рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ЛЕКЦИЯ 4. КУЛЬТУРА АНТИЧНОГО МИРА – 2 часа.

ЛЕКЦИЯ 4. КУЛЬТУРА АНТИЧНОГО МИРА – 2 часа. - раздел Культура, Курс лекций По дисциплине МИРОВАЯ И ОТЕЧЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА   Основным Элементом Полисного Государства Стал Горо...

 

Основным элементом полисного государства стал город - укрепленное поселение с упорядоченной концентрированной застройкой, центральной площадью для народных собраний и общественными сооружениями для органов самоуправления.

Греческие города в условиях ограниченных возможностей неполивного земледелия на бедных почвах очень рано стали осваивать различные рассчитанные на экспорт ремесла,так и наличием легко доступной варварской периферии, к которой, как кайма к хитону, повсюду были подшиты греческие колонии.

Ориентация на внешний рынок с соответствующим специализированно-товарным характером экономики имела огромное значение для формирования классического древнегреческого полиса, способствуя укреплению института частной собственности, что, несомненно, сыграло решающую роль в дальнейшей автономизации человеческой личности и развитии индивидуального самосознания. Деловые контакты с другими народами, превращение греческих полисов в универсальных международных посредников, извлекающих из этого своего положения немалую выгоду, способствовали не только их быстрому обогащению, но и значительно ускоряли культурный процесс. Хорошим примером тому может служить раннее освоение фонетического письма, идея которого заимствована извне, именно на греческой почве нашла блестящее практическоевоплощение, превратив грамоту из эзотерического знания писцов-профессионалов в массовый навык.

Однако главным следствием деловых внешних контактов и особенностей внутреннего экономического и политического развития было становление института классического рабства. Как показывает опыт, увеличение массы потребительских и культурных благ обычно ведет к их неравномерному распределению между разными социальными группами, а значит - к углублению социальных антагонизмов, закабалению значительной части населения, расширению и ужесточению паразитического аппарата насилия, возникновению и усилению центробежных тенденций и в конце концов к развалу общественных организмов в силу внешних либо внутренних потрясений. Восточные общества, как мы уже знаем, решали эту проблему, прежде всего, посредством патриархализации и сакрализации отношений эксплуатации и подавлению, принудительной централизацииобщественного целого и астрального отделения друг от друга крайних полюсов противоречия. В древнегреческих полисах было найдено принципиально иное решение проблемы - за счет разведения отношений личностного равноправного взаимодействия даже имущественно и престижно неравных граждан полиса и отношений чисто функционального использования и эксплуатации инородцев. Так формировался своеобразный культ свободы, представавший как некое неотъемлемое качество всех сограждан по полису, но ограниченной только пределами полиса и противопоставленной столь же изначальной несвободе “варваров”, которые по природе своей являются фактическими или потенциальными рабами.

Отношение к рабу не имело никакого нравственного оттенка, оно было чисто технологическим. Здесь закладывалось общество, сделавшее в своей материальной культуре скачок от элементарных ручных орудий к достаточно совершенным, даже с нашей точки зрения, автоматам; это общество не знало социальных антагонизмов и связанной с ним разрушительной социальной болезни - внутреннего насилия и быстро богатело за счет чужого труда, чувствуя себя при этом абсолютно свободным и демократичным.

Речь здесь идет отнюдь не о том, что полисы не знали имущественных и престижных различий, столкновений различных частных и групповых интересов. Этого как раз было сколько угодно. Ведь полисы являли собой союзы частных собственников со всеми вытекающими из этого последствиями. Но это была, по существу, не классовая борьба, а конкуренция внутри объединений частных собственников. И велась эта борьба публично, не за стенами царских дворцов или в сумраке храмов, а перед лицом всех свободных граждан полиса. Основным орудием этой борьбы стало слово - не магическое слово первобытных времен и не священное слово всесильного деспота, а слово - аргумент, обеспечивавшее привилегии людям, которые обладали личными интеллектуальными способностями (подобно тому, как в спорте, столь ценимое греками, преимущества давали физические данные).

Многообразие личных способностей и стало главной формой богатства в полисных обществах, и именно на их воспроизводство была в первую очередь ориентирована деятельность свободных граждан.

 

Но судьбы греческой культуры, да и всего античного мира, были бы, пожалуй, существенно иными без еще одной крайне важной и по-своему тоже уникальной предпосылки - греческой мифологии. Мифология даже архаического периода греческой истории, когда во многих сферах производственной и социально-политической жизни приходилось начать практически с “нуля”, т.е. с почти первобытного уровня, вовсе не находилась на первобытном уровне - она уже подверглась значительно начальной переработке: хтоническое, стихийно-чудовищное начало в ней было во многом предопределено и сохранилось в основном во второстепенных зооморфных рудиментах, вроде совиных глаз у Афины иликоровьих у Геры. Демонические силы, пронизывающие первобытный хаос, уже обрели антропоморфное, телесно оформленное воплощение в виде олимпийских богов, живущих в упорядоченном космосе и допускающих разумные, вполне рационально мотивированные контакты между ними и смертными. На передний план, как свидетельствует гомеровский эпос, в ней стала выходить культурно-героическая проблематика; более того, культурные герои достигли в ней достаточно высокой степени автономизации от всесильного сакрального мира, они уже стали способны взирать на этот мир со стороны, критически оценивать его и даже вступать в соревнование с богами.

 

В динамическом обществе творчество имеет иной характер –первичный, или креативный. Теперь автор мыслится как создатель произведения,оно – плод его рук. Соответственно, авторство эволюционирует от коллективного (не в смысле прямого участия в работе, а в виде общественныхнорм и установок, отражающихся в произведении) до личностного, когдаавтор сам, исходя из своих собственных соображений, убеждений и предпочтений, создает свое произведение.

В блоке «художественное потребление», в свою очередь, меняетсяспособ восприятия – от коллективного до индивидуального.

Процесс усиления личностного начала находит свое отражение и вморфологии художественной культуры, выдвигая на первое место камерные и индивидуалистические виды и жанры искусства.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

 

1. Какова роль города в полисном государстве?

2. Какое место отводится личности в культуре ремесленно-торгового типа?

3. Какие условия способствовали ускоренному развитию античной культуры?

4. Как могли сочетаться в греческой культуре институт классического рабства и культ свободы?

5. Как вы понимаете сущность “технологического отношения” к рабам ?

6. Объясните смысловые различия выражений “свободный гражданин” и “свободный человек”.

7. О каких переменах в осознании места человека в мире свидетельствует увеличение антропоморфных (“человекоподобных”) черт греческой мифологии? Почему?

8. Пользуясь Типологической таблицей (Приложение 1) раскройте характеристику любой ремесленно-торговой цивилизации по тем же параметрам.

Темы на выбор:

· Крито-микенская культура

· “Золотой век” Перикла

· Культура эллинистического мира

· Рим эпохи Юлия Цезаря

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Курс лекций По дисциплине МИРОВАЯ И ОТЕЧЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА

ФГБОУ ВПО Алтайский государственный технический университет им И И Ползунова... Кафедра культуры и коммуникативных технологий... И А Жерносенко...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ЛЕКЦИЯ 4. КУЛЬТУРА АНТИЧНОГО МИРА – 2 часа.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Культура и цивилизация: две стороны единого процесса.
Прежде, чем начать изучать процессы становления мировой и отечественной культуры, вероятно, стоит «договориться о терминах». Что же, собственно представляет собой КУЛЬТУРА? Почему это понятие имеет

Синкретизм первобытной культуры.
Художественная культура первобытного (доклассового) общества характеризуется синкретической целостностью общественного бытия и общественного сознания. Эта синкретичность про

Результаты неолитической революции.
Важнейшим рубежом первобытнойистории явился радикальный производственный переворот, получивший название «неолитическая революция» и приведший к переходу от присваивающих форм хозяйствования (охота,

Природные и исторические предпосылки возникновения земледельческих цивилизаций.
С возникновением крупных территориальных объединений при достаточно благоприятных внешних и внутренних условиях складывались более или менее централизованные первые древние цивилизации со своими ин

Материальная, духовная и художественная культура земледельческих цивилизаций.
Наиболее важная особенность художественного сознания древних земледельцев–это его неотделенность от сознания религиозного и от сознания “производственного” (технологического)

ЛЕКЦИЯ3. КУЛЬТУРА КОЧЕВЫХ НАРОДОВ ЕВРАЗИИ – 2 часа
  Принципиально отличались от земледельцев кочевые общества Евразии. Они гораздо дольше оставались на первобытнообщинной стадии, т.к. однажды выработанный уклад ведения скотоводческог

ЛЕКЦИЯ 5. КУЛЬТУРА ЕВРОПЕЙСКОГО И РУССКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ – 2 часа
  Период Средневековья, началсяпо всей Евразии поистине тектоническим сдвигом Великого переселения народов, довершив процесс распада Римской империи и создав предпосылки для возникнов

ЛЕКЦИЯ6. ВОЗРОЖДЕНИЕ КАК ПЕРЕХОДНЫЙ ТИП КУЛЬТУРЫ – 2 часа
  Что такое Ренессанс? В переводе с французского «Renaissance»означает «Возрождение». И большинство воспринимает этот термин как переход западноевропейского искусства к гуманистически

ЛЕКЦИЯ 7. КУЛЬТУРА РАННЕБУРЖУАЗНОГО ОБЩЕСТВА – 2 часа
Социокультурный контекст художественного развития Западной Европы в XVII - XVIII вв.Кризис общественной системы феодализма, утверждение капи­талистических отношений в производстве,

Европейская художественная культура XVII - XVIII вв.
Особенности развития европейских стран непосредственно сказывались на их художественной культуре в XVII в.: во Франции господствующим направлени­ем сталклассицизм, во Фландр

ЛЕКЦИЯ 8. КУЛЬТУРА НОВОГО И НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ – 3 часа
Социокультурный контекст художественного развития Западной Европы и РоссииXIX – ХХ вв.В основе функционирования и прогресса капитализма лежит конфликт между универсальными тенденци

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1. Определите истоки и причины внутренней противоречивости культуры XIX века. 2. Какие проявления имели в романтическом искусстве две сложившиеся в XIX веке мировоззренческие позиции?

БИБЛИОГРАФИЯ
1. Античность как тип культуры / А. Ф. Лосев, Н.А.Чистякова, Т. Ю.Бородай и др. – М.: Наука, 1988.—336 с. 2. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: Опыт социального прогнозирования.

Программное обеспечение и интернет - ресурсы
11. 15735 – Искусство ХХ века. [Электронный ресурс] – 1 эл. Опт. Диск (DVD). (библиотека АлтГТУ) 12. 15736 – Искусство русского Авангарда. [Электронный ресурс] – 1 эл. Опт. Диск (DVD). (би

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги