Реферат Курсовая Конспект
ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ - раздел Культура, ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА 1. Понятие И Предмет Этики. 2. Основные Этапы Исторического Развития...
|
1. Понятие и предмет этики.
2. Основные этапы исторического развития этических учений.
3. Понятие и содержание основных категорий этики.
4. Общечеловеческие начала этики.
5. Категории «добра» и «зла» в деятельности юриста.
6. Долг, совесть, ответственность в работе юриста.
7. Понятие и сущность морали. Соотношение морали и права.
8. Нравственная свобода выбора.
9. Понятие, признаки и виды социальных норм. Их иерархия.
10. Моральное сознание и моральная практика.
11. Понятие и виды профессиональной этики.
12. Особенности профессии юриста и их нравственное значение.
13. Нравственное содержание конституционных норм о правосудии и правоохранительной деятельности.
14. Нравственное содержание уголовно-процессуального законодательства.
15. Понятие истины. Установление истины по уголовному делу как нравственная цель доказывания.
16. Понятие, предмет и содержание профессиональной этики юриста.
17. Методы изучения профессиональной этики юриста.
18. Этика производства следственных действий.
19. Нравственные требования к деятельности судебной власти.
20. Нравственное содержание судебных прений.
21. Этика обвинительной речи прокурора.
22. Этика речи защитника.
23. Нравственные начала использования помощи общественности в правоприменительной практике.
24. Нравственное содержание презумпции невиновности.
25. Нравственное содержание оценки доказательств по внутреннему убеждению.
26. Соотношение целей и средств в профессиональной деятельности юриста.
27. Социальный характер моральных норм.
28. Понятие, содержание и функции служебного этикета юриста.
29. Служебный этикет юриста.
30. Нравственное содержание правовых норм.
31. Нравственные начала гражданского судопроизводства.
32. Нравственные начала судопроизводства по уголовным делам.
33. Профессионально необходимые качества юриста, их нравственное содержание.
34. Соотношение правовых норм и норм нравственности.
35. Нравственные основы деятельности следователя.
36. Нравственные основы деятельности адвоката.
37. Нравственные основы избрания мер пресечения.
38. Нравственные основы обыска.
39. Этические основы допроса потерпевшего.
40. Этические основы допроса несовершеннолетнего.
41. Этические аспекты использования следователем предоставленных ему властных полномочий.
42. Нравственные основы очной ставки.
43. Нравственные основы использования гипноза, полиграфа.
44. Этические начала взаимодействия следователя со средствами массовой информации.
45. Нравственные основы деятельности судьи.
46. Нравственные основы деятельности прокурора.
47. Нравственный конфликт в профессиональной деятельности юриста.
48. Способы предотвращения конфликтных ситуаций.
49. Соотношение общей и профессиональной этики.
50. Правила поведения юристов в профессиональной деятельности. Кодекс профессиональной этики юриста.
7. СПИСОК ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые акты:
Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г.
// Организация Объединенных Наций: Дополнительные материалы
по ООН.
Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка // Права человека и судопроизводство: Собр. междунар. док. Вена, 1996. С. 174-178.
Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. // Ведомости ВС СССР. 1976. №17.
Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних ("Пекинские правила") // Права человека и судопроизводство... С. 184-203.
Минимальные стандартные правила обращения с заключенными // Права человека и судопроизводство... С. 214-227.
Конституция (Основной закон) Российской Федерации. - М.,
1994.
Конституция Российской Федерации. Комментарий /Под общ. ред. Б.Н. Топорнина, Ю.М. Батурина, Р.Г. Орехова. - М., 1994.
Уголовно-процессуальный кодекс РФ. - М.: «ЭЛИТ-2002», 2002.
Уголовно-процессуальный кодекс РФ. Комментарий. - М.: НОРМА, 2004.
Гражданский кодекс РФ. Ч. I. - М.: ИНФРА-М., 1996.
Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации». - М., 1992, с изменениями и дополнениями.
Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 17.11.1995 г., от 10.02.1999 г., от 19.11.1999 г., от 02.01.2001 г., от 27.12.2000 г., от 29.12.2001 г., от 28.06.2002 г., от 25.07.2002 г., от 05.09.2002 г.)-
Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» от 31.05.2002 № 63-ФЗ
Основная литература:
Алексеев С.С. Теория права. М., 1993.
Барщевский М.Ю. Адвокатская этика . - 2-е изд.; испр. - М.,
2001.
Закомлистов А.Ф. Судебная этика. - СПб.: Изд. «Юридический центр Пресс», 2002. - 258 с.
Кобликов А.С. Юридическая этика. Учебник для вузов. - М.: Изд.группа НОРМА-ИНФРА-М, 1999. - 168 с.
Халиулина В.П. Профессиональная этика юриста: Учебное пособие - М.: Изд-во РУДН, 2004. - 161 с.
Дополнительная литература:
Агешин Ю.А. Право, политика, мораль. - М., 1982.
Анисимов С.Ф. Мораль и поведение. - М., 1985.
Анчел Е. Этос и история. - М., 1988.
Аристотель. Никомахова этика //Соч.: в 4-х т. - Т.4. М., 1984.
Ароцкер Л.Е. Судебная этика. - М., 1969.
Ароцкер Л.Е. Тактика и этика судебного допроса. - М., 1969.
Ароцкер Л.Е. Тактика и этика судебного следствия. - М.,
1975.
Бардин С. Этика взаимных отношений. - М., 1969.
Бердяев Н.А. О назначении человека. - М., 1993.
Бойков А.Д. Этика профессиональной защиты по уголовным делам. - М., 1978.
Букреев В.И., Римская И.Н. Этика права. - М., 1998.
Букреев В.И.. Этика права: от истоков этики и права к мировоззрению: Учеб.пособие . - М., 1998.
Быховский И., Захарченко Н. Этика проведения следственных действий/Социалистическая законность - 1973, № 11-12.
Василенко В.А. Мораль и общественная практика. - М., 1983.
Ватман Д.П. Адвокатская этика. - М., 1977.
Венедиктова В.И. О деловой этике и этикете. М.: Правовая культура, 1994.
Волченко Л.Б. Добро и зло как этические категории. - М., 1976.
Выгорбина А.Е. Культура дискуссии (требования этики и логики в обсуждении спорных проблем) . - М., 1999.
Гадамер Г.Г. Диалектическая этика Платона. - СПб., 2000.
Гегель Г.В. Философия права. - М., 1990.
Гоббс Т. Сочинения в 2-х т. - М., 1989-1991.
Горский Г.Ф., Кокорев Л.Д., Котов Д.П. Судебная этика. -Воронеж, 1973.
Государственный служащий: культура поведения и деловой этикет /под ред. Е. В. Охотского. - М., 1999.
Громов И.А. Этика взаимоотношений в трудовом коллективе. - Л., 1973.
Гусейнов А.А., Иррлитц Г. Краткая история этики.- М., 1987.
Гусейнов А.А.. Этика: Учебник для вузов. - М., 1998.
Декарт Р. Соч.: в 2 т. М., 1989-1994.
Гусейнов А.А. Введение в этику. - М., 1985.
Дробницкий О.Г. Понятие морали: Историко-критический очерк. - М., 1974.
Ефимычев С.П., Кулагин С.П., Ямпольский А.Е. Допрос. -Волгоград, 1978.
Зеленкова И.Л. Основы этики. Минск: Тетра Системс, 1998.
Зеленкова И.Л. Этика: Учеб.пособие и практикум. - Минск, 1995.
Зеленкова И.Л., Беляева Е.В. Этика. - Минск, 1997.
Золотухина-Аболина Е.В.. Курс лекций по этике: Учеб. пособие для студ. вузов - М., Ростов-на-Дону, 1999.
Зубарев В.С., Крыскин Л.П., Статкус В.Ф. Язык и стиль обвинительного заключения. - М., 1976.
Ибрагимов М.М., Куличенко В.В., Съедин Б.Г. Профессиональная этика и этическая культура сотрудников органов внутренних дел - Киев, 1990.
Иванов В.Г. История этики древнего мира.- С.-Пб., 1997.
Иванов В.Г. История этики Древнего мира: Учеб.пособие для вузов - СПб., 1997.
Ильин И.А. Естественное право. Требование справедливости// Правоведение.- 1992, № 3.
Кант И. С.ч.: в 6 т. - М., 1963-1966.
Карпец И.И. Уголовное право и этика. - М., 1985.
Киселев Я.С. Этика адвоката. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1974.
Карсавин Л.П. Добро и зло. - СПб., 1994.
Кодекс чести рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации//Утв. Приказом МВД РФ от 19.11.93 г.
Кодекс чести судьи Российской Федерации//Законность. - 1994, № 2.
Кокорев Л.Д., Котов Д.П. Этика уголовного процесса. - Воронеж, 1993.
Комиссаров В.И. Научные, правовые и нравственные основы следственной тактики - М., 1980.
Кондрашов В.А. Этика. - Ростов-на-Дону, 1998.
Кондрашов В.А., Чичина Е.А. Этика. Эстетика.- Ростов-на-Дону, 1999.
Кони А.Ф. Избранные труды и речи. - Тула, 2000.
Кони А.Ф. Нравственное начало в уголовном процессе. Собр. соч., т. 4.-М.,1969.
Котов Д.П. Вопросы судебной этики. М., 1976.
Краткая история этики . - М., 1987.
Краткий словарь по этике / Под ред. О.Г. Дробницкого, И.С.Кона. - М.,1965.
Кропоткин П.Е. Этика. - М., 1991.
Кругляницо Т.Ф. Этика и этикет.- М., 1995.
Кукушкин В.М. Твоя профессиональная этика. - М., 1994.
Лапина Т.С. Разрешение противоречий между правом и моралью как условие функционирования правового государства // Правовое государство: связь веков. - М., 1991. - С.15-35.
Лебедев В.М. Судебная власть в современной России. - СПб., 2001.
Леоненко В.В. Профессиональная этика участников уголовного судопроизводства. - Киев, 1981.
Лосский Н.О. Условия абсолютного добра: основы этики. -М., 1991.
Лубшев Ю.Ф. Адвокат в уголовном деле.- М., 1997.
Лукашева Е.А. Право, мораль, личность. -М., 1986.
Любичев С.Г. Этические основы следственной тактики - М., 1980.
Международные нормы и правоприменительная практика в области прав и свобод человека. - М., 1993.
Международное сотрудничество в области прав человека: Документы и материалы. - М-, 1993.
Москальскова Т.Н. Этика уголовно-процессуального доказывания (стадия предварительного расследования). - М., 1996.
Мур Дж. Принципы этики.- М., 1984.
Мухортов Н.М. Мораль в системе общественных отношений. - Воронеж, 1976.
Некрасов С. Допустимость доказательств: вопросы и решения// Российская юстиция .- 1998, № 8.
Опале А.В. Умение обращаться с людьми. Этикет делового человека. М.: Культура и спорт, 1996.
Основы профессиональной этики адвокатов//Адвокат. - 1998, № 1.
Основы этических знаний: Учеб.пособие для вузов / Отв.ред. М.Н. Росенко. - СПб., 1998.
Петрухин И.Л. Свобода личности и уголовно-процессуальное принуждение. - М., 1985.
Петрушин А. Всегда быть этичным//Социалистическая законность. - 1983 №6.
Пичкалева Г. Нравственный аспект принудительного освидетельствования потерпевших // Социалистическая законность. - 1976, № 5.
Понятие о нравственных началах следствия//Руководство для следователей./Под ред. Селиванова Н.А. - М., 1997.
Проблемы судебной этики/Под ред. Строговича М.С.- М., 1974.
Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов: Учеб. пособие / Под ред. А. В. Опалева, Г. В. Дубова. - М.: Щит-М, 1997.
Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов: Учеб.пособие / Под ред. Г.В. Дубова, А.В. Опалева. - 2-е изд.; испр. и доп. - М., 1998.
Профессиональная этика участников уголовного судопроизводства. - Киев, 1981.
Ратинов А., Зархин Ю. Следственная этика// Социалистическая законность. - 1970, № 10.
Селиванов Н. Критерии допустимости применения тактических приемов при расследовании//Законность. - 1994, № 3.
Селиванов Н. Этико-тактические вопросы расследова-ния//Вопросы борьбы с преступностью. - М., 1983, Вып. 38.
Словарь по этике / Под ред. А.А.Гусейнова и И.С.Кона. - 6-е изд. - М., 1989.
Словарь по этике / Под ред. И.С.Кона. - 5-е изд. - М., 1983.
Солодухина А.О. Юридический диалог: теория и практика, круг проблем. - М., 1998.
Соловьев В.С. Право и нравственность. - Минск, 2001.
Сопер П.Л. Основы искусства речи. - М., 1989.
Строгович М. Этика судебной защиты по уголовным де-лам//Социалистическая законность. - 1976, № 10.
Строгович М.С. О судебной этике//Проблемы государства и права на современном этапе.- Вып. 7. - М., 1973,
Строгович М.С. Судебная этика, ее предмет и сущ-ность//Советское государство и право - 1971, № 12.
Сухомлинский В.А. Хрестоматия по этике. - М., 1990.
Типовые правила профессиональной этики Американской Ассоциации Юристов. Вашингтон, 1993.
Титаренко А.И. Структуры нравственного сознания. - М., 1974.
Томин В.Т. Цель и средства в уголовном судопроизводстве. - Н . Новгород, 1991.
Трубочкина В. Нравственные начала в деятельности следователя/ /Российская юстиция. - 1997, № 11.
Феофанов Ю.В. Закон и мораль. - М., 1970.
Функционирования правового государства//Правовое государство: связь веков. - М., 1991.
Хрестоматия по этике / Сост. О.В.Сухомлинская. - М.: Педагогика, 1990.
Цыпкин А.Л. Этика советского следователя//Вопросы уголовного процесса. - Саратов, 1977, вып. 1.
Чернышева М.А. Этика деловых отношений. - Л., 1988.
Шахов В. О судебной этике//Советская юстиция. - 1965, № 1.
Шрейдер Ю.А. Лекции по этике.- М., 1994.
Шрейдер Ю.А.. Этика. Введение в предмет: Учеб.пособие. - М ., 1998.
Щеглов А.В. Профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел. - М., 1999.
Элькинд П.С. Цели и средства их достижения в советском уголовно-процессуальном праве. - Л., 1976.
Энциклопедия этикета. СПб., 1996.
Этика и этикет: Учеб.пособие. - М., 1995.
Этика: Избранные труды / П. А. Кропоткин. - М, 1991.
Этика: Словарь афоризмов и изречений: пособие для студ.вузов / Сост В.Н. Назаров,Е.Д.Мелешко. - М., 1995.
Этика: Энциклопедический словарь / Под ред: Р.Г.Апресяна, А.Л. Гусейнова. - М., 2001.
Яблоков Н.П. Нравственные аспекты криминалистических приемов и средств ведения расследования//Вестник МГУ.- сер.11 Право, 1999, № 3.
8. СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ (ГЛОССАРИЙ)
Альтруизм - моральный принцип, предписывающий человеку подавление собственного эгоизма, бескорыстное служение «ближнему», готовность пожертвовать своим интересом в пользу интересов других.
Аморализм - моральный принцип, обосновывающий нигилистическое отношение к общественным, и в первую очередь к общечеловеческим, нормам морали и провозглашающий безнравственность законным способом поведения личности. Формы проявления аморализма различны. Это может быть откровенный цинизм, человеконенавистничество, полная беспринципность в осуществлении эгоистических интересов (Эгоизм) или же, наоборот, псевдогуманная терпимость и смирение по отношению к преступным действиям других. К А. следует отнести также признание законным использование любых, в т.ч. безнравственных, средств для достижения якобы моральных целей (Иезуетизм, Макиавеллизм), в частности, изуверства (Фанатизм), демагогии. Наконец, аморализм может выражать позицию крайнего нигилизма индивидуалистически настроенной личности, проявляющей свой протест против лицемерия господствующей морали в форме анархического бунта.
Аскетизм - моральный принцип, предписывающий людям самоотречение, отказ от мирских благ и наслаждений, подавление чувственных стремлений ради достижения каких-либо социальных целей или нравственного самосохранения.
Благо - общее понятие, употребляемое для обозначения положительной ценности предметов и явлений. Природные и общественные явления становятся благом лишь поскольку они удовлетворяют положительные человеческие потребности, способствуют социальному прогрессу. Различают материальные и духовные, личные и общественные блага.
Материальные блага. - предметы, полезные для жизни человека (пища, одежда, жилище и т.д.).
Духовные блага - то, что служит для удовлетворения духовных потребностей человека: духовные ценности (образование, достижения культуры, искусства), нравственные ценности (добро, достоинство, честь и т.д.), эстетические ценности (красота).
Общественные блага - это совокупность общих материальных и духовных условий общественной жизни, которая обеспечивает обществу и каждому человеку определенные условия для развития.
Личные блага - это совокупность частных условий жизни человека и личного развития, зависящая от общих социальных условий. Одна из разновидностей духовного блага - моральная ценность, добро (иногда слова «благо» и «добро» в обыденном языке употребляют как синонимы).
Благодарность - отношение человека к оказавшему ему в прошлом благодеяние, услугу лицу (группе, организации), выражающееся в особом чувстве готовности ответить взаимным благодеянием и в соответствующих практических действиях.
Благородство - моральное качество, характеризующее поступки людей с точки зрения возвышенных мотивов, которыми они продиктованы. Оно включает целый ряд более частных положительных качеств (самоотверженность, верность высоким идеалам, мужество, великодушие и др.)
Вежливость - моральное качество, характеризующее поведение человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом обращения с окружающими. Вежливость - элементарное требование культуры поведения; она включает, внимательность, внешнее проявление доброжелательности ко всем, готовность оказать услугу каждому, кто в этом нуждается, деликатность, такт. Противоположностью вежливости являются грубость, хамство, проявление высокомерия и пренебрежительного отношения к людям.
Взаимопомощь - отношения между людьми в коллективе, возникающие в условиях общности интересов и целей, когда объединение усилий и разделение функций предполагают взаимную поддержку индивидуальных усилий каждого.
Вина - положение (состояние), противоположное правоте, в котором оказывается человек, нарушивший нравственные или правовые нормы, совершивший проступок или преступление. Состояние вины является выражением морального отношения, в котором личность находится к другим людям и к обществу в целом. Поскольку человек, опираясь на разум и волю, выбирает свой образ действий и ответственен перед обществом за собственные поступки, он выступает как виновный, если избежал возложенной на него ответственности, пренебрег принятыми моральными ценностями и не исполнил своего нравственного долга. В праве установление вины человека, игнорирующего общественные интересы и нормы, является основанием для понесения им наказания, в морали же вина влечет за собой лишь осуждение общественным мнением. В том случае, когда человек сам признает свою вину, он может испытывать страдание, угрызения совести, раскаяние, чувство стыда или же просто страх перед возмездием.
Воздаяние - вознаграждение или наказание человека за совершенные им действия в соответствии с их моральной ценностью. Эквивалентное воздаяние издавна считалось одним из непременных требований справедливости; без него представлялось невозможным требовать от людей выполнения определенных норм поведения. Принцип воздаяния используется в праве (наказание сообразно с мерой преступления), а также лежит в основе материального стимулирования деятельности людей. В морали проблема справедливого воздаяния возникает тогда, когда люди начинают отличать личные интересы от общественных. Подлинно моральными санкциями являются поощрение и наказание, осуществляемые посредством духовного воздействия на людей.
Воля - это способность человека преодолевать препятствия и добиваться поставленной цели.
Воспитание нравственное - составная часть единого процесса общественного воспитания. Необходимость регулирования обществом поведения людей включает с точки зрения морали две взаимосвязанные задачи:
- во-первых, выработку нравственных требований, которые находят отражение и получают обоснование в моральном сознании общества в виде норм, принципов, идеалов, понятий справедливости, добра, зла и т.п.;
- во-вторых, внедрение этих требований и связанных с ними представлений в сознание каждого отдельного человека, с тем чтобы он мог сам направлять и контролировать свои действия, а также участвовать в процессе регулирования общественного поведения, т.е. предъявлять моральные требования к другим людям и оценивать их поступки.
Вторая задача и решается путем нравственного воспитания, которое включает формирование у человека соответствующих убеждений, нравственных чувств, привычек, потребностей, устойчивых моральных качеств.
Выбор моральный - акт моральной деятельности, исканий личности, выражающийся в сознательном предпочтении определенной системы ценностей, линии поведения или конкретного варианта поступка, когда человек самостоятельно должен принять моральное решение и обеспечить его реализацию. Особенно отчетливо моральный выбор проявляется в конфликтной ситуации, когда сталкиваются между собой интересы личности и общества, собственные и чужие интересы или же вступают в противоречие различные моральные требования. Моральные требования, предъявляемые к лицу, находящемуся в конфликтной ситуации выбора, предполагают учет последствий принимаемого решения и повелевают предпочесть вариант, имеющий результатом минимум зла и максимум добра.
Грубость - отрицательное моральное качество, характеризующее пренебрежение культурой поведения, противоположно вежливости. Будучи одним из внешних проявлений неуважительного отношения к людям, грубость выражается в откровенной недоброжелательности к окружающим, в невнимании к чужим интересам и запросам, в беззастенчивом навязывании другим людям своей воли и желаний, в неумении сдерживать свое раздражение, в непредумышленном или намеренном оскорблении достоинства окружающих людей, в развязности, сквернословии, употреблении унизительных кличек и прозвищ, в хулиганских действиях.
Гуманизм - принцип мировоззрения (в т.ч. и нравственности), в основе которого лежит убеждение в безграничности возможностей человека и его способности к совершенствованию, требование свободы и защиты достоинства личности, идея о праве человека на счастье и о том, что удовлетворение его потребностей и интересов должно быть конечной целью общества.
Деонтология - раздел этики, в котором рассматриваются проблемы Долга и вообще должного (всего того, что выражает требования нравственности в форме предписаний). Моральное сознание как специфическая форма общественного сознания отражает объективную социальную необходимость, потребности людей, общества, исторического развития - в особой субъективной форме - в виде представления о должном (о том, что «должно быть»), устанавливая, насколько соответствует этому представлению фактически существующее. Моральное сознание оценивает жизненные явления с той точки зрения, насколько они оправданны в силу своего нравственного достоинства. Из представлений о должном складываются нравственные требования, представления о том, какие поступки люди должны совершать. Применительно к человеку эти требования выступают как его обязанности; последние в обобщенной форме правил, равно распространяющихся на всех, формулируются в моральных нормах, заповедях. Все эти этические категории и являются предметом изучения особого раздела этики - деонтологии.
Деятельность моральная - категория этики, при помощи которой во всем многообразии общественной практики людей выделяется нравственная сторона, из всех видов побуждений - специфически нравственные мотивы: желание совершать добро, подчинение чувству долга, стремление осуществлять определенные идеалы. В отличие от поведения, которое охватывает всю совокупность поступков человека, под моральной деятельностью в этике понимаются только поступки, сознательно подчиненные определенным моральным целям.
Добро - одно из наиболее общих понятий морального сознания и одна из важнейших категорий этики. Вместе со своей противоположностью - злом добро является наиболее обобщенной формой разграничения нравственного и безнравственного, имеющего положительное и отрицательное моральное значение, того, что отвечает содержанию требований нравственности, и того, что противоречит им. В зависимости от того, что именно подвергается оценке
(поступок, моральное качество личности, взаимоотношения людей и т.д.) понятие добра приобретает форму более конкретных понятий -благодеяния, добродетели, справедливости и др.
Добродетель - понятие нравственного сознания, служащее обобщенной характеристикой положительных устойчивых моральных качеств личности, указывая на их моральную ценность. Понятие добродетели подчеркивает деятельную форму усвоения добра (добродетель - делать добро) в противоположность простому знанию принципов, которое не делает человека добродетельным. Противоположностью добродетели является понятие порока.
Доверие - отношение к действиям другого лица и к нему самому (соучастнику в общем деле, партнеру по договору, руководителю, другу), которое основывается на убежденности в его правоте, верности, добросовестности, честности. Противоположностью доверия является недоверие, подозрительность, когда подвергается сомнению верность общему делу, готовность соблюдать общие интересы или условия взаимного договора, искренность мотивов его действий.
Долг - одна из основных категорий этики, общественная необходимость, выраженная в нравственных требованиях в такой форме, в какой они выступают перед определенной личностью. Иными словами, это превращение требования нравственности, в равной мере относящегося ко всем людям, в личную задачу данного конкретного лица, сформулированную применительно к его положению и ситуации, в которой он находится в данный момент. Личность выступает как носитель определенных моральных обязанностей перед обществом, который осознает их и реализует в своей деятельности.
Достоинство - понятие морального сознания, выражающее представления о ценности всякого человека как нравственной личности, а также категория этики, которая означает особое моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, в котором признается ценность личности. С одной стороны, сознание человеком собственного достоинства является формой самосознания и самоконтроля личности, на нем основывается требовательность человека к самому себе. Утверждение и поддержание своего достоинства предполагает совершение соответствующих ему нравственных поступков (или, наоборот, не позволяет человеку поступать ниже своего достоинства). С другой стороны, достоинство личности требует и от других людей уважения к ней, признания за человеком соответствующих прав и возможностей, высокой требовательности к нему.
Жизненная позиция - направленность жизнедеятельности личности, ее точки зрения на свое место и роль в общественной жизни (в отличие от социального статуса, положения). В нравственном плане жизненная позиция - система поведения личности, определяемая его убеждениями, совестью. Критерий истинности, правильности той или иной жизненной позиции - ее соответствие прогрессивным тенденциям развития общества.
Зависть - неприязненно-враждебное чувство по отношению к успехам, популярности, моральному превосходству или преимущественному положению другого лица. Зависть возникает у человека на основе себялюбия и связанных с ним честолюбия и тщеславия. Чувство зависти уродует личность и взаимоотношения людей (оно, например, возбуждает у человека желание, чтобы другой потерпел неудачу, несчастье, дискредитировал себя перед окружающими, и нередко толкает на совершение аморальных поступков).
Законность - принцип права и морали, предписывающий неуклонное соблюдение и правильное применение законов.
Заповедь - нравственная норма, представленная в моральном сознании в виде повеления, исходящего от какого-либо авторитетного лица. Придание моральной норме формы заповеди связано с бытовавшим в прошлом представлением, что она основывается не на социальной потребности, а на чьем-то повелении. В религиозном истолковании нравственности таким законодателем выступает бог.
Зло - категория этики, по своему содержанию являющаяся противоположностью добру, и понятие морального сознания, которое служит наиболее обобщенным выражением представлений о безнравственном, противоречащем требованиям морали, заслуживающем осуждения, а также общей абстрактной характеристикой отрицательных моральных качеств. Моральное зло следует отличать от социального зла (противоположности блага). Последнее является не только моральным, а более широким понятием, которое охватывает всю совокупность явлений, противоречащих интересам и жизненным потребностям человека, препятствующих общественному прогрессу. Как моральное зло обычно оцениваются отрицательные поступки людей.
Золотое правило - одно из древнейших нормативных требований, выражающее общечеловеческое содержание нравственности. Его наиболее распространенная формулировка: «(не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». Золотое правило встречается уже в ранних письменных памятниках многих культур (в учении Конфуция, в древнеиндийской «Махабхарате», в Библии и др.) и прочно входит в общественное сознание последующих эпох, вплоть до нашего времени. В русском языке оно закрепилось в виде пословицы: «чего в других не любишь, того и сам не делай».
Идеал нравственный - понятие морального сознания, в котором предъявляемые к людям нравственные требования выражаются в виде образа нравственно совершенной личности, представления о человеке, воплотившем в себе все наиболее высокие моральные качества (добродетели).
Интуитивизм - направление в этике, сторонники которого утверждают, что моральные понятия (добро, долг и др.) невозможно обосновать посредством разума и опыта, что они якобы постигаются человеком интуитивно, как «самоочевидные истины». Этический интуитивизм есть теоретическое выражение представления о том, что общепринятые нравственные убеждения не нуждаются в доказательстве, очевидны сами по себе.
Иррационализм - методологический принцип истолкования природы нравственности, характерный для ряда теорий морали. Главное в этическом иррационализме - отрицание каких бы то ни было общих законов и нравственности, преувеличение значения особенного, неповторимого в каждой моральной проблеме. Следствием этого является вывод, что разум и наука, способные устанавливать лишь общее в многообразном, совершенно неприменимы к области морали и поэтому сфера морали непознаваема. Утверждая, что каждая жизненная ситуация и положение каждого отдельного человека всегда уникальны, неповторимы, иррационалисты делают вывод, что моральные требования каждый раз имеют совершенно различный смысл. Поэтому, с их точки зрения, невозможно сформулировать какие-либо общие принципы нравственности, на основании которых человек мог бы принимать конкретные решения в различных практических ситуациях.
Искренность - моральное качество, характеризующее личность и ее поступки; выражается в том, что человек делает и говорит то, в правильность чего он верит, действует ради тех соображений, в которых готов признаться самому себе и др. Искренность противоположна лицемерию и обману, попыткам создать неправильное впечатление о тех мотивах, которыми человек руководствуется, чисто внешнему выполнению им определенных требований без веры в правильность совершаемых поступков, а ради собственной выгоды, из тщеславия, соображений карьеризма.
Категории - это универсальные формы человеческого мышления.
Категории этики - основные понятия этики, отражающие наиболее существенные стороны и элементы морали и составляющие теоретический аппарат этической науки. Конкретное содержание категорий этики, их логическая форма и место каждой из них в обшей системе понятий менялись в истории этической мысли в зависимости от понимания природы нравственности. В истории этики основными категориями обычно считались понятия добра и долга, совести, чести и др.
Категорический императив - основная категория этики Канта; сформулированный им «нравственный закон», который гласит: поступай только согласно такой максиме (правилу), руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим моральным законом (т.е. чтобы все другие могли также ему следовать). Кант считал, что из этого принципа можно вывести и приемлемые для всех менее общие моральные требования (если избранной тобой линии поведения не могут последовать другие, то она не является правильной).
Качества моральные - понятие нравственного сознания, с помощью которого выделяются в общественной жизни и характеризуются с моральной точки зрения наиболее типичные черты поведения людей. Качества моральные характеризуют как поступки независимо от того, кем они совершаются, так и отдельные стороны поведения определенной личности, выступающие как свойства ее характера. Качества моральные разделяют на положительные и отрицательные, которые иногда именуют добродетелями и пороками.
Кодекс моральный - свод нравственных норм, предписываемых к исполнению. Как правило, в моральном кодексе, составленном определенным автором, отражаются нравственные требования, которые уже выработало до него стихийно моральное сознание общества. Моральный кодекс обычно охватывает как те нормы поведения, которые практикуются подавляющим большинством людей, так и те, которые часто нарушаются, но считаются, тем не менее, обязательными.
Конфликт моральный - специфическая ситуация морального выбора, в которой принимающий решение человек констатирует в своем сознании противоречие: осуществление каждой из выбранных возможностей поступка во имя к.-л. нравственной нормы одновременно ведет к нарушению другой нормы, представляющей для данного человека определенную моральную ценность. В конфликтной ситуации требуется совершить выбор между сталкивающимися моральными ценностями в пользу одной из них и через разрешение противоречия реализовать нравственную цель.
Разрешение морального конфликта базируется на осознании иерархии нравственных ценностей (общественный долг, например, рассматривается как более высокий по сравнению с частным).
Конформизм - социально-психологическая ориентация, складывающаяся не в результате самостоятельных решений общественных и нравственных проблем, а пассивного, приспособительного принятия готового порядка вещей. Конформист не вырабатывает собственной моральной позиции при решении объективно обусловленных задач, а прилаживается к тем стандартам и канонам поведения и сознания, которые обладают наибольшей силой давления на него, т.е. навязываются ему явно (принуждением) или неявно (внушением через традицию и др.) В этике конформизм равносилен отказу человека от суверенности своего нравственного разума, от собственного выбора и возложению ответственности на внешние факторы, следовательно, отказу от себя как от личности.
Корыстолюбие - отрицательное моральное качество, харак-тери-i зующее поведение и мотивы человека, который рассматривает и направляет все свои поступки и взаимоотношения с окружающими с точки зрения личной материальной выгоды. Корыстолюбие есть проявление эгоизма в сфере отношения людей к материальным благам. Его социальный смысл состоит в оказании предпочтения личному материальному интересу перед общественным.
Культура - это совокупность всех созданных и создаваемых человечеством материальных и духовных ценностей, охраняемых, используемых и передаваемых последующим поколениям.
Культура поведения - совокупность форм повседневного поведения человека, в которых находят внешнее выражение моральные и эстетические нормы этого поведения. Если нравственные нормы определяют содержание поступков, предписывают, что именно люди должны делать, то культура поведения раскрывает, каким конкретно образом осуществляются в поведении требования нравственности, каков внешний облик поведения человека, в какой мере органично, естественно и непринужденно эти нормы слились с его образом жизни, стали повседневными жизненными правилами. В широком плане в понятие культуры поведения входят все области внешней и внутренней' культуры человека: этикет, правила обхождения с людьми и поведения в; общественных местах; культура быта, включающая характер личных потребностей и интересов, взаимоотношения людей вне работы, организация личного времени, эстетические вкусы (умение одеваться, украсить жилище), мимика, жесты и т.д. Особо выделяют культуру речи, умение грамотно, ясно и красиво выражать свои мысли, не прибегая к вульгарным выражениям.
Лицемерие - отрицательное моральное качество, состоящее в том, что заведомо безнравственным поступкам приписывается моральный смысл, возвышенные мотивы и человеколюбивые цели. Лицемерие противоположно честности, прямоте, искренности - качествам, в которых проявляется осознание и открытое выражение человеком подлинного смысла его действий.
Личность - субъект нравственной деятельности. Человек становится моральной личностью, когда он добровольно подчиняет свои действия моральным требованиям общества, осознает их содержание и значение, способен ставить перед собой нравственные цели и вырабатывать решения применительно к конкретным обстоятельствам, самостоятельно оценивать свои поступки и действия окружающих, воспитывать себя. Таким образом, понятие моральной личности - одна из важнейших категорий этики, тесно связанная с другими этическими понятиями и проблемами.
Любовь - чувство, соответствующее отношениям общности и близости между людьми, основанным на взаимной заинтересованности и склонности. В этике и философии любовь понимается как такое отношение между людьми, когда один человек рассматривает другого как близкого, родственного самому себе и тем или иным образом отождествляет себя с ним:
- испытывает потребность к объединению и сближению;
- отождествляет с ним свои собственные интересы и устремления;
- добровольно физически и духовно отдает себя другому и стремится взаимно обладать им.
Противоположностью любви является ненависть.
Малодушие - отрицательное моральное качество, характеризующее слабость воли личности; выражается в неспособности человека отстоять и провести в жизнь нравственные принципы, в которые он верит, из-за опасения за личные интересы, боязни навлечь на себя неблагоприятные последствия, из страха перед трудностями или из неверия в собственные силы.
Манеры - способ держать себя, внешняя форма поведения, обращения с другими людьми. Включают также совокупность свойств речи (употребляемые выражения, тон, интонация), характерные для человека походку, жестикуляцию, мимику. Манеры относятся к культуре поведения и регулируются этикетом. Целесообразность определенных манер находит отражение не только в требованиях, имеющих нравственный смысл, но и в .эстетических представлениях о внешнем облике человека. Единство этического и эстетического в оценке манер связано с тем, что внешний образ поведения является наглядной, зримой формой воплощения духовного облика человека, органичным и естественным выражением его общей культуры.
Международный билль о правах человека (International bill of human rights) - общий термин, применяемый к четырем основным международным документам в области прав человека, заключенным под эгидой Организации Объединенных Наций:
1. Всеобщая декларация прав человека;
2. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах;
3. Международный пакт о гражданских и политических правах;
4. Факультативные протоколы к Международному пакту о гражданских и политических правах.
5. Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации -иногда считается частью международного билля о правах человека.
Мировоззрение - совокупность взглядов человека на окружающий мир.
Мораль - предмет изучения этики; форма общественного сознания, выступающая в виде норм, правил и принципов, которыми люди руководствуются в своем поведении. Мораль регулирует поведение человека во всех без исключения сферах общественной жизни. Мораль того или иного общества, прежде всего предполагает определенное содержание поведения, то, как принято поступать, нравы. Мораль складывается из нравственной деятельности, поведения людей, поступков, особым образом мотивированных; моральных отношений людей. Нравственная деятельность и отношения отражаются и закрепляются в моральном сознании.
Мотив - внутреннее, субъективно-личностное побуждение к действию, осознанная заинтересованность в его совершении. Среди родственных понятий - стимул, намерение, цель, относящиеся к идеальной сторон поступка. Мотив занимает особое место, являясь основанием поступка, мотив реализуется в цели, хотя в практике нравственной деятельности возможны несовпадения цели и мотивов.
Мужество - моральное качество, характеризующее поведение и моральный облик человека, которому присущи смелость, стойкость, выдержка, самообладание, самоотверженность, чувство собственного достоинства. Выражается в способности человека действовать решительно и наиболее целесообразно в опасной и сложной обстановке, в умении мобилизовать все свои силы на достижение стоящей перед ним цели и в готовность пойти в случае необходимости на самопожертвование.
Навыки - действия, которые человек настолько усвоил в процесс длительного упражнения, что начал осуществлять их более или менее автоматизировано. В отличие от привычки, которая включает потребность ; склонность человека к действию, навыки касаются лишь технической сторон! его деятельности и лежат вместе со знаниями в основе умений. В моральной деятельности посредством авыков может регулироваться выбор необходимых способов, путей, средств действия.
Ненависть - моральное чувство, соответствующее отношениям взаимной вражды между людьми. По своему содержанию оно включает ряд взаимосвязанных моментов, например, отвращение и желание зла другим; отказ в помощи ненавистному лицу, противодействие всем его стремлениям. Чувство ненависти противоположно чувству любви.
Нигилизм - принцип, характеризующий отношение человека к нравственным ценностям общества; означает отрицание общих для всех моральных норм, принципов и идеалов, непризнание любых общественных авторитетов.
Норма - это определенный стандарт поведения представителей человеческого общества.
Норма моральная - простая, конкретная форма нравственного требования; выступает как элемент моральных отношений и как форма морального сознания. Во всяком обществе существует объективная потребность в том, чтобы в определенных, часто повторяющихся ситуациях люди поступали однотипным образом. Эта потребность и реализуется практически посредством моральных норм. Моральное требование, выраженное в виде норм, получает отражение и в моральном сознании в виде соответствующих правил, заповедей. Моральным сознанием моральные нормы формулируется в виде повеления, равно обращенного ко всем людям, которое они должны выполнять неукоснительно в самых различных случаях. Примером могут служить некоторые из «Десяти заповедей», изложенных в Библии («Не убий», «Не укради», «Почитай отца и мать твоих»). Однако сами по себе моральные нормы не могут служить исчерпывающим руководством в моральной деятельности. Такая, например, моральная норма, как '»Не убий», не может применяться во всех случаях без исключения (например, по отношению к закоренелому убийце, представляющему опасность для общества, или по отношению к врагу в условиях военных действий). При этом нужно исходить из более обобщенных моральных представлений - принципов, идеалов, понятий справедливости, добра, зла и др. Различают позитивные и негативные моральные нормы. Позитивные моральные нормы предписывают необходимую линию поведения, побуждают к определенного рода действиям («Будь правдив», «Будь честен»). Негативные моральные нормы запрещают какие-либо действия, ограничивают выбор поступка («Не укради», «Не убей»).
Нормативная этика - составная часть этики, в которой ставятся и решаются проблемы смысла жизни, назначения человека, содержания нравственного долга человека, обосновываются определенные моральные принципы и нормы.
Нравственная культура личности - степень восприятия человеком нравственного сознания и культуры общества; показатель того, насколько глубоко и органично требования нравственности воплотились в поступках человека благодаря влиянию общества и самовоспитанию. Нравственная культура личности выступает как сложная программа, включающая освоенный опыт человечества, который помогает поступать нравственно в традиционных ситуациях, а также творческие элементы сознания - нравственный разум, интуицию, способствующие принятию морального решения в проблемных ситуациях.
Нравственность - понятие, являющееся синонимом морали (русский вариант лат. термина «мораль», происходит от слова «нрав»), выражающее реальные процессы в сфере человеческих отношений, определяющее «рамки» достойного поведения,
Нравы - обычаи, имеющие нравственное значение (ценность), поддерживаемые в обществе посредством моральных отношений. Понятие нравов близко к понятию норм поведения. Но в отличие от последних оно характеризует содержание поведения (как именно принято поступать), присущего данному обществу. Им обычно пользуются при описании и моральной оценке бытующих в том или ином обществе норм поведения, характеристике образа жизни людей.
Общение - процесс взаимодействия, установления прямого, непосредственного контакта между людьми. Люди не могут нормально жить, обмениваться опытом, трудовыми и бытовыми навыками, не контактируя друг с другом. Сущность общения состоит в стремлении и умении жить с другими людьми в согласии и доброжелательности. Оно строится на уважении достоинства других, соблюдении выработанных человечеством простых норм нравственности.
Общественное мнение - средство духовного воздействия общества на поведение отдельных лиц и деятельность социальных организаций, одно из проявлений моральных отношений. Всякая форма общественной дисциплины (обычаи, традиции, нравы), поскольку она становится законом социальной жизни, которому добровольно следует большинство людей, отражается в их общественном сознании и поддерживается авторитетом их совместного мнения. Это коллективное мнение, одобряющее одни и осуждающее другие поступки, является одним из способов регулирования поведения людей в обществе.
Ответственность - категория этики, характеризующая личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований, предъявляемых обществом, выражающая степень участия личности и социальных групп, как в их собственном нравственном совершенствовании, так и в совершенствовании общественных отношений. Если долг человека состоит в том, чтобы практически осуществить моральные требования, то вопрос о том, в какой мере эта задача выполняется или в какой мере человек повинен в ее невыполнении -это вопрос о личной ответственности.
Отклоняющееся поведение (девиантное) - особый вид морального зла, выражающийся в негативных отступлениях от норм и образцов поведения.
Отношения моральные - особый вид общественных отношений, совокупность зависимостей и связей, которые возникают у людей в процессе их нравственной деятельности.
Правовая идеология - совокупность понятий, представлений, взглядов, идей, относящихся к правовой действительности.
Правовая психология - совокупность чувств, эмоций, привычек и т.д., характеризующих отношение личности к различным правовым явлениям жизни и общества.
Правосознание - это одна из форм общественного сознания, отражающая действительность в форме юридических знаний, правовых установок, идей, взглядов, чувств, эмоций, регулирующих поведение человека в юридически значимых ситуациях и выражающих его отношение к праву.
Поведение - совокупность поступков человека, имеющих нравственное значение, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях. Если понятие нравственной деятельности характеризует только целенаправленные и нравственно мотивированные действия, то поведение охватывает все поступки человека целиком, поскольку они могут быть подвергнуты моральной оценке (независимо от того, являются они намеренными или ненамеренными, совершаются по нравственным или др. побуждениям).
Полезность - одна из форм проявления общественного значения предметов и явлений, а также действий человека; положительная роль, которую они играют в удовлетворении чьих-либо интересов или для достижения поставленных целей. В моральной деятельности понятие полезности характеризует поступок с точки зрения его последствий, реально достигнутого результата.
Правовая ориентация - это совокупность правовых установок личности или группы, непосредственно формирующая программу деятельности в юридически значимых ситуациях.
Презумпция невиновности - принцип, в соответствии с которым подозреваемый считается невиновным до тех пор, пока его вина не доказана судом.
Преступление - понятие морального сознания, характеризующее проступок с точки зрения меры, в какой он нарушает требования нравственности. К преступлениям обычно относят те поступки, которые особо опасны для человечества, попирают общепринятые представления о гуманности и справедливости, не могут быть оправданы обстоятельствами и совершаются по аморальным мотивам. В большинстве случаев понятия правового и морального преступления совпадают (убийство, воровство). Однако в отличие от права, которое считает преступлением только нарушение официально санкционированного закона, мораль может оценивать как преступления и действие, не наказуемое правом.
Принципиальность - положительное нравственное качество, характеризующее личность и ее действия; означает верность определенной идее в убеждениях и последовательное проведение этой идеи в поведении.
Принципы - одна из форм нравственного сознания, в которой моральные требования выражаются наиболее обобщенно. Если норма предписывает, какие конкретно поступки человек должен совершать, а понятие морального качества характеризует отдельные стороны поведения и черты характера личности, то принципы в общей форме раскрывают содержание той или иной нравственности, выражают выработанные в моральном сознании общества требования, касающиеся нравственной сущности человека, его назначения, смысла жизни и характера взаимоотношений между людьми. Они дают человеку общее направление деятельности и обычно служат основанием для более частных норм поведения.
Проступок - поступок, по своему содержанию представляющий нарушение требований нравственности.
Профессиональная культура - высокая степень овладения профессией, соответствующий уровень правовой и специальной подготовки, образованность и воспитанность человека.
Профессиональная мораль - исторически сложившаяся совокупность нравственных предписаний, норм, заповедей, кодексов о должном поведении представителей определенных профессий. Профессиональная мораль является частью общей морали и имеет определенную специфику в конкретных профессиональных сферах.
Профессиональная честь - забота об авторитете своей профессии в обществе.
Профессиональная этика - это вид трудовой морали общества, выступающий перед личностью в виде норм, предписаний, правил поведения, оценок морального облика представителей различных профессий, особенно тех профессий, предметом труда которых является человек или социальные группы.
Профессионально - нравственная деформация - искажение характера и результата профессиональной деятельности, служебных и внеслужебных отношений, развитие в духовном мире человека отрицательных черт характера.
Раскаяние - признание собственной вины и осуждение своих прошлых поступков; проявляется либо в гласном признании перед окружающими своей виновности и готовности нести наказание, либо в особом чувстве сожаления о совершенных деяниях и помыслах. Раскаяние всегда рассматривалось моральным сознанием как необходимая часть искупления, поскольку без него невозможно исправление человека в дальнейшем. Раскаяние может быть проявлением совести или чувства стыда, но в обоих случаях оно выполняет роль самооценки человеком своих поступков, которая направляет его дальнейшие действия. Раскаяние - специфически моральный акт. Однако оно играет определенную роль и в праве, где мера наказания определяется с учетом раскаяния виновного.
Санкция - подтверждение нравственных требований посредством одобрения или осуждения уже совершенных поступков людей. Моральная санкция является одной из форм духовного воздействия, она совершается посредством оценки поведения людей. Оценивая какой-либо поступок как добро, моральное сознание тем самым предписывает совершать подобные поступки в дальнейшем. И, наоборот, отрицательная оценка означает нравственный запрет на подобные поступки в будущем.
Смысл жизни - понятие, которое показывает, во имя чего необходима жизнь и деятельность человека.
Совесть - категория этики, характеризующая способность личности осуществлять моральный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков.
Сознание моральное - одна из форм общественного сознания, которая представляет собой систему взглядов, идей, представлений о должном поведении, соответствующем социальным интересам.
Социальная установка личности - это предрасположенность личности воспринимать и оценивать информацию, процессы, явления и готовность действовать в соответствии с этой оценкой.
Справедливость - понятие морального сознания, характеризующее соответствующее распределение блага и зла между людьми. Нравственная справедливость - вознаграждение и наказание человека за его поступки в соответствии с нравственными требованиями.
Стыд - одно из проявлений нравственного самосознания личности; моральное чувство, в котором человек выражает осуждение своих действий, мотивов и моральных качеств.
Счастье - понятие морального сознания, обозначающее такое состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворенности условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого назначения. В зависимости от того, как истолковывается назначение и смысл человеческой жизни, понимается и содержание счастья.
Такт (тактичность) - принцип этикета, выражающийся в умении человека что-либо сказать или сделать кстати, никого не поставив в неловкое положение.
Труда нравственность - одна из важнейших сфер действия морали, охватывающая все области общественно полезной деятельности человека. Общественная полезность труда - главный показатель его моральной ценности и источник нравственных отношений, складывающихся в процессе труда.
Уважение - одно из важнейших требований нравственности, подразумевающее такое отношение к людям, в котором практически признается достоинство личности. Сложившееся в моральном сознании общества понятие уважения предполагает: справедливость, равенство прав, возможно более полное удовлетворение интересов людей, предоставление им свободы; доверие к людям, внимательное отношение к их убеждениям, чуткость, вежливость, деликатность, скромность.
Формализм - чисто внешнее следование заповедям и нормам, формальное выполнение долга, когда человек не задумывается над социальным значением своих поступков, не осознает действительного смысла своей нравственной деятельности или не способен мотивировать ее с точки зрения потребностей общества и человека. При этом скрупулезное исполнение строго зафиксированных нравственных правил нередко сопровождается нарушением важнейших общих принципов морали - гуманизма, справедливости, уважения к людям.
Ханжество - отрицательное моральное качество, характеризующее личность и ее поступки с точки зрения способа выполнения ею нравственных требований; разновидность морального формализма и лицемерия. Ханжа истолковывает требования нравственности в духе крайнего ригоризма, пуританства и нетерпимости, выставляет себя перед окружающими образцом благонравия и благочестия, публично демонстрируя свои «добродетели», и берет на себя роль строгого блюстителя нравственности всех остальных.
Цель - заранее предполагаемый результат действия или деятельности людей, на осуществление которого они направлены. Целенаправленный характер деятельности присущ только человеку в его общественной жизни. Поскольку целесообразный характер деятельности человека помимо постановки цели предполагает выбор наиболее пригодных из имеющихся в наличии средств для ее осуществления, нравственной оценке в соответствии с действующими в обществе нормами подлежат не только цели, но и использование тех или иных способов и средств их реализации.
Ценности (моральные) - одна из форм проявления моральных отношений общества. Под ценностями понимаются,
- во-первых, нравственное значение, достоинство личности (группы лиц) и ее поступков или нравственные характеристики общественных институтов;
- во-вторых, ценностные представления, относящиеся к области морального сознания, - моральные нормы, принципы, идеалы, понятия добра и зла, справедливости, счастья.
Цинизм - моральное качество, характеризующее презрительное отношение к культуре общества, к его духовным и нравственным ценностям. Цинизмом называют слова и деяния, в которых совершается надругательство над тем, что составляет исторические достижения культуры человечества, глумление над нравственными принципами, осмеяние дорогих людям идеалов, попрание человеческого достоинства. Цинизм в поведении и убеждениях характерен для людей, преследующих свои эгоистические интересы всеми возможными, в том числе и аморальными, средствами, а также для тех, кто, разочаровавшись в каких-либо идеалах, пришел к аморальному банкротству и духовной опустошенности.
Человечность - моральное качество, выражающее принцип гуманизма применительно к повседневным взаимоотношениям людей. Включает ряд более частных качеств - благожелательность, любовь к людям, уважение их достоинства, права на счастье, благожелательность, сочувствие, великодушие, самопожертвование ради интересов других.
Честь - понятие морального сознания и категория этики, тесно связанная и во многом сходная с категорией достоинства. Понятие чести раскрывает отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества. Однако в отличие от понятия достоинства моральная ценность личности в понятии чести связывается с конкретным общественным положением человека, родом его деятельности и признаваемыми за ним моральными заслугами. Если представление о достоинстве личности исходит из принципа равенства всех людей в моральном отношении, то понятие чести, наоборот, дифференцированно оценивает людей, что находит отражение в их репутации. Соответственно честь требует от человека поддерживать ту репутацию, которой обладает он сам или коллектив, к которому он принадлежит.
Чувства - эмоциональная сторона духовной деятельности личности, характеризующая наряду с убеждениями ее субъективную моральную позицию. По своей психологической природе чувства -это устойчивые условно-рефлекторные образования в сознании человека, составляющие основу его аффективно-волевых реакций в различных ситуациях (эмоций и побуждений). По своему социальному содержанию моральное чувство представляет собой особую форму отношения человека к различным явлениям действительности, основанную на их соответствии или несоответствии потребностям человека.
Эвдемонизм - часто применявшийся в истории этики способ обоснования морали и истолкования ее природы и целей. В отличие от гедонизма основополагающей категорией этики и исходным принципом нравственности эвдемонизм считает понятие счастья, достижение которого объявляет высшим критерием всякой добродетели и основой моральных поступков.
Эгоизм - жизненный принцип и моральное качество, характеризующее человека с точки зрения его отношения к обществу и другим людям; означает оказание предпочтения при выборе линии поведения собственным интересам перед интересами общества и окружающих людей и является наиболее открытым проявлением индивидуализма. Как моральное качество эгоизм оценивается обычно отрицательно.
Этика - философская наука, объектом изучения которой является мораль: происхождение, структура, функции, а также проблемы развития нравственности. Этика - одна из древнейших теоретических дисциплин, возникшая как часть философии в период становления рабовладельческого общества. Для обозначения учения о добродетелях человека термин «этика» был введен Аристотелем. Постепенно в этике начали различать два рода проблем: вопросы о том, как должен поступать человек (нормативная этика), и собственно теоретические вопросы о происхождении и сущности морали (теоретическая этика),
Этикет - совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда). Этикет - составная часть внешней культуры общества. Этикет выражается в сложной системе детально разработанных правил учтивости, четко классифицирует правила обхождения с представителями различных классов и сословий, с должностными лицами в соответствии с их рангом, правила поведения в различных кругах. В то же время за строгим соблюдением этикета может скрываться недоброжелательное и неуважительное отношение к людям. Современный этикет значительно упрощается, приобретает смысл повседневного благожелательного и уважительного отношения ко всем людям. В целом этикет совпадает с общими требованиями вежливости и такта.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
Волгоградский филиал... Факультет юридический... Кафедра профсоюзного движения и общих гуманитарных дисциплин...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов