Реферат Курсовая Конспект
Этические концепции Платона и Аристотеля - раздел Культура, Тема 2. АНТИЧНАЯ ЭТИКА МЕТАФИЗИЧЕСКАЯ ЭТИКА КИТАЯ И ИНДИИ 4А. Платон: Четыре Этики И Пять Видов Блага Платону (423–347 Гг. Д. ...
|
4а. Платон: четыре этики и пять видов блага
Платону (423–347 гг. д. н. э.), продолжающему сократическую линию, принадлежит первая попытка систематизации этических идей. Он ставит задачу определения общих понятий с помощью дедукции и приходит к обоснованию дуализма бытия, т. е. к выделению видимого мира явлений и сверхчувственного мира вечных идей. Он предположил, что за невидимыми пределами чувственного мира, в «умном месте» находится особый класс предметов, идей, отражением которых и являются общие понятия. Мир, где живёт правда, Платон называет миром вечных идей. В философском подходе Платона можно выделить четыре разновидности этики: индивидуальную, политическую, сословную и философскую.
Платон был, как и Сократ, сторонником переселения душ. Определяющим для индивидуальной этики является то, что, согласно Платону, воспитание невозможно, душа человека сама вспоминает то, что она познала в другом мире. Относительного этого могут складываться совершенно отличные представления об этике. Тело человека принадлежит к физическому миру, душа – к миру вечных идей. Главные стороны человеческой души являются основой добродетелей: разумная становится основой мудрости, волевая – мужества, аффективная – умеренности. Врождённые добродетели – это ступеньки гармонизации души и восхождения к миру вечных идей, само восхождение – цель человеческого бытия.
Политическая этика вытекает из закономерности в политической жизни общества, установленной Платоном, согласно которой тимократию (власть честолюбцев) в обязательном порядке сменяют три вида правления перед тем, как установится аристократическая форма правления и, вместе с тем, этика в её наиболее возвышенной форме. Три промежуточные политических системы: олигархия, в которой власть монополизируется немногими, демократия – худшая форма, в которой смешиваются четыре основные формы правления и устанавливается хаос, и тирания, с помощью которой выправляются упущения демократической формы правления.
А. Тимократия – D. Аристократическое (ось Y схемы 2)
(мелкие собственники) правление
В. Олигархия – Е. Тирания (ось Х схемы 2)
______________________________________________________________________
С. Демократия (ось Z схемы 2)
(одновременное существование четырёх основных форм правления)
Схема 5. Пять форм правления по Платону
Сословная (социальная) этика Платона вытекает из того, как Платон представлял себе идеальное государство. В этическом плане государство Платона можно рассматривать как проекцию трёх добродетелей: умеренности, мужества и мудрости на три сословия идеального государства – ремесленников и крестьян, воинов и философов-правителей. Благодаря жесткой политической и моральной иерархии в государстве должна реализовываться высшая добродетель справедливость. Личности в «Государстве» Платона нет места. Нравственность индивида Платон не представляет вне его связи с целым, с обществом.
Вопрос, почему Платон построил своё государство, опираясь только на три сословия, получает объяснение относительно закона наслоения ценностей, описанного Н. Гартманом [6, с. 50], согласно которому при реализации более высокой ценности в ней реализуется и повторяются элементы более низких ценностей. Так, в идеальном государстве успех в ремесле или предпринимательской деятельности (как внешней форме деятельности) должен обеспечиваться мужеством, составляющим внутренний стержень трудовой деятельности. Деятельность, имеющая своей внешней формой воинское дело, будет соответствовать высоким этическим требованиям, если этот вид деятельности будет опираться на мудрость / рассудительность как на свою внутреннюю форму. Для обычного солдата эта добродетель принимает форму беспрекословного следования присяге или приказу. Философа-правителя, а также любого мыслящего человека ожидает успех в его деятельности, если он во всех своих действиях оказывается справедливым. Справедливость выступает здесь как особая внутренняя идеальная форма управленческой деятельности.
Четвёртый аспект этики Платона представлен в его «Беседах вокруг Блага». Благо для философа – эта та Высшая Истина, которую он стремится познать. Её познание, согласно Платону, долгий процесс, требующий многих лет непрестанных усилий и размышлений. Истина – удел немногих. Свои поучения «Вокруг блага» Платон давал в узком кругу, их запрещалось записывать. Только в процессе совместной многолетней деятельности и размышлений начинал формироваться гармоничный настрой чувств и ума, позволяющий приближаться к Истине. Трудности на этом пути помогала преодолевать дружба. При этом дружба выступала не только как вид межличностных отношений, но как условие формирования гармоничного сознания и философского мировоззрения.
А. Мера – D. Неомрачённые состояния души (ось Y схемы 2)
В. Искусство – Е. Знания, умения, правильные мнения (ось Х схемы 2)
_____________________С________________________
Ум-Разумение (ось Z схемы 2)
Схема 6. Пять видов блага по Платону (диалог «Филеб»)
Обращаясь в диалоге «Филеб» к рассмотрению того, что есть благо, Платон делает предметом своего внимания, прежде всего, понятие «меры». Философ перечисляет первостепенные виды блага и устанавливает их иерархию. На первое место им ставится понятие меры и всё, что связано с мерой. На втором месте понятие меры уточняется относительно сферы деятельности, в которой понятие меры имеет первостепенную значимость – это искусство и его различные виды. На четвёртом этапе (перемещение по горизонтали) происходит обращение к понятию меры в виде усвоенных субъектом познания гармоничных форм искусства: в качестве особой разновидности блага выступают такие свойства души как «знания, искусства и так называемые правильные мнения». «Ум-разумение», третье благо (нижний предел схемы), позволяет познавать, что есть мера и соразмерность, а практическое соблюдение меры и соразмерности души, пятое благо, – испытывать неомрачённые состояния.
4б. Этическая концепция Аристотеля
Аристотель (384–322 гг. д.н.э.) утверждал, что главной задачей этики является исследование человеческих отношений в их наиболее совершенной форме. Аристотель соотносил этику не со знанием, как это делал Сократ, а с поступками, т. к. она имеет дело не с благом самим по себе, а с осуществляемым благом. Отмечая единство морали и счастья, Аристотель говорит о том, что его достижение зависит от поступков. По Аристотелю, этика имеет дело с «правильной нормой» человеческого поведения. Эта норма не может быть выведена теоретически, она обусловлена особенностями социальной жизни. Этика для Аристотеля, во-первых, наука о совершенном состоянии души и поведении, во-вторых, этика – это наука о полисе.
Термин «этика» как определёной отрасли знания был введён Аристотелем. Во времена Гомера слово ēthos означало место обитания (жилище, логово). В дальнейшем это слово использовалось для обозначения обычая, нрава, характера, образа мыслей, а в античной философии – для обозначения природы, т. е. устойчивого характера того или иного явления. Согласно Аристотелю, душа включает растительную часть (а), стремящуюся часть, причастную к добродетели, гневу и вожделениям (б) и разумную часть, включающую повелевающую и повинующуюся части (в). Повелевающая руководит чистым познанием, а повинующаяся управляет чувствами. Добродетели разума как высшего и повелевающего начала, свойственные философско-созерцательной, теоретической деятельности, были определены философом как дианоэтические. Добродетели, соотнесённые с неразумной частью души, т. е. повинующиеся, Аристотель назвал этическими. Двум видам добродетели соответствуют два вида счастья. Этические добродетели даруют земное человеческое счастье (вторая эвдомония), а дианоэтические позволяют обрести божественное блаженство (первая эвдомония). В этике он выделяет три главные части: учение о высшем благе (а), учение о добродетелях вообще (б) и учение об отдельных добродетелях (в).
Нам известны три этических сочинения Аристотеля: «Никомахова этика», «Эвдемова этика» и «Большая этика». Существует мнение, что эти три редакции появились в результате преподавательской деятельности. «Никомахова этика» состоит из десяти книг:
· 1-я книга трактует о высшем благе, счастье и о разделении добродетелей.
· 2 и 3-я книги дают общую характеристику добродетелей, а также понятий непроизвольного, произвольного, намеренного.
· 4-я книга имеет своим предметом характеристику отдельных этических добродетелей.
· В 5-й книге обсуждается справедливость,
· в 6-й – дианоэтические добродетели,
· 7-й – удовольствие и страдание,
· в 8 и 9-й – дружба,
· в 10-й – удовольствие, блаженство, виды счастья.
Отдавая дань традиции, Аристотель признаёт высшим благом счастье. Счастье – это особое состояние удовлетворённости, получаемое от совершенной (добродетельной) деятельности и при условии добродетельной жизни. Наивысшее возможное счастье для человека достигается при занятиях философией. В отношении к высшему благу все остальные вещи являются только средством, само благо всегда остаётся только целью, к нему люди стремятся ради его самого, оно не может быть предметом похвалы. Это цель целей.
Добродетель в широком смысле слова состоит по Аристотелю в господстве разума над аффектами, распущенный человек, наоборот, не признаёт господство разума и ищет излишеств ради самих излишеств. Рассудительность (мудрость) характеризуется как проекция разума на нравственное поведение, невозможно быть рассудительным, не будучи добродеятельным. Добродетельный человек поступает наилучшим образом не вообще, а с учётом сложившихся обстоятельств. Среди главных многочисленных условий счастья главные – 1) нравственное и интеллектуальное совершенствование (благородство происхождения), 2) здоровье, 3) наличие внешних благ (богатство), 4) активная гражданская позиция (почёт), 5) красота, 6) дружба. Судьбе трудно помешать человеку, обладающему этими совершенствами.
Отдельные добродетели определяются как середина между двумя крайностями, тождественная совершенству, в котором нет ни избытка, ни недостатка, например:
· мужество есть середина между трусостью и безумной отвагой;
· щедрость – середина между скупостью и расточительностью;
· умеренность – середина между бесстарастием (термин, придуманный Аристотелем) и невоздержанностью;
· правдивость – середина между хвастовством и иронией.
Аристотель отрицает врождённый характер добродетелей. Это позволяет ему поставить проблему воспитания, поскольку добродетель связана с общественно значимым действием (похвальными приобретёнными свойствами души) и обладает нормативным характером. Согласно «Политике» Аристотеля, государство является естественным образованием, подобным живому организму, а человек – политическим животным. Высшая цель государства (полиса), как и отдельного человека, состоит в «счастливой и прекрасной жизни». Отсюда главной задачей государства является воспитание добродетельных граждан. Аристотель изучил и описал 150 форм правления, известных в то время. Лучшая форма – политика, в ней нет резкого деления на бедных и богатых, а худшая – тирания.
Внутреннее основание нравственного поведения составляет, по Аристотелю, понятие преднамеренности. Преднамеренность включает предварительное взвешивание мотивов, выбор средств, заранее принятое решение. Добродеятельным поступок становится при преобладании разума над аффектами. Источник произвольного в деятеле, знающем обстоятельства, при которых поступок имеет место. Преднамеренность реализуется в конкретных произвольных действиях, служащих свидетельством вменяемости индивида. Непроизвольные действия осуществляются помимо воли индивида. Они могут быть подневольными или совершёнными по неведению в результате остутствия определённой информации. Критерием намеренности и непреднамеренности при этом становится последующее отношение индивида. Кроме этого Аристотель выделяет подгруппу смешанных действий, в которых присутствуют элементы произвольности и непроизвольности. К смешанным действиям относятся совершение постыдного поступка во спасение и действие в неведении. К действию в неведении относится поступки пьяного, который дал своё добровольное согласие на состояние опьянения, но не помнит, что творил.
Аристотель выделяет частную и общую справедливость. Две разновидности частной (специальной) справедливости – распределительная (пропорциональная заслугам) и уравнительная (направительная). Уравнительная справедливость составляет середину между наживой и убытком. Как общее понятие, а не отдельная добродетель, справедливость есть «совершенная добродетель», «срез добродетельности вообще» и «добродетель в целом». Справедливость в широком понимании есть проекция добродетели на полис и критерий того, что есть для граждан благо. Справедливость, отражающая интересы полиса, направляет граждан к благу, превращает их союз в дружеское сообщество. Дружба, относящаяся к зоне индивидуальной ответственности, выступает как сокровенный смысл справедливости: «Когда граждане дружественны, они не нуждаются в правосудности, в то время как, будучи правосудными, они всё же нуждаются ещё в дружественности; из правосудных же отношений наиболее правосудное считается дружестким».
Аристотель считает, что дружба наряду с правосудием определяет все виды взаимоотношений, он называет дружбу полноценной монетой взаимодействия. Дружба в истинном содержании – это такое общение, которое свойственно добродеятельной личности, и входит в понятие счастья. Быть другом означает быть хорошим человеком. В учении о дружбе Аристотель ставит проблему общения, рассматривает количественные и качественные параметры дружбы, предлагает классификацию её видов, например: дружба ради наслаждения, пользы, добродетели и т. д. Столь значимое место и значительный объём отводится Аристотелем дружбе, так как в античное время дружба рассматривалась как одно из условий формирования философского понимания мира.
В учении Аристотеля выделяются три основных образа жизни:
1) чувственный, полный желаний;
2) практически-деятельностный, характеризуемый также как государственно-политический или нравственный, составляющий вторую эвдомонию (человеческое счастье) и получающий продолжение в учении о политике как дружественном союзе;
3) созерцательный, ведущий к высшему счастью, т. е. к первой эвдомонии (божественному счастью), состоящий в интеллектуально-созерцательской, теоритической и философской деятельности.
При выборе в пользу практически-деятельностного образа жизни индивид лишается досуга, он избирает цели расположенные вовне. Созерцательная деятельность отличается сосредоточенностью, не ставит помимо себя никакой иной цели, служит источником удовольствия, способствующее деятельности, характеризуется неутомимостью (насколько это возможно для человека) и наличием досуга. Эта деятельность составит полное и совершенное счастье человека, если охватит полную продолжительность жизни.
Образ жизни, ориентированный на наслаждения, находится за пределами добродетели и счастья
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
Контрольные вопросы... В ч м с вашей точки зрения состоит проблема морального индивида... Каково отношение к смерти имело место в эпоху Античности в целом в героический период и в концепциях отдельных...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Этические концепции Платона и Аристотеля
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов