностных, художественных и других. «Цивилизация» есть определенная ступень развития всякойкультуры. Кочевые культуры редко достигали этой степени развития.

Процессы становления кочевого обществавесьма сложны и неоднозначны. Они не являются аналогичными поступательному развитию земледельческих или ремесленно-торговых культур. Кочевничество – это самобытный историко-культурный тип, совершенно особый социально-экономический и культурный феномен.

С.А. Плетнева определяет три модели кочевой культуры, которые выделяют типологические признаки экономической, общественной, этнической, культурной жизни кочевых объединений.

Первая модель характеризуется следующими признаками:

- перваястадия кочевания;

- нашествие;

- военная демократия;

- рыхлая многоэтничная и многоязыковая общность;

- религия – шаманизм и культ предков;

- отсутствие стабильности археологических памятников.

Вторая модель:

- вторая стадия кочевания (полукочевание);

- набеги;

- распадение родового строя и военной демократии, становление ран

неклассового общества;

- формирование государственных объединений;

- формирование этнической общности и общего языка;

- появление первых черт этнографической культуры;

- религия –культ вождей и всадников, связанный с космогонией;

- археологические памятники – могильники без соседних

устойчивых поселений и следы сезонных стойбищ (зимников) по

берегам рек.

Третья модель:

- третья стадия кочевания (полуоседлость);

- войны за политическое господство;

- феодализм;

- государство;

- устойчиваяэтническая общность с единым языком,

превращающаяся в народ;

- развитая культура с письменностью;

- торговля;

- города;

- принятие мировых религий;

- археологические памятники, как у оседлых земледельческих

народов.

Эти этапы следуют друг за другом в процессе исторического развития всех кочевых обществ, если только это развитие не было прервано.

Как мы можем убедиться, кочевники и земледельцы различаются не только повиду производства, но и по структуре и закономерностям развития социума. А явления культуры фокусируют, словно линза луч солнца, все явления жизни общества, овеществляя их в памятниках материальной, духовной и художественной сфер. Соответственно, культура кочевников имеет ряд типологических отличий от культуры оседлых народов.

Материальная культура кочевников отличается особой компактностью, портативностью, миниатюризмом, что напрямую связано с особенностями кочевого образа жизни. Соответственно, монументальные виды искусствапроявились в художественной культуре кочевых народов слабо или совсем отсутствовали. Прежде всего, это касается архитектуры.

На первой стадии кочевания монументальные сооружения кочевников, практически, отсутвуют (за исключением погребальной архитектуры при подкурганном обряде захоронения).

На второй стадии кочевания, когда происходит ограничение территории кочевания («вертикальная» смена сезонных перекочевок в предгорьях и межгорных долинах), появляется становища – зимники, близ них возникают стационарные могильники и святилища.

На стадии полуоседлости(третья модель) в степях появляются крепости и целые города. Но они разительно отличаются от аналогичных сооружений земледельцев. Система градостроительства и связанная с ней монументальная архитектура кочевников остается близкой к исконно кочевым традициям портативности и мобильности. Планировка степных городов была скопирована со структуры кочевого куреня (монгольского поселения, состоящего из множества юрт). И тип жилища кочевников сохранял привычные формы, только выполнялся из более долговечных материалов: камень, дерево и т.п.

Таким образом, можно сделать вывод, что монументальная архитектура как вид искусства нехарактерна для художественной культуры кочевников. Развитие ее у кочевых народов отражает процесс оседания номадов на землю, т.е. изживания собственно самой природы кочевничества.

Скульптура у кочевников получила большее развитие.Известнытюркские, уйгурские, кимакские, половецкие каменные изваяния. Эти памятники в основном появляются на второй и особенно – натретьей стадиях кочевания.

Живопись кочевников известна только в прикладных и неразвитыхформах. Графические рисунки на камне (петроглифы), кости (декоративно-прикладные виды искусства) и др. представляют собойначальные, зародышевые формы живописи; станковая и монументальнаяживопись для кочевников нехарактерна.

Музыкальная культура кочевников слабо изучена. Известны народные музыкальные инструменты у кочевых народов: варганы разного рода, струнные щипковые инструменты, духовые (флейты, трубы, рожки) и ударные (бубны, тимпаны, трещотки). Но музыка в кочевых культурах не выделялась в самостоятельный вид искусства. Как и в других архаических культурах, она выполняла прикладную функцию: использовалась для сопровождения словесного (поэтического) творчества, вразличных обрядах, а также при ведении боевых действий, а на более позднихэтапах развития – для развлечения при дворах кочевой знати. Поэтому нетоснования типологически выделять музыку кочевников из общего пластаархаической и фольклорной музыки традиционных культур.

Словесное искусство кочевников можно охарактеризовать как искусство преимущественно устного слова. Содержанием его являлись темымифологии и эпоса.

Письменность у кочевников Евразии впервыепоявилась в раннем средневековье. Ей стало руническое письмо тюрок. Этаписьменность в разных вариантах бытовала на всем протяжении степного поясаот Центральной Азии до Восточной Европы и опять же, поначалу, выполняла утилитарные, прикладные функции в виде эпитафий и жизнеописаний великих воинов и политиков. Но уже в период тюркского каганата рунические надписи отличались высоким слогом и художественной образностью языка. Именно тюркскаяруника, по мнению исследователей, легла в основу тюркоязычной литературы.

Таким образом, культура кочевников характеризуется ярким развитием серединных зон художественной культуры (междуматериальным и духовным ее полюсами), при явном тяготении к материальной культуре. Наиболее характерной формой существования художественной культурыкочевников является развитие прикладных форм изобразительного искусства, что и является ее главным типологическим признаком.

В традиционном обществе творчество всегдавторично – носит исполнительский характер. Произведение как бы существует до мастера, а его функции – не творение нового, а оформление ужеданного, существующего независимо от автора. Следовательно, художественная культура кочевников характеризуется как традиционная; консерватизм, установка на традицию, на повторение и кодирование, исполнительский характер мастерства органично присущи ей.

Еще одной специфической чертой кочевой культуры является ее высокая адаптивность. При всей ее традиционности, кочевая культура постоянно обновлялась, заимствуя у культур, с которыми взаимодействовала, все, что для нее было интересно, полезно, актуально. Это был своеобразный экстенсивныйдинамизм: не меняя своего типа, культура обновлялась. Константой была переменная. Этот парадокс и определяет уникальность типахудожественной культуры кочевников и является ее главным типологическим признаком.

Наиболее выразительна культура кочевников в тех своих проявлениях, когда она ориентирована на воинский быт. Почти вся дошедшая до нас металлопластикасвязана с оружием, амуницией и конской упряжью. И эта специфическаясфера материальной культуры имеет наднациональный и межкультурныйхарактер. Именно воинская среда наиболее благоприятствует заимствованию и усвоению нового. А большая часть кочевников – воины. Интернациональная воинская культура, культура «степного рыцарства» оказываларешающее воздействие на художественную культуру кочевников, сообщаяей ее неотъемлемую главную характеристику – синкретизм, нерасчленимое единство смыслов утилитарного, повседневного использования явлений художественной культуры и их духовного наполнения, включенности в ритуал.

Во всех обществах кочевников, прошедших полный цикл развития через все три стадии кочевания, происходили процессы социальной стратификации –выделялась знать, кочевая аристократия, связанная как с племенной структурой, так и со строем «военной демократии». А аристократия являетсянаиболее восприимчивой социальной группойк новым культурным влияниям. Именно в аристократической, военно-придворной среде, господствует модана импортные явления культуры – будь то одежда, язык или произведенияискусства. По мере развития государственности и собственного ремесла иноземное влияние проникало нетолько в виде привозных вещей, но и в заимствовании художественныхобразов (античные образы в изделиях причерноморских скифов), а также идей самими мастерами, как своими, так и захваченными в плен и привезенными в качестве трофеев. Так, на весь кочевой мир гремела слава о знаменитом Серебряном дереве – уникальном фонтане, сделанном пленным ремесленником Гийомом Парижским для дворца Чингисхана. Такие же мастерские с разноэтничными мастерами характерны для городовХазарского каганата и Золотой Орды, которые и построены были ремесленниками, вывезеннымииз покоренных стран. То есть, заимствовались не только идеи и образцы, но и заимствовались сами мастера, воплощавшие эти идеи в конкретныхпроизведениях.

Подобные процессы, по мере развития кочевых обществ, вызывали нарастание эклектизма (смешения разных стилей) в их художественной культуре. Именно эклектизм, каксвоеобразный социокультурный и эстетический феномен, присущ этапуобразования классов. И если начальная модель культуры кочевников синкретична, что характерно для племенных групп, традиционного общества, то разделение общества на классы порождает эклектизм аристократической культуры.

Художественной культуре кочевников, в отличие от художественнойкультуры оседлых земледельцев, гораздо меньше свойственны этническиеразличия. Этнос у кочевников возникает только на стадии полуоседлости (3-я модель), но и тогда этническое своеобразие духовной культуры слабо отражается в культуре художественной, тяготеющей к универсальной надэтничной материальной культуре кочевников.

Художественная культура кочевников означает, прежде всего, прикладные формы искусства, а они связаны с воинской и аристократическойсредой, которая, в свою очередь, интернациональна и подвержена постоянным влияниям и заимствованиям. Итак, художественная культура кочевников относится ктипу традиционных и отличается органически присущими ей особенностями: синкретизмом и, на развитых этапах, сочетанием синкретизма иэклектизма художественных вкусов и ценностей.

Эти черты степного искусства не делают его менее значительнымявлением художественной жизни Евразии, а наоборот, подчеркивают его типологическую уникальность. Искусство кочевников служило своеобразным каналом межкультурных коммуникаций, было полем, где встречались и взаимообогащались художественныеценности всего евразийского материка. От Китая до Венгрии, от Ирана до Алтая искусство средневековых кочевников распространяло художественные достижения различных народов и культур.

Искусство кочевников явилось выражением яркой и самобытной культурынаселения евразийских степей, сыгравших ключевую роль в мировой истории.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ:

 

1. Дайте характеристику кочевых обществ. Покажите широкое распространение традиций кочевых культур в современном обществе.

2. Перечислите ключевые признаки трех моделей кочевого общества.

3. Какова роль личности в кочевом обществе?

4. В чем проявляется высокая степень адаптивности кочевой культуры?

5. Можно ли назвать кочевую культуру креативной?

6. Как вы поняли выражение «В кочевой культуре константой была переменная»?

7. Приведите примеры синкретизма в явлениях кочевой культуры.

8. Пользуясь Типологической таблицей (Приложение 1) раскройте характеристику любой кочевой цивилизации по тем же параметрам.

Темы на выбор:

· Скифская культура (на выбор): Причерноморье, Алтай, Тува

· Тюркское средневековье на Алтае.

· Империя Чингиз-хана.

· Алтай эпохи Джунгарского ханства.

 

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Курс лекций По дисциплине МИРОВАЯ И ОТЕЧЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА

ФГБОУ ВПО Алтайский государственный технический университет им И И Ползунова... Кафедра культуры и коммуникативных технологий... И А Жерносенко...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ЛЕКЦИЯ3. КУЛЬТУРА КОЧЕВЫХ НАРОДОВ ЕВРАЗИИ – 2 часа

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Культура и цивилизация: две стороны единого процесса.
Прежде, чем начать изучать процессы становления мировой и отечественной культуры, вероятно, стоит «договориться о терминах». Что же, собственно представляет собой КУЛЬТУРА? Почему это понятие имеет

Синкретизм первобытной культуры.
Художественная культура первобытного (доклассового) общества характеризуется синкретической целостностью общественного бытия и общественного сознания. Эта синкретичность про

Результаты неолитической революции.
Важнейшим рубежом первобытнойистории явился радикальный производственный переворот, получивший название «неолитическая революция» и приведший к переходу от присваивающих форм хозяйствования (охота,

Природные и исторические предпосылки возникновения земледельческих цивилизаций.
С возникновением крупных территориальных объединений при достаточно благоприятных внешних и внутренних условиях складывались более или менее централизованные первые древние цивилизации со своими ин

Материальная, духовная и художественная культура земледельческих цивилизаций.
Наиболее важная особенность художественного сознания древних земледельцев–это его неотделенность от сознания религиозного и от сознания “производственного” (технологического)

ЛЕКЦИЯ 4. КУЛЬТУРА АНТИЧНОГО МИРА – 2 часа.
  Основным элементом полисного государства стал город - укрепленное поселение с упорядоченной концентрированной застройкой, центральной площадью для народных с

ЛЕКЦИЯ 5. КУЛЬТУРА ЕВРОПЕЙСКОГО И РУССКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ – 2 часа
  Период Средневековья, началсяпо всей Евразии поистине тектоническим сдвигом Великого переселения народов, довершив процесс распада Римской империи и создав предпосылки для возникнов

ЛЕКЦИЯ6. ВОЗРОЖДЕНИЕ КАК ПЕРЕХОДНЫЙ ТИП КУЛЬТУРЫ – 2 часа
  Что такое Ренессанс? В переводе с французского «Renaissance»означает «Возрождение». И большинство воспринимает этот термин как переход западноевропейского искусства к гуманистически

ЛЕКЦИЯ 7. КУЛЬТУРА РАННЕБУРЖУАЗНОГО ОБЩЕСТВА – 2 часа
Социокультурный контекст художественного развития Западной Европы в XVII - XVIII вв.Кризис общественной системы феодализма, утверждение капи­талистических отношений в производстве,

Европейская художественная культура XVII - XVIII вв.
Особенности развития европейских стран непосредственно сказывались на их художественной культуре в XVII в.: во Франции господствующим направлени­ем сталклассицизм, во Фландр

ЛЕКЦИЯ 8. КУЛЬТУРА НОВОГО И НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ – 3 часа
Социокультурный контекст художественного развития Западной Европы и РоссииXIX – ХХ вв.В основе функционирования и прогресса капитализма лежит конфликт между универсальными тенденци

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1. Определите истоки и причины внутренней противоречивости культуры XIX века. 2. Какие проявления имели в романтическом искусстве две сложившиеся в XIX веке мировоззренческие позиции?

БИБЛИОГРАФИЯ
1. Античность как тип культуры / А. Ф. Лосев, Н.А.Чистякова, Т. Ю.Бородай и др. – М.: Наука, 1988.—336 с. 2. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: Опыт социального прогнозирования.

Программное обеспечение и интернет - ресурсы
11. 15735 – Искусство ХХ века. [Электронный ресурс] – 1 эл. Опт. Диск (DVD). (библиотека АлтГТУ) 12. 15736 – Искусство русского Авангарда. [Электронный ресурс] – 1 эл. Опт. Диск (DVD). (би

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги